Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Конкретные вредные факторы окружающей среды
2.1. Вода
Регулирование отношений в области питьевого водоснабжения регламентируются законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99г. N52-ФЗ, законами Воронежской области "О питьевой воде" от 20.07.98г. N50-II-ОЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 15.01.2002г. N2-ОЗ.
В 1998 году постановлением администрации Воронежской области от 21.12.98г. N1188 утверждена областная программа "Обеспечение населения питьевой водой на 1999-2001 годы". В 2001 году разработана программа "Питьевая вода Воронежской области на 2002-2005годы", которая находится на рассмотрении в администрации области.
Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляют учреждения госсанэпиднадзора области. С 1997 года в связи с введением в действие СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" организациями, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения, проводилась работа по определению перечня показателей химического состава питьевой воды, проведены расширенные лабораторные исследования воды для разработки рабочих программ производственного контроля качества питьевой воды. По состоянию на 01.01.2002года из 1028 необходимых программ ведомственных водопроводов разработано 980 (95,3%). Неудовлетворительно организована работа по разработке программ в Верхнехавском (из 25-15), Воробьевском (из 18-16), Петропавловском (из 23-13), Репьевском (из 18-16) районах.
Из 32 районов области местные программы по улучшению водоснабжения населения имеют 14 районов и г.Воронеж. В 8 районах имеются программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения", в которых отдельным разделом введены мероприятия по улучшению водоснабжения. Из 15 имеющихся программ не финансировалось их выполнение в 4 районах. Действующие программы по улучшению водоснабжения финансировались неудовлетворительно: на выполнение предусмотренных программами мероприятий освоено 14,7 млн.рублей. Отсутствуют программы по улучшению водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 10 районах области (Аннинском, Борисоглебском, Калачеевском, Каменском, Каширском, Павловском, Поворинском, Рамонском, Таловском, Терновском).
Проблема обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве является одной из главных социально-гигиенических проблем. В технологической цепочке источник-водоподготовка-водопроводная сеть происходит изменение качества воды, которое обусловлено составом природных вод, соблюдением необходимых технологий при подготовке воды и наличием загрязняющих веществ, техническим состоянием водопроводных сетей и уровнем санитарного благоустройства населенных пунктов.
Централизованное водоснабжение области осуществляется из подземных водоносных горизонтов. Из 1901 водозаборной площадки, питающих водой водопроводы хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 384 из-за отсутствия зон санитарной охраны, в том числе коммунальных 21 (10,4 %) и 363 (21,4%) ведомственных водозаборов.
Централизованным водоснабжением охвачено 71,1 % населения области, в г. Воронеже - 97,9 %. В то же время в ряде районов области охват населения централизованным водоснабжением составляет: в Грибановском - 12,5 %, Терновском - 18,7 %, Эртильском - 23,6 %, Петропавловском - 29,3 %.
Приоритетными загрязнителями питьевой воды определены железо, марганец и общая жесткость. Данные вещества носят природный характер. Содержание железа, превышающее ПДК более чем в 3 раза, определяется в питьевой воде на территории 21 района области и г.Воронежа. Население, пользующееся водой с такими концентрациями железа, составляет около 400 тыс. человек (16,4%). В 28 районах области общая жесткость питьевой воды превышает 10мг-экв./дм(3). Численность населения находящегося под воздействием - 12,5% (305 тыс.человек). Концентрации в питьевой воде марганца, превышающие гигиенический норматив в 3 и более раза определяется в 5 районах области и г.Воронеже. Численность экспонированного населения составляет более 170 тыс. человек (7%). В последние годы к приоритетным загрязнителям питьевой воды добавились нитраты, которые определяются в 15 районах области. Несоответствие воды гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям обусловлено также практически отсутствием очистных сооружений на большинстве водозаборов. Динамика показателей качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям за 1998-2001гг. представлена на рисунке 1.
"Рисунок 1. Динамика показателей качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям за 1998-2001 годы"
Вопросы очистки питьевой воды и улучшения ее качества по физико-химическим показателям практически не решаются. Установленные на ВПС-4,8,11,12 г. Воронежа очистные сооружения для обезжелезивания подземных вод методом упрощенной аэрации с последующим фильтрованием через песчаную загрузку не обеспечивают необходимое качество воды.
В неудовлетворительном техническом состоянии находятся водоразводящие сети, что приводит к ухудшению качества подаваемой населению питьевой воды. Процент изношенности водопроводных сетей в районах области составляет от 26% в Подгоренском районе до 87% в Богучарском, Каширском районах. Имеют место потери годы в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб, из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда. В 2001 году по области зарегистрировано 1218 аварий на водопроводных сетях, что на 10,9% больше уровня 2000 года. При протяженности разводящей сети города 1204 км в среднем 1 авария приходится на 2км сетей. Несвоевременное устранение аварий и утечек, отсутствие профилактического обеззараживания сооружений и водопроводных сетей определяют риск неблагоприятного влияния водного фактора на формирование здоровья населения. Динамика показателей качества питьевой воды по микробиологическим показателям за 1998-2001гг. представлена на рисунке 2.
"Рисунок 2. Динамика показателей качества питьевой воды по микробиологическим показателям за 1998-2001 годы"
В населенных пунктах Воронежской области отмечается дефицит питьевой воды. В г. Воронеже подача воды населению осуществляется по графику, утвержденному Постановлением администрации города от 2.04.99г. N 171 "О режиме подачи питьевой воды", в остальное время ведется заполнение резервуаров запаса воды на водозаборах и поддерживается давление в разводящих водопроводных сетях. Перебои в подаче питьевой воды населению при высокой степени изношенности водопроводных сетей увеличивают риск ухудшения ее качества по микробиологическим показателям и возникновению водных вспышек инфекционных заболеваний.
Рост вирусного гепатита А, наметившийся в 1999 году (1057 случаев) и продолжающийся по настоящее время (в 2001 г. - 1827 больных) связан с неудовлетворительным обеспечением населения питьевой водой и загрязнением открытых водоемов неочищенными сточными водами. Это подтверждают ежегодные выделения антигена ВГА (в 2-3% случаев) из питьевой, сточной воды и воды открытых водоемов.
Вспышки водного характера были расшифрованы в 2000 году в с.Митрофановка Кантемировского района, с числом пострадавших 91 человек, в микрорайоне "Мельбугор" Лискинского района - 16 человек, с.Подгорное г.Воронежа - 22 человека. Причина - употребление инфицированной питьевой воды в результате попадания сточных вод из-за аварийных ситуаций на водопроводно-канализационных сетях.
На территории области в летний период времени из воды открытых водоемов выделяются неагглютинирующие штампы# холерного вибриона I группы Хейберга от 384 (в 2000 г.) до 646 (в 1999 г.) культур. За период 1998-1999 г.г. выделены 4 холерных культуры О-1 Эльтор Огава из реки Сухая Россошь Россошанского района (1998 г.) и 1 - из реки Дон Павловского района. Случаев заболевания холерой среди людей не отмечалось.
До 30-40% всех острых кишечных инфекций установленной этиологии ежегодно регистрируемых на территории области определяет ротавирус, широко циркулирующий в окружающей среде, в первую очередь водопроводной воде и вода открытых водоемов.
За последние 3 года возрос удельный вес проб воды из открытых водоемов, не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию яиц гельминтов с 1,24% до 2,53% (рисунок 3).
"Рисунок 3. Удельный вес (в %) проб воды из открытых водоемов, не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию яиц гельминтов 1999-2001гг."
Ежегодно в Воронежской области регистрируется от 90 до 150 заболеваний лямблиозом. Детское население в структуре заболевших составляет 52%. Уровень заболеваемости лямблиозом достаточно стабилен и обусловлен, прежде всего, загрязнением открытых водоемов неочищенными канализационными стоками.
Динамика показателей заболеваемости населения лямбиозом# за 1999-2001 годы представлена на рисунке 4.
"Рисунок 4. Диаграмма показателей заболеваемости населения лямблиозом на 100 тыс. населения 1999-2001гг."
В связи с использованием для централизованного водоснабжения населения на территории области только подземных водоносных горизонтов, качественный состав питьевой воды обусловлен химическим составом водоносных пород. В питьевой воде на территории области определяется повышенное содержание общей жесткости железа, марганца, сухого остатка, сульфатов, хлоридов, нитратов и в отдельных случаях фтора и бора при отсутствии йода.
Общая жесткость в концентрации более 10 мг-экв/дм(3) определяется на территории 27 районов области с численностью экспонированного населения около 270 тыс. человек.
Железо. Население в г.Воронеже и 22 районах области употребляет питьевую воду с содержанием железа, превышающим гигиенический норматив в отдельных пробах в 3 и более раз. Численность населения подверженного воздействию составляет 365000 тысяч человек. При длительном употреблении воды с содержанием железа более 1,0 мг/дм(3) возможно появление раздражения кожи и слизистых, при больших концентрациях - воздействие на кровь и иммунную систему организма.
Марганец. Более 130 тысяч человек в г.Воронеже, Бобровском и Новоусманском районе потребляют питьевую воду с содержанием марганца, превышающим норматив в 3 и более раз в отдельных пробах. Высокие концентрации марганца способны воздействовать на центральную нервную систему и кровь.
Нитриты и нитраты. В отдельных населенных пунктах Лискинского, Острогожского, Рамонского, Россошанского и Хохольского районов отмечается превышение гигиенического норматива содержания нитратов в питьевой воде более чем в 3 раза. Численность экспонированного населения составляет около 16 тыс. человек. Нитраты и нитриты оказывают многообразное воздействие на организм, включающее образование метгемоглобина, гемическую и тканевую гипоксию, нарушение функций сердечно-сосудистой системы, изменение иммунного статуса и являются предшественниками канцерогенных N-нитрозосоединений.
Бор. Более 3 тысяч человек в Рамонском и Хохольском районах потребляют воду с содержанием бора в 3 и более раз превышающим гигиенический норматив. Высокие концентрации бора воздействуют на желудочно-кишечный тракт и могут вызывать нарушения репродуктивной функции.
Фтор. Около 1900 тыс. человек в области употребляют воду с содержанием фтора менее 0,5 мг/дм(3), из них 26 тыс. человек - с содержанием менее 0,2 мг/дм(3). Наиболее низкое содержание фтора определяется в Аннинском, Борисоглебском, Грибановском, Лискинском, Панинском, Поворинском и Эртильском районах. В тоже время в отдельных населенных пунктах Семилукского, Новоусманского, Ольховатского и Рамонского районов употребляют воду с содержанием фтора до 1,5-2,0 мг/дм(3) .
Йод. Практически все население области использует питьевую воду, в которой йод не обнаруживается современными методами исследования.
Существующее в настоящее время положение и отсутствие в последние годы позитивных тенденций в обеспечении населенных мест питьевой водой гарантированного качества предопределяют на перспективу негативное влияние водного фактора на возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения области.
2.2.Воздух
Учитывая, что качество атмосферного воздуха является одним из приоритетных факторов риска для здоровья населения, в последние годы создана и развивается законодательная база, направленная на его охрану от загрязнения. В дополнение к Федеральным Законам в Воронежской области приняты Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 12.03.98 г. N30-II-ОЗ и Закон "Об охране атмосферного воздуха" от 17.07.2000 г. N169-II-ОЗ, которыми регламентируется качество атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ.
Требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние атмосферного воздуха, а также при разработке всех стадий градостроительной документации, установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих атмосферу химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье население и условия его проживания. Для отдельных веществ используются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), сроки действия которых устанавливаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 598 веществ и запрещен выброс 39 веществ. Ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 1530 веществ.
Государственный надзор за качеством атмосферного воздуха, влиянием его на состояние здоровья населения, осуществляют учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ответственен за государственную систему наблюдений и контроля за загрязнением атмосферного воздуха и созданием банка данных. Государственный учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух осуществляет Комитет государственной статистики Воронежской области, а государственный контроль за эксплуатацией пыле- и газоочистного оборудования - Комитет природных ресурсов по Воронежской области.
Ежегодно за последние 5 лет в атмосферу области поступает до 500 тысяч тонн загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Опасность загрязненного воздуха обусловлена не только валовым количеством выбрасываемых веществ, но и их значительным разнообразием, только в г.Воронеже их более 300, обладающих комбинированным действием.
За последние годы отмечается изменение выбросов, структуры загрязняющих веществ от стационарных источников, что обусловлено изменением топливного баланса объектов теплоэнергетики в сторону увеличения; использования твердого топлива и мазута; ростом промышленного производства; постановкой на учет новых объектов-природопользователей.
В 2001 году из общего количества образовавшихся загрязняющих веществ уловлено 86074 тонны или 55,9% и утилизировано 44524 тонны. На 85% объектах промышленности улавливаются твердые вещества (пыль с содержанием оксидов кремния, пыль древесная, зола угольная и т.д.), очистка газообразных и жидких ингредиентов осуществляется на 11,3%, это в основном окислы азота (35%) и летучие органические соединения (15,6%).
Основными вкладчиками загрязнения атмосферы, исходя из классификации по 20 отраслям, по-прежнему являются предприятия транспортного комплекса (19%), теплоэнергетики (12%) и пищевой промышленности (10%). При этом увеличились выбросы от предприятий теплоэнергетики на 1,93 тыс. тонн, что в основном и определило рост выбросов в целом по области; от предприятий химической и нефтехимической отрасли - на 348 тонн, черной металлургии - на 120 тонн, машиностроения и металлообработки - на 685 тонн. Рост выбросов от предприятий теплоэнергетики произошел за счет сокращения сжигания газообразного топлива в связи с ограничением лимитов на газ и увеличением использования резервного топлива - мазута и угля. Сократились выбросы на предприятиях пищевой промышленности - на 22 тыс. тонн, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 148 тонн, сельскохозяйственной - на 136 тонн, что обусловлено проведением работ по оптимизации технологических процессов, внедрением новых высокоэффективных пылеулавливающих установок и улучшением работы существующих.
Выбросы предприятий находятся также в прямой зависимости от наличия и эффективности работы газо-пылеулавливающих установок, которая колеблется от 27% в машиностроительной отрасли до 79% в черной металлургии. Наибольшая эффективность очистки выбросов достигнута на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 98,9%.
Ведущую роль в загрязнении воздушного бассейна играет автомобильный транспорт. Значительная доля выбросов от автотранспорта обусловлена увеличением транспортного парка с одновременным увеличением количества устаревших автомобилей. За последние 10 лет транспортный парк области возрос на 22,4% и составляет 715 тысяч единиц. Систематически снижается доля городского электротранспорта. Ежегодно в г.Воронеже парк троллейбусов и трамваев уменьшается на 15-20 единиц. Одним из перспективных путей снижения загрязнения атмосферного воздуха является использование альтернативного топлива, в том числе природного и сжиженного газа, что позволит снизить выбросы оксида углерода, оксидов азота, твердых частиц и неметановых углеводородов.
Исходя из качественного и количественного состава валовых выбросов загрязняющих веществ и с учетом результатов мониторинга, приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха по итогам отчетного года в области определены: окислы азота, взвешенные вещества, оксид углерода, фенол, сернистый газ, формальдегид, а в г.Воронеже дополнительно окислы марганца и меди. Удельный вес отдельных загрязнителей в общем количестве проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам (в %) представлен на рисунке 5.
"Рисунок 5. Удельный вес отдельных загрязнителей в общем количестве проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам (в %)"
Существующая система наблюдения за уровнями загрязнения атмосферного воздуха явно недостаточна для объективной оценки ситуации и установления связей "экспозиция-отклик".
Сеть стационарных постов наблюдения областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеется только в областном центре - г.Воронеже в количестве 5 станций вместо 10 необходимых в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов". В крупных городах области, таких как Борисоглебск, Лиски, Россошь с населением более 50 тысяч человек стационарные посты наблюдения отсутствуют. Мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения г.Воронежа ведется за весьма ограниченным спектром загрязнителей, состоящим из 6-8 ингредиентов, которые не отражают специфику загрязнения промышленного города.
Лаборатория Воронежского филиала ФГУ "Специализированная инспекция аналитического контроля", подведомственная Министерству природных ресурсов, проводит в различных точках и в разные сроки несистемные исследования атмосферного воздуха в г.Воронеже и некоторых районах области, выполняя не более 600 исследований в год с оценкой результатов по максимально-разовым ПДК.
Учреждениями госсанэпиднадзора ведется лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха на всех административных территориях области по 7-12 загрязняющим веществам в районах области и по 29 веществам в г.Воронеже. Ежегодно исследуется от 17 до 26 тысяч проб атмосферного воздуха. С целью оптимизации лабораторного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха и дальнейшей оценки его влияния на здоровье населения в г.Воронеже и 10 районах области учреждениями госсанэпиднадзора организован отбор проб воздуха в режиме полной программы стационарного поста наблюдения по скользящему графику, который позволил получать среднесуточные концентрации, дающие объективную информацию о количественном воздействии загрязнителей на население.
С целью межведомственной координации деятельности необходима разработка совместной программы повышения эффективности контроля за уровнями загрязнения атмосферы путем увеличения количества стационарных постов наблюдения, оптимизации их размещения, унификации используемых методов исследования, создания единого информационного пространства.
Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения
На основе данных об уровнях атмосферного воздуха определена ориентировочная численность населения проживающего на территориях загрязненных различными веществами (таблица 1).
Таблица 1
Территории области с высоким уровнем содержания в атмосфере
приоритетных веществ и численность экспонированного населения
Приоритетные вещества | |||||||
Взвешенные вещества |
Сернистый газ | Окись углерода | Окислы азота | Фенол | Формальдегид | Тяжелые металлы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Наименование территорий с высоким уровнем содержания приоритетных веществ |
Аннинский район | Аннинский район |
Аннинский район |
Аннинский район | Аннинский район |
Аннинский район |
г.Воронеж |
Бобровский район |
Бутурлиновский район |
Бутурлиновский район |
Богучарский район | Новоусманский район |
Борисоглебский район |
||
Борисоглебский район |
Острогожский район |
Калачеевский район |
Борисоглебский район |
Новохоперский район |
Россошанский район |
||
Бутурлиновский район |
Павловский район |
Лискинский район |
Бутурлиновский район |
Павловский район |
Семилукский район |
||
Верхнемамонский район |
Семилукский район |
Острогожский район |
Верхнехавский район |
Панинский район |
г. Воронеж | ||
Каменский район | г. Воронеж | Павловский район |
Грибановский район | Россошанский район |
|||
Новохоперский район |
Россошанский район |
Калачеевский район | Семилукский район |
||||
Острогожский район |
Семилукский район |
Лискинский район | Хохольский район |
||||
Павловский район |
г. Воронеж | Новохоперский район |
Эртильский район |
||||
Репьевский район |
Острогожский район | г. Воронеж | |||||
Россошанский район |
Павловский район | ||||||
Семилукский район |
Панинский район | ||||||
Таловский район | Репьевский район | ||||||
Эртильский район |
Россошанский район | ||||||
г. Воронеж | Семилукский район | ||||||
г. Воронеж | |||||||
Общая численность экспониро- ванного населения |
180000 человек | 3000 человек | 40000 человек | 200000 человек | 60000 человек | 5000 человек | 14000 человек |
Особенно неблагоприятные условия сложились на территориях с высокой концентрацией объектов промышленности. В санитарно-защитных зонах предприятий с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха продолжает проживать значительное количество населения. Только в г.Воронеже в санитарно-защитных зонах предприятий проживает более тысячи человек. За последние годы переселены жители из СЗЗ ОАО "Промтекстиль", ОАО "Тяжэкс им.Коминтерна", ОАО "Воронежский мебельный комбинат", частично АООТ "Электросингал", ОАО "Автоген".
В рамках проекта Центра экологической политики России проведена комплексная оценка уровней риска для здоровья населения г.Воронежа от загрязнения атмосферного воздуха. Расчет суммарных канцерогенных рисков от 16 химических веществ, обладающих канцерогенным действием, показал, что ведущее место среди канцерогенов занимает 1,3-бутадиен, который обуславливает в целом по городу 90% вклада в суммарный канцерогенный риск (таблица 2).
Таблица 2
Оценка канцерогенного рыска при воздействии через органы дыхания
Наименование вещества | Индивидуальный канцерогенный риск в течение жизни |
Уровень риска |
1,3-бутадиен | 7,60х10(-3) | высокий |
Формальдегид | 2,58х10(-5) | высокий |
Свинец | 3,73х10(-7) | допустимый |
Бенз/а/пирен | 8,73х10(-7) | допустимый |
Наибольшую опасность из неканцерогенных веществ представляет загрязнение атмосферного воздуха мелкодисперстной пылью РМ-10, которая, возможно, обуславливает только в г.Воронеже до 600 дополнительных смертей в год.
В области до 1998 года остро стояла проблема загрязнения атмосферного воздуха свинцом, основным источником поступления которого являлись выбросы от автотранспорта, использующего этилированные марки бензина. Содержание свинца в волосах детей 4 и 5-летнего возраста в 1998 году составляло 4,94+-0,69 мкг/г при диапазоне 2,8-17,2 мкг/г. Решение вопросов о запрещении использования этилированных видов бензина и последующий лабораторный контроль за содержанием свинца в нем, позволили снизить риск его негативного воздействия на здоровье населения. Если в 1997 году 3,4% проб атмосферного воздуха не отвечали гигиеническим требованиям по содержанию свинца, то в 2001 году - 0. Результаты последующего биомониторинга за содержанием свинца свидетельствуют о снижении риска для здоровья населения г.Воронежа.
Воздух внутри помещений
Качество воздуха внутри помещений в основном зависит от состава строительных и отделочных материалов, покрытий на полах, влажности, температуры воздушной среды, величины воздухообмена, использования компьютерной техники, теле- и радиоаппаратуры, способов приготовления пищи, эффективности вентиляционных систем и других факторов, определяющих особенности воздухообмена в помещениях. Внутри помещений человек проводит до 60% своего времени, а маленькие дети, пожилые и люди с хроническими заболеваниями практически все время.
При лабораторном исследовании внутрижилищной среды, проводимых ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области", в воздухе обследуемых квартир определяется превышение гигиенических нормативов по содержанию таких химических веществ как диоксид азота в 1,1-5,0 раз, фенола - в 1,14,8 раза и формальдегида - в 1,2-4,8 раза. Практически во всех квартирах занижены уровни ионизации воздуха положительными и отрицательными аэроионами. В отдельных квартирах определено превышение допустимой концентрации радона, а также допустимых уровней физических факторов в рабочей зоне персональных компьютеров. В воздухе жилых помещений находятся микроорганизмы, в том числе и патогенные для человека, а также плесневые грибы и дрожжи.
2.3. Продукты питания
Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.
Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической законодательной и материальной базы, обеспечивающей:
- производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
- разработка новых видов пищевых продуктов с высокой биологической ценностью;
- производство витаминов и микронутриентов или продуктов, обогащенных ими;
- бесплатное и полноценное питание детей от 0 до 2-х лет жизни;
- высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
- пропаганду среди населения принципов рационального здорового питания;
- постоянный контроль за состоянием питания населения.
В Воронежской области разработан проект концепции государственной политики здорового питания до 2006 года.
На первом этапе реализации Концепции (2002-2003 годы) определяется уровень дефицита пищевых веществ, осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения массового потребления продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе, на 20-30% продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40% свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.
На втором этапе (2003 год) планируется увеличение производства продуктов питания, обогащенных витаминами и микроэлементами; разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья и пищевой продукции. Районами области планируется реализация программ преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов в рационах питания населения.
На третьем этапе (2004-2006 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья населения, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита йода и фтора.
В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики области, повышение покупательной способности и культуры питания населения, создания новых научно обоснованных рецептур продуктов питания для различных социальных и возрастных групп населения.
Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:
- государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требования медицинской науки.
Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.) и закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (2000 г.), одной из задач, решаемых учреждениями госсанэпиднадзора, является предупреждение загрязнения среды обитания и пищевых продуктов контаминантами различной природы, контроль за соответствием продуктов питания критериям безопасности.
В основу показателей безопасности продуктов питания в соответствии с СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья" и пищевых продуктов" положены требования по ограничению в пищевых продуктах и продовольственном сырье допустимых уровней содержания основных групп опасных для здоровья веществ химического, биологического и радиологического происхождения.
К основным регламентируемым загрязнителям относятся токсичные металлы (свинец, кадмий, ртуть, олово и др.), мышьяк, пестициды и их метаболиты, нитраты, нитриты, полициклические углеводороды, фтористые соединения, стимуляторы роста сельскохозяйственных животных, а также органические и неорганические соединения, мигрирующие в пищевые продукты из упаковочных материалов, показатели биологического происхождения - бактерии и их токсины, микотоксины, гельминты. В то же время проводится недостаточно исследований по содержанию в пищевых продуктах полихлорированных бифенилов, ветеринарных препаратов, фикотоксинов и фитотоксинов, неадекватен спектр исследуемых антибиотиков и гормональных препаратов.
Химическое загрязнение продуктов питания
Состояние здоровья населения непосредственно зависит от загрязнения продовольственного сырья и продуктов питания контаминантами химической природы. Ежегодно учреждениями госсанэпиднадзора области исследуются более 28600 проб продовольственного сырья и продуктов питания. Отмечается загрязнение пищевых продуктов контаминантами химической природы. Так процент нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям составляет от 1,2% до 2,65% в отдельные годы. Установлено, что наиболее часто эти показатели не соответствовали гигиеническим требованиям в рыбных продуктах и продуктах моря - 3,3%, продуктах детского питания - 3,0%, консервах - 2,1% (таблица 3).
Таблица 3
Количество проб продовольственного сырья и пищевых продуктов
по отдельным видам химических загрязнителей
Контаминанты | Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам |
||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Ртуть | 1,41 | - | - | - | - |
Микотоксины | - | - | - | - | - |
Кадмий | 0,07 | - | 0,12 | 0,4 | 0,09 |
Свинец | - | 0,04 | 0,03 | 0,03 | |
Пестициды | 0,2 | 0,06 | 0,03 | - | 0,09 |
Токсичные элементы | 0,1 | 0,02 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
Нитрозамины | - | - | - | - | - |
Нитраты | 1.2 | 1,32 | 1,82 | 2,2 | 1,2 |
Микробное загрязнение продуктов питания
Наиболее значимой для здоровья населения, с этой точки зрения, является микробиологическая чистота продовольственного сырья и продуктов питания. В целом по области качество продуктов питания по микробиологическим показателям улучшилось, удельный вес пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, снизился с 1,6% в 1997 году до 1,3% в 2001 году.
Особое внимание обращает на себя группа молока и молочных продуктов. Многолетняя "приоритетность" молокопродуктов связана с плохим качеством отечественного сырья, условиями и технологией производства. Процент нестандартной молочной продукции по микробиологическим показателям в среднем по области значительно варьирует от 1,3% до 1,9%.
Состояние 33% предприятий пищевой промышленности, 47% предприятий торговли и 20% общественного питания не соответствует гигиеническим правилам и нормативам, эти предприятия не в состоянии обеспечить стабильность и соблюдение гигиенических требований при производстве продуктов питания.
Развитие малого бизнеса сформировало приход в производство продуктов питания людей, не имеющих специального образования, что отрицательно сказывается на уровне качества и безопасности продукции. Повсеместной проблемой остается упорядочение уличной торговли продуктами питания, а также торговли на оптовых, мелкооптовых и колхозных рынках, особенно в жаркое время года.
Йод
Одной из важнейших задач, решаемой учреждениями госсанэпиднадзора области является проблема ликвидации дефицита йода. Дефицит абсолютного количества йода в рационах питания населения области составляет 25-30% суточной потребности. Работа по профилактике возникновения заболеваний, связанных с дефицитом йода, проводилась в рамках постановления главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 14.02.2000 г. N3 "О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов". Это постановление регламентирует обеспечение населения йодированной солью, расширение информирования населения о мерах профилактики заболеваний, связанных с дефицитом йода.
В местных программах предусмотрены мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов, а также принятие мер по насыщению рынка продовольственных товаров поваренной пищевой йодированной солью и снабжению детских дошкольных, образовательных, образовательно-оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений йодированными продуктами питания.
Продукты питания и состояние здоровья населения
Инфицированные продукты питания могут явиться причиной ряда инфекционных заболеваний, в том числе таких, как сальмонеллез, дизентерия.
Ежегодно на территории области регистрируются от 4 до 6 тыс. заболеваний острыми кишечными инфекциями, в том числе от 400-600 случаев сальмонеллеза, от 400 до 2 тыс. больных дизентерией, 1-2 тыс. ВГА. В результате эффективности проводимых мероприятий за период с 1999 до 2001 годы заболеваемость бактериальной дизентерией снизилась в 2,5 раза, сальмонеллезом - в 1,5 раза. Однако, при снижении заболеваемости сальмонеллезом, по-прежнему преобладает циркуляция сальмонелл групп Д Энтеритидис (до 73%). Ведущим путем передачи остается пищевой, а преобладающими факторами передачи - куры, яйца.
"Рисунок 6. Динамика заболеваемости сальмонеллезом и дизентерией на 100 тысяч населения"
Ежегодно в области регистрируется от 2 до 5 случаев описторхоза, за последнее десятилетие самая высокая заболеваемость описторхозом регистрировалась в 1997 году - 8 случаев, показатель на 100 тысяч населения - 0,32. Причиной заболеваемости описторхозом является употребление в питание не обезвреженной (недостаточно термически обработанной) рыбы и рыбной продукции, зараженной личинками. биогельминтов (рисунок 7).
"Рисунок 7. Динамика заболеваемости описторхозом населения Воронежской области"
Ежегодно в области регистрируются от 3 до 11 случаев заболеваний ботулизмом с числом пострадавших от 4 до 15 человек, из них с летальным исходом 2 человека. Причиной отравления ботулизмом является употребление в пищу продуктов домашнего приготовления: рыбы вяленой, грибов маринованные, сала копченого и консервированных овощных салатов.
2.4. Почвы и отходы
2.4.1. Отходы
В области принят закон "Об отходах производства и потребления" от 21.02.2002 г. N11-ОЗ. По данным государственного комитета природных ресурсов на предприятиях области образовалось 3,6 млн.м(3) бытовых и условно нетоксичных отходов и 643 тыс. тонн токсичных промышленных отходов, из них 1 и 2 класса опасности - около 2 тыс. тонн, 50% которых приходится на г.Воронеж. В области решены вопросы обеззараживания отходов, загрязненных нефтепродуктами (отходы регенерации масел, масляные фильтры, промасленная ветошь и т.д.), биообезвреживание замазученного песка, осадка локальных очистных сооружений, проводимых на площадке биообезвреживания МУП "Производственное объединение по обращению с отходами", централизованно проводится обезвреживание и утилизация свинцово-кислотных аккумуляторов в ЗАО "Центр содействия социальному развитию областей ЦЧР". ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области" рассмотрен, согласован и рекомендован к применению технологический регламент по применению в дорожном строительстве грунтов, пропитанных мазутом, которые накопились в больших объемах на предприятиях железной дороги и автотранспорта. Продолжается строительство завода по переработке промышленных отходов (переработка формовочной земли и стеклобоя) ОАО "Эпром", решен вопрос утилизации ртутьсодержащих люминесцентных ламп и приборов на ЧП "Эво", утилизации путем сжигания отработанных органических растворителей на "Экспериментальном заводе конструкторского бюро химавтоматики", переработке электротехнических отходов с получением медного порошка и пресс-массы для пластмассовых изделий на тепловозоремонтном заводе им. Дзержинского г. Воронежа, переработки биологических отходов животноводства на заводе мясокостной муки в Хохольском районе. Отсутствие в области полигона для утилизации токсичных промышленных отходов приводит к загрязнению среды обитания на территориях размещения промышленных предприятий, а также лесной зоны вблизи городов с образованием несанкционированных свалок. Оборудованные площадки для временного хранения токсичных отходов имеют только треть предприятий области.
Загрязнение почвы вокруг площадок хранения промышленных токсичных отходов, особенно открытым способом, достигает критического уровня. В таблице 4 представлены данные лабораторного контроля за содержанием металлов в почве вокруг открытых площадок временного хранения токсичных промышленных отходов на территории промышленного предприятия.
Таблица 4
Характеристика загрязнения почвы вокруг площадок открытого хранения
токсичных отходов
Наиме- нование веществ |
Содержание веществ, мг/кг | |||||||
на расстоянии 5м от площадок с глубины | на расстоянии 10м от площадок с глубины | |||||||
0-5 см | 5-10 см | 10-20 см | >20см | 0-5 см | 5-10 см | 10-20 см | >20 см | |
Медь | 9,4+-2,4 | 3,8+-1,0 | 8,5+-2,1 | 14,2+-3,1 | 11,2+-2,8 | 11,0+-2,0 | 14,4+-3,6 | 20,5+-5,1 |
Цинк | 68,1+-17,0 | 39,8+-10,0 | 31,7+-7,9 | 60,0+-15,0 | 19,2+-4,8 | 19,4+-4,9 | 53,3+-13,3 | 52,3+-13,1 |
Марганец | 21,8+-4,0 | 3,8+-0,7 | 5,7+-1,0 | 29,3+-5,4 | 13,3+-2,4 | 14,4+-2,6 | 23.9+-4,4 | 18,8+-5,3 |
Свинец | 7319,0 | 5950,0 | 5971,0 | 1389,0 | 1419,0 | 5515,0 | 1792,0 | 1723,0 |
Кадмии | 6,3+-1,6 | 6,1+-1,5 | 5,0+-1,3 | 5,7+-1,4 | 1,9+-0,5 | 2,6+-0,6 | 8,1+-2,0 | 5,4+-1,4 |
Никель | <1,0 | <1,0 | <1,0 | 1,2+-0,3 | 1,0+-0,3 | 1,5+-0,4 | 2.7+-0,7 | 1,0+-0,3 |
Хром | <2,0 | 2,8+-0,7 | 2,6+-0,7 | <2.0 | <2,0 | <2,0 | <2.0 | <2,0 |
Кобальт | 0,63+-0,1 | 0,83+-0,2 | 0,83+-0,2 | 0,83+-0,2 | 0,73+-0,18 | 0,83+-0,2 | 0,83+-0,2 | 0,83+-0,2 |
Одним из источников загрязнения почвы является использование химических средств защиты растений и минеральных удобрений. Остается нерешенной проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений. В области скопилось 1132,6 тонн непригодных пестицидов. Постановлением Правительства Российской Федерации "О первоочередных мероприятиях на 1996-1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации" от 28.02.1996 года в области предусматривалось строительство опытно-промышленной установки термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 1,5 тыс. тонн в год, но в связи с отсутствием финансирования, работы по строительству не проводились.
Одним из источников загрязнения почвы является использование химических средств защиты растений и минеральных удобрений. Ежегодно в области ограничиваются объемы хранения пестицидов в хозяйствах и на базах в связи с прекращением строительства типовых хранилищ за последние 5 лет. В течение года было использовано 865 тонн пестицидов, что ниже по сравнению с 1997 годом. Средняя пестицидная нагрузка на пахотные площади с 1997 года ежегодно снижается с 0,37 до 0,29кг препарата на гектар.
Состояние объектов захоронения отходов в районных центрах области улучшилось, но еще далеко от требований действующего санитарного и природоохранного законодательства. В 13 районах области на полигонах твердых бытовых отходов отсутствуют посты входного контроля, в 16 районах не проведены гидрогеологические исследования, практически на всех свалках (кроме г. Воронежа) отсутствуют наблюдательные скважины. Проблемным для области остается вопрос утилизации специфических отходов лечебнопрофилактических учреждений. Установки по переработке отходов лечебнопрофилактических учреждений в режиме сжигания в области отсутствуют.
2.4.2. Почвы
Загрязнение почв представляет реальную угрозу здоровью населения. Из 3548 исследованных проб почвы в 2001 году, не отвечало гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям 269 (7,6%), в 2000 г. - 7,9%.
Мониторинг за содержанием токсичных элементов в почве позволил подготовить картограмму, характеризующую содержание металлов в почве в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы в разрезе административных территорий области (рисунок 8).
"Рисунок 8. Содержание металлов в почве в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы"
Из 2456 проб, исследованных на тяжелые металлы, не отвечало гигиеническим нормативам 251 (10,2%), в 2000 г. - 11,3%. Содержание тяжелых металлов, превышающих гигиенические нормативы, было обнаружено в пробах почвы с территории г.Воронежа и 22 районов области.
Пробы с высоким содержанием тяжелых металлов отобраны в основном в селитебной зоне населенных мест и в меньшем количестве - в зоне влияния промышленных предприятий и транспортных магистралей.
Основными металлами, содержание которых в исследуемых пробах почвы превышало предельно-допустимые концентрации, являлись цинк, свинец, кадмий, медь.
В среднем 5,3% проб почвы не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2% проб обнаруживаются яйца гельминтов, в 8,7% преимагинальные стадии мух. Биологическое загрязнение почв представляет опасность для здоровья населения, особенно детей.
2.5. Ионизирующее излучение
По итогам радиационно-гигиенической паспортизации 2001 года радиационная обстановка на территории Воронежской области обусловлена техногенными и естественными источниками ионизирующего излучения (таблица 5).
Таблица 5
Основные источники облучения населения Воронежской области
и обусловленные ими эффективные эквивалентные дозы.
Источники излучения | Коллективная доза, чел.-Зв/год |
Индивидуальная доза, м3в |
% от суммарной дозы |
Деятельность предприятий | 9,794 | 0,004 | 0,12 |
Глобальные выпадения | 69,6 | 0,029 | 0,88 |
Естественные источники | 5540,0 | 2,270 | 69,69 |
Медицинские исследования | 2330,0 | 0,955 | 29,31 |
Радиационные аварии и происшествия |
0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 7949,394 | 3,257 | 100,0 |
Гамма-фон на территории области составляет 9 - 13 мкР/час. Исключение составляет Шкурлатское месторождение гранита Павловского района площадью 726 га, где уровень гамма-фона составляет 18-22 мкР/час. Кроме того, на территории санитарно-защитной зоны Нововоронежской АЭС имеется участок локального радиоактивного загрязнения грунта кобальтом-60, где уровень гамма-фона достигает 1100 мкР/час.
По данным радиационно-гигиенической паспортизации 2001 года плотность загрязнения почвы цезием-13 7 составляет 6,9 - 155,7 кБк/кв.м, стронцием-90 - 0,12 - 2,67 кБк/кв.м. Концентрация суммарной бета-активности в приземном атмосферном воздухе составляет 1,2 е -6 Бк/куб.м. Удельная активность в воде открытых водоемов цезия-13 7 составляет 0,013 Бк/л, стронция-90 - 0,008 Бк/л.
Случаев превышения допустимого содержания радионуклидов в продуктах питания не выявлено.
Воронежская область относится к числу территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС. К зонам проживания с льготным статусом относятся 79 населенных пунктов из 8-ми районов области. Результаты радиационно-гигиенического мониторинга свидетельствуют о том, что во всех пострадавших населенных пунктах Воронежской области средние годовые эффективные дозы населения, обусловленные радиоактивным загрязнением вследствие Чернобыльской катастрофы, не превышают 1м3в.
В 2000 году в обнаружен участок радиоактивного загрязнения грунта кобальтом-60 в районе сбросного канала 1,2 блоков Нововоронежской АЭС. Загрязнение обусловлено радиационной аварией на ХЖРО-2, происшедшей в 1985 году. В настоящее время радиационная обстановка в санитарно-защитной зоне Нововоронежской АЭС остается стабильной. По результатам "Отчета по исследованию причин и масштаба радиоактивного загрязнения в районе сбросного канала 1,2 блоков НВАЭС", подготовленного коллективами сотрудников ГП ВНИИАЭС, ГНЦ "Институт биофизики", НПО "Тайфун", ЦГСЭН ФУ "Медбиоэкстрем", Технической дирекции концерна "Росэнергоатом" за все время поступления кобальта-60 в реку Дон не было и не ожидается в будущем нарушения дозовых пределов. Более того, максимальная эффективная доза от поступления кобальта-60 в реку Дон не превысит 0,1 мкЗв/год, что на 2 порядка меньше минимально значимой дозы, установленной ОСПОРБ-99 (10 мкЗв/год).
Приказом концерна "Росэнергоатом" от 15.10.01г. N 444 утвержден "План мероприятий по дальнейшей реабилитации участка радиоактивного загрязнения в районе сбросного канала 1,2 энергоблоков санитарно-защитной зоны и ХЖО-2 НВАЭС" Нововоронежская АЭС приступила к реализации этого плана.
Природные источники ионизирующего излучения
Радиационно-гигиенический мониторинг осуществляется в сдающихся в эксплуатацию и эксплуатируемых зданиях и сооружениях. Средняя мгновенная объемная активность радона в 2001 году составила 26,5 Бк/куб.м. Удельная эффективная активность радиоактивных веществ в используемых строительных материалах составила: минимальная - 17, Бк/кг, максимальная - 384,1 Бк/кг, средняя - 125,0 Бк/кг.
В рамках Единой системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения требуется увеличение объемов проводимых исследований радона; с целью оценки вклада в дозу, обусловленную природными источниками, от потребления продуктов питания и питьевой воды необходимо организовать мониторинг содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде.
Медицинское облучение
Второй по величине вклад в суммарную дозу облучения вносит применение источников ионизирующего излучения в медицинских диагностических целях. Наибольший вклад в коллективную дозу населения области, обусловленную медицинским облучением, дают флюорографические исследования. По данным радиационно-гигиенической паспортизации в 2001 году в области было проведено 1 635 849 флюорографических исследований, что в расчете 0,6 мЗв на одно исследование дало вклад в размере 891,5 чел.-Зв.
Снижение дозы от проведения рентгенодиагностических процедур реально возможно путем замены устаревшего рентгенодиагностического оборудования на современное, дающее меньшую дозовую нагрузку.
Лечебно-профилактические учреждения Воронежской области оснащены в основном пленочными флюороаппаратами типа 12-Ф-7. Из них 60% устарело, в том числе - 78%. Всего в области - 76 действующих флюороаппаратов. Существует более современная аппаратура, дающая меньшую дозовую нагрузку на пациентов и персонал. Так, в Бобровском районе и городской поликлинике N 4 в профилактических целях используются малодозовые цифровые рентгеновские установки (МРЦУ "Сибирь", "Карскан"), дающие 0,01-0,02 мЗв на исследование. А в лечебно-профилактических учреждениях Верхнехавского и Эртильского районов используются низкодозовые пленочные рентгенустановки типа 12-Ф-9, дающие дозу 0,2 мЗв на исследование и значительно более надежные в эксплуатации, аналогичные установки монтируются в лечебно-профилактических учреждениях Эртильского и Терновского районов.
В проекте областной программы по созданию единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (ЕСКИД) предусмотрено оснащение ряда лечебно-профилактических учреждений области современной рентгенодиагностической аппаратурой и дозиметрами пациентов.
2.6. Физические факторы
Сочетанное воздействие на человека в процессе жизнедеятельности комплекса физических факторов окружающей внешней среды, превышающее критерии безопасности, установленные санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, оказывает неблагоприятное влияние на здоровье населения и является причиной возникновения целого ряда профессиональных и непрофессиональных заболеваний (шумовая и вибрационная болезнь, астеновегетативные нарушения, близорукость и др.).
В Воронежской области в настоящее время насчитывается более 18 тысяч объектов, которые в полном объеме требуют контроля за соблюдением санитарного законодательства за параметрами физических факторов окружающей человека среды, в том числе 2037 промышленных предприятий, 10658 пищевых объекта, 1698 лечебно-профилактических учреждений и 3617 детских и подростковых учреждений.
2.6.1. Электромагнитные поля и излучения
В связи с интенсивным развитием радиотехнических средств в г.Воронеже по данным электромагнитной карты насчитывается 38 юридических лиц, имеющих в своем распоряжении 182 передатчика, работающих в радиочастотном диапазоне длин волн. Это телевидение и радиовещание, земные станции спутниковой системы передачи информации, сотовой, радиорелейной, подвижной транкинговой, пейджинговой связи с суммарной мощностью более 80 кВт. Основной комплекс передающих средств размещен на антенной опоре филиала ФГУП "Российская телерадиосеть" Воронежский ОПТПЦ, который работает в пределах, не превышающих 80% суммарной мощности (65,4% кВт).
По территории г.Воронежа проходят воздушные линии электропередачи переменного тока промышленной (50 Гц) частоты напряжением 35-110 кВ, в пределах их охранной зоны в 20% случаев расположены жилые дома.
В 927 школах области насчитывается 969 кабинетов информатики и вычислительной техники, оборудованных порядка 3000 ПЭВМ, требующих контроля за параметрами электромагнитных излучений, поверхностного электростатического потенциала и содержания аэроинов в воздухе рабочей зоны.
В 316 лечебно-профилактических учреждений города и области имеются физиотерапевтические отделения и кабинеты, насчитывающие более 7000 единиц физиотерапевтической аппаратуры, 30% из которой представляет гигиеническое значение (аппараты ВЧ, УВЧ и микроволновой терапии).
2.6.2. Шум
Основными источниками шума в г.Воронеже и области являются автотранспорт и технологическое оборудование промышленных предприятий. В Воронежской области 1589 промышленных предприятий имеют технологическое оборудование, являющееся источниками шума, 25,8% из которых не отвечают по данному фактору санитарно-гигиеническим требованиям.
По данным инструментальных исследований шума на территории жилой застройки, прилегающей к автомагистралям, улицам с интенсивным движением автотранспорта, железнодорожным путям 46,6% от общего количества исследований не соответствовали гигиеническим нормативам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.