Обсудив материалы обобщения, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в судебной практике по применению законодательства об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду имеются существенные недостатки и упущения.
Отдельные суды, рассматривая представления об условном освобождении в порядке ст. 44.2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, не обеспечивают всестороннее, полное и объективное исследование данных о трудоспособности осужденного, прошлых его судимостях и основаниях освобождения от наказания по предыдущим приговорам, о применении и прекращении принудительного лечения от хронического алкоголизма или наркомании; не предъявляют должной требовательности к качеству представляемых материалов, в которых иногда отсутствуют подробные сведения о личности осужденного.
Обсуждая вопрос о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора, суды иногда учитывают только данные о поведении осужденного, его отношении к труду и обучению за период, непосредственно предшествующий внесению представления об условном освобождении, а не совокупность сведений о личности осужденного и данных, характеризующих его за все время пребывания в исправительно-трудовом учреждении.
Имеются случаи рассмотрения в одном судебном заседании большого числа представлений об условном освобождении. Следствием поверхностного подхода некоторых судов к рассмотрению материалов являются неединичные факты условного освобождения лиц, не вставших на путь исправления.
Требования закона не всегда соблюдаются судами и при направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы, назначенного приговором. Отдельные суды не выясняют с достаточной полнотой обстоятельства уклонения осужденного от работы и допущенных им нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка и установленных правил проживания, не проверяют, применялись ли к лицу в период обязательного срока работы меры дисциплинарного, административного взыскания или общественного воздействия, а также предусмотренные законом дополнительные ограничения. Суды не во всех случаях правильно решают вопрос о зачете времени работы на предприятии (стройке) в срок отбывания наказания, иногда неверно определяют вид исправительно-трудовой колонии, в которую подлежит направлению условно освобожденный.
Определения об условном освобождении и о направлении условно освобожденных в места лишения свободы не всегда содержат подробное обоснование выводов, к которым пришел суд в результате рассмотрения соответствующего представления. В протоколах судебного заседания иногда неполно отражаются действия суда по исследованию материалов и личного дела осужденного, содержание его объяснений и заключения прокурора.
В целях устранения отмеченных недостатков и правильного применения законодательства Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения требований закона, устанавливающего основания и порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, имея в виду, что условное освобождение является важным средством приобщения осужденных к честной трудовой жизни.
При применении ст. 44.2 Основ судам надлежит обеспечивать индивидуальный подход к каждому осужденному, всестороннее, полное и объективное исследование содержащихся в представленных материалах данных с тем, чтобы принимаемые решения являлись законными и обоснованными, способствовали достижению цели исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, и предупреждению совершения ими новых преступлений.
2. Судам необходимо тщательно выяснять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения вопроса о применении или неприменении условного освобождения с обязательным привлечением к труду, а именно: не исключается ли возможность освобождения ввиду несовершеннолетия осужденного или его нетрудоспособности либо в связи с наличием ограничений, установленных ч. 4 ст. 44.2 Основ; отбыл ли осужденный требуемую законом часть назначенного срока лишения свободы; имеются ли достаточные данные, свидетельствующие о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.
3. Учитывая, что условное освобождение с обязательным привлечением к труду может быть применено только к трудоспособным лицам, не подлежат освобождению из мест лишения свободы в порядке ст. 44.2 Основ осужденные, признанные в установленном порядке инвалидами первой, второй и третьей групп, беременные женщины, а также женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины - свыше 60 лет.
4. В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено определением (постановлением) суда либо актом амнистии или помилования, суд при применении условного освобождения с обязательным привлечением к труду должен исчислять фактически отбытую часть лишения свободы, исходя из окончательно установленного срока.
(Пункт 5 признан утратившим силу постановлением Пленума от 16 января 1986 г. N 5.)
6. По смыслу закона условное освобождение с обязательным привлечением к труду может быть применено к лицу, в отношении которого принудительное лечение от алкоголизма или наркомании прекращено судом.
Отбывающие наказание в виде лишения свободы алкоголики и наркоманы, которым принудительное лечение не назначалось в связи с наличием медицинских противопоказаний, условному освобождению с обязательным привлечением к труду не подлежат.
Прошедшими полный курс лечения венерического заболевания следует считать лиц, получивших лечение по утвержденной органами здравоохранения методике и снятых с учета по истечении периода контрольного наблюдения.
7. Обсуждая вопрос о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора, судам надлежит всесторонне учитывать как данные о его поведении, отношении к труду и обучению, участии в политико-воспитательных мероприятиях за все время нахождения в местах лишения свободы, так и иные сведения о личности осужденного (основания освобождения от наказания по ранее вынесенным приговорам, продолжительность времени, прошедшего с момента освобождения от наказания за предыдущие преступления до совершения нового преступления и т.п.).
С особой осторожностью необходимо подходить к решению вопроса о применении ч. 1 ст. 44.2 Основ в отношении лиц: неоднократно судимых к лишению свободы, совершивших тяжкие преступления, не занимавшихся до осуждения общественно полезным трудом, а также ранее освобождавшихся условно с обязательным привлечением к труду либо осуждавшихся с применением ст. 23.2 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, но затем по определению суда направленных для отбывания лишения свободы.
При этом лица, направленные в исправительно-трудовые учреждения из мест обязательного привлечения к труду, должны отбыть часть срока лишения свободы, достаточную для вывода о возможности в дальнейшем их исправления и перевоспитания без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора.
(В редакции постановления Пленума от 26 апреля 1984 г. N 7.).
8. Судам следует иметь в виду, что ст. 44.2 Основ не предусматривает возможности освобождения от дополнительного наказания, назначенного приговором.
В случае условного освобождения с обязательным привлечением к труду лица, которому приговором назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, срок дополнительного наказания следует исчислять со дня вынесения определения об условном освобождении. Если условно освобожденный направляется для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, течение этого срока приостанавливается со дня вынесения определения суда о направлении в места лишения свободы.
9. Представления об условном освобождении с обязательным привлечением осужденного к труду рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ст. 369 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК других союзных республик).
Суды не должны назначать к рассмотрению материалы, не отвечающие требованиям закона, в частности не содержащие данных, характеризующих поведение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания, сведений о судимостях, об отбытии установленной законом части срока наказания по последнему приговору, а также о трудоспособности, прекращении принудительного лечения от алкоголизма или наркомании и т.п.
Если в поступившем материале и в личном деле осужденного не имеется достаточных данных и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно или отсутствует выписка из решения наблюдательной комиссии, судья обязан возвратить материал для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то суд должен вынести соответствующее определение с указанием оснований, по которым материал возвращен.
10. Определение об условном освобождении с обязательным привлечением к труду либо об отказе в нем, помимо других данных, должно содержать подробные сведения о личности осужденного, в том числе о судимостях с указанием оснований освобождения от наказания по предыдущим приговорам, а также мотивы и основания, руководствуясь которыми суд применил условное освобождение либо отказал в нем.
В резолютивной части определения об условном освобождении надлежит указывать, что осужденный освобождается из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду на неотбытый срок, длительность неотбытого срока и что по прибытии к месту работы лицо подлежит освобождению из-под стражи.
11. После оглашения определения об условном освобождении председательствующий в судебном заседании обязан разъяснить осужденному существо принятого решения и последствия уклонения от работы, систематических или злостных нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания, о чем делается запись в протоколе судебного заседания.
12. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством союзных республик основанием для рассмотрения вопроса о направлении условно освобожденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, является представление органа, ведающего исполнением наказания, либо совместное представление этого органа и наблюдательной комиссии, которое вносится в суд по месту работы лица, а в случаях самовольного выезда условно освобожденного - представление органа внутренних дел, направляемое в суд по месту задержания.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 7 ст. 39.2 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, условно освобожденный, самовольно выехавший за пределы административного района по месту работы или не возвратившийся в установленный срок из отпуска или командировки на предприятие (стройку), может быть направлен судом по месту задержания в исправительно-трудовую колонию, если будет установлено, что он имел цель уклониться от работы. При отсутствии указанных данных суд вправе отказать в удовлетворении представления и обязать орган внутренних дел направить условно освобожденного к месту работы.
(В редакции постановления Пленума от 16 января 1986 г. N 5.).
13. Рассматривая представления о направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, суды должны тщательно выяснять все обстоятельства, связанные с уклонением этих лиц от работы либо с нарушением ими трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания. Направление в места лишения свободы может иметь место в случаях, когда указанные нарушения носят злостный или систематический характер, а принятые к лицу меры дисциплинарного, административного взыскания или общественного воздействия либо установленные для него дополнительные ограничения не дали положительного результата.
14. По смыслу ч. 5 ст. 44.2 Основ время, в течение которого условно освобожденный фактически работал на предприятии (стройке), подлежит зачету в срок отбывания наказания частично или полностью с учетом его отношения к труду, а время уклонения от работы в этот срок не засчитывается.
Время, в течение которого условно освобожденный содержался под стражей в связи с направлением к месту работы, а также задержанием в порядке ч. 6 ст. 39.2 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, во всех случаях должно включаться в срок отбывания наказания.
15. Описательная часть определения о направлении условно освобожденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, должна содержать данные, на основании которых суд пришел к выводу об уклонении лица от работы либо признал систематическими или злостными допущенные им нарушения трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания, а также указание о времени, засчитанном в срок отбывания наказания, и мотивов, которыми руководствовался суд при решении вопроса о зачете.
В резолютивной части определения необходимо указывать срок, подлежащий отбыванию в местах лишения свободы, и начало его исчисления, вид исправительно-трудовой колонии и решение о заключении лица под стражу. При этом осужденный подлежит направлению в колонию того вида, из которой он был условно освобожден, а в случае, когда лицо по достижении совершеннолетия было освобождено условно из воспитательно-трудовой колонии, надлежит руководствоваться правилами частей 4 и 5 ст. 23 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
16. При направлении условно освобожденного в места лишения свободы по основаниям, указанным в части 5 ст. 44.2 Основ, суд вправе при наличии соответствующего медицинского заключения применить к такому лицу принудительное лечение от алкоголизма или наркомании.
17. В соответствии с частью 6 ст. 44.2 Основ при совершении условно освобожденным в течение обязательного срока работы нового преступления, суд к наказанию, назначенному за новое преступление, полностью или частично присоединяет неотбытую часть обязательного срока работы. Отбытой частью в этих случаях следует считать время, которое условно освобожденный находился под стражей в связи с направлением к месту работы, а также время, в течение которого он фактически работал на предприятии (стройке).
В случае, когда условно освобожденный в период обязательного срока работы отбывал дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, к основному наказанию, назначенному по совокупности приговоров, полностью или частично присоединяется неотбытая на момент вынесения нового приговора часть этого дополнительного наказания.
(В редакции постановления Пленума от 26 апреля 1984 г. N 7.).
18. Решая вопрос о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо о направлении для отбывания лишения свободы условно освобожденного, получившего инвалидность первой или второй группы по причинам, не связанным с его производственной деятельностью, суд должен учитывать тяжесть совершенного преступления, конкретные обстоятельства получения инвалидности, личность осужденного, его поведение и отношение к труду в период обязательного срока работы, а также время, оставшееся до истечения этого срока.
19. Судам, при наличии к тому оснований, необходимо ставить перед органами, ведающими исполнением наказания, и руководителями предприятий (строек) по месту работы условно освобожденных вопрос об устранении причин и условий, способствовавших уклонению указанных лиц от работы, совершению ими нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка и установленных правил проживания.
20. Рекомендовать судам в целях усиления воспитательного воздействия рассматривать представления о направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, по месту работы или проживания условно освобожденных.
21. Копия определения об условном освобождении с обязательным привлечением осужденного к труду подлежит направлению в суд, постановивший приговор, а копии определения о направлении условно освобожденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, - в суд, постановивший приговор, и суд, вынесший определение об условном освобождении в порядке ст. 44.2 Основ.
22. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов необходимо усилить надзор за точным исполнением закона при рассмотрении представлений об условном освобождении и о направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы и принимать своевременные меры к исправлению допускаемых ошибок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 ноября 1978 г. N 9 "О судебной практике по применению условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 26 апреля 1984 г. N 7 и от 16 января 1986 г. N 5)
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР N 1, 1979 г., стр. 7-12