Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 11515/10 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, поскольку действующим законодательством налоговым органам не предоставлено права на осуществление контроля исполнения банками спорных обязанностей путем проведения выездных налоговых проверок

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговые органы не вправе проводить выездные проверки банков по вопросам исполнения обязанностей, возложенных на них НК РФ.

Речь идет об обязанностях банков, связанных с перечислением средств на уплату налогов, сборов, штрафов; с приостановлением операций по счетам налогоплательщиков; с налоговым учетом и т. д.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ, разъяснив следующее.

В силу НК РФ налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Проверка соблюдения кредитной организацией названных обязанностей путем проведения выездной проверки законодательством не предусмотрена.

Вывод о том, что такую проверку можно рассматривать в качестве формы налогового контроля, который предусмотрен Законом о налоговых органах, ошибочен.

Этим законом налоговым органам предоставлено право контролировать выполнение кредитными организациями перечисленных обязанностей в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом по согласованию с ЦБР.

Между тем такой порядок не утвержден.

Кроме того, Президиум подчеркнул, что информацию о наличии счетов, об остатках средств по ним, а также выписки операций по счетам налоговый орган вправе запрашивать у банка только по определенным основаниям. Таковыми являются мероприятие налогового контроля в отношении организаций или предпринимателей (применительно к счетам которых и запрашиваются сведения), принудительное взыскание налоговой задолженности, а также принятие решения о приостановлении операций по счетам. Иные случаи не допускаются.

Следует отметить, что приведенная позиция в части проведения проверок банков совпадает с выводами Минфина России (в частности, изложенными в письме от 27.05.2009 N 03-02-07/1-274).

 

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 11515/10

 

Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 4

 

Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 18.02.2011