Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 12902/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. -
рассмотрел заявление Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2009 по делу N А40-55861/09-122-331, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области - Ададурова Е.О.;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Михайлина Н.В., Шехурдина Е.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истёкший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По результатам рассмотрения акта от 22.01.2009 N 16 Государственным учреждением - Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (далее - фонд) принято решение от 06.02.2009 N 16 о привлечении Железнодорожной дистанции электроснабжения Московско-Курского отделения Московской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - дистанция) - к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление недостоверных сведений за 2005, 2007 годы в виде штрафа в размере 4 116 рублей и выставлено требование от 06.02.2009 N 16 о его уплате.
Фонд, привлекая дистанцию к ответственности за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходил из предусмотренного абзацем четвертым статьи 1 Закона N 27-ФЗ положения, в силу которого страхователем является не только юридическое лицо, но и его обособленное подразделение. Из данной нормы, по мнению фонда, следовал вывод о признании обособленного подразделения юридического лица в качестве субъекта ответственности.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным указанного решения фонда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2009 требование общества "РЖД" удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 16.06.2010 названные судебные акты оставил без изменения.
Удовлетворяя требование общества "РЖД", суды исходили из того, что дистанция не имеет статуса юридического лица и, следовательно, в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть субъектом ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций фонд просит отменить их, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, иных публичных интересов и неправильное применение арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление общество "РЖД" просит упомянутые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение. При этом суды, установив, что фонд не уведомил надлежащим образом законного или уполномоченного представителя общества "РЖД" о времени и месте рассмотрения акта проверки, сделали обоснованный вывод о нарушении им процедуры привлечения к ответственности.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2009 по делу N А40-55861/09-122-331, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.2010 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Исайчев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обособленное подразделение компании было привлечено к ответственности.
Причина - представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Компания обратилась в суд.
Президиум ВАС РФ согласился с ее позицией и указал следующее.
Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете предусматривает ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для названного учета, либо за подачу неполной и (или) недостоверной информации. Финансовая санкция составляет 10% причитающихся платежей.
Названный закон должен применяться с учетом правового регулирования, содержащегося в Законе об обязательном пенсионном страховании.
Согласно нормам последнего страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физлицам, в т. ч. организации.
Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере названного страхования (в т. ч. по представлению сведений о застрахованных лицах, работающих в подразделении, об уплачиваемых взносах), не рассматриваются в качестве самостоятельных участников соответствующих правоотношений.
Поэтому ответственность за неисполнение этих обязанностей несет не обособленное подразделение, а организация, в состав которой оно входит.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 12902/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 5
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 22.02.2011