Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2011 г. N 49-Г10-101
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего Меркулова В.П.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2010 года, которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 16 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 1 "Об обеспечении детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания в Республике Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
12 января 2007 года Правительством Республики Башкортостан принято постановление N 1 "Об обеспечении детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания в Республике Башкортостан", которым утверждено Положение о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания.
Пунктом 16 названного Положения предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с бесплатным обеспечением детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Расходы местных бюджетов на указанные цели учитываются ежегодно при определении межбюджетных отношений в соответствии с законодательством.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пункта 16 Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В обоснование заявления прокурор указал, что бесплатное обеспечение детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания не отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения и является полномочием субъекта Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормы, по мнению прокурора, свидетельствуют о финансировании расходов на бесплатное обеспечение детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае Республики Башкортостан.
Прокурор полагал, что оспариваемая норма противоречит статье 31 Бюджетного кодекса РФ, пунктам 1, 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающим принципы самостоятельности бюджетов и самостоятельного финансирования субъектом Российской Федерации расходных обязательств, возникающих при реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного с Российской Федерацией ведения.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2010 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со статьями 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно подпунктам "ж", "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпункте 24 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 2 которой предусматривает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Вопросы местного значения определены статьями 14, 15, 16 названного Федерального закона.
К их числу не относится бесплатное обеспечение детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Учитывая, что бесплатное обеспечение детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания не относится к вопросам местного значения, и установив, что в Республике Башкортостан отсутствует закон, которым органы местного самоуправления наделялись бы соответствующими полномочиями субъекта Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству, названному в заявлении прокурора.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что органы местного самоуправления действуют в рамках закрепленных за ними функций по созданию условий социальной защиты отдельных категорий граждан (статьи 14, 15, 16 Федерального закона N 131-ФЗ), и правильно указано в решении, что возложение на органы местного самоуправления таких функций означает наделение их государственными полномочиями в нарушение установленного федеральным законодательством порядка, предполагающего наделение органов местного самоуправления полномочиями законом субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Судом установлено, что в Республике Башкортостан действует закон Республики Башкортостан от 15 июля 2005 года N 203-з "О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан", определяющий порядок регулирования межбюджетных отношений, порядок и условия предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан.
Законом Республики Башкортостан от 2 декабря 2009 года N 187-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год" определен объем межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджеты органов местного самоуправления.
Возражая против удовлетворения заявления прокурора, представители заинтересованных лиц указывали, что финансирование расходов, связанных с бесплатным обеспечением детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан путем перечисления трансфертов муниципальным образованиям ежемесячно по 1/12 из общей суммы запланированных расходов на текущий год.
Суд, по мнению Судебной коллегии, обоснованно исходил из того, что названные доводы не свидетельствуют о реализации бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания за счет межбюджетных трансфертов, направляемых из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам (субсидий и субвенций).
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения (статья 7 закона Республики Башкортостан от 15 июля 2005 года N 203-з), тогда как вопросы бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания не относятся к вопросам местного значения.
Субвенции предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Республики Башкортостан, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (статья 8 закона Республики Башкортостан от 15 июля 2005 года N 203-з).
Судом установлено, что органам местного самоуправления не передавались государственные полномочия Республики Башкортостан по обеспечению детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, соответственно в бюджете Республики Башкортостан не предусматривались субвенции в целях обеспечения расходных обязательств, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы, которые аналогичны тем, которые являлись предметом проверки суда и получили его оценку.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2011 г. N 49-Г10-101
Текст определения официально опубликован не был