Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 января 2011 г. N 3-Г10-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И.
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Давыдченко Е.С. о признании недействующим абз. 3 ч. 2 ст. 80 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 г. N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришиной И.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Давыдченко Е.С., проживающий в г. ... Республики Коми, обратился в суд с заявлением о признании недействующим абз. 3 ч. 2 ст. 80 Закона Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" от 27 сентября 2010 г. N 88-РЗ. Указал, что для определения кандидатов, подлежащих признанию избранными, данная норма предусматривает проведение жеребьёвки в случае, если два и более зарегистрированных кандидата получат равное число голосов избирателей, в результате чего количество зарегистрированных кандидатов, подлежащих признанию избранными в одномандатном (многомандатном) избирательном округе, превысит число депутатских мандатов. Однако в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах избранным признаётся зарегистрированный кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Проведение же жеребьёвки не согласуется с указанным выше правилом и нарушает избирательные права граждан. По мнению заявителя, подобная ситуация может быть разрешена путём повторного голосования в соответствии с положениями п. 1 ст. 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Верховным Судом Республики Коми постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Давыдченко Е.С., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Установлено, что Государственным Советом Республики Коми принят Закон от 23 сентября 2010 г. N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" (далее - Закон Республики Коми), опубликованный в печатном издании "Ведомости нормативных актов государственной власти Республики Коми" 29 сентября 2010 г., N 36, ст. 839.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "27 сентября 2010 г."
Абзацем 1 ч. 2 ст. 80 названного Закона предусмотрено, что избранным по одномандатному избирательному округу признаётся зарегистрированный кандидат, который набрал наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), за исключением случая, предусмотренного ч. 14 ст. 38 данного Закона.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 80 указанного Закона Республики Коми в случае если два и более зарегистрированных кандидата получат равное число голосов избирателей, в результате чего количество зарегистрированных кандидатов, подлежащих признанию избранными в одномандатном (многомандатном) избирательном округе в соответствии с абз. 1 и 2 данной части, превысит число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в данном одномандатном (многомандатном) избирательном округе, окружной избирательной комиссией проводится жеребьёвка, по результатам которой определяется, кто из указанных кандидатов подлежит признанию избранным (избранными). Порядок проведения жеребьёвки устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемый (в части) акт Республики Коми принят в пределах компетенции и полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и последнему не противоречит.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в ст. 4 Федерального закона N 184-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано на то, что виды избирательных систем, применяемых на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации
Виды избирательных систем, применяемых при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми, муниципальных выборов, установлены ст. 4 Закона Республики Коми.
В соответствии с указанной статьёй выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми проводятся по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая - по единому избирательному округу, включающему всю территорию Республики Коми по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов. Выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу, включающему всю территорию соответствующего муниципального образования. Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований проводятся с применением одной из следующих избирательных систем: мажоритарной избирательной системы относительного большинства; смешанной избирательной системы. Вид применяемой избирательной системы при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством устанавливается уставом муниципального образования.
При этом мажоритарная система относительного большинства не предусматривает второго тура голосования.
Установленная Законом Республики Коми система, как правильно отражено в решении суда, не противоречит положениям п. 1 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ, не предусматривающим
В п. 5 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ приведён исчерпывающий перечень случаев назначения повторных выборов: если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица; а также в случае, предусмотренном п. 5 ст. 70 данного Федерального закона, - если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещёнными.
В п. 2 ст. 70 Федерального закона определён исчерпывающий перечень оснований, когда выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися, в том числе в случае, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 71 данного Федерального закона, - если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.
Кроме того, законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися, поэтому получение зарегистрированными кандидатами равного числа голосов избирателей не может являться основанием для признания выборов не состоявшимися.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 71 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.
Законодательный орган Республики Коми урегулировал разрешение ситуации, о которой возник спор, путём проведения жеребьёвки, а не повторного голосования, и это, как верно указано в решении суда первой инстанции, не противоречит федеральным нормам, и не влечёт нарушения избирательных прав граждан.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдченко Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 января 2011 г. N 3-Г10-28
Текст определения официально опубликован не был