Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2009 г. N ВКПИ09-135
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-52 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И., при секретаре Деньгуб Е.П., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Пайгина Р.Х., а также представителей Правительства РФ - советника юридического отдела административно-правового Департамента Министерства регионального развития РФ Акопян Г.Л. и консультанта отдела нормативно-правового обеспечения Департамента государственной жилищной политики указанного министерства Исаевой О.В., Министерства юстиции РФ - заместителя начальника отдела по общим положениям гражданского законодательства Департамента гражданского и социального законодательства Минюста России Светличной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильменейкина П.Е. о признании абз. 2 п. 2, п. 6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах" и подп. "а" п. 1 "Правил приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным постановлением, недействующими, поскольку они противоречат ст.ст. 3, 4, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, установила:
Обращаясь в Верховный Суд РФ с указанным заявлением, Ильменейкин считает что, оспариваемые им нормы постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 применимы в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
По мнению заявителя, данная формулировка ограничивает его права, как не состоящего на учете нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы, но учтенного в списках граждан, изъявивших желание для перемены места жительства в порядке переселения из закрытого военного городка.
Ильменейкин полагает, что основным критерием для применения постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 в свете требований ст.ст. 3, 4, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ является нуждаемость гражданина в жилом помещении, иное толкование ведет к нарушению единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих.
Оспаривая законность п. 6 вышеуказанного постановления Правительства РФ, заявитель указывает, что Правительство РФ не имело правомочий поручать Министерству обороны РФ совместно с другими министерствами подготовку проекта акта, регламентирующего порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
В возражениях на заявление представители Правительства РФ и Министерства юстиции РФ просили в удовлетворении требований Ильменейкина отказать.
В связи с ходатайством заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, гражданское дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в его отсутствие.
Представители Правительства РФ Акопян Г.Л., Исаева О.В., а также Министерства юстиции РФ Светличная С.Н. в суде возражали против удовлетворения требований Ильменейкина, заявив, что абз. 2 п. 2, п. 6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах" и подп. "а" п. 1 "Правил приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным постановлением, не противоречат ст.ст. 3, 4, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и прав заявителя не нарушают.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, данная норма указывает о праве военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, получить жилье в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства. Порядок же реализации данной нормы предписано определить Правительству РФ.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902, отдельные нормы которого оспаривает заявитель, издано не во исполнение абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как это представляется Ильменейкину, а в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами не всех, а некоторых категорий граждан, установленных законодательством.
В соответствии со ст.ст. 13, 15, 20 Федерального Конституционного закона "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 года Правительство РФ осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, а также обеспечивает исполнение бюджета и социальные гарантии для военнослужащих.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008-2009 годы) названного постановления, Правительство РФ, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств в размере 21.000 миллиона рублей Министерству обороны РФ на обеспечение жильем военнослужащих и 11.601 миллионов рублей для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы подпадают под действие приятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.
Данным постановлением также утверждены "Правила приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", подп. "а" п. 1 которых указывает, что названные правила определяют порядок приобретения Министерством обороны РФ и подведомственным Министерству регионального развития РФ федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" квартир в многоквартирных домах для последующего их предоставления, в том числе вышеуказанной категории лиц.
Ссылка заявителя на ст.ст. 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и на ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, которым якобы противоречат абз. 2 п. 2 постановления Правительства от 4 декабря 2008 года N 902 и подп. "а" п. 1 "Правил...", утвержденных этим же постановлением, является беспредметной.
Указанные законодательные нормы определяют гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, правовые основы статуса военнослужащих, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в прямой постановке не регулируют вопросы стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами в многоквартирных домах граждан, уволенных с военной службы, как это детально прописано в указанном постановлении Правительства РФ.
Таким образом, приведенные нормы постановления Правительства РФ не соотносятся ни с ст.ст. 3, 4 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, и им не противоречат, поскольку не регламентируют порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по социальному найму.
Что же касается права на выбор места жительства самого Ильменейкина П.В., то оно постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 также не регламентируется, поскольку, как видно из представленных материалов, он состоит на учете нуждающихся в отдельных списках граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с подп. "б" п. 5 "Правил...", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
Утверждение заявителя о незаконности п. 6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 безосновательно.
В соответствии со ст. 23 Федерального Конституционного закона "О Правительстве РФ" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
При этом, согласно п. 9 и подп. 30 п. 10 "Положения о Министерстве обороны РФ", утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны РФ подчиняется непосредственно Президенту РФ и Председателю Правительства РФ. Он представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В этой связи оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Ильменейкина П.В. о признании абз. 2 п. 2, п. 6 постановления Правительства РФ от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах" и подп. "а" п. 1 "Правил приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным постановлением, недействующими и противоречащими ст.ст. 3, 4, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда |
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2009 г. N ВКПИ09-135
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-52 настоящее решение оставлено без изменения