Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 января 2011 г. N 71-Г10-45
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Т.И. Ерёменко и Л.В. Борисовой
при секретаре П.В. Алешиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Лущик В.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 1 Приложения "Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" к постановлению Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда" по кассационной жалобе Лущик В.М. на решение Калининградского областного суда от 15 ноября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко, объяснения, представителя Правительства Калининградской области по доверенности Л.Г. Денисовой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Калининградской области 29 января 2010 года принято постановление N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда", которым утвержден Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Постановление подписано Губернатором Калининградской области и официально опубликовано в газете "Калининградская правда" 4 февраля 2010 года.
Лущик В.М. обратился в Калининградский областной суд с заявлением об оспаривании пункта 1 Приложения "Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" к названному постановлению, согласно которому звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области и не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства в других субъектах Российской Федерации, по достижении ими возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и назначении пенсии.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что установление возрастного ограничения присвоения звания "Ветеран труда" в отношении граждан, имеющих соответствующие знаки отличия в труде, которым трудовая пенсия по старости назначена досрочно в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, противоречит положениям ст.ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушает его право на получение мер социальной поддержки ветеранов труда.
Лущик В.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, ходатайств об отложении судебного заседания и доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.
Правительство Калининградской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 15 ноября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Лущик В.М. ставит вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
На основании пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", при этом не предусмотрено ограничений по установлению дополнительных оснований для присвоения звания "Ветеран труда", исходя из экономических, политических и социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Следовательно, субъект Российской Федерации, установив в оспариваемом постановлении норму, согласно которой звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области и не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства в других субъектах Российской Федерации, по достижении ими возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и назначении пенсии, не превысил предоставленных ему полномочий.
Между тем, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Исходя из положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" признание лица ветераном труда не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах, предусмотрев в качестве одного из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" установление (назначение) лицу трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или достижение лицом возраста, дающего право на такую пенсию.
С учетом изложенного Судебная коллегия находит возможным согласиться с доводами кассационной жалобы, а обжалуемое решение суда подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Калининградского областного суда от 15 ноября 2010 года отменить.
По делу принять новое решение, которым заявленные Лущиком В.М. требования удовлетворить. Признать пункт 1 Приложения "Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" к постановлению Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года N 27 "О мерах по реализации Закона Калининградской области "О ветеранах труда" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
В.П. Меркулова |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисовой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 января 2011 г. N 71-Г10-45
Текст определения официально опубликован не был