Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Методические рекомендации по разработке экономического механизма раздела продукции между Государством и Инвестором в случае освоения новых месторождений УВ
1. Наиболее предпочтительной моделью раздела продукции в случае освоения новых месторождений в настоящее время считается ее раздел в зависимости от значений текущей ВНД Инвестора, исходя из принципа - чем больше это значение, тем большая часть добываемых УВ должна отходить Государству. Из всех экономических показателей инвестиционного проекта ВНД является единственным, позволяющим "прослеживать" по ходу реализации СРП рост эффективности капиталовложений Инвестора с учетом фактически имевшей место инфляции, т.е. тот процент, который он реально получает на вложенный капитал.
Построение соответствующей схемы такого раздела продукции в принципе может создать механизм защиты Государства от присвоения Инвестором сверхдохода, обусловленного факторами, не связанными с его производственно-хозяйственной деятельностью (повышение цен на УВ, недооценка запасов УВ и добывных возможностей месторождений, переоценка капитальных и эксплуатационных затрат и т.д.).
2. Основой построения такой модели является ориентация ее на минимально приемлемое для Инвестора вознаграждение, которое зависит от степени рисков при осуществлении СРП и ряда других факторов.
3. Минимально приемлемое вознаграждение Инвестора окончательно может быть выявлено и установлено только в процессе переговоров о заключении конкретного СРП. Ориентиром в этом случае, как известно, может служить интервал от 15 до 25 процентов годовых на вкладываемый Инвестором капитал.
Если задаться некоторым значением минимально приемлемой ВНД Инвестора, то параметры раздела продукции (роялти, максимально допустимый процент компенсационной продукции, пропорции раздела прибыльной продукции) в каждом интервале роста ВНД должны быть выбраны таким образом, чтобы:
- к концу срока действия СРП Инвестор достигал величину ВНД, равную минимально приемлемой для него норме плюс некоторый процент (от одного до трех - предмет переговоров) для создания стимула продолжения эксплуатации месторождения;
- раздел продукции по мере роста ВНД должен осуществляться таким образом, чтобы вся большая ее часть отходила Государству;
- срок окупаемости капиталовложений (с учетом нормы дисконта 10%) должен находиться в пределах 5 - 8 лет, что соответствует обычным условиям предоставления долгосрочных кредитов для финансирования нефтегазовых проектов.
4. Обычно Инвестор настаивает на том, чтобы до момента достижения этого уровня основная часть добываемых УВ уходила на возмещение его затрат. Для достижения приемлемых сроков окупаемости капиталовложений следует варьировать таким параметром, как максимально допустимый уровень компенсационной продукции.
5. Количество моментов изменений параметров раздела в течение периода действия СРП (роялти, максимально допустимый уровень компенсационной продукции, пропорции раздела прибыльной продукции и т.д.), а также размер самих изменений определяются необходимостью достижения к концу срока СРП (обычно 20 лет) ВНД Инвестора, которая на 1 - 3% выше минимально приемлемой для него.
6. При использовании такой модели в интересах Государства настаивать на установлении плавной шкалы изменений пропорций раздела в пользу Государства, т.е. включающей 4 - 5 точек изменений. Оценка "доброкачественности" шкалы может проводиться в процессе анализа чувствительности экономических показателей проекта по отношению к возможному изменению уровня затрат.
7. Необходимо иметь в виду, что реализация такой модели СРП предусматривает четко установленную методику расчета текущего значения ВНД Инвестора, что должно находить отражение в соответствующем ТЭО СРП или в соответствующей статье СРП.
8. Одним из существенных недостатков рассматриваемой модели СРП, с точки зрения Государства, оказывается большой риск потери им значительной части ренты в случае реализации оптимистических вариантов разработки и эксплуатации месторождения, когда добывные возможности оказываются значительно выше, а затраты ниже ожидаемых величин. В этом случае динамическая шкала раздела продукции только частично защищает Государство от их потерь, так как получение Инвестором даже минимальной доли прибыльной продукции, установленной для заключительного периода действия СРП, будет представлять серьезный ущерб для Государства.
9. Сравнение рисков Инвестора и Государства в ТЭО СРП может давать полезную информацию для ведения переговоров с потенциальными Инвесторами. Количественно риск Государства может быть выражен разностью его чистых дисконтированных доходов, рассчитанных для оптимистического и ожидаемого вариантов реализации проекта, по которым должны быть установлены свои механизмы раздела продукции, приводящие к получению Инвестором к концу срока действия СРП одинаковую ВНД (Приложение 4).
10. Другим существенным недостатком данной модели СРП следует считать постановку раздела продукции в зависимость от роста ВНД в заключительный период реализации проекта (после возмещения затрат и получения Инвестором достаточно высокого процента на капитал, например, 15%). В силу известных свойств степенной функции (формула сложных процентов), используемой для оценки эффективности инвестиций, рост во времени ВНД Инвестора при получении им даже одинаковой по годам ренты, т.е. чистой прибыльной продукции (после срока окупаемости инвестиций), сильно замедляется. Соответственно, периоды очередных изменений раздела продукции становятся все длительнее, что не соответствует интересам Государства.
11. Государство может предлагать комбинированный вариант раздела продукции, когда его механизм предусматривает после достижения Инвестором минимально приемлемого для него уровня ВНД раздела прибыльной продукции в пропорциях, приводящих к оговариваемому в СРП годовому (квартальному) уровню рентабельности добычи УВ. Под последним имеется ввиду # отношение чистой прибыльной продукции Инвестора (чистой прибыли) к компенсационной нефти (эксплуатационным затратам). Исходя из обычных представлений о рентабельности производства, это отношение должно устанавливаться в пределах 0,1 - 0,3 (10 - 30%). Такая модель может в большей степени устраивать Государство, так как она значительно уменьшает его риск, связанный с реализацией оптимистического варианта. Она сохраняет для Инвестора стимул к дальнейшей эксплуатации месторождения, но вместе с тем требует от Государства строго контроля обоснованности затрат, производимых в этот период эксплуатации месторождения.
12. Последовательность процесса формирования экономического механизма СРП для новых месторождений представлена на рис. П.3.1.
/--------------------------------\
|Определение основных показателей|
| инвестиционного проекта |
| (до раздела продукции) |
\--------------------------------/
| | |
| | V
| | /-------------------------\
| | |Установление "нормальной"|
| | | годовой рентабельности |
| | | добычи в заключительный |
| | | период СРП (15 - 30%) |
| | \-------------------------/
| | |
V V V
/--------------------------\ /--------------------\ /-------------------\
| Установление "минимально | | Подбор параметров | | Установление |
|приемлемого" для Инвестора| | раздела (роялти, | | параметров |
|уровня доходности с учетом| |прибыльная продукция| | раздела |
| риска рассматриваемого | | Инвестора, | | продукции в |
| проекта (15 - 25%) | | компенсационная | |заключаемый период |
| | | продукция) для | | действия СРП, |
| | |достижения за период| | соответствующих |
| | | от 5 до 8 лет | | "нормальной" |
| | | окупаемости | | годовой |
| | |инвестиций (с учетом| | рентабельности |
| | |нормы дисконта 10%) | | добычи |
\--------------------------/ \--------------------/ \-------------------/
| \-------+---------------+-------/ |
V V V V V V
/----------------------------------\/-----------------------------------\
|Подбор параметров раздела, плавно ||Подбор параметров раздела, плавно |
|изменяющихся в пользу Государства,||изменяющихся в пользу Государства, |
| от значений, соответствующих || от значений, соответствующих |
|периоду окупаемости, до значений, || периоду окупаемости до значений, |
| соответствующих "нормальной" || соответствующих "нормальной" |
|годовой рентабельности добычи в || годовой рентабельности добычи, с |
|заключительный период действия ||достижением "минимально приемлемой"|
|СРП, с достижением к его концу || ВНД Инвестора за период от |
|"минимально приемлемой" ВНД + || 10 до 15 лет и с установлением |
| (маржа от 1 до 3%) || дальнейшего раздела, исходя из |
| ||"нормальной" рентабельности добычи |
\----------------------------------/\-----------------------------------/
Рис. П.3.1. Схема формирования экономического механизма СРП (новые месторождения)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.