Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях единообразного применения процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), разъясняет:
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления в отношении градообразующей организации, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по ходатайству участвующих в деле органа местного самоуправления, соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" внешнее управление градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом на срок не более одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления (в отличие от максимального срока продления внешнего управления, равного шести месяцам, установленного пунктом 4 статьи 68 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В случае, если органом местного самоуправления, соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующими в деле, предоставлено поручительство по обязательствам должника, по ходатайству указанных лиц срок внешнего управления градообразующей организации может быть продлен до десяти лет.
При применении вышеуказанных особенностей процедур банкротства градообразующих организаций необходимо иметь в виду следующее.
1. В соответствии со статьей 187 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указанный Закон применяется арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г., а также если предусмотренная этим Законом процедура банкротства (внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение) введена при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после 1 марта 1998 г. независимо от даты принятия указанных дел к производству. В связи с этим ходатайство о продлении срока внешнего управления под поручительство может быть подано соответствующими лицами только в случае реализации процедуры внешнего управления градообразующей организации, введенной после 1 марта 1998 г.
2. Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов и должно отвечать следующим требованиям:
поручительство должно быть составлено в письменной форме;
лицо, подписавшее поручительство, должно обладать соответствующими полномочиями;
поручительство должно содержать безотзывное и безусловное обязательство поручителя по осуществлению расчетов с кредиторами должника в порядке, определяемом планом внешнего управления;
если в поручительстве указан срок его действия, этот срок не может быть менее срока процедуры внешнего управления градообразующей организации, заявленного в соответствующем ходатайстве, увеличенного на один год.
При несоблюдении указанных требований поручительство следует считать не представленным.
3. При введении процедуры внешнего управления градообразующей организации под поручительство в соответствии с пунктом 3 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
При продлении процедуры внешнего управления градообразующей организации под поручительство, в соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьей 363 Гражданского кодекса Российской Федерации, к должнику и поручителю солидарно могут быть предъявлены требования об осуществлении расчетов с кредиторами должника в порядке, определенном планом внешнего управления.
4. В соответствии со статьями 134 и 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предоставление поручительства по обязательствам должника является самостоятельным основанием для введения (продления) процедуры внешнего управления в отношении градообразующей организации и не может рассматриваться в качестве основания для принятия иных решений при рассмотрении дела о банкротстве этой организации. В частности, введение внешнего управления под поручительство не препятствует назначению арбитражным судом кандидатуры внешнего управляющего, одобренной кредиторами, в том числе и в случае, если поручитель воспользовался правом предложения кандидатуры арбитражного управляющего в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Аналогично, продление внешнего управления градообразующей организации под поручительство не является самостоятельным основанием для прекращения полномочий ранее назначенного внешнего управляющего в случае, если поручитель предложил иную кандидатуру (основания освобождения от исполнения обязанностей внешнего управляющего установлены пунктом 1 статьи 73 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
5. При продлении процедуры внешнего управления градообразующей организации под поручительство кредиторам организации-должника необходимо утвердить дополнения к плану внешнего управления этой организации, определяющие график расчетов должника с его кредиторами. График должен охватывать весь срок, на который продлено внешнее управление, и устанавливать абсолютные значения сумм задолженности (либо проценты от общей суммы задолженности) и сроки осуществления соответствующих платежей. Первый платеж по графику не может быть предусмотрен позднее одного года с даты принятия арбитражным судом решения о продлении процедуры внешнего управления под поручительство (пункт 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). При несогласии поручителя с утвержденным графиком расчетов должника с кредиторами он вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о пересмотре указанного графика.
Если после продления арбитражным судом процедуры внешнего управления под поручительство кредиторами не были внесены дополнения в план внешнего управления, определяющие график расчетов должника с его кредиторами, а также при введении арбитражным судом процедуры внешнего управления градообразующей организации под поручительство, расчеты с кредиторами такой организации должны осуществляться в общем порядке, предусмотренном режимом внешнего управления.
6. В случае, если внешнее управление было введено (продлено) арбитражным судом под поручительство, обязательства поручителя могут считаться прекратившимися исключительно по основаниям, предусмотренным статьей 367 Гражданского кодекса Российской Федерации и параграфом 2 главы VIII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководитель |
Г.К.Таль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснение ФСДН РФ от 2 октября 1998 г. N Р-5 "О вопросах, связанных с применением процедур банкротства"
Текст разъяснения опубликован в журнале "Экспресс-Закон", декабрь 1998 г., N 51