Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 апреля 1988 г. N 3
"О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора"
Настоящее постановление фактически прекратило действие
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 признано не действующим на территории РФ
В связи с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. "О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой" Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Изложить пп. 5, 9, 10, 12, 15, 16, 16.1, 21, 24, 24.1 постановления Пленума от 26 апреля 1984 г. "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора" в следующей редакции.
"5. В силу ст. 10 Основ срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон на определенный срок, но не более чем на три года, а также на время выполнения определенной работы. Для отдельных случаев законодательством может быть установлен иной предельный срок заключения срочного трудового договора. Например, с работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии по старости, договор по соглашению сторон может быть заключен (перезаключен) на срок до двух лет, т.е. вместо договора на неопределенный срок может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 18.1 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик).
На рабочих и служащих, с которыми заключен срочный трудовой договор, распространяется законодательство о труде, регулирующее отношения по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, за исключением случаев, предусмотренных законом (прекращение трудового договора в связи с истечением его срока - п. 2 ст. 15 Основ; досрочное расторжение срочного трудового договора по требованию работника - ч. 3 ст. 16 Основ и др:)".
"9. Согласно ст. 18 Основ расторжение трудового договора по инициативе администрации не допускается без согласия профсоюзного комитета за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР.
Это требование применяется и тогда, когда трудовой договор с некоторыми категориями рабочих и служащих расторгается по инициативе администрации по дополнительным основаниям, предусмотренным действующим законодательством (при совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, или в связи с виновными действиями работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации).
Суд, выявив, что увольнение работника произведено без согласия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, должен в соответствии со ст. 91 Основ отложить рассмотрение дела до разрешения профсоюзным комитетом вопроса о даче согласия на расторжение трудового договора, назначив день нового судебного разбирательства, и если оно будет дано, продолжить разрешение спора. Следует иметь в виду, что в случае отказа в даче согласия на увольнение работника профсоюзный комитет принимает решение о восстановлении его на работе самостоятельно. Прекращение судом производства по делу производится в этом случае на основании п. 4 ст. 41 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
Таким же должен быть порядок разрешения возникшего спора и в том случае, когда решение принято профсоюзным комитетом в неправомочном составе.
Суд обязан отложить разрешение спора также, при отсутствии согласия других органов, если оно требуется для увольнения некоторых категорий работников (соответствующего Совета народных депутатов, а в период между сессиями - исполнительного комитета Совета народных депутатов, вышестоящего профсоюзного органа, совета трудового коллектива, районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, районного, городского, районного в городе комитета народного контроля и т.п.). После рассмотрения вопроса этими органами суд разрешает спор с учетом принятого ими решения.
Временная нетрудоспособность работника и нахождение его в ежегодном отпуске не прерывают месячного срока, в течение которого администрация, получив согласие профсоюзного комитета (ст. 35 КЗоТ РСФСР и соответствующие статьи КЗоТ других союзных республик), а в надлежащих случаях также совета трудового коллектива или вышестоящего профсоюзного органа (ст. 99 Основ), вправе расторгнуть трудовой договор.
Не требуется согласия профсоюзного комитета на прекращение трудового договора в случаях увольнения работника в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 15 Основ), направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий и нарушения администрацией установленных правил приема на работу (п. 4 ст. 106 Основ), поскольку во всех этих случаях трудовой договор прекращается не по инициативе администрации. Не требуется такого согласия и при увольнении работника в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации".
"10. Разрешая иски о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 17 Основ), суды обязаны выяснять, прекращена ли деятельность предприятия, учреждения, организации, произведено ли в действительности сокращение численности или штата работников, соблюдены ли администрацией нормы трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работника".
"12. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по п. 1 ст. 17 Основ в связи с сокращением численности или штата работников, а также по п.п. 2 и 6 ст. 17 Основ, суд обязан проверить, соблюден ли порядок увольнения по этим основаниям. В связи с этим необходимо истребовать доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу, либо о том, что администрация не имела возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации. При расторжении трудового договора по п. 1 ст. 17 Основ следует также выяснить, не имеет ли высвобождаемый работник преимущественного права на оставление на работе, предупреждался ли он за 2 месяца о предстоящем увольнении.
При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения, засчитывая срок предупреждения, в течение которого он работал.
Судам следует иметь в виду, что при проведении сокращения численности или штата работников администрация вправе в пределах однородных профессий и должностей произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по указанному основанию менее квалифицированного работника. Если администрация этим правом не воспользовалась, суд не должен входить в обсуждение вопроса о целесообразности такой перестановки (перегруппировки)".
"15. При разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по п. 7 ст. 17 Основ (появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения), суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического или токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием. Для работника, рабочий день которого не нормирован, время нахождения на работе сверх установленной общей продолжительности является рабочим.
Нетрезвое состояние работника либо наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом".
"16. Увольнение за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п.п. 3, 4, 7 ст. 17 Основ) является мерой дисциплинарного взыскания; поэтому увольнение по указанным основаниям допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня его совершения",
"16.1. Рассматривая дела по спорам о расторжении трудового договора в связи с совершением по месту работы хищения государственного или общественного имущества (в том числе мелкого), суды должны учитывать, что по этому основанию могут быть уволены работники, вина которых установлена вступившим в законную силу приговором суда либо в отношении которых состоялось постановление компетентного органа о наложении административного взыскания, а равно решение трудового коллектива, товарищеского суда или общественной организации о применении меры общественного воздействия.
Установленный месячный срок для применения такой меры дисциплинарного взыскания исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда, а в остальных случаях - со дня принятия решения об административном взыскании либо о применении меры общественного воздействия трудовым коллективом, товарищеским судом, общественной организацией".
"21. В случае, когда работник уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, но восстановление его на прежней работе невозможно вследствие прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, суд признает увольнение неправильным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации (упразднении) предприятия, учреждения, организации, а в надлежащих случаях правопреемника выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула, но не более чем за три месяца. Одновременно суд признает работника уволенным по п. 1 ст. 17 Основ в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. При необходимости суд ставит вопрос перед указанными органами об оказании помощи уволенному работнику в трудоустройстве".
"24. В силу ст. ст. 12 и 13 Основ перевод на другую работу допускается только с согласия работника, за исключением временного перевода при производственной необходимости или простое (ст. 14 Основ), а также перевода на другую работу (смещении на низшую должность) в качестве применения меры дисциплинарного взыскания (ст. 56 Основ).
Переводом на другую работу, требующим согласия работника, следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности.
Не считается переводом, требующим согласия работника, перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение на территории предприятия, учреждения, организации, в пределах той же местности, поручение работы на другом механизме, агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором. Перемещение работника недопустимо, если оно противопоказано ему по состоянию здоровья.
В том случае, когда в связи с произведенными изменениями в организации производства и труда произошло изменение существенных условий труда - систем и размеров оплаты, льгот, режима работы, установлении и отмене неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других, работник должен быть поставлен в известность о произведенных изменениях не позднее чем за два месяца. Трудовой договор с работником, отказавшимся от продолжения работы при существенно изменившихся условиях в связи с изменениями в организации производства и труда, подлежит прекращению по п. 6 ст. 15 Основ.
Если при рассмотрении спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено администрацией не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на администрацию обязанности восстановить его прежние условия труда.
Предусмотренный ч. 1 ст. 14 Основ временный перевод рабочего или служащего без его согласия для замещения работника может производиться в случаях, когда работник отсутствует на работе в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в командировке и т.п.
Временный перевод на работу по вакантной должности может быть произведен лишь с согласия работника, кроме случаев, когда такой перевод вызван производственной необходимостью.
Перевод рабочего или служащего на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок в порядке применения дисциплинарного взыскания допускается с учетом специальности (профессии) работника, за исключением случаев перевода за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсическою опьянения, когда такой перевод может быть произведен без учета его специальности (профессии).
При разрешении дел, связанных с переводом на другую работу, суд должен иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе на законных основаниях признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом".
"24.1. При рассмотрении дел о восстановлении на работе в связи с выведением работника из состава производственной бригады судам следует иметь в виду, что в силу ст. 99.6 Основ коллектив бригады вправе требовать от администрации выведения из состава бригады работника в случае сокращения численности бригады, несоответствия работника выполняемой работе и в других случаях, предусмотренных ст. 17 Основ. Администрация, не усмотрев оснований для увольнения, переводит такого работника с его согласия на другую работу с учетом специальности (квалификации), а если такой работы не имеется - на иную работу. При отсутствии работы, а также при отказе от предложенной работы трудовой договор с работником, выведенным из состава бригады, подлежит расторжению по основаниям, указанным в ст. 17 Основ".
2. Дополнить названное постановление Пленума п.п. 10.1, 23.1, 27.1 следующего содержания:
"10.1. При рассмотрении дел по искам о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 1.1 ст. 17 Основ, суды должны проверять, достиг ли работник пенсионного возраста для получения пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и имеет ли он право на получение полной пенсии по старости.
Следует иметь в виду, что срочный трудовой договор, заключенный с лицами, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии по старости, не может быть расторгнут по п. 1 ст. 17 Основ.
Предусмотренный п. 1.1 ст. 17 Основ порядок прекращения трудовых отношений не применяется к случаям увольнения работников, избранных на должности трудовым коллективом, а также к случаям, когда законодательством установлен иной порядок освобождения от работы по возрасту".
"23.1. Согласно ст. 136 КЗоТ РСФСР и соответствующим статьям КЗоТ других союзных республик суд, рассматривая трудовой спор по иску о признании неправильным наложения дисциплинарного взыскания, вправе, учитывая тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу и поведение рабочего или служащего, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, признать его неправильным."
"27.1. Согласно ч. 4 ст. 90 Основ не подлежат рассмотрению жалобы, поданные по истечении одного года со дня вступления в законную силу решения суда об отказе в восстановлении на работе, независимо от того, что эти решения вынесены до вступления в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г.".
3. Внести в указанное постановление следующие изменения:
а) абзац первый п. 1 дополнить словами: "о снижении квалификации на один разряд за грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества продукции; об изменении по результатам аттестации должностного оклада служащему в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности и категории";
б) в абзаце втором п. 25 после слов "по основаниям, не предусмотренным Законом", вставить слова: "перевод на другую работу или увольнение члена совета трудового коллектива без согласия совета трудового коллектива";
в) из абзаца третьего п. 27 исключить слова "за задержку расчета при увольнении";
г) в абзаце четвертом п. 27 после слов "восстановленного на прежней работе" вставить слова: "или в случае признания его увольнения неправильным (п. 21 настоящего постановления)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 апреля 1988 г. N 3 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящее постановление фактически прекратило действие
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 3 признано не действующим на территории РФ