Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Основные положения
региональной государственной политики
развития внешнеэкономической деятельности Воронежской области
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 5 августа 1999 г. N 791)
1. Цели и задачи
Региональная государственная политика в сфере развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Воронежской области представляет собой систему взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных действий администрации области по развитию и совершенствованию международного экономического сотрудничества. В основе региональной государственной политики развития ВЭД лежит единая федеральная внешнеэкономическая политика России, реализация региональной политики подчинена необходимости обеспечения единого внешнеполитического курса России.
Целями реализации региональной политики развития ВЭД являются эффективная и равноправная интеграция Воронежской области в мировую систему хозяйствования, международное разделение труда, использование внешнеэкономического сотрудничества для преодоления кризисных явлений в экономике области и комплексного развития ее потенциала как субъекта Российской Федерации. Под эффективной интеграцией понимается включение Воронежской области в мирохозяйственные связи, сопровождающееся увеличением регионального производства, повышением конкурентоспособности, промышленных предприятий области продукции и услуг на основе освоения передовых технологий, адаптации к механизмам функционирования мировой системы, учета закономерностей и тенденций ее развития.
С учетом происшедших с конца 80-х годов геополитических изменений (включающих создание новых независимых государств - бывших участников СССР) для Воронежской области приоритетным направлением развития внешнеэкономической деятельности является восстановление и рост экономического сотрудничества со странами СНГ и, в первую очередь, с приграничной Украиной и Республикой Беларусь, а также со странами - основными партнерами: Германией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Францией, США, Китаем, Турцией, Италией, Индией.
Региональная политика развития ВЭД должна осуществляться в комплексе с отраслевыми программами развития области. Международное сотрудничество в состоянии оказать значительное положительное воздействие на процессы экономических преобразований в регионе, качественный рост его экономики. Для достижения этих целей необходимо:
- реализовать региональную политику развития ВЭД в рамках единой федеральной внешнеэкономической политики (ВЭП РФ), что позволит наиболее полно использовать конкурентные преимущества области при соблюдении единого внешнего курса и интересов Российской Федерации;
- подчинить осуществление региональной политики развития ВЭД стратегическому курсу области, как составной части программы ее социально-экономического развития;
- создать и обеспечить эффективное функционирование в регионе системы государственного регулирования, контроля и поддержки внешнеэкономической деятельности;
- развивать региональную инфраструктуру поддержки деловой активности, в рамках которой оказывается качественная информационная, организационная, консультационная помощь и содействие участникам внешнеэкономической деятельности области.
Актуальность регионального аспекта развития ВЭД возрастает под воздействием следующих факторов:
- наделение субъектов РФ реальными полномочиями в сфере международного экономического сотрудничества, использования этих полномочий в целях реформирования и развития регионального хозяйственного комплекса;
- рост интереса со стороны зарубежных партнеров именно к регионам России, их стремления к установлению сотрудничества на региональном уровне.
Для использования данных факторов региональная исполнительная власть должна располагать собственной политикой развития ВЭД.
2. Состояние внешнеэкономического сектора экономики
Современное состояние внешнеэкономического сектора экономики области определено историческим развитием народнохозяйственного комплекса региона, геополитическими изменениями последнего десятилетия и проводимой федеральной политикой по либерализации внешнеторговой деятельности.
2.1. Внешнеэкономическая деятельность области с 1992 года до 1999 года
2.1.1. Внешняя торговля
Состояние внешнеторгового сектора области обусловлено сложившейся материально-производственной базой, сформированной на основе специализации производства внутри СССР, а также наличием черноземов, обладающих высокими качественными характеристиками, выгодное географическое расположение, достаточно развитая транспортная сеть, высокий уровень квалификации кадров.
Структура областного народнохозяйственного комплекса представлена промышленностью, сельскохозяйственным производством, а также строительным и транспортным комплексами.
Промышленное производство представлено всеми основными отраслями, наиболее развитыми являются машиностроительный и химический комплексы, лесная и деревооборабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Область специализировалась на ряде направлений машиностроения, имевших государственное значение. Таковыми являлись предприятия военнопромышленного комплекса, тяжелое машиностроение, станкостроение, производство самолетов, прессов, экскаваторов и т.д.
К отрасли общегосударственного значения относилась и химическая промышленность, основными направлениями развития которой являлись: производство синтетического каучука и минеральных удобрений.
Промышленность строительных материалов ориентирована, главным образом, на внутриобластное потребление.
Пищевая и легкая промышленность также были ориентированы на внутриобластной рынок, Москву и районы Севера. Легкая промышленность работала преимущественно на привозном сырье, обеспечивая изделиями швейной, трикотажной, обувной и галантерейной промышленности прилегающие территории России и Украины.
Второй ведущей отраслью области является сельское хозяйство. По размерам посевных площадей она занимает первое место в Центрально-Черноземном районе.
В сельскохозяйственном производстве ведущая роль принадлежит зерновым и масличным культурам, сахарной свекле.
Аграрный комплекс области располагал недостаточными мощностями переработки. Нерациональность размещения пищеперерабатывающих предприятий по территории области, отсутствие ряда специализированных производств дополнились физическим и моральным износом оборудования, отсутствием производственных мощностей по фасовке, упаковке продукции в соответствии с требованиями мирового рынка.
Развитие внешней торговли области происходило под влиянием как общероссийских факторов, так и специфичных для Воронежской области. К таким факторам следует отнести:
- распад СССР, создание новых суверенных государств, что привело к отнесению торговых отношений с ними к внешнеторговому обороту. Суверенизация республик Союза оказала крайне негативное влияние на экономическое сотрудничество. Это сказалось на разрыве многих торговых и кооперационных связей предприятий. Потребовался значительный период времени для формирования условий осуществления отечественными предприятиями торгово-экономических операций с предприятиями стран СНГ;
- восстановление экономического сотрудничества со странами СНГ, являющимися основными потребителями российской продукции высокой степени переработки и поставщиками сырья и комплектующих, что давало возможность расширять торговую и кооперационную деятельность с предприятиями этой группы стран;
- более раннее начало реформы во внешнеторговом секторе экономики РФ, чем в других секторах. Темпы ее проведения значительно опережали темпы реформирования других секторов. По существу реформа внешней торговли России шла в полном отрыве от изменений внутренней экономики страны. Либерализация внешней торговли (отмена государственной монополии) способствовала активизации экспортно-импортной деятельности субъектов хозяйствования;
- утрата эффективного и действенного государственного контроля за внешнеторговой деятельностью. Отсутствие последовательной и продуманной ВЭП России, которая в данный период только начала формироваться;
- отсутствие необходимого опыта работы большинства предприятий на внешних рынках, недостаток кадров для ведения грамотной и эффективной внешней торговли;
- более низкие по сравнению с мировыми внутрироссийские цены на сырье, энергоресурсы, рабочую силу, отсутствие жестких экологических требований, что позволяло предприятиям достигать значительной эффективности экспортных поставок;
- уменьшение платежеспособного спроса на внутреннем рынке, вызванного спадом промышленного производства, кризис неплатежей, что способствовало сбыту товаропроизводителями своей продукции на зарубежных рынках. При этом экспортные поставки играли роль своеобразного буфера, позволяли предприятиям "выживать" в существующих кризисных экономических условиях;
- сокращение предложения на внутренних продовольственном и потребительском рынках, что способствовало росту импорта продовольствия, товаров повседневного спроса, одежды, обуви, бытовой техники;
- приграничное с Украиной расположение. Тесные технологические, кооперационные и производственные связи предприятий Воронежской области и Украины.
Мониторинг внешней торговли области позволяет говорить о сложившейся под воздействием данных факторов тенденции: до 1996 года предприятия области постоянно наращивали объем внешнеторгового оборота (приложение 3). Темпы прироста были весьма значительны: внешнеторговый оборот по итогам 1994 года вырос на 223,7%, по итогам 1995 года - на 200,8% соответственно к уровню предыдущего года. Экспорт увеличился соответственно на 246,8% и 176,8%, импорт - на 191.7% и 243,8%).
Следует отметить, что положительный внешнеторговый баланс области постоянно увеличивался - с 16,2 млн.долларов США в 1992 году до 68,7 млн. в 1994 году. Высокими темпами увеличивалось положительное сальдо баланса со странами дальнего зарубежья - с 16,2 млн.долларов США в 1992 году до 106,3 млн. в 1996 году. Наряду с этим область имела устойчивый дефицит торгового баланса со странами СНГ (преимущественно с Украиной), и в 1995-1998 годах он составлял от 5.2 до 54 млн. долларов. Данная отрицательная составляющая внешнеторгового сальдо не является валютосодержащей и отражает тяжелое экономическое состояние стран Содружества (как следствие - невозможность закупок ими в необходимом количестве российских товаров), а также то, что производственные и торговые предприятия области имеют возможность импортировать из стран СНГ сырье, промышленные полуфабрикаты, потребительские товары по ценам, значительно меньшим, чем в странах дальнего зарубежья.
Во внешней торговле области ведущую позицию занимают страны дальнего зарубежья (приложение 4). В 1996 году торговый оборот с ними составил 302,3 млн. долларов или 60.6% внешнеторгового оборота. Значительными темпами развивались торговые отношения с экономически развитыми странами, такими как Германия, Швейцария, Италия, Великобритания, США. Вырос товарооборот с традиционными партнерами из Европы, бывшими странами СЭВ: Словения, Венгрия, Польша, Чехия Болгария. Успешно развиваются торговые связи с Китаем, а последнее время с Индией. Среди стран СНГ наибольший удельный вес товарооборота имеют Украина, Беларусь, Казахстан. Количество стран - торговых партнеров Воронежской области составило более 70.
Товарная структура экспорта области (приложения 5 и 6) отражает сложившуюся ситуацию в экономике, характеризующуюся:
- низкой конкурентоспособностью большинства видов машинотехнической продукции, выпускаемой предприятиями области. Рынки сбыта этой продукции сохраняются в странах СНГ;
- экспортной эффективностью (в условиях России) сырьевых товаров, а также продукции с низкой степенью переработки;
- использованием экспортных поставок (особенно в страны дальнего зарубежья) предприятиями области как средства поддержания собственного производства и гарантированного получения средств.
Наибольший удельный вес в 1997 году имели следующие товарные группы: продукция нефтехимического комплекса - 57,7% (синтетический каучук, аммиак, минеральные удобрения), машиностроительная продукция - 20%, продовольственные товары и сырье для их производства - 7,4%.
Наиболее экспортоориентированной была продукция:
удельный вес экспорта
в общем объеме производства
синтетический каучук 23,0 %
аммиак 17,9 %
минеральные удобрения 8,4 %
машины и оборудование 15,0 %
шины 5,8 %
В товарной структуре импорта доля в стоимостном объеме машиностроительной продукции составляла 40,5%, продовольственных товаров и сырья для их производства 23,5%, продукции нефтехимического комплекса - 10,9%, черных и цветных металлов и изделий из них - 10%.
Тенденция наращивания областью внешнеторгового оборота значительными темпами оказалась краткосрочной. После либерализации внешней торговли Воронежская область достигла наибольших показателей внешнеторговой деятельности в 1996 году, но уже к концу этого года были полностью исчерпаны факторы экстенсивного роста экспорта российской продукции. Выровнялись цены внутреннего и внешних рынков. По ряду товарных позиций (металлопрокат, изделия из цветных металлов) внутренние цены стали превышать уровень цен на зарубежных рынках.
Кризис промышленности, износ оборудования, несоответствие производства и качества продукции международным стандартам, отсутствие опыта прямой работы на зарубежных рынках машиностроительных предприятий области привели к снижению конкурентоспособности их продукции и потере рынков сбыта.
В 1997 году степень износа фондов основного вида деятельности составила 44,6% в т.ч. в промышленности 51,1%. Наиболее изношенны машины и оборудование - 69,4%.
Коэффициент обновления остался на уровне 1996 года - 2,2%. Ниже среднеобластного - коэффициент обновления фондов у предприятий сельского хозяйства - 0,8%, науки и научного обслуживания - 0,9%, промышленности - 1,7% и др.
Количество приобретенных новых технологий сократилось в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза. Основная часть их приходится на предприятия машиностроения - 81,1%, нефтехимической промышленности - 13,5% и пищевой - 5,4%.
Правительством РФ не предприняты в полном объеме меры по государственной поддержке российского экспорта (предоставление гарантий для кредитования экспорта, создание системы страхования экспортных кредитов и форм поощрения экспортеров и т.д.).
В рамках Федеральной Программы поддержки экспорта не удалось сформировать и реализовать факторы его интенсивного роста. Ухудшение состояния экономики стран СНГ существенно сузило рынок сбыта в этих странах российской продукции. Медленно происходит формирование полномасштабного Таможенного союза стран СНГ, не сформирован Платежный союз. Значительно усложнены условия торгово-экономического сотрудничества с Украиной.
Воздействие данных факторов на внешнеторговую деятельность области выразилось в потере темпов ее роста.
В 1998 году внешнеторговый оборот области уменьшился на 38.3% в сравнении с 1996 годом, в том числе экспорт - на 45.3, а импорт - на 29.7%. Впервые сложилось отрицательное внешнеторговое сальдо - 6,3 млн.долларов США. В страны дальнего зарубежья экспортировалось меньше продукции на 43%, а в страны СНГ - на 52%. Импорт из стран СНГ уменьшился на 62% при его увеличении из стран дальнего зарубежья на 11%.
В структуре экспорта доля машин и оборудования сократилась в два раза, электрических машин и оборудования - в три раза.
Наряду с увеличением поставок свежезамороженного мяса и тростникового сахара значительно уменьшились поставки по импорту машин и оборудования.
Кризисные явления в экономике, необходимость структурной перестройки промышленности, устойчивый спрос на сырьевые товары на зарубежных рынках привели к сырьевой ориентации экспорта области.
Но наряду с этим многие предприятия и, самое главное, основные экспортеры области приобрели опыт работы на зарубежных рынках, восприняли его механизмы функционирования. Такие предприятия имеют постоянных зарубежных партнеров, проводят грамотную торговую политику, обновляют производственную базу и осуществляют сертификацию своей продукции и производства согласно международным стандартам.
Для развития их деятельности в повышении эффективности внешней торговли необходима государственная поддержка (кредитование, гарантии, страхование). Основная составляющая такой поддержки должна формироваться на федеральном уровне. Большую роль в осуществлении такой поддержки должна сыграть также и региональная государственная власть (исполнительная и законодательная).
Проведение продуманной федеральной политики взаимоотношений с государствами СНГ, качественное развитие экономического сотрудничества с ними безусловно окажет значительное положительное воздействие на прогресс внешнеэкономической деятельности приграничных регионов России (каковым является и Воронежская область).
2.1.2. Предприятия с иностранными инвестициями
С 1991 года и до начала 1999 года на территории Воронежской области зарегистрировано 280 предприятий с иностранными инвестициями, суммарный заявленный капитал которых составляет 87327 тыс.рублей, более 40% которого приходится на иностранных инвесторов.
Динамика создания предприятий с иностранными инвестициями приводится в приложении 7.
Среди стран СНГ наибольшее количество совместных предприятий создано с участием украинского и беларусского капиталов, соответственно 44 и 16. Инвесторы из других стран СНГ представлены не столь значительно (приложение 8).
Среди инвесторов стран дальнего зарубежья по количеству созданных предприятий лидируют США, Германия, Турция, Нидерланды, Лихтенштейн, Великобритания, Китай и т.д. По величине заявленных уставных фондов - Португалия, Германия, Лихтенштейн, Австрия, Нидерланды, США (приложение 9).
Преобладают предприятия с уставным капиталом 10-100 тыс.рублей. Растет число предприятий с крупным уставным капиталом (от 100 тыс.рублей), в том числе зарегистрировано 9 предприятий с уставным фондом свыше 1000 тыс.рублей (приложение 10). К числу таких предприятий относятся АО "ТелеРосс-Воронеж",АОО "Агро-Комас", СП "Воронежтелекабель", СП "Мединвест" и другие.
Несмотря на большое количество предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в области, их роль в развитии экономики еще незначительна. Предприятия и целые отрасли экономики области способны принять гораздо больший объем прямых иностранных инвестиций (особенно это касается передовых технологий производства и переработки в сельском хозяйстве).
Трудности в привлечении зарубежных инвестиций в экономику области связаны с общероссийским неблагоприятным инвестиционным климатом, нестабильностью налогового, таможенного регулирования, недоработанностью законодательства РФ, регулирующего данную сферу, и девальвацией льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, сложной процедурой регистрации предприятий со значительным уставным капиталом.
Однако, привлекательность области как объекта инвестиций, политика ее администрации объективно ведут к постепенному освоению региона иностранными инвесторами.
В отсутствие федерального законодательства администрацией области был разработан и принят Воронежской областной Думой Закон "Об инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" и Закон "О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области". Положения законов предусматривают конкретные формы стимулирования инвестиций, предоставления инвесторам гарантии от некоммерческих рисков.
Учитывая сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат в РФ, пока еще слабую освоенность иностранными инвесторами территории области, зарубежные инвестиции не смогут сыграть решаюшую роль в воспроизводстве и развитии экономики области в ближайшей перспективе. Их объем не в состоянии удовлетворить инвестиционные потребности отраслей регионального хозяйства. Поэтому в работе с зарубежными инвесторами на первое место будет выступать деятельность по привлечению прямых иностранных инвестиций в форме передовых технологий, современного производственного оборудования, ноу-хау, инженерных работ. Именно эти формы иностранных инвестиций, наряду с современными технологиями управления и организации производства, могут наиболее полно удовлетворять потребности экономики области. В этом случае они сыграют роль катализатора инвестиционного процесса.
Привлечению иностранного капитала будет способствовать активная деятельность администрации области по поиску и сотрудничеству с зарубежными инвесторами, по формированию необходимой инфраструктуры, по презентации инвестиционного потенциала области.
2.1.3. Другие аспекты международного сотрудничества
В целях улучшения инвестиционного климата, оказания поддержки процессов реформ, содействия развитию частного сектора в сельском хозяйстве, а также малого и среднего бизнеса в других сферах экономики при непосредственном участии администрации в области реализуется несколько широко известных программ технической помощи. В их числе - программа ЕС "ТАСИС", а также две программы Агентства по международному развитию США, на базе которых созданы Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) и Представительство Центра гражданских инициатив США. Воронеж включен в программы по поддержке реформ в сельском хозяйстве, финансируемые Мировым банком с 1995 года.
В соответствии с Договором о сотрудничестве между Правительством Швейцарской Конфедерации в Воронежской области создан Российско-швейцарских фонд, средства которого направляются на осуществление проектов в агропромышленном комплексе области. В течение 1994-1997 гг. фондом профинансировано 43 проекта.
Решением комиссии Гор-Черномырдин Воронежская область в 1997 году включена в состав участников Программы ПРЭРИ (Программа возрождения агропромышленного комплекса через региональные инвестиции). Совместно с американскими партнерами проводится работа по созданию необходимых информационных и законодательных условий для привлечения инвестиций.
Ведется подготовка инвестиционных предложений, которые могли бы представить интерес для компаний агропромышленного комплекса США.
В течение ряда лет осуществляется сотрудничество Воронежской области с Национальной Кооперативной Лигой США, являвшейся коллективным спонсором программ Министерства сельского хозяйства США. В ходе совместной работы в область были поставлены продовольственная пшеница, соя. Средства, полученные от реализации продуктов их переработки, были использованы для создания Фонда развития Агробизнеса. За счет средств Фонда были профинансированы 13 инвестиционных проектов на сумму более 16 млн. рублей.
Воронежская область участвует в программах, финансируемых Агентством международного сотрудничества США и Информационным агентством США.
Представительством американского "Центра гражданских инициатив" осуществляются мероприятия, направленные на поддржку развития малого и среднего бизнеса, изучения опыта американских частных фирм и организаций, установление и развитие взаимовыгодных контактов. Организуются регулярные стажировки Воронежских предпринимателей в США.
При участии фирмы "Делойт и Туш" создан и действует "Деловой центр", оказывающий консультативные и информационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса Воронежской области.
Представителями программ "Айрекс" и "Аспрял" установлены контакты с заинтересованными организациями, высшими учебными заведениями и ведется отбор кандидатов в сфере управления, развития предпринимательства, науки и образования для последующей стажировки в США.
Подписано соглашение о реализации совместной образовательной программы между штатом Канзас и Воронежской областью, в рамках которой производится регулярный обмен школьниками, студентами и преподавателями. Проведена научно-практическая конференция "Высшее образование в Воронежской области и штате Канзас: общие проблемы управления и развития".
Деятельность организаций и программ с иностранным участием позволяет получать области качественную помощь в сфере профессиональных услуг, получения опыта современного менеджмента, восприятия механизмов работы на мировых рынках капитала, привлечения источников финансовых средств для поддержки экономических реформ. Такая работа способствует информационной открытости, повышению международного авторитета региона.
Организации и программы с иностранным участием являются элементами инфраструктуры поддержки долевой активности, инвестиционной деятельности, и администрация Воронежской области активно использует возможности зарубежных программ и организаций для формирования и развития в области сети предприятий, фирм, представляющих как зарубежным партнерам, так и отечественным предприятиям и предпринимателям весь комплекс необходимых услуг (консультационных, информационных, организационных, правовых, страховых, аудиторских).
3. Государственное регулирование и поддержка
внешнеэкономической деятельности
В России вопросы государственной внешнеэкономической политики являются предметом ведения Российской Федерации. Данная сфера деятельности является исключительной прерогативой Федерального Правительства. Центральные органы власти формируют и осуществляют контроль за реализацией внешней политики России, ее внешнеэкономической политики. Функции разработки и реализации ВЭП Российской Федерации возложены на следующие федеральные государственные органы:
- Министерство иностранных дел РФ;
- Министерство экономики РФ;
- Министерство торговли РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Центральный банк России,
- Федеральную службу по валютному и экспортному контролю РФ.
С целью развития внешнеэкономической деятельности федеральными государственными органами разработаны и утверждены Правительством РФ:
- "Федеральная программа развития экспорта" (постановление от 08.02.96 г. N 123);
- "Комплексная программа стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в экономику Российской Федерации" (постановление от 13.10.95 N 1016).
Вопросы государственного контроля и координации внешнеэкономической деятельности являются предметом ведения Российской Федерации и ее субъектов. Необходимую нормативно-правовую базу, позволяющую разграничивать компетенцию Российской Федерации и ее субъектов при реализации международных и внешнеэкономических связей, сформировал принятый в декабре 1998 года Закон Российской Федерации "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".
Необходимость соблюдения единства федеральной внешнеэкономической политики на всей территории России ставит цель совершенствования механизма координации и контроля проводимой субъектами Федерации внешнеэкономической деятельности. В настоящее время головным федеральным органом, осуществляющим такую координацию, является Министерство торговли РФ.
3.1. Правовые основы внешнеэкономической деятельности
на территории Воронежской области
3.1.1. Федеральный уровень
Международная активность членов Федерации - сравнительно новое явление. Однако благодаря быстрому росту она сейчас достигла значительных масштабов, став неотъемлемой частью международных отношений.
В настоящий момент в РФ происходят становление федеративных отношений, оформление статуса субъектов РФ как участников международной и внешнеэкономической деятельности, правоспособность которых устанавливается конституционным, внутригосударственным правом.
Правовая основа внешнеэкономической деятельности субъектов РФ базируется на положениях Конституции РФ, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ, федерального законодательства.
Реформы в области внешнеэкономической деятельности, начатые с 1987 года, создали предпосылки для либерализации ВЭД на территории РФ. Принятый пакет нормативных актов предоставил право иностранным инвесторам создавать предприятия со 100% иностранным капиталом, было обеспечено юридическое равенство иностранной частной собственности с национальной частной и государственной собственностью, предоставлена возможность предпринимательской деятельности для иностранных юридических и физических лиц.
В настоящий момент основным документом, регулирующим на федеральном уровне проблемы иностранных инвестиций и создания предприятий с иностранным участием, является Закон РФ "Об иностранных инвестициях" от 4 июля 1991 года. Данный нормативный акт уже давно нуждается в кардинальной переработке и изменениях, в частности, практически не действуют его положения относительно предоставления льгот для иностранных инвесторов.
В области внешнеэкономических связей был принят Указ Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности" от 15 ноября 1991 года, в соответствии с которым все хозяйствующие субъекты получают право на внешнеэкономическую деятельность, принят Закон РФ "О таможенном тарифе", вступивший в силу с 1 июля 1993 года. Принята и постепенно частично отменена система квотирования и лицензирования экспорта и импорта.
В области внешнеторговой деятельности разработан и действует Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который явился первым российским нормативным актом, восполнившим существенный пробел во внешнеторговом законодательстве.
Закон содержит разделы о разграничении вопросов, находящихся в ведении РФ, субъектов Федерации, их совместном ведении.
Неотъемлемым элементом ВЭД являются валютные операции. Правовой базой для их введения служит Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", вступивший в силу с 11 января 1996 года, позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством.
Таким образом, на федеральном уровне создана нормативная база, позволяющая осуществлять внешнеэкономическую деятельность, но существуют недостатки, которые можно восполнить как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законодательства субъектов РФ в рамках их компетенции. Такие процессы правотворчества субъектов Федерации, в пределах их предметов ведения, происходят в настоящий день практически во всех субъектах РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
3.1.2. Уровень Воронежской области как
субъекта Российской Федерации
Воронежская область, являясь субъектом РФ, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ, вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи и выполнять международные договоры РФ. В соответствии с Уставом Воронежской области область выступает самостоятельно, а также по поручению органов государственной власти РФ участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, заключает соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административнотерриториальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств.
Принятый Закон РФ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" создал нормативно-правовую базу, позволяющую разграничить компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в этих вопросах.
Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определил полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Так, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции: осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством РФ; осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц; осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности; предоставлять дополнительные, по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории; предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов РФ; создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов в соответствии с законодательством РФ; заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств; содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
Конституцией РФ, а именно статьей 73, установлено, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Исходя из этого в Воронежской области принимаются нормативные документы и законы по вопросам, входящим в сферу ВЭД.
В целях упорядочения работы по регистрации предприятий с иностранными инвестициями 21 ноября 1995 года принято постановление администрации области "О новой редакции положения о порядке регистрации предприятий с иностранными инвестициями". Также приняты постановления " О регистрации представительств иностранных юридических лиц", "О регистрации приобретения иностранными инвесторами долей участия (паев, акций) ранее зарегистрированных предприятий", "О регистрации прекращения деятельности предприятий с иностранными инвестициями" .
Основу нормативно-правовой базы, которая касается и предприятий с иностранными инвестициями, составляют следующие законы, принятые областной Думой.
- "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области";
- "Об инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";
- "Об информатизации в Воронежской области".
Администрация области координирует внешнеэкономическую деятельность органов местного самоуправления городов и районов, а также деятельность в сфере международного сотрудничества, которую они осуществляют в пределах своей компетенции.
В соответствии с Положением об управлении по внешнеэкономическим связям и инвестициям администрации Воронежской области, такие функции возложены на управление по внешнеэкономическим связям и инвестициям администрации Воронежской области.
3.2. Роль и значение администрации области
в развитии внешнеэкономической деятельности Воронежской области
Администрация области, осуществляя социально-экономическое развитие Воронежской области, важное значение придает совершенствованию ее внешнеэкономического сотрудничества, использованию преимуществ внешнеэкономической деятельности для развития областного народнохозяйственного комплекса.
Приграничное с Украиной расположение, наличие тесных торгово-экономических связей между предприятиями Украины и области обуславливают важность такого направления деятельности администрации области, как совершенствование отношений приграничных государств, развитие взаимовыгодного и партнерского сотрудничества в рамках СНГ.
В сложившихся правовых условиях деятельность администрации области в сфере внешнеэкономической деятельности региона включает:
- взаимодействие с Правительством РФ, федеральными министерствами в целях эффективного развития торговой и инвестиционной деятельности, международных и межправительственных программ и соглашений, заключенных Россией, реализацию ВЭП РФ на территории области с учетом ее потенциала и интересов;
- мониторинг, выявление тенденций развития внешнеторговой и инвестиционной (зарубежной) деятельности в регионе. Принятие решений и реализацию мероприятий по максимально возможному предотвращению негативных воздействий (реальных и потенциальных) данного сектора на социально-экономикое положение;
- координацию исполнения контрольных функций по реализации внешнеэкономической политики РФ с региональными органами федеральных министерств и служб (таможенное управление, Уполномоченный МВЭС РФ, Региональный Центр валютного и экспортного контроля, Главное Управление ЦБ РФ);
- государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, представительств зарубежных фирм;
- участие в работе Совета руководителей приграничных областей России, Украины и Белоруссии. Это направление позволяет восстанавливать и развивать экономические связи приграничных стран Содружества, решать возникающие и потенциальные проблемы приграничных территорий России;
- участие в разработке ВЭП России через рассмотрение законов РФ в сфере регулирования ВЭД в администрации области (через каналы верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ);
- использование официальных визитов послов, делегаций посольств, иностранных делегаций в Воронежскую область для развития экономического сотрудничества с ними;
- маркетинг Воронежской области на зарубежных национальных рынках. Содействие в проведении торговых ярмарок, выставок, семинаров как за рубежом, так и на территории области;
- восстановление и развитие партнерских связей с административными единицами зарубежных государств (Болгарии, Германии, Франции, США, Венгрии, Китая, Польши, Италии, Индии и др.);
- содействие в создании и развитии инфраструктуры поддержки деловой активности в сфере ВЭД и стимулирование притока инвестиций, привлечение к работе на территории области организаций и программ с иностранным участием, международных банков (МБРР, ЕБРР).
Деятельность администрации области в данном направлении преследует цель создания условий для развития внешнеторговой, производственно-кооперационной деятельности субъектами хозяйствования области, привлечения иностранных инвестиций в экономику области, формирования привлекательного имиджа региона и улучшения инвестиционного климата, реализации потенциала и конкурентных преимуществ Воронежской области.
Для решения имеющихся проблем развития внешнеэкономической деятельности области необходима концентрация ресурсов, объединение усилий органов государственного управления, органов местного самоуправления области, заинтересованных организаций и предприятий. Координирующую функцию при этом выполняет именно администрация области. Выполнение этой функции продиктовано также необходимостью соблюдения на территории области единства внешнеэкономической политики Российской Федерации. В этих целях возникает необходимость создания при администрации области Совета по внешнеэкономической деятельности.
4. Основные направления развития внешнеэкономической
деятельности Воронежской области
Достижение цели эффективного ведения внешнеэкономической деятельности и, как следствие, социально-экономического развития области возможно лишь при реализации ее конкурентных преимуществ. К ним относятся:
1. Наличие нерудных ископаемых, а также важнейшего из ресурсов - земли, обладающей высокой степенью плодородности, на которой возможно выращивание экологически чистых сельскохозяйственных продуктов. Для использования в полном объеме потенциала сельскохозяйственного производства необходимо развитие соответствующей перерабатывающей базы, основанной на современных технологиях и отвечающей международным стандартам качества продукции.
2. Научный потенциал (крупнейший в ЦЧР) - важное конкурентное преимущество области. Вузы и НИИ области располагают разработками высокого (включая и мирового) уровня не только в теоретических областях науки, но и в прикладных.
Внедрение и использование имеющихся научных разработок в производстве, в сфере ВЭД требует бюджетных средств государственной поддержки, но в перспективе способно в значительном объеме компенсировать эти затраты. Установление более тесной связи между вузами, НИИ и промышленными предприятиями области поможет в решении проблем, стоящих перед ними. Еще полностью не использован потенциал области в сфере международной торговли результатами интеллектуальной деятельности и научно-технической кооперации.
3. Область располагает значительным промышленным потенциалом, не используемым в полном объеме в настоящее время и требующим значительного реформирования.
Промышленность области (особенно машиностроительная) нуждается в обновлении производственного оборудования, получении современных технологий, доведения качества продукции до стандартов, удовлетворяющих мировой рынок. Перед промышленностью стоит также проблема переориентации производства на выпуск конкурентоспособной и пользующейся спросом продукции. Оборонные предприятия области, обладающие значительными технологическими возможностями, не завершили переход к выпуску гражданской продукции. В этом направлении перспективно развитие международной производственной кооперации.
В использовании конкурентных преимуществ области существенный вклад могут внести иностранные инвестиции, особенно в форме передачи технологий, ноу-хау, поставок производственного оборудования, проведения инженерных работ.
Для стимулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные для Воронежской области направления деятельности необходимо:
- совершенствование и развитие областной законодательной базы, стимулирующей инвестиционные процессы в приоритетных отраслях;
- формирование и реализация системы предоставления гарантий иностранным инвесторам на основе областной собственности на имущество и ресурсы;
- развитие региональной государственной системы отбора и поддержки эффективных инвестиционных предложений и проектов;
- создание и развитие областной инфраструктуры содействия иностранным инвестициям, предоставляющей как зарубежным инвесторам, так и отечественным предпринимателям весь комплекс необходимых услуг (консультационных, информационных, организационных, правовых, страховых, аудиторских);
- активизация работы по формированию привлекательного имиджа области на мировом рынке инвестиций для вложения капитала, по улучшению инвестиционного климата, взаимодействие в данном направлении с Правительством РФ, федеральными органами государственной власти, посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации.
В целях развития внешнеторговой деятельности Воронежской области необходимо:
- участвовать на региональном и федеральном уровне в формировании и реализации мер по взаимовыгодному и партнерскому сотрудничеству с приграничными государствами СНГ, в создании полноценных Таможенного, Платежного и Экономического союзов этих государств;
- проводить постоянную работу по включению области в международные и межправительственные соглашения, заключаемые Россией в торговой, производственно-кооперационной сферах. Содействовать включению предприятий области в программы содействия и помощи России другим государствам;
- создать и развивать региональную систему содействия предприятиям-экспортерам (информационного, консультационного, финансового), внедрять механизмы стимулирования деятельности предприятий по повышению конкурентоспособности экспортной продукции;
- использовать весь спектр международных контактов области для развития торгово-экономических отношений, продвижения продукции предприятий области на зарубежные рынки;
- создать и развивать региональную систему поддержки рентабельных внешнеторговых проектов предприятий области;
- содействовать созданию системы международной сертификации продукции и производства предприятий области. Привлекать областные НИИ к взаимодействию с промышленными предприятиями в данном направлении;
- стимулировать экспорт передовых технологий, лицензий, наукоемкой продукции с привлечением к сотрудничеству областных и зарубежных инновационных организаций;
- концентрировать усилия по развитию торгово-экономического сотрудничества в первую очередь на странах, являющихся основными торговыми и инвестиционными партнерами Воронежской области, а также на странах, имеющих значительный потенциал такого сотрудничества. К таким странам относятся: Болгария, Германия, Австрия, Турция, Франция, Венгрия, Китай, Польша, Индия, США. Наряду с этим на основе постоянного торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества необходимо определять страны, являющиеся перспективными стратегическими партнерами в других регионах мира.
Реализация региональной политики развития ВЭД как составной части Программы социально-экономического развития Воронежской области в комплексе с отраслевыми областными программами позволит:
- стабилизировать производство (промышленное, сельскохозяйственное, перерабатывающее) и обеспечить его рост;
- модернизировать производственную и перерабатывающую базу (промышленную, сельскохозяйственную), повысить качество и конкурентоспособность продукции на основе применения передовых технологий и оборудования;
- сохранить и развить наукоемкие и высокотехнические производства;
- увеличить экспорт промышленной и сельскохозяйственной продукции высокой степени обработки;
- обеспечить экономическую безопасность области;
- обеспечить условия (на региональном уровне) для равноправного и партнерского включения области в систему мирохозяйственных связей;
- сохранить рабочие места и, в перспективе, увеличить их число;
- увеличить поступление налогов как в федеральный, так и в областной бюджеты;
- обеспечить рост благосостояния населения области.
Источниками финансирования реализации мероприятий программы развития ВЭД области на первом этапе являются средства областного бюджета и внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, а также средства федерального бюджета, предусмотренные федеральной программой развития экспорта и комплексной программой стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в экономику Российской Федерации, средства федерального бюджета развития. В дальнейшем, по мере усложнения задач государственной поддержки внешнеэкономической деятельности наряду с данными источниками возможно включение в бюджет области раздела "Международное сотрудничество".
С целью конкретизации основных мероприятий по реализации региональной политики развития ВЭД ежегодно администрацией области должен утверждаться детализированный план мероприятий развития внешнеэкономической деятельности, являющийся составной частью прогноза социально-экономического развития области на очередной год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.