Генеральный директор |
В.Л.Соколин |
Методологические положения
по организации и проведению обследования потребительских ожиданий населения
(утв. постановлением Госкомстата РФ от 2 августа 1999 г. N 62)
Оглавление
1. Основные принципы организации и проведения обследования
2. Формирование выборочной совокупности
3. Инструментарий обследования
4. Этапы проведения обследования
5. Расчет индексных показателей потребительских ожиданий населения
6. Область применения результатов обследования
Приложения
1. Основные принципы организации и проведения обследования
Обследование потребительских ожиданий населения (далее - обследование) проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
Теоретической предпосылкой настоящего обследования является положение о том, что потребительские решения населения влияют на перспективы развития экономики. Оценка человеком своего личного материального положения и общих экономических условий во многом определяет его потребительские намерения. В совокупности такие намерения оказывают серьезное воздействие на экономику и служат достаточно точными показателями изменений в будущих расходах и сбережениях потребителей.
Во многих странах, в том числе и в тех, где происходит становление рыночной экономики, проводятся опросы потребителей, на основе которых рассчитываются обобщающие показатели (например, consumer sentiment index - индекс потребительских настроений, consumer confidence index - индекс уверенности потребителя). Многолетний опыт проведения подобных исследований показал эффективность применения получаемых результатов для анализа и прогнозирования основных тенденций развития экономических процессов.
Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.
В соответствии с целью определены следующие задачи обследования:
- изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
- изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
- изучение мнения населения о рынках товаров/услуг и сбережений;
- расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
- исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
- анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.
Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования.
Единица наблюдения - отдельный человек.
Проведение обследования потребительских ожиданий населения на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России. Опросы населения проводятся методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов.
Опрос строится на основе принципов добровольности участия респондентов. Данные по конкретному респонденту конфиденциальны и используются только в обобщенном виде. Организаторы обследования и интервьюеры в своей работе руководствуются инструкциями, разработанными Госкомстатом России.
Входной информацией являются показатели формы федерального статистического наблюдения "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения", утвержденной постановлением Госкомстата России N 102 от 21.10.98.
Выходные данные обследования приводятся в таблицах, содержащих характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий населения.
Госкомстат России обеспечивает методологическое и программное сопровождение проведения обследования потребительских ожиданий населения.
2. Формирование выборочной совокупности
Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка.
Базой выборочной совокупности для обследования потребительских ожиданий является сформированная сеть для выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого органами государственной статистики. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, является многомерной территориальной двухступенчатой выборкой, отражающей социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Общий объем выборочной совокупности обследования потребительских ожиданий населения равен 5000 респондентов.
Структура общероссийской выборочной совокупности обследования учитывает доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов (субъектов) Российской Федерации, участвующих в обследовании, в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса, при этом численность подвыборок от каждого региона не должна быть малой (менее 30 единиц):
r
n = сумма n = 5000
i=1 i
при условии 30 <= n <= w n
i i
где n - объем выборочной совокупности;
n - объем подвыборки по региону (субъекту) Российской Федерации;
i
i - субъект Российской Федерации, где проводится обследование
потребительских ожиданий населения;
r - число субъектов Российской Федерации, где проводится
обследование потребительских ожиданий населения (в настоящем
обследовании r = 88);
w - доля взрослого населения региона в общей численности взрослого
i населения России.
Структура подвыборки для каждого региона учитывает структуру населения этого региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:
h h
n = сумма n сумма w n
i k=1 ik k=1 ik i
где n - объем подвыборки внутри региона по типу населенного пункта
ik и его размеру по численности проживающих;
k - группы населенных пунктов по типу и размеру по численности
проживающих;
h - число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в
настоящем обследовании h=5),
w - доля населения региона, проживающего в населенных пунктах
ik определенного типа и определенного размера по численности
населения, в общей численности населения региона.
Перечень домохозяйств для последующего отбора конкретных респондентов ежеквартально определяется территориальными органами государственной статистики случайным образом в соответствии с рекомендациями по объему и структуре выборочной совокупности обследования потребительских ожиданий населения, разрабатываемыми Госкомстатом России для всех регионов.
В каждом отобранном домохозяйстве опрашивается только один человек, определяемый "методом последнего дня рождения" (в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса).
Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса.
По каждому респонденту рассчитываются веса для проведения взвешивания по поло-возрастной структуре взрослого населения (в пределах каждого региона и по России в целом), по структуре населенных пунктов - их типу и размеру по численности населения (в пределах каждого региона и по России в целом), по структуре регионов с учетом национальных автономных округов (в пределах регионов), а также по региональной структуре численности взрослого населения (по России в целом).
Веса, рассчитываемые на федеральном уровне, записываются в базу индивидуальных данных в качестве дополнительных переменных по каждому опросному листу (каждому респонденту) и используются при формировании выходных таблиц. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование системы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.
Выборка, определенная для обследования потребительских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям.
Данная многоступенчатая выборка относится к разряду случайных, так как на всех ступенях используются случайные способы формирования выборочной совокупности.
Характеристики точности рассчитываются по алгоритму ошибки многоступенчатой выборки с учетом применения стратификации.
Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достаточной степенью надежности проводить расчеты показателей потребительских ожиданий населения России, делать выводы об особенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать показатели для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту Российской Федерации.
3. Инструментарий обследования
Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.
Инструментарий разработан в соответствии с целью, задачами и основными принципами организации обследования.
В Инструкции по организации обследования потребительских ожиданий населения излагаются основные методологические положения обследования, порядок проведения обследования и обработки первичных данных, требования к собранной информации.
В Инструкции интервьюеру по проведению обследования потребительских ожиданий населения рассматриваются общие принципы проведения опроса, процедура отбора респондента, правила заполнения опросного листа, особенности постановки вопросов и фиксирования ответов, пояснения к некоторым вопросам.
Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из трех основных блоков:
А - вводный блок;
В - блок-вопросник;
С - блок социально-демографических характеристик.
Вводный блок (А) включает обращение к респонденту, а также основные идентификационные коды обследования:
- номер опросного листа;
- код формы;
- код территории;
- код населенного пункта;
- дата опроса;
- номер опрашиваемого домохозяйства;
- номер опрашиваемого члена домохозяйства;
- дата последнего опроса данного члена домохозяйства;
- участие данного члена домохозяйства во всех опросах текущего года.
Построение блока-вопросника (В) определено целью обследования. Содержательная структура блока-вопросника приводится в приложении 1.
Блок включает 27 вопросов, которые можно объединить в три группы по основным аспектам мнений потребителей:
- об общей экономической ситуации;
- о личном материальном положении;
- о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений.
На основе 12 вопросов рассчитываются частные индексные показатели, отражающие различные аспекты потребительских мнений и ожиданий населения, 6 из которых применяются для расчета обобщающих показателей. Остальные вопросы включены для более глубокого понимания поведения потребителей: 8 вопросов дают респондентам возможность обосновать свое мнение, 4 вопроса уточняют некоторые субъективные оценки респондентов, 3 вопроса позволяют получить дополнительную информацию о характеристиках потребительских рынков сбережений и товаров/услуг.
В блок социально-демографических характеристик респондентов (С), состоящий из 12 вопросов, включены показатели, по которым проводится анализ данных о потребительских ожиданиях населения:
- пол;
- возраст;
- образование;
- основное занятие;
- тип предприятия/организации (для работающих респондентов);
- профессиональный статус (для работающих по найму респондентов);
- дополнительная доходная работа;
- среднедушевой доход домохозяйства;
- общее число членов домохозяйства;
- число детей в возрасте до 16 лет в домохозяйстве;
- число неработающих пенсионеров в домохозяйстве;
- тип населенного пункта.
В ходе проведения обследования возможно включение в опросный лист дополнительных вопросов для изучения отдельных проблем, актуальных как для России в целом, так и для отдельных регионов.
В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший опрос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.
4. Этапы проведения обследования
Обследование потребительских ожиданий населения проводится в 88 субъектах Российской Федерации.
Организация обследования потребительских ожиданий населения на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России и включает следующие этапы:
- проведение опроса методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов;
- сбор первичной информации на бумажных носителях (опросных листах) и ее визуальный контроль;
- ввод первичной информации, ее логический и арифметический контроль, проведение корректировки;
- организация хранения ежеквартального массива первичной информации;
- представление массива первичной информации и сведений о мнении интервьюеров на федеральный уровень.
Обследование потребительских ожиданий населения на федеральном уровне включает следующие этапы:
- прием массивов первичной информации от территориальных органов Госкомстата России и их контроль;
- формирование ежеквартальных массивов информации по отдельным регионам и России в целом;
- расчет сводных таблиц по результатам обследования) проведение дополнительного анализа;
- организация хранения базы индивидуальных данных обследуемых лиц и базы сводных таблиц;
- представление результатов обследования (публикация в официальных статистических изданиях, подготовка аналитических материалов, статей и т.д.)
Для обеспечения методологического сопровождения обследования Госкомстатом России разрабатываются:
- положения по организации и проведению обследования потребительских ожиданий населения;
- инструментарий обследования;
- структура выборочной совокупности;
- методология формирования информационных массивов обследования;
- технология компьютерной обработки материалов обследования;
- методика обобщения первичных данных обследования.
Госкомстат России разрабатывает программное обеспечение всех этапов обработки данных:
- ввод и логический контроль данных;
- формирование информационных массивов обследования;
- создание сводных таблиц по результатам обследования, в т.ч. расчет индексных показателей потребительских ожиданий населения.
Структурно программное обеспечение состоит из комплекса электронной обработки данных (КЭОД) "Обследование потребительских ожиданий населения" для регионального уровня и КЭОД "Расчет индекса потребительских ожиданий населения" для федерального уровня.
Обследование предполагает возможность применения современных прикладных программ анализа (например, программы SPSS) для проведения дальнейших аналитических исследований.
Исходные данные на бумажных носителях хранятся в территориальных органах Госкомстата России до завершения разработки результатов за отчетный год.
Создаваемые в ходе обследования информационные базы (индивидуальных данных обследуемых лиц на региональном и федеральном уровнях; сводных таблиц значений индексных показателей потребительских ожиданий населения и итоговых характеристик обследования по основным учетным признакам на федеральном уровне) хранятся в течение двух лет.
Схема информационных потоков строится с целью передачи данных обследования, а также методологических и аналитических материалов на основе прямой и обратной связи между территориальным и федеральным уровнями Госкомстата России.
5. Расчет индексных показателей потребительских
ожиданий населения
По полученным данным обследования рассчитываются частные и на их основе обобщающие индексные показатели потребительских ожиданий населения.
Опросный лист позволяет определять по наиболее распространенным в мировой практике методикам коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведения населения в странах Европейского Сообщества, США и др. Кроме того, предлагаемая система частных индексов дает возможность разработать обобщающие показатели мнений населения с учетом особенностей отдельных регионов и России в целом.
В качестве обобщающих показателей потребительских ожиданий населения определены следующие:
- Индекс уверенности потребителя (ИУП)*;
- Индекс потребительских настроений (ИПН)**.
Обобщающие индексы рассчитываются как средние арифметические определенных частных индексов.
Частные индексы, рассчитываемые на основе 12 вопросов опросного листа, позволяют изучать динамику мнений населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни (приложение 2).
Шесть частных индексов (i - i ), являющихся основными, применяются
1 6
при расчетах обобщающих показателей ИУП и ИПН, а остальные - для
углубленного анализа потребительских ожиданий населения.
Частные индексы рассчитываются по относительным показателям распределения ответов респондентов на соответствующий вопрос опросного листа. При этом возможные ответы можно подразделить на следующие основные группы (приложение 3):
положительные:
в т.ч. определенно положительные (в приложении 3 выделены +); скорее положительные;
отрицательные:
в т.ч. определенно отрицательные (в приложении 3 выделены -); скорее отрицательные;
нейтральные.
Особенности учета возможных вариантов ответов для расчетов частных индексов приводятся при рассмотрении порядка определения обобщающих показателей.
Определение индекса уверенности потребителя
Величина ИУП рассчитывается по формуле средней арифметической, используя значения пяти частных индексов:
ИУП = (i + i + i + i + i ): 5.
1 2 3 4 5
В расчетах частных индексов используется процентный баланс (процентное сальдо), т.е. разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов, вычисленных после взвешивания ответов респондентов.
При определении ИУП для разных вариантов ответов используются различные веса. Определенно положительным и определенно отрицательным ответам присваивается вес "1", скорее положительным и скорее отрицательным ответам - вес "1/2", нейтральным - вес "0". В расчетах не учитываются ответы респондентов, затруднившихся ответить на поставленные вопросы. Частные индексы определяются следующим образом:
процент процент положительных минус отрицательных ответов ответов |
Значения частных и обобщающих индексов могут изменяться в пределах от -100 до +100.
Индекс равен +100, когда все ответы респондентов положительные; индекс равен 0, когда доли положительных и отрицательных ответов одинаковы; индекс равен -100, когда все ответы респондентов отрицательные. Отрицательное значение индекса означает преобладание негативных оценок в обществе, положительное - позитивных.
Определение индекса потребительских настроений
Величина ИПН рассчитывается по формуле средней арифметической, используя значения пяти частных индексов:
ИПН = (i + i + i + i + i ): 5.
1 2 3 4 5
Возможно аналогично рассчитать дополнительные обобщающие показатели: индекс текущего состояния рынка (ИТС):
ИТС = (i + i ): 2;
2 4
индекс экономических ожиданий (ИЭО):
ИЭО = (i + i + i ): 3.
1 3 6
В расчетах частных индексов используется доля респондентов, давших определенный (положительный или отрицательный) ответ, в общей численности опрошенных с учетом давших нейтральный ответ (в %).
При определении ИПН не проводится взвешивание разных вариантов ответов.
Частные индексы определяются следующим образом (число "100" прибавляется с целью избежать отрицательное значение индекса):
процент процент положительных минус отрицательных плюс 100 ответов ответов |
Значения частных и обобщающих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200.
Индекс равен 200, когда все ответы респондентов положительные; индекс равен 100, когда доли положительных и отрицательных ответов одинаковы; индекс равен 0, когда все ответы респондентов отрицательные. Значение индекса меньше 100 означает преобладание негативных оценок в обществе, больше 100 - позитивных.
Методика расчетов дополнительных частных индексов (i - i ),
7 12
предназначенных для углубленного анализа того или иного обобщающего
показателя, аналогична методике определения основных частных индексов для
расчетов соответствующего обобщающего показателя.
При анализе обобщающих и частных показателей потребительских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.
В индексные показатели поправки на сезонные колебания не вносятся.
6. Область применения результатов обследования
Результаты обследования потребительских ожиданий населения позволяют:
- проводить анализ экономического развития России путем сравнения динамики индексных показателей потребительских ожиданий населения с динамикой основных экономических показателей на макроуровне;
- объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения, основываясь на том, что индексные показатели потребительских ожиданий отражают не только экономические, но и социальные, политические и другие факторы жизни общества;
- принимать прогнозные решения, исходя из того, что изменения в поведении потребителей через определенное время отражаются в изменениях в экономике;
- участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;
- в совокупности с рассчитываемыми и публикуемыми Госкомстатом России показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс - показатель "экономического настроения";
- решать практические коммерческие вопросы (например, изучать структурные изменения рынков потребительских товаров и сбережений, определять возможные направления инвестиций);
- анализировать динамику потребительских настроений населения по каждому субъекту Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------------
* используется методика, применяемая для расчета показателей, публикуемых Европейской комиссией.
** используется методика, разработанная в институте социальных исследований университета штата Мичиган (США).
Приложение 1
Содержательная структура блока-вопросника опросного листа обследования
потребительских ожиданий населения
Основные ас- пекты мнений потребителей |
Смысловое содержание вопроса (N вопроса в опросном листе) |
Назначение вопроса |
1. Мнение об общей эко- номической ситуации |
Оценка текущего состояния экономики России (В1) |
Расчет частных индексов |
Оценка произошедших изменений экономической ситуации в России (В2) |
Расчет частных и обобщающего индексов |
|
Ожидаемые изменения экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу (В4) |
Расчет частных и обобщающих индексов |
|
Причины, которыми респонденты объясняют свое мнение (В3, В5) |
Обоснование мнения респондентов |
|
Ожидаемые изменения экономического положения России на долгосрочную перспективу (В6) |
Расчет частных и обобщающего индексов |
|
Оценка текущего экономического положения города/сельского района (В7) |
Расчет частных индексов |
|
Ожидаемое изменение цен (В8) | Расчет частных индексов |
|
Ожидаемое изменение числа безработных (В9) |
Расчет частных индексов |
|
Оценка экономической политики правительства (В10) |
Уточнение субъек- тивной оценки респондентов |
|
2. Мнение о личном материальном положении |
Оценка текущего личного материального положения (В11) |
Расчет частных индексов |
Оценка произошедших изменений личного материального положения (В12) |
Расчет частных и обобщающих индексов |
|
Ожидаемые изменения личного материального положения (В14) |
Расчет частных и обобщающих индексов |
|
Причины, которыми респонденты объясняют свое мнение (В13, В15) |
Обоснование мнения респондентов |
|
Соотношение доходов и расходов семьи (В16) |
Уточнение субъективной оценки респондентов |
|
3. Мнение о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений |
Склонность к сбережению (В17) | Уточнение субъективной оценки респондентов |
Оценка благоприятности условий для крупных покупок (В18) |
Расчет частных и обобщающих индексов |
|
Виды сбережений (В21) | Характеристика потребительского рынка сбережений |
|
Цели сбережений (В22) | Характеристика потребительского рынка сбережений |
|
Оценка благоприятности условий для формирования сбережений (В23) |
Расчет частных индексов |
|
Причины, которыми респонденты объясняют свое мнение (В19, В20, В24, В25) |
Обоснование мнения респондентов |
|
Вероятность формирования личных сбережений в ближайшее время (В26) |
Уточнение субъек- тивной оценки респондентов |
|
Оценка необходимости и возможности приобретения отдельных товаров и услуг (В27) |
Характеристика потребительского рынка товаров/услуг |
Приложение 2
Частные индексы потребительских ожиданий населения
Наименование частного индекса |
Обозначение частного индекса |
Вопрос, на основе которого строится частный индекс |
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу (ИОЭК) |
i 1 |
В4. Как Вы думаете, изменится ли экономическая ситуация в России через год? Станет ли она намного лучше или намного хуже, останется такой же, станет несколько хуже или несколько лучше? |
Индекс произошедших изменений личного материального положения (ИПМП) |
i 2 |
В12. Как Вы считаете, материальное положение Вашей семьи по сравнению с соответствующим периодом прошлого года намного улучшилось или намного ухудшилось, осталось на прежнем уровне, несколько ухудшилось или несколько улучшилось? |
Индекс ожидаемых из- менений личного мате- риального положения (ИОМП) |
i 3 |
В14. Как Вы думаете в течение следующих 12-ти месяцев материальное положение Вашей семьи станет намного лучше или намного хуже, не изменится, станет несколько хуже или несколько лучше? |
Индекс благоприятнос- ти условий для круп- ных покупок (ИБКП) |
i 4 |
В18. Как Вы считаете, какие сейчас условия для того, чтобы делать крупные покупки для дома (например, мебель, стиральная машина и т.д.): очень благоприятные, совсем неблагоприятные, или есть свои "плюсы" и "минусы", при этом условия скорее благоприятные, чем неблагоприятные, или наоборот - скорее неблагоприятные, чем благоприятные, или "плюсов" и "минусов" одинаково? |
Индекс произошедших изменений экономичес- кой ситуации в России (ИПЭР) |
i 5 |
В2. Как Вы считаете, экономическая ситуация в России по сравнению с тем, какой она была год назад, намного улучшилась или намного ухудшилась, осталась прежней, несколько ухудшилась или несколько улучшилась? |
Индекс ожидаемых из- менений экономическо- го положения России на долгосрочную перс- пективу (ИОЭД)* |
i 6 |
В6. Как Вы полагаете, экономическое положение России в течение ближайших пяти лет улучшится, ухудшится или не изменится? |
Индекс текущего сос- тояния экономики Рос- сии (ИТЭР) |
i 7 |
В1. Как Вы оцениваете состояние экономики России сегодня: очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
Индекс текущего экономического положения территории (ИТЭТ) |
i 8 |
В7. Как, по Вашему мнению, можно оценить экономическое положение в Вашем городе (сельском районе): очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
Индекс ожидаемого изменения цен (ИОИЦ) |
i 9 |
В8. С Вашей точки зрения, в течение года цены значительно снизятся или значительно возрастут, останутся на прежнем уровне, незначительно возрастут или незначительно снизятся? |
Индекс ожидаемого изменения числа безработных (ИОИБ) |
i 10 |
В9. Как Вы считаете, в течение года число безработных намного уменьшится или намного увеличится, не изменится, несколько увеличится или несколько уменьшится? |
Индекс текущего личного материального положения (ИТМП) |
i 11 |
В11. Как Вы можете охарактеризовать материальное положение Вашей семьи в настоящее время: очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
Индекс благоприятности условий для формирования сбережений (ИБФС) |
i 12 |
В23. Учитывая общее экономическое положение, как, по Вашему мнению, можно оценить условия для того, чтобы в настоящее время делать сбережения. Считаете ли Вы, что сегодня эти условия очень благоприятные, совсем неблагоприятные, или есть свои "плюсы" и "минусы", при этом условия скорее благоприятные, чем неблагоприятные, или наоборот - скорее неблагоприятные, чем благоприятные, или "плюсов" и "минусов" одинаково? |
* рассчитывается только по методике, разработанной в институте социальных исследований университета штата Мичиган (США).
Приложение 3
Возможные ответы респондентов, учитываемые при расчете частных
индексов потребительских ожиданий населения
Вопросы, на основе которые строятся частные индексы |
Положительные ответы |
Отрицательные ответы |
Нейтральные ответы |
В1. Как Вы оцениваете состояние экономики России сегодня: очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
очень хорошее;+ хорошее |
очень плохое;- плохое |
среднее; затрудняюсь ответить |
В2. Как Вы считаете, экономическая ситуация в России по сравнению с тем, какой она была год назад, намного улучшилась или намного ухудшилась, осталась прежней, несколько ухудшилась или несколько улучшилась? |
намного улучшилась;+ несколько улучшилась |
намного ухудшилась;- несколько ухудшилась |
осталась прежней; затрудняюсь ответить |
В4. Как Вы думаете, изменится ли экономическая ситуация в России через год? Станет ли она намного лучше- го или намного хуже, оста- нется такой же, станет нес- колько хуже или несколько лучше? |
намного лучше;+ несколько лучше |
намного хуже;- несколько хуже |
останется такой же; затрудняюсь ответить |
В6. Как Вы полагаете, экономическое положение России в течение ближайших пяти лет улучшится, ухудшится или не изменится? |
улучшится+ | ухудшится- | не изменится; затрудняюсь ответить |
В7. Как, по Вашему мнению, можно оценить экономическое положение в Вашем городе (сельском районе): очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
очень хорошее;+ хорошее |
очень плохое;- плохое |
среднее; затрудняюсь ответить |
В8. С Вашей точки зрения, в течение года цены значительно снизятся или незначительно снизятся? |
значительно снизятся;+ незначительно снизятся |
значительно возрастут;- незначительно возрастут |
останутся на прежнем уровне; затрудняюсь ответить |
В9. Как Вы считаете, в течение года число безработных намного уменьшится или намного увеличится, не изменится, несколько увеличится или несколько уменьшится? |
намного уменьшится;+ несколько уменьшится |
намного увеличится;- несколько увеличится |
не изменится; затрудняюсь ответить |
В11. Как Вы можете охарактеризовать материальное положение Вашей семьи в настоящее время: очень хорошее или очень плохое, среднее, плохое или хорошее? |
очень хорошее;+ хорошее |
очень плохое;- плохое |
среднее; затрудняюсь ответить |
В12. Как Вы считаете, материальное положение Вашей семьи по сравнению с соответствующим периодом прошлого года намного улучшилось или намного ухудшилось, осталось на прежнем уровне, несколько ухудшилось или несколько улучшилось? |
намного улучшилось;+ несколько улучшилось |
намного ухудшилось;- несколько ухудшилось |
на прежнем уровне; затрудняюсь ответить |
В14. Как Вы думаете, в течение следующих 12-ти месяцев материальное положение Вашей семьи станет намного лучше или намного хуже, не изменится, станет несколько хуже или несколько лучше? |
намного лучше;+ несколько лучше |
намного хуже;- несколько хуже |
не изменится; затрудняюсь ответить |
В18. Как Вы считаете, какие сейчас условия для того, чтобы делать крупные покупки для дома (например, мебель, стиральная машина и т.д.): очень благоприятные, совсем неблагоприятные, или есть свои "плюсы" и "минусы", при этом условия скорее благоприятные, чем неблагоприятные, или наоборот - скорее неблагоприятные, чем благоприятные, или "плюсов" и "минусов" одинаково? |
очень благоприятные;+ скорее благоприятные, чем неблагоприятные |
совсем неблагоприят- ные;- скорее неблагоприят- ные, чем благоприятные |
"плюсов" и "минусов" одинаково; затрудняюсь ответить |
В23. Учитывая общее экономическое положение, как, по Вашему мнению, можно оценить условия для того, чтобы в настоящее время делать сбережения. Считаете ли Вы, что сегодня эти условия очень благоприятные, совсем неблагоприятные, или есть свои "плюсы" и "минусы", при этом условия скорее благоприятные, чем неблагоприятные, или наоборот - скорее неблагоприятные, чем благоприятные, или "плюсов" и "минусов" одинаково? |
очень благоприятные;+ скорее благоприятные; чем неблагоприятные |
совсем неблагоприят- ные;- скорее неблагоприят- ные, чем благоприятные |
"плюсов" и "минусов" одинаково; затрудняюсь ответить |
+ выделены определенно положительные ответы
- выделены определенно отрицательные ответы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госкомстата РФ от 2 августа 1999 г. N 62 "Об утверждении Методологических положений по организации и проведению обследования потребительских ожиданий населения"
Текст постановления официально опубликован не был