Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
о системе вневедомственного контроля качества
медицинской помощи на территории Воронежской области
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 2 сентября 1997 г. N 921)
I. Общее положение
Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи создается в соответствии с действующим законодательством в целях защиты прав граждан на охрану здоровья и содействия органам государственного управления в решении задач по совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения.
Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции.
Право на проведение вневедомственного контроля закреплено за названными субъектами Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ " О медицинском страховании граждан в РФ ", постановлением администрации Воронежской области N 272 от 12.03.96г.
Настоящее положение устанавливает единые организационные и методические принципы вневедомственного контроля качества медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, на территории Воронежской области.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется на основе оценки ресурсных и кадровых возможностей лечебнопрофилактических учреждений, применяемых технологий, а также показателей объемов и результативности их деятельности.
Для повышения эффективности экспертной деятельности на территории области формируется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования ( ТФ ОМС ) по согласованию с комитетом по здравоохранению администрации области и Воронежской государственной медицинской академией им.Н.Н. Бурденко регистр внештатных врачейэкспертов.
Ответственность за организацию и состояние вневедомственного контроля качества медицинской помощи несут руководители и должностные лица организаций и учреждений, имеющих право на его проведение, в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.
II. Участники системы экспертизы
медицинской помощи и их компетенция
Экспертный контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи в системе ОМС Воронежской области осуществляется:
- специалистами ТФ ОМС - за выполнением СМО их функций, предусмотренных действующим законодательством, правилами обязательного медицинского страхования населения Воронежской области и договором о финансировании обязательного медицинского страхования, а также настоящим постановлением;
- штатными и внештатными врачами-экспертами страховых медицинских организаций (СМО), работающих с системе ОМС, - за соответствием объема, сроков и качества медицинской помощи медицинским стандартам, территориальной программе ОМС;
- членами экспертной комиссии ТФ ОМС;
- межведомственной экспертной комиссией, которая является высшим коллегиальным экспертным органом системы ОМС Воронежской области;
- экспертами, привлекаемыми арбитражным судом. Вневедомственный контроль качества осуществляется по следующим направлениям:
- анализ результатов оказания медицинской помощи застрахованному населению;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контроль за их выполнением;
- изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;
- проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями(СМО);
- проверка выполнения договорных обязательст между страхователем и страховщиком;
- проверка выполнения договорных обязательств между территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) и страховщиком;
- оценка возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи (КМП);
- соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи
III. Организация и порядок проведения
вневедомственного экспертного контроля
Участники вневедомственного контроля качества медицинской помощи организуют свою экспертную деятельность в соответствии с законодательством РФ, ведомственными нормативными актами и настоящим постановлением. Проведение вневедомственного контроля качества медицинской помощи осуществляют штатные, а также внештатные эксперты, входящие в регистр и допущенные к экспертной деятельности в установленном порядке.
Экспертиза качества медицинской помощи в системе вневедомственного контроля должна проводиться на территории Воронежской области по методологическим принципам и технологии, согласованной со всеми участниками вневедомственного контроля.
Финансирование экспертной деятельности в системе вневедомственного контроля качества осуществляется за счет средств этих субъектов, а также части налагаемых экономических и штрафных санкций (Приложение 6).
Статус, права, обязанности структур вневедомственной экспертизы определяются: "Положением о штатном враче-эксперте СМО системы ОМС" (Приложение N 1) "Положением о внештатном враче-эксперте СМО, ТФОМС." (Приложение N 2) , " Положением об экспертной комиссии ТФ ОМС " (Приложение N 3), "Положением о межведомственной экспертной комиссии по проблемам качества медицинской помощи" (Приложение N 4 )
Вневедомственный контроль может осуществляться в виде:
- контроля результата;
- целевого контроля;
- планового контроля.
Контроль результата осуществляют участники вневедомственного контроля.
Целью контроля результата является оценка качества выполненной медицинской услуги конкретному пациенту. В ходе экспертизы качества оцениваются:
- медицинская эффективность услуги;
- экономическая эффективность услуги;
- соответствие выбранной медицинской технологии патологическому процессу, его тяжести и течению.
Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленной цели.Медицинская эффективность тем выше, чем ближе медицинский работник по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результативности лечения, заложенной в стандарте для данной патологии.
Медико-экономическая эффективность оценивается на основе экономического стандарта и методик оценки качества медицинской помощи,характеризующих максимально допустимые затраты на лечение типичного случая для каждой нозологии. Если при выполнении лечебнодиагностического процесса и достижении при этом максимально возможной, для данного случая, медицинской эффективности затраты не превышают максимальной границы нормы, то следует считать экономическую эффективность достигнутой.
Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:
- качественный сбор информации о больном ( диагностические мероприятия для данной нозологии );
- правильную постановку и обоснование диагноза;
- качественно выполненные лечебные мероприятия. Медицинские стандарты позволяют оценить объем, сроки и качество медицинской помощи, хотя соответствие фактически выполняемых профилактических, лечебно-диагностических процедур и манипуляций, заложенных в стандарты, не может полностью отражать результаты деятельности. В связи с этим оценка степени выполнения стандартов используется в комплексе с другими показателями ( показатель результативности модели конечных результатов, определение уровня качества лечения ).
Кроме того участники, осуществляющие вневедомственный контроль, вправе изучать мнение пациентов о качестве предоставляемых медицинских услуг, поскольку мнение пациента является одной из составляющих понятия " качественная медицинская услуга ". Контроль результата основывается на заключении экспертизы. В случае необходимости для разрешения спорного случая участник вневедомственного контроля может принять решение о проведении целевого контроля с привлечением внештатных экспертов.
Страховая медицинская организация имеет право проверки только случаев оказания медицинской помощи пациентам, имеющим полис ОМС, выданный данной страховой организацией и по видам медицинской помощи, входящим в территориальную программу ОМС.
По итогам проверки оформляется " Акт экспертного контроля качества медицинской помощи " (Приложение N 5 ).
Плановый контроль качества медицинской помощи со стороны ТФ ОМС осуществляется в соответствии с договором о финансировании ОМС. В этих случаях ТФ ОМС составляет график, который ежеквартально доводится до сведения СМО.
Плановый контроль качества медицинской помощи со стороны страховой медицинской организации осуществляется в соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической помощи ( медицинских услуг ) по обязательному медицинскому страхованию. В этих случаях страховая медицинская организация составляет график планового контроля медицинских учреждений, который доводится до сведения последних.Объем плановых проверок, осуществляемых страховщиком должен охватывать не менее 5% услуг, оказываемых медицинским учреждением за проверяемый период.
Плановой проверке в первую очередь подлежат медицинские учреждения, имеющие высокий уровень летальности. заболеваемости и инвалидности, дефектов в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, большое число жалоб и максимальное число полностью или частично неоплаченных счетов.
График планового контроля составляется с расчетом, чтобы в течение года каждое медицинское учреждение подвергалось плановому контролю не реже 1-го раза в год.С целью снижения количества проверок, проводимых в медицинском учреждении необходимо ,чтобы участники вневедомственого контроля координировали свою работу и, по возможности, осуществляли объединенные проверки.
Объектом плановой проверки являются:
- соответствие услуг, оказанных медицинским учреждением, списку услуг, обозначенных в лицензии, выданной данному медицинскому учреждению лицензионно-аккредитационной комиссией;
- соответствие оказанных услуг территориальной программе ОМС Воронежской области;
- соответствие объема оказанных медицинских услуг по каждой нозологической форме утвержденным медицинским стандартам;
- соответствие оказанной медицинской услуги "Требованиям, предъявляемым к условиям предоставления медицинской помощи застрахованным по договорам обязательного медицинского страхования Воронежской области" (Приложение N 7 ).
При проведении экспертизы проверяющий обязан предъявить руководству медицинского учреждения удостоверение. Администрация медицинского учреждения обязана предоставить условия для работы и необходимую медицинскую документацию (истории болезни, амбулаторные карты, карточки вызова скорой помощи и др.), а также возможность непосредственного врачебного осмотра пациента.
При необходимости проверяющий имеет право изымать медицинскую документацию под расписку.
Страховщик, заключивший со Страхователем договор о страховании работающего (неработающего) населения, получает право пользоваться медицинской документацией на каждого застрахованного для проведения экспертизы медицинской помощи с соблюдением требований статьи 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" о врачебной тайне. Аналогичное право приобретают эксперты, привлекаемые для проведения контроля сроков, объема и качества лечения.
В ходе экспертизы при обнаружении дефекта оказания медицинской помощи проверяющий получает разъяснения лечащего врача. Каждый случай обсуждается совместно с администрацией проверяемого медицинского учреждения (отделения). В этих случаях оформляется "Акт экспертного контроля качества медицинской помощи " (Приложение N 5 ) в 2-х экземплярах.. Акт подписывается главным врачом или лицом его замещающим. В случае отказа администрации медицинского учреждения от подписи акта врач-эксперт СМО (специалист ТФ ОМС) оставляет акт в канцелярии учреждения с записью: "от подписи отказался".Сумма финансовых санкций определяется "Перечнем причин частичной и полной неоплаты счетов медицинских учреждений за нарушения в оказании медицинской помощи в системе ОМС Воронежской области" (Приложение N 6 ). Указанное положение не исключает предъявления к медицинскому учреждению штрафных санкций за неисполнение условий договора, заключаемого между СМО и медицинским учреждением.
Взыскание финансовых санкций c медицинских учреждений производится СМО в порядке взаиморасчетов при последующем финансировании.
IV. Организация взаимодействия участников вневедомственного
контроля качества медицинской помощи с учреждениями
здравоохранения по осуществлению экспертизы качества
медицинской помощи
Субъекты вневедомственного контроля качества медицинской помощи в случаях выявления дефектов в процессе оказания медицинской помощи по своей компетенции:
- четко формулируют вопросы, требующие решения при проведении медицинской экспертизы;
- организуют проведение дополнительной экспертизы. Для улучшения взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи участники вневедомственного , контроля осуществляют запрос в клинико-экспертную комиссию ЛПУ или соответствующего органа управления здравоохранением о результатах проведения ведомственной экспертизы по поставленным вопросам, оценивают результаты ведомственной экспертизы, и , в случае согласия с ними, принимают необходимые решения или соответствующие меры без проведения дополнительной экспертизы.
Основные причины назначения вневедомственной медицинской экспертизы.
Для страховой медицинской организации:
- жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи;
- неблагоприятный исход заболевания прямо связанный с недостатками в проведении медицинских мероприятий;
- несоответствие представленных счетов на оплату медицинских услуг территориальным медицинским стандартам или включение в счет медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;
- наличие многочисленных дефектов в оказании медицинской помощи у отдельных специалистов, подразделений, учреждений;
- несоответствие проведенного лечения диагнозу заболевания, повлиявшее на стоимость лечения.
Для территориального фонда обязательного медицинского страхования:
- жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи;
- контроль выполнения обязательств СМО в отношении представляемых ими гарантий качества медицинской помощи,в соответствии с договорами Страховщика со Страхователем и лечебно-профилактическим учреждением;
- контроль выполнения СМО их функций, предусмотренных действующим законодательством, правилами обязательного медицинского страхования населения Воронежской области, договором о финансировании обязательного медицинского страхования.
Организации и учреждения, имеющие право на проведение вневедомственной медицинской экспертизы, обязаны:
- осуществлять взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения по вопросам организации медицинской помощи населению;
- вести учет всех предъявляемых претензий, результатов их анализа и экспертного контроля;
- организовывать в пределах компетенции разработку и выполнение собственных мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи населению и повышению ее качества, осуществлять контроль за их выполнением.
Организации и учреждения, имеющие право на проведение вневедомственной экспертизы, могут:
- участвовать в разработке предложений по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи населению и вносить их на рассмотрение компетентным органам;
- содействовать подготовке и повышению квалификации кадров лечебно-профилактических учреждений;
- получать от ЛПУ сведения, необходимые для разрешения спорных случаев;
- заключать договоры на проведение экспертизы с заинтересованными лицами, организациями и учреждениями;
- организовывать совещания по вопросам совершенствования организации вневедомственного контроля качества медицинской помощи.
V. Порядок обжалования результатов экспертного контроля
При несогласии с результатами экспертной оценки по конкретным случаям медицинской помощи (в т.ч. проведенной специалистами ТФ ОМС) администрация медицинского учреждения имеет право в течение семи рабочих дней с момента получения акта экспертизы обратиться в экспертную комиссию ТФ ОМС, деятельность которой регламентирована "Положением об экспертной комиссии ТФ ОМС" (Приложение N 3 ). В случае несогласия администрации медицинского учреждения с решением экспертной комиссии ТФОМС, она имеет право в течение месяца с момента получения решения вынести вопрос на обсуждение межведомственной комиссии, деятельность которой регламентирована "Положением о межведомственной экспертной комиссии по проблемам качества медицинской помощи" (Приложение N 4 ).
При несогласии администрации медицинского учреждения с решением комиссии спорный вопрос решается в порядке, установленном действующим законодательством.
VI. Финансирование работы экспертов и порядок использования
средств, полученных от финансовых санкций
Финансирование экспертной деятельности СМО и ТФ ОМС осуществляется за счет средств этих организаций. Оплата труда экспертов не должна зависеть от результатов экспертизы и размера финансовых санкций, наложенных на медицинское учреждение.
Средства, полученные от медицинских учреждений в качестве финансовых санкций, распределяются СМО в соответствии с методическими рекомендациями ФФ ОМС от 13 января 1995 г. N 1-42 следующим образом:
- 10% направляется в резерв оплаты медицинских услуг;
- 20% используются на развитие экспертной службы СМО (оплата труда внештатных врачей-экспертов, обучение штатных врачейэкспертов и т.д.).
- 70% используется на устранение причин неудовлетворительного качества медицинской помощи в медицинских учреждениях ( повышение квалификации персонала, приобретение оборудования и т.п.).
Не разрешается использовать эти средства на заработную плату персонала медицинских учреждений. Конкретный порядок использования данных средств определяется ТФ ОМС.
VII. Учет и отчетность в системе вневедомственной экспертизы
качества медицинской помощи
Страховые медицинские организации:
- ведут учет количества и результатов экспертиз качества медицинской помощи, проводимых СМО;
- анализируют результаты работы внештатных экспертов;
- проводят анализ качества медицинской помощи в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС, с которыми СМО заключила договоры;
- ведут учет числа случаев и объемов финансовых санкций, взысканных с медицинских учреждений.
Экспертно-аналитический отдел ТФ ОМС:
- создает регистр внештатных врачей-экспертов, привлекаемых к экспертизе качества медицинской помощи на территории Воронежской области;
- анализируют результаты работы врачей-экспертов с выходом в СМО, а так же ЛПУ области; ведут учет количества и результатов экспертиз качества медицинской помощи, проводимых страховщиками;
- проводят анализ качества медицинской помощи в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС на территории Воронежской области, и причин, вызывающих ухудшение качества медицинской помощи путем обработки поступающей статистической информации и последующим выходом в ЛПУ;
- ведут учет числа случаев и объемов финансовых санкций, наложенных на медицинские учреждения и взысканных с них.
Роль учетно-отчетных документов выполняют:
- "Информация о деятельности СМО ( агентства ) по медикоэкономической экспертизе";
- "Информация о проделанной работе врача-эксперта СМО (агентства)".
Форма, порядок и сроки их представления устанавливаются исполнительной дирекцией ТФ ОМС и закрепляются в договоре о финансировании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.