Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2011 г. N 9174/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Березия А.Е., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 по делу N А31-8793/2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме - Аверьянова О.Г.;
от индивидуального предпринимателя Казариной С.В. - Гвоздков С.В., Сметана Ю.В., Шалагина Е.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства по организации и проведению лотерей и азартных игр, проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее - инспекция) 28.10.2009 в пункте приема ставок, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 22, установлено: прием ставок на результат и событие спортивных соревнований и состязаний осуществляет индивидуальный предприниматель Казарина С.В. (далее - предприниматель) на основании договора от 09.09.2009 N 75, заключенного с товариществом с ограниченной ответственностью "Букмекерская контора "Гол+Пас" (далее - товарищество, принципал); названную деятельность предприниматель ведет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Установив данные обстоятельства, инспекция сделала вывод о том, что фактически деятельность по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) осуществляет предприниматель, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении от 02.11.2009 N 6541.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано; производство по делу прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 19.04.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление предприниматель просит оставить указанные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление инспекции подлежит удовлетворению в силу следующего.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприниматель действовал на основании заключенного с товариществом договора на оказание агентских услуг, поэтому не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали вывод суда первой инстанции.
Между тем данный вывод является необоснованным.
Согласно пункту 5 статьи 4 и части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) букмекерские конторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Из анализа перечисленных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии является незаконной, следовательно, действия лица, фактически осуществляющего такой вид деятельности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вывод судов о том, что предприниматель не может быть субъектом данного правонарушения, поскольку как агент действовал в интересах принципала на основании договора на оказание агентских услуг, ошибочен, так как возможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в букмекерских конторах и тотализаторах, на основании агентских и иных гражданско-правовых договоров без лицензии не предусмотрена законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
На момент рассмотрения настоящего дела в Президиуме истек срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку этот срок не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 по делу N А31-8793/2009, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2010 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме от 03.11.2009 N 16-09/35488 о привлечении индивидуального предпринимателя Казариной С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контролирующий орган обратился в суд с целью привлечь к ответственности предпринимателя.
Поводом для этого послужил факт того, что данное лицо принимало ставки на результаты спортивных соревнований. Эту деятельность предприниматель вел на основании агентского договора, заключенного с букмекерской конторой.
Президиум ВАС РФ счел, что основания для ответственности имеются, и отметил следующее.
Исходя из Закона о госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, их организаторами могут выступать только юрлица, зарегистрированные на территории России.
Букмекерские конторы (за исключением созданных в игорных зонах) могут открываться исключительно на основании лицензий на ведение деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Вид деятельности, на ведение которого выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом. При это оно обязано соблюдать лицензионные требования и условия.
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии незаконна. Следовательно, действия лица, фактически осуществляющего ее, образуют состав административного правонарушения: ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Является ошибочным вывод о том, что предприниматель не может быть субъектом этого правонарушения, поскольку действовал как агент в интересах принципала на основании договора.
Возможность ведения деятельности по организации и проведению азартных игр, в т. ч. в букмекерских конторах и тотализаторах, на основании агентских и иных гражданско-правовых договоров без лицензии не предусмотрена законодательством.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2011 г. N 9174/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 4
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 24.02.2011
Номер дела в первой инстанции: А31-8793/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Костроме
Ответчик: Ответчики, ИП Казарина С.В., ООО "Юридическое бюро Ваше право" (представитель ИП Казарина С.В. по доверенности Пинаев К.А.
Третье лицо: Третьи лица, Казарина Светлана Витальевна
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2011 Постановление Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9174/2010
13.01.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 9174/10
13.01.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-9174/10
23.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9174/10
29.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9174/10
19.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-8793/2009
15.02.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-133/2010