Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 февраля 1977 г. N 1
"О задачах судов по выполнению Указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР от 8 и от 15 февраля 1977 г. о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство"
26 апреля 1984 г., 16 января 1986 г. N 5
Обсудив доклад Председателя Верховного Суда СССР "О задачах судов по выполнению Указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР от 8 и от 15 февраля 1977 г. о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство", Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что принятые законодательные акты являются важным этапом в дальнейшем совершенствовании законодательства, укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны гарантированных законом прав граждан. Эти акты - свидетельство нового проявления гуманности и демократизма советского законодательства, неуклонного претворения в жизнь решений XXV съезда КПСС о широком привлечении общественности к участию в борьбе с правонарушениями.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
(Пункт 1 не приводится, как содержащий поручение разового характера).
2. Указать судам, что принятые законодательные акты предоставляют им дополнительные возможности для более дифференцированного подхода к решению вопроса об ответственности лиц, совершивших преступления. Суды обязаны строго выполнять требования ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик о применении в предусмотренных законом случаях к лицам, виновным в совершении деяний, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, мер административного взыскания или общественного воздействия вместо привлечения их к уголовной ответственности.
(В редакции постановления Пленума от 26 апреля 1984 г. N 7)
3. При назначении наказания за менее опасные преступления в отношении лиц, которые могут быть исправлены без изоляции от общества, судам надлежит в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о возможности применения к таким лицам наказаний, не связанных с лишением свободы, в частности условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В то же время суды не должны допускать послаблений при назначении наказания виновным в совершении тяжких и других опасных преступлений, а также рецидивистам, упорно не желающим встать на путь исправления.
4. Обратить внимание судов на необходимость неуклонного соблюдения ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик о назначении вида исправительно-трудовой колонии, учитывая, что правильное определение места отбывания наказания имеет важное значение в деле перевоспитания и исправления осужденных, а также предупреждения новых преступлений.
(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5)
5. Предложить судам при решении вопросов об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 44.2 Основ уголовного законодательства) и условно-досрочном освобождении от наказания и замене его более мягким (ст. 44 Основ уголовного законодательства) обеспечить объективное рассмотрение представляемых материалов с тем, чтобы эти нормы во всех случаях применялись обоснованно и были исключены факты условного освобождения лиц, систематически или злостно нарушающих требования режима отбывания наказания.
6. Учитывая важное значение положений ст. 34 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в обеспечении правильного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, судам надлежит острее реагировать на случаи необоснованного применения этой меры, заменяя ее при необходимости иными мерами пресечения.
7. Судам не ослаблять борьбы с хулиганскими проявлениями, последовательно осуществляя меры, направленные на их предупреждение и пресечение.
При рассмотрении дел о хулиганстве тщательно выяснять характер нарушения общественного порядка с тем, чтобы не допускать необоснованного осуждения за правонарушения, которые содержат признаки мелкого хулиганства, и вместе с тем не квалифицировать как мелкое хулиганство действия лиц, совершивших уголовно наказуемые хулиганские проявления.
8. Судам обеспечить строжайшее соблюдение требований закона при разрешении дел о правонарушениях несовершеннолетних, тщательно проверять обоснованность привлечения их к уголовной ответственности, особо осторожно подходить к определению им наказания в виде лишения свободы. Применяя ст. 39' Основ уголовного законодательства об отсрочке исполнения приговора, суды должны внимательно и всесторонне исследовать конкретные обстоятельства дел и данные о личности осужденных, широко привлекать представителей общественных организаций и трудовых коллективов к участию в судопроизводстве, к работе по их исправлению и перевоспитанию, а также к предупреждению правонарушений.
9. Признать необходимым регулярно рассматривать на заседаниях Пленума Верховного Суда СССР практику применения судами новых законодательных актов, своевременно разъясняя возникшие правовые вопросы.
10. Рекомендовать Верховным судам союзных республик систематически изучать и обсуждать на своих пленумах практику применения судами принятых законодательных актов и в необходимых случаях вносить в Верховный Суд СССР предложения о подготовке соответствующих руководящих разъяснений.
(Пункты 11 и 12 не приводятся, как содержащие поручения разового характера).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 февраля 1977 г. N 1 "О задачах судов по выполнению Указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР от 8 и от 15 февраля 1977 г. о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. N 5
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 7