В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 12 октября 1998 г. N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет следующее.
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации явился вопрос о конституционности положения пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которому "обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога".
Своим Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал указанное положение Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой (обязанность по уплате налога прекращалась с момента зачисления соответствующих налоговых сумм в бюджет), не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 35 (часть 3).
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обязанность лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм в соответствующий бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" датой исполнения обязательства по уплате страховых взносов считается день списания средств плательщика с корреспондентского счета банка, обслуживающего данного плательщика.
Вопрос о конституционности положений указанного Федерального закона не был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.
Тем не менее следует учитывать, что в соответствии со статьями 8 и 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации отнесены к самостоятельному федеральному сбору и в соответствии со статьей 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не входят в налоговую систему.
Однако обязательный характер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был определен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что страховые взносы имеют характер налоговых платежей и "что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений".
Статьей 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" определено, что признание нормативного акта (закона) либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены нормативных актов, воспроизводящих или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Часть 2 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" фактически воспроизводит положения, признанные Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года N 24-П не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента провозглашения, т.е. с 12 октября 1998 года. Кроме того, следует учесть, что порядок вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П определен в пункте 3 указанного Постановления.
Таким образом, норма части 2 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год" не подлежит применению с 12 октября 1998 года как противоречащая норме пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", признанного Конституционным Судом Российской Федерации соответствующим Конституции Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка - пункт 3 статьи 11 признан не соответствующим Конституции РФ
Председатель Правления
Пенсионного фонда РФ |
В.Барчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается, что норма части 2 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 79-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год", в соответствии с которой датой исполнения обязательства по уплате страховых взносов считается день списания средств плательщика с корреспондентского счета банка, обслуживающего данного плательщика, не подлежит применению с 12 октября 1998 г. как противоречащая норме пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", признанного Конституционным Судом РФ соответствующим Конституции РФ.
Письмо ПФР от 21 декабря 1998 г. N ВБ-09-10/11244 "О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 21-27 января 1999 г., N 2, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 4 февраля 1999 г., N 3, в приложении "Архив бухгалтера" к журналу "Бухгалтерский бюллетень", N 2, февраль 1999 г.