В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, совершенствования системы его государственной поддержки и во исполнение Законов Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" "Об областном бюджете на 1998 год", Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998 - 1999 годы (Приложение 1).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя областной Думы Сысоева А.М.
Председатель областной Думы |
А.С. Голиусов |
Приложение 1
Воронежской областной Думы
от 4 ноября 1998 г. N 617-II-ОД
Сопроводительная записка
к программе развития и поддержки
малого предпринимательства
в Воронежской области на 1998 - 1999 годы
Учитывая сложное социально-экономическое положение Воронежской области и низкий уровень налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды, а также основываясь на опыте развитых стран и отдельных регионов РФ, в которых поступления в бюджеты всех уровней от деятельности малых и средних предприятий составляют 50 и более процентов от общего количества поступлений, а также учитывая особенности Воронежской области администрацией области была разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998 - 1999 годы.
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области", Постановлением администрации Воронежской области N 497 от 27.05.98 г. "О неотложных мерах по обеспечению исполнения областного бюджета на 1998 год", распоряжением администрации области N 1987-р от 31.12.97 г. "О совершенствования системы поддержки малого предпринимательства".
Основной задачей Программы является создание благоприятного инвестиционно - финансового климата и организационно - правовых условий для развития предпринимательства на областном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам экономического роста.
В программе выделены семь основных разделов (направлений) мероприятий:
1) Совершенствование нормативно - правовой базы малого предпринимательства предполагает формирование пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей малого предпринимательства, а также внесение изменений в действующее законодательство.
2) Организационное и научно - методическое обеспечение, которое предусматривает проведение публичных мероприятий по вопросам МП: семинаров, совещаний, конференций, выставок; разработка механизма сертификации и аккредитации субъектов инфраструктуры поддержки МП при администрации области и т. д.
3) Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства предусматривает финансирование перспективных инвестиционных, а также социально значимых для области проектов.
4) Содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагает институциональную поддержку малого предпринимательства - оказание финансовой помощи существующим и финансирование создания новых предприятий и организаций, чья деятельность направлена на обслуживание потребностей малого предпринимательства, в т. ч. создание и развитие сети специализированных финансово - кредитных и гарантийно - инвестиционных, институтов (включая развитие лизинга, микрокредитования и др), улучшение их взаимодействия с коммерческими банками для финансирования проектов малых предприятий, их гарантийно - залоговое обеспечение, обществ взаимного кредитования и страхования т. д.
5) Подготовка кадров для малого предпринимательства предусматривает проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся развитием малого предпринимательства в области, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Подготовка кадров ориентирована на создание и реализацию учебных программ (по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучета и т. д.) для обучения предпринимателей, подготовку активной части незанятого населения навыкам, организации, как начать и вести собственное дело.
6) Информационно - рекламная поддержка малого предпринимательства направлена на создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в любого в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т. д.). Консультационно - информационное обеспечение предусматривает осуществление мониторинга состояния малых и средних предприятий, развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства.
7) Межрегиональное и международное сотрудничество направлено на содействие внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий; привлечение зарубежной технической и иной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес; создание условий и предоставление консультационных, информационных и иных необходимых предпринимателям услуг; содействие деловым контактам западных партнеров с российским малым бизнесом.
Финансирование программы
Реализация мероприятий региональной целевой программы будет осуществляться в основном за счет следующих источников финансирования:
1. Средства областного бюджета - 26,1 млн. руб, (из них средства в размере 16,6 млн. руб. в качестве бюджетной ссуды для ВОФПМП на возвратной основе для финансирования инвестиционных проектов МП по приоритетным направлениям, определенным совместным постановлением Воронежской областной Думы и администрации Воронежской области.
2. Собственные и заемные (кроме бюджетной ссуды, упомянутой выше) средства Воронежского областного фонда поддержки малого предпринимательства - 8 000 тыс. руб.
3. Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 3210 тыс. руб;
4. Средства Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в Научно - технической сфере - 1 700 тыс. руб;
5. Средства из Федерального бюджета - 7530 тыс. руб;
Итого: 46 540 тыс. рублей.
Эффективность программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в сфере малого предпринимательства и экономике в целом, что на конец 1999 года позволит: - снизить социальную напряженность на рынке труда за счет увеличения числа занятых в малых и средних предприятиях до 220 тысяч человек, создания новых рабочих мест, прежде всего, в производственной и инновационной сферах;
- увеличить число малых предприятий до 35 тысяч;
- увеличить долю малых предприятий в валовом региональном продукте с 20 до 25 - 30 %;
- завершить формирование базового блока инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней;
- создать условия для дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере производства и выхода сектора на качественно новый уровень развития.
Программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в Воронежской области на 1998 - 1999 годы
Паспорт программы развития и поддержки малого предпринимательства
в Воронежской области на 1998 - 1999 годы
Наименование программы Программа развития и поддержки малого
предпринимательства в Воронежской
области на 1998 - 1999 годы.
Наименование, номер и Федеральный закон от 14 июня 1995 года
дата принятия решения о N 88-ФЗ "0 государственной поддержке
разработке Программы малого предпринимательства в
Российской Федерации";
Закон Воронежской области от 30
октября 1997 года "0 государственной
(областной) поддержке малого
предпринимательства в
Воронежской области";
Распоряжение администрации
Воронежской области от 31 декабря
1997 года N 1987-р "0 совершенствовании
системы поддержки малого и
среднего предпринимательства".
Заказчик Программы Комитет по инвестициям, малому,
среднему бизнесу и предпринимательству
администрации Воронежской области.
Основные разработчики Комитет по инвестициям, малому,
проекта Программы среднему бизнесу и предпринимательству
администрации Воронежской области;
Главное экономическое управление
администрации Воронежской области;
В разработке проекта Воронежский областной фонд поддержки
Программы участвовали малого предпринимательства;
Цель Программы Создание благоприятных условий для
развития малого предпринимательства
в области Формирование системы его
государственной поддержки.
Задачи Программы Устранение препятствий и
необоснованных ограничений, стоящих
на пути развития малого
предпринимательства области;
Эффективное использование федеральных,
областных и муниципальных ресурсов
для стимулирования развития малого
предпринимательства и инфраструктуры,
обслуживающей малое
предпринимательство.
Сроки и этапы В два этапа: 1 этап - 1998 год
реализации Программы 2 этап - 1999 год
Основные разделы
Программы 1. Совершенствование нормативно -
правовой базы МП
2. Организационное и научно -
методическое обеспечение МП;
3. Финансово - кредитная поддержка
МП (на возвратной основе);
4. Содействие развитию инфраструктуры
поддержки МП;
5 Подготовка кадров для МП;
6. Информационно - рекламная
поддержка МП;
7. Межрегиональное и международное
сотрудничество МП;
Исполнители основных - Комитет по инвестициям, малому,
мероприятий Программы среднему бизнесу и предпринимательству
администрации области;
- Главное экономическое управление
администрации области;
- Главное управление госимущества
администрации области;
- Управление промышленным и топливно
- энергетическим комплексом,
реструктуризации и конверсии оборонных
предприятий промышленности
администрации области;
- Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства;
- Госналогслужба (по согласованию);
- Воронежский областной фонд развития
и инвестиций;
- Воронежский областной фонд поддержки
малого предпринимательства;
- Институт регионального
законодательства (по согласованию);
- Органы исполнительной власти городов
и районов области;
Источники и объем - Областной бюджет 26,1 млн. руб -
финансирования (из них 16,6 млн. руб. на возвратной
Программы на основе);
1998 - 1999 г. г. - Федеральный бюджет - 7 530 тыс.
рублей;
- ФФПМП - 3210 тыс. рублей;
- ВОФПМП - 8 000 тыс. рублей;
- ФСРвНТС - 1700 - тыс. рублей.
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы
результаты реализации позволит:
Программы - снизить социальную напряженность
путем увеличения численности
занятых в сфере МП до 220 тысяч
человек;
- расширению налогооблагаемой базы,
повышению собираемости налогов в
бюджеты всех уровней, снижению
уровня теневого оборота;
- увеличить долю малого
предпринимательства в производстве
ВВП/ВРП области с 20 до 25 - 30 %.
Система контроля Управление Федерального казначейства
по Воронежской области,
Главное финансовое управление
администрации области,
аппарат контрольно - ревизионного
управления Минфина РФ по
Воронежской области,
Контрольно - счетная палата Воронежской
областной Думы.
2. Введение
Формирование среднего класса является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Малое предпринимательство как наиболее мобильный сектор экономию способствует формированию сбалансированной рыночной структуры экономики и конкурентный среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижая уровень безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средне предприятия являются работодателями почти для 50 % трудового населения и производят от 1/3 до 2/3 национальных ВВП. Так в странах ЕС на данный сектор экономики приходится около 50 % общего объема продаж в промышленности, 67 % - в сфере услуг и почти 90 % в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес странах ЕС обеспечивает свыше 70 % общего числа рабочих мест.
В странах Западной Европы количество малых предприятий (до 100 человек: работающих) составляет более 1 млн. единиц, средних предприятий (до 500 человек - около 70 тысяч, крупных предприятий (более 500 человек работающих) - 12 тысяч, и лишь на 45 предприятиях занято свыше 1 тысячи человек.
В Российской Федерации, по данным Госкомстата России, функционируя около 840 тыс. малых предприятий в форме юридических лиц с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам и совместителей, а также предпринимателей работающих без образования юридического лица в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живет около 25 - 27 млн. россиян. Малые предприятия создают около 12 % ВВП.
3. Анализ развития малого предпринимательства в Воронежской области
Анализируя показатели деятельности малых предприятий Воронежской области, можно с полной уверенностью сказать, что это - самый динамично развивающийся сектор экономики.
Сегодня малый бизнес Воронежской области насчитывает 29 тысяч предприятий и организаций, в которых занято 115 тысяч человек, а с учетом вторичной занятости - около 180 тысяч человек.
Только за последние два года число малых предприятий увеличилось в 1,5 раза. На рубеже 1996 - 1997 годов по ряду направлений деловой активности наблюдалось изменение темпов роста числа малых предприятий. По сравнению с предыдущим годом их число возросло в промышленности (на 35 %), строительстве (на 41 %), торговле (на 17 %). Изменилась отраслевая структура малого предпринимательства доля предприятий торговли и общественного питания снизилась с 44 до 41 %, доля предприятий, специализировавшихся на выпуске промышленной продукции возросла с 19 до 21, а строительных организаций - с 14 до 16 процентов.
По данным налоговых органов, в области сегодня работают 46,6 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Таким образом на начало 1997 года в области было 74,6 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых с учетом вторичной занятости работало более 226 тыс. человек.
Основная часть субъектов малого предпринимательства относится к частной форме собственности. На частных предприятиях работают свыше 90 процентов работников малых предприятий торговли, три четверти работников строительства, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, около половины работников малых предприятий промышленности, транспорта, информационно вычислительного обслуживания.
Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. За 1996 год малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) по основным видам деятельности на сумму 4600 млрд. рублей, что составляет 20,0 процентов ВВП, из которых свыше 80 процентов приходилось на предприятия частной формы собственности. В 1996 году балансовая прибыль малых предприятий составила 225 млрд. рублей, а объем инвестиций более 258 млрд. рублей, причем около 70 процентов пришлось на их собственные средства.
Исходя из этих показателей видно, что малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого предпринимательства в сторону увеличения промышленного производства. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий как: лучшая приспособляемость к рыночным условиям; меньшая просроченность задолженности по заработной плате, перед бюджетами и партнерами; более низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов, меньшая доля альтернативных расчетов, в том числе бартера.
Исключительна социальная функция сферы малого предпринимательства. В настоящее время около 500 тысяч человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.
Сегодня развитие и поддержка малого предпринимательства введены в ранг государственной политики. Однако условия, в которых идет формирование в стране сферы малого бизнеса, в целом нельзя назвать благополучными. Жесткий налоговый пресс и неоправданная сложность системы налогообложения не позволяют малым предприятиям нормально работать.
Законодательная база, регулирующая деятельность малых предприятий, носит неустойчивый и незавершенный характер. Отрицательное влияние на развитие бизнеса малых предприятий оказывают: низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, проблемы с помещениями, лицензированием отдельных видов деятельности, организацией каналов сбыта и наличием разного рода рэкета.
Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий и лизинговых операций.
Перспективы малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
4. Формирование системы государственной поддержки
малого предпринимательства
Крайне необходимым фактором развития сферы малого бизнеса является система мер его государственной поддержки. К настоящему времени в области заложены основы государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Основным средством проведения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства является областная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области.
Основными направлениями региональной программы 1996 - 1997 годов были определены:
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- формирование нормативно - правовой базы малого
предпринимательства;
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- подготовка кадров;
- финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства и др.
В рамках мероприятий Программы принят областной Закон "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области", ряд нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность малого предпринимательства. Практически создан базовый блок структур поддержки малого бизнеса. Его основой являются:
- региональный научно - координационный центр "Ренакорд", основной задачей которого является разработка и формирование научно - технических программ, инновационных проектов, в т. ч. финансируемых за счет Минвуза, Министерства образования, Миннауки, Фонда содействия развитию предприятий малых форм в научно технической сфере;
- Воронежский областной научно - технологический парк, оказывающий содействие развитию малого предпринимательства в научно - технической сфере, организации производства наукоемкой продукции, формировании инновационного потенциала области. Технопарком сформирован банк данных из почти 2 тысяч инновационных проектов;
- бизнес - инкубатор "Воронеж", который на конкурсной основе размещает малые предприятия, предоставляя им на льготных условиях услуги по аренде помещений, офисному обслуживанию, включая консультации, повышение квалификации;
- региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющее подготовку специалистов для малых и средних предприятий посредством проведения выездных семинаров в районах области, оказания консультационных услуг, в т. ч. в бизнес планировании;
- региональный информационно - аналитический центр "Аргонавт", предоставляющий информацию малым предприятиям правового, экономического, технологического и коммерческого характера. Оказывает услуги по обеспечению компьютерной техникой, подключению ее к российским и международным телекоммуникационным сетям, обучению работе в телекоммуникационных сетях;
- учебно - консультационный центр агробизнеса - занимается подготовкой консультантов высшей квалификации в области малого бизнеса на базе высшего образования;
- региональный центр "Достижения молодых" - оказывает помощь в создании Молодежных предпринимательских фирм;
- высшая школа предпринимателей - осуществляет подготовку специалистов для малого бизнеса на базе как высшего, так и среднего образования;
- региональная лизинговая компания, обеспечивающая малые предприятия всех отраслей необходимым оборудованием.
Расширяется география субъектов инфраструктуры. В районах области созданы 4 центра поддержки предпринимательства, бизнес центр в селе Р. Журавка Верхнемамонского района, филиалы областных структур поддержки.
В целях развития малого предпринимательства, улучшения инвестиционного климата в области реализуется несколько международных программ и проектов, в том числе Европейского Сообщества, США, Международной Организации Труда. В рамках международных программ и проектов созданы:
- учебно - деловой центр Морозовского проекта;
- международный консультационный центр;
- представительство Центра гражданских инициатив США;
- консультационный центр поддержки предпринимательства в Рамонском районе;
- Швейцарский фонд поддержки сельского хозяйства и экономических реформ;
- неправительственный фонд развития творчества и предпринимательства "Новый Союз";
- представительство Кооперативной Лиги США.
Одним из основных элементов государственной поддержки малого предпринимательства является финансово - кредитная поддержка малых предприятий в реализации их инвестиционных проектов. Более четырех лет при главном экономическом управлении администрации области действовал Фонд поддержки предпринимательства, который в настоящее время преобразован в самостоятельную некоммерческую организацию с правами юридического лица Воронежский областной фонд поддержки малого предпринимательства. За период с 1993 по 1998 годы им оказана финансовая помощь в реализации 54 проектов на общую сумму 7,6 млрд. рублей. Общая сметная стоимость реализуемых с участием Фонда проектов составила более 15 млрд. рублей. При этом создано 350 новых рабочих мест. Показательно, что в системе поддержки малого предпринимательства применяется селективный подход к формированию "стартовых условий" для малого бизнеса, включая финансовое и организационное сопровождение реализуемых проектов.
Активно проводится работа по привлечению иностранных инвестиций в малый бизнес Воронежской области. Только финансовая помощь международных фондов малым предприятиям агропромышленного комплекса составила более 17 млрд. рублей, около 1,8 млрд. рублей вложено ими в виде грантов в развитие региональной инфраструктуры.
Реализация мероприятий региональной программы ведется в тесном сотрудничестве и при участии Федеральных органов исполнительной власти, комитетов и управлений администрации области, субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, общественных организаций и объединений предпринимателей. В настоящее время в области активно действуют такие общественные организации и ассоциации как Союз малых предприятий Воронежской области. Воронежская областная общественная организация "Объединение предпринимателей". Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств "Нива", Воронежская ассоциация "Деловые женщины". Воронежское отделение Российской ассоциации развития малого предпринимательства. Воронежское отделение Лиги молодых предпринимателей. Воронежское региональное отделение Всероссийского союза предпринимателей малого и среднего бизнеса и др.
5. Основные положения Программы развития и поддержки малого
предпринимательства в Воронежской области на 1998-1999 годы
Основной целью Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998 - 1999 годы является создание благоприятного инвестиционно - финансового климата и организационно - правовых условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста.
Для достижения основной цели программы необходимо решение следующих первоочередных задач:
- законодательное и нормативно - правовое обеспечение условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий;
- ускоренное освоение новых кредитно - инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- создание с участием средств областного бюджета и привлеченных средств региональных лизинговых и гарантийных фондов;
- ускоренное развитие производственно - инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
- повышение эффективности действующих и создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивающих микрокредитование, организацию инвестиционных конкурсов, подготовку кадров, консалтинг, маркетинга, аудит, информационное обеспечение малых предприятий;
- развитие международного сотрудничества;
- методическое и организационное обеспечение мероприятий программы.
Приоритетами программы определены инвестиционная и финансово - кредитная поддержка малых предприятий в производственной сфере, содействие в развитии производственно - инновационного предпринимательства, включая развитие инфраструктуры в сельских районах области. Этому должны содействовать специализированные объекты инфраструктуры - лизинговые компании, инновационные центры, научно - технологические парки, бизнес - инкубаторы, учебно - консультационные и маркетинговые центры и т. д.
Срок реализации Программы определен на 1998 - 1999 годы год.
6. Основные направления поддержки малого предпринимательства
В Программе выделены семь основных разделов (направлений) мероприятий:
1) Совершенствование нормативно - правовой базы малого предпринимательства предполагает формирование пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей малого предпринимательства, а также внесение изменений в действующее законодательство. Новые нормативно - правовые документы должны обеспечивать инвестиционную, финансово - кредитную, производственно - инновационную поддержку малого предпринимательства.
2) Организационное и научно - методическое обеспечение, которое предусматривает проведение публичных мероприятий по вопросам МП: семинаров, совещаний, конференций, выставок; разработка механизма сертификации и аккредитации субъектов инфраструктуры поддержки МП при администрации области и т. д.
3) Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства предусматривает финансирование перспективных инвестиционных, а также социально значимых для области проектов, в том числе улучшение торгового обслуживания населения в сельской местности через МП и т. д.
4) Содействие развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предполагает институциональную поддержку малого предпринимательства - оказание финансовой и помощи существующим и финансирование создания новых предприятий и организаций, чья деятельность направлена на обслуживание потребностей малого предпринимательства, в т. ч. создание и развитие сети специализированных финансово - кредитных и гарантийно - инвестиционных институтов (включая развитие лизинга, микрокредитования и др), улучшение их взаимодействия с коммерческими банками для финансирования проектов малых предприятий, их гарантийно - залоговое обеспечение, создание кредитных союзов малых предприятии, обществ взаимного кредитования и т. д. Блок институциональной поддержки включает также создание и развитие бизнес - инкубаторов, бизнес - центров, технопарков, инновационных центров, консультационных агентств, учебно - деловых центров и т. д., функционирующих преимущественно на коммерческой основе.
5) Подготовка кадров для малого предпринимательства предусматривает проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся развитием малого предпринимательства в области, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Подготовка кадров ориентирована на создание и реализацию учебных программ (по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучета и т. д.) для обучения предпринимателей, подготовку активной части незанятого населения навыкам, организации, как начать и вести собственного дела и, в первую очередь, военнослужащих, уволенных в запас.
6) Информационно - рекламная поддержка малого предпринимательства направлена на создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в любого в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т. д.). Консультационно - информационное обеспечение предусматривает осуществление мониторинга состояния малых и средних предприятий, развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), обеспечения электронного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и объектами инфраструктуры поддержки, а также Ресурсным центром при ГКРП России.
7) Межрегиональное и международное сотрудничество направлено на содействие внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий; привлечение зарубежной технической, безвозмездной и иной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес; создание условий и предоставление консультационных, информационных и иных необходимых предпринимателям услуг; содействие деловым контактам западных партнеров с российским малым бизнесом. В программу включены ряд международных программ и проектов, таких как:
- программа Международной Организации Труда (МОТ) по привлечению военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей в малое предпринимательство;
- подготовлено Соглашение о сотрудничестве в сфере малого бизнеса между администрациями Воронежской области, области Пьемонте (г. Турин, Италия), Международного учебного центра МОТ (г. Турин, Италия) и ГКРП России, которое позволит укрепить дружбу и сотрудничество между нашими странами, а также создать стратегический деловой альянс российских и итальянских малых предприятий.
7. Финансирование программы
В 1998 - 1999 г. г. реализация мероприятий региональной целевой программы будет осуществляться в основном за счет следующих источников финансирования:
1. Средства областного бюджета - 26,1 мин. руб, (из них средства в размере 16,6 млн. руб. в качестве бюджетной ссуды для ВОФПМП на возвратной основе для финансирования инвестиционных проектов МП по приоритетным направлениям, определенным совместным постановлением Воронежской областной Думы и администрации Воронежской области.
2. Собственные и заемные (кроме бюджетной ссуды, упомянутой выше) средства Воронежского областного фонда поддержки малого предпринимательства - 8 000 тыс. руб.
3. Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 3 210 тыс. руб;
4. Средства Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в Научно - технической сфере - 1 700 тыс. руб;
5. Средства Федерального бюджета - 7530 тыс. руб;
Итого: 46 540 тыс. рублей.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее реализации
Заказчиком Программы является комитет по инвестициям, малому, среднему бизнесу и предпринимательству, который осуществляет функциональное регулирование в сфере государственной поддержки и развития малого предпринимательства, координирует деятельность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по реализации Программы в части обеспечения целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, выработки предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов, развитию системы подготовки кадров.
Контроль за использованием денежных средств осуществляют Управление Федерального казначейства по Воронежской области. Главное финансовое управление администрации области, аппарат контрольно - ревизионного управления Минфина РФ по Воронежской области, Контрольно - счетная палата Воронежской областной Думы.
Эффективность программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в сфере малого предпринимательства и экономике в целом, что на начало 2000 года позволит:
- снизить социальную напряженность на рынке труда за счет увеличения числа занятых в малых и средних предприятиях до 220 тысяч человек, создания новых рабочих мест, прежде всего, в производственной и инновационной сферах;
- увеличить число малых предприятий до 35 тысяч;
- увеличить долю малых предприятий в валовом региональном продукте до 25 - 30 %;
- завершить формирование базового блока инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней;
- создать условия для дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере производства и выхода сектора на качественно новый уровень развития.
Приложение 1
Мероприятия
по реализации программы
развития и поддержки малого предпринимательства
в Воронежской области на 1998 - 1999 годы
Раздел 1. Совершенствование нормативно - правовой базы МП
/-----------------------------\
|Источники финанс. |1998|1999|
|Областной бюджет |50 |500 |
|Федеральный бюджет |- |700 |
-------------------------------+-------------------+----+----+-----------
N п/п | Мероприятия |Стоимость всего |50 |1200|Отв. |Сроки
| |по разделу 1 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
-------------------------------------------------------------------------
1.1 Проведение анализа / ревизии Областной бюджет 10 100 КИМП 1998-
действующего законодательства Федеральный бюджет - 200 ГЭУ 1999
и разработка предложений по
совершенствованию нормативно -
правовой базы в сфере
регулирования деятельности МП.
Разработка поправок и
предложений в федеральные
законодательные и
нормативно - правовые акты в
сфере МП.
Составление перечня
нормативных актов, требующих
изменений и усовершенствований.
1.2 Подготовка проекта поста- Областной бюджет - 300 КИМП, 1999
новления Правительства РФ Федеральный бюджет - 500 ГЭУ ГКРП
"0 проведении эксперимента по
созданию экономико - правовой
модели развития предпринимательской
деятельности в регионах РФ на
примере Воронежской области"
1.3 Подготовка проекта Закона Областной бюджет 10 - КИМП 1998
Воронежской области "О едином ГЭУ ГНИ
налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности
на территории Воронежской области"
1.4 Подготовка проекта Закона Областной бюджет - 15 КИМП 1999
Воронежской области "О внесении ГЭУ
изменений в Закон Воронежской
области "О государственной
(областной) поддержке малого
предпринимательства на территории
Воронежской области"
1.5 Подготовка проекта Областной бюджет 5 - КИМП 1998
постановления Воронежской ГЭУ
областной Думы "О внесении
изменений в постановление
Воронежской областной Думы
"О ставке за регистрацию
юридических лиц"
1.6 Подготовка проекта Областной бюджет 5 - КИМП 1998
совместного постановления ГЭУ
Воронежской областной думы
и администрации Воронежской
области "О приоритетных видах
деятельности в сфере малого
предпринимательства"
1.7 Подготовка проектов
постановлений администрации
Воронежской области:
1.7.1"Об устранении Областной бюджет 10 50 КИМП 1998-
административных барьеров ГЭУ 1999г
при развитии
предпринимательства в
Воронежской области"
1.7.2"О мерах по Областной бюджет 5 25 КИМП 1998-
совершенствованию ГЭУ ГНИ 1999
статистического наблюдения Стат.
за субъектами управление
предпринимательской
деятельности на территории
Воронежской области"
1.7.3"О мерах по повышению Областной бюджет 5 10 ГУГИ 1998
эффективности использования КИМП ГЭУ
нежилых (производственных)
помещений разного уровня
собственности, расположенных
на территории Воронежской
области"
1.8 Подготовка проекта - - - КИМП 1998
соглашения между ГКРП РФ и
администрацией Воронежской
области в сфере развития
малого предпринимательства
Раздел 2. Организационное и научно - методическое обеспечение МП
/-----------------------------\
|Источники финанс. |1998|1999|
|Областной бюджет |150 |2000|
|Федеральный бюджет |80 |650 |
-------------------------------+-------------------+----+----+-----------
N п/п | Мероприятия |Стоимость всего |230 |2650|Отв. |Сроки
| |по разделу 2 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
-------------------------------------------------------------------------
2.1 Анализ деятельности МП и - - - КИМП 1998-
подготовка годовых отчетов ГЭУ, 1999г
и прогнозов о состоянии и ГФУ, ГНИ,
перспективах развития МП в
области
2.2 Оказание методической Областной бюджет - 100 КИМП 1998-
помощи органам местного ГЭУ 1999г
самоуправления в разработке
муниципальных программ
поддержки и развития МТТ
2.3 Разработка и реализация Областной бюджет 30 200 КИМП 1998г
механизма участия МП в Федеральный бюджет 30 150 ГЭУ 1999г
выполнении государственных
заказов
2.4 Организация проведения Областной бюджет 50 400 КИМП 1999г
публичных мероприятий Федеральный бюджет 50 300 ГКРП
по вопросам МП: семинаров,
совещаний, конференций,
выставок, ярмарок
2.5 Разработка и реализация Областной бюджет - 100 КИМП 1999г
механизма, аккредитации
субъектов инфраструктуры
поддержки МП при администрации
Воронежской области
2.6 Организация проведения Областной бюджет - 400 КИМП 1998-
научно - исследовательских Федеральный бюджет - 200 (кон- 1999г
работ по совершенствованию курс)
системы поддержки МП
2.7 Организация Областной бюджет 50 250 ГУГИ 1998-
специализированных конкурсов КИМСБП, 1999г
по продаже и сдаче в аренду ГЧУ
малым предприятиям и субъектам
инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства
областных объектов недвижимости,
а также оборудования и площадей,
высвобождающихся в процессе
реорганизации крупных предприятий
2.8 Разработка и участие в Областной бюджет - 300 КИМП 1998-
реализации механизма КЖКХ 1999
распределения среди МП
муниципальных заказов в ЖКХ
2.9 Организация проведения Областной бюджет 20 250 КИМП 1998-
конкурсов по выполнению 1999г
мероприятий Программы
Раздел 3. Финансово - кредитная поддержка МП (на возвратной
основе)
/------------------------------\
|Источники финанс. |1998| 1999|
|-------------------+----+-----|
|Областной бюджет - |2000|14600|
|(Бюдж. ссуда для | | |
|ВОФПМП); - | | |
|- Ср - ва ВОФПМП |2000|6000 |
|(кроме бюдж. ссуды)| | |
|Федеральный бюджет | - |1000 |
|ФФПМП - |500 |2500 |
|ФСРвНТС - |500 |1000 |
------------------------------+-------------------+----+-----+-----------
N п/п | Мероприятия |Стоимость всего |5000|2650 |Отв. |Сроки
| |по разделу 3 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
-------------------------------------------------------------------------
3.1 Участие в реализации Областной бюджет - 5000 ВОФПМП 1999
инвестиционных проектов МП Федеральный бюджет- 1000 ГКРП
с помощью лизинговых операций ФФПМП - 500 ФФПМП
3.2 Прямое финансирование Областной бюджет 2000 8600 ВОФПМП 1998
наиболее эффективных ФФПМП 500 1500 ФФПМП 1999
предпринимательских ВОФПМП 2000 6000
(инвестиционных) проектов МП
3.3 Финансирование Областной бюджет - 1000 ВОФПМП 1998
инвестиционных проектов, ФФПМП - 500 ФФПМП 1999
использующих наукоемкие ФСРвНТС 500 1000 ФСРвНТС
технологии
Раздел 4. Содействие развитию инфраструктуры поддержки МП
/------------------------------\
|Источники финансир.| 1998|1999|
|Областной бюджет | 400 |3500|
|Федеральный бюджет | 300 |2000|
|ФСРвНТС | - | 200|
------------------------------+-------------------+-----+----+-----------
Nп/п| Мероприятия |Стоимость всего | 700 |5700|Отв. |Сроки
| |по разделу 4 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
-------------------------------------------------------------------------
4.1 Создание Центрально - Федеральный бюджет См. П.3.1 КИМП 1999
Черноземной государственной Областной бюджет Ассоциация
региональной лизинговой "Черноземье"
компании "ЦЧР-лизинг"
4.2 Создание Регионального Областной бюджет 200 200 КИМП 1998
Центра Поддержки Федеральный бюджет 200 200 ГКРП
предпринимательства
Создание инновационно - Областной бюджет - 400 КИМП 1999
технологического центра Федеральный бюджет - 400
4.3 Создание новых и Областной бюджет 150 800 КИМП 1998-
поддержка существующих ВОФПМП 1999
районных (муниципальных)
центров поддержки
предпринимательства
4.4 Создание 5 бизнес - Областной бюджет - 400 КИМП 1999
инкубаторов (в том числе Федеральный бюджет - 400 ГКРП
1 - го молодежного и 1 - го ФСРвНТС - 200 ФСРвНТС
инновационного)
4.5 Поддержка общественных Областной бюджет 40 300 КИМП 1998-
организаций и объединений МП Федеральный бюджет 100 300 1999
4.6 Создание Общественного - - - КИМП IIIкв
Совета по малому 1998
предпринимательству при
главе администрации области
4.7 Создание Координационного Областной бюджет 10 100 КИМП IV кв
центра субъектов 1998
инфраструктуры поддержки МП
4.8 Создание в районах Областной бюджет - 600 КИМП 1999
области 3 постоянно Федеральный бюджет - 300
действующих выставки -
ярмарки продукции МП
4.9 Создание общества Областной бюджет - 400 КИМП 1999
взаимного страхования Федеральный бюджет - 400 ГКРП
и отработка механизма
его функционирования
4.10Создание областной Областной бюджет - 300 КИМП 1999
ассоциации малых
предприятий -
товаропроизводителей
Раздел 5. Подготовка кадров для МП
/-----------------------------\
|Источники финансир.|1998|1999|
|Областной бюджет | 200|1000|
|Федеральный бюджет | 200|1000|
------------------------------+-------------------+----+----+------------
Nп/п| Мероприятия |Стоимость всего | 400|2000|Отв. |Сроки
| |по разделу 5 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
------------------------------------------------------------------------
5.1 Обеспечение подготовки и Областной бюджет 50 500 КИМП 1998-
переподготовки, стажировок и Федеральный бюджет 50 500 ГКРП 1999
тренингов государственных
служащих, занимающихся
поддержкой МП,
руководителей субъектов
инфраструктуры поддержки МП,
руководителей малых предприятий
5.2 Организация проведения Областной бюджет 50 300 КИМП, 1998-
серии обучающих семинаров Федеральный бюджет 50 300 ГКРП 1999
по вопросам МП и инвестиций
5.3 Организация и проведение Областной бюджет 30 50 КИМП; 1998
слетов, конкурсов, Отдел
семинаров, конференций по по делам
молодежному предпринимательству молодежи
обл. адм.,
ОО "Дости-
жения мол-х"
5.4 Создание центра делового Областной бюджет 10 50 КИМП; 1998-
образования молодежи Отдел 1999г
по делам
молодежи
обл. адм.,
ОО "Дости-
жения мол-х"
5.5 Частичное финансирование Областной бюджет 60 100 КИМП, 1998-
образовательных учреждений, Федеральный бюджет 100 200 Комитет 1999г
реализующих образовательные по образо-
программы для МП ванию адм.
области, ГКРП
Раздел 6. Информационно - рекламная поддержка МП
/-----------------------------\
|Источники финансир.|1998|1999|
|Областной бюджет | 100|1000|
|Федеральный бюджет | 100|1000|
| ФФПМП | 10 | 200|
------------------------------+-------------------+----+----+------------
Nп/п| Мероприятия |Стоимость всего | 210|2200|Отв. |Сроки
| |по разделу 6 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
------------------------------------------------------------------------
6.1 Поддержка СМИ, освещающих Областной бюджет 20 200 КИМП 1998 -
деятельность МП, Федеральный бюджет 20 200 ИАУ 1999 г.
организация целевых ГКРП
телепрограмм и радиопередач,
публикация материалов по МП.
6.2 Выпуск информационного Областной бюджет 20 200 КИМП 1998 -
бюллетеня "Малый бизнес Федеральный бюджет 20 200 ИАУ 1999 г.
Воронежской области" ГКРП
а) в электронном;
б) в полиграфическом исполнении
6.3 Формирование банка данных Областной бюджет 10 150 КИМП 1998 -
инвестиционных проектов Федеральный бюджет 10 150 ГЭУ 1999 г.
малых предприятий, издание ФФПМП 10 200 ВОФПМП
каталога инвестиционных
проектов МП
6.4 Проведение мониторинга МП Областной бюджет 10 100 КИМП 1998 -
(информационно - Федеральный бюджет 10 100 ГКРП 1999 г.
статистических и
социологических исследований)
6.5 Осуществление мониторинга Областной бюджет 10 100 КИМП 1998 -
СМИ по вопросам МП Федеральный бюджет 10 100 ГКРП 1999 г
6.6 Подготовка справочника Федеральный бюджет 10 50 КИМП 1998 -
Инфраструктура поддержки Областной бюджет 10 50 ГКРП 1999 г
МП Воронежской области
6.7 Участие в создании Областной бюджет 20 200 КИМП 1998 -
Интернет - сервера Федеральный бюджет 20 200 ИАУ 1999 г
администрации области и ГКРП
пользование услугами
Интернет в части
информационного
обеспечения МП
Раздел 7. Межрегиональное и международное сотрудничество в
сфере МП
/-----------------------------\
|Источники финансир.|1998|1999|
|Областной бюджет | 100| 500|
|Федеральный бюджет | - | 500|
------------------------------+-------------------+----+----+------------
Nп/п| Мероприятия |Стоимость всего | 100|1000|Отв. |Сроки
| |по разделу 7 | | |испол|испол
| |(тыс. руб.) | | |нит. |нения
------------------------------------------------------------------------
7.1 Изучение и анализ мирового Областной бюджет 30 300 КИМП 1998-
опыта поддержки и развития МП;Федеральный бюджет - 300 ГЭУ 1999г
разработка подпрограммы КМСиВЭС
развития внешнеэкономической ГКРП
деятельности для МП
7.2 Подготовка проекта соглашения Областной бюджет 20 30 ГЭУ 1998-
между администрацией КИМП 1999г
Воронежской области и КМСиВЭС
провинцией Пьемонт (Италия) в
сфере поддержки и развития МП
7.3 Оказание помощи МП в Областной бюджет - - КИМП 1998-
подготовке их заявок КМСиВЭС 1999г
(проектов) к рассмотрению в
международных финансовых
организациях
7.4 Совершенствование системы Областной бюджет 20 - КИМП 1998-
консультационной и ГЭУ 1999г
информационной поддержки КМСиВЭС
межрегиональной и
внешнеэкономической
деятельности МП
7.5 Создание банка данных Областной бюджет 20 50 КИМП 1998-
(специализированной деловой Федеральный бюджет - 100 ГКРП 1999г
библиотеки) о зарубежных и КМСиВЭС
межрегиональных партнерах ИАУ
(потенциальные инвесторы, УПиТЭК
заказчики, поставщики оборудования,
подрядчики и др.)
7.6 Участие в создании - - - КИМП 1998г
Консультативного совета по КМСиВЭС
иностранным инвестициям при
администрации области
7.7 Участие в разработке Областной бюджет - 100 КИМП 1998-
системы производственной Федеральный бюджет - 100 КМСиВЭС 1999г
кооперации (получение заказов) ГКРП
МП за пределами области и РФ
7.8 Участие в разработке Областной бюджет 10 20 КИМП 1998-
межрегиональных /международных КМСиВЭС 1999г
соглашений, договоров, программ
поддержки и развития МП
Итого по всем разделам Областной бюджет - 3000 23100
(из них на возвр.
основе) - (2000) (16600)
ВОФПМП 2000 6000
Федеральный бюджет 680 6850
ФФПМП 510 2700
ФСРвНТС 500 1200
Всего
на реализацию Программы 6690 39850
46 540 тыс. руб.
Условные сокращения
МП - Малое предпринимательство (тж: Малые предприятия)
КИМП - Комитет по инвестициям, малому, среднему бизнесу и
предпринимательству администрации Воронежской области;
ГЭУ - Главное экономическое управление администрации Воронежской
области;
ГФУ - Главное финансовое управление администрации Воронежской области;
ГНИ - Государственная налоговая инспекция по Воронежской области;
ГУГИ - Главное управление госимущества администрации Воронежской области
УПиТЭК- Управление промышленности и топливно - энергетическому комплексу
администрации Воронежской области;
ИАУ - Информационно-аналитическое управление администрации Воронежской
области;
ИРЗ - Институт регионального законодательства;
КМСиВЭС-Комитет по международным связям и внешнеэкономическому
сотрудничеству администрации Воронежской области;
КЖКХ - Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству
администрации Воронежской области;
ВОФПМП- Воронежский областной фонд поддержки малого предпринимательства;
ГКРП - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства;
ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
ФСРвНТС - Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998 - 1999 годы является создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста.
Заказчиком Программы является комитет по инвестициям, малому, среднему бизнесу и предпринимательству, который осуществляет функциональное регулирование в сфере государственной поддержки и развития малого предпринимательства, координирует деятельность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по реализации Программы в части обеспечения целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, выработки предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов, развитию системы подготовки кадров.
Постановление Воронежской областной Думы от 4 ноября 1998 г. N 617-II-ОД "Об утверждении программы развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 1998 - 1999 годы"
Текст постановления официально опубликован не был