Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Областная целевая программа
"Совершенствование дезинфекционных
мероприятий для профилактики внутрибольничных
инфекций на 2000 год"
Воронеж 2000 г.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Внутрибольничные инфекции (ВБИ) остаются одной из острейших проблем современной медицины и приобретают все большую медицинскую и социальную значимость.
Внутрибольничная инфекция (синоним госпитальная, внутригоспитальная, больничная, нозокоминальная) - инфекция, заражение которой происходит в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). ВБИ считается также инфекционное заболевание сотрудника медицинского учреждения, заразившегося в вследствие его профессиональной деятельности.
Проблема ВБИ в последние годы вновь приобрела исключительно большое значение для всех стран мира, как промышленно развитых, так и развивающихся. Наша страна не является исключением.
Согласно опыта практических наблюдений, ВБИ возникают по меньшей мере у 5% больных, находящихся в лечебных учреждениях. По данным официальной статистики, ежегодно в России регистрируется от 50 до 60 тыс. случаев внутрибольничного инфицирования, однако по расчетным данным эта цифра в 40-50 раз выше. Присоединение ВБИ к основному заболеванию увеличивает в среднем на 6-8 дней продолжительность пребывания пациента в стационаре. Летальность в группе лиц с внутрибольничными инфекциями значительно превышает таковую среди аналогичных групп больных без ВБИ.
В России основное внимание было обращено на раневые инфекции (послеоперационные осложнения) и ВБИ новорожденных. Так, в 1998 г. в родовспомогательных учреждениях было выявлено 30% случаев от общего числа зарегистрированных ВБИ. В то же время инфекции мочевыводящего тракта, гемоинфекции, инфекции дыхательных путей практически не учитываются. Продолжают регистрироваться вспышки ВБИ в лечебных учреждениях.
В последнее десятилетие в связи с бурным развитием медицины и изменением социально-экономического состояния страны появились факторы, способствующие росту заболеваемости ВБИ в современных условиях. К ним относятся:
- значительный рост числа антибиотикорезистентных госпитальных штаммов, обладающих устойчивостью к воздействию современных дорогостоящих антибиотиков последних поколений и хлорсодержащих дезинфицирующих средств;
- сложность проведения дезинфекции и стерилизации дорогостоящей медицинской аппаратуры (в т.ч. эндоскопической техники);
- ухудшение социально-экономического положения страны, косвенно негативно влияющее на качество оказываемой медицинской помощи.
ВБИ, возникающие в стационарах, и проблемы, связанные с их ликвидацией и лечением поражаемых ими пациентов, требуют значительного бюджетного финансирования. Минимальный экономический ущерб, наносимый ВБИ ежегодно составляет 2,5-3 млрд. рублей.
ВБИ - актуальная проблема и для Воронежской области. В 1999 году зарегистрировано 70 случаев внутрибольничного заражения пациентов, при этом 32,9% зарегистрировано в акушерских стационарах.
Частота гнойно-септических осложнений у новорожденных составила 0,5 на 1000 родившихся, родильниц - 0,4 на 1000, что хотя и ниже уровней 1997 -98 гг. в 2-3 раза, но все еще остается высокой. 72% гнойно-септическох инфекций зарегистрировано в городе Воронеже.
Ежегодно регистрируются постъинъекционные и послеоперационные осложнения в лечебно-профилактических учреждениях.
Неблагополучная эпидемиологическая обстановка по парентеральному гепатиту, ВИЧ-инфекции, внутрибольничному заражению складывается на фоне неудовлетворительного обеспечения ЛПУ области дезинфицирующими средствами.
Профилактика внутрибольничных инфекций в ЛПУ включает комплекс дезинфекционных мероприятий, направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах, в окружении больного, изделиях медицинского назначения.
Материалы лабораторного контроля за состоянием текущей дезинфекции объектов внешней среды в лечебно-профилактических учреждениях области показали рост удельного веса неудовлетворительных результатов. В 1999 году этот показатель составил 1,2% (в 1998 г. - 0,8%).
Сформировались внутригоспитальные штаммы золотистого и эпидермального стафилококков, различных сероваров сальмонелл, клебсиелл, протея, синегнойной палочки и других возбудителей, борьба с которыми без изменения стратегии использования дезинфектантов бесперспективна. Необходима замена традиционных дезсредств на дезинфектанты нового поколения.
В настоящее время наиболее перспективная группа соединений для обеззараживания различного вида поверхностей в помещениях и других объектах в ЛПУ - четвертичные аммониевые соединения (ЧАС). Эти средства обладают высокой бактерицидной активностью и наряду с антимикробным обладают также моющим действием, что дает возможность сочетать дезинфекцию с уборкой помещений и применять их для предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Эти соединения не обладают летучестью, они не опасны при ингаляционном воздействии и могут применяться у постели больного.
Лучшими средствами для дезинфекции изделий медицинского назначения можно считать композиции на основе ЧАС и альдегидов, так как, имея широкий спектр действия, они, обладают наиболее щадящим действием на материал изделий не нарушают их функциональных свойств, обладают моющим действием, что зачастую позволяет использовать их для совмещенной дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий.
Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области провел испытания дезинфицирующих препаратов по определению их бактерицидной активности в отношении ряда граммотрицательных и граммположительных микроорганизмов различных концентраций свежеприготовленных растворов и растворов, подвергнутых хранению до 5 суток.
На основании исследований Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области вынес заключение о целесообразности использования дезинфектанта "Септодор" для соблюдения санитарногигиенического и противоэпидемического режимов:
дезинфекции поверхностей, санитарно-технического оборудования;
дезинфекция посуды, белья;
предстерилизационной очистки медицинского инструментария и дезинфицирующего средства "Септодор-Форте" для дезинфекции медицинского инструментария (включая эндоскопы, инструменты к ним и стоматологическое оборудование), в том числе совмещенной с предстерилизационной очисткой.
Эколого-экономическое обоснование
Проведенное сравнительное изучение дезинфицирующих средств группы "Септодор" и хлорсодержащих препаратов выявило экологоэкономическую целесообразность замены хлорсодержащих препаратов на дезинфектанты группы "Септодор":
низкая токсичность (IV класс малоопасных веществ), отсутствие местно-раздражающего и сенсибилизирующего действия. При приготовлении рабочих растворов не требуется средств индивидуальной защиты органов дыхания и глаз. Обработка производится в присутствии персонала и больных, в том числе в палатах реанимации и отделениях новорожденных;
в виде концентрата стабилен в течение 5 лет, рабочие растворы применяются многократно ("Септодор-Форте") в течении 14 суток;
возможность использования дезинфектантов группы "Септодор" в малых концентрациях: из 1 литра концентрата готовится 2 тонны рабочего раствора 0,05% концентрации;
с учетом возможности многократного использования рабочих растворов и возможности одновременной дезинфекции и предстерилизационной очистки ("Септодор-Форте") медицинского инструментария - стоимость значительно ниже, чем при использовании традиционных дезинфицирующих средств;
экологический эффект достигается также благодаря отсутствия координирующего действия препаратов группы "Септодор" (увеличивается срок эксплуатации оборудования и инструментов).
Паспорт программы
Наименование программы -Областная целевая программа
"Совершенствование дезинфекционных
мероприятий для профилактики
внутрибольничных инфекций".
Основание для разработки -Постановление главы администрации
программы Воронежской области "Об утверждении
областной целевой программы
совершенствование дезинфекционных
мероприятий для профилактики
внутрибольничных инфекции на 2000
год" от N .
-Концепция профилактики
внутрибольничных инфекций,
утвержденная Минздравом РФ от
6.12.99 г.
-Рекомендации ЦГСЭН в Воронежской
области.
Основные разработчики Комитет по здравоохранению
программы администрации Воронежской области,
ЦГСЭН в Воронежской области
Цели и задачи программы Предупреждение возникновения и
распространения внутрибольничных
инфекций
Основные исполнители Комитет по здравоохранению
программы администрации области, ФОМС,
руководители здравоохранения
муниципальных образований, главные
врачи ЛПУ области.
Источники финансирования Областной бюджет, местные бюджеты,
средства ОМС.
Сроки реализации программы 2000 год.
Ожидаемые результаты Реализация программы позволит
предупредить возникновение и
распространение внутрибольничных
инфекций. Экономический эффект от
реализации программы ожидается в
виде снижения экономических затрат,
связанных с удлинением сроков
пребывания больных в стационаре,
увеличением потребности в
медикаментозных средствах,
возможности летальных исходов.
План
централизованного обеспечения дезинфицирующими
средствами ЛПУ Воронежской области на 2000 год
---------------------------------------------------------------
NN| Наименование | Количество |Сумма | Источник
| лечебного | дезсредств (в л) |(в | финансирования
| учреждения |-------------------|руб.) |
| | Септодор|Септодор| |
| | |-форте | |
--+--------------+----------+--------+-------+-----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
---------------------------------------------------------------
1. Учреждения, входящие в систему ОМС
1. ГКБ 180 180 815400 Средства ФОМС
Электроника
2. ГКРД N4 60 100 365400 Средства ФОМС
Электроника
3. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консуль-тация
Железно-
дорожного
района
4. Стоматологичес- 40 40 181200 Средства ФОМС
кая
поликлиника
Ж/д района
5. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N12
6. Детская 20 20 90600 Средства ФОМС
поликлиника N5
7. Поликлиника N5 20 20 90600 Средства ФОМС
Л/б района
8. Поликлиника N6 20 20 90600 Средства ФОМС
Л/б района
9. Поликлиника N7 20 20 90600 Средства ФОМС
Л/б района
10. Поликлиника N9 20 20 90600 Средства ФОМС
Л/б района
11. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N14 Л/б района
12. Поликлиника 30 30 135900 Средства ФОМС
N16 Л/б района
13. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N18 Л/б района
14. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N19 Л/б района
15. Больница N8 120 120 543600 Средства ФОМС
Л/б района
16. Больница N5 30 30 135900 Средства ФОМС
Л/б района
17. Больница N16 40 50 204600 Средства ФОМС
Л/б района
18. Больница N18 30 50 182700 Средства ФОМС
Л/б района
19. Роддом N2 Л/б 50 50 226500 Средства ФОМС
района
20. Стоматологичес- 30 30 135900 Средства ФОМС
кая
поликлиника N5
Л/б района
21. Женская 20 24 99960 Средства ФОМС
консультация
N1 Л/б района
22. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
N2 Л/б района
23. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
N3 Л/б района
24. ГКБСМП 220 220 996600 Средства ФОМС
Советского
района
25. ГПБ Советского 20 20 90600 Средства ФОМС
района
26. Больница N20 20 30 114000 Средства ФОМС
Советского
района
27. Поликлиника N7 80 100 409200 Средства ФОМС
Советского
района
28. Поликлиника 30 30 135900 Средства ФОМС
N10 Советского
района
29. Поликлиника N4 60 60 271800 Средства ФОМС
Советского
района
30. Поликлиника 10 10 45300 Средства ФОМС
N20 Советского
района
31. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
Придонская
Советского
района
32. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
N5
33. Центр 20 20 90600 Средства ФОМС
планирования
семьи
34. Поликлиника N6 30 30 135900 Средства ФОМС
Ленинского
района
35. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N10 Ленинского
района
36. Поликлиника N8 20 20 90600 Средства ФОМС
Ленинского
района
37. Детская 55 50 237450 Средства ФОМС
поликлиника N3
38. Стоматологичес- 40 40 181200 Средства ФОМС
кая
поликлиника N4
39. Стоматологичес- 20 20 90600 Средства ФОМС
кая
поликлиника N1
40. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
Ленинского
района
41. Больница N12 40 40 181200 Средства ФОМС
инф.
42. Больница N6 30 30 135900 Средства ФОМС
43. Поликлиника N1 20 20 90600 Средства ФОМС
Коминтерновско-
го района
44. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N11
Коминтерновско-
го района
45. Поликлиника N3 30 30 135900 Средства ФОМС
Коминтерновско-
го района
46. Поликлиника N4 100 100 453000 Средства ФОМС
Коминтерновско-
го района
47. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N11 (детская)
Коминтерновско-
го района
48. Стоматологичес- 30 40 159300 Средства ФОМС
кая
поликлиника N2
49. Стоматологичес- 40 40 181200 Средства ФОМС
кая
поликлиника N6
50. Больница N7 100 120 499800 Средства ФОМС
(детская)
51. Больница N3 100 120 499800 Средства ФОМС
52. Роддом N3 40 50 204600 Средства ФОМС
53. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
N1
54. Гортубдиспанср 80 80 362400 Средства ФОМС
Коминтерновско-
го района
55. Стоматологичес- 20 20 90600 Средства ФОМС
кая
поликлиника
ВГМА
56. Детская 30 40 159300 Средства ФОМС
больница N1
57. Больница N2 40 40 181200 Средства ФОМС
58. Больница N17 30 30 135900 Средства ФОМС
59. ГКВД 40 40 181200 Средства ФОМС
60. Поликлиника N1 20 30 114000 Средства ФОМС
Центр. района
61. Поликлиника N2 40 40 181200 Средства ФОМС
Центр. района
62. Поликлиника N2 30 30 135900 Средства ФОМС
Центр. района
(детская)
63. Поликлиника 20 20 90600 Средства ФОМС
N17
64. Женская 20 20 90600 Средства ФОМС
консультация
Центр. района
65. Студенческая 30 30 135900 Средства ФОМС
поликлиника
66. Стоматологичес- 30 30 135900 Средства ФОМС
кая
поликлиника N3
Итого 2595 2774 12174210 Средства ФОМС
г.Воронеж
67. ТМО Аннинского 80 80 362400 Средства ФОМС
района
68. ТМО 120 120 543600 Средства ФОМС
Бобровского
района
69. ТМО 80 80 362400 Средства ФОМС
Богучарского
района
70. ТМО 150 150 679500 Средства ФОМС
Борисоглебского
района
71. ТМО 80 80 362400 Средства ФОМС
Бутурлиновского
района
72. ТМО 40 40 181200 Средства ФОМС
Верхнемамонско-
го района
73. ТМО 50 50 226500 Средства ФОМС
Верхнехавского
района
74. ТМО 40 40 181200 Средства ФОМС
Воробьевского
района
75. ТМО 60 60 271800 Средства ФОМС
Грибановского
района
76. ТМО 80 80 362400 Средства ФОМС
Калачеевского
района
77. ТМО Каменского 40 40 181200 Средства ФОМС
района
78. ТМО 80 80 362400 Средства ФОМС
Кантемировского
района
79. ТМО Каширского 40 40 181200 Средства ФОМС
района
80. ТМО 180 180 815400 Средства ФОМС
Лискинского
района
81. ТМО 50 50 226500 Средства ФОМС
Нижнедевицкого
района
82. ТМО 80 80 362400 Средства ФОМС
Новоусманского
района
83. ТМО 100 100 453000 Средства ФОМС
Новохоперского
района
84. ТМО 40 40 181200 Средства ФОМС
Ольховатского
района
85. ТМО 180 180 815400 Средства ФОМС
Острогожского
района
86. ТМО 100 100 453000 Средства ФОМС
Павловского
района
87. ТМО Панинского 40 50 204600 Средства ФОМС
района
88. ТМО П-Павлов- 40 50 204600 Средства ФОМС
ского района
89. ТМО 50 60 249900 Средства ФОМС
Поворинского
района
90. ТМО 60 60 271800 Средства ФОМС
Подгоренского
района
91. ТМО Рамонского 50 50 226500 Средства ФОМС
района
92. ТМО 50 50 226500 Средства ФОМС
Репьевского
района
93. ТМО 160 160 724800 Средства ФОМС
Россошанского
района
94. ТМО 150 150 679500 Средства ФОМС
Семилукского
района
95. ТМО Таловского 120 120 543600 Средства ФОМС
района
96. ТМО 50 60 249900 Средства ФОМС
Терновского
района
97. ТМО 50 50 226500 Средства ФОМС
Хохольского
района
98. ТМО 60 60 271800 Средства ФОМС
Эртильского
района
99. Итого ТМО 2550 2590 11645100
районов
области:
2. Учреждения, финансируемые за счет средств областного
бюджета
100 Областная 220 240 1043400 Областной бюджет
клиническая
больница
101 Областной 80 80 362400 Областной бюджет
роддом
102 Областная 240 240 1087200 Областной бюджет
детская
больница
103 Областная 150 150 679500 Областной бюджет
психиатрическая
больница
104 Областная 60 60 271800 Областной бюджет
офтальмологичес-
кая больница
105 Обл. туб. 150 200 796500 Областной бюджет
диспансер
106 Областной 50 50 226500 Областной бюджет
психоневрологи-
ческий
диспансер
107 Областной 130 130 588900 Областной бюджет
онкологический
диспансер
108 ВОКЛДЦ 200 220 952800 Областной бюджет
109 ОКВД 60 60 271800 Областной бюджет
110 Областная 80 100 409200 Областной бюджет
стоматологичес-
кая поликлиника
111 Областной 20 30 114000 Областной бюджет
наркологический
диспансер
112 Сомовский 30 30 135900 Областной бюджет
противотуберку-
лезный
санаторий
113 Областной 50 50 226500 Областной бюджет
центр
профилактики и
борьбы со
СПИДом
114 Областной 20 20 90600 Областной бюджет
центр
восстановитель-
ного лечения
"Реабилитация"
115 Областное 80 100 409200 Областной бюджет
объединение
"Кровь"
116 Областной 20 20 90600 Областной бюджет
центр
медицинской
профилактики
117 Областной дом 30 30 135900 Областной бюджет
ребенка
Итого ЛПУ 1670 1810 7892700
областного
бюджета:
Примечание: цена за 1 литр Септодора - 2190 рублей, Септодора-
форте - 2340 руб.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Воронежской области от 16 августа 2000 г. N 769 "Об утверждении областной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.