Глава администрации |
А.Н. Цапин |
Программа
создания единой муниципальной информационной системы
г. Воронежа на 1998-2000 годы
(основные положения)
(утв. постановлением Исполкома администрации города Воронежа
от 11 июня 1998 г. N 378)
Введение
Функционирование города требует решения большого количества политических, управленческих и производственных задач, что в настоящее время невозможно без обеспечения соответствующей информационной поддержки. Решения городской администрации сказываются на его деятельности далеко не очевидным образом по одной простой причине, что влияние случайных и субъективных факторов довольно велико. При этом может возникнуть иллюзия, что принятое управленческое решение в целом ничуть не хуже компетентного.
Город представляет собой неделимую многогранную и многоуровневую систему. Разрозненное бессистемное и механическое накопление данных об объектах и явлениях городской среды в различных муниципальных службах может привести к непредсказуемым последствиям и практически парализовать систему управления и развития города. Нельзя сводить информатизацию отдельных ведомств и служб к решению "самонеобходимых" задач без учета общегородских интересов. Выделение средств на решение задач информатизации одной городской службе, как минимум, лишает остальных этих средств и препятствует интеграционным процессам в новых экономических условиях.
В настоящее время происходит резкое увеличение количества необходимой информации о состоянии и развитии городской среды.
Осуществляются разработка и внедрение программно-технических комплексов на базе современных информационных технологий и методов работы. С этой целью создаются автоматизированные системы и отдельные программные комплексы - расчетные, справочно-информационные, аналитические и другие. Только сконцентрировав эту информацию в одних руках можно построить действенную модель города, разобраться с его состоянием, определить влияние одного фактора на другой и определить свои собственные тенденции развития .
Главной целью деятельности городской администрации, отражающей интересы жителей города, является формирование условий развития города на основе учета всех интересов, потребностей, ресурсов и т. д. Это невозможно без создания единой муниципальной информационной системы (ЕМИС), позволяющей объединить разрозненные базы данных различных служб и ведомств и осуществить планирование управлением города на основе анализа динамики развития и прогнозирования города.
1. Назначение ЕМИС
Единая муниципальная информационная система предназначена для:
- создания гибкой системы, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни города;
- обеспечения органов исполнительной и представительной власти города информацией о состоянии хозяйства города в области экономики, права, производства, торговли, науки и техники, общественной безопасности, экологии, а также мобилизационной готовности, в том числе, обеспечение бесперебойной, оперативной связи для обмена информацией Главы администрации, руководителей департаментов, комитетов и управлений администрации города;
- обеспечения подразделений Администрации информацией и аналитическими материалами по предмету их деятельности;
- минимизации финансовых затрат через координацию и планирование деятельности служб и ведомств в области информатизации;
- информационно-аналитическое обеспечение процесса разработки городских программ;
- подготовка прогнозов и сценариев развития социально-экономической ситуации в городе с целью их учета при бюджетном планировании;
- анализ принимаемых решений на предмет их соответствия прогнозам и сценариям развития городской ситуации;
- интеграция основных видов информации с обеспечением юридических прав предоставления по ее функциональной принадлежности;
- координация деятельности социологических и иных информационноаналитических организаций, работающих в городе;
- обеспечения развития информационно - аналитической системы информации города на основе использования достижений науки, техники и передового опыта;
- подготовка предложений к внешней и внутренней политике городского самоуправления;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы местного самоуправления в городе;
- организация деятельности служб городской статистики.
2. Структура ЕМИС
Единая муниципальная информационная система г. Воронежа в организационном плане опирается на существующую систему управления городом.
ЕМИС строится с учетом структуры и процессов функционирования системы управления городом и взаимосвязанно соединяет в себе:
- органы исполнительной власти;
- органы управления муниципальными предприятиями и учреждениями;
- органы управления ведомственными и другими предприятиями.
Основой функционирования ЕМИС являются информационные потоки, проходящие через все городские службы и управленческие структуры, поэтому скоординированная работа всех городских структур является необходимым условием успешной работы.
Структурно ЕМИС делится на функциональные подсистемы. В подсистемах происходит сбор, хранение и обработка информации. Между подсистемами организуется обмен информационными потоками, что позволяет функционирование системы как единого целого.
Для использования накопленного опыта и оптимизации вложенных ранее сил и средств в информатизацию города, ЕМИС строится на основе объединения в единую систему:
Кадастровые системы
1. Земельного кадастра.
2. Градостроительного кадастра.
3. Кадастра недвижимости.
4. Экологического кадастра.
5. Кадастра инженерных сетей и коммуникаций.
6. Кадастра улично-дорожной сети.
Реестры
1. Населения.
2. Предприятий и организаций.
Внекадастровые системы
1. Экономики и финансов
2. Торговли.
3. Бытового обслуживания.
4. Образования.
5. Культуры.
6. Здравоохранения.
7. Общественной безопасности.
8. Пожарной безопасности.
9. ГО и ЧС.
10. Труда и занятости.
Принципиальная информационная схема ЕМИС г. Воронежа
/-----------------------------\
|Принципиальная информационная|
| схема ЕМИС г.Воронежа |
\-----------------------------/
|
/--------------------------+----------------------\
| | |
/------------------\ /-----------------\ /------------------\
| | | Кадастровые | | Внекадастровые |
| Реестры | | Реестры | | Реестры |
\------------------/ \-----------------/ \------------------/
| | |
| /---------------\ | /--------------\ | /--------------\
|-| Реестр | |-| Земельный | |-| Экономики и |
| | предприятий | | | | | | финансов |
| \---------------/ | \--------------/ | \--------------/
| | |
| /---------------\ | /--------------\ | /--------------\
\-| Реестр | |-| Градостро- | |-| Образования |
| населения | | | ительный | | | и культуры |
\---------------/ | \--------------/ | \--------------/
| |
| /--------------\ | /--------------\
|-| Недвижимости | |-| Здравоохра- |
| | | | | нения |
| \--------------/ | \--------------/
| |
| /--------------\ | /--------------\
|-| Экологический| |-| Общественной |
| | | | | безопасности |
| \--------------/ | \--------------/
| |
| /--------------\ | /--------------\
\-| Инженерных | |-| Пожарной |
| сетей и комм.| | | безопасности |
\--------------/ | \--------------/
|
| /--------------\
|-| Системы |
| | ГО и ЧС |
| \--------------/
|
| /--------------\
|-| Сферы труда |
| | и занятости |
| \--------------/
|
| /--------------\
\-| Сферы |
| торговли |
\--------------/
2. Концептуальные положения
Создание единой муниципальной информационной системы направлено на наиболее полное удовлетворение требований конечных пользователей. В рамках концепции ЕМИС предлагается осуществить решение следующих вопросов обеспечения ее деятельности.
2.1. Организационное обеспечение
Для создания ЕМИС, как и любой автоматизированной системы, необходимо осуществить основные положения совершенствования:
- выделение структурных звеньев на каждом организационном уровне так, чтобы каждое звено работало на достижение определенной совокупности целей.
Требуемая при этом интеграция всех видов деятельности достигается созданием специализированных подразделений, полностью отвечающих за выполнение определенных функций;
- организационная структура должна базироваться на интегрированных информационных потоках. Потоки между звеньями должны быть сведены до минимума;
- достижение единства организации процессов планирования, учета, анализа, регулирования, т. е. обеспечения координации и синхронизации действия всех служб и исполнителей, должно быть получено за счет усиления непосредственного контакта с вычислительной техникой.
Учитывая опыт создания и внедрения муниципальных информационных систем в г. Обнинске Калужской области, г. Таганроге Ростовской области, г. Туле и другие городах Российской Федерации, предполагается создать информационно-аналитическое Управление Главы администрации г. Воронежа.
В целях уменьшения технических, кадровых и финансовых затрат на создание ЕМИС определить головным Заказчиком ( базовым интегрирующим объектом ) муниципальное предприятие " Муниципальный информационновычислительный центр" (МИВЦ) г. Воронежа с учетом:
- наличия технических средств;
- наличия квалифицированного персонала;
- осуществления работ в рамках информационного обеспечения служб администрации города;
- выполнения работ в рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Организационное обеспечение позволит решить следующие вопросы:
- анализ существующей системы управления и формулировка направлений повышения ее эффективности;
- выбор оптимальных направлений развития и совершенствование существующей системы управления;
- выбор и постановка задач управления, обеспечивающих повышение эффективности ЕМИС;
- организация и методология решения задач ЕМИС.
2.2. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение ЕМИС осуществляется путем:
- изучения и внедрения передового опыта городов Российской Федерации по созданию и внедрению муниципальных информационных систем;
- привлечения для изучения текущего состояния и анализа экспертов и групп экспертов для выработки рекомендаций;
- выбора и применения технологических приемов для получения конкретных результатов.
Вырабатывание решений в рамках ЕМИС осуществлять с привлечением специалистов служб администрации города с рассмотрением на комиссиях администрации города.
Внедрение прогрессивных методов и технологий производить в соответствии с разрабатываемыми планами и конкретными административными и производственно-хозяйственными условиями.
В разработке и использовании программно-технических комплексов использовать конкурсную основу между участниками.
2.3. Правовое обеспечение
В целях правового обеспечения реализации создания единой муниципальной информационной системы г. Воронежа до конца 1998 года разработать и утвердить:
"Положение об информационно-аналитическом Управлении главы администрации г. Воронежа";
"Положение о порядке ведения и обмена информацией служб администрации города в рамках единой муниципальной информационной системы";
"Положение о порядке унификации и стандартизации информации единой муниципальной информационной системы";
"Положение о правовых основах взаимодействия организаций держателей информации";
"Положение о порядке предоставления информации единой муниципальной информационной системы г. Воронежа коммерческим организациям и частным лицам";
"Положения об основных базах данных единой муниципальной информационной системы г. Воронежа";
"Положение о порядке обеспечения информационной муниципальной информационной системы г. Воронежа".
Программно-технические комплексы, вычислительная техника и отдельные программные продукты, приобретаемые у сторонних организаций, должны сопровождаться документацией в полном объеме и лицензионными соглашениями, подтверждающими правомочность поставлять указанную продукцию.
Разработка и прием программно-технических комплексов и программных продуктов должна осуществляться в соответствии с действующими государственными стандартами и областью их распространения.
2.4. Финансовое обеспечение
Источниками финансирования программы являются:
- средства федерального, областного и городского бюджетов;
- привлечение прямых инвестиций и кредитов;
- целевые поступления от основных пользователей единой муниципальной информационной системы;
- предоставление платных информационных и иных услуг;
- другие внебюджетные источники.
2.5. Программное обеспечение
Накопление и обработка перечисленных в принципиальной схеме ЕМИС баз данных должны строиться на распределенной модели с частичным переносом информации в централизованную БД. Под этим понимается такая технология обработки данных, при которой информация хранится в тех органах управления, предприятиях и службах, где она формируется и(или) подвергается первичной обработке. Доступ к ней внешних пользователей осуществляется по каналам связи МИВЦ через механизм запросов к БД с поддержанием системы санкционирования доступа. При этом часть информации, наиболее часто используемая внешними пользователями для улучшения технологических характеристик доступа (простота, надежность, скорость и т.д.) может находиться на сервере МИВЦ, а ее актуальность поддерживаться методом систематического обновления данных.
Так как предлагаемая ЕМИС строится на распределенной модели одноуровневых информационных систем, то требуемые системы управления базами данных (СУБД) должны реализовывать архитектуру Client/Server, позволяющую минимизировать загрузку сетевых каналов за счет более эффективного использования мощностей серверов сети. СУБД должны обеспечивать стандартный набор функций для этого класса систем:
- защита данных от несанкционированного доступа;
- реализация механизма распределенного хранения и обработки данных;
- поддержка механизма транзакций;
- непротиворечивый доступ сразу нескольких пользователей к одним и тем же данным;
- обеспечение целостности данных;
- работа с большими объемами информации;
- работа в режиме реального времени и т.д.
Как средство реализации информационного обмена в рамках ЕМИС и входящих в нее составных автоматизированных систем предлагается глобальная территориально - распределенная информационная сеть состоящая из ЛВС (локальных вычислительных сетей), объединяющих рабочие станции и серверы по ведомственно - тематическому принципу, исходя из пространственной удаленности и технологической доступности.
Приложения, разрабатываемые и устанавливаемые на рабочих станциях данной сети, должны обеспечить сбор и обработку информации о состоянии соответствующего ресурса или объекта информатизации.
Для реализации предложенной технологии обработки и хранения данных предлагается использовать следующие программные и технические средства.
2.5.1. Базовое системное программное обеспечение
2.5.1.1. Для серверов БД Windows NT Server 3.5 (альтернатива Novell NetWare 4.0)
Подобный выбор основывается на распространенности (Novell NetWare 4.0) и перспективности (Windows NT Server 3.5) представленных программных средств. Так как предложенная технология обработки БД предполагает и пространственную распределенность информационных массивов, то появляются и дополнительные требования к сетевым ОС.
2.5.1.2. Для рабочих станций сети
Windows NT Workstation 3.5 (альтернатива Windows 95, Windows for WKG 3.11, DOS 6.2 - для некоторых приложений и части аппаратных средств).
2.5.2. Системы управления базами данных
Так как в управлении БД должна быть реализована архитектура Client/Server, то предлагаемый перечень программных средств будет содержать получившие наибольшее распространение системы этого класса: Res, Oracle и т.д.
По мнению авторов данной программы, из наиболее распространенных средств InterBase, SQLBase, SQLServer, Informix, Sybase, предпочтение следует отдать InterBase фирмы Borland и SQLBase фирмы Gupta.
В качестве средств разработки предлагается использовать получившие сейчас широкое распространение средства ускоренной разработки (RAD-системы), базирующиеся на языках программирования класса 4GL и имеющие в своем составе инструментальные средства доступа к БД. К таким относятся Borland Delphi Client/Server, Visual Basic Professional, Visual Foxpro 3.0, PowerBuilder. He следует также отказываться от используемых в практической работе и хорошо себя зарекомендовавших программных средств, таких, как Paradox и FoxPro, которые в последних версиях получили в свое распоряжение механизм реализации SQL-запросов к БД, и способных создавать пользовательские приложения, работающие в архитектуре Client/Server.
2.5.3. Прикладное программное обеспечение.
2.5.3.1.Прикладное программное обеспечение строится исходя из существующих автоматизированных систем различных служб администрации города.
2.5.3.2. Для полноценного функционирования ЕМИС требуется дополнительно целый спектр программных продуктов: электронные таблицы, пакеты комплексного бухучета, статистические пакеты, текстовые и графические редакторы, OCR - системы, системы делопроизводства и различного рода "органайзеры".
2.6. Техническое обеспечение
Динамика улучшения технических характеристик постоянно совершенствующегося класса PC-совместимых компьютеров дает основание принять направление персональных компьютеров как основное при приобретении средств вычислительной техники. С появлением семейства микропроцессоров Pentium, новых системных шин РС1, высокоскоростных внешних устройств, мультипроцессорной обработки данных, практически ликвидировано отставание по производительности персональных компьютеров от рабочих станций на базе RISC-процессоров. Показателем этого служит то, что программное обеспечение, ранее способное полноценно работать только на рабочих станциях, сегодня с успехом переносится на PC.
В качестве технических средств, необходимых для реализации представленного проекта, используются базовые конфигурации (2.6.1-2.6.3).
Данные требования на сегодняшний день являются естественными. Более того ошибочным будет приобретение сегодня компьютеров с худшими характеристиками по следующим причинам:
- постоянно возрастающие требования разрабатываемых в мире программных продуктов к техническим средствам;
- уменьшение ценовой разницы между компьютерами различных классов;
- повышение показателей отказоустойчивости и расширение функций настройки и модернизации на компьютерах данного класса.
Существующий за счет старых приобретений парк вычислительной техники может не удовлетворять требования, которые мы представили выше. Но, во-первых, эти компьютеры можно модернизировать и, во-вторых, данная информационная система охватывает столь широкий спектр решаемых задач, что достаточно долго еще будет обеспечено использование технических средств с различными характеристиками.
С целью экономии бюджетных средств предлагается строго дифференцированный подход к обеспечению автоматизированных рабочих мест дополнительным оборудованием (принтеры, сканеры, плоттеры, дигитайзеры и т.д.). При этом следует максимально задействовать возможности локальных вычислительных сетей в области совместного использования периферийных устройств.
2.6.1. Сервер в местах обобщения данных:
Pentium/90-120/PCI/20-32Mb RAM/l-2xlGb SCSI-11/CD-ROM/2FDD
2.6.2. Сервер в службах, занимающихся сбором и первичной обработкой информации:
AT486DX2-DX4/66-100/PCI+VLB/256ch/16-20Mb RAM/520Mb-IGb
SCSI-II/CD-ROM/ 2FDD
2.6.3. Рабочие станции сети:
AT486DX2-DX4/66-100/VLB/256ch/8-16Mb RAM/340-520Mb IDE/ 2FDD/ SVGA
512Kb-IMb/0.28
2.6.4. Локальная вычислительная сеть
Локальные вычислительные сети предполагается строить на основе архитектуры Ethernet, используя в качестве основного стандарт 10Base-T, получающий в последнее время все более широкое распространение. Сетевое оборудование должно обеспечивать скорость передачи данных 10Мбит/с, что по нашему мнению вполне достаточно для проектируемой системы и при этом значительно дешевле оборудования стандарта FDDI.
Территориальная удаленность мест обработки информации должна компенсироваться обеспечением модемной связи по коммутируемым (на начальном этапе эксплуатации системы) телефонным каналам. В качестве устройств технической реализации данной связи рекомендуется использовать V.32bis-модемы, которые обеспечивают высокую степень совместимости и надежности при передаче информации, но проигрывают в скорости обмена и по функциональным возможностям новым стандартам (V.34). Среди рекомендуемых модемы фирм ZyXEL, Microcom, U.S.Robotics.
Направления дальнейшего совершенствования механизма обмена информацией ЛВС, территориально удаленными рабочими станциями глобальной вычислительной сети будут определены в процессе эксплуатации ЕМИС на основе анализа загруженности сети и руководствуясь последними достижениями в области сетевых технологий.
2.7. Кадровое обеспечение
В целях обеспечения необходимой квалификации пользователей ЕМИС предусматривается их подготовка в муниципальном информационновычислительном центре администрации г. Воронежа.
План мероприятий по подготовке, переподготовке и повышения квалификации пользователей ЕМИС формируется по мере внедрения системы.
3. Задачи ЕМИС на 1998-2000 годы
3.1. Кадастровые системы
Кадастр представляет собой систематизированный свод регламентированных учетных сведений об определенном объекте, составляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над ним и включающий, как правило, информацию о расположении, характеристиках объекта и о субъектах, которые наделены правами по владению, использованию и распоряжению этим объектом.
3.1.1. Земельный кадастр г. Воронежа
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Воронежа совместно с НПП "Компьютерные технологии", создается автоматизированная система ведения земельного кадастра города. В настоящее время поддерживается актуальность реестра землепользователей (юридические и физические лица), адресного плана города, материалов инвентаризации земель, контроля за использованием земель и т.д. Для решения целого ряда аналитических задач, визуализации земельных участков, экономической оценки земли поддерживается в актуальном состоянии электронная карта г. Воронежа (подоснова М1:500).
3.1.1.1. Цель создания автоматизированного земельного кадастра г. Воронежа: формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей интересы государства, местных органов управления, отраслей экономики и населения информацией о земле и недвижимости, защищающей права собственников, владельцев и пользователей земли, а также поддерживающей функционирование цивилизованного рынка земли.
3.1.1.2. Задачи.
1. Предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю для органов управления, судов, банков, юридических и физических лиц.
2. Обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции.
3. Обеспечение установления и регистрации правового режима пользования земельными участками и регистрации (сервитута, ограничения, обременения).
4. Обеспечение сбора земельного налога.
5. Информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли.
6. Поддержка и упрощение операций с землей, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости.
7. Обеспечение определения залоговой стоимости земли, установление ставок земельного налога и нормативов платежей в местный бюджет.
8. Учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
9. Информационное обеспечение программ по рациональному использованию земельных ресурсов и оптимальному регулированию развития территорий; создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный) и т.д.
3.1.1.3. Автоматизированное ведение земельного кадастра осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Воронежа и опирается на существующую структуру комитета.
3.1.1.4. Программно-техническое обеспечение строится исходя из существующей системы информационных потоков и планируемого объема обрабатываемой информации.
Техническое решение строится на организации локальной вычислительной сети (ЛВС) в комитете по земельным ресурсам и землеустройству и отделах земельных отношений районов города. Информационное взаимодействие между ЛВС осуществляется по невыделенным коммутируемым каналам связи через модемы. В качестве генеральной линии в выборе средств вычислительной техники предлагается использовать PC - совместимые компьютеры на CISC-процессорах. Техническое решение ЛВС предлагается строить на технологии Ethernet по стандарту 10Base-T. Модемная связь должна обеспечивать стандарт V.32bis.
При выборе программных средств предлагается ориентироваться на наиболее перспективные разработки и технологии:
- в качестве операционной среды для серверов и рабочих станций предлагается система WINDOWS NT;
- управление базами данных (БД) предлагается осуществлять на архитектуре Клиент/Сервер. Данная архитектура позволит разгрузить каналы связи, более полно использовать технические возможности серверов ЛВС, обеспечит дополнительные возможности по поддержанию сохранности и конфиденциальности использования информации;
- в качестве технологии формирования и анализа данных предлагается ГИС-технология, позволяющая объединять семантические и географические сведения об объектах учета, что имеет большое значение при учете земельных участков.
Комплекс программно - технических средств комитета по земельным ресурсам и землеустройству строится, исходя из принципа единой системы, и является унифицированным с точки зрения платформы технических и программных средств.
3.1.1.5. Ввиду сложившейся практики создания землеустроительного дела, основной пласт информации для земельного кадастра формируется в подразделениях Управления Главного Архитектора г. Воронежа, поэтому в целях уменьшения затрат целесообразно объединить информационные компоненты земельного и градостроительного кадастра ( см. п. 3.1.2 ), разграничив степень компетентности и ответственности УГА и комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Следует отметить, что земельный и градостроительный кадастр являются основой для создания геоинформационной системы г. Воронежа.
3.1.1.6 Источниками финансирования программы являются средства федерального, областного и местного бюджетов, целевые поступления от прироста платежей за землю, штрафов за нарушение земельного законодательства, обеспечиваемого автоматизированной системой земельного кадастра, сборы от земельно-регистрационных, информационных и иных услуг, оказываемых кадастровым бюро комитета, продажи земельных участков, другие внебюджетные источники.
3.1.4.6. Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
3.1.2. Градостроительный кадастр
Базовой информационной структурой ГИС - систем являются цифровые карты.
Согласно Единой системе государственных кадастров РФ цифровые картографические базы данных создаются под руководством Федеральной службы геодезии и картографии (постановление Правительства РФ N 418 от 3 мая 1994 г.), которая осуществляет госгеонадзор всех проводимых геодезических, топографических и картографических работ ( в том числе и цифрового картографирования). Южной территориальной инспекцией государственного геодезического надзора (г. Ростов-на-Дону) делегированы функции госгеонадзора "Геослужбе" Главного Управления архитектуры и градостроительства администрации Воронежской области.
Управление главного архитектора г. Воронежа является держателем и поддерживает в актуальном состоянии следующие виды информации:
1. Данные по изменениям в топографо-геодезическом обеспечении территории города.
2. Результаты обновления топопланов всего масштабного ряда.
3. Данные утвержденной градостроительной документации по застройке, транспорту и улично-дорожной сети, инженерным сетям, красным линиям, регулятивным линиям.
4. Данные уровня существующего и проектируемого использования и освоения территорий по видам и категориям.
5. Данные о проектах изменения границ городской черты.
6. Данные о состоянии застройки города по различным видам строительства.
7. Данные геологической информации.
3.1.2.1. Целью создания автоматизированного градостроительного кадастра г. Воронежа является обеспечение федерального, территориального и местных органов власти, граждан и юридических лиц необходимой градостроительной информацией по комплексному развитию и управлению территорией.
3.1.2.2. Задачи
1. Предоставление юридически обоснованных и достоверных данных застройки города, размещения, проектирования, строительства и реконструкции объектов жилищного гражданского, коммунального и другого назначения;
2. Создание эффективной системы охраны памятников архитектуры и градостроительства, регенерации исторических поселений;
3. Создание информационной основы и решение задач комплексного развития социальной, инженерной транспортной инфраструктуры города;
4. Предоставление необходимой информации для экономической оценки территорий, обоснования размеров налогообложения и стоимости земельных участков, зданий и сооружений;
5. Информационное обеспечение госархстройнадзора за рациональным использованием территориальных ресурсов, реализации утвержденной градостроительной документации и т.д.
3.1.2.3. Автоматизированное ведение градостроительного кадастра осуществляется Управлением главного архитектора г. Воронежа и опирается на существующую структуру.
3.1.2.4. Программно-техническое обеспечение строится, исходя из существующей системы информационных потоков и планируемого объема обрабатываемой информации на основе единого подхода к программнотехническому обеспечению (организация локальной вычислительной сети (ЛВС) в УГА и АРМ главного архитектора района города).
Информационное взаимодействие между ЛВС УГА и АРМами главных архитекторов районов осуществляется по невыделенным коммутируемым каналам связи через модемы.
3.1.2.5. В связи с расширением городской черты естественным образом возникает вопрос создания планово - картографического материала на новые территории. Финансирование этих работ предусматривается за счет средств заказчика и включается в стоимость проектно - изыскательских работ.
3.1.2.6. Источниками финансирования являются средства местного бюджета; хозрасчетной деятельности УГА (включение расходов на создание градостроительного кадастра в стоимость подготовки материалов землеустроительного дела, отводов под проектирование и строительство), часть средств земельного налога (ввиду общности градостроительного и земельного кадастров).
3.1.2.6. Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
3.1.3 Кадастр недвижимости г. Воронежа
В связи с введением новых экономических отношений и ростом доли частной собственности кадастр недвижимости приобретает особое значение. Этому способствует и тот факт, что основная доля в формировании бюджета переходит в сферу налогов на недвижимость. Ведение автоматизированного кадастра недвижимости позволит создать полноценную картину недвижимости, оперативно и наглядно вести контроль за налогообложением.
3.1.3.1. Цель создания кадастра недвижимости г. Воронежа:
формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей интересы государства, местных органов управления, отраслей экономики и населения информацией о недвижимости, защищающей права собственников, владельцев и пользователей недвижимости, а также поддерживающей функционирование цивилизованного рынка недвижимости.
3.1.3.2. Основные задачи:
1. Создание информационного банка недвижимости и проведение с учетом этого правильной налоговой политики;
2. Динамический учет жилого и нежилого фонда;
3. Представление географического положения объектов недвижимости;
4. Классификация недвижимости;
5. Учет прав собственника;
6. Ведение базы правовых документов (договоров аренды, субаренды и др.) с географическим представлением арендаторов и арендодателей;
7. Контроль за налогообложением.
3.1.3.3. Автоматизированное ведение кадастра недвижимости осуществляется комитетом по управлению имуществом г. Воронежа и опирается на существующую структуру комитета по управлению имуществом. Для ведения кадастра недвижимости необходимо ввести в штат комитета, на хозрасчетной основе, администратора системы.
3.1.3.4. Функционирование автоматизированной системы кадастра недвижимости предполагает наличие основной базы данных с последующей актуализацией. Основной базой данных для кадастра недвижимости являются данные БТИ, на их ввод ложится основная часть расходов по созданию кадастра недвижимости.
3.1.3.5. Источниками финансирования программы являются средства местного бюджета; целевые поступления от прироста платежей за недвижимость, аренды помещений, штрафов за нарушение законодательства о пользовании недвижимостью, обеспечиваемого автоматизированной системой кадастра недвижимости; сборы от регистрационных, информационных и иных услуг, оказываемых комитетом по управлению имуществом, БТИ; приватизации и продажи недвижимости; другие внебюджетные источники.
3.1.3.6. Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
3.1.4. Экологический кадастр
Ухудшение экологической обстановки, промышленное загрязнение, экологические катастрофы, изменение климата приводит к необходимости создания экологического кадастра.
3.1.4.1. Целью создания кадастра является создание экологической модели, направленной на оздоровление экологического состояния города.
3.1.4.2. Задачи:
1. Создание основ системы экологического мониторинга.
2. Создание системы экологической экспертизы.
3. Моделирование различных экологических процессов.
4. Моделирование процессов переноса загрязнений в природных сферах (атмосферном воздухе, поверхностных и подземных водах, почвах).
5. Оперативное управление экологической обстановкой.
6. Моделирование развития экологической обстановки при чрезвычайных ситуациях.
3.1.4.3. Автоматизированное ведение экологического кадастра осуществляется комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов и опирается на существующую структуру. Для ведения экологического кадастра необходимо ввести в штат комитета на хозрасчетной основе администратора системы.
3.1.4.4. Основой информационной базы данных экологического кадастра являются:
1. Реестр экологических паспортов предприятий.
2. Данные стационарных постов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха Воронежского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3. Показатели выброса вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, от автотранспорта.
4. Данные об объеме сброса сточных вод в открытые водоемы по видам загрязняющих веществ.
5. Данные использования водных ресурсов.
6. Данные использования земельных ресурсов.
7. Данные о зеленых насаждениях города.
3.1.4.5. Источниками финансирования являются средства от штрафов; целевые поступления от прироста платежей за нарушение природной среды, обеспечиваемого автоматизированной системой экологического кадастра; сборы от регистрационных, информационных и иных услуг, оказываемых комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (включение части расходов на создание экологического кадастра в стоимость работ по экологической экспертизе проектов).
3.1.4.6. Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
3.1.5. Кадастры инженерных коммуникаций
Инженерные коммуникации - это основной и наиболее ответственный участок ведения городского хозяйства. Сложность инженерных коммуникаций - их информационная насыщенность, постоянная модификация данных, требование к их достоверности и правильности, соответствии координат расположения каждого объекта действительному месторасположению на местности.
Инженерные коммуникации включают в себя сети: водоснабжения, канализации, газовые, теплоснабжения, энергоснабжения и телефонные.
Создание кадастра инженерных коммуникаций позволит более полно видеть картину расположения и развития инженерной инфраструктуры города, оперативно влиять на реконструкцию и аварии, вести согласованную политику между различными муниципальными службами.
З.1.5.1. Задачи:
1. Полный учет и контроль инженерных сетей.
2. Оперативное управление и быстрый доступ ко всей информации о каждом объекте инженерной сети.
3. Динамическое управление аварийными ситуациями.
4. Постоянное накопление изменений об объектах сети.
5. Ведение статистического анализа.
3.1.5.2. Кадастр инженерных сетей позволяет реализовать:
1. Просмотр инженерных сетей на карте местности.
2. Работу с технологическими схемами коммуникаций.
3. Учет, местонахождение, состояние и контроль текущего состояния технологического оборудования.
4. Наглядный оперативный контроль и оценку ситуации работы инженерных сетей.
5. Комплексный учет с возможностью одновременного представления на карте нарушений, аварий, неисправностей и другой информации, рассредоточенной по другим службам.
6. Оперативное принятие решений в аварийных ситуациях, поиск подъездных путей и маршрутов эвакуации, определения соседних коммуникаций, быстрое и своевременное проведение аварийных работ,
7. Планирование ремонтных и регламентных работ на основе учета и анализа данных о ранее выявленных и устраненных неисправностях, проведенных ремонтов с последующей автоматизированной подготовкой заданий и документов.
8. Подготовку диспетчерских, отчетных и справочных форм.
3.1.5.3. Автоматизированное ведение кадастров инженерных коммуникаций осуществляется соответствующими предприятиями города. Для ведения кадастров инженерных коммуникаций необходимо ввести в штат предприятий администратора системы.
3.1.5.4. Основой информационной базы данных кадастра инженерных коммуникаций являются: цифровая карта города на подоснове М1:500 и технологические данные. Следует отметить, что затраты на создание цифровой карты следует дифференцированно распределить между всеми заинтересованными организациями города.
3.1.5.5. Источниками финансирования являются средства соответствующих предприятий.
3.1.5.6. Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
4. Реестры юридических и физических лиц.
4.2. Реестр юридических лиц
Особое внимание заслуживает реестр предприятий (юридических лиц). Согласно проекта Указа Президента РФ "О единой системе кадастров", ряда Постановлений Правительства РФ, реестр юридических лиц, поручено вести Налоговой службе РФ. В настоящее время это единственный кадастр, отвечающий требованиям полноты и актуальности.
Соответственно реестр предприятий ведут еще:
1. Администрации районов города.
2. Областной комитет государственной статистики.
3. Администрация города в лице комитета по регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
3.3. Реестр физических лиц
Согласно общей концепции построения ЕМИС ведение реестра должно производится в местах сбора и обработки данных, а именно, в паспортно-визовых службах РОВД УВД.
Сводная ведомость затрат приведена в таблице 2.
5. Внекадастровые системы
Внекадастровые обеспечения единой муниципальной информационной системы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Внекадастровые системы
Наименование | Организации, отвечающие за ведение системы |
Основные системы и базы данных |
ИС образования |
Управление образования |
Реестр дошкольных, общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений, базы данных новых методов обучения, молодых специалистов, учащихся, работников системы образования |
Примечание. Оптимальное распределение учащихся по школам, рекомендации по внедрению прогрессивных форм обучения; планирование выпуска, подготовки и переподготовки специалистов, необходимых для развития города; рекомендации по размещению новых учебных и дошкольных заведений; интеграция с АГИС труда и занятости |
||
ИС здравоохранения |
Управление здравоохранения |
Создание реестра учреждений здравоохранения; БД больных, вакансий и занятости медперсонала,прогрессивных методов лечения, новых лекарственных препаратов и т.д. |
Примечание. Определение зон заболеваемости по группам болезней, по возрастной градации, месту проживания; создание моделей профилактики, прогнозирования инфекционных заболеваний; определение корреляционной зависимости заболеваний от промышленных загрязнений; интеграция с экологическим кадастром. |
||
ИС культуры |
Управление культуры |
Создание реестра учреждений культуры, БД вакансий и занятости работников культуры |
Примечание. Рекомендации по проведению культурно-массовых мероприятий, по оптимальной загруженности учреждений культуры, расположению новых культурных центров и т.д. |
||
ИС общественной безопасности |
УВД АВО, РОВД городской полк милиции |
Создание интегрированной системы различных баз данных:адресного плана, населения, предприятий, телефонного справочника, данных КУПа, БД спец. назначения и т. д. для решения задач общественной безопасности; создание систем "зеленой волны" города, оперативного поиска по вызову и т. д. |
Примечание. Моделирование систем патрулирования; управление транспортными потоками; оперативное реагирование на запросы; определение корреляционной зависимости различных факторов от географического места расположения; оптимальное расположение оперативных машин и постов и т.д. |
||
ИС пожарной безопасности |
УГПС УВД АВО | Создание БД оперативных планов на объекты повышенной пожарной безопасности, районов и подрайонов выезда ПЧ, пожарных гидрантов и водоемов и т.д. |
Примечание. Визуализация оперативного состояния; моделиривание ситуаций, электронное проведение "учебных пожаров"; расчет зон распространения пожаров, оптимальных маршрутов и т. д. |
||
ИС ГО и ЧС |
Штаб ГО | Создание БД объектов ГО, моделей экстремальных ситуаций, учебных систем и т.д. |
Примечание. Управление при проведении мероприятий во время ЧС, прогнозирование событий и т.д. |
||
ИС труда и занятости |
Комитет по труду и занятости |
Реестр профессий и специальностей; БД вакансий, безработных, учреждений подготовки и переподготовки кадров, новых технологий |
Примечание. Эффективная система трудоустройства, рекомендации по применению новых технологий, моделирование ситуаций на рынке труда и т.д. |
||
ИС торговли |
Департамент торговли |
Создание реестра предприятий торговли торговых точек (в т.ч. киосков); БД производителей ТНП. |
Примечание. Управление торговой сферой, оптимальное размещение новых торговых точек, регулирование налоговых поступлений, прогнозирование ситуации на рынке товаров |
Таблица 2
Основные затраты на создание ЕМИС
N п/п |
Наименование/ Источник финансирования |
Сроки | Объем финансирования (тыс. руб.) | |||
Всего | 1998 | 1999 | 2000 | |||
1. 2. 3. 4. 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 7. 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 10. 11. 12. |
Земельный кадастр Городской бюджет (средства земельного налога), средства штрафов, конкурсов Градостроительный кадастр Городской бюджет, средства хозрасчетной деятельности УГА, штрафов, конкурсов Кадастр недвижимости Городской бюджет, средства хозрасчетной деятельности БТИ, комитета по имуществу Экологический кадастр Городской бюджет, штрафов, экологический фонд Кадастры инженерных коммуникаций Сети водопровода и канализации Средства МП ПУ "Воронежводоканал" Газовые сети Средства управления "Воронежгоргаз" Электрические сети Средства "Воронежэлектросеть" Телефонные сети Средства ВГТС Реестр населения Городской бюджет, средства УВД, областной бюджет Реестр предприятий Городской бюджет, областной бюджет Внекадастровые системы Образования Городской бюджет, областной бюджет Здравоохранения Городской бюджет, областной бюджет Культуры Городской бюджет, областной бюджет Общественной безопасности Городской бюджет, областной бюджет Пожарной безопасности Городской бюджет, областной бюджет ГО и ЧС Городской бюджет, областной бюджет Труда и занятости (социальная защита населения) Городской бюджет, областной бюджет Торговли Городской бюджет ИС городской статистики Городской бюджет ИС контроля исполнительской дисциплины Городской бюджет Техническое обеспечение программы Городской бюджет Итого |
1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 1998-2000 |
1940.0 850.0 2000.0 400.0 600.0 600.0 600.0 600.0 1750.0 80.0 600.0 600.0 600.0 600.0 600.0 600,0 900.0 790.0 1430.0 500.0 16480.0 33120.0 |
710.0 150.0 460.0 - - - - - 350.0 - - - - - - - 307.0 190.0 293.0 100.0 750.0 3310.0 |
600.0 350.0 700.0 200.0 300.0 300.0 300.0 300.0 600.0 40.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 600.0 200.0 8000.0 14890.0 |
400.0 350.0 700.0 200.0 300.0 300.0 300.0 300.0 600.0 40.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 300.0 600.0 200.0 8000.0 14690.0 |
1. Затраты, приведенные в данной таблице на 1999-2000 гг. являются ориентировочными и их финансирование напрямую зависит от степени экономической эффективности затрат бюджета на создание ЕМИС в 1998 г. и, естественно, подлежат корректировке в следующих бюджетных годах.
2. Средства выделяемые на создание земельного кадастра финансируются за счет средств земельного налога, предусмотренные Постановлением Правительства РФ.
3. Затраты на ведение кадастра инженерных коммуникаций являются ведомственными. Однако ввиду "монопольности" организаций, эксплуатирующих инженерные коммуникации, позиция администрации является "рекомендательной".
4. Для создания реестра населения планируется привлечение средств УВД ВО, областного бюджета, здесь указаны суммы выделяемые из городского бюджета.
5. Финансирование информационных систем образования, здравоохранения, культуры, общественной безопасности, пожарной безопасности, ГО и ЧС, труда и занятости планируется проводить с привлечением средств областного бюджета.
Заключение
В современных условиях перехода на рыночные методы хозяйствования значение информационных систем, объединяющих в себе кадастры: земельный, градостроительный, недвижимости, экологический, инженерных коммуникаций; реестры жилого фонда, предприятий, а также информационно-справочные системы, неизмеримо возрастает. Разнотипность используемых программных и технических средств, форматов данных затрудняет возможности интеграции и обмена информацией, без чего нельзя решать задачи управления в масштабе всего города. Еще более остро стоит вопрос с передачей информации и ее защитой.
Поэтому основная задача на сегодня - это создание интегрированной компьютерной информационной системы на основе формирования общей информационно-логической, телекоммуникационной и программно - технической среды обработки и обмена информации.
Такая интегрированная система предназначена, в первую очередь, для обеспечения эффективного управления развитием города и решения на этой основе его экономического, социального, промышленного и административного развития.
Настоящая Программа служит основой для начала проведения работ по созданию единой муниципальной информационной системы г. Воронежа.
Начальник отдела по информационным ресурсам
администрации г. Воронежа |
В.Ф. Лошкарева |
Укрупненная смета
расходов на создание единой муниципальной
информационной системы (ЕМИС) на 1998 г.
(утв. постановлением Исполкома администрации города Воронежа
от 11 июня 1998 г. N 378)
(тыс.руб.)
/----------------------------------------------\
| N | Наименование | Объем |
|п/п| | финансирования |
|---+-------------------------+----------------|
|1. |Градостроительный кадастр| 150.0 |
| | | |
|2. |Кадастр недвижимости | 460.0 |
|3. |Реестр населения | 350.0 |
|4. |Информационно-справочная | |
| |система торговли | 190.0 |
|5. |Городская статистика | 293.0 |
| | | |
| | | |
| | | |
|6. |Информационная система | |
| |делопроизводства | 100.0 |
|7. |Техническое обеспечение | |
| |программы | 750.0 |
|8. |Информационная система | |
| |социальной защиты | |
| |населения | 307.0 |
| |Итого | 2600.0 |
\----------------------------------------------/
Начальник отдела по информационным ресурсам
администрации г. Воронежа |
В.Ф. Лошкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполкома Администрации города Воронежа от 11 июня 1998 г. N 378 "О создании единой муниципальной информационной системы г.Воронежа"
Текст постановления официально опубликован не был