Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
"Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика*
(второй уровень высшего профессионального образования)"
(утв. Госкомвузом РФ 28 марта 1994 г.)
Действуют в качестве временных требований
до введения в действие
стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления 521600 - Экономика
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521600 - Экономика.
Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других некоммерческих организациях, а также в рамках органов государственного управления.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к профессиональной работе в экономических службах предприятий и некоммерческих организаций, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования;
- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;
- к обучению в магистратуре по направлению 521600 - Экономика, освоению образовательно-профессиональных программ третьего уровня по экономическим специальностям.
2. Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе направления 521600 - Экономика
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические, структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен:
в области математики и информатики:
иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
знать и уметь использовать:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- понятие информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов;
- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;
в области концепций современного естествознания:
иметь представление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, выявленные в мировой экономической мысли, понимать многообразие существующих в современном мире экономических систем;
- иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, а также о преемственности их развития;
- владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов как на микро-, так и на макроуровне;
- знать механизмы и принципы принятия и реализации хозяйственных решений на микроуровне (фирма, индивидуальный производитель) и макроуровне (регион, отрасль, народное хозяйство);
- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
- владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке.
2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях экономики.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению 521600 - Экономика
-------------------------------------------------------------------------
Индекс |Наименование дисциплин и их основные дидактические|Всего часов
| единицы** |на освоение
| | учебного
| | материала
---------+--------------------------------------------------+------------
ГСЭ.00 |Цикл гуманитарных и социально-экономических дис-| 1690
|циплин |
ГСЭ.01 |Философия: |
|роль философии в жизни человека и общества; исто-|
|рические типы философии; человек во Вселенной; фи-|
|лософская, религиозная и научная картины мира;|
|природа человека и смысл его существования; позна-|
|ние, его возможности и границы; знание и вера; об-|
|щество; многообразие культур, цивилизаций, форм|
|социального опыта; человек в мире культуры; Запад,|
|Восток, Россия в диалоге культур; личность: проб-|
|лемы свободы и ответственности; человек в информа-|
|ционно-техническом мире; роль научной рациональ-|
|ности в развитии общества; проблемы и перспективы|
|современной цивилизации; человечество перед лицом|
|глобальных проблем |
ГСЭ.02 |Иностранный язык: | 340
|закрепление программы средней школы, изучение но-|
|вого лексико-грамматического материала, необходи-|
|мого для общения в наиболее распространенных пов-|
|седневных ситуациях; различные виды речевой дея-|
|тельности и формы речи (устной, письменной, моно-|
|логической или диалогической), овладение лекси-|
|ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и|
|аннотирования научной литературы, курс научно-тех-|
|нического перевода и т.п. |
ГСЭ.03 |Культурология: |
|история мировой культуры; история культуры России;|
|школы, направления и теории в культурологии; охра-|
|на и использование культурного наследия |
ГСЭ.04 |История: |
|сущность, формы, функции исторического сознания;|
|типы цивилизации в древности; проблема взаимодейс-|
|твия человека и природной среды в древних общест-|
|вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья|
|во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь;|
|тенденции становления цивилизации в русских зем-|
|лях, проблема складывания основ национальных госу-|
|дарств в Западной Европе; складывание Московского|
|государства; Европа в начале Нового времени и|
|проблема формирования целостности европейской ци-|
|вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-|
|ропейской и североамериканской истории; проблема|
|перехода в "царство разума"; особенности российс-|
|кой модернизации в XVIII в.; духовный мир человека|
|на пороге перехода к индустриальному обществу; ос-|
|новные тенденции развития всемирной истории в XIX|
|в.; пути развития России; место XX в. во всемир-|
|но-историческом процессе; новый уровень историчес-|
|кого синтеза; глобальная история; менталитет чело-|
|века, его эволюция и особенности в Западной Европе|
|и России, в других регионах мира |
ГСЭ.05 |Физическая культура: | 408
|физическая культура в общекультурной и профессио-|
|нальной подготовке студентов, социально-биологи-|
|ческие основы физической культуры; основы здорово-|
|го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и|
|спорт (теория, методика, практика); профессиональ-|
|но-прикладная физическая подготовка студентов |
ГСЭ.06 |Право: |
|право, личность и общество; структура права и его|
|действия; конституционная основа правовой системы;|
|частное право; сравнительное правоведение |
ГСЭ.07 |Социология: |
|история становления и развития социологии; общест-|
|во как социокультурная система; социальные общнос-|
|ти как источник самодвижения, социальных измене-|
|ний; культура как система ценностей, смыслов, об-|
|разцов действий индивидов; влияние культуры на со-|
|циальные и экономические отношения; обратное влия-|
|ние экономики и социально-политической жизни на|
|культуру; личность как активный субъект; взаимос-|
|вязь личности и общества; ролевые теории личности;|
|социальный статус личности; социальные связи,|
|действия, взаимодействия между индивидами и груп-|
|пами, групповая динамика, социальное поведение,|
|социальный обмен и сравнение как механизм социаль-|
|ных связей; социальная структура; социальная стра-|
|тификация; социальные институты, социальная орга-|
|низация; гражданское общество и государство; соци-|
|альный контроль; массовое сознание и массовые|
|действия; социальные движения, источники социаль-|
|ного напряжения, социальные конфликты и логика их|
|разрешения; социальные изменения; глобализация со-|
|циальных и культурных процессов в современном ми-|
|ре; социально-культурные особенности и проблемы|
|развития российского общества; возможные альтерна-|
|тивы его развития в будущем; методология и методы|
|социологического исследования |
ГСЭ.08 |Политология: |
|объект, предмет и метод политологии, ее место в|
|системе социально-гуманитарных дисциплин; история|
|политических учений; теория власти и властных от-|
|ношений; политическая жизнь, ее основные характе-|
|ристики; политическая система, институциональные|
|аспекты политики; политические отношения и процес-|
|сы, субъекты политики; политическая культура; по-|
|литические идеологии (история развития, современ-|
|ное состояние, перспективы); политический процесс|
|в России; мировая политика и международные отноше-|
|ния; сравнительная политология |
ГСЭ.09 |Психология и педагогика: |
|психология: объект и предмет психологии; соотноше-|
|ние субъективной и объективной реальности; психика|
|и организм; активность психики (души), психика,|
|поведение и деятельность; структура субъективной|
|реальности; личность и межличностные отношения;|
|свобода воли; личностная ответственность; общее и|
|индивидуальное в психике человека; педагогика:|
|предмет педагогики; цели образования и воспитания;|
|педагогический идеал и его конкретно-историческое|
|воплощение; средства и методы педагогического воз-|
|действия на личность; общие принципы дидактики и|
|их реализация в конкретных предметных методиках|
|обучения; нравственно-психологические и идейные|
|взаимоотношения поколений; семейное воспитание и|
|семейная педагогика; межличностные отношения в|
|коллективе; нравственно-психологический образ пе-|
|дагога; мастерство педагогического общения |
ГСЭ.10 |Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-| 324
|ваемые вузом (факультетом) |
ЕН.00 |Цикл общих математических и естественнонаучных| 1200
|дисциплин |
ЕН.01 |Математика и информатика: |
|геометрия Евклида как первая естественнонаучная|
|теория; аксиоматический метод; основные этапы и|
|структура современной математики; основные черты|
|математического мышления; математические доказа-|
|тельства; элементы, множества, отношения, отобра-|
|жения; числа; комбинаторика; конечные и бесконеч-|
|ные множества; неевклидовы геометрии; геометрия|
|микро- и макромира: основные идеи математического|
|анализа; дифференциальные уравнения; общая поста-|
|новка задачи о принятии решения; математические|
|методы в целенаправленной деятельности; математика|
|случайного; элементы теории вероятности; основные|
|понятия математической статистики; математические|
|методы проверки гипотез; роль математики в гумани-|
|тарных науках; основные понятия и методы теории|
|информации и кодирования; аппаратные и программные|
|средства персональных ЭВМ, предназначенные для об-|
|работки информации |
ЕН.02 |Концепции современного естествознания: |
|естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-|
|ный метод; история естествознания; панорама совре-|
|менного естествознания; тенденция развития; кор-|
|пускулярная и континуальная концепции описания|
|природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;|
|структурные уровни организации материи; микро-,|
|макро- и мегамиры; пространство, время; принципы|
|относительности; принципы симметрии; законы сохра-|
|нения; взаимодействие; близкодействие; дальнодейс-|
|твие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-|
|ленности, дополнительности; динамические и статис-|
|тические закономерности в природе; законы сохране-|
|ния энергии в макроскопических процессах; принцип|
|возрастания энтропии; химические системы, энерге-|
|тика химических процессов, реакционная способность|
|веществ; особенности биологического уровня органи-|
|зации материи; принципы эволюции, воспроизводства|
|и развития живых систем; многообразие живых орга-|
|низмов - основа организации и устойчивости биосфе-|
|ры; генетика и эволюция; человек: физиология, здо-|
|ровье, эмоции, творчество, работоспособность; би-|
|оэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и|
|космические циклы; ноосфера; необратимость време-|
|ни; самоорганизация в живой и неживой природе;|
|принципы универсального эволюционизма; путь к еди-|
|ной культуре |
ЕН.03 |Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-| 300
|ваемые вузом (факультетом) |
ДН.00 |Цикл общепрофессиональных дисциплин направления | 3046
ДН.01 |Экономическая теория: | 360***
|предмет экономической науки; введение в экономику|
|(основы экономического анализа, основы обмена,|
|функционирование конкурентного рынка, основы госу-|
|дарственного сектора); основные понятия собствен-|
|ности: экономические и правовые аспекты; введение|
|в макроэкономику; деньги, денежное обращение и де-|
|нежная политика; национальный доход; совокупные|
|расходы, спрос, предложение, ценовой уровень, фис-|
|кальная политика; макроэкономические проблемы инф-|
|ляции и безработицы; основные макроэкономические|
|школы; мировая экономика и экономический рост;|
|спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-|
|ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,|
|регулирование и дерегулирование; факторные рынки и|
|распределение доходов; экономика сельскохозяйс-|
|твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-|
|мические системы |
ДН.02 |История экономических учений: |
|основные этапы развития экономической науки: раз-|
|витие экономических учений Древнего Востока, ан-|
|тичного мира и Средневековья; эволюция экономичес-|
|кой мысли в период зарождения рыночной экономики и|
|предпринимательства (меркантилисты, физиократы,|
|английская классическая школа, ранние представите-|
|ли социализма и т.д.); формирование основных нап-|
|равлений современной экономической мысли (маржина-|
|лизм, неоклассические школы: австрийская, лозанн-|
|ская, кембриджская, американская, институциона-|
|лизм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм);|
|история современных (послевоенных) экономических|
|теорий (господство кейнсианства, доминирование не-|
|оклассицизма, "государственный социализм"), эконо-|
|мическая мысль в России |
ДН.03 |История экономики: |
|сравнительный историко-экономический анализ моде-|
|лей развития мирового хозяйства: азиатский способ|
|производства и античное рабство; классическая мо-|
|дель феодальной экономики (Франция), особенности|
|феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия,|
|Япония); генезис капиталистической экономики в|
|странах первого эшелона (Голландия, Англия, Фран-|
|ция, США), реформистский путь перехода к рыночной|
|экономике (Германия, Россия); промышленный капита-|
|лизм в Японии (патерналистская модель); основные|
|тенденции в развитии мирового капиталистического|
|хозяйства на рубеже XIX и XX вв., особенности мо-|
|нополизации экономики по странам; становление раз-|
|личных систем регулируемого капитализма; возникно-|
|вение, развитие, кризис хозяйственной системы го-|
|сударственного социализма в СССР и в странах Вос-|
|точной Европы; сдвиги в структуре экономики веду-|
|щих капиталистических государств; различные модели|
|смешанной экономики; экономика России; основные|
|направления перестройки мирового хозяйства |
ДН.04 |Статистика: |
|предмет, метод и задачи статистики; источники ста-|
|тистической информации; группировка и сводка мате-|
|риалов статистического наблюдения; абсолютные и|
|относительные величины; средние величины; ряды ди-|
|намики; индексы; статистика продукции; статистика|
|численности работников и использования рабочего|
|времени; статистика производительности труда; ста-|
|тистика заработной платы; статистика основных фон-|
|дов; статистика научно-технического прогресса;|
|статистика себестоимости продукции |
ДН.05 |Бухучет: |
|сущность бухгалтерского учета; учет денежных|
|средств и расчетов; учет производственных запасов;|
|учет основных средств и нематериальных активов;|
|учет капитальных и финансовых вложений; учет гото-|
|вой продукции и ее реализации; учет фондов, резер-|
|вов и займов; учет и анализ финансовых результатов|
|и использования прибыли; финансовая отчетность;|
|принципы производственного учета |
ДН.06 |Финансы, денежное обращение и кредит: |
|сущность и роль финансов и кредита; государствен-|
|ный бюджет; формирование и использование денежных|
|накоплений предприятий; основные принципы финанси-|
|рования и кредитования капитальных вложений; обо-|
|ротные средства предприятий, система их финансиро-|
|вания и кредитования; безналичные расчеты между|
|предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйствен-|
|ном механизме управления предприятием; финансовая|
|работа и финансовое планирование в системе управ-|
|ления предприятием; роль финансов и кредита в раз-|
|витии внешнеэкономической деятельности предприятий|
ДН.07 |Менеджмент: |
|менеджмент: вид деятельности и система управления;|
|развитие менеджмента в прошлом и настоящем; мето-|
|дологические основы менеджмента; инфраструктура|
|менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; ин-|
|теграционные процессы в менеджменте; моделирование|
|ситуаций и разработка решений; природа и состав|
|функций менеджмента; стратегические и тактические|
|планы в системе менеджмента; организационные отно-|
|шения в системе менеджмента; формы организации|
|системы менеджмента; мотивация деятельности в ме-|
|неджменте; регулирование и контроль в системе ме-|
|неджмента; динамика групп и лидерство в системе|
|менеджмента; управление человеком и управление|
|группой; руководство: власть и партнерство; стиль|
|менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликт-|
|ность в менеджменте; факторы эффективности менедж-|
|мента |
ДН.08 |Экономика и социология труда: |
|труд как общественно полезная деятельность; рынок|
|труда в системе рыночного хозяйства; трудовые ре-|
|сурсы, человек труда и занятость; производитель-|
|ность и эффективность труда; организация трудовых|
|процессов; нормирование и условия труда; доходы и|
|оплата труда; социальное развитие и уровень жизни;|
|управление трудом в системе рыночных отношений |
ДН.09 |Мировая экономика: |
|международное движение товаров, услуг и факторов|
|производства; государственная политика в области|
|внешней торговли и международного движения факто-|
|ров; современные тенденции изменения конкурентос-|
|пособности; формы международной кооперации и пере-|
|лива капиталов международных экономических объеди-|
|нений; основы международной торговли, оценка пос-|
|ледствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли;|
|теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева,|
|современная трактовка влияния факторов производс-|
|тва на структуру внешней торговли, изменения|
|структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние|
|технического прогресса, цикла жизни товара на|
|структуру внешней торговли; традиционные и нетра-|
|диционные ограничения, эффект введения таможенных|
|пошлин, их влияние на доходы производителей, поку-|
|пателей и государства; протекционистская политика,|
|практика введения импортных квот, тарифные ограни-|
|чения, "добровольные" экспортные ограничения, экс-|
|портные субсидии, "новый" протекционизм, роль тор-|
|говых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, северо-|
|американская зона свободной торговли; валютный|
|курс и платежный баланс, спрос и предложение ва-|
|лют, валютные рынки, эволюция международной валют-|
|ной системы, торговый баланс; международное движе-|
|ние капитала и рабочей силы; международное креди-|
|тование; кризис внешней задолженности; прямые ин-|
|вестиции и транснациональные корпорации; влияние|
|миграции на благосостояние; проблема "утечки умов"|
ДН.10 |Маркетинг: |
|роль маркетинга в экономическом развитии страны;|
|товар в маркетинговой деятельности; комплексное|
|исследование товарного рынка; сегментация рынка;|
|формирование товарной политики и рыночной страте-|
|гии; разработка ценовой политики; формирование|
|спроса и стимулирование сбыта; организация дея-|
|тельности маркетинговой службы |
ДН.11 |Экономика предприятия: |
|предприятие, как основное звено рыночного хозяйс-|
|тва; формы и виды предприятия, его материальная и|
|финансовая база; производственная и административ-|
|но-хозяйственная структуры предприятия и его под-|
|разделений; организация управления производством,|
|его планирование, обслуживание на предприятии; ор-|
|ганизационно-правовые формы предприятий и объеди-|
|нений, включая их акционерные, частные и смешанные|
|производственно-хозяйственные структуры; факторы|
|развития и роста продуктивности и снижения издер-|
|жек производства; сбыт продукции, финансовая дея-|
|тельность предприятия; предпринимательство и|
|предпринимательская деятельность, планирование и|
|регулирование предпринимательской деятельности|
|предприятий; организация материально-технического|
|обеспечения предприятия; государственное, правовое|
|и социально-экономическое регулирование деятель-|
|ности и системы трудовых отношений на предприятии |
ДН.12 |Стратегическое планирование: |
|стратегическое планирование и прогнозирование;|
|стратегическое планирование и проблемы региональ-|
|ной экономики; внутрифирменное планирование и мар-|
|кетинг; стратегическое планирование и государс-|
|твенное регулирование экономики; разработка рыноч-|
|ных стратегий; макростратегические программы уг-|
|лубления экономических реформ в Российской Федера-|
|ции; стратегические ориентации внутрифирменных|
|стратегических хозяйственных подразделений; внут-|
|рифирменное планирование и стратегический менедж-|
|мент; программа воздействия рыночной стратегии на|
|прибыль |
ДН.13 |Налоговая система: |
|понятие налога и налоговой системы, исходные прин-|
|ципы построения налоговой системы, функции и клас-|
|сификация налогов, организация налоговой службы;|
|федеральные налоги, основные виды федеральных на-|
|логов, методика их расчета; специфика налогообло-|
|жения России и республик в составе Российской Фе-|
|дерации, краев, областей, автономных областей, ав-|
|тономных округов; местные налоги, роль налогов в|
|местном самоуправлении, основные их виды; налоги в|
|сфере внешнеэкономической деятельности, налогооб-|
|ложение в зарубежных странах, его особенности,|
|роль налогов как средства государственного регули-|
|рования международных экономических отношений |
ДН.14 |Управление персоналом: |
|персонал предприятия как объект управления; место|
|и роль управления персоналом в системе управления|
|предприятием; принципы управления; трудовой потен-|
|циал как экономическая категория и его место в|
|системе оценок общественного производства; рынок|
|труда и реализация трудового потенциала в системе|
|отношений занятости; государственная политика за-|
|нятости и роль предприятий в ее реализации; управ-|
|ление персоналом в системе государственного регу-|
|лирования трудовых отношений; отношения социально-|
|го партнерства и трудовое законодательство; управ-|
|ление персоналом как единство методологии, науки и|
|искусства; управление персоналом предприятия в|
|системе рыночных отношений; кадровая политика и ее|
|планирование на предприятии; тенденции развития|
|кадровой политики; организационная структура сис-|
|темы управления персоналом предприятия |
ДН.15 |Политика доходов и заработной платы: |
|значение национального дохода как основного источ-|
|ника роста доходов и уровня жизни населения, свя-|
|занного с повышением эффективности общественного|
|производства; анализ состояния и прогнозирования|
|тенденций в области доходов и заработной платы,|
|система понятий, критериев и показателей; заработ-|
|ная плата и доходы в условиях либерализации цен,|
|размеры оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий,|
|факторы роста цен, их влияние на доходы и реальное|
|потребление населения; возможности самообеспечения|
|населения для поддержки и стимулирования трудовой|
|активности граждан в получении дополнительных до-|
|ходов; влияние факторов инфляции и безработицы на|
|динамику доходов; меры по регулированию средств на|
|оплату труда |
ДН.16 |Государственное регулирование экономики и экономи-|
|ческая политика: |
|функции государства в смешанной экономике; система|
|государственного регулирования экономики; адми-|
|нистративное и законодательное регулирование; вза-|
|имодействие государственных органов различных|
|уровней; программы государственных затрат; госу-|
|дарственный бюджет и государственный долг; кредит-|
|но-денежная политика; регулирование денежного|
|спроса и предложения, банковской системы: взаимо-|
|действие центрального банка и правительства; ос-|
|новные направления экономической политики; антимо-|
|нопольная политика; социальное страхование; внеш-|
|неэкономическая политика; регулирование межгосу-|
|дарственных экономических отношений |
ДН.17 |Математические методы исследования экономики: |
|стратегические и динамические методы оптимизации;|
|теория игр; стохастические методы; эконометричес-|
|кие методы; основы теории принятия решений; методы|
|измерения, классификации и экспертные оценивания |
ДН.18 |Математическое моделирование экономических систем:|
|теория моделирования; модели различных уровней|
|экономики и согласования интересов; модели эконо-|
|мического равновесия; модели экономической динами-|
|ки (магистральная теория); моделирование социаль-|
|ных процессов; моделирование эколого-экономических|
|систем |
ДН.19 |Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавли-| 358
|ваемые вузом (факультетом) |
СД.00 |Цикл дисциплин специализации | 690
ДВП.00 |Дополнительные виды подготовки (военная подготов-| 510
|ка, гражданская оборона и др.) |
Ф.00 |Факультативы | 100
|Общая продолжительность теоретического обучения | 7236
П.00 |Практики |12 недель
ГА.00 |Государственная итоговая квалификационная аттеста-| 2 недели
|ция |
Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (54 ч. х 134 недели = 7236 ч.) 134 недели
Практики 12 недель
Экзаменационные сессии 30 недель
Каникулы 24 недели
Отпуск после окончания вуза 4 недели
Итого: 204 недели
Примечания:
1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при сохранении минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением.
Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла наряду с обязательными дисциплинами цикла должен включать курсы по выбору студента.
6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
Заместитель председателя |
В.Шадриков |
--------------------------------
* Обращаем Ваше внимание на то, что в сборнике "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования", изданном в 1995 г., ошибочно опубликован не окончательный вариант данного стандарта. В связи с этим просим Вас руководствоваться стандартом по направлению 521600 - Экономика, публикуемым ниже.
** Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.
*** Объем часов, отводимых на освоение учебного материала по остальным дисциплинам, входящим в цикл, устанавливается вузом самостоятельно, но не менее 102 часов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ 28 марта 1994 г.)
Текст документа опубликован в Бюллетене Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, N 8, 1995 г.