Письмо Госналогслужбы РФ от 18 декабря 1998 г. N 18-2-04/977
См. также письмо МНС РФ от 24 мая 1999 г. N АС-6-18/422
Правовое управление Госналогслужбы России рассмотрело письмо Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу от 01.12.98 N 17-05/14965 и сообщает следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12.10.98 N 24-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" лишь неисполненные решения органов государственной власти, основанные на актах, признанных неконституционными, в установленных федеральным законом случаях подлежат пересмотру.
Во исполнение данного положения письмом Госналогслужбы России от 20.10.98 N ВП-6-11/749@ было разъяснено, что выставленные и неисполненные инкассовые поручения налоговых органов по состоянию на 12.10.98 подлежат отзыву в том случае, когда с расчетных счетов налогоплательщиков суммы налогов и сборов уже списаны кредитными организациями по их платежным поручениям.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" порядок и особенности исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса должны быть изложены в самом решении Конституционного Суда.
Вместе с тем, упомянутое Постановление Конституционного Суда Российской Федерации не содержит в отношении налоговых органов каких-либо указаний по пересмотру ими своих исполненных решений и возврату (зачету) ранее взысканных сумм налоговых платежей.
Таким образом, ни федеральными законами, ни вышеупомянутым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не предусмотрена обязанность налоговых органов производить возврат или зачет "повторно" взысканных до 12.10.98 сумм налоговых платежей.
Начальник
Правового управления
государственный советник
налоговой службы II ранга |
В.И.Черемискин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 18 декабря 1998 г. N 18-2-04/977
Текст письма официально опубликован не был