Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Воронежской области
от 29 мая 2001 г. N 546
Программа
информатизации образования
Воронежской области на 2001 - 2005 годы
Паспорт программы информатизации образования
Воронежской области на 2001 - 2005 годы
Наименование Программа информатизации образования
Программы Воронежской области на 2001 - 2005 годы
Основание для Федеральный Закон "Об информации,
разработки информатизации и защите информации",
Программы Указ Президента РФ "Об основах государственной
политики в сфере информатизации" от 20 января 1995 г.
N 170,
Указ Президента РФ "О совершенствовании деятельности
в области информатизации органов государственной
власти РФ" от 21 февраля 1994 г. N 361,
Закон "Об информатизации Воронежской области"
от 13 января 1998 г. N 28-II-03.
Заказчик Главное управление образования администрации
Программы Воронежской области
Основные Отдел информатизации Главного управления
разработчики образования
Программы
В разработке Совет по информатизации образования
Программы Воронежский государственный университет
принимали участие Воронежский государственный технический
университет
Воронежский государственный педагогический
университет
Воронежский областной институт повышения
квалификации и переподготовки работников
образования
Основная цель Повышение качества образования и обеспечение
Программы оперативных и стратегических задач
стабилизации и развития системы науки,
образования и молодежной политики Воронежской
области, включая обеспечение условий для
реализации конституционных прав граждан на
получение равных возможностей для получения
современного образования всех уровней и
степеней на основе широкого использования
современных информационных технологий.
Основные задачи Формирование телекоммуникационной
программы инфраструктуры системы образования.
Организация информационного наполнения телеком
муникаций, включая интеграцию существующих и
создание новых информационных ресурсов,
развитие системы дистанционного обучения и
консультирования, обеспечение информационно-
методической поддержки традиционного
образования. Организация управленческих
процессов. Обеспечение кадровой поддержки
процесса внедрения и эксплуатации
информационных технологий. Материально-техническое
обеспечение образовательных учреждений
и органов управления, включающих обновление
парка вычислительной техники, программных
средств и средств доступа к глобальным
телекоммуникациям. Формирование единого
образовательного пространства области.
Сроки реализации Программа рассчитана на 2001 - 2005 гг.
программы
Основные разделы 1. Система общего образования
программы 2. Профессиональное образование
3. Библиотеки образовательных учреждений
4. Дистанционное обучение
5. Управление образованием
6. Телекоммуникационная инфраструктура
Исполнители Главное управление образования администрации
основных Воронежской области, органы местного
мероприятий самоуправления районов и городов области,
Программы муниципальные органы управления образованием,
образовательные и научно-исследовательские
учреждения, а также иные предприятия и
организации, связанные с производством,
внедрением и использованием информационных
технологий.
Источники и Средства Федерального бюджета 207,29
объемы -
финансирования Средства областного бюджета - 111,17
(млн. руб. в Средства бюджетов
ценах 2000 г.) муниципальных образований -
Другие источники 63,69
финансирования - 18,54
Ожидаемые Повысить качество образования за счет
результаты эффективного использования современных
реализации информационных технологий. Создать условия для
программы обеспечения равных возможностей всем жителям
области на получение образования всех уровней
и ступеней вне зависимости от их финансового и
социального статуса, а также от состояния
здоровья. Обеспечить доступ научных
работников, преподавателей и учащихся к
глобальным информационным ресурсам. Повысить
оперативность и эффективность управления
сферой науки, образования и молодежной
политики. Создать условия для развития
технологий дистанционного обучения и
консультирования. Развить возможности для
реализации открытого образования. Реализовать
потенциал персонализации образования. Развить
систему поиска и стимулирования талантливых
разработчиков средств информационных
технологий в сфере науки и образования.
Повысить качество подготовки и переподготовки
специалистов в области разработки, внедрения и
эксплуатации информационных технологий.
Создать сеть опорных центров (площадок) ин
формационно-методической поддержки системы
образования. Создать систему целенаправленного
формирования информационных ресурсов в сфере
образования . Обеспечить целенаправленное фор
мирование информационной культуры молодежи, ее
социализацию и интеграцию в современное
информационное общество.
Система Оперативный контроль за выполнением программы
организации осуществляет главное управление образования в
контроля за соответствии с календарными планами (сроками
исполнением выполнения этапов работ), согласно заключенным
программы договорам по отдельным мероприятиям программы.
Общий контроль за выполнением программы
осуществляет заместитель главы администрации
области, курирующий социальную сферу
Введение
Уровень внедрения информационных технологий, автоматизации процессов управления, планирования и прогнозирования определяет способность системы научных исследований, образования и молодежной политики эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, права и возможности для достижения таких целей, как развитие научнотехнического потенциала области, повышение качества обучения на любом уровне образования, социализацию молодежи и интеграцию ее в современное информационное общество, обеспечение оперативности и эффективности управления отраслью. Поэтому информатизация системы науки, образования и молодежной политики в целом должна стать одним из приоритетных направлений развития социальной сферы области.
Правовую основу Программы информатизации образования Воронежской области составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.95 г. N 170, Указ Президента РФ "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти РФ" от 21.02.94 г. N 361; Закон "Об информатизации Воронежской области" от 13.01.98 г. N 28-П-ОЗ.
Программа информатизации образования Воронежской области разработана с учетом результатов реализации Программы стабилизации и развития образования области на 1996-2000 гг., учетом последних научно-технических достижений, рекомендаций Гостелекома и Минобразования, а также с привлечением виднейших специалистов в области информатизации.
Данная программа рассматривается как неотъемлемая часть реализуемых Министерством образования "Программы развития единой образовательной информационной среды Российской Федерации на 2002-2006 гг." и "Программы развития системы общего и профессионального образования России на основе современных информационных технологии; региональных ресурсов".
Основные положения
В настоящий момент в системе общего образования сохраняется тенденция к сокращению парка вычислительной техники за счет быстрого старения и выхода из строя моделей прошлых лет выпуска и более медленного внедрения в учебный процесс новой техники.
К 2001 году общее количество персональных ЭВМ в школах сократилось примерно на 1100 единиц.
Если в 1996 году IBM-совместимые модели составляли менее 8 процентов, то к 2001 году их количество фактически увеличилось в 2,4 раза и составляет теперь 24,6 процента. То есть, при явном уменьшении количества морально и физически устаревшей техники налицо явный прирост нового оборудования. Однако этот прирост происходит, прежде всего, за счет крупных городских школ. В сельских районах уровень новой техники существенно ниже, а в школах таких районов как Бутурлиновский, Верхнехавский, Грибановский, Каширский, Ольховатский, Петропавловский, Поворинский, Репьевский, Хохольский, Эртильский IBM-совместимая техника присутствует в единичных экземплярах или отсутствует вовсе. Заметное количество школ, особенно в сельской местности, сохраняет преподавание информатики безмашинным способом. Хотя общий уровень компьютеризации учебного процесса в целом по области оказывается несколько выше среднероссийского (один компьютер с современным интерфейсом на 325 учащихся против 500), но это тоже неудовлетворительный показатель. Из 754 сельских школ основного общего и среднего образования лишь 78 обладает современной вычислительной техникой. Только в 119 сельских школах учителя готовы к работе с информационными технологиями на современном уровне требований.
Региональная сеть общеобразовательных учреждений создана на базе телекоммуникационного узла ВГПУ. Абонентами ее являются свыше 80 образовательных учреждений и отделов по образованию, использующих протоколы ТСР/IР и UUСР. Районные узлы электросвязи 23 сельских районов из 32 номинально предоставляют услуги провайдеров Интернет, но фактически скорость и качество соединения, обеспечиваемые большинством из них, не дают реальной возможности использовать телекоммуникации в учебном процессе. Спрос на эти услуги существенно превышает суммарные возможности всех узлов доступа в системе образования.
Лишь единицы учебных заведений используют легальные копии программ и сертифицированное техническое и программное обеспечение. Столь разнородный парк оборудования принципиально не допускает унификацию используемого программного обеспечения, что затрудняет стандартизацию учебных курсов и негативно влияет на качество образования.
Первоначальная потребность в учителях информатики в области, в основном удовлетворена. Однако лишь единицы из них имеют понастоящему высокий профессиональный уровень. Эту проблему частично решает открытый в ноябре 2000 г. при организационной и финансовой поддержке НК "Юкос" региональный Центр Интернет Образования, предназначенный для переподготовки по информационным технологиям до 1000 учителей в год.
Открытым остается вопрос о готовности к применению информационных технологий работниками сферы профессионального образования. Уровень готовности преподавателей высшей школы к использованию вычислительной техники в преподавательской работе, в среднем, не превышает 50 процентов. Среди работников учреждений начального и среднего профессионального образования этот показатель еще ниже. Частично эту проблему снимают различные ведомственные курсы, однако подготовка и переподготовка на них ведется, большей частью, бессистемно.
Из 55 учреждений начального профессионального образования современной вычислительной техникой с телекоммуникационными возможностями располагает 45, но только 15 из них обладает достаточным ее количеством для использования в учебном процессе.
Ведомственные учреждения среднего профессионального образования частично решили вопрос компьютеризации, особенно это относится к учебным заведениям, занимающимся подготовкой специалистов в области бухгалтерского учета, экономики, статистики, в том числе, не коммерческой основе. Из пяти учебных заведений педагогического профиля вычислительную технику в учебном процессе используют только три, что явно не отвечает современному уровню требований к подготовке специалистов.
Большинство высших учебных заведений уже располагают локальными вычислительными сетями и телекоммуникациями, в том числе, связывающими территориально рассредоточенные учебные корпуса. Начала функционировать межвузовская коммуникационная сеть, базирующаяся на Интернет/Интранет технологиях. Телекоммуникационными узлами, расположенными в высших учебных заведениях организован доступ к федеральной университетской сети RUNNet, национальной академической сети FREENet, сетям RBNet и Relarn.
В Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ) в 1994 году на базе Воронежского областного центра новых информационных технологий (ОЦ НИТ) были созданы первые в регионе региональный информационно - телекоммуникационный узел сети FREENet, территориальный узел сети RUNNet с правами провайдеров, ставшие опорными точками дальнейшего распространения Internet в регионе.
В 1996-97 годах выход в Internet через различных провайдеров имели уже несколько вузов, в числе которых Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия.
Открытие в 1999 году Центра Internet в ВГУ в рамках программы Института "Открытое общество" и подключение к нему ряда вузов позволило на некоторое время снизить остроту проблемы обеспечения глобальными телекоммуникациями вузов Воронежа.
Созданная на базе образовательных компьютерных сетей RBNet, FREENet и RUNNet региональная сеть, обеспечивающая сферу образования, науки и молодежной политики имеет все предпосылки стать опорной для системы образования, включающей все уровни образовательных учреждений, органов управления образованием, другие заинтересованные организации Воронежской области.
Библиотеки Воронежской области являются основным источником традиционных носителей информации: книг, периодических изданий, рукописных документов. Особую ценность представляют фонды вузовских библиотек, поскольку они располагают уникальным собранием учебной и научной литературы практически по всем отраслям знаний, трудами воронежских ученых, редкими изданиями. Библиотеки высших учебных заведений в целом насчитывают более 500 сотрудников, свыше 103 тыс. читателей, фонд - почти 8 млн. единиц.
С целью повышения качества обслуживания читателей и ускорения процессов обработки литературы в библиотеках вузов Воронежа внедрены автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС), позволяющие вести электронные каталоги (в 6 библиотеках - "МАРК" производства НПО "Информсистема", в 3 библиотеках - "Библиотека", производства 000 Библиотечная Компьютерная Сеть). Общее количество записей в электронных каталогах - 204391, в том числе за -2000 год в электронные каталоги вузовских библиотек внесено 46856 записей.
Выбор технических, программных и методических решений для процесса управления, как правило, осуществляется по принципу минимизации стартовых затрат без учета эксплуатационных расходов и реального качества конкретного продукта. Пользуясь отсутствием координации и низкой компьютерной грамотностью потребителей, поставщики и разработчики предлагают разработки, неадекватные по цене и качеству. Программные средства, используемые в процессе управления, представляют собой разнородный набор программ случайного происхождения. Низкий уровень конечных пользователей затрудняет процесс их унификации или выработки единого управленческого стандарта.
К 2000 году 31 муниципальный орган управления образованием располагал современной вычислительной техникой (в 1995 году - девять).
С организацией в 1993-1994 годах телекоммуникационной сети главы администрации области (Постановления N 624 от 12.10.93 и N 1020 от 22.08.94) был начат пробный обмен документами с органами управления образованием на местах посредством электронной почты с использованием узлов, расположенных в органах местного самоуправления. К 2000 году 19 муниципальных органов управления образованием получили собственные электронные адреса в образовательной телекоммуникационной сети. С использованием обеих телекоммуникационных сетей полноценный обмен информацией налажен со всеми сельскими районами, кроме Верхнехавского и со всеми городскими, кроме Ленинского.
Помимо этого, в безбумажный документооборот вовлечены 45 учреждений начального профессионального образования и 19 интернатных учреждений.
Целью программы информатизации образования Воронежской области является повышение качества образования и обеспечение оперативных и стратегических задач стабилизации и развития системы науки, образования и молодежной политики Воронежской области, включая обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение равных возможностей для получения современного образования всех уровней и степеней на основе широкого использования современных информационных технологий.
Для достижения поставленных целей необходимо комплексное решение следующих задач:
- Формирование телекоммуникационной инфраструктуры системы науки, образования и молодежной политики области. Организация информационного наполнения телекоммуникаций, включая интеграцию существующих и создание новых информационных ресурсов, развитие системы дистанционного обучения и консультирования, обеспечение информационно-методической поддержки традиционного образования. Организация управленческих процессов.
- Обеспечение кадровой поддержки процесса внедрения и эксплуатации информационных технологий.
- Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений и органов управления, включающих обновление парка вычислительной техники, программных средств и средств доступа к глобальным телекоммуникациям.
- Формирование единого информационного образовательного пространства области.
Наиболее полное удовлетворение информационных потребностей отрасли возможно при целенаправленном развитии единого информационного образовательного пространства области.
Единое информационное образовательное пространство представляет собой сферу взаимоотношений по вопросам обмена и получения информации субъектами информационного взаимодействия.
К субъектам информационного взаимодействия в информационном образовательном пространстве области относятся: образовательные и научно-исследовательские учреждения; молодежные организации; органы управления образованием; органы местного самоуправления; предприятия и организации любой формы собственности, имеющие отношение к системе науки, образования и молодежной политики, а также банковские и коммерческие структуры и объединения, фонды, биржи и т.д. оказывающие помощь отрасли или находящиеся в какихлибо иных отношениях с системой науки,. образования и молодежной политики; работники системы науки, образования и молодежной политики Воронежской области; граждане России и других государств, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области и являющиеся потребителями услуг отрасли.
Программа информатизации образования Воронежской области разработана отделом информатизации Главного управления образования.
В результате выполнения Программы будет проведена комплексная информатизация сферы науки, образования и молодежной политики, что позволит получить следующие результаты:
- Повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
- Создать условия для обеспечения равных возможностей всем жителям области на получение образования всех уровней и ступеней вне зависимости от их финансового и социального статуса, а также от состояния здоровья.
- Обеспечить доступ научных работников, преподавателей и учащихся к глобальным информационным ресурсам.
- Повысить оперативность и эффективность управления сферой науки, образования и молодежной политики.
- Создать условия для развития технологий дистанционного обучения и консультирования. Развить возможности для реализации открытого образования. Реализовать потенциал персонализации образования.
- Развить систему поиска и стимулирования талантливых разработчиков средств информационных технологий в сфере науки и образования.
- Обеспечить значительную интеграцию учреждений социальной сферы в рамках единой информационной инфраструктуры.
- Повысить качество подготовки и переподготовки специалистов в области разработки, внедрения и эксплуатации информационных технологий.
- Создать сеть опорных центров (площадок) информационнометодической поддержки системы образования и социальной сферы в целом.
- Создать систему целенаправленного формирования информационных ресурсов в сфере науки, образования и молодежной политики.
- Обеспечить целенаправленное формирование информационной культуры молодежи, ее социализацию и интеграцию в современное информационное общество.
К концу 2005 года Программа должна стать в значительной степени самоокупаемой. Источниками возврата средств станут:
- Предоставление доступа к создаваемым информационным ресурсам на коммерческой основе.
- Продажа высокоинтеллектуальных продуктов на внутриобластном, межрегиональном и внешних рынках.
- Проведение дистанционных учебных курсов на коммерческой основе.
- Выполнение коммерческих проектов на базе создаваемых опорных центров (площадок).
С 2006 года поддержка созданной информационной инфраструктуры будет осуществляться, в основном, за счет текущего финансирования участников Программы и реализуемых коммерческих проектов.
Генеральным заказчиком всех работ по программе (с целью координации и исключения параллелизма) является Главное управление образования администрации Воронежской области, которое осуществляет ведение всех проектов и договоров. Проектные и договорные работы осуществляются подрядными организациями на конкурсной основе.
Общий контроль за выполнением программы осуществляет заместитель главы администрации области, курирующий социальную сферу.
Основные направления информатизации
образования Воронежской области
1. Система общего образования
Учебные заведения первоначально были ориентированы на приобретение отечественной вычислительной техники, и более половины всего компьютерного парка школ области составляли модели типа УКНЦ и "Корвет". Эта техника является нестандартной по отношению к наиболее популярным программным средствам и технологиям, качество ее чрезвычайно низко, ремонт предельно затруднен из-за отсутствия комплектующих, давно снятых с производства. Большинство компьютеров такого рода непригодно для использования в учебном процессе как по наличию соответствующего программного обеспечения, так и по соответствию санитарно-гигиеническим нормам.
Использование вычислительной техники в учебном процессе регламентируется Санитарными правилами и нормами 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы", требования которых по оборудованию компьютерных классов нередко невыполнимы из-за отсутствия финансовых средств или конструктивных особенностей здания, что приводит к закрытию кабинетов информатики и выводу из эксплуатации и без того недостаточного парка вычислительных машин.
Первоначальная потребность в учителях информатики в области, в основном удовлетворена. Однако лишь единицы из них имеют понастоящему высокий профессиональный уровень.
Перечень первоочередных работ по направлению "Информатизация системы общего образования" приведен в разделе 1 таблицы 2.
2. Профессиональное образование
Перечень первоочередных работ по направлению "Информатизация системы профессионального образования" приведен в разделе 2 таблицы 2.
3. Библиотеки образовательных учреждений
В настоящее время в связи одной из актуальных задач стало обеспечение быстрого доступа потребителей информации к каталогам информационных ресурсов. Общей тенденцией последних лет в библиотечном сообществе является попытка объединения информационных ресурсов нескольких библиотек по региональному или отраслевому типу. Удачный опыт таких работ имеется в гг. Москва, СанктПетербург, Новосибирск, Ярославль, Нижний Новгород, Екатеринбург, Томск, Великий Новгород, Республике Карелия.
Создание корпоративной системы позволит привести библиотечные документы в соответствие с российскими и международными стандартами, реализовать технологию корпоративной каталогизации, внедрить коммуникативный формат RUSMARK и протокол Z39.50 для обмена библиографическими данными между всеми библиотеками, поддерживающими эти стандарты, расширить круг потребителей информационных ресурсов за счет создания корпоративного Webсервера, создать сводный электронный каталог вузовских библиотек и электронную картотеку "Труды воронежских ученых" с элементами полнотекстового представления.
Состав участников реализации данного сегмента проекта может быть расширен на любом этапе за счет присоединения любых заинтересованных библиотек Воронежа и Воронежской области.
Перечень первоочередных работ по направлению "Информатизация библиотек образовательных учреждений" приведен в разделе 3 таблицы 2.
4. Дистанционное обучение
Традиционные технологии обучения в современных условиях обеспечивают необходимое качество образования лишь для ограниченного контингента обучаемых и не позволяют в полной мере использовать педагогический потенциал наиболее квалифицированных академических кадров. Дистанционное обучение позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества за счет современных информационных технологий и сокращения удельных затрат на одного обучаемого.
Технология дистанционного обучения (ДО) - это совокупность форм, методов и средств взаимодействия в процессе самостоятельного освоения определенного массива знаний под контролем преподавателя. В настоящее время оно становится уже неотъемлемым и все более значимым элементом системы образования. При этом следует иметь в виду, что технологии ДО успешно интегрируются в существующие формы образования и могут существенно их дополнить.
Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет возрастать по мере развития рыночной экономики и усиления миграционных процессов.
Очевидно, что развитие дистанционных технологий даст Воронежской области возможность реальной интеграции в российское и международное образовательное пространство.
Перечень первоочередных работ по направлению "Дистанционное обучение" приведен в разделе 4 таблицы 2.
5. Управление образованием
Современные требования к организации управленческого процесса в сфере науки, образования, и молодежной политики ориентированы на самое широкое использование информационных технологий. В то же время явное запаздывание Министерства образования РФ с разработкой отраслевых концепций, стандартов и программ информатизации влечет за собой значительный произвол в решении этого вопроса на местах, что в свою очередь сказывается на информационном обеспечении всей управленческой вертикали.
Выбор технических, программных и методических решений для процесса управления, как правило, осуществляется по принципу минимизации стартовых затрат без учета эксплуатационных расходов и реального качества конкретного продукта. Пользуясь отсутствием координации и низкой компьютерной грамотностью потребителей, поставщики и разработчики предлагают разработки, неадекватные по цене и качеству. Программные средства, используемые в процессе управления, представляют собой разнородный набор программ случайного происхождения. Низкий уровень конечных пользователей затрудняет процесс их унификации или выработки единого управленческого стандарта.
Перечень первоочередных работ по направлению "Управление образованием" приведен в разделе 5 таблицы 2.
6. Телекоммуникационная инфраструктура
Создание единой информационной образовательной среды как на уровне отдельного региона, так и Российской Федерации в целом, подразумевает, в первую очередь, развитие магистральной и региональной телекоммуникационной инфраструктуры и создание системы доступа образовательных и научных учреждений, молодежных организаций и органов управления к информационным ресурсам.
Решение задач информатизации сферы науки, образования и молодежной политики возможно только при комплексном подходе, обеспечивающим взаимосвязь всех составляющих этой сферы. В связи с этим следует учитывать и другое направление развития телекоммуникаций в регионе сеть учреждений социальной сферы, прежде всего, здравоохранения.
Перечень первоочередных работ по направлению "Телекоммуникационная инфраструктура" приведен в разделе 6 таблицы 2.
Сводный перечень финансовых затрат по направлениям программы информатизации образования Воронежской области на 2001-2005 гг. приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Сводные финансовые затраты по направлениям
программы информатизации образования Воронежской области
на 2001-2005 годы
Мероприятие Объем финансирования в ценах 2001 г.
(млн. руб.)
Всего 2001 2002 2003 2004 2005
1.Система общего образования.
Всего 45,06 22,86 26,73 35,27 35,27 24,93
В том числе: Федеральный бюджет 86,01 13,14 17,38 19,50 19,47 16,52
Областной бюджет 32,75 8,93 4,16 7,85 7,85 3,96
Бюджеты муниципальн.образований 2,63 0,16 0,56 0,83 0,56 0,52
Средства из других источников 266,45 45,09 48,83 63,45 63,15 45,93
2. Профессиональное образование
Всего 24,92 6,04 6,46 6,24 6,18
В том числе:Федеральный бюджет 8,69 0,10 2,07 2,24 2,16 2,12
Областной бюджет
Бюджеты муниципальн.образований 6,22 0,40 1,40 1,54 1,44 1,44
Средства из других источников 39,83 0,50 9,51 10,24 9,84 9,74
3. Библиотеки образовательных учреждений.
Всего 0,70 0,70
В том числе:Федеральный бюджет 0,80 0,08 0,72
Областной бюджет
Бюджеты муниципальн.образований 0,70 0,12 0,58
Средства из других источников 2,20 0,20 2,00
4. Дистанционное обучение.
Всего 0,07 0,07
В том числе:Федеральный бюджет 0,61 0,22 0,24 0,05 0,05 0,05
Областной бюджет
Бюджеты муниципальн.образований 1,28 0,38 0,42 0,16 0,16 0,16
Средства из других источников 1,96 0,60 0,73 0,21 0,21 0,21
5. Управление образованием
Всего 9,27 2,62 2,63 2,01 2,01
В том числе:Федеральный бюджет 5,43 0,41 1,51 1,31 1,10 1,10
Областной бюджет 12,89 2,08 3,34 3,79 1,34 1,34
Бюджеты муниципальн.образований 6,00 0,92 1,92 2,02 0,12 0,12
Средства из других источников 33,59 3,41 9,39 9,75 4,57 4,57
6. Телекоммуникационная инфраструктура
Всего 27,27 1,12 7,28 6,29 6,29 6,29
В том числе:Федеральный бюджет 9,63 2,05 1,98 2,20 1,70 1,70
Областной бюджет 18,05 1,41 4,16 4,16 4,16 4,16
Бюджеты муниципальн.образований 1,71 1,13 0,28 0,10 0,10 0,10
Средства из других источников 56,66 5,71 13,70 12,75 12,25 12,25
По программе в целом
Всего 207,29 23,98 43,47 50,65 49,81 39,41
В том числе:Федеральный бюджет 111,17 16,00 23,90 25,30 24,48 21,49
Областной бюджет 63,69 12,42 11,66 15,80 14,35 9,46
Бюджеты муниципальн.образований 18,54 3,11 5,16 4,65 3,28 2,34
Средства из других источников 400,69 55,51 84,16 96,40 91,92 72,70
Таблица 2.
Первоочередные проекты (работы)
программы информатизации образования Воронежской области
на 2001-2005 годы
1. Система общего образования
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
1.1. Инвентаризация вычислительной 2001 ГУО
техники в образовательных учреждениях
1.2. Компьютеризация 2001- ГУО
общеобразовательных школ, включая 2005 МОУО
поэтапный вывод из эксплуатации
морально и физически устаревшей
техники, в том числе в соответствии с
федеральной программой "Сельская школа-
2001"
1.3. Подготовка помещений и монтаж 2001 ГУО, МОУО
оборудования в сельских школах
1.4. Проектирование и монтаж охранной 2002 - ВИ МВД
и пожарной сигнализации в компьютерных 2005
классах сельских школ
1.5. Подготовка нормативных документов 2001 ГУО
по списанию вышедшей из строя, и
устаревшей техники
1.6. Разработка минимального уровня 2001 - ГУО,
требований к современному 2002 ВОИПКПРО,
компьютерному классу ВГПУ, ЦГСЭН,
1.7. Создание региональной сервисной 2002- ГУО, ВОИПКПРО
службы 2005
1.8. Компьютеризация интернатных 2002- ГУО,
учреждений с общеобразовательной 2005 учреждения
программой
1.9. Подготовка и выпуск методических 2001 - ВОИПКПРО
пособий по информационным технологиям 2005
для учителей
1.10. Создание регионального банка 2002. ВОИПКПРО,
компьютерных программ образовательного ВГПУ, ВГТУ,
назначения. ВГУ, ВРЦФИО
1.11. Приобретение лицензионного 2002- ГУО,
системного и прикладного программного 2005 учреждения
обеспечения образования
1.12. Конференция по проблемам Ежегодно ГУО, ВГПУ,
информатизации образования ВОИПКПРО
1.13. Научный и методический ежемесяч ВОИПКПРО
семинары для учителей информатики но
1.14. Обеспечение процесса 2001- ГУО,
информатизации образования научно- 2005 ВОИПКПРО,
методической, учебной, справочной ВРЦФИО
литературой и периодическими
изданиями.
1.15. Создание региональной 2002 ВОИПКПРО,
медиатеки ВГПУ
1.16. Создание электронного банка 2003 - ГУО, ВГПУ,
государственных и региональных 2004 ВОИПКПРО
образовательных стандартов
1.17. Разработка и принятие 2001 ВГПУ,
регионального стандарта содержания ВОИПКПРО
общего образования по информатике
1.18. Разработка системы 2002 ГУО,
квалиметрических показателей для ВОИПКПРО,
осуществления мониторинга качества ВГПУ
образования.
1.19. Анализ и методическое 2004 ВОИПКПРО,
обоснование переноса начала изучения ВГПУ
информатики на раннюю стадию обучения
1.20. Разработка методических 2003 ВОИПКПРО,
основ внедрения информационных ВГПУ
технологий в преподавание предметов
естественнонаучного и гуманитарного
циклов
1.21. Проведение конкурсов с целью Ежегодно ГУО, ВРЦФИО
поиска и стимулирования разработчиков
в системе образования
1.22. Мониторинговые исследования Два раза ГУО, ВОИПКПРО
качества образования по информационным в год
технологиям (на входе и выходе курса)
по разным уровням и профилям обучения
1.23. Подготовка учителей 754 2001 ГУО, ВРЦФИО
сельских школ к работе с новой
вычислительной техникой
1.24. Внедрение информационных 2002 - ВИ МВД,
технологий для развития детского 2005 ОЦТТУМ
технического творчества в системе
дополнительного образования
1.25. Анализ состояния кадрового 2001 ГУО
обеспечения
1.26. Плановая подготовка 70-90 Ежегодно ВГПУ
учителей информатики
1.27. Плановая подготовка 1100 Ежегодно ВГПУ
учителей всех педагогических
специальностей по информационным
технологиям
1.28. Плановая переподготовка 100 Ежегодно ВОИПКРО
учителей информатики
1.29. Обеспечение процесса 2002 - ВОИПКПРО
повышения квалификации и 2005
переподготовки работников образования
программными средствами и
сопутствующей методической литературой
1.30. Включение в курс Ежегодно ВОИПКПРО,
переподготовки педагогов-предметников ВРЦФИО
спецкурса по информационной культуре
1.31. Плановая переподготовка по Ежегодно ВРЦФИО
Интернет-технологиям 1000 работников
образования
1.32. Анализ ситуации с условиями 2002 ГУО, ЦГСЭН
работы в компьютерных классах,
лабораториях и состоянием здоровья
учащихся и сотрудников
1.33. Оценка возможных последствий 2003 ГУО, ЦГСЭН
переноса начала обучения информатики
на раннюю ступень обучения
1.34. Разработка отраслевых 2004 ГУО, ЦГСЭН
региональных СанПиН по организации
использования вычислительной техники в
образовании и методических
рекомендаций по их применению
1.35. Доведение классов до 2003 - ГУО, МОУО,
требований СанПиН 2.2.2.542-96 2005 органы
"Гигиенические требования к видео санэпиднадзор
дисплейным терминалам, персональным а
электронно-вычислительным машинам и
организации работы"
1.36. Мониторинг состояния 2001 г., ГУО, МОУО,
здоровья учащихся и сотрудников на 2005 г. органы
входе и выходе программы с учетом санэпиднадзор
класса используемой техники и проблем а
со здоровьем
1.37. Разработка информационно- 2002 - ВИ МВД, ОК
правовых систем, ориентированных на 2005 РСМ
детскую, подростковую и молодежную
среду
1.38. Создание молодежных 2001- ГУО, ВРЦФИО,
информационного центра, Интернет- 2003 ОК РСМ, центр
клуба, Интернет-кафе занятости
Итого по разделу 1 Весь период
Федеральный бюджет 145,06
Областной бюджет 86,01
Бюджет муниципальных образований 32,75
Другие источники финансирования 2,63
Всего 266,45
2. Профессиональное образование
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
2.1. Инвентаризация вычислительной 2001 ГУО
техники в образовательных учреждениях
2.2. Компьютеризация учреждений 2002- ГУО,
начального профессионального 2005 учреждения
образования
2.3. Компьютеризация педагогических 2002- ГУО,
учебных заведений среднего 2005 учреждения
профессионального образования
2.4. Приобретение лицензионного 2002- ГУО,
системного и прикладного программного 2005 учреждения
обеспечения образования
2.5. Создание автоматизированных 2003 Государственн
учебных курсов по уровням и ые и
направлениям образования негосударстве
нные вузы
2.6. Разработка программы и учебно- 2002 - ВОИПКПРО,
тематических планов курса информатики 2005 вузы
для учебных заведений разных уровней и
профилей с учетом непрерывности
образования.
2.7. Стандартизация требований к 2002 ГУО,
знаниям по информационным технологиям ВОИПКПРО,
на различных уровнях обучения ректоры вузов
2.8. Развитие информационных систем и 2002- ГУО, учебные
реализация программ информатизации 2005 заведения
учебного процесса, науки и проф. обра
производства в профессиональной школе зования, ВО
РАИ
2.9. Создание учебно-научной базы 2001 - ВГМА
данных по разделам медицины 2005
2.10. Плановая и разовая 2001 - ВГЛТА, ВГАУ,
переподготовка специалистов тех 2005 ВГАСУ, ВГТУ,
нического, нетехнического, аграрного и ВГМА, ВНИИС
педагогического профилей по
информационным технологиям
2.11. Создание областного банка 2004 ГУО, Главное
законченных НИОКР "Наука Воронежской упр. эконо
области" при главном управлении мического
образования развития,
вузы, НИИ
Итого по разделу 2 Весь период
Федеральный бюджет 24,92
Областной бюджет 8,69
Бюджет муниципальных образований
Другие источники финансирования 6,22
Всего 39,83
3. Библиотеки образовательных учреждений
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
3.1. Анализ уровня автоматизации 2001 Библиотеки -
библиотек-участниц участницы
проекта
3.2. Подготовка нормативной 2001 ЗНБ ВГУ
документации и стандартизация подходов
к созданию электронного каталога
3.3. Выработка рекомендаций по 2001 Библиотеки и
оптимизации инфраструктуры сети и ее подразделения,
техническому обеспечению отвечающие за
телекоммуникац
ии
3.4. Приобретение программно- 2002 Библиотеки и
аппаратного обеспечения для библиотек. подразделения,
Обеспечение доступа в Интернет. отвечающие за
телекоммуникац
ии
3.5. Анализ используемых форматов 2001 Библиотеки
данных. Разработка конверторов для вузов
унификации библиографической
информации.
3.6. Приобретение и установка базового 2001 ЗНБ ВГУ
сервера сети
3.7. Разработка соглашения о долевом 2001 Библиотеки -
приобретении электронных участницы
информационных продуктов. проекта
3.8. Создание действующего прототипа 2001 ЗНБ ВГУ
сводного электронного каталога
3.9. Разработка соглашения о 2002 Библиотеки -
разграничении областей участницы
каталогизируемой литературы с целью проекта
уменьшения затрат на каталогизацию
новых поступлений.
3.10. Создание в библиотеках 2002 Библиотеки -
собственных электронных каталогов, участницы
доступных по протоколам HTTP и Z39.50 проекта
3.11. Создание сводной электронной 2002 Библиотеки -
картотеки "Труды воронежских ученых" с участницы
элементами полнотекстового проекта
представления
Итого по разделу 3 Весь период
Федеральный бюджет 0,70
Областной бюджет 0,80
Бюджет муниципальных образований
Другие источники финансирования 0,70
Всего 2,20
4. Дистанционное обучение
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
4.1. Определение перечня базовых 2001 ГУО
учебных заведений в создании системы
ДО
4.2. Создание и оснащение 2001 ГУО, ВОИПКПРО,
регионального межвузовского центра ДО вузы
(РМЦДО).
4.3. Разработка проекта системы 2001 ВГПУ
дистанционной довузовской подготовки
абитуриентов
4.4. Разработка проекта информационной 2001 ГУО, ВОИПКПРО,
среды региональной системы ДО вузы
4.5. Формирование и первичное 2002 ГУО, ВОИПКПРО,
наполнение центрального сервера РМЦДО, вузы
включая приобретение типовых учебных
курсов
4.6. Создание структурных с 2001 ВОИПКПРО, вузы
подразделений открытого и по мере
дистанционного обучения, и организацияготовнос
виртуальных представительств учебных ти
заведений
4.7. Разработка образовательных 2002 ГУО, ВОИПКПРО,
программ и подготовка учебно- вузы
методических материалов
4.8. Организация подготовки кадров и 2002 - ВОИПКПРО, вузы
повышения квалификации в области ДО. 2005
4.9. Подготовка и публикация 2002 ГУО, ВОИПКПРО,
материалов по ДО для СМИ -2005 вузы
4.10. Формирование региональных 2002 ГУО, ВОИПКПРО,
каталога и фонда, сертификация учебных -2005 вузы
программ и курсов
4.11. Организация семинаров 2002 - ГУО, ВОИПКПРО,
конференций, совещаний, по 2005 вузы
дистанционному и открытому образованию
4.12. Проведение аттестации 2002 - ГУО, ВОИПКПРО,
образовательных услуг в сфере 2005 вузы
дистанционного обучения.
Итого по разделу 4 Весь период
Федеральный бюджет 0,07
Областной бюджет 0,61
Бюджет муниципальных образований
Другие источники финансирования 1,28
Всего 1,96
5. Управление образованием
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
5.1. Инвентаризация информационных 2001 ГУО
ресурсов в системе образования региона
5.2. Дооснащение органов управления 2001 - МОУО
образованием и образовательных 2004 Образовательн
учреждений вычислительной техникой для ые учреждения
управления
5.3. Разработка и утверждение 2001 ГУО
регламента и стандарта корпоративного
безбумажного документооборота
5.4. Разработка и приобретение 2002 - ГУО, МОУО,
стандартных программных средств для 2003 образовательн
управления образованием ые учреждения
5.5. Разработка номенклатуры и форм 2001 - ГУО
материалов, представляемых в 2002
электронной форме
5.6. Разработка норматива электронных 2002 ГУО
документов, используемых в системе
образования области
5.7. Организация списков рассылки 2001 ГУО
документов
5.8. Организация сервера для 2002 ГУО, ВГПУ,
публикации общедоступной информации о ВОИПКПРО,
системе образования ВГТУ, ВГУ
5.9. Организация телеконференций и 2003 ГУО, ВГПУ,
форумов по информатизации управления ВОИПКПРО,
образованием ВГТУ, ВГУ
5.10. Приобретение лицензионного 2002- ГУО, МОУО
системного и прикладного программного 2005
обеспечения
5.11. Согласование с 2001 ГУО
Минобразования форматов обмена
материалами нормативно-информационного
характера
5.12. Подготовка информационно- ежегодно ГУО
методических материалов по применению ВОИПКПРО
информационных технологий в управлении
образованием
5.13. Организация постоянной 2001 ГУО
консультационной службы
5.14. Создание комплекса 2001 - ГУО, ВГПУ,
информационных банков по состоянию 2003 ВОИПКПРО
системы образования региона
5.15. Создание базы нормативно- 2001 - ГУО, ВГПУ,
методических документов 2005 ВОИПКПРО
образовательного назначения.
5.16. Организация издательской 2002 ГУО
службы ГУО
5.17. Разработка положения об 2001 ГУО,
опорных центрах (площадках) по ВОИПКПРО,
внедрению и эксплуатации ВГПУ, ВРЦФИО
информационных технологий в районах и
образовательных учреждениях
5.18. Поэтапное создание первичной 2002 - ГУО, МОУО
сети опорных центров (площадок) в 2005
наиболее подготовленных районах
5.19. Обучение и назначение 2001 - МОУО
руководителей опорных центров 2005
5.20. Организация тестирования и 2003 ГУО, ВРЦФИО,
переподготовки ответственных за ИТ в ВГПУ,
районах ВОИПКПРО
Итого по разделу 5 Весь период
Федеральный бюджет 9,27
Областной бюджет 5,43
Бюджет муниципальных образований 12,89
Другие источники финансирования 6,00
Всего 33,59
6. Телекоммуникационная инфраструктура
Мероприятия Срок Ответственные
исполнен
ия
6.1. Обследование и паспортизация 2001 ГУО
телекоммуникационных узлов в системе
образования
6.2. Обеспечение функционирования 2001 - ВГПУ, ВГТУ,
существующих телекоммуникационных 2005 ВГУ, ВОИПКПРО,
узлов и магистральных каналов ВРЦФИО
6.3. Создание компонентов 2001 ВГТУ
распределенной образовательной сети в
г. Воронеже
6.4. Подключение образовательных 2001 - вузы, ВОИПКРО,
учреждений и органов управления 2005 ВРЦФИО, МОУО,
образованием г.Воронежа
6.5. Создание районных 2001 - ВГУ, ВГТУ
телекоммуникационных узлов 2005
6.6. Подключение опорных 2001 - ВГУ, ВГТУ,
образовательных учреждений и органов 2005 ВОИПКПРО,
управления образованием районов ВГПУ, МОУО
области
6.7. Поддержание функционирования 2002 - ВГУ, ВГПУ,
образовательной телекоммуникационной 2005 ВРЦФИО, ВГТУ,
сети в районах области ВОИПКПРО
6.8. Создание межвузовского 2002 ВГУ, ВГПУ,
магистрального телекоммуникационного ВГТУ, ВГАУ,
канала ВГЛТА, ВОИПКРО
6.9. Расширение телекоммуникационного 2002- ВОИПКПРО,
обеспечения системы переподготовки 2003 ВРЦФИО
педагогических кадров
6.10. Подключение к основной 2002 ГУЗ, ВГМА,
телекоммуникационной магистрали ВГУ, ВГТУ
системы образования кафедр ВГМА,
расположенных в областной детской и
областной клинической больницах.
6.11. Создание регионального 2001 ГУО, "РЕЛОД"
сегмента сети учебного книгоиздания
Итого по разделу 6 Весь период
Федеральный бюджет 27,27
Областной бюджет 9,63
Бюджет муниципальных образований 18,05
Другие источники финансирования 1,71
Всего 56,66
Всего по программе Весь период
Федеральный бюджет 207,29
Областной бюджет 111,17
Бюджет муниципальных образований 63,69
Другие источники финансирования 18,54
Всего 400,69
Примечания:
ГУО - Главное управление образования администрации Воронежской
области
ГУЗ - Главное управление здравоохранения администрации Воронежской
области
ВОИПКПРО - Воронежский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
ВРЦФИО - Воронежский региональный центр Федерации Интернет Образования
МОУО - муниципальные органы управления образованием
ЦГСЭН - Центр Госсанэпиднадзора
ОК РСМ - Воронежский областной комитет Российского союза молодежи
ВО РАИ - Воронежское отделение Российской академии информатизации
ВИ МВД - Воронежский институт МВД РФ
ФБ - Федеральный бюджет
ОБ - Областной бюджет
МБ - Муниципальные бюджеты
ДБ - средства из других источников
1 С учетом спонсорских средств
2 Текущее финансирование Федерации Интернет Образования (грант НК "Юкос")
3 Финансирование Федерации Интернет Образования
4 Текущее финансирование по гранту Национального Фонда Подготовки Кадров
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Воронежской области от 29 мая 2001 г. N 546 "О принятии программы информатизации образования"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.