Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Исполкома Администрации города Воронежа
от 10 апреля 2000 г. N 218
Временный порядок
использования данных системы управления качеством
атмосферного воздуха при обосновании и осуществлении
хозяйственной деятельности на территории города Воронежа
1. Назначение и область применения
1.1. Временный порядок использования данных системы управления качеством атмосферного воздуха при обосновании и осуществлении хозяйственной деятельности на территории г. Воронежа разработан в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, действующими государственными экологическими стандартами и нормативами, санитарными и строительными нормами и правилами.
1.2. Настоящий Временный порядок формирует основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение сверхнормативного неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на приземные слои атмосферы и здоровье населения.
1.3. Временный порядок предназначен для регламентации использования данных системы управления качеством атмосферного воздуха на территории города, поддерживаемой в оперативном режиме комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа (Комитет по ООС г. Воронежа).
1.4. Настоящий Временный порядок обязателен для исполнения всеми заинтересованными подразделениями местных органов исполнительной власти и федеральных ведомств, юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности, планирующими или осуществляющими хозяйственную деятельность на территории города, оказывающую негативное воздействие на приземные слои атмосферы.
2. Основные термины и определения
2.1. Система управления качеством атмосферного воздуха - часть системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.
2.2. Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
2.3. Качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.
2.4. Вредное (загрязняющее) вещество (ЗВ) - химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
2.5. Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
2.6. Уровень загрязнения - абсолютная или относительная величина содержания вредных веществ в приземном слое атмосферы от всех имеющихся в районе (городе) источников выбросов, включая рассматриваемое предприятие.
2.7. Источник загрязнения атмосферы (ИЗА) - объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.
2.8. Гигиенический норматив качества - предельно - допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест - концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно - бытовые условия жизни.
2.9. Предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
2.10. Временно согласованный выброс (ВСВ) - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.
2.11. Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
2.12. Расчетный мониторинг - регулярные работы по определению пространственно - временных характеристик загрязнения атмосферы на основе расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферных примесей с использованием данных инвентаризации параметров источников выбросов, а также климатических и метеорологических характеристик.
2.13. Квоты на выбросы вещества (группы ЗВ с комбинирующимся вредным действием), ограничения на значения приземных концентраций загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ), которые могут создаваться выбросами рассматриваемого предприятия в рассматриваемой точке местности, обеспечивающие выполнение требований к качеству атмосферного воздуха, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия разных ЗВ.
2.14. Зона влияния предприятия - круги радиусом Х = 10Хм от источников выбросов или участки местности, где расчетная концентрация от совокупности источников выбросов предприятия превышает 0,05 ПДК.
2.15. Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.
3. Общие положения
3.1. Комитет по охране окружающей среды г. Воронежа является держателем банка данных системы управления качеством атмосферного воздуха на территории г. Воронежа.
3.2. Электронный банк данных системы управления качеством атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной деятельности используется для:
- привязки объектов к единой условной городской системе координат;
- разработки ведомственных проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ);
- установления нормативов ПДВ и ограничений на выбросы загрязняющих веществ (квот);
- выявления зон с повышенным загрязнением атмосферного воздуха;
- планирования и оценки эффективности воздухоохранных мероприятий;
- развития сети расчетного мониторинга и его ведения, с учетом утвержденных перспектив городского развития;
- прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций;
- экспертизы предпроектных материалов по обоснованию выбора земельных участков под объекты нового строительства и осуществления иных видов хозяйственной и производственной деятельности;
- разработки экологического обоснования градостроительной предпроектной и проектной документации.
3.3. Предприятия и организации обязаны своевременно представлять материалы инвентаризаций выбросов ЗВ и иные исходные данные в комитет по ООС г. Воронежа на магнитных носителях в едином формате и терминологии в установленном порядке для пополнения базы данных и поддержания в оперативном режиме системы управления качеством атмосферного воздуха на территории города.
3.4. Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность представляемой в комитет по ООС г. Воронежа информации и несоблюдение настоящего Временного порядка, в соответствии с действующим законодательством.
3.5. Квоты и нормативы предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферу устанавливаются комитетом по ООС г. Воронежа по результатам сводных расчетов загрязнения атмосферы на территории города:
- для строящихся объектов на основании утвержденных и допущенных к производству работ, проектов строительства сроком на весь период строительства, но не более 5 лет;
- для вводимых в эксплуатацию, после утверждения акта государственной приемочной комиссии на основании утвержденных проектов, сроком на 1 год;
- для действующих предприятий на основании согласованных материалов инвентаризаций выбросов ЗВ в атмосферу и утвержденных нормативов ПДВ, сроком до 5 лет.
3.6. Контроль за выполнением Временного порядка использования системы управления качеством атмосферного воздуха при обосновании и осуществлении хозяйственной деятельности в пределах административных границ города возлагается на комитет по ООС г. Воронежа.
3.7. Предприятия и организации, планирующие или осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны принимать меры по выполнению природоохранных и экологических требований, оздоровлению окружающей природной среды, в том числе и атмосферного воздуха, за счет соблюдения установленных для них комитетом по ООС г. Воронежа квот или разрешенных выбросов загрязняющих веществ, при необходимости с модернизацией и совершенствованием производственно - технологических процессов или установкой газоочистного оборудования.
4. Использование системы управления качеством атмосферного
воздуха для экологического обоснования градостроительной,
предпроектной и проектной документации
4.1. Материалы градостроительной документации, схем развития инженерной и транспортной инфраструктуры города, предпроектной и проектной документации по обоснованию хозяйственной и иной деятельности должны содержать экологическое обоснование и разрабатываться на основании исходных данных, выдаваемых комитетом по ООС г. Воронежа.
4.2. Комитетом по ООС г. Воронежа для разработки градостроительной, предпроектной и проектной документации выдаются расчетные уровни загрязнения атмосферы с привязкой к городской системе координат, за исключением веществ, фоновые концентрации по которым выдаются территориальным органом Росгидромета.
При необходимости комитетом по ООС г. Воронежа выдаются иные природоохранные требования для разработки проектов, обусловленные видом проектной документации и условиями размещения застройки, объектов, сооружений.
4.3. Для получения информации по уровням загрязнения атмосферы на территории города для обоснования планируемой деятельности физические и юридические лица представляют в комитет по ООС г. Воронежа решение (согласование) органов исполнительной власти на размещение объекта; цель использования информации с уточнением стадии разрабатываемой проектной документации; ситуационный план в масштабе 1:15000 - 1:5000 и генплан (схему) объекта в масштабе 1:500 на топооснове; при необходимости с указанием границ санитарной (охранной) зоны; перечень и коды загрязняющих веществ, для которых необходимо определить расчетные уровни загрязнения.
Результаты расчета уровней загрязнения выдаются в долях ПДК (или в размерности мг/м3) для конкретной точки или площадки с указанием координат, направлений и скоростей ветра, срока действия выданных результатов и перечня предприятий, оказывающих основное влияние на формирование уровней загрязнения атмосферы.
4.4. Разработка проектной документации и, в первую очередь, экологического обоснования должны осуществляться в строгом соответствии с исходными данными, выданными комитетом по ООС г. Воронежа, что оценивается при проведении государственной экологической экспертизы проектов.
4.5. После утверждения проектной документации и получения разрешения на производство строительных работ инвестор оформляет в комитете по ООС г. Воронежа разрешение на выброс ЗВ в атмосферу на период строительства.
При этом проектные данные по воздействию объекта на атмосферный воздух в период строительства и при последующей эксплуатации передаются на магнитном носителе в комитет по ООС г. Воронежа и вносятся в электронную базу данных системы управления качеством атмосферного воздуха на территории г. Воронежа.
5. Использование системы управления качеством атмосферного
воздуха при осуществлении хозяйственной деятельности
5.1. При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия и организации выполняют работы по учету и нормированию выбросов ЗВ на основании инвентаризации источников загрязнения, произведенной в соответствии с действующими методическими документами инструментальным или расчетным методом.
5.2. Согласование материалов инвентаризации и проектов нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в комитет по ООС г. Воронежа производится в соответствии с установленным порядком, определенным "Временным положением о порядке рассмотрения, согласования инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проектов нормативов предельно - допустимых выбросов, выдачи и продления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (утверждено постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа N 382 от 23.09.97 г.).
5.3. В целях формирования банка данных системы управления качеством атмосферного воздуха при согласовании материалов инвентаризации выбросов ЗВ предприятия и организации города представляют в комитет по ООС г. Воронежа следующие данные:
- код города, района, предприятия, площадки;
- сведения о наличии и наименовании цехов, участков;
- данные об источниках выделения, их связь с источниками выброса;
- данные об источниках выбросов, их параметрах, качественных и количественных характеристиках выбросов (г/с, т/год);
- рабочий перечень веществ;
- генплан предприятия, выполненный на топографической подоснове;
- особые зоны (границы промплощадки, СЗЗ и т. п.);
- мероприятия по достижению нормативов ПДВ;
- мероприятия по снижению выбросов в период НМУ.
Весь объем информации представляется в виде файлов PR. и PRE. в формате .dbf. Терминология, перечень и коды загрязняющих веществ, нумерация, наименование источников выделения и выбросов должны быть в точном соответствии с требованиями действующей нормативно - методической документации. Информация на дискете не отменяет наличие данных на бумажном носителе, заверенных подписью руководителя предприятия и печатью.
5.4. При представлении планово - отчетной документации по итогам года предприятия и организации города представляют в Госкомэкологию Воронежа следующую информацию:
- код города, района, предприятия, площадки;
- сведения о наличии и наименовании цехов, участков;
- данные о действующих источниках выделения;
- данные о действующих источниках загрязнения атмосферы, качественных и количественных характеристиках фактических выбросов (г/с, т/год) по результатам ведомственного и государственного контроля;
- мероприятия по достижению нормативов ПДВ (выполненные и планируемые);
- статистическая отчетность по форме "2ТП - воздух".
5.5. Для установления нормативов предельно - допустимых выбросов на базе сводных расчетов загрязнения атмосферы по городу предоставляются следующие исходные данные для расчета выбросов загрязняющих веществ:
- наименование объекта, местоположение;
- документы на право пользования земельным участком, для законченных объектов строительства акт ввода в эксплуатацию;
- ситуационный план района размещения объекта в масштабе 1:15000 - 1:5000 и карту - схему (генплан) в масштабе 1:500;
- согласованные материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При установлении нормативов ПДВ на базе сводных расчетов загрязнения атмосферы комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа объектам природопользования выдается следующая документация:
а) по данным инвентаризации источников выбросов
- перечень веществ, выбрасываемых в атмосферу;
- параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- нормативы предельно - допустимых выбросов для каждого источника и предприятия в целом;
- план - график контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
б) по данным ведомственных проектов нормативов ПДВ
- перечень веществ, выбрасываемых в атмосферу;
- параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- нормативы предельно - допустимых и временно - согласованных выбросов по каждому источнику и предприятию в целом;
- план - график контроля за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ);
- предложения по мероприятиям для снижения достижения нормативов ПДВ;
- объемы установленных квот (в г/сек и т/год).
5.6. Для получения информации, содержащейся в электронном банке данных системы управления качеством атмосферного воздуха, физические и юридические лица оформляют заявку, содержащую цель запроса, сведения о местоположении объекта, документы, подтверждающие право ведения хозяйственной деятельности; ситуационный план в масштабе 1:15000 - 1:5000 и карту - схему (генплан) 1:500.
Председатель комитета
по охране окружающей среды г. Воронежа |
Н.В. Стороженко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.