Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2011 г. N 49-Г11-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2010 года, которым частично удовлетворено заявление Кручининой Т.З.: признан недействующим со дня принятия пункт 3.1 Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в той мере, в какой он ограничивает право граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
3 августа 2006 года принято постановление Правительства Республики Башкортостан N 222 "О порядке обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Постановление принято в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Пунктом 1 постановления установлено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление им единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Пунктом 2 постановления утверждено Положение о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяющее (согласно его пункту 1.1) порядок предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в разделе 2 настоящего Положения, в числе которых граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года в качестве инвалидов, производится в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан.
Кручинина Т.З. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению со дня принятия пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года N 222 и пункта 3.1 Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Башкортостан, в той мере, в какой оспариваемые нормы ограничивают такую категорию граждан, как инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, принятые на учет по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года и не улучшившие свои жилищные условия после 1 марта 2005 года, в реализации права на улучшение жилищных условий по своему выбору: либо путем получения вне очереди социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, либо путем предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
В обоснование заявления Кручинина Т.З. указала, что является инвалидом 2 группы (бессрочно), страдает тяжелым хроническим заболеванием (...), названным в Списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 года N 330, действовавшем до принятия постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, с 7 марта 2002 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид, страдающий указанным выше заболеванием. Согласно действовавшему в период постановки на учет законодательству (до 1 января 2005 года) имела право на предоставление в первоочередном порядке жилой площади по нормам Жилищного кодекса РСФСР. Поскольку жилое помещение ей не было предоставлено до 1 марта 2005 года (до введения в действие Жилищного кодекса РФ), ее права сохранились в полном объеме, она имеет право самостоятельно выбрать форму реализации своего права.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2010 года заявление Кручининой Т.З. удовлетворено частично: недействующим со дня принятия признан пункт 3.1 Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Субъектами рассматриваемых правоотношений являются инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, дававшим им право на первоочередное получение жилой площади в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и не реализовавшие свое право до 1 марта 2005 года.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 5 которых форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что установление формы и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, поэтому Республика Башкортостан вправе была принять оспариваемое постановление, установившее форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и определить порядок предоставления этих мер.
Как уже отмечалось, формой предоставления названных мер социальной поддержки, согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Башкортостан, является социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Разрешая заявление Кручининой Т.З., суд пришел к выводу о том, что право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ; эти лица вправе по своему выбору определить форму социальной поддержки: либо в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, либо в виде предоставления жилья по договору социального найма за счет средств государственного или муниципального жилого фонда. С учетом изложенного суд не усмотрел оснований для признания недействующим пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 3 августа 2006 года N 222.
Решение в указанной части не обжалуется ни Кручининой Т.З., ни Правительством Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3.1 оспариваемого Положения предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в разделе 2 Положения, в числе которых граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года в качестве инвалидов, производится в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет.
Судом установлено, что Кручинина Т.З. принята на учет по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса РФ перечне.
Кручинина Т.З. относится к числу лиц, являющихся инвалидами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и имевшими в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР право на первоочередное предоставление жилья, но не реализовавшими это право до 1 марта 2005 года (до дня вступления в силу Жилищного кодекса РФ).
Поскольку социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета является формой обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, следует признать правильным вывод суда о сохранении за этими лицами в случае получения социальной выплаты права на льготы при получении жилых помещений.
Инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РСФСР имели право на первоочередное предоставление жилья.
С учетом положения приведенного выше пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса следует признать право названных лиц на получение социальной выплаты во внеочередном порядке.
При таких данных норма пункта 3.1 Положения, предусматривающего предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет, обоснованно признана судом противоречащей федеральному законодательству.
Полагая, что суд, разрешая заявление Кручининой Т.З. по пункту 3.1 Положения, правильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Довод кассационной жалобы Правительства Республики Башкортостан о том, что права инвалида Кручининой Т.З. оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются, поскольку ее заболевание не входит в перечень заболеваний, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, основанием к отмене решения суда явиться не может.
Судом установлено и в кассационной жалобе не оспаривается, что на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 января 2005 года) Кручинина Т.З. страдала заболеванием, отнесенным к числу заболеваний, дающих право лицам, ими страдающим, на первоочередное получение жилой площади (Список заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года N 330). Поскольку она не была обеспечена жилым помещением до 1 марта 2005 года, то обстоятельство, что ее заболевание не входит в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ, не свидетельствует об отсутствии нарушения ее прав оспариваемым нормативным правовым актом.
Вопросы о наличии или отсутствии оснований для предоставления Кручининой Т.З. вне очереди социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета не являются предметом состоявшегося судебного разбирательства по заявлению Кручининой Т.З., оспаривавшей нормативный правовой акт, поэтому соответствующие доводы кассационной жалобы основаниями к отмене решения суда явиться не могут.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2011 г. N 49-Г11-3
Текст определения официально опубликован не был