Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа
"Молодежь - 2001"
(утв. постановлением Администрации города Воронежа
от 6 августа 2001 г. N 864)
Паспорт
муниципальной программы "Молодежь - 2001"
Наименование Программы муниципальная программа
"Молодежь-2001"
Основание для разработки постановление Правительства РФ
от 27 декабря 2001 г. N 1015 "Федеральная
целевая программа "Молодежь России.
(2001-2005 годы)"
Заказчик администрация города
Разработчик отдел по работе с молодежью
администрации города
Цели и задачи Программы воспитание гражданственности и
патриотизма; подготовка молодых
людей к военной службе; подготовка
молодых людей к участию в общественно
- политической жизни города;
обеспечение занятости молодежи,
снижение уровня безработицы путем
предоставления сезонных и временных
работ; работа со студенческой
молодежью; поддержка деятельности
детских и молодежных общественных
объединений; решение социально -
экономических проблем молодежи;
развитие системы социальных служб
и клубов для молодежи и подростков;
организация досуга, интеллектуальное
и физическое развитие молодежи;
социальная поддержка и защита
молодежи; создание систем
подготовки и переподготовки
специалистов по работе с молодежью
и информационно - методического
обеспечения молодежной политики.
Исполнители основных отдел по работе с молодежью
мероприятий Программы администрации города, органы по делам
молодежи администраций районов,
детские и молодежные общественные
объединения, профсоюзные комитеты
студентов, МУ "Центр социальной
адаптации подростков и молодежи
г. Воронежа"
Объем и источник 900,0 тыс. рублей (бюджет города,
финансирования Программы ст. "Молодежная политика)
Нормативно - правовая база государственной молодежной политики:
- Указ Президента РФ N 1075 от 16 сентября 1992 г. "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики";
- Указ Президента РФ N 727 от 16 мая 1996 г. "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи";
- Постановление Правительства РФ N 387 от 3 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
- Закон РФ N 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Закон РФ N 12-ФЗ от 13 января 1996 г. "Об образовании";
- Постановление Правительства РФ N 122 от 16 февраля 2001 г. N 122 "О патриотическом воспитании граждан РФ на 2001-2005 годы";
- Постановление Правительства РФ N 1015 от 27 декабря 2001 г. "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)".
Введение
Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнеспособности.
Цель государственной молодежной политики - создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Молодежь - составная часть любого общества, а возраст есть лишь переходное состояние, поэтому молодежная политика государства строится с учетом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близкостоящих демографических общностей, а также для самой молодежи в последующие периоды.
Кризис наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи; резко обострилась проблема занятости молодежи; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально - государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.
Государственной молодежная политика в 90-е годы XX в. осуществляется на базе единой концепции. Основные подходы к государственной молодежной в Российской Федерации были определены в 1992 г. указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области молодежной политики". За последние 8 лет были сформированы элементе законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики, что нашло отражение в утверждении в 1993 г. "Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации", в котором были определены общие положения, направления и механизмы формирования и реализации государственной молодежной политики. В структуре федеральной исполнительной власти был создан Комитет РФ по делам молодежи. В 1995 г. был принят Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и общественных объединений в Российской Федерации".
В целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 18 июня 1997 г. N 746 утверждена федеральная целевая программа "Молодежь России (1998-2000 годы)".
Программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки объединений.
Основные направления Программы:
1. Формирование условий для гражданского становления, военно - патриотического, духовно - нравственного воспитания молодежи. Увековечивание памяти защитников Отечества:
- развитие различных форм гражданско - патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирования молодежных клубов по месту жительства;
- поддержка деятельности молодежных общественных объединений, направленных на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы.
2. Решение социально - экономических проблем молодежи:
- поддержка инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи;
- социально - экономическая поддержка молодой семьи;
- содействие молодежному предпринимательству;
- реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкуретноспособности молодежи на рынке труда;
- поддержка центров временной и сезонной занятости, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.
3. Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи:
- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
- обобщение и внедрение в практику эффективных методов психологической защиты, препятствующей употреблению алкоголя и психоактивных веществ;
- создание профильных лагерей и клубов, организация и проведение профильных лагерных смен, лагерей труда и отдыха, апробации специальных программ для молодых людей "группы риска";
- реализация программ и проектов по защите прав молодежи.
4. Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового спорта; художественного творчества молодежи:
- поддержка талантливой молодежи;
- развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха;
- поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни;
- организация молодежных конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества;
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений.
5. Международное молодежное сотрудничество:
- развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ в сфере молодежной политики;
- организация международных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, в том числе безработице, наркомании, получении социальных гарантий, экологии.
6. Создание систем подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью и информационного обеспечения молодежи и молодежной политики.
Формирование государственной молодежной политики, направленной на разрешение противоречий социального развития молодежи предполагает наличие целостной системы, включающей законодательную базу, органы и учреждения по делам молодежи и механизмы реализации мероприятий (главным образом на основе программно - целевого подхода).
В деятельности различных органов власти и неправительственных структур по реализации государственной молодежной политики основное внимание должно быть направлено на координацию всех государственных органов и на их взаимодействие с социальными, политическими, общественными структурами в работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленность реализовать государственную молодежную политику, направлять в общее русло усилия и возможности многочисленных государственных и общественных организаций, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
Сущность социальной молодежной политики - организация комплекса мероприятий в отношении молодежи, которые призваны обеспечить устойчивое поступательное развитие общества за счет эффективного включения молодых людей в систему социальных связей и взаимоотношений.
Социальная политика государства может быть эффективной только тогда, когда она отвечает запросам различных категорий населения, в том числе молодежи, как особой социально - демографической группы. Отличие государственной молодежной политики от общей социальной в отношении детей, женщин, инвалидов и других категорий населения состоит в том, что она не сводится лишь к компенсаторным механизмам, а содержит активный инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения.
Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.
Молодежь - это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте от 14 до 30 лет.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и внесемейной социализации.
Численность населения молодежного возраста (14-30 лет) в г. Воронеже на 1 января 2000 года составляла около 230-ти тысяч человек, в том числе в районах города:
- Железнодорожный район - 30 тыс. чел.;
- Коминтерновский район - 55 тыс. чел.;
- Левобережный район - 40 тыс. чел.;
- Ленинский район - 30 тыс. чел.;
- Советский район - 40 тыс. чел.;
- Центральный район - 35 тыс. чел.
Объекты государственной молодежной политики на территории города
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
- проживающих на территории города граждан РФ, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
- иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории города влечет за собой соответствующие обязанности органов местного самоуправления;
- проживающих на территории города молодых семей - семей в первые три года после заключения брака при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста (в случае рождения детей по истечении трехлетнего периода после заключения брака - без ограничения продолжительности брака при условии, если один из супругов не достиг 30-летнего возраста), а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- детских и молодежных объединений, действующих на территории города.
Реализация молодежной политики в городе осуществляется в рамках муниципальной программы "Молодежь", утверждаемой (ежегодно) постановлением администрации города в пределах выделяемых средств городского бюджета. Данным постановлением также определены основные направления реализации государственной молодежной политики в городе, которые представляют соответствующие разделы (подпрограммы) муниципальной программы "Молодежь". Финансирование программы "Молодежь" осуществляется из средств городского бюджета по ст. "Молодежная политика".
Всего на реализацию мероприятий муниципальной программы "Молодежь-2000" было выделено 635,0 тыс. рублей при плане 748,0 тыс. рублей (83,0%). Объем привлеченных комитетом по делам молодежи департамента социальной политики администрации города средств на реализацию мероприятий в области государственной молодежной политики в городе в 2000 году составил 2649367,0 рублей.
Всего по вопросам реализации государственной молодежной политики в г. Воронеже в 2000 году выпущено 1 постановление исполнительного комитета администрации города и 34 распоряжения главы администрации города.
Структура органов по делам молодежи в г. Воронеже на 1.01.2000 г. выглядит следующим образом:
- администрация г. Воронежа - отдел по работе с молодежью - 5 человек;
- администрация Железнодорожного района - отдел по делам молодежи - 2 человека;
- администрация Коминтерновского района - специалист отдела по культуре, молодежи и спорту;
- администрация Левобережного района - специалист отдела по молодежной политике, физкультуре и спорту;
- администрации Ленинского района - специалист отдела по молодежной политике, физкультуре и спорту;
- администрация Советского района - отдел по молодежной политике - 2 человека,
- администрация Центрального района - специалист отдела по культуре,
молодежи и спорту
Всего в органах по делам молодежи городской и районных администраций работает 13 человек (1 на 15 тыс. человек населения в возрасте от 14 до 30 лет).
Заключение
В настоящее время государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находиться в стадии становления. Внести в мозаику факторов и условий, воздействующих на формирование нового поколения молодежи, регулирующее начало - таково назначение молодежной политики. Данная политика может дать положительный эффект лишь в том случае, если она осуществляется комплексно, как приоритетная отрасль социальной политики. Игнорирование ее комплексного характера, вычленение из единого целого отдельных составляющих ее компонентов ведет к обострению социальных проблем молодого поколения; к тому, что борьба с негативными проявлениями в молодежной среде будет вестись со следствиями, а не с их причинами.
Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; это часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего замыкается на молодежи.
Начальник отдела по |
Г.А. Киреченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.