Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
муниципального Совета города Воронежа
от 11 марта 1999 г. N 41-II
Основные направления
энергоресурсосбережения в городском хозяйстве г.Воронежа
I. Анализ эффективности использования
ресурсов в городском хозяйстве
В настоящее время деятельность городского хозяйства сопровождается весьма большими потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии.
Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные нормативы в 1,5 - 2 раза, а теплопотребление в 2 - 3 раза.
Договоры на поставку тепла и воды, фактически заключаемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя.
В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации.
В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3 - 4% сетей из-за отсутствия денежных средств перекладывается 0,3 - 0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.
Дополнительные теплопотери вызывает промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.
Существенные потери тепла и ресурсов происходят и при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Мелкие котельные (мощностью менее 5 Гкал/час) и индивидуальные отопительные установки (теплопроизводительностью до 25 тыс. ккал/час) крайне неэкономичны по использованию топлива. Ряд котельных работают на твердом топливе, что требует также и больших затрат труда. Они характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля.
В ряде котельных водоподготовка не проводится, либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива до 12,5% и более.
Суммарная протяженность тепловых сетей составляет примерно 2000 км (в двухтрубном исчислении). В основном они имеют теплоизоляцию невысокого качества (как правило, минеральную вату), теплопотери через которую составляют около 15-20%.
Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10 - 15%.
Централизованное горячее водоснабжение осуществляется в значительной мере через центральные тепловые пункты (ЦТП), обустроенные устаревшими кожухотрубными водяными подогревателями.
Использование ЦТП для подогрева воды в системах горячего водоснабжения обуславливает значительную протяженность наружных трубопроводов от теплового пункта до жилого дома. Срок их службы из-за значительной внутренней коррозии в 2-4 раза ниже нормативного.
Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы ЖКХ , практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:
- несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу инвестиции;
- неразвитостью рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники, монополизацией этой деятельности энергоснабжающими организациями;
- недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергоресурсосберегающего оборудования и, как следствие перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;
- искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;
- несовершенством механизма стимулирования и финансирования
II. Основные направления энергоресурсосбережения в
городском хозяйстве
Основными направлениями достижения указанных целей являются:
- переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;
- внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;
- совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.
Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергоресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, информационных.
1. Экономия расходования ресурсов, снижение теплопотерь
Решение этой задачи связано с осуществлением комплекса инженерно-технических мероприятий.
1.1. Тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий.
- использование трехслойных стеновых панелей, а также переход на новые конструктивные решения с учетом повышенных требований в части понижения теплопередачи ограждающих конструкций при строительстве зданий из кирпича, блоков и монолитного железобетона.
- нанесение на стены зданий дополнительных теплоизоляционных слоев. В качестве утеплителя наружных поверхностей могут применяться минераловатные и стекловатные утеплители, пенополистиролы. Теплоизоляция перекрытий и покрытий может осуществляться насыпными, напыляемыми и наливными плитными утеплителями (пенополистирол, пенополиуретан, минераловатные и стекловолокнистые маты и плиты).
- повышение теплозащиты окон и балконных дверей.
Мероприятия по проведению этой работы включают в себя как замену старых окон и дверей на новые, отвечающие современным требованиям по теплозащите, так и нанесение на стекла теплоотражающих пленок и специальных покрытий типа с уплотнением оконных и дверных проемов.
1.2. Модернизация систем тепло-, водоснабжения.
К основным мероприятиям этого направления можно отнести:
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в т.ч. на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло-, водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струйнофорсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин ;
- замена изношенной запорной арматуры и санитарнотехнических устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки, не прошедших режимно-наладочные испытания в установленные сроки;
- замена и прочистка сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.
2. Учет и регулирование потребления энергоресурсов и воды
Обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Законом Российской Федерации "Об энергосбережении", Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995г. N 1087 и "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы" от 8 июня 1997 г. N 832.
Общая потребность в приборах учета тепла, воды и электроэнергии для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т.д. в городе составляет более 300 тыс. штук. Из них для учета тепловой энергии необходимо более 11 тыс. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды свыше 200 тыс. водосчетчиков, для учета газа более 50 тыс. счетчиков газа.
В этих условиях первостепенное значение имеет выбор приоритетных объектов и мероприятий по энергоресурсосбережению, дающих наибольший эффект.
Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами ведомств, АО "Воронежэнерго" и муниципальными теплоснабжающей и водоснабжающей организациями.
Как следствие, сократятся приписки в объемах поставляемых ресурсов со стороны тепло-, водоснабжающих организаций.
К числу первоочередных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 40 процентов.
На вводы в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, являющиеся причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.
Необходимо обеспечить установку узлов учета на вводах во вновь построенные и реконструируемые жилые здания. Начать их установку на домовых вводах в эксплуатируемые жилые помещения. Срок окупаемости счетчиков тепла и воды при действующем уровне тарифов составляет от 2 до 15 месяцев. К 2003 году эта работа должна быть в основном завершена.
С 1999 года осуществлять установку индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструируемом или капитально ремонтируемом жилье.
К 2003 предстоит создать систему, обеспечивающую повсеместную установку приборов.
Необходимо использовать продукцию АО "ВЗПП", НПО "Электроника", АО "Прибор", АО "Видеофон", ЗАО "Рекорд-сервис", которые выпускают водосчетчики, теплосчетчики, энергосберегающие светильники и другие приборы, составляющие отечественную базу приборного обеспечения учета тепла, холодной и горячей воды.
При выборе конкретных приборов необходимо учитывать, что существенной составляющей затрат на эксплуатацию приборов являются затраты на их периодическую поверку. Объем этих затрат определяется продолжительностью межповерочных интервалов, установленных для каждого прибора, и доступностью средств поверки.
3. Создание экономического механизма энергоресурсосбережения в ЖКХ
Для создания объективных предпосылок практической реализации проектов энергоресурсосбережения в городском хозяйстве структурным подразделениям администрации города необходимо выработать эффективный экономический механизм, включающий в себя устойчивые источники финансирования и четкие меры по стимулированию энергоресурсосбережения.
3.1. Определение источников финансирования программ энергоресурсосбережения
3.1.1. Средства местного бюджета.
Предусмотреть в расходной части бюджета города отдельной статьей-ресурсосбережение. Предусмотренные средства, в первую очередь, должны использоваться на ус тановку приборов учета в организациях бюджетной сферы и модернизацию наружного освещения. Кроме того, их целесообразно направлять на обеспечение учета энергоресурсов в жилищном хозяйстве (пункте учета тепла на границах раздела сфер ответственности на домовых вводах).
Эффективность использования указанных средств должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направляемых в виде дотаций предприятиям ЖКХ.
Бюджетные средства на цели ресурсосбережения могут выделяться также опосредовано через освобождение организаций, реализующих ресурсосберегающие мероприятия от части местных налогов.
3.1.2. Средства, выделяемые на подготовку к зиме.
Эти средства используются на реализацию технических решений в период подготовки к сезонной эксплуатации, способствующих ресурсосбережению (утепление зданий, теплоизоляция трубопроводов и др.)
3.1.3. Средства организаций ЖКХ, формирующиеся за счет платежей населения и других потребителей за реализацию услуг.
Из общей суммы доходов организаций на цели энергоресурсосбережения могут направляться средства фонда развития, формирующиеся за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий (фонда накопления), ремонтного фонда и амортизации.
3.1.4. Средства федерального и региональных фондов энергосбережения.
Из этих фондов могут производиться прямые инвистиции в энергосбережение. Одной из этих функций должна являться выдача поручительств по коммерческим кредитам, взятым на внедрение энергосберегающих технологий.
3.1.5.Внебюджетные источники кредитования. Среди частных инвесторов, в том числе банков, могут быть использованы на условиях безусловного возврата вложенных средств за счет ежемесячного отчисления части экономии, получаемой каждым потребителем коммунальных услуг в результате снижения платежей , благодаря установке приборов учета.
3.1.6.Средства, передаваемые ведомственными организациями в счет лимитов на содержание объектов коммунально-бытового назначения.
3.2. Стимулирование энергоресурсосбережения
К основным мероприятиям этого направления следует отнести:
-предоставить возможность предприятиям ЖКХ в распоряжении экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению (возможно со снижающимся по периодам процентом). Рекомендовать предприятиям направлять эти средства в фонд развития и использовать для совершенствования и проведения дальнейших работ по энергоресурсосбережению, а также погашения кредитов взятых на эти цели;
- осуществление дополнительных мер социальной защиты малообеспеченных граждан путем установки приборов учета в их квартирах за счет бюджетных средств, что, в свою очередь, будет стимулировать установку приборов учета в квартирах других граждан;
- введение дифференцированных тарифов на коммунальные услуги в зависимости от объемов их потребления, позволяющих осуществить взимание повышенной платы за сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
Экономические рычаги энергосбережения должны действовать на разных уровнях:
- муниципальный Совет- тарифы, налоги, кредиты, дотации и др.;
- организаций ЖКХ- оставление в их распоряжении экономии, полученной от мероприятий по энергоресурсосбережению, и ее использование для стимулирования этой работы;
- товариществ собственников жилья -стимулирование деятельности по установке приборов учета, ремонту инженерных сетей и зданий.
Для стимулирования инвестиций в энергосбережение выйти с предложением в областную Думу по введению льготного налогообложения в части, касающейся НДС, налогов на прибыль и имущество:
- освободить предприятия от налога на прибыль в сумме фактических затрат в отчетном периоде на энергоресурсосберегающие мероприятия (при условии полного использования амортизационных отчислений на последнюю отчетную дату);
- суммы НДС, уплаченные предприятиями при приобретении энергосберегающего оборудования возмещать им в полном объеме при вводе его в эксплуатацию.
- Отсрочить на 1 год (после ввода в эксплуатацию оборудования) уплату налога на имущество в части, касающейся энергосберегающего оборудования.
4. Правовые и организационно-экономические меры
по обеспечению энергоресурсосбережения в городском хозяйстве
4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Отличительной особенностью "энергосберегающего" норматива в городе является недостаточная скоординированность нормативных, экономических, информационных, обеспечивающих проведение в жизнь мер, вышеизложенных.
Необходимо:
1. Сформировать структуру управления ресурсоэнергосбережения.
Создать муниципальное унитарное предприятие (учреждение) "Ресурсосбережение".
Срок: 1 кв.1999 год.
Исполком администрации города.
2. В целях обеспечения Программы энергосбережения создать внебюджетный фонд энергосбережения в городе Воронеже.
Срок: 2 полугодие 1999 года.
Отв. Комиссия по бюджету, планированию и налоговой политике; департамент городского хозяйства; департамент экономики и финансов.
3. Создать систему сводного учета энергетических ресурсов "Энергетический паспорт города Воронежа".
Отв. Управление городской инженерно-технической политики.
Срок: 2 полугодие 1999 года.
4. Подготовить проект постановления муниципального Совета "О порядке разграничения балансовой принадлежности и границ ответственности внешних инженерных сетей".
Отв. Комитет ЖКХ, Управление городской инженернотехнической политики, МП "Водоканал", МУП ЖКХ и Б, АО "Воронежэнерго".
Срок: 2-3 кв.1999 года.
5. Подготовить проект постановления муниципального Совета "О балансовом разграничении объектов коммунального назначения на территории г. Воронежа между жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и муниципальными специализированными организациями".
Отв. Комитет ЖКХ.
Срок :2 кв. 1999 года.
6. Подготовить проект постановления исполкома администрации города "Об установке приборов учета и регулирования на муниципальном жилищном фонде".
Отв. Комитет ЖКХ, Управление городской инженерно-технической политики, МУП ЖКХ и Б,
МП "Водоканал" срок: 2 кв. 1999 года.
7. Разработать положение "О порядке расчета платежей населения за коммунальные услуги в случае установки приборов учета".
Отв. МП "Водоканал", Комитет ЖКХ.
Срок: 2 кв. 1999 год .
8. Разработать положение "О порядке выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатации групповых и индивидуальных приборов учета расхода воды, тепла и газа на объектах жилищного фонда".
Отв. Управление городской инженерно-технической политики , МП "Водоканал", МП "Теплосеть".
Срок: 3 кв. 1999 года.
9.Разработать порядок предоставления гарантий возврата инвистиций по энергетическим контрактам, заключенным в рамках программ энергосбережения в бюджетной сфере. Срок: 3 квартал 1999 года.
Отв. Департамент экономики и финансов и департамент городского хозяйства.
10. Разработать и вынести на утверждение муниципального Совета Положение о материальном стимулировании участников программ энергосбережения в бюджетнойч сфере. Срок: 3 квартал 1999 года.
Отв. Департамент экономики и финансов и департамент городского хозяйства.
5. Информационное обеспечение
Необходимо развернуть широкую кампанию по информированию населения, включая использование наглядной агитации (рекламы) для эффективного внедрения систем учета ресурсов по инициативе потребителей. Департаменту городского хозяйства необходимо организовать систему сбора заявок от организаций и населения по установке средств учета тепла и воды коллективного и личного пользования.
Заместитель председателя муниципального
Совета города Воронежа |
П.И. Брязгунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.