Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Госкомвуза РФ
от 4 октября 1995 г. N 09-34-139ин/09-16
Рекомендации
по разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (далее - Требования) разрабатываются с целью установления федерального компонента государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.
Требования призваны обеспечить эквивалентность подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования на всей территории Российской Федерации независимо от организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения, осуществляющего реализацию основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, и формы обучения.
Требования разрабатываются для основных профессиональных образовательных программ на базе среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России приказом от 7 июня 1993 г. N 237, вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования.
См. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 февраля 1998 г. N 322
Реализация Базисного учебного плана по образовательным областям его инвариантной части является обязательным условием выполнения образовательной программы среднего профессионального образования.
1.2. Требования разрабатываются исходя из профессиональных задач, решаемых специалистами со средним профессиональным образованием, и должны обеспечивать подготовку специалистов, отвечающих запросам рынка труда.
1.3. Требования по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования базового и повышенного образовательных уровней имеют аналогичные структуры. Требования по основным профессиональным образовательным программам повышенного уровня разрабатываются как дополнения ко всем разделам Требований по основным профессиональным образовательным программам базового уровня под рубрикой "Дополнительные требования к повышенному образовательному уровню подготовки".
1.4. Требования структурируются по циклам дисциплин и производственной (профессиональной) практике:
- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- математические и общие естественнонаучные дисциплины;
- общепрофессиональные дисциплины;
- специальные дисциплины;
- производственная (профессиональная) практика.
1.5. Требования определяют области знаний, которые составляют основную профессиональную образовательную программу специальности и позволяют сформировать содержание и наименования дисциплин и видов производственной (профессиональной) практики.
2. Структура Требований
2.1. Требования включают три раздела:
- общая характеристика специальности;
- требования к уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования;
- обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования.
2.2. В разделе "Общая характеристика специальности" отражаются:
- наименование и код специальности в соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования (далее - Классификатор);
- формы освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168;
- образовательные уровни среднего профессионального образования по специальности;
- общеобразовательная база приема студентов (основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование);
- нормативный срок обучения по специальности при очной форме обучения (по образовательным уровням среднего профессионального образования);
- объекты и виды профессиональной деятельности выпускника по специальности;
- возможность профессиональной адаптации.
2.3. Раздел "Требования к уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования" включает:
- общие требования к образованности выпускника;
- требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин и производственной (профессиональной) практике.
2.3.1. Общие требования к образованности выпускника формулируются следующим образом.
Выпускник отвечает следующим требованиям:
- понимает базовые положения основных учений в области общих гуманитарных и социально-экономических наук, способен использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;
- владеет культурой мышления, способен в письменной и устной форме логично изложить его результаты;
- владеет лексическим минимумом иностранного языка, способен продолжить его изучение для осуществления профессиональной деятельности в иноязычной среде;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования;
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;
- готов при реализации профессиональных функций решать задачи с известными алгоритмами выполнения;
- подготовлен к взаимодействию с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления и организации работы исполнителей;
- владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем приобретенной специальности;
- методически и психологически готов к корректированию вида и характера профессиональной деятельности.
2.3.2. Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин, учебным дисциплинам и видам производственной (профессиональной) практики излагаются в следующих понятиях:
- "иметь представление, понимать" как способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства;
- "знать" как способность воспроизвести изученный материал с требуемой степенью научной точности;
- "уметь" как способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы;
- "владеть навыками" как способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании.
Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин должны соответствовать утвержденным Госкомвузом России 29 сентября 1995 г. Государственным требованиям (федеральному компоненту) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Требования по циклам математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственной (профессиональной) практике разрабатываются вариантно с учетом профиля получаемого профессионального образования и квалификации специалиста в рамках основных профессиональных образовательных программ специальностей среднего профессионального образования.
2.4. Раздел "Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования" включает:
- наименования циклов дисциплин и учебных дисциплин, их основные разделы, темы, понятия, с помощью которых определяется основное содержание дисциплин, виды производственной (профессиональной) практики, устанавливаемые федеральным компонентом основной профессиональной образовательной программы специальности;
- минимальные объемы времени, отводимые для реализации федеральных компонентов циклов дисциплин, учебных дисциплин, обязательных дисциплин по выбору студентов и видов производственной (профессиональной) практики в зависимости от формы обучения;
- максимальный объем времени, отводимый для реализации регионального компонента;
- объем времени и вид итоговой аттестации (защита выпускной квалификационной работы, сдача итогового междисциплинарного экзамена, итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам).
2.4.1. Обязательный минимум содержания по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин устанавливается в соответствии с утвержденными Госкомвузом России 29 сентября 1995 г. Государственными требованиями (федеральным компонентом) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
2.4.2. Обязательный минимум содержания по циклам математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственной (профессиональной) практике разрабатывается вариантно с учетом профиля и уровня получаемого среднего профессионального образования и квалификации специалиста.
2.4.3. Математическое и естественнонаучное содержание основных профессиональных образовательных программ специальностей среднего профессионального образования может быть реализовано в форме отдельных и (или) интегрированных курсов, в том числе в виде соответствующих разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для специальностей, отнесенных к группам "Гуманитарно-социальные специальности", "Образование", "Здравоохранение", "Культура и искусство", "Экономика и управление", "Сервис" и т.п. формы реализации математического и естественнонаучного содержания дисциплин устанавливаются государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим специальностям.
2.5. Объем времени для изучения обязательных дисциплин по выбору студентов может составлять до 10% общего объема учебного времени, нормированного федеральным компонентом.
Распределение объема времени для изучения обязательных дисциплин по выбору студентов по циклам дисциплин производится в зависимости от профиля специальности.
2.6. Объем времени для реализации регионального компонента основной профессиональной образовательной программы должен составлять, как правило, не более 20% общего объема учебного времени, нормированного федеральным компонентом.
Распределение объема регионального компонента по циклам дисциплин и производственной (профессиональной) практике производится и зависимости от профиля специальности и региональных особенностей подготовки специалистов.
2.7. Соотношение между объемами времени, отводимыми на изучение теоретического материала и на приобретение практических навыков [лабораторные работы, практические занятия и производственная (профессиональная) практика], устанавливается исходя из конкретных целей образовательного процесса, сбалансированности интересов студентов, работодателей и образовательного учреждения. Оно может варьироваться от традиционно сложившегося в среднем профессиональном образовании (1:1) до дифференцированного (нетипичного), вытекающего из задач подготовки специалистов среднего звена широкого профиля.
2.8. Требования должны содержать сводные данные по бюджету времени, на основе которых составляется основная профессиональная образовательная программа (по формам обучения):
Теоретическое обучение (включая экзаменационные сессии) ..... нед.;
Производственная (профессиональная) практика ................ нед.;
Итоговая аттестация ......................................... нед.;
Каникулы .................................................... нед.;
Итого ....................................................... нед.
2.9. Формы титульного листа и первой страницы Требований приведены в приложении к настоящим Рекомендациям.
До введения государственного образовательного стандарта на первой странице Требований делается запись: "Действуют в качестве временных требований до введения государственного образовательного стандарта с ...".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.