Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Исполкома Администрации города Воронежа
от 3 мая 2000 г. N 300
Общие требования
в системе обращения с отходами производства и потребления
в г.Воронеже
Настоящие требования разработаны Комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа на основе Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г. N 2060-1; Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 28.02.92 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы, ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Федерального Закона "Об отходах производства и потребления", от 24.06.98 г. N 89-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.96 г. N 168 "Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды", "Методических рекомендаций по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов", утвержденных Председателем Госкомэкологии 29.04.99 г.; с учетом требований Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", от 30.03.99 г. N 52-ФЗ, "Ветеринарно санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.95 г.
1. Назначение и область применения
Настоящие требования призваны содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду при обращении с ними, максимальному вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве источника сырья при соблюдении научно - обоснованного сочетания экологических и экономических интересов в целях обеспечения устойчивого развития городского хозяйства. Данные требования являются одним из основных нормативно - методических документов, регламентирующих деятельность в системе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории г. Воронежа.
2. Общие положения
2.1. Основные термины и определения
- "Природопользование" - осуществление всех видов производственной и непроизводственной деятельности, сопровождающееся процессами изъятия природных веществ из природы и внесения антропогенных веществ в природу.
- "Природопользователи" - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие любые виды природопользования.
- "Отходы производства и потребления (далее - отходы)" остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
- "Опасные отходы" - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами, либо окружающей средой.
- "Вид отходов" - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
- "Обращение с отходами" - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
- "Размещение отходов" - хранение и захоронение отходов.
- "Хранение отходов" - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
- "Захоронение отходов" - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
- "Использование отходов" - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, для получения энергии.
- "Обезвреживание отходов" - обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
- "Объект размещения отходов" - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, площадка для временного хранения отходов на территории предприятия, золоотвал и другое).
- "Трансграничное перемещение отходов" - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства.
- "Лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
- "Норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
2.2. Отходы как объект права собственности
Отходы являются объектами права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов и иных продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Собственники при осуществлении своего права собственности на отходы несут ответственность за нанесение вреда окружающей среде в результате обращения с ними. Передача отходов от одного собственника другому (юридическому или физическому лицу) во владение, в пользование или в собственность осуществляется при наличии у него соответствующего договора, лицензии на обращение с отходами на условиях, установленных в лицензии, а также разрешения комитета по охране окружающей среды г.
Воронежа (кроме случаев, оговоренных ниже).
Владельцы земельных участков несут ответственность за их состояние и обязаны не допускать на своей территории нарушений природоохранного законодательства, в том числе несанкционированного размещения отходов. Владельцы, пользователи или собственники земельных участков, на которых расположены бесхозные отходы, обязаны принимать меры к их размещению, обезвреживанию, переработке в соответствии с действующими требованиями, восстанавливать нарушенные земельные участки и обеспечивать экологически безопасное использование земельных участков.
3. Экологические требования при обращении с отходами
3.1. Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов, материалов, веществ подлежит лицензированию. Лицензии на перечисленные выше виды деятельности выдаются специально уполномоченными региональными органами в установленном порядке.
3.2. Лицензирование деятельности по разработке документации в
системе обращения с отходами
Деятельность по проведению экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования, а также осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения (включая разработку материалов инвентаризации отходов, проектов нормативов образования и предельного размещения отходов производства и потребления и др.), подлежит лицензированию.
3.3. Экологические требования при эксплуатации действующих
производств
Все природопользователи, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности при обращении с отходами обязаны:
- Обеспечивать соблюдение экологических, санитарных и иных требований в системе обращения с отходами;
- Внедрять экологически чистые, малоотходные и безотходные технологии на основе новейших научно - технических достижений;
- Проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и предельного размещения отходов в соответствии с действующими требованиями;
- Проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- Предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в системе обращения с отходами;
- Соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- При возникновении угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, если при этом наносится или может быть нанесен ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом органы исполнительной власти, комитет по охране окружающей среды г. Воронежа, органы госсанэпиднадзора.
3.4. Экологические требования при обращении с промышленными отходами
Природопользователи, осуществляющие любые виды производственной деятельности, сопровождающейся образованием отходов, обязаны при обращении с ними обеспечить надежную защиту окружающей среды.
Опасные отходы, в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными органами Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Класс опасности отхода определяется собственником отхода на основании данных о их составе и свойствах, оценки их опасности, на основе соответствующих нормативных актов, по согласованию с территориальными органами Госсанэпиднадзора и Госкомэкологии.
Передача промышленных отходов от одного природопользователя другому допускается только при наличии у последнего лицензии на обращение с отходами, либо на основании разрешения комитета по охране окружающей среды г. Воронежа.
3.5. Экологические требования при обращении
с непромышленными отходами
3.5.1. Экологические требования при обращении с отходами,
образующимися при эксплуатации городского хозяйства
Ответственность за соблюдение экологических требований при обращении с отходами, образующимися при эксплуатации систем, оборудования, коммуникаций и т.п., входящими в систему городского хозяйства, несут предприятия, организации, непосредственно осуществляющие их строительство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и т.д.
Объемы образования и размещения отходов, образующихся при эксплуатации городского хозяйства, включаются в отчетную документацию непосредственно осуществляющих эксплуатацию предприятий, организаций и предоставляются в комитет по охране окружающей среды г. Воронежа в установленном порядке.
Размещение отходов, образующихся при эксплуатации городского хозяйства (включая размещение снега), производится по согласованию с комитетом по охране окружающей среды и органами госсанэпиднадзора в установленном порядке.
3.5.2. Экологические требования при обращении с бытовыми
(коммунальными) отходами
Организацию деятельности в системе обращения с бытовыми (коммунальными) отходами на территории г. Воронежа в целом осуществляет Департамент городского хозяйства администрации г. Воронежа, отходами на территории административных районов осуществляют соответствующие службы (правления жилищно коммунального хозяйства и благоустройства). Предприятия, организации, объединения всех форм собственности, осуществляющие эксплуатацию и содержание муниципального, ведомственного, частного жилья (МУРЭП, ЖКО, ЖСК и т.п.) в обязательном порядке организуют на подведомственной им территории контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов, оборудованные в соответствии с действующими требованиями. Объекты природопользования, в результате деятельности которых образуются только бытовые отходы (управленческие организации, учреждения федерального, муниципального, ведомственного подчинения; высшие, средне специальные учебные заведения; школы; детские дошкольные учреждения; культурно - зрелищные учреждения; торговые предприятия; предприятия общественного питания) в обязательном порядке производят сбор и вывоз бытовых отходов, с организацией контейнерных площадок, либо в ином порядке.
Вывоз коммунальных отходов с контейнерных площадок осуществляется специализированными организациями, действующими на основании соответствующих лицензий, имеющими необходимую технику, специально обученный персонал и т.д.
Сбор и вывоз отходов от уличной уборки производится Комбинатами по благоустройству районов города, а также предприятиями, организациями с закрепленных за ними территорий. Юридические лица, индивидуальные предприниматели - владельцы торговых павильонов, киосков, располагающихся на остановочных пунктах общественного транспорта, организуют совместный сбор и вывоз отходов, образующихся в результате торговой деятельности и эксплуатации остановочного пункта. В случае, если на остановочном пункте нет торговых точек (например, остановки трамвая), вывоз отходов осуществляется Комбинатами по благоустройству районов города.
Порядок сбора и вывоза бытовых (коммунальных) отходов на территории г. Воронежа, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
3.5.3. Экологические требования при обращении с отходами лечебно -
профилактических, ветеринарных учреждений, биологическими отходами
Порядок обращения со специфическими отходами лечебно профилактических и ветеринарных учреждений определяется действующими санитарными, ветеринарно - санитарными правилами и нормами, настоящими Требованиями. До внедрения в г. Воронеже технологий термического обезвреживания операционных и паталогоанатомических отходов, МП "Комбинат специализированного коммунального обслуживания" осуществляется их захоронение в установленном порядке. Иные биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно - санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживаются в биотермических ямах с соблюдением действующих ветеринарно - санитарных норм и правил.
В исключительных случаях по согласованию с органами госнадзора и контроля производится их уничтожение путем сжигания или захоронения.
Отходы лечебно - профилактических и ветеринарных учреждений, являющиеся вторичными ресурсами, передаются после необходимой обработки специализированным организациям.
Потенциально инфицированные отходы лечебно - профилактических и ветеринарных учреждений, не являющиеся вторичными ресурсами, после необходимой обработки захораниваются на полигоне ТБО по согласованию с органами госнадзора.
3.5.4. Экологические требования при обращении с отходами
общественных организаций, некоммерческих объединений граждан
Хозяйственная деятельность общественных организаций, некоммерческих объединений граждан (включая садоводческие, огороднические, дачные объединения граждан), сопровождающаяся образованием отходов, должна производится при полном соблюдении действующих требований в системе обращения с отходами.
Сбор, накопление, вывоз и захоронение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности общественных организаций, некоммерческих объединений граждан производится в установленном порядке с организацией специально оборудованных контейнерных площадок, заключением со специализированными организациями договоров на вывоз отходов и т.д.
3.6. Экологические требования при обращении с отходами, являющимися
вторичными ресурсами
Все природопользователи в обязательном порядке, без оформления разрешения, осуществляют передачу отходов, являющихся вторичными ресурсами, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующие лицензии на сбор, переработку или другой способ обращения с вторичными ресурсами. При этом обязательно оформление приемо - сдаточной документации установленных форм.
Захоронение отходов, являющихся вторичными ресурсами, производится в исключительных случаях, по разрешению Комитета по охране окружающей среды г. Воронежа, при условии документального подтверждения несоответствия их качественных характеристик требованиям, предъявляемым к вторичным ресурсам.
3.7. Объекты размещения отходов
Объектом санкционированного захоронения малотоксичных промышленных и бытовых отходов для г. Воронежа является полигон твердых бытовых отходов. Размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО производится с соблюдением действующих норм эксплуатации полигона, на основании разрешений, выданных комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа, по согласованию с органами госсанэпиднадзора . Размещение (временное хранение) отходов, в том числе на территории предприятий, организаций, допускается только на специально оборудованных для этих целей объектах (площадках, шламонакопителях, золоотвалах и др.), на основе разрешений, выданных комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа, на срок, указанный в разрешении. Организация площадок производится по согласованию с органами госнадзора и контроля. Наличие специально оборудованной площадки для временного хранения токсичных промышленных отходов не освобождает их собственника от обязанности поиска и реализации способов переработки, обезвреживания отходов. Проведение других видов деятельности, не связанных с обращением с отходами (кроме ведения работ по переработке полезных ископаемых) на территории, отведенной для размещения отходов, запрещается.
3.8. Экологические требования к транспортированию отходов
Транспортирование опасных отходов допускается только при наличии сертификата (паспорта) отходов и лицензии на их транспортирование. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие приемо - сдаточной документации установленных форм с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно - разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
3.9. Трансграничное перемещение отходов
Все виды трансграничных перемещений отходов осуществляются на основании разрешений, оформленных в установленном порядке. Ввоз отходов на территорию г. Воронежа в целях их размещения запрещается.
4. Контроль за обращением с отходами
4.1. Государственный контроль за обращением с отходами
Государственный контроль в системе обращения с отходами на территории г. Воронежа осуществляется специально уполномоченным органом - Комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа, а также другими специально уполномоченными органами в пределах их компетенции.
Государственный контроль за деятельностью в системе обращения с отходами включает в себя:
- Выявление нарушений законодательства Российской Федерации в системе обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
- Контроль за выполнением экологических требований и соблюдению условий осуществления деятельности в системе обращения с отходами;
- Контроль за соблюдением требований к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при обращении с отходами;
- Контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- Сбор, обработку и анализ информации по обращению с отходами, оценку их влияния на окружающую среду;
- Контроль за достоверностью предоставляемой информации в системе обращения с отходами и отчетности об отходах;
- Привлечение в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в области обращения с отходами.
- Предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации в системе обращения с отходами;
- Принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности в системе обращения с отходами, экологически вредной и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;
- Решения органов, осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.2. Производственный контроль за обращением с отходами
Природопользователи, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований нормативно - правовых актов в системе обращения с отходами. Порядок организации производственного контроля регулируется положениями о контроле за обращением с отходами, разработанными и утвержденными предприятиями и организациями на основании нормативно - правовых документов в системе обращения с отходами и настоящих Требований.
4.3. Общественный контроль за обращением с отходами
Общественный контроль за обращением с отходами осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставами, трудовыми коллективами или гражданами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5. Экологическое нормирование и учет при обращении с отходами
5.1. Экологическое нормирование при обращении с отходами. Лимиты на
размещение отходов
Природопользователи, осуществляющие деятельность в системе обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования и предельного размещения отходов производства и потребления. Лимиты на размещение отходов устанавливает, в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, комитет по охране окружающей среды г. Воронежа.
Размещение отходов в местах их временного хранения и захоронения в количествах, превышающих разрешенный лимит на захоронение (хранение) или на срок, превышающий срок действия разрешенного лимита, относится к свехлимитному размещению. Разрешение на размещение отходов для природопользователей, разработавших и согласовавших в установленном порядке проект нормативов образования и предельного размещения отходов производства и потребления, выдается на срок действия проекта. При этом разрешение на временное хранение отходов продляется ежегодно в пределах срока действия проекта, при условии соблюдения природопользователем условий эксплуатации объектов временного хранения отходов и обоснования невозможности их переработки, обезвреживания.
Разрешение на размещение отходов для природопользователей, не разработавших проект нормативов образования и предельного размещения отходов производства и потребления, оформляется на основании заявки установленной формы.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в системе обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5.2. Учет и отчетность в системе обращения с отходами
Все природопользователи, осуществляющие деятельность в системе обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с действующим законодательством РФ природопользователи несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах, обосновывающих образование и размещение отходов. Природопользователи осуществляющие деятельность в системе обращения с отходами, обеспечивают хранение и защиту информации по учету в течение сроков, определенных компетентными органами.
Все природопользователи, осуществляющие деятельность в системе обращения с отходами, обязаны представлять в комитет по охране окружающей среды г. Воронежа отчетную документацию установленной формы (в том числе на магнитных носителях для компьютерной обработки) по объемам образования, использования, обезвреживания, размещения отходов, передачи их другим лицам или получения от других лиц. Требования к составу, объему, срокам предоставления отчетной документации в системе обращения с отходами (в т.ч. на магнитных носителях) для природопользователей производственной и непроизводственной сферы деятельности определяются комитетом по охране окружающей среды г. Воронежа в соответствии с его компетенцией. Природопользователем составляется единый отчет по образованию, использованию, обезвреживанию, передаче другим лицам или получении от других лиц, а также размещению отходов по всем объектам природопользования, эксплуатирующимся данным индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Обязанности по оформлению отчетной документации, предоставлению ее в установленном порядке в комитет по охране окружающей среды г. Воронежа, а также осуществлению платежей за загрязнение окружающей среды одного природопользователя могут быть взяты на себя другим природопользователем на основании взаимных договоров, соглашений, при условии полного соблюдения всех природоохранных требований обеими сторонами.
6. Экономическое регулирование в системе обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в системе обращения с отходами являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов;
- экономическое стимулирование деятельности в системе обращения с отходами.
Плата за размещение отходов взимается с природопользователей в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом их класса опасности, объема образования, условий размещения. При начислении платы за загрязнение окружающей среды отходами, размещенными в соответствии с установленными (на основании разработанных и согласованных в установленном порядке проектов нормативов образования и предельного размещения отходов) лимитами, повышающих коэффициентов не применяется.
Природопользователям, получившим разрешение комитета на размещение отходов на основании заявки, но не имеющим разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов образования и предельного размещения отходов, плата за загрязнение окружающей среды может быть начислена с повышающим коэффициентом (от 1 до 5).
При начислении платы за загрязнение окружающей среды отходами, хранящимися, в соответствие с полученными разрешениями комитета, на специально оборудованных и принятых в эксплуатацию объектах для временного хранения токсичных отходов производства, применяется коэффициент 0,3 за первый год хранения. Если в дальнейшем природопользователем - собственником отходов не принимаются меры по поиску и реализации способов переработки, утилизации, обезвреживания данного вида отходов, их дальнейшее хранение может облагаться платой с повышающим коэффициентом (от 0,3 до 2) в соответствии с действующими нормативно - правовыми актами.
7. Ответственность за нарушение экологических
требований при обращении с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение действующих требований по обращению с отходами юридическими, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виновник экологических правонарушений при обращении с отходами, причинивший вред окружающей среде, возмещает ущерб в полном объеме, в соответствии с природоохранным и гражданским законодательством Российской Федерации. Наложение штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения причиненного ущерба. Суммы, полученные по искам о возмещении вреда и штрафам за экологические правонарушения в системе обращения с отходами, поступают в экологический фонд г. Воронежа.
Руководитель комитета по охране |
Н.В. Стороженко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Исполкома Администрации города Воронежа от 3 мая 2000 г. N 300 "Об утверждении "Общих требований в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.