Точное соблюдение гражданского процессуального законодательства, демократических принципов судопроизводства являются одним из важнейших условий правильного осуществления правосудия по гражданским делам, обеспечения надежной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
Изучение судебной практики показало, что при осуществлении правосудия по этим делам все еще допускаются ошибки и недостатки, необходимость устранения которых указывалось в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции". Нередки факты слабой подготовки дел к судебному рассмотрению, многократного переноса их слушания, что порождает волокиту в их разрешении по существу. Не всегда всесторонне и полно исследуются обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, вследствие чего постановляется немало неправильных судебных решений. Чаще других ошибки в разрешении дел допускают многие суды Таджикской, Узбекской, Азербайджанской, Казахской, Молдавской союзных республик.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. N 3 постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 10 признано не действующим на территории РФ
При рассмотрении наиболее актуальных трудовых, жилищных и некоторых других гражданских дел не всегда, проявляется должная активность в обеспечении участия в них представителей общественности и трудовых коллективов. Дела, имеющие общественное значение, редко рассматриваются в выездных судебных заседаниях в условиях большей гласности. По многим делам не выносятся частные определения о выявленных нарушениях законности или существенных недостатках в работе организаций и должностных лиц. Слабо осуществляется контроль за исполнением вынесенных частных определений.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строжайшего соблюдения принципов законности, независимости судей и народных заседателей, гласности, равноправия сторон в процессе, коллегиальности в обсуждении и разрешении вопросов по рассматриваемым делам, других демократических принципов социалистического правосудия. Каждое гражданское дело должно быть рассмотрено в установленный законом срок, на высоком профессиональном уровне, а принятое решение - обеспечивать защиту трудовых, жилищных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан и организаций. Суды обязаны решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных гражданских дел, от кого бы они ни исходили.
2. Верховным Судам союзных республик принять эффективные меры к совершенствованию работы судов по осуществлению правосудия по гражданским делам. Усилить контроль за выполнением постановления Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции", систематически анализировать практику соблюдения судами установленного законом порядка производства по гражданским делам, и принимать действенные меры к устранению выявленных недостатков.
3. Установленные при рассмотрении гражданских дел факты бесхозяйственности, расточительства, нарушений государственной, договорной и плановой дисциплины в хозяйственной деятельности, выпуска недоброкачественной продукции, приписок, волокиты с внедрением изобретений, рационализаторских предложений, попустительства прогульщикам, пьянству на работе, извлечения нетрудовых доходов, а также факты нарушения прав и законных интересов граждан должны влечь вынесение частных определений, а в соответствующих случаях - возбуждение уголовных дел.
4. Внести в постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 10 "О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции" следующие изменения и дополнения:
а) третий и четвертый абзацы пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Перечень оснований к оставлению заявления без движения, предусмотренный ст. 130 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик, является исчерпывающим. Содержащееся в этих статьях правило применено не только к исковым заявлениям, но и к заявлениям по делам особого производства, а также к жалобам и заявлениям по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Согласно ст. 315 ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК других союзных республик, определение об оставлении заявления без движения обжалованию и опротестованию в суд кассационной инстанции не подлежит, за исключением случаев, когда оно вынесено по мотиву неуплаты государственной пошлины.
Приняв заявление по делу, судья оказывает заинтересованным лицам содействие, когда в этом возникает необходимость, в получении доказательств или истребует их по своей инициативе";
б) дополнить пункт 2 абзацами шестым и седьмым следующего содержания:
"Судья не вправе откладывать разрешение вопроса о принятии заявления до представления заинтересованными лицами соответствующих доказательств. Следует исключить из практики случаи оформления принятия заявления или отказа в этом резолюцией, а не вынесением определения, как это предусмотрено законом. Определение о принятии к производству суда заявления, поданного с соблюдением требований, изложенных в ст.ст. 126 и 127 ГПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК других союзных республик, либо об отказе в таком принятии должно быть вынесено, как правило, в день его поступления в суд.
После устранения недостатков в поданном заявлении (ст. 130 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), датой его принятия к производству суда надлежит считать день первоначального представления";
в) первое и второе предложения третьего абзаца пункта 4 изложить в следующей редакции:
"Дело по иску к лицу, осужденному к лишению свободы, либо содержащемуся в воспитательно-трудовом или лечебно-трудовом профилактории, рассматривается с соблюдением общих правил о подсудности. Если иск к такому лицу предъявляется в порядке ст. 117 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик, то следует исходить из его последнего места жительства до осуждения или направления в воспитательно-трудовой либо лечебно-трудовой профилакторий";
г) абзац второй пункта 8 дополнить предложением:
"В случае выхода за пределы предмета иска суд вправе мотивировать решение по делу ссылкой и на факты, которые не приводились истцом в обоснование своих требований, если они были всесторонне исследованы и установлены в судебном заседании";
д) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. На основании ч. 3 ст. 17 Основ гражданского судопроизводства обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. В частности, не могут подтверждаться показаниями свидетелей правоотношения, указанные в ст. 46, ст. 209, ч. 2 ст. 269, ст. 405 ГК РСФСР и соответствующих статьях ГК других союзных республик.
Факт заключения сделки, подлежащей в силу закона нотариальному удостоверению, может быть подтвержден лишь нотариально оформленным документом. При доказанности же, что такая сделка хотя и не была нотариально оформлена, но полностью или частично исполнена одной из сторон и ничего противозаконного не содержит (ч. 2 ст. 47 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик), она может быть признана действительной со ссылкой на средства доказывания, предусмотренные ч. 2 ст. 17 Основ гражданского судопроизводства (кроме показаний свидетелей).
В случае необходимости судом могут быть приняты в качестве письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд может также исследовать представленные звуко-видео записи. Эти материалы оцениваются в совокупности с другими доказательствами";
е) пункт 15 постановления изложить в следующей редакции:
"15. Согласно ст. 36 Основ гражданского судопроизводства, общественные организации и трудовые коллективы, не являющиеся стороной в деле, надлежит извещать о поступивших в суд заявлениях по делам, рассмотрение и разрешение которых имеет общественное значение, разъяснять им права и обязанности, а также порядок выделения представителей для участия в судебном разбирательстве. Вопрос о полномочиях представителя общественной организации или трудового коллектива подлежит обсуждению в судебном заседании, независимо от того, что он был предметом рассмотрения в ходе подготовки дела. Трудовой коллектив организации вправе направить своего представителя для изложения суду мнения коллектива по поводу рассматриваемого дела и в случай, если организация не наделена правами юридического лица. Полномочия представителей общественных организаций и трудовых коллективов удостоверяются выписками из постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива, принятого в связи с рассматриваемым судом делом";
ж) пункт 17 постановления изложить в следующей редакции:
"17. Дело должно быть подготовлено к судебному разбирательству и рассмотрено не позднее сроков, установленных ст. 99 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик, в том числе и в случае передачи его на новое рассмотрение по первой инстанции в связи с отменой первоначального решения. При этом следует иметь в виду, что для разрешения дел о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, и по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, законом установлены более краткие сроки";
з) пункт 20 постановления дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"В случаях, предусмотренных ст. 352 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик, расходы по розыску должника взыскиваются на основании определения судьи, вынесенного по заявлению органа внутренних дел";
и) в абзаце втором пункта 23 постановления после слов "В случае, если оглашение частного определения признано нецелесообразным, суд объявляет в судебном заседании о вынесении им такого определения" включить предложение: "Лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с частным определением и тогда, когда оно не было оглашено в судебном заседании (ст. 30 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик)";
к) дополнить постановление пунктами 1.1, 7.1 следующего содержания:
"1.1 Вся деятельность судов по рассмотрению гражданских дел должна осуществляться на основе строжайшего соблюдения демократических принципов, закрепленных в Конституции СССР и Основах гражданского судопроизводства: законности, равноправия сторон в процессе, гласности судебного разбирательства, независимости судей и народных заседателей при осуществлении правосудия и подчинения их только закону, коллегиальности и других принципов судопроизводства.
При наличии в деле особого мнения председательствующего или народного заседателя, лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с ним, как и с любыми другими материалами, приобщенными к делу (ст. 30 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик)".
"7.1. В соответствии со ст. 28 Основ гражданского судопроизводства граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители. С момента приобретения ими гражданской процессуальной дееспособности функции законного представителя родителей, усыновителей, опекунов или попечителей прекращаются. Устранение из процесса законного представителя оформляется определением. В этом случае суд может при необходимости допросить родителей или лиц, их заменяющих, в качестве свидетелей с соблюдением установленного законом порядка".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3 "О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1987 г., N 3, стр. 15-18, в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", апрель 1987 г., N 4