Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Методические рекомендации по определению размеров бонусов, выплачиваемых Инвестором Государству
1. Из мировой практики СРП известно, что в определенные периоды их реализации Инвестор обязуется выплачивать Государству бонусы, т.е. денежные премии.
Их обычно рассматривают как премию Государству, которое в ответ на это позволяет Инвестору начать поиски, или разведку, или добычу УВ. Однако, по своему экономическому содержанию бонусы являются авансовыми выплатами части будущего рентного дохода Государства. Эти выплаты, по существу, можно рассматривать как выдачу Государством своеобразного векселя, в соответствии с которым оно обязуется отдать в будущем часть своего рентного дохода Инвестору. Вексель же "учитывается" НК по некоторой процентной ставке, исходя из периода времени между моментом выплаты бонуса и временем получения Инвестором этой части рентного дохода Государства.
Фактически этот "учет" осуществляется в ходе переговорного процесса: Инвестор предлагает раздел продукции, который должен привести к достижению минимально приемлемой для него нормы доходности, а государственная сторона настаивает на выплате бонуса; если Инвестор соглашается на устраивающий его размер бонуса, то он корректирует будущий раздел в свою пользу для учета этой выплаты.
Таким образом, за этими денежными премиями не стоят бескорыстные намерения НК помочь Государству в решении его финансовых проблем.
2. Размеры и время выплаты бонусов определяются в процессе переговоров по установлению условий СРП, где каждая сторона приводит свои аргументы по этому поводу.
Инвестор крайне неохотно соглашается на такие выплаты, так как они существенным образом увеличивают его финансовый риск. С целью уменьшения этого риска общая сумма бонусовых выплат обычно распределяется во времени и ставится в зависимость от наступления событий, отражающих успешность реализации проекта. Обычно авансовые платежи приурочиваются в СРП к времени начала его важных этапов:
- к началу реализации СРП (бонус подписания);
- к моменту получения достоверной информации о разведенных запасах, т.е. после так называемой декларации об открытии (бонус открытия);
- к моменту начала добычи УВ или достижения того или иного ее уровня (бонус добычи).
3. Наиболее важным для Государства является бонус подписания, так как денежные средства поступают в его распоряжение еще до начала реализации инвестиционного проекта и в случае его неудачи, как правило, не возвращаются Инвестору.
Его минимально допустимая величина может устанавливаться Государством (в лице конкурсной комиссии), а фактический размер определяется пакетом финансовых предложений НК, признанной победителем конкурса.
В случае проведения аукционов по предоставлению лицензий на недропользование на условиях СРП размер бонуса подписания соответствует последнему предложению победившей НК. На таких аукционах каждая из участвующих в них НК вынуждена "работать" на пределе финансовых возможностей с учетом своих представлений о перспективности аукционного объекта, которые определяются имеющейся в их распоряжении соответствующей геолого-геофизической и промысловой информацией.
4. Авансовые платежи Инвестора представляют для Государства большой интерес и важно знать, насколько обоснованными могут быть предложения государственной стороны о той или иной величине этих бонусов.
Теоретически, сумма бонуса подписания может достигать ожидаемой дисконтированной величины рентного дохода Государства, т.е. той части общего рентного дохода, которая остается после нормального (с учетом риска и других факторов) вознаграждения Инвестора.
В этом случае не может идти речи о будущем разделе продукции, т.е. о будущих выплатах роялти, налогов и прибыльной продукции Государства. Если ограничиться одним бонусом подписания, то формула взаимоотношений Государства и Инвестора могла бы принять следующий вид: Инвестор после заключения СРП выплачивает в виде бонуса подписания всю предполагаемую дисконтированную величину рентного дохода Государства, а вся добыча УВ в период действия СРП, осуществляемая под контролем Государства, принадлежит Инвестору.
Такие взаимоотношения могли бы иметь место только в случае неограниченных финансовых возможностей НК и полной определенности основных параметров проекта, обусловливающих общий рентный доход по проекту, что практически невозможно. Поэтому общая сумма выплачиваемых бонусов обычно составляет гораздо меньшую величину, чем предполагаемый дисконтированный рентный доход Государства.
5. Чем выше по проекту ожидаемая величина дохода Государства, тем большую величину могут иметь оговариваемые в СРП бонусы. Чем ниже определенность в отношении его получения, тем меньше размер бонусов. Поэтому величина бонусов зависит от степени изученности лицензионного участка и его перспективности.
Величина авансовых платежей в случае проведения конкурсов редко превышает 5% ожидаемого дисконтированного рентного дохода Государства. В случае аукционов их величина может оказываться значительно выше.
Из этих положений следует, что на переговорах о заключении СРП государственная сторона должна иметь свою информацию о величине ожидаемого дисконтированного дохода Государства, получаемого в результате освоения нефтегазовых ресурсов в пределах лицензионной территории. Для этого должны быть выполнены соответствующие геолого-технические и экономические расчеты.
6. Авансовые платежи могут быть возмещаемыми и не возмещаемыми за счет компенсационной продукции. Однако, от этого их экономическое содержание не меняется - если государственная сторона на переговорах настаивает на невозмещаемости бонусов, Инвестор будет вынужден настаивать на корректировке условий раздела продукции в его пользу для достижения минимально приемлемой для него нормы доходности проекта.
7. Аналогичное экономическое содержание имеют различные обязательства НК совершенствовать инфраструктуру регионов, на территории которых находятся лицензионные участки, и выплачивать определенные денежные суммы в фонды их социально-экономического развития, а также возмещать прошлые затраты Государства на проведенные геологоразведочные работы (ГРР).
Желание государственной стороны уже в начальной стадии реализации СРП компенсировать прошлые затраты на ГРР получением авансовых платежей является логичным и обоснованным.
Вместе с тем надо учитывать, что единственным источником погашения прошлых затрат Государства является ожидаемый рентный доход Государства. Если включение этих выплат в экономический механизм раздела продукции приводит к снижению доходности проекта ниже минимально приемлемой для Инвестора величины, требовать их полного возмещения необоснованно.
8. Стоимостная оценка прошлых затрат Государства на проведенные ГРР может производиться двумя способами:
- на основании фактических данных о затратах (подтвержденных соответствующими документами) с последующим их приведением к современному уровню цен с помощью коэффициентов удорожания;
- на основании оценки стоимости ГРР, необходимых в настоящее время для получения адекватной геолого-геофизической информации.
В первом случае стоимостная оценка (Cn) рассчитываются следующим образом:
N
C = Сумма C k
n i = 1 i i
где N - количество видов работ, проведенных на лицензионной территории;
C - фактические затраты на проведение i-ого вида ГРР;
i
k - коэффициент удорожания для i-ого вида работ.
i
При этом для более точной оценки (Cn) могут использоваться разные коэффициенты удорожания, отражающие специфику статей затрат (материалы, зарплата, оборудование и т.д.) и региональные особенности.
Второй способ оценки оказывается более корректным с точки зрения взаимоотношений Государства и Инвестора: Инвестор не должен возмещать затраты, связанные с возможной нерациональностью комплекса и объемов ГРР, а также с последствиями затратного подхода в оценке деятельности геологоразведочных предприятий, имевшего место в период плановой централизованной экономики.
Определение прошлых затрат Государства (Cm) должно опираться на оценку их физических объемов (бурение скважин, геофизические работы и т.д.), необходимых в настоящее время для получения геолого-геофизической информации, адекватной ранее полученной:
M
C = Сумма S Q ,
m j j j
где M - количество видов работ для получения адекватной геолого-геофизической информации;
Q - физический объем j-ого вида работ (пог. км сейсмопрофилей,
j
количество поисковых, оценочных и разведочных скважин и т.д.);
S - текущая стоимость единицы объема j-ого вида работ.
j
На основании оцененных прошлых затрат государственная сторона на переговорах о заключении СРП может более обоснованно ставить вопрос об авансовых платежах, возмещающих уже понесенные Государством затраты на ГРР.
9. Обычно Инвестором предлагается осуществление этих выплат в период добычи УВ, что существенно снижает финансовые риски за счет сокращения периода авансирования.
Наиболее приемлемым оказывается включение этих выплат в состав компенсационной продукции. В этом случае в интересах Государства оказывается важным оговорить в СРП независимость этих платежей от возможных изменений экономической конъюнктуры и первоочередность этих выплат за счет компенсационной продукции. Это повышает устойчивость проектных денежных поступлений в бюджет Государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.