Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации Воронежской области
от 24 мая 2001 г. N 527
Концепция
перехода на новую сметно-нормативную базу,
создания системы ценообразования и управления стоимостью
строительства в Воронежской области
1. Обоснование, цель и задачи
Данная концепция разработана в соответствии с постановлениями Госстроя РФ от 11 февраля 1998 г. N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве", N 8 от 12 января 2001 г. "О порядке перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве на территории Российской Федерации", постановлением администрации Воронежской области от 16 марта 2000 г. N 231 "О введении новой сметно-нормативной базы на ремонтно-строительные работы" и предусматривает выполнение всего комплекса работ по "привязке" государственных федеральных сметных норм (ГФСН) к условиям строительства в Воронежской области, созданию региональной системы ценообразования (РСЦ) и системы управления стоимостью строительства (УС).
Цель - на основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) произвести разработку территориальных единичных расценок (ТЕР), учитывающих условия, особенности, сложившуюся информационно-нормативную базу и развивающуюся рыночную инфраструктуру строительных работ, услуг, для производства стоимостных расчетов, с последующим агрегированием их и созданием систем управления стоимостью и регионального ценообразования в строительстве. Предусматривается решение следующих задач:
1. Разработка и издание территориальных единичных расценок (ТЕР) по перечню федеральных сметных норм.
2. Разработка нового справочно - информационного и программного обеспечения в составе программного комплекса (ПК).
3. Постоянный мониторинг текущего уровня цен на все ресурсы, используемые при осуществлении инвестиционно-строительных проектов (ИСП).
4. Расчеты текущих цен и индексов цен на все ресурсы, используемые в строительстве к базисному уровню цен на 1 января 2000 г. и информационное обеспечение участников строительства.
5. Разработка и издание в ценах января каждого года справочно-нормативной литературы с корректировкой и дополнением новых норм, обеспечивающих стоимостные расчеты на всех уровнях агрегирования.
6. Разработка и осуществление методов экономической оптимизации стоимости через организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов).
7. Внедренческая деятельность при производстве стоимостных расчетов, оценке и управлению стоимостью инвестиционных проектов.
8. Образовательная деятельность, повышение квалификации и переподготовка кадров по вопросам ценообразования строительной продукции (СП) в условиях рыночных отношений.
По каждой из названных задач необходима разработка программ реализации, подготовка технических заданий, определение сроков, исполнителей и финансирования конкретных программ.
2. Системность концепции и основные понятия
К настоящему времени Системы управления стоимостью строительной продукции (СП) нет на федеральном уровне, нет и в регионах. Имеются отдельные попытки осуществления ее элементов: переход на новую сметнонормативную базу, разработка региональных сборников цен и издание информационных бюллетеней, ввод в действие нормативно-методических документов, оптимизация стоимости при проведении подрядных торгов и составление договоров подряда, применение программных средств и создание банков данных стоимостных показателей. Эти и другие составляющие Системы управления стоимостью появились под влиянием формирующихся рыночных отношений в экономике страны и в строительной отрасли; существуют разрозненно и даже противоречиво, не обеспечивая главную цель - снижение стоимости СП и соответствие ее условиям рынка "спрос=предложению".
Система управления стоимостью СП является одним из элементов общей системы управления отраслью, фирмой (ее подсистемой); поэтому необходимы разработка и создание такой Системы и в ее составе региональной системы ценообразования (РСЦ) как управляющей системы для предприятий строительного комплекса - управляемой системы.
В состав региональной системы ценообразования входят как системы второго порядка (подсистемы):
- подсистема регистрации реального уровня цен и математико-статистической обработки результатов постоянного мониторинга цен;
- подсистема текущих и прогнозных индексов цен к базисному уровню;
- подсистема программного обеспечения стоимостных расчетов с созданием программных комплексов (ПК) регистрации и обработки материалов регистрации, ресурсно-технологических моделей (РТМ) и совершенствованием для целей РСЦ других ПК;
- подсистема оперативной информации о текущем уровне цен с изданием ежемесячно и ежеквартально справочно-методических сборников и областного информационного журнала.
В качестве основы создания РСЦ служит система ценообразования и сметного нормирования федерального уровня. В свою очередь на РСЦ базируются фирменные сметные нормативы организаций и предприятий строительного комплекса региона.
Под Управлением стоимостью понимается управление процессами формирования стоимости и осуществление основных функций управления (анализа, планирования, организации, координации, учета, контроля и регулирования) при выполнении методологии и использовании арсенала средств Управления проектами (УП), базовой функцией которого является УС с учетом фактора "непрерывности управления", в интеграции с другими функциями УП в течение всего жизненного цикла проекта.
Понятие "стоимость строительной продукции" рассматривается в рамках экономической теории как общую сумму продуктов труда, созданную в строительном комплексе предприятия (региона), имеющую определенную стоимость, сформированную по методике и нормативам существующей системы ценообразования и обладающую рыночной потребительной стоимостью.
Управление стоимостью - это функция, осуществляемая на разных стадиях выполнения проекта, при оценке и контроле стоимости, определении источников финансирования и бюджета проекта в целом, планировании денежных потоков и прогнозировании прибыли, анализе и управлении финансовыми рисками, планировании и управлении затратами и ресурсами. Это - торги и контракты, эффективность проектов, компьютерные технологии и другие проблемы стоимостного инжиниринга. Вместе с понятием о стоимости строительной продукции применяется понятие "стоимость инвестиционного проекта", которое гораздо шире и представляет сумму нескольких готовых СП (бизнес-план, проектно-сметную документацию, оборудование, отдельные строительно-монтажные работы и др.).
3. Система Управления стоимостью инвестиционного проекта
Управление стоимостью как базовая функция Управления проектами осуществляется на всех уровнях управленческой деятельности, на всех фазах, стадиях и этапах жизненного цикла инвестиционного проекта, для всех процессов и представляет последовательность, состав и порядок стоимостных расчетов, учета, анализа, контроля, создания базы данных в соответствующей каждой фазе сметно-нормативной базе системы ценообразования в строительстве.
Как один из элементов УС сметно-нормативная база системы ценообразования используется на протяжении всего инвестиционного цикла: при обосновании необходимости строительства (концептуальная фаза); при разработке инвесторской сметы, на стадии организации и проведения подрядных торгов, в контрактном периоде, в проектировании и планировании строительного процесса (фаза разработки проекта); осуществлении непосредственно строительства, учете, контроле выполненных работ, взаиморасчетах за выполненные работы (фаза реализации проекта); эксплуатации объекта и создании банка данных (фаза завершения проекта).
В период рыночных преобразований меняются стратегия и тактика сметного ценообразования. Целью деятельности и заказчика и подрядчика является получение прибыли, для чего необходимо внедрение УС (себестоимостью строительства, оптимизацией величины прибыли и т.п.) на всех процессах инвестиционного цикла.
4. Принципы создания территориальных сметных норм и региональной
системы ценообразования
Одним из важнейших направлений организационно-экономического реформирования сметно-нормативной базы системы ценообразования в строительстве является создание территориальных сметных норм (ТСН), которые должны обеспечивать на протяжении всего инвестиционного цикла всех участников строительства системой норм, показателей и другой справочно-нормативной информацией для расчета справедливого уровня цен готовой СП, а также обеспечивать эффективность (ИСД), повышение потребительско-эксплуатационных характеристик конечной СП; содействовать внедрению научно-технического прогресса и повышению качества строительства; содержать в составе программных комплексов и информационно-технологических моделей систему показателей для расчета стоимости инвестиционного проекта на всех фазах его жизненного цикла.
Назовем основные принципы содержания и совершенствования системы ценообразования в строительстве и новой сметно-нормативной базы.
1. Принцип равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия в ходе принятия договорных цен на СП.
2. Справочно-информационная основа стоимостных расчетов в строительстве на всех фазах жизненного цикла инвестиционного проекта, методы расчетов, определенная оптимизация и точность расчетов, их форма, согласованная участниками инвестиционно-строительного процесса должна соответствовать: - требованиям достоверности и обоснованности нормативной базы; - открытости и целесообразности каждого этапа, метода; - принципам оптимизации, необходимости и достаточности; - требованиям технологичности; - единству методологического процесса расчетов; - принципам агрегирования и декомпозиции; - принципу унификации и комплектности.
3. Новая система ценообразования должна содержать в своем составе на протяжении всего инвестиционного цикла единую методологию базовой структуры элементных сметных норм (ресурсных показателей) и последующих обоснованных методов укрупнения (агрегирования) базовых показателей.
4. Рекомендательный характер общих федеральных положений, методических разработок вместе с возможностью учета и регулирования на региональном уровне экономических условий и особенностей осуществления инвестиционного проекта.
5. Цены на СП формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры регионального рынка в период проектирования и строительства объекта, т.е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.
6. Исключение "затратного механизма" в расчетах стоимости строительства, стимулирование прогрессивных методов и технологий, новых строительных материалов и конструкций.
7. Широкое применение подрядных торгов - механизма оптимизации стоимости, качества и времени создания объекта.
8. Применение укрупненной системы нормативов и показателей при разработке смет, обеспечивающих снижение регистрируемых показателей, ресурсов, сокращение затрат времени при производстве стоимостных расчетов.
Разработка фирменных сметных норм (ФСН) для конкретных строительных предприятий - одно из основных направлений новой системы ценообразования. ФСН должны представлять собой единую систему нормативов адекватную системе территориальных элементных сметных норм с последующими ступенями агрегатирования до видов работ, укрупненных видов работ, показателей конструктивных элементов, объектов-представителей и объектов-аналогов, обеспечивающих решение необходимых вопросов управления и снижения стоимости строительства.
5. Область использования и назначение
Территориальные сметные нормы и ПК могут быть использованы всеми участниками инвестиционного процесса - инвесторами, заказчиками, проектировщиками, подрядчиками при определении стоимости работ, выполняемых на территории региона в уровне цен, сложившемся на 01.01.2000 г. для разработки ТЭО, инвесторских смет, проектно-сметной документации, проведения подрядных торгов, заключения контрактов и проведения взаиморасчетов между заказчиками и подрядчиками при осуществлении инвестиционно-строительных проектов и управлении стоимостью этих проектов на всех фазах их реализации среди всех участников проекта.
6. Необходимость разработки
В отличие от укрупненных на всю Российскую Федерацию показателей в территориальных нормах будет произведена привязка конкретных расходов ресурсов (приготовление бетона, раствора; изготовление пиломатериалов, столярных изделий и т.д.; затраты труда; машин и механизмов) и будут включены виды работ, характерные для Воронежской области, а также новые виды работ, новые технологии. В добавление к перечню материалов, приведенных в таблицах ГЭСН, в ТСН будут представлены материалы-представители, регистрацию по которым осуществляют все региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и, что особенно важно: при производстве стоимостных расчетов становится возможным применение ресурсно-индексного метода.
Для успешной реализации данной концепции и производства огромного объема работ по стоимостным расчетам и управлению стоимостью ИСП всеми участниками проекта необходима разработка ПК - программное, техническое и информационное обеспечение, сопровождение, поддержание и регулирование всех процессов Управления стоимостью.
На базе новых ТСН будет подготовлено программное обеспечение, реализующее как ресурсный, так и ресурсно-индексный метод, равнозначный по точности и позволяющий сократить затраты по осуществлению стоимостных расчетов, упростить их и сэкономить время специалистов. И, как следствие, необходимо следующее:
1. рекомендовать участникам инвестиционного процесса одну (специализированную) или несколько программ (базовый комплект ПК) для производства стоимостных расчетов, удовлетворяющих территориальным условиям рынка строительных работ;
2. базовый комплект ПК должен быть в составе региональной системы ценообразования;
3. базовый комплект ПК должен обеспечивать управление стоимостью строительства и стоимостные расчеты по основным направлениям: - при прогнозировании и определении стоимости на ранних стадиях инвестирования проекта; - для разработки отдельных сметных расчетов и бюджета проекта в целом; - для осуществления контроля затрат в рамках бюджета и конкретного промежутка времени исполнения этапов проекта и всего проекта; - при анализе затрат, создании банка и использовании стоимостных показателей для создания аналоговых объектов и эксплуатации объектов.
Цель и задачи ТСН и ПК - обеспечить достоверное определение стоимостных расчетов на всех этапах реализации ИСП, для всех его участников, с необходимой степенью точности, в текущем уровне цен с наименьшими затратами труда и средств, реализацией ресурсного и ресурсно-индексного методов при соблюдении современных производственных норм, технологичности, высокой производительности труда на конкретных видах СМР, укрупненных видах работ и отдельных конструктивных элементах в условиях регионального строительного рынка.
7. Последовательность разработки и внедрения системы управления
стоимостью в деятельность всех участников проекта
Разработка рыночной системы ценообразования и управления стоимостью на основе новой сметно-нормативной базы с учетом потребительского качества СП, условий последующей эксплуатации, оптимального срока возврата инвестиций и освоения энергосберегающих технологий на предприятиях строительного комплекса области имеет своей целью ее внедрение в проектных институтах, в подрядных и субподрядных организациях, а также в подразделениях заказчика-инвестора и в эксплуатационных фирмах, т.е. среди всех участников инвестиционно-строительной деятельности.
Проектно-изыскательские организации. В проектных, изыскательских, инжиниринговых, консалтинговых, информационных и других фирмах развивающейся рыночной инфраструктуры осуществляется тот или иной этап управления стоимостью инвестиционностроительного проекта. Здесь должна быть обоснована как стоимость этапа проекта, так и всего проекта с определенной степенью точности. Кроме того, важно определить стоимость проектных работ в соответствии с составом и содержанием проектной документации для разных стадий проектирования: предпроектные обоснования и концептуальные проработки, одностадийное проектирование, двухстадийное проектирование, разработка тендерной документации (коммерческой и технической), а также стоимость консультационных и инжиниринговых услуг. Стоимость изыскательских работ должна определяться с учетом новых технологий, материалов, используемых механизмов и инструментов для топографогеодезических, инженерно-геологических, гидрогеологических, линейных и других инженерных изысканий и исследований. Необходима разработка системы нормативов для перечисленных видов деятельности и оценки проекта его отдельных частей, незавершенного производства, условий эксплуатации и воспроизводства.
Подрядные организации, предприятия стойиндустрии. Вопросы управления стоимостью на фазе реализации ИСП наиболее актуальны, так как здесь осваиваются от 50 до 80% бюджета всего ИСП, здесь сосредоточены и основные силы участников проекта: генподрядчика, субподрядчиков, предприятий стройиндустрии и строительных материалов, разных посредническо-сбытовых и других фирм, и, конечно, заказчика-инвестора.
На этой фазе в диалектическом единстве выступают два уровня ценообразования: фирменный и региональный, два метода стоимостных расчетов: метод укрупненных показателей и метод детальных поэлементных расчетов.
Для обеспечения конкурентоспособности названных участников ИСП особенно важен региональный мониторинг цен и учет конъюнктуры рынка, вопросы внутрифирменного планирования, управления и организации работ по осуществлению ИСП с оптимальными стоимостью и сроками и обеспечением потребительского уровня качества.
Разработка территориальных сметных нормативов, на их основе фирменных сметных нормативов, других элементов систем ценообразования и управления стоимостью строительства являются приоритетной задачей отрасли.
8. Результаты работы
Территориальные сметные нормы будут представлены в виде территориальные единичные расценки (ТЕР) на виды работ в соответствии с "Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы", утвержденных постановлением Госстроя России от 26.04.99 г. N 30. ТЕР могут быть использованы при определении стоимости работ, выполняемых на территории Воронежской области в базисном уровне цен на 01.01.2000 г. с последующим пересчетом и использованием текущих индексов, рассчитываемых по видам работ в РЦЦС к базисному уровню. Сборники ТЕР включают в себя стоимостные показатели и формируются в двух вариантах: - в виде сборников; - в виде базы данных на машинных носителях, обеспечивающей их машинную обработку и формирование сметных документов в текущем уровне цен с применением компьютерных технологий.
База данных на машинных носителях должна быть открытой и обеспечивать пользователю возможность ее корректировки, добавления и обновления. База данных на машинных носителях должна обеспечивать выполнение сметных расчетов в текущем уровне цен ресурсным (ресурсно-индексным) методом. Периодичность корректировки структуры фирменной базы и стоимостных показателей зависит от изменения стоимости потребляемых ресурсов, изменения транспортных схем, применения новых машин, материалов и технологий. Такая корректировка предусматривается не реже одного раза в год.
9. Сроки реализации концепции
Сроки реализации концепции планируются с 2000 по 2003 гг. с разбивкой на этапы в зависимости от приоритета того или иного проекта.
I этап - разработка сборников территориальных элементных сметных норм и территориальных единичных расценок на ремонтно-строительные, общестроительные, специальные, монтажные и пуско-наладочные работы на основе соответствующих сборников ГЭСН-2001 в течение 2000-2001 годов.
II этап - разработка новой справочно-информационной базы, программного и технического обеспечения, программного комплекса для автоматизированного выполнения стоимостных расчетов на всех этапах осуществления инвестиционного проекта в течение 2001-2002 годов.
III этап - создание системы управления стоимостью, региональной системы ценообразования и внедрение их на предприятиях и организациях строительного комплекса области в течение 2001-2003 годов. По мере разработки отдельных этапов концепции необходимо проведение информационной и образовательной деятельности.
10. Руководство по осуществлению концепции
Данная концепция включает в себя ряд самостоятельных проектов, объединенных для решения общей цели, и представляет программу регионального уровня, осуществление которой должна выполнять специализированная команда управления проектами и программой.
Общее руководство, вопросы финансирования отдельных проектов и этапов настоящей концепции осуществляет комиссия, возглавляемая заместителем главы администрации области по строительному комплексу Б.А. Китаевым. Научное, техническое руководство и координацию деятельности при реализации конкретных программ планируется поручить начальнику Центра по ценообразованию в строительстве, д.э.н. Дорожкину В.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.