Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Основные направления и принципы реализации Программы развития
и поддержки малого предпринимательства в г. Воронеже на 2002 - 2003 г.г.
1. Введение: необходимость муниципальной поддержки малого
предпринимательства
На сегодняшний день в городе Воронеже осуществляют хозяйственную деятельность порядка 9.7 тысяч малых предприятий и организаций и около 17,9 тысяч индивидуальных предпринимателей. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 80%.
В 2000 г. численность занятых в малом бизнесе составляла 51,5 тыс. человек и составила 12,5 % в общей численности занятых в экономике г. Воронежа, в том числе:
- в промышленности - 3,6 %;
- в строительстве - 4 %;
- в торговле и общественном питании на - 3,7 %.
В 2001 году численность занятых в малом бизнесе возросла на 2 % и составила 52,5 тыс. человек или 12,6 % от общей численности занятых в экономике г. Воронежа.
Более 36 % работающих занято в торговле и общественном питании, в строительстве - 25 %, в промышленности - 20 %. В среднем на одном малом предприятии трудилось 5 человек. Наибольшая численность (в перерасчете на одно предприятие) наблюдалась в сельском хозяйстве - 13 человек и в строительстве - 12 человек, в промышленности - 8 человек, в торговле и общественном питании - 7 человек.
В 2000 г. объем произведенной продукции (работ и услуг) в сфере малого предпринимательства составил 2244,5 млн. руб. (увеличился на 40 процентов по отношению к 1999 г.), а в 2001 году составил 2886.4 млн. руб. (увеличился на 28.6 процентов по отношению к 2000 г.).
В 2001 году наиболее быстрыми темпами развития характеризуются предприятия, действующие в промышленности, обеспечившие выпуск продукции в объеме 542,6 млн. руб. (18,8 процента из общего объема произведенной продукции, работ, услуг), в торговле - 360,8 млн. руб. (12,5 процента из общего объема), в строительстве - 242,5 млн. руб. (8,4 процента из общего объема). Продолжился рост инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса с уровня 454,3 млн. руб. в 2000 г. до 681 млн. руб. в 2001 г. Основная доля до 27.7 % приходится на промышленность, на торговлю и общественное питание до 26,2 %, а так же на строительство - до 24 %.
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2001 г. год# составила 1130 руб., что на 37 % больше чем в 2000 г.
Эффективная деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов законодательной и исполнительной власти, от принятых ими решений, Важность государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной при должной государственной и муниципальной поддержке обеспечить быстрый и значительный социально-экономический эффект: решение проблем занятости, снижение социальной напряженности, оздоровление промышленности, привлечение инвестиций в экономику города.
Основными направлениями политики администрации города Воронежа на предстоящий период станут:
- совершенствование нормативно-правовой базы, направленное на улучшение внешней среды для развития предпринимательства и сокращение административных барьеров;
- повышение эффективности работы существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства для обеспечения потребностей малого бизнеса в обучении, консалтинге и финансовом менеджменте;
- активное взаимодействие и партнерство с предпринимательской общественностью, союзами и объединениями предпринимателей, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведении администрации города.
Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых предприятий города, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии города.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" N 88-ФЗ от 14.06.1995 г. и Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ (утвержденной на заседании Государственного Совета РФ 19.12.2001 г.), на основе анализа современного состояния малого бизнеса города и направлена на реализацию единой политики Правительства РФ.# Воронежской областной Думы, Воронежской городской Думы, проводимой по отношению к малому предпринимательству.
Предлагаемый к реализации в новой Программе комплекс мер, базируется на результатах выполнения Предыдущей Программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Воронеже на период 2000-2001 гг. По многим позициям Программа продолжает ранее начатые проекты и учитывает современные тенденции развития экономики региона и города.
2. Базовые положения политики администрации города Воронежа
- Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
- Малый бизнес является основой формирования среднего класса - гаранта политической и экономической стабильности социально ориентированного рыночного общества.
- Целенаправленная поддержка частной инициативы является основой социально-экономических преобразований, направленных на создание подлинно гражданского общества, развитие принципов местного самоуправления.
- Эффективная политика в отношении малого предпринимательства должна осуществляться только на основе учета целей и интересов города и бизнеса.
- Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых условий, поддержание и укрепление - приоритетная задача государственной (муниципальной) политики.
- Потенциал малого бизнеса может быть востребован в полной мере при условии постоянного совершенствования целостной системы его поддержки в городе Воронеже.
3. Цели и ожидаемые результаты
- Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.
- Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами, через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
- Обеспечение реализации социальных программ города Воронежа за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого предпринимательства.
- Привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере предпринимательской деятельности.
- Равномерное распределение по территории города предприятий малого бизнеса, в том числе в "спальных" районах города.
- Оптимизация деятельности и реструктуризация крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.
- Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.
- Сохранение традиций и культурного наследия Воронежской области через развитие ремесел и создания ремесленной палаты.
- Увеличение экономического эффекта от использования городской собственности за счет передачи ее субъектам малого предпринимательства
- Передача излишних функций органов исполнительной власти в ведение общественных объединений предпринимателей.
- Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
4. Приоритетные задачи Программы
- Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.
- Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
- Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.
- Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
- Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.
- Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в городе Воронеже.
- Поддержка проектов, направленных на производство импортозамещающих товаров (работ, услуг).
5. Основные принципы реализации Программы
Комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий.
Системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса.
Конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и муниципальных заказов.
Гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер муниципальной поддержки.
Интерактивность - рассмотрение процессов развития малого предпринимательства как комплексной системы "сигналов рынка" и адекватной реакции городской системы поддержки предпринимательства.
Делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов муниципальной программы поддержки предпринимательства.
6. Проблемное обоснование мероприятий программы
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики региона в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы влияют на темпы развития малого предпринимательства. Основные мероприятия программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства в городе Воронеже. Целью программы является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения эффективности муниципальной поддержки малого предпринимательства# г. Воронеже.
6.1. Совершенствование внешней среды для развития предпринимательства.
На возможность выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней, прежде всего в таких сферах, как: налогообложение, лицензирование, сертификация, квотирование, порядок регистрации предприятий, предоставление производственных помещений и земельных участков, а также осуществление контроля за их деятельностью.
Эти факторы в совокупности можно определить как административные барьеры, т.е. препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных нормативными актами и действиями органов власти, и существенно затрудняющие создание и развитие малых предприятий.
Отправной точкой для решения задач по устранению административных барьеров в настоящее время является принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.
Активизация процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней - важнейшая задача обеих сторон. Следствием такого взаимодействия станет действенное и конструктивное участие общественных объединений предпринимателей в обсуждении и продвижении законопроектов и нормативных актов, в разработке и реализации проектов и программ по поддержке малого бизнеса г. Воронежа.
Для разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра исследований, опирающихся на достоверные статистические данные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.