Постановление Исполкома Администрации города Воронежа
от 7 февраля 2000 г. N 52
"О мероприятиях по улучшению санитарно-эпидемиологической
обстановки в г. Воронеже"
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 4 июня 2010 г. N 447 настоящее постановление признано утратившим силу
Несмотря на принимаемые меры, санитарно - эпидемиологическая обстановка в г. Воронеже продолжает оставаться крайне сложной и напряженной. Сохраняется тенденция к ухудшению демографических показателей, преобладание смертности над рождаемостью привело к естественной убыли населения, которая достигла 5,34 на 1 000 в 1998 г.
В структуре смертности преобладают болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления. Общая заболеваемость населения на протяжении последних лет остается на уровне 1 225 на 1 000 человек. Отмечается ежегодный стабильный рост болезней эндокринной, мочеполовой систем, крови и кроветворных органов.
Особенно настораживает интенсивное ухудшение состояния здоровья детей. Отмечается стабильный рост болезней эндокринной, нервной, иммунной систем, органов пищеварения и т.д. С 1991 г. почти на 30 % увеличилось число детей с хронической патологией. Многие из указанных болезней относятся к болезням гигиенического риска и обусловлены, в первую очередь, факторами среды обитания. Ежегодно регистрируется около 300 тыс. случаев инфекционных заболеваний с экономическими потерями до 150 млн. руб. По некоторым из них, так называемым, социальным, отмечаются эпидемические уровни.
Так, заболеваемость туберкулезом достигла 59,1 на 100 тыс. в 1999 г. и превысила общероссийские показатели. Самые высокие темпы роста выявлены у социально незащищенных групп населения : инвалидов, пенсионеров, неработающих. Ежегодно регистрируется до 50 случаев заболеваний среди студентов ВУЗов, а также 10 и более случаев среди детей, что является неблагоприятным прогностическим признаком. Около 100 человек, больных заразными формами, проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Однако предоставление изолированной жилой площади нуждающимся осуществляется крайне медленно: не более 6 квартир в год. Выявлены случаи заболевания у контактных, в том числе детей (за 1998 г. и 1999 г. - 3 ребенка). Из-за нехватки современной флюоротехники, особенно в Ленинском, Левобережном и Советском районах увеличились случаи выявления запущенных случаев туберкулеза - более 100 за 1998 и 1999 гг.
Заболеваемость парентеральными вирусными гепатитами В и С приобрела национальный характер вследствие поражения населения в основном в молодом репродуктивном возрасте (около 90 % всех заболеваний), перехода в хронический гепатит, цирроз и первичный рак печени, трансплацентарного заражения новорожденных. За последние 5 лет заболеваемость вирусным гепатитом В выросла более чем в 3 раза и достигла показателя 67,9 на 100 тыс. населения в 1998 г., что почти в 2 раза выше общероссийского показателя, вирусным гепатитом С - с 3,5 на 100 тыс. до 22,95 на 100 тыс. за 1999 г. Основной путь передачи заболевших - половой и парентеральный при внутривенном введении наркотиков. Вместе с тем, вакцинация подростков как самая эффективная мера профилактики и снижения заболеваемости вирусным гепатитом В практически не проводится из-за отсутствия финансовых средств. Из-за недостаточной информационно - разъяснительной работы среди подростков и их родителей не привлекаются и собственные средства граждан на проведение этого мероприятия.
Несмотря на наметившуюся положительную тенденцию к снижению заболеваемости вирусным гепатитом А, эта инфекция продолжает оставаться одной из главных для учащихся общеобразовательных школ. При уровне заболеваемости 88,6 на 100 тыс. населения в 1998 г. более 50 % школ города оказались пораженными этой инфекцией, в том числе в 10 % из них регистрировалась групповая заболеваемость (от 5 до 10 и более человек). Причиной групповой заболеваемости явились нарушения в обеспечении водой, несоблюдение личной гигиены учащимися, переуплотненность школ. Вместе с тем, на отдельных административных территориях города остается высокой вероятность реализации водного пути передачи, что подтверждается ежегодно выделением кишечных вирусов, в том числе и антигена вируса гепатита А, из питьевой воды.
На территории г. Воронежа ежегодно регистрируются случаи природноочаговых инфекций, таких как гемморагическая лихорадка с почечным синдромом, лептоспироз, псевдотуберкулез и др., свидетельствующие о высокой численности грызунов - основного резервуара и хранителя возбудителей этих инфекций.
Ежегодно регистрируется до 10 случаев завозной малярии при наличии благоприятных климатических условий и специфического переносчика для ее распространения.
Однако мероприятия по профилактике природно - очаговых инфекций, в первую очередь дезинсекционные и дератизационные, проводятся в крайне усеченном виде, не обеспечивая их эффективности и надежности.
В 1999 г. резко ухудшилась эпизоотологическая обстановка по бешенству. Выявлено 5 случаев бешенства среди диких и домашних животных, ежегодно около 4 тыс. человек являются укушенными животными. Численность бродячих животных длительное время не регулируется из-за несвоевременного решения вопросов утилизации их трупов.
В 1999 г. отмечен резкий рост острых кишечных инфекционных заболеваний, в первую очередь дизентерии (по сравнению с 1998 г. - в 2,3 р.), по-прежнему сохраняется угроза заноса и распространения на территории города таких особоопасных инфекций, как холера, чума, вирусные геморрагические лихорадки и т.д. Вместе с тем, материально - техническая база учреждений госпитальной базы (больницы NN 7, 12, изолятор на базе школы - интерната N 2 и т.д.) не соответствует современным требованиям по оснащению твердым и мягким инвентарем, лекарственными средствами, защитной одеждой персонала и т.д.
На санитарно - эпидемиологическую обстановку и состояние здоровья населения негативное влияние оказывают факторы среды обитания. Так, при остром дефиците питьевой воды показатели ее качества остаются крайне низкими. Так, кроме железа и марганца, стабильно определяемых выше предельно допустимых концентраций, обнаружено загрязнение водоносного горизонта ВПС - 9 (по некалю и углеводороду), ВПС - 8, 9, 11, ведомственных водозаборов ст. Воронеж-1 ЮВЖД, ОАО "Холод", Графского биосферного заповедника и т.д. (по бору). Данные по ВПС-9 объективно подтверждены экспертным заключением Московского НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана. Несмотря на острую потребность в увеличении количества питьевой воды, прекращены работы по строительству узла N 1 Южно-Воронежского водозабора, перекачивающей станции на ул. Радищева - 3 Интернационала, намыва на ВПС-4 и др.
Ухудшает качество подаваемой воды и почти 100 % физический износ разводящей водопроводной сети, которая составляет до 40 % протяженности всей водопроводной системы Устранение аварий на водопроводных сетях МП ПУ "Воронежводоканал" осуществляется с большим запозданием, без проведения своевременного лабораторного контроля. Остается крайне низким санитарно-техническое состояние водоразборных колонок, общественных колодцев, родников. Не выполняется программа "Безопасность Воронежского водохранилища", в результате чего в воде водохранилища на протяжении последних 8 лет определяется повышенная микробная загрязненность, выделены возбудители многих инфекционных и паразитарных болезней: кишечные вирусы, нетоксигенный холерный вибрион, яйца гельминтов и т.д. Причиной этого, в первую очередь, являются грубейшие нарушения в эксплуатации Левобережных очистных сооружений, непроведение очистки поверхностных и ливневых вод. Отсутствие контактного резервуара на правобережных очистных сооружениях для обеззараживания стоков приводит к интенсивному микробному загрязнению р. Дон.
Критическая ситуация, сложившаяся на полигоне твердых бытовых отходов, по их сбору и утилизации способствует загрязнению почвы, подземного горизонта р. Дон.
МП "Спецавтобаза по санитарной очистке города" систематически срываются графики вывоза твердых бытовых отходов из жилых зон и зон отдыха города. На предприятии не организована мойка и дезинфекция спецавтотранспорта.
Факторами риска для здоровья населения остаются пищевые продукты, вырабатываемые мини - предприятиями пищевой промышленности и общественного питания различных форм собственности без соответствующих на это условий и производственного лабораторного контроля их качества. Продолжают выявляться нарушения при реализации скоро- и особоскоропортящейся и алкогольной продукции.
Из 122 общеобразовательных учреждений 25 % нуждается в проведении капитального ремонта. Более чем в 70 % школ выявляется несоответствие температурно - влажностных показателей, параметров по формальдегиду, аммиаку, переуплотнение в 2 и более раз, что способствует развитию переутомления школьников. Такие показатели, как превышение концентрации озона в 1,5-2 раза в кабинетах вычислительной техники в 22 % школ, недостаточное освещение в 50 % случаев его измерения, несоответствие мебели росто - возрастным размерам, еще более ухудшают состояние здоровья детей. Половина медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений не соответствует самым элементарным гигиеническим требованиям. Подготовка школ к новому учебному году из года в год ведется неудовлетворительно.
Более 30 % зданий дошкольных учреждений требуют проведения капитального ремонта, в 60 % случаев на пищеблоках технологическое и холодильное оборудование морально устарело, что может послужить причиной массовых пищевых отравлений. Дошкольные учреждения испытывают дефицит моющих средств, постельного белья, детской мебели, кухонной и столовой посуды и т.д. Администрациями Железнодорожного, Коминтерновского, Левобережного районов не решены вопросы по проведению медосмотров и курсов гигиенического обучения, а управлением образования - курсов повышения квалификации для поваров.
В летних оздоровительных учреждениях остается нерешенной проблема отключения электроэнергии, работы канализационных сетей и канализационного коллектора, не функционируют бассейны.
В г. Воронеже за последние 2 года состояние атмосферного воздуха резко ухудшилось. В атмосферу от стационарных источников, каковыми традиционно являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ОАО "Воронежшина", ОАО "Воронежсинтезкаучук" и т.д. в 1998 поступило 15 370 тн химических веществ. Основными загрязняющими веществами являются сернистый ангидрид, оксид углерода и диоксид азота, пыль неорганическая.
В 1999 г. по сравнению с 1998 г. число неудовлетворительных исследований возросло в 10 раз с 1,2 % до 12 % и, в первую очередь, по оксиду углерода и диоксиду азота. Непосредственной причиной этого явился прогрессирующий рост автотранспортного парка города, преимущественно маршрутных такси.
Несмотря на это, планируется последующее увеличение автобусов на маршрутах до 974 единицы. Число же экологически чистого пассажирского транспорта - трамваев и троллейбусов - продолжает неуклонно уменьшаться.
На предприятиях города остаются нерешенными вопросы по организации санитарно - защитных зон. За период с 1998 г. по настоящее время из 7 022 жителей, подлежащих выселению из зон влияния предприятий переселены 4 678 человек. Требования по переселению неудовлетворительно выполняются ОАО "Электросигнал", ОАО "Водмашоборудование", ВЗР им. Дзержинского, ОАО "Птицекомбинат", Управление ЮВЖД.
Не приступили к перечислению средств на переселение жителей из санитарно - защитной зоны предприятия: ОАО "Хлебозавод N2", ОАО Воронежшина", ОАО "ВАСО", ТЭЦ-1, ОАЛ "Воронежэнерго", администрация Левобережного района.
При имеющейся реальной возможности улучшить санитарноэпидемиологическую обстановку в городе путем выполнения необходимых профилактических мероприятий, соблюдения здорового образа жизни часть индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой отдельных видов продукции, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д., представляющих потенциальную опасность для человека, не имеют необходимых гигиенических знаний, направленных на повышение их санитарной культуры, профилактику инфекционной и общей заболеваемости среди населения, обеспечение соответствия продукции, работ и услуг требованиям санитарных правил.
С целью стабилизации и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и предупреждения развития отрицательных факторов, влияющих на здоровье населения, исполнительный комитет администрации города постановляет:
1. Главам администраций районов города Воронежа:
1.1 Принять меры к финансированию дератизационных и дезинсекционных работ в жилых домах и муниципальных учреждениях, ремонтных работ на инженерных коммуникациях подвальных помещений, длительное время являющихся очагами внутридомового выплода комаров;
1.2 Обеспечить предоставление изолированного жилья больным туберкулезом, проживающим в общежитиях и коммунальных квартирах;
1.3 Выделить финансовые средства для проведения медосмотров и курсов гигиенического обучения для сотрудников детских образовательных учреждений - до 01.03.2000 г.;
1.4 Потребовать от руководителей предприятий, учреждений различных форм собственности немедленного наведения санитарно - гигиенического порядка на эпидемиологически значимых объектах города.
2. Зам. Главы администрации г. Воронежа, директору департамент хозяйства Гребцову С.М. :
2.1 Принять безотлагательные меры по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся на полигоне ТБО, вывозу твердых бытовых отходов с жилых зон, зон отдыха, территорий оздоровительных учреждений;
2.2 Задействовать в работу мойку спецавтотранспорта по вывозу мусора, организовать его дезинфекцию до 1.03.2000 г.;
2.3 Проработать вопрос о строительстве второй очереди полигона для захоронения твердых бытовых отходов и организованных мест для захоронения трупов животных - до 01.03.2000 г.;
2.4 Разработать план мероприятий по определению очагов загрязнения бором и углеводородами подземного водоносного горизонта с разработкой конкретных предложений по локализации очагов загрязнения - до 1.03.2000 г.;
2.5 Обеспечить выполнение программы "Безопасность Воронежского водохранилища" - постоянно;
2.6 Проработать вопрос о возможности увеличения экологически чистого электротранспорта параллельно с уменьшением маршрутных такси - до 01.04.2000 г.
3. Зам. главы администрации города, директору департамента экономики и финансов Козловой В.В.
3.1 Обеспечить выделение финансовых средств на приобретение вакцин в соответствии с программой "Вакцинопрофилактика" и постановлением муниципального Совета от 20.04.99 г. N 69 "О бюджете города Воронежа". - до 01.07.2000 г.;
3.2 Обеспечить финансирование городского противотуберкулезного диспансера на проведение первоочередных профилактических и противоэпидемических мероприятий по стабилизации заболеваемости туберкулезом в г. Воронеже;
3.3 Обеспечить выделение финансовых средств лечебно - профилактическим учреждениям на приобретение ими необходимого имущества, лекарственных средств и средств защиты персонала в условиях работы с карантинными инфекциями.
4. Управлению образования департамента социальной политики администрации города Авраменко В.В. :
4.1 Потребовать от руководителей образовательных учреждений соблюдения санитарно - противоэпидемического режима, обеспечивающего безопасность пребывания и обучения учащихся в данных учреждениях в течение учебного года;
4.2 Принять меры по доведению уровня искусственной освещенности на рабочих местах школьников согласно гигиеническим нормам - до 01.03.2000 г.;
4.3 Обеспечить образовательные учреждения детской и школьной мебелью согласно росто - возрастным размерам в течение 2000 г.;
4.4 Оборудовать медицинские кабинеты в соответствии с СанПин 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений";
4.5 Организовать и провести курсы повышения квалификации поваров дошкольных образовательных учреждений - 2 квартал 2000 г.
5. Начальнику управления образования Авраменко В.В., начальнику управления здравоохранения Иванову М.В. обеспечить проведение разъяснительной работы среди учащихся школ и родителей по мерам профилактики парентеральных вирусных гепатитов, в том числе рекомендовать иммунуацию против вирусного гепатита В за счет средств родителей.
6. Главе администрации Левобережного района г. Воронежа Пушкарскому С.Г. решить вопрос по переселению жителей из санитарно - защитной зоны ОАО "Воронежсинтезкаучук" согласно решения горисполкома N 429/9 от 27.07.82 г. - в течение 2000 г.
7. Департаменту потребительского рынка защиты прав потребителей Кузнецову О.М. обеспечить проведение неотложных мероприятий на объектах торговли по соблюдению санитарного законодательства и осуществить необходимый комплекс мероприятий по работе малых предприятий общественного питания.
8. Главному ветеринарному врачу города Василенко В.В. потребовать от специалистов повышения требовательности на предприятиях по соблюдению ветеринарно-санитарных правил, проведению ветеринарно - санитарных экспертиз в местах организованной продовольственной торговли.
9. Начальнику межрайотдела милиции общественной безопасности УВД Чуприну Е.И., командиру муниципального полка патрульно - постовой службы г. Воронежа Колчину В.Т. провести необходимые мероприятия по недопущению несанкционированных мест торговли и услуг общественного питания в городе.
10. Директору МП "ПУ Воронежводоканал" Артемову В.Д. обеспечить подачу доброкачественной питьевой воды населению в соответствии с требованиями СанПиН "Питьевая вода", а также эффективное обеззараживание стоков на правобережных очистных сооружениях - немедленно.
11. Директору ОАО "Воронежсинтезкаучук" Куликову Е.П. обеспечить эксплуатацию Левобережных очистных сооружений в соответствии с действующим санитарным законодательством с проработкой вопроса финансирования по их техническому перевооружению в течение 2000 г.
12. Директорам: АО "Центрторг" Дудареву В.А., Торговый дом "Левобережье" Ишковой Л.Я., Воронежгорпо Мещерякову А.Д., руководителям предприятий пищевой торговли, общественного питания всех форм собственности принять необходимые меры к своевременному укреплению материально - технической базы предприятий, оснащению и ремонту производственного, технологического и холодильного оборудования, созданию условий для выработки и приготовления безопасной для здоровья продукции.
13. Руководителям промышленных предприятий: ОАО "Хлебозавод N2" Демченко В.И., ТЭЦ-1 ОАО "Воронежэнерго" Наумову А.П., ОАО "Воронежшина" Терехову О.Г., ОАО ВАСО Саликову В.А. выполнить решения горисполкома N 429/9 от 27.07.82 г. в части выделения средств по переселению жителей из санитарно - защитной зоны ОАО "Воронежсинтезкаучук".
14. Руководителям промышленных предприятий: ОАО Воронежский мебельный комбинат Кулешу Н.П., Воронежский механический завод Часовских А.И., ВОЭЗ Авторемзавод Баранову С.Н., ОАО "Финист" Ситникову И.И., ОАО "Пресс" Кондратьеву В.А., ОАО "Автогенмаш" Свиридову Н.А., ОАО "ТМП" Круку А.Г., ОАО "ВЗР" Голованову А.П., ОАО "Мукомольный комбинат" Богачеву П.Н., ОАО "Промтекстиль" Ходыреву Н.А., ПКФ ЗАО "Воронежский керамический завод" Горемыкину А.А., 172 УАРЗ Бошанову В.А., ОАО "Электросигнал" Харченко Б.В., ОАО "Воронежское грузовое АТП N3" Черкашину Н.И., ОАО "Воронежсинтезкаучук" Куликову Е.П.:
14.1 Определить источники финансирования для переселения жителей санитарно - защитной зоны с учетом решения исполкома горсовета народных депутатов N 36 от 02.02.88 г., постановлений главы администрации г. Воронежа N 406 от 23.05.94 г., N 839 от 17.10.95 г., постановления исполкома администрации г. Воронежа N 219 от 13.04.98 г. - до 01.04.2000 г.
14.2 Совместно с администрацией города, другими предприятиями установить механизм переселения жильцов из жилых домов, расположенных в санитарно - защитных зонах, подготовить проект постановления исполкома администрации города по утверждению СЗЗ, согласовать и утвердить его - до 01.06.2000 г.
15. Начальнику управления здравоохранения Иванову М.В.:
15.1 Принять меры к улучшению качества диагностики и профилактики инфекционных заболеваний, в том числе карантинных инфекций.
15.2 Обеспечить готовность лечебно - профилактических учреждений города к работе в условиях возникновения холеры и других особоопасных инфекций и проведения первичных противоэпидемических мероприятий в очагах.
16. Главному государственному санитарному врачу по г. Воронежу Мамчику Н.П.:
16.1 Обеспечить проведение эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе с принятием в полной мере прав, в соответствии с Законом РФ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" к руководителям предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности.
16.2 Определить перечень контингентов, подлежащих гигиеническому обучению в соответствии со ст. 36 Федерального Закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и разработать порядок проведения их гигиенической подготовки - до 01.02.2000 г.
17. Главному государственному санитарному врачу по г. Воронежу Мамчику Н.П., начальнику управления здравоохранения Иванову М.В. регулярно информировать население о санитарно - эпидемиологической обстановке в городе и мерах профилактики заболеваний.
18. Контроль настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Воронежа Жукова Д.М.
Срок контроля - 31.12.2000 г.
Глава администрации |
А.Н. Цапин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполкома Администрации города Воронежа от 7 февраля 2000 г. N 52 "О мероприятиях по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в г. Воронеже"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 4 июня 2010 г. N 447 настоящее постановление признано утратившим силу