Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Основные направления и принципы реализации Программы развития
и поддержки малого предпринимательства в г. Воронеже на 2002 - 2003 г.г.
1. Введение: необходимость муниципальной поддержки малого
предпринимательства
На сегодняшний день в городе Воронеже осуществляют хозяйственную деятельность порядка 9.7 тысяч малых предприятий и организаций и около 17,9 тысяч индивидуальных предпринимателей. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 80%.
В 2000 г. численность занятых в малом бизнесе составляла 51,5 тыс. человек и составила 12,5 % в общей численности занятых в экономике г. Воронежа, в том числе:
- в промышленности - 3,6 %;
- в строительстве - 4 %;
- в торговле и общественном питании на - 3,7 %.
В 2001 году численность занятых в малом бизнесе возросла на 2 % и составила 52,5 тыс. человек или 12,6 % от общей численности занятых в экономике г. Воронежа.
Более 36 % работающих занято в торговле и общественном питании, в строительстве - 25 %, в промышленности - 20 %. В среднем на одном малом предприятии трудилось 5 человек. Наибольшая численность (в перерасчете на одно предприятие) наблюдалась в сельском хозяйстве - 13 человек и в строительстве - 12 человек, в промышленности - 8 человек, в торговле и общественном питании - 7 человек.
В 2000 г. объем произведенной продукции (работ и услуг) в сфере малого предпринимательства составил 2244,5 млн. руб. (увеличился на 40 процентов по отношению к 1999 г.), а в 2001 году составил 2886.4 млн. руб. (увеличился на 28.6 процентов по отношению к 2000 г.).
В 2001 году наиболее быстрыми темпами развития характеризуются предприятия, действующие в промышленности, обеспечившие выпуск продукции в объеме 542,6 млн. руб. (18,8 процента из общего объема произведенной продукции, работ, услуг), в торговле - 360,8 млн. руб. (12,5 процента из общего объема), в строительстве - 242,5 млн. руб. (8,4 процента из общего объема). Продолжился рост инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса с уровня 454,3 млн. руб. в 2000 г. до 681 млн. руб. в 2001 г. Основная доля до 27.7 % приходится на промышленность, на торговлю и общественное питание до 26,2 %, а так же на строительство - до 24 %.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2001 г. год# составила 1130 руб., что на 37 % больше чем в 2000 г.
Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов законодательной и исполнительной власти, от принятых ими решений, Важность государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной при должной государственной и муниципальной поддержке обеспечить быстрый и значительный социально-экономический эффект: решение проблем занятости, снижение социальной напряженности, оздоровление промышленности, привлечение инвестиций в экономику города.
Основными направлениями политики администрации города Воронежа на предстоящий период станут:
- совершенствование нормативно-правовой базы, направленное на улучшение внешней среды для развития предпринимательства и сокращение административных барьеров;
- повышение эффективности работы существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства для обеспечения потребностей малого бизнеса в обучении, консалтинге и финансовом менеджменте;
- активное взаимодействие и партнерство с предпринимательской общественностью, союзами и объединениями предпринимателей, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведении администрации города.
Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых предприятий города, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии города.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. и Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ (утвержденной на заседании Государственного Совета РФ 19.12.2001 г.), на основе анализа современного состояния малого бизнеса города и направлена на реализацию единой политики Правительства РФ.# Воронежской областной Думы, Воронежской городской Думы, проводимой по отношению к малому предпринимательству.
Предлагаемый к реализации в новой Программе комплекс мер, базируется на результатах выполнения Предыдущей Программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Воронеже на период 2000-2001 гг. По многим позициям Программа продолжает ранее начатые проекты и учитывает современные тенденции развития экономики региона и города.
2. Базовые положения политики администрации города Воронежа
- Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
- Малый бизнес является основой формирования среднего класса - гаранта политической и экономической стабильности социально ориентированного рыночного общества.
- Целенаправленная поддержка частной инициативы является основой социально-экономических преобразований, направленных на создание подлинно гражданского общества, развитие принципов местного самоуправления.
- Эффективная политика в отношении малого предпринимательства должна осуществляться только на основе учета целей и интересов города и бизнеса.
- Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых условий, поддержание и укрепление - приоритетная задача государственной (муниципальной) политики.
- Потенциал малого бизнеса может быть востребован в полной мере при условии постоянного совершенствования целостной системы его поддержки в городе Воронеже.
3. Цели и ожидаемые результаты
- Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.
- Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами, через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
- Обеспечение реализации социальных программ города Воронежа за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого предпринимательства.
- Привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере предпринимательской деятельности.
- Равномерное распределение по территории города предприятий малого бизнеса, в том числе в "спальных" районах города.
- Оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.
- Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.
- Сохранение традиций и культурного наследия Воронежской области через развитие ремесел и создания ремесленной палаты.
- Увеличение экономического эффекта от использования городской собственности за счет передачи ее субъектам малого предпринимательства
- Передача излишних функций органов исполнительной власти в ведение общественных объединений предпринимателей.
- Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
4. Приоритетные задачи Программы
- Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.
- Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
- Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.
- Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
- Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.
- Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в городе Воронеже.
- Поддержка проектов, направленных на производство импортозамещающих товаров (работ, услуг).
5. Основные принципы реализации Программы
Комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий.
Системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса.
Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и муниципальных заказов.
Гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер муниципальной поддержки.
Интерактивность - рассмотрение процессов развития малого предпринимательства как комплексной системы "сигналов рынка" и адекватной реакции городской системы поддержки предпринимательства.
Делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов муниципальной программы поддержки предпринимательства.
6. Проблемное обоснование мероприятий программы
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики региона в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы влияют на темпы развития малого предпринимательства. Основные мероприятия программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства в городе Воронеже. Целью программы является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения эффективности муниципальной поддержки малого предпринимательства# г. Воронеже.
6.1. Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства.
На возможность выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней, прежде всего в таких сферах, как: налогообложение, лицензирование, сертификация, квотирование, порядок регистрации предприятий, предоставление производственных помещений и земельных участков, а также осуществление контроля за их деятельностью.
Эти факторы в совокупности можно определить как административные барьеры, т.е. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных нормативными актами и действиями органов власти, и существенно затрудняющие создание и развитие малых предприятий.
Отправной точкой для решения задач по устранению административных барьеров в настоящее время является принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.
Активизация процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней - важнейшая задача обеих сторон. Следствием такого взаимодействия станет действенное и конструктивное участие общественных объединений предпринимателей в обсуждении и продвижении законопроектов и нормативных актов, в разработке и реализации проектов и программ по поддержке малого бизнеса г. Воронежа.
Для разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра исследований, опирающихся на достоверные статистические данные. В настоящее время стоит задача получения объективной статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства. Отсутствие достоверной информации о различных показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию правильных управленческих решений. В связи с этим необходимо более тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной статистики и информационными, консалтинговыми агентствами.
6.2. Улучшение инвестиционного климата и финансово-имущественной поддержки предпринимательства.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения его инвестиционных потребностей.
Другую проблему, связанную со слишком высокой для малых предприятий процентной ставкой банковского кредита, предполагается решить путем разработки предложений по применению системы частичной компенсации процентной ставки по кредитам субъектам малого предпринимательства, выдаваемым кредитно-финансовыми организациями.
Вместе с тем, программа не исключает применение и прямой финансовой помощи малым предприятиям.
Реализация проектов настоящего раздела будет осуществляться за счет средств городского бюджета; муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства и других источников.
6.3. Повышение устойчивости и эффективности предприятий малого бизнеса. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Данная часть программы посвящена мероприятиям, связанным с деятельностью городской инфраструктуры поддержки малых предприятий. Она объединяет в себе разделы Программы, связанные с информационно-консультационным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, а также интегральными методами поддержки.
Основные элементы городской инфраструктуры в информационно-консалтинговой и обучающей сферах активно использовались в рамках предыдущей Программы, что позволило обеспечить предпринимателей города квалифицированными услугами по различным аспектам ведения бизнеса. Однако на сегодняшний момент стали очевидны приоритеты в информационно-консультационных потребностях предпринимателей, которые не полностью перекрывались возможностями городской инфраструктуры. Среди них можно выделить следующие:
- необходимость приблизить услуги к потребителю и довести их до уровня районных администраций;
- потребность в специализированных услугах, в том числе централизованного бухучета и аудита;
- юридические консультации и защита интеллектуальной собственности;
- потребность в деловых информационных ресурсах, в особенности связанных с продвижением продукции малых предприятий на внешние рынки.
Серьезным фактором информатизации экономики в целом должна стать глобальная сеть Интернет, дающая не только большие возможности для быстрой передачи информации, но и для организации непосредственного взаимодействия предпринимателей в реальном режиме времени, что в свою очередь потребует внедрения новых технологий в сферу информационно-консалтинговых и обучающих услуг.
Мероприятия Программы основываются на принципах преемственности и интерактивности элементов существующей инфраструктуры, что позволяет добиться синергетического эффекта от их реализации и, в конечном итоге, экономии средств при осуществлении каждого отдельного проекта. Так, например, любое обучающее мероприятие или издание специализированных пособий должно сопровождаться созданием Интернет-версий с последующим размещением на сервере дистанционного обучения и консультирования с тем, чтобы дать возможность максимальному числу предпринимателей повысить свой профессиональный уровень. При этом те из них, кто не имеет доступа в Интернет, могут воспользоваться услугами интернет-центров под руководством опытных консультантов. Такая работа потребует четкого взаимодействия от всех элементов инфраструктуры, но в результате позволит увеличить число обучаемых с нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек. На синергетический эффект рассчитаны также мероприятия, связанные с интегральной поддержкой предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов, технопарков, сервисных центров.
В целом мероприятия данной части Программы направлены на повышение устойчивости и эффективности работы уже существующих предприятий инфраструктуры поддержки в сфере малого предпринимательства, а также на снижение рисков при организации новых производств.
7. Социально-экономическая эффективность Программы
В период реализации Программы мерами муниципальной поддержки должны быть охвачены от 1,5 до 2 тысяч малых предприятий города.
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число занятых в сфере малого предпринимательства до 55 тыс. человек.
Предполагается, что по завершении мероприятий программы доля налоговых поступлений в бюджет города Воронежа от субъектов малого предпринимательства увеличится на 3-8%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.