Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа
(утв. постановлением Воронежской городской Думы
от 23 мая 2002 г. N 97-1)
Паспорт программы
"Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа"
Наименование программы - программа "Реформирование жилищно-коммунального
хозяйства города Воронежа"
Дата принятия решения о - 29 июля 2001 года
разработке программы
Заказчик программы - Администрация города
Основные разработчики - авторский коллектив некоммерческой организации
программы "Содружество социально-экономической стабильности
регионов" под руководством Харькова С.А.
Авторский коллектив: Миролюбов А.Н.
Пинемясов А.В.
Ващенко С.Ф.
Андрюнин А.М.
Бусева Н.Б.
Цели и задачи программы основными целями программы являются повышение
эффективности, устойчивости и надежности
функционирования жилищно-коммунальных систем
жизнеобеспечения населения, привлечение
инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс,
улучшение качества жилищнокоммунальных услуг с
одновременным снижением нерациональных затрат,
адресная социальная защита населения при оплате
жилищнокоммунальных услуг Для достижения этих
целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечить финансовое оздоровление
жилищнокоммунальных предприятий; обеспечить
условия для снижения издержек и повышение
качества предоставления жилищнокоммунальных
услуг; обеспечить инвестиционную
привлекательность жилищно-коммунального
комплекса; оказать государственную поддержку
модернизации жилищнокоммунального комплекса
Срок реализации - 2002 - 2010 годы:
программы 1-й этап - 2002 - 2003 годы
2-й этап - 2004 - 2005 годы
3-й этап - 2006 - 2010 годы
Мероприятия программы - программные мероприятия включают в себя:
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию
дебиторской и кредиторской задолженности
предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно-коммунального
комплекса и обеспечение стабильности и
достаточности финансирования затрат по
предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими
доходами при переходе на полную оплату жилищно-
коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в
жилищно-коммунальной сфере;
формирование благоприятных условий для
привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс;
обеспечение эффективного целевого использования
средств федерального бюджета, выделяемых на
модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и органов
местного самоуправления в привлечении
предприятиями жилищно-коммунального комплекса
внебюджетных долгосрочных заемных средств
Ожидаемые конечные - в результате реализации программы будут обеспе-
результаты реализации чены повышение эффективности, качества жилищно-
программы коммунального обслуживания, надежность работы
инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность
и безопасность условий проживания, социальная
защита населения при оплате жилищно-коммунальных
услуг. Эти цели будут достигнуты за счет
финансового оздоровления предприятий
жилищнокоммунального комплекса, демонополизации и
развития конкурентных отношений,
совершенствования договорных отношений и
тарифного регулирования естественных локальных
монополий, государственной поддержки модернизации
жилищнокоммунального комплекса Исполнители
программы - структурные подразделения
администрации города Система организации контроля
за исполнением программы - формы и методы
организации управления реализацией программы
определяются заказчиком.
I. Введение
Настоящая программа разработана на основании и в соответствии с подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения города Воронежа, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса города и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий города, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищнокоммунального обслуживания населения города Воронежа, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации города.
II. Основные цели и задачи программы
Основные цели программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг совпадают с целями подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Достижение основных целей программы обеспечит, начиная с 2008 года, безубыточное функционирование жилищно-коммунального комплекса города Воронежа и возможность устойчивого развития исключительно за счет реализации инвестиционных проектов без привлечения бюджетных средств на безвозвратной основе.
Основными задачами программы являются:
финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа путем реструктуризации и ликвидации задолженности муниципальных предприятий, работающих в системе жилищно-коммунального хозяйства города и доведения тарифов на жилищнокоммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к адресному субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
Цели программы разделяются на три этапа по очередности и срокам их реализации.
Первый этап (2002 - 2003 годы).
Главной целью первого этапа реализации программы является отработка предложенных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа и подготовка нормативной базы для реализации последующих этапов программы. Для достижения главной цели первого этапа необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для регистрации кондоминиумов и назначения органа в городской администрации, отвечающего за это;
- подготовка и принятие необходимых нормативных и правовых актов;
- проведение эксперимента по обслуживанию и содержанию части жилищного и нежилого фондов частной управляющей компанией;
- финансово-экономический и правовой анализ предприятий системы жилищнокоммунального хозяйства города;
- анализ всех видов задолженности предприятий системы жилищно-коммунального комплекса города Воронежа и разработка механизмов ее ликвидации;
- разработка подпрограмм определяющих способы и планы мероприятий проводимых администрацией города и направленных на решение главных задач по реализации настоящей программы.
Второй этап (2004-2005 годы).
Главной целью второго этапа реализации программы является повсеместное внедрение разработанных в ходе реализации первого этапа программы механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа.
Для достижения главной цели второго этапа необходимо решить следующие задачи:
- разделение жилищного и нежилого фондов города на участки обслуживания;
- проведение конкурсов по отбору на обслуживание и содержание муниципальных жилищного и нежилого фондов;
- проведение конкурсов по отбору на обслуживание и содержание муниципальных тепловых сетей, котельных, электрических сетей, сетей водоснабжения и канализации;
- проведение реструктуризации всех видов задолженности муниципальных предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города;
- поэтапная ликвидация муниципальных предприятий не прошедших конкурсный отбор после реструктуризации их задолженностей всех видов;
- изменение системы и переход к адресным выплатам льгот и дотаций.
Третий этап (2006-2010 годы).
Главной целью третьего этапа реализации программы является переход предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города на безубыточное и бездотационное функционирование.
Для достижения главной цели третьего этапа необходимо решить следующие задачи:
- разработка и поддержка инвестиционных проектов по модернизации жилищнокоммунального комплекса города;
- оказание администрацией города помощи обслуживающим и управляющим организациям в разработке бизнес планов и привлечении инвестиций для реализации этих проектов и пополнения оборотных средств.
III. Сроки и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2002 - 2010 годов.
На первом этапе (2002 - 2003 годы) необходимо провести эксперимент по отработке механизмов передачи и обслуживанию жилищных и нежилых фондов частными управляющими компаниями.
Предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение результатов:
- создание условий и заключение договоров на обслуживание частными компаниями ведомственного жилищного и нежилого фондов, передаваемых в 2002 году на муниципальный баланс;
- разработка условий отбора управляющих компаний и подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного и нежилого фондов и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно - правового статуса управляющей компании или подрядчика Объектом доверительного управления является - жилищный и нежилой фонд, в том числе межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, несущие, ограждающие не несущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся внутри и за пределами квартир и обслуживающее более одного домовладельца, внутриквартальные земельные участки в установленных границах с элементами инженерной инфраструктуры и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, непосредственно и неразрывно связанные в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере и служащие его целевому использованию;
- формирование нормативной и правовой базы необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа;
- проведение углубленного анализа технического состояния объектов жилищнокоммунального комплекса;
- комплексная экспертиза издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов;
- анализ и реструктуризация долгов по оплате жилья и услуг населением. Причем средства, полученные от населения при оплате долгов должны пойти только на ремонты и содержание жилищного фонда, так как фактически эти задолженности через дотации муниципальным предприятиям уже были выплачены бюджетом и не могут являться прибылью обслуживающих организаций.
- комитету по жилищно-коммунальному хозяйству совместно с комиссией по тарифам и ценам провести анализ существующих тарифов, на предмет экономической обоснованности.
На втором этапе (2004 - 2005 годы) предполагается провести следующие мероприятия:
- повсеместный переход на реальные договорные отношения в жилищнокоммунальном комплексе;
- переход к профессиональному управлению жилищно-коммунальным хозяйством обслуживающими организациями исключительно на конкурсной основе, вне зависимости от организационно-правовой формы этих организаций;
- создание системы регулирования естественных локальных монополий;
- развитие концессионных механизмов;
Обеспечить в результате выполнения вышеуказанных мероприятий формирование двух уровней конкурентных отношений:
- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на доверительное управление жилищным фондом;
- конкуренция управляющих и подрядных организаций за получение заказа на обслуживание и ремонт жилищного и нежилого фондов.
На третьем этапе (2006 - 2010 годы) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
IV. Мероприятия программы
В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищнокоммунального комплекса.
Программа включает мероприятия:
- по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий;
- по созданию необходимой нормативной базы;
- по разработке подпрограмм, по выполнению конкретных задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, к настоящей программе;
Эти мероприятия предусматривают:
обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
минимизацию расходов бюджета города Воронежа на жилищно-коммунальное хозяйство.
1. Экономическая модель реформы содержания и обслуживания
жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа
Мероприятия программы позволят создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном хозяйстве города Воронежа и оптимизировать существующую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, что позволит осуществить переход к новой экономической модели устойчивого функционирования всего жилищно-коммунального комплекса в соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве города окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющие компании будут иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения. Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Подход к реформированию системы содержания и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства города необходимо перенести и на реформирование теплоэнергетического и водного хозяйства города.
Разработка и реализация подпрограмм по реформирование систем тепло-, энерго- и водоснабжения города Воронежа необходимо провести параллельно с реализацией первого этапа настоящей программы как важное условие безубыточного функционирования всего комплекса жилищно-коммунального, теплоэнергетического и водного хозяйств города Воронежа.
2. Экономические взаимоотношения в системе содержания и обслуживания
жилищно-коммунального хозяйства, ее основные проблемы
Системы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в основном представляют собой сложившиеся структуры с вертикальной осью власти. Общие методологические и методические схемы руководства по эксплуатации жилищнокоммунального хозяйства осуществляются региональными и муниципальными административными органами. Они ограничиваются формированием единой финансовой политики в сфере жилищно-коммунальных хозяйств на территории Воронежской области и города Воронежа.
Органы местного самоуправления субъектов, как собственники объектов жилищнокоммунального хозяйства обеспечивают правовую сторону действий хозяйствующих субъектов по эксплуатации муниципального жилищного фонда, а также по предоставлению бюджетных субсидий на покрытие затрат на жилищнокоммунальные услуги.
В целях оперативного управления и обеспечения качества предоставляемых услуг в жилищно-коммунальной сфере в городе Воронеже в создан комитет жилищнокоммунального хозяйства, как структурное подразделение администрации.
Основными функциями, закрепленными за комитетом являются:
- организация эксплуатации муниципального жилищного фонда и объектов жилищнокоммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;
- осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- создание нормативных баз;
- разработка целевых программ развития отрасли, проведение систематических анализов жилищно-коммунального обслуживания субъектов;
- участие в проведении единой экономической, ценовой и технической политики с целью снижения издержек производителей коммунальных услуг, создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций.
Поскольку комитет жилищно-коммунального хозяйства не имеет права вести коммерческую деятельность, были созданы различные муниципальные предприятия (с передачей им в хозяйственное ведение муниципального имущества), за которыми были закреплены следующие функции:
- Осуществление работ по ремонту и эксплуатации жилищного фонда
- Разработка проектно-сметной документации на текущие и капитальные ремонты жилых фондов.
- Начисление квартирной платы и коммунальных услуг.
- Обеспечение качественной эксплуатации жилых домов.
В свою очередь эти предприятия с целью обеспечения текущего содержания, обслуживания и ремонта муниципального жилищного фонда, инженерного оборудования, внутриквартальных и внутридомовых территорий учредили дочерние ремонтноэксплуатационные предприятия. За этими предприятиями были закреплены фактически те же самые функции, что и выполняют сами муниципальные предприятия.
В сложившейся системе управления, жилищно-коммунальное хозяйство фактически просматривается старое административно-командная структура управления, жильцу фактически навязывают ту структуру обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, которая выгодна власти. Сложившаяся на данный момент система работы жилищнокоммунального хозяйства по своему качеству выполняемых работ, а также по качеству предоставляемых услуг, в большинстве случаев, не устраивает собственников жилья, а также и организации выполняющие работы по обслуживанию жилищных фондов. Система выделения средств из бюджета конкретным хозяйствующим субъектам на содержание жилищных фондов никакими конкретными нормативными документами не закреплена. Поэтому сложно установить и проконтролировать, на основании каких документов принимаются решения о выделении конкретных сумм и переводе их на расчетные счета вышеуказанных организаций, отсутствуют сроки их перечислений. В данный момент система работы жилищно-коммунального хозяйства в основной своей массе работает за счет поступающих дотаций и трансфертов из федерального и местных бюджетов, в ней почти повсеместно отсутствует механизмы рыночных отношений, что в свою очередь мешает созданию и внедрению в работу жилищно-коммунального хозяйства новых прогрессивных методов работы в свете Указа Президента Российской Федерации N 425 от 28 апреля 1997 года "О реформе жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации".
3. Реформирование экономических отношений
В настоящее время помимо социального аспекта реформирования отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве города все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразований.
Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.
Исследования показывают, что:
- несбалансированность тарифной политики, в том числе в коммунальном хозяйстве, создает известные отрицательные предпосылки для развития российской промышленности;
- поставщик экономически не заинтересован в сокращении потерь тепла, воды, электроэнергии, газа;
- значительная часть бюджетов уходит на дотирование жилищно-коммунального хозяйства, что является одной из причин сегодняшнего бюджетного кризиса.
Вместе с тем из-за неэффективной системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда, снижение надежности работы инженерных систем, лавинообразно растет задолженность муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят: перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищнокоммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.
Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищнокоммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищнокоммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.
Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.
4. Формирование новых механизмов функционирования
жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек
и повышения качества жилищно-коммунальных услуг
Одним из важнейших элементов реформирования жилищно-коммунального хозяйства при создавшихся условиях эксплуатации жилых фондов должно стать создание конкурентной среды как среди организаций занимающихся ремонтом и эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства, так и самих систем управления занимающихся разработками программ по обслуживанию жилых и нежилых объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Данный подход к этому вопросу даст возможность собственникам и нанимателям жилья самим на основе конкурсной системы отбора управляющих фирм выбирать те организации, которые смогут обеспечить наиболее качественное обслуживание и управление их жилыми фондами.
Сложившаяся на данный момент система, не дает жильцу возможности выбора поставщиков коммунальных услуг, являясь фактически монополистами, управления жилищно-коммунальных хозяйством города создают лишь видимость работ, а на самом деле из-за своего закостенелого до перестроечного механизма любыми способами хотят сохранить монополистический подход в системе жилищно-коммунального хозяйства. Непомерно раздутые штаты обслуживающего персонала, создание при тех же управлениях фирм по якобы проводимым ремонтам, что в 90% случаях служит лишь для отмывания тех малых, а порой можно прямо сказать недостаточных средств вкладываемых в систему жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие конкурентной среды среди организаций обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство дает реальные возможности преодолеть гражданами те негативные последствия, психологически связанные со старой системой организации жилищнокоммунального хозяйства, и отодвинет от бесплатной кормушки огромное количество любителей легкой наживы, сократив количество обслуживающего персонала до необходимых приделов. Большое количество высвободившихся средств можно реально рассматривать как один из путей дополнительного финансирования системы жилищнокоммунального хозяйства, оно также снизит финансовую и социальную нагрузку ложащуюся в данный момент на плечи населения.
Вторым немаловажным моментом можно рассматривать следующее, за счет создания новых систем управления и конкурентной среды снижается нагрузка на местные и федеральные бюджеты, на данный момент в основной своей части обслуживающие организации являются дотационными, находящиеся на бюджетном финансировании и получают средства из бюджета (ЖКХ, МУРП, ПЖТы и т. д.) не стремятся к сокращению затрат на содержание жилья им наоборот выгодно чтобы затратная составляющая была больше, количество штатного персонала также увеличивается, чем больше запросим тем легче выбить бюджетные деньги, тем более, что долги по коммунальным услугам затем опять же ложатся на бюджет, то есть на плечи налогоплательщиков, что приводит к фактическому как мы выше излагали краху системы жилищно-коммунального хозяйства. Привлечение организаций с альтернативными системами обслуживания и управления, одновременно поднимает вопрос взаимоотношений организаций обслуживающих жилой фонд и организаций поставщиков услуг. Привлечение организаций использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в т. ч. (автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной структурой объекта (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа, строительство мини котельных в труднодоступных районах и т. д.) приведет к созданию рынка услуг, на данный же момент естественные монополисты тепловые сети, энергообеспечивающие организации, водоканал и другие, просто навязывают свои во много раз завышенные услуги населению. В них так же просматривается желание заложить всю затратную часть на плечи населения и бюджетов муниципальных образований. Неэффективное халатное управление системами подачи тепло энергоносителей, завышенное количество штатного персонала, хищение средств на различных уровнях приводит не только во много раз завышенным тарифам по фактическому разрушению системы (потребитель-продавец) одним из живых примеров можно увидеть отказ населения города Уссурийск платить за коммунальные услуги.
Отсутствие системы учета и контроля, нарушение технологий эксплуатации подающих трасс, профилактического ремонта запорной арматуры, ведут к незапланированным потерям тепловой и электрической энергии. При создании же рынка услуг и конкурентной среды, поставщикам будет довольно проблематично устанавливать свои условия игры на рынках услуг, жилец будет сам в праве выбрать те услуги и условия обслуживания, которые он в состоянии оплатить. Установка же на каждом этапе измерительных приборов учета поставляемых услуг приведет почти к 100 % контролю за расходованием и использованием тепла, электрической энергии, воды. При установлении автоматических систем учета и контроля сама система без практического участия человека будет автоматически отслеживать параметры подаваемых услуг (температура, количество, частота напряжения, объем воды и т. д.). Затраты же со стороны населения на коммунальные услуги будут фактическими сколько заплатил столько и получи.
При проведении реформирования жилищно-коммунального хозяйства планируется выведение из существующих фондов несколько групп для рассмотрения и анализа их эксплуатационных возможностей при действующих нормах, предусмотренных законодательством РФ. Группы формируются как по эксплуатационным возможностям фонда (года постройки, износ систем, месторасположение) так и по социальным параметрам проживающего в нем населения (возраст, материальное обеспечение и т. д.). Предложенные схемы также дадут положительный эффект по снижению бюджетных нагрузок. Вышеизложенные моменты приведут систему контроля и управления за использованием предоставляемых коммунальных услуг к четко стабилизированным параметрам и нормам и полностью смогут восстановить систему контроля и учета, а также дадут возможность совершенствовать систему управления в муниципальных субъектах. Ситуация сложившаяся на данный момент между организациями обеспечивающими работу жилищно-коммунального хозяйства и поставщиками услуг выглядит достаточно запутанной. Резко поменявшиеся политико-экономические условия в России, заставили энергетических монополистов ускорить процесс перехода систем, как в другие формы собственности, так и поменять в системах методы экономических взаимоотношений, создана система РАОЭС, головные предприятия энергетики в большинстве своем являются акционерными обществами, исходя из этого можно говорить о переходе системы энергетического обеспечения на пути рыночных отношений. Готовность же других систем на прямую замкнутых и во многом зависящих от энергетиков, не достигло до сих пор того уровня работы, что в системе РАО , о чем говорит то положение в рынке отношений между энергетиками и системой жилищно-коммунального хозяйства.
Являясь до сих пор как бы энергетики не скрывали монополистами, а система жилищно-коммунального хозяйства не перешла в связи осознанием чиновниками разных уровней взаимоотношений через него вести массовые хищения, на новый этап обеспечения энергией через альтернативные источники тепло энергоснабжения, создавшийся дисбаланс на рынке услуг ведет к полному отторжению достаточно взаимозависимых систем, основное количество потребления тепловой и электрической энергии приходится на население. В свою же очередь непомерно высокие тарифы на тепловую и энергетическую энергию не дают возможность полностью вести расчеты, а отсутствие достаточного финансирования социальной сферы, привело большое количество социально значимых субъектов (детские сады, больницы и т.д.) к нищенскому существованию.
Совершенствование системы управления и контроля жилищно-коммунальных
хозяйств муниципальных субъектов
Одним из ключевых вопросов управления и контроля систем жилищнокоммунального хозяйства в муниципальных образований, является вопрос договорных отношений, между муниципалитетами и обслуживающими организациями. Обусловленное появление в сфере предоставления услуг и выполнения работ юридических субъектов различных форм собственности (ООО, ЗАО, ОАО). Появление новых видов собственников жилья привело к созданию на рынке особых требований к обслуживающим организациям (создание кондоминиумов, котеджное строительство, частная застройка). Вышеизложенные моменты приводят к созданию сложных многосторонних схем взаимоотношений, участниками которых являются арендаторы нежилых помещений находящихся в жилых домах, арендаторы отдельно стоящих объектов, инвестиционные, строительные организации различных форм собственности, коммерческие структуры входящие в систему обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.
Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства никоим образом не уменьшает роли контроля со стороны исполнительной и законодательной власти субъектов, а наоборот повышает их роль как главного контролирующего органа за соблюдением качества предоставляемых населению услуг. При вновь создаваемой системе кроме административных органов контроля формируется новая система и структура (товарищества собственников жилья, домовые комитеты) представляющие интересы всех жильцов и защищающих их права как потребителей услуг. Введение договорных отношений на каждом этапе взаимодействий дает реальную возможность контроля за предоставленные работы и услуги. Обслуживающая организация будет вынуждена согласовывать с потребителями цены на предоставленные услуги (ремонты, установка измерителей, цены на поставки и т. д.) включая обязательно в эту систему всех собственников жилья и защищающие права потребителей организации.
Вышеуказанное должно быть обязательно учтено при рационализации функции и организации взаимоотношений между собственниками жилья и управляющей фирмой, подрядными организациями и фирмами предоставляющими услуги, органами уполномоченными осуществлять государственный контроль за предоставлением населению услуг необходимого качества, за безопасным использованием и сохранностью жилого фонда. В свою очередь собственник объектов коммунального назначения передает на основе конкурсного отбора фонды на хозяйственное обслуживание, или в хозяйственное ведение управляющей обслуживающей фирме.
Управляющая фирма осуществляет сбор платежей (квартплата, коммунальные платежи населения и арендаторов нежилых помещений, арендная плата за нежилые помещения) Фирма самостоятельно заключает договора с поставщиками услуг (тепловые сети, энергообеспечивающие предприятия, водоканал, санитарные предприятия и т. д.) производит по ним расчеты, контролирует их исполнение.
Администрациям муниципальных образований необходимо рассмотреть вопросы связанные с освобождением управляющих и обслуживающих организаций жилищно-коммунального хозяйства в течении двух-трех лет от местных налогов, при условии, что высвободившиеся средства будут направлены на содержание жилищного фонда. Исполнительным органам необходимо рассмотреть вопросы о выделении земельных участков эксплуатирующим фирмам под перспективное строительство жилья для социально незащищенной категории граждан и расселения граждан из аварийного жилого фонда. Исполнительным и законодательным органам необходимо также рассмотреть вопросы по освобождению от уплаты налога за землю эксплуатирующих и обслуживающих фирм жилищно-коммунального хозяйства в части, остающихся в распоряжении органов местного самоуправления. В целях стимулирования программ по созданию товариществ собственников жилья целесообразно рассмотреть вопрос по освобождению от налога на добавленную стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых помещений, внутридомовых систем, инженерного оборудования, мест общего пользования, придомовой территории, выполняемыми подрядными организациями и управляющей фирмой.
Исключить из налогооблагаемой базы средства, поступающие в виде целевых дотаций и трансфертов из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований (субсидии, доплаты разницы в тарифах и т. д.) на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Рассмотреть вопросы связанные с реализацией муниципальной собственности. Запретить комитету по управлению муниципальным имуществом и землей реализовывать нежилые помещения входящие в состав жилых домов (только сдача в аренду). Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей необходимо в кратчайшие сроки провести ревизии всего недвижимого имущества, переданного в длительную аренду сроком более 10 лет находящегося в жилых помещениях рассмотреть эффективность использования арендаторами данных площадей, досконально изучить, а при нарушениях расторгнуть в судебном порядке договора, в которых не указаны условия эксплуатации нежилых помещений в составе жилых объектов и нет обязанностей арендаторов по несению эксплуатационных затрат по совместному содержанию жилых объектов (ремонт внутридомовых систем, крыш бойлеров и т. д.).
В соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, решениями органов государственной власти, осуществлять выплату дотаций на оплату (содержание) жилья и коммунальных услуг в жилых домах, находящихся на обслуживании управляющей фирмы в тех же размерах, что и дотации на содержание жилого фонда, находящегося на обслуживании специальных структур (муниципалитетов).
При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения в данном муниципальном образовании. Реформирование системы финансирования жилищнокоммунального хозяйства, оплата жилья и коммунальных услуг.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
- переход к самофинансированию жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований, предоставление дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителя;
- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня.
Фактически же, при использовании данной программы в практических условиях эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства показала следующие результаты. Низкая собираемость квартирной платы а также явно завышенные тарифы предлагаемые поставщиками услуг, использование дополнительных доходов от аренды нежилых помещений которые должны идти на поддержание финансирования жилищнокоммунального хозяйства, а на самом деле идет полное разбазаривание этих средств и торговля нежилыми объектами , выручка от которых идет в карман чиновников.
Полное отсутствие поступления дотаций и трансфертов из областных и муниципальных субъектов до непосредственно эксплуатирующих организаций о чем говорилось выше, привело жилищно-коммунальное хозяйство к кризису неплатежей а низкий уровень доходов граждан по сравнению с увеличивающейся квартирной платой и тарифами за коммунальные услуги не позволяет сохранить устойчивое положение по сбору квартплаты, что ведет к созданию огромной задолженности непосредственно обслуживающих организаций перед поставщиками услуг, задолженность по налогам и заработной плате.
Отсутствие финансирования льготной категории граждан состоящей из офицерского состава и приравненного к ним контингента не дает возможности гражданам выплачивающим квартплату и коммунальные услуги в полном объеме, получать эти услуги соответствующего качества и в полном количестве, что ведет к росту социального напряжения среди жильцов одного дома. У них возникают правомерные вопросы почему мы платим полностью а услуги получаем ограниченные. Обращение же в соответствующие министерства и ведомства однозначно упираются в недостаточное финансирование из федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным необходимо активизировать работы по:
- сокращению задолженности физических лиц путем выявления неплательщиков и применение к ним мер административного характера;
- подготовке пакета документов с предложением к министерствам и ведомствам имеющим льготы по квартплате с предложениями о погашении задолженности путем поставок товарно-материальных средств необходимых на ремонты ЖКХ (трубы, лес, стройматериалы, привлечение техники, ГСМ и т. д.);
- выявлению через домовые комитеты и товарищества собственников жилья, квартиросъемщиков, сдающих лишнюю жилую площадь в незаконный найм и не указывающих точное количество проживающих, что ведет к разбалансированию бюджетов обслуживающих организаций по расчетам с поставщиками услуг, так как все расчеты по потреблению услуг ведутся по фактическому количеству прописанных на эксплуатируемых площадях количеству граждан (прописан один, а проживает большее количество, оплата идет за одного).
- реструктуризации долгов по налогообложению путем зачета взаимных требований, а также передачи обслуживающей организации недвижимого имущества выводимого из состава Минобороны и других ведомств, реализация автотранспорта в счет погашения задолженности;
- направлению части дополнительной прибыли полученной за счет коммерческого использования выведенных объектов на покрытие задолженности перед жилищнокоммунальными организациями;
- строительству жилья для военнослужащих и приравненным к ним категории граждан;
- установке приборов измерения и учета, не только как объектов контроля но и как возможность внедрения в сознание жильцов метода сбережения собственных средств;
- ведение работ по дополнительному использованию площадей не используемых в данный промежуток времени, если позволяет архитектурная и инженерная прочность зданий необходимо рассмотреть вопрос по мансардному строительству за счет использования крыш, что дает не малый экономический эффект и дополнительную прибыль обслуживающим ЖКХ организациям;
- ведению карточно-денежных систем, что приведет к сокращению количество обслуживающего персонала на различных этапах учета и ведения бухгалтерских операций;
- выпуску различных видов ценных бумаг, проведению как говорилось выше взаимных расчетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженностей по налогам и сборам в федеральный и местные бюджеты, использование в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
Изложенные выше мероприятия носят среднесрочный характер. Их осуществление планируется на первом и втором этапах реализации программы (2002 - 2005 годы). Для их реализации на первом этапе кроме выполнения основного комплекса мер необходимо:
- обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищнокоммунальном хозяйстве;
- провести экспертизу деятельности муниципальных жилищно-коммунальных предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф;
- разработать положение о порядке конкурсного отбора организаций различных организационно - правовых форм на право выполнения работ по управлению жилищным фондом;
- разработать положение о порядке конкурсного отбора организаций различных организационно - правовых форм на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
5. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства
Для выполнения основной задачи программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере, необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями. Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом.
При таком подходе управление муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается как трехуровневая система (приложение 2):
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг (управляющие компании);
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить: соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса); обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищнокоммунальных услуг;
выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
осуществление системы контроля за выполнением договоров;
организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Главным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно - правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений). Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищнокоммунальных услуг. В ближайшие годы необходимо осуществить переход на профессиональное управление муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе. В связи с этим планируется разработать методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.
Основными критериями при выборе управляющей компании должны быть:
- стоимость обслуживания одного квадратного метра общей площади жилищного фонда в год;
- опыт управляющей компании в обслуживании жилищного и нежилого фондов. Разработка условий и проведение конкурса по выбору управляющих компаний должно проводиться после проведения анализа результатов эксперимента по обслуживанию части жилищного фонда города Воронеж управляющей компанией, запланированного на первом этапе реализации программы (2002-2003 годы).
Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами службы заказчика являются:
- выбор наилучшего подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений. Для обеспечения эффективности своей деятельности управляющая компания должна быть заинтересована:
- в оптимизации расходов по обслуживанию жилищного и нежилого фондов;
- в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;
- в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);
- в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья;
- в минимизации задолженности населения по оплате жилищнокоммунальных услуг;
- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Для решения каждой из указанных задач необходим соответствующий механизм экономического стимулирования данной деятельности.
В связи с этим важен вопрос об оптимальных размерах жилищных и нежилых фондов обслуживаемых управляющей компании. Поскольку администрация города Воронежа заинтересована в эффективности работы управляющих компаний. В принципе, администрация города Воронежа должна быть заинтересован в конечном итоге в выборе наилучшего заказчика. Но, с другой стороны, если размер жилищного фонда будет достаточно мал, возрастут издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а следовательно, повысится их стоимость. Следовательно целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.
Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения условий договора с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указываются объем жилищного фонда, передаваемый в управление, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание.
Реализация таких мер может дать существенный толчок развитию реальных рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов позволяет резко повысить эффективность используемых финансовых ресурсов.
Главные вопросы для успешного проведения конкурсов:
- грамотно подобранные участки жилищного фонда, выставляемые на конкурс (размер участка не должен быть менее 200000 м. кв.);
- активная информационная кампания;
- полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора.
Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищнокоммунальных услуг - достаточно длительный и непростой процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным. В рамках реализации программы целесообразно разработать примерные договоры на поставку жилищно-коммунальных услуг для города Воронежа. Разработка и широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг.
6. Роль органов государственной власти и органов местного
самоуправления в формировании условий для привлечения
инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс
Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс. Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры приведет к существенному сокращению себестоимости коммунальных услуг, а модернизация жилищного фонда - к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению значительного экономического эффекта от инвестиций.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, обеспечения прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления этими предприятиями, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемных средств.
Собственник имущества муниципальных предприятий имеет все необходимые полномочия для проведения преобразований, результатом которых будет снижение риска инвестирования в эти предприятия и повышение их кредитоспособности (тарифное регулирование, договорные отношения и т.д.). Регулирующие органы имеют полномочия (с помощью проведения независимых аудиторских проверок и установления нормативных требований) добиться большей прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов предприятий или за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, могли бы на первом этапе взять на себя предоставление бюджетных гарантий для привлечения кредитов и осуществить организационные меры по разработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемных средств.
Эти меры позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий или бюджетов.
7. Механизмы участия администрации города в привлечении предприятиями
жилищно-коммунального комплекса частных долгосрочных заемных ресурсов
Проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса в перспективе должны финансироваться в основном за счет заемных ресурсов (в первую очередь частных кредиторов), в том числе за счет бюджетных средств, предоставляемых на возвратной основе.
В общем виде система финансирования проектов по модернизации и развитию жилищнокоммунальной инфраструктуры может предусматривать два варианта получения средств. Первый из них предусматривает получение на возвратной основе средств из бюджета или от частного кредитора, при выявлении приемлемого уровня долговой нагрузки, которую может нести заявитель конкретного проекта. В первую очередь должна быть обеспечена возможность получения кредитных ресурсов на необходимый срок.
Возможны следующие способы привлечения заемных средств:
привлечение предприятиями жилищно-коммунального комплекса или муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов; выпуск и размещение на рынке проектных облигаций предприятиями жилищнокоммунального комплекса, осуществляющими модернизацию;
выпуск муниципальных облигаций в целях использования заемных средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса;
предоставление предприятию жилищно-коммунального комплекса кредита из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на рыночных или льготных условиях (в особых случаях - из федерального бюджета).
Второй вариант предусматривает предоставление на безвозвратной основе бюджетных средств на реализацию конкретных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или (и) местных бюджетов, в исключительных случаях - федерального бюджета.
Разделение механизмов по предоставлению средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозвратной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий жилищно-коммунального комплекса и ее устойчивости в силу возможности независимого функционирования. Кроме этого, предоставление средств на возвратной основе (на рыночных условиях) создает предпосылки для замены бюджетного финансирования привлечением частных кредитных инвестиций, на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также специально создаваемых гарантийных структур.
Необходимо разработать четкие критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям в первую очередь на безвозвратной основе. Одним из возможных критериев является поддержка на безвозвратной основе, которую должны получать, прежде всего, те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет средств самого предприятия или частных заемных средств.
8. Совершенствование нормативно - правовой базы
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Представительным и исполнительным органам города Воронежа в плановом порядке осуществить работу по разработке и совершенствованию нормативно - правовой базы в жилищно-коммунальном хозяйстве города Воронежа:
По мере выполнения этапов реформирования жилищно-коммунального хозяйства вносить в городскую Думу предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы.
Сформировать нормативную и правовую базу для создания благоприятных условий привлечения дополнительных источников финансирования расходов на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда путем эффективного использования собственности (жилых и нежилых помещений):
- разработать нормативы предоставления служебных нежилых помещений для производственных и иных хозяйственных целей для предприятий и организаций, занятых на работах в жилищном фонде, независимо от их организационно - правового статуса;
- предоставить право комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предоставлять предприятиям жилищно-коммунального хозяйства независимо от их правового статуса служебные нежилые помещения для производственных и иных хозяйственных целей на время действия договора на выполнение работ по управлению или обслуживанию жилищного фонда на условиях оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг без взимания арендной платы;
- разработать целевые подпрограммы реформирования структур жилищно-коммунального комплекса города (согласно приложения);
V. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в течение 2002 - 2010 годов.
Затраты на реализацию программы складываются из затрат, связанных с реализацией подпрограмм и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
По предварительным расчетом потребность в средствах на реализацию программ по модернизации и реконструкции жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа составит в период 2002-2010 годов 10 млрд. рублей.
Потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет средств бюджетов всех уровней. По предварительной оценке, при переходе к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг около 30 % семей с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий. Потребность в средствах на предоставление адресных субсидий начиная с 2004 года будет рассчитана по результатам проведения мероприятий (по ресурсосбережению, изменению системы содержания и обслуживания жилищного фонда, оптимизации расходов предприятий системы жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа) первого этапа программы.
В период 2002-2003 годов затраты, связанные с предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг будут производиться в соответствии с бюджетом города Воронежа без изменений.
Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Дотирование управляющих компаний связано в основном с необходимостью покрытия разницы в тарифах и компенсацию сверх нормативных расходов по обслуживанию жилищного фонда в 2001 году составило (согласно прогнозу бюджета города Воронежа) 271.14 млн. руб. Однако выполнение управляющими компаниями мероприятий по оптимизации расходов и программ ресурсосбережения уже на втором этапах реализации программы 2004-2005 годы позволит экономить до 20% бюджетных средств направляемых для дотирования управляющих компаний.
На третьем этапе реализации программы 2006-2010 годы подобная экономия составит около 30%, до момента перехода к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг, которое согласно целевой Федеральной программе "Жилище" должно произойти к 2010 году, после чего необходимость в подобном дотировании управляющих компаний исчезнет. Источником обеспечения средств, инвестируемых в ресурсосберегающие программы и модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания и доходы от экономии при оплате ресурсов.
Источником средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчислений на проведение капитального ремонта жилищного фонда. В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства предполагается реализация следующих программных мероприятий:
отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (дотации, субсидии);
пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот, замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами государственной поддержки;
полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищнокоммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их снижение; ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги; переход к обязательному конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту, а также управлению муниципальным жилищным фондом;
переход к системе договоров между органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями, обеспечивающих устойчивое развитие коммунальной инфраструктуры и предоставление потребителям услуг в необходимых объемах, отвечающих стандартам качества;
VI. Организация управления реализацией программы
и контроль за реализацией
Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее реализации возлагаются на администрацию города Воронежа.
Бюджетная заявка на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования программы разрабатывается и представляется в установленном порядке заказчиком программы.
Администрация города Воронежа организует информационно - разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров. Для информационного обеспечения реализации программы при органе, ответственном за реализацию программы "Реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Воронежа", создается постоянная рабочая группа по проведению информационно - разъяснительной работы.
Оценка реализации программы производится ежеквартально, а также по итогам года. Администрация города Воронежа ежеквартально, а также по итогам года, до 1 марта, представляют городской Думе города Воронежа сводную информацию о результатах выполнения мероприятий программы.
Администрация города Воронежа совместно с Воронежской городской Думой анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий программы.
Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется органами администраций муниципальных образований, органами государственных жилищных инспекций контролирующих стандарты качества предоставляемых услуг на территории данных муниципальных образований, а также производят контроль за наличием договоров и их выполнением за предоставленные услуги (электроэнергия, тепло, вода и т. д.), (приложение 3). Помимо плановых мероприятий, неотъемлемой функцией государственных жилищных инспекций является оперативное реагирование на обоснованное обращение граждан и заявления о некачественном предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Также могут быть созданы при законодательных органах муниципальных субъектах комиссии рассматривающие исполнение обслуживающими организациями жилищно-коммунального хозяйства условия выполнения законодательных актов на данных территориях, так как сфера деятельности обслуживающих фирм несет в себе безопасность проживающего на данной территории населения. Государственная жилищная инспекция взаимодействует с территориальными антимонопольными комитетами. В области технического обеспечения как было сказано выше помимо разработки и установки приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, тепла, газа и других энергоресурсов особо необходимо обратить внимание на создание автоматизированной системы диспетчерского управления, которые позволят не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать их распределение. Кроме того такие системы смогут предоставить информацию для всех уровней управления и контроля. Установка системы управления и контроля показала свой положительный эффект сбережение ресурсов до 30%, а в некоторых и до 40% от общего количества потребленных услуг. Налаживание системы контроля не позволяет поставщикам завышать объемы, и снижать показатели предоставляемых услуг. Расчет производится по фактическому потреблению, куда они часто в данный момент закладывают потери в связи с некачественным обслуживанием собственных технических средств доставки и управления, износ и отсутствие должного обслуживания запорной арматуры, содержание аппаратов коммутации и т. д.). Также системы учета-контроля играет роль в урегулировании разногласий в судебных спорах.
VII. Оценка эффективности и социально - экономических
последствий реализации программы
Оценка эффективности и социально - экономических последствий реализации программы будет производиться с помощью системы показателей:
Предмет оценки | Показатели |
Повышение эффективности функционирования жилищно- коммунального хозяйства |
динамика себестоимости и роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйс- тва; уровень бюджетных расходов на дотации предприятиям жилищно- коммунального комплекса; снижение удельных издержек на оказание жилищнокоммунальных услуг |
Качество жилищно-коммунального комплекса |
количество аварий в системах инженерно- го обеспечения; уровень износа систем инженерного обеспечения; объем капи- тально отремонтированных и реконструированных инженерных объектов |
Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве |
объем затрат на энергосберегающие меро- приятия в жилищно-коммунальном хозяйст- ве и экономический эффект от их реализации |
Внедрение приборов учета потребляемых ресурсов |
внедрение приборов учета воды, газа, тепловой энергии |
Финансирование льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг |
объем средств, выделенных из бюджетов всех уровней на предоставление населе- нию льгот и субсидий; число получателей льгот и субсидий |
Успешная реализация программы позволит:
улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно - коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Первый заместитель председателя
Воронежской городской Думы |
В.А. Витиник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.