Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
областной политики по обеспечению
здорового питания населения Воронежской области
на 2002-2005 годы
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 29 июля 2002 г. N 692)
Под областной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.
I. Характеристика состояния питания населения в области
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Нарушения баланса в структуре питания оказывают пагубное влияние на здоровье человека, а также способствуют снижению продолжительности жизни населения. В области 69% детей до одного года находятся на искусственном вскармливании.
Вместе с тем, в последние годы состояние здоровья населения области характеризуется негативными тенденциями: возросла заболеваемость и смертность от сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний, болезнями органов пищеварения, остро стоит проблема недостаточности витаминов и микронутриентов, ухудшаются антропометрические показатели детей и подростков. Недостаток продуктов питания и важнейших составляющих микронутриентов приводит к развитию алиментарных заболеваний.
Из всего спектра учитываемых заболеваний и патологических состояний среди детей, за последние пять лет, в наибольшей степени возросли заболевания органов пищеварения (в 1.2 раза), эндокринной системы и расстройств питания (в 4.4 раза). В 1.3 раза возросла заболеваемость анемиями, в 1.9 раза язвой желудка и 12-перстной кишки. В структуре хронической заболеваемости первое место у детей и подростков сохраняется за болезнями органов пищеварения.
Следствием недостаточного питания является недостаточное физическое развитие детей и подростков, в результате чего нарушаются механизмы адаптации и противоинфекционной защиты. С 1993 года количество детей с недостаточной массой тела на территории области возросло на 80%.
В питании детей организованных коллективов недостаточно жизненно важных продуктов питания: рыбы, мяса, молочных продуктов, яиц, свежих фруктов и соков.
Одним из типичных примеров недостатка микронутриентов является дефицит йода, проявляющийся целым спектром йоддефицитных заболеваний. Воронежская область относится к территориям, где в природных источниках практически отсутствует йод и фтор. Результаты мониторинга содержания йода в пищевых продуктах, суточных рационах различных групп населения показали, что дефицит данного микроэлемента составляет от 25% до 30%, дефицит поступления фтора - от 16 до 20%.
Структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания (молока и молочных продуктов).
Дефицит потребления основных групп продуктов питания на территории области составляет: по мясу и мясопродуктам - 55%, по молоку и молочным продуктам - 64%. Стабильной остается тенденция к увеличению потребления хлеба и хлебопродуктов.
Пищевая и энергетическая ценность рационов питания в организованных коллективах не отвечает гигиеническим нормативам: среднесуточные натуральные нормы питания не выполняются, фактически не проводится витаминизация готовых блюд из-за отсутствия средств на витаминные препараты. Нарушается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) в сторону увеличения углеводов до соотношения 1:1:5. Ниже нормы потребление животных жиров среди общего количества жиров. Имеющееся в рационах соотношение минеральных элементов (кальция и фосфора, кальция и магния) не позволяет в необходимом количестве усваивать детским организмом кальций, являющийся основным структурным элементом костной ткани. Крайне отрицательным моментом является факт прекращения функционирования в общественном питании и торговле диетических столовых, диетических отделов магазинов.
Серьезной проблемой является употребление некачественной и опасной для здоровья алкогольной продукции, что связано с вредным воздействием этилового спирта на нервную, сердечно-сосудистую системы человека.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.
Определенную опасность представляет также возможность попадания в организм с продуктами питания различных вредных веществ химического и биологического происхождения, отдаленные эффекты от воздействия которых проявляются через различные аллергические реакции, непредсказуемые последствия мутагенного и канцерогенного характера.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения области. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового рационального питания. В области нет единой государственной политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья населения области и важности рационального питания подрастающего поколения, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения области продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации областной политики по обеспечению здорового питания.
II. Цели, задачи и этапы реализации областной политики
Целями областной политики по обеспечению здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых. Основной задачей областной политики по обеспечению здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
- производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
- разработка новых видов пищевых продуктов с высокой биологической ценностью, а также обеспечение витаминами и микронутриентами;
- бесплатное и полноценное питание детей возрастом до 2-х лет;
- высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
- пропаганду среди населения принципов рационального здорового питания;
- постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации концепции (2002-2003 годы) определяется уровень дефицита пищевых веществ, осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения массового потребления продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе, на 20-30% продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40% свежих овощей и фруктов.
На втором этапе (2004 год) будет увеличено производство продуктов питания, обогащенных витаминами и микроэлементами; разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья и пищевой продукции. Районами области реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов в рационах питания населения.
На третьем этапе (2004-2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья населения, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита йода и фтора.
В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и на основе укрепления экономики области, повышение покупательной способности и культуры питания населения, создания новых научно обоснованных рецептур продуктов питания для различных социальных и возрастных групп населения.
III. Основные принципы областной политики по обеспечению
здорового питания
Областная политика по обеспечению здорового питания населения основывается на следующих принципах:
- здоровье человека - важнейший приоритет;
- пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;
- питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;
- рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должно быть предметом особого внимания администрации области;
- питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
Областная политика по обеспечению здорового питания населения строится на основе мониторинга за состоянием питания и здоровья.
IV. Основные направления областной политики по обеспечению
здорового питания
Приоритетными направлениями областной политики по обеспечению здорового питания являются:
1. Совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей производство и оборот пищевых продуктов, продовольственного сырья, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.
2. Восстановление отечественного производства продовольственного сырья, включающих:
- развитие интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем;
- выделение экономически чистых зон, обеспечивающих сырьем предприятия по производству продуктов детского питания.
3. Обеспечение производства пищевых продуктов в необходимых объемах, включая получение новых видов пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующего потребностям организма человека, а также продуктов лечебнопрофилактического назначения.
4. Разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:
- ликвидацию дефицита витаминов и микроэлементов;
- профилактику распространения неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и т.д.).
5. Обеспечение безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья путем:
- применения современных технологий, исключающих возможность микробиологического, химического и физического загрязнения;
- усиления производственного контроля за качеством и безопасностью при производстве и обороте продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- создание современной инструментальной базы и разработка современных экспресс-методов анализа сырья и продуктов питания;
- разработка региональной карты экологической безопасности с целью выявления экологически чистых зон, зон риска и загрязненных территорий, производящих сырье и продукты питания, на основе данных статистического управления и специальных лабораторий;
- совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья.
6. Развитие индустрии специализированных продуктов детского питания для:
- детей раннего возраста;
- для недоношенных детей;
- продуктов прикорма;
- беременных;
- заменителей женского молока;
- школьного питания, а также для детей дошкольного возраста;
- различных категорий больных детей.
7. Обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества.
8. Формирование у населения навыков здорового питания предусматривается путем:
- разработки программ для ВУЗов и систем последипломного образования;
- разработки системы образовательных программ для общеобразовательных школ, высших учебных заведений, населения и средств массовой информации;
- организации постоянно функционирующих научно-популярных страниц в средствах массовой информации по проблемам здорового рационального питания.
V. Механизм реализации областной политики по обеспечению
здорового питания
Основными элементами механизма реализации областной политики по развитию здорового питания населения являются:
- государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требования медицинской науки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.