Закон Воронежской области
от 30 декабря 1998 г. N 73-II-ОЗ
"Об организации и деятельности органов опеки и попечительства"
(принят Воронежской областной Думой 24 декабря 1998 г.)
Законом Воронежской области от 5 декабря 2007 г. N 151-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
Настоящий закон регулирует вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории области, определяет структуру уполномоченных органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в государственной защите, в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации Федеральным законодательством.
См. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.)
I. Общие положения
Статья 1. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
См. Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 10 марта 2006 г. N 112-р "Об утверждении Положения о комитете опеки и попечительства городского округа город Воронеж"
Правовую основу организации опеки и попечительства в Воронежской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральное законодательство, нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, регулирующие опеку и попечительство, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления области.
Настоящий Закон регулирует отношения по организации опеки и попечительства в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае принятия федеральных законов по вопросам опеки и попечительства, содержащих иные правила и нормы, применяются правила и нормы федеральных законов.
2. Функции по опеке и попечительству осуществляют:
в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы управления образованием;
в отношении лиц, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными - муниципальные органы управления здравоохранением;
в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, и недееспособных граждан, помещенных в соответствующие учреждения социальной защиты населения, - муниципальные органы социальной защиты населения.
II. Основные задачи и полномочия органов опеки и попечительства
Статья 2. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) ведение учета детей, оставшихся без попечения родителей, и определение формы устройства таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
2) обеспечение надлежащих условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних лиц, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
3) осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории несовершеннолетних лиц;
4) защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц;
5) защита личных и имущественных прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными, дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Статья 3. Полномочия органов опеки и попечительства
В соответствии с возложенными на них задачами органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
1) организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних лиц, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
2) устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними лицами, оставшимися без попечения родителей;
3) назначают опекунов и попечителей;
4) выплачивают опекунское пособие;
5) назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации;
6) освобождают опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
7) заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
8) принимают решение о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;
См. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122
См. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 6 апреля 1979 г. N 35
См. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4
9) принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
10) выдают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных или несовершеннолетних, сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним лицам прав, раздел их имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;
11) предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних лиц;
12) решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетним лицам в случаях, предусмотренных законодательством;
13) решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав;
14) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
15) выявляют лиц, страдающих психическим расстройством, нуждающихся в установлении над ними опеки;
16) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
17) выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые нуждаются в попечительстве в форме патронажа;
18) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц в домаинтернаты для престарелых и инвалидов.
Статья 4. Основные функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения
Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения:
1) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготовку материалов, необходимых для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
2) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также сохранять имущество;
3) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
4) осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных;
5) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; в случаях, предусмотренных законом, дают предварительное разрешение для совершения сделок с имуществом;
См. Уголовный Кодекс РФ
6) осуществляют подготовку материалов о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
7) участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
8) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
9) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
10) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Статья 5. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием
Кроме функций, перечисленных в статье 4 настоящего Закона, муниципальные органы управления образованием:
1) выявляют несовершеннолетних лиц, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения и ведут их учет;
2) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних лиц, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности - помещения в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения, центры социально-бытовой реабилитации, приюты;
3) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготовку материалов, необходимых для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
4) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
5) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
6) дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна и попечителя с подопечным;
7) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным в порядке эмансипации;
8) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи и других случаях, предусмотренных законодательством;
9) проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд заключение по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
10) обследуют жилищно-бытовые условия детей, проживающих в неблагоприятных семьях, родители которых являются больными хроническим алкоголизмом, наркоманией;
11) разрешают спорные вопросы между родителями и другими родственниками о воспитании детей в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации;
12) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
13) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
14) ведут документацию на подопечных и усыновленных;
15) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Статья 6. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления здравоохранением
Кроме функций, перечисленных в статье 4 настоящего Закона, муниципальные органы управления здравоохранением:
1) выявляют новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей, и сообщают о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения роддома;
2) сообщают органам опеки и попечительства о детях, находящихся на стационарном излечении и невостребованных родителями;
3) осуществляют доставку домой детей только после согласования с надлежащим органом;
4) при осуществлении патронажа и прививочных мероприятий выявляют детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних лиц, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, и сообщают о них в муниципальные органы управления образованием;
5) предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
6) предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения системы здравоохранения при наличии медицинских показаний;
7) при выявлении брошенных детей, подкидышей устанавливают их возраст для получения свидетельства о рождении;
8) проводят обследование и оформление карты прививок на детей, изъятых из семьи, с целью последующей передачи их в детские образовательные учреждения;
9) проводят медосмотры детей, состоящих под опекой, и предоставляют данные о них в личные дела подопечных, выдают заключения о состоянии здоровья кандидатов в усыновители, приемные родители, опекуны;
10) выявляют душевнобольных, нуждающихся в установлении над ними опеки;
11) готовят документы для рассмотрения в суде дел о признании лиц недееспособными или не полностью дееспособными;
12) участвуют в судах в рассмотрении дел о признании гражданина недееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и других дел по защите прав и охраняемых законом интересов подопечных;
13) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными;
14) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Статья 7. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов социальной защиты населения
Кроме функций, перечисленных в статье 4 настоящего Закона, муниципальные органы социальной защиты населения:
1) выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, и сообщают о них в муниципальные органы управления образованием;
2) открывают приюты для обездоленных детей;
3) организуют социальные гостиницы для лиц из числа оставшихся без попечения родителей после окончания ими учебы, службы в Армии, отбывания срока наказания и т.д.;
4) направляют детей-инвалидов в учреждения социального обеспечения;
5) оказывают материальную помощь детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей;
6) предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатные путевки для отдыха в медико-социальных центрах;
7) проводят работу по выявлению детей-инвалидов и инициируют их устройство на учебу, работу, лечение;
8) выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве в форме патронажа;
9) оказывают необходимую помощь до установления попечительства в форме патронажа дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
10) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
11) рассматривают документы лиц, желающих осуществлять патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в попечительстве, на основании чего делают заключение об их возможности быть попечителями (помощниками);
12) устанавливают патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья, с их согласия;
13) прекращают патронаж по требованию лиц, находящихся под патронажем;
14) осуществляют контроль за выполнением возложенных на попечителей обязанностей по реализации прав их подопечных;
15) участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
16) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.
Статья 8. Кадровое обеспечение
1. Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в штате местных органов управления образованием может предусматриваться должность "специалист по охране детства" не менее одной ставки.
2. Для выполнения работы, связанной с защитой прав детей, в штате образовательных учреждений по решению муниципальных органов управления образованием предусматривается должность "социальный педагог" не менее одной ставки, в порядке, определенном законодательством Воронежской области.
3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы для специалистов по охране детства и социальных педагогов за счет средств местного бюджета.
III. Заключительные положения
Статья 9. Особенности применения Закона
1. При необходимости отдельные вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются органами местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий в уставах муниципальных образований.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству, предусмотренные статьями 2 и 3 настоящего Закона, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей, отнесенных к компетенции других органов, в соответствии с законодательством.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Воронежской областной Думы |
А.С.Голиусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регулируются вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории области, определяется структура уполномоченных органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в государственной защите. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в штате местных органов управления образованием может предусматриваться должность "специалист по охране детства" не менее одной ставки. Для выполнения работы, связанной с защитой прав детей, в штате образовательных учреждений по решению муниципальных органов управления образованием предусматривается должность "социальный педагог" не менее одной ставки.
Закон Воронежской области от 30 декабря 1998 г. N 73-II-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Текст Закона опубликован в газете "Коммуна" от 14 января 1999 г. N 6
Законом Воронежской области от 5 декабря 2007 г. N 151-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.