Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития регионального сотрудничества
Воронежской области с субъектами Российской Федерации
на 2002-2004 гг.
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 31 июля 2002 г. N 704)
I. Предпосылки и задачи разработки концепции
Современный этап социально-экономического и общественно-политического развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним из его существенных проявлений является децентрализация власти и последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на политическую и экономическую арену в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и будущее Российского государства.
Регионы России отличаются друг от друга уровнем экономического развития, отраслевой специализацией, природно-климатическими условиями, но несмотря на эти различия, тесно связаны между собой торговыми отношениями и современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством. Горизонтальные связи между субъектами Федерации обеспечивают сохранение общего экономического пространства России, вносят весомый вклад в увеличение объемов торговли, восстановление нарушенных производственных связей, а значит в увеличение промышленного потенциала области и всей страны. Общность многих проблем и интересов, а также ограниченная конкурентоспособность на рынках западных стран служат причиной повышенного интереса регионов Российской Федерации друг к другу.
Предпосылкой разработки концепции развития регионального сотрудничества Воронежской области с субъектами Российской Федерации на 2002-2004 гг. (далее - концепция) послужила необходимость создания единой основополагающей базы сотрудничества Воронежской области с субъектами Российской Федерации в целях развития сотрудничества и повышения его эффективности.
В рамках реализации данной концепции должны быть:
- усилены стимулы осуществления торгового, производственного, научно-технического, культурного и иного межрегионального сотрудничества,
- повышена информационная прозрачность,
- усилена координация деятельности органов законодательной и исполнительной власти,
- проведен анализ и выявлены резервы развития сотрудничества,
- определен перечень товаров и услуг, потребность в которых целесообразно удовлетворять поставками из других регионов РФ.
Вследствие этого предполагается развитие реального сектора экономики региона, сокращение рынка нелегальных и некачественных товаров, увеличение поступлений в бюджетную систему, повышение благосостояния Воронежской области в целом. За счет более полного использования возможностей соседних областей величина позитивного совокупного эффекта должна быть значительно выше, чем тот уровень, который можно достигнуть в условиях автономного развития.
II. Цели реализации концепции
В решении социальных и экономических проблем развития области межрегиональному сотрудничеству отводится значительная роль.
Практические отношения должны строиться с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности учитывать интересы Воронежской области, а также заинтересованности субъектов РФ в проведении региональной политики. Важно сотрудничество в определенных областях с тем, чтобы исключить пересечение интересов и обеспечить их взаимное согласование.
Основной целью реализации концепции является стабилизация производства, увеличение темпов экономического роста, повышение на этой основе уровня жизни населения.
Целями реализации концепции являются:
В экономической области:
- создание максимально благоприятных условий для налаживания и развития межрегионального сотрудничества Воронежской области и субъектов РФ не только в интересах отдельных предприятий, но и в интересах регионов в целом;
- использование региональных связей для достижения целей внутриобластной экономической политики;
- эффективное использование производственного потенциала области;
- расширение рынка предложений по основным видам продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
- расширение рынка сбыта товаров, производимых предприятиями области;
- увеличение денежных доходов населения;
- увеличение поступлений доходов в бюджет.
В области науки и новых технологий:
- развитие научно-технического потенциала Воронежской области на основе межрегиональной кооперации.
В области культуры:
- расширение возможностей для ознакомления жителей области с достижениями других регионов в области культуры, историческими и культурными ценностями России;
- пропаганда г. Воронежа, как исторического и культурного центра.
В области образования:
- обновление содержания образования на основе новых информационных и педагогических технологий и концепций, используемых в других регионах;
- изучение передового опыта.
В области здравоохранения:
- создание благоприятных условий для лечения жителей области в других регионах;
- обмен опытом, технологиями, специалистами.
В области спорта:
- активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы.
III. Законодательная база концепции
Межрегиональное сотрудничество представляет собой комплекс мероприятий органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.
Воронежская область как субъект Российской Федерации имеет право на установление и регулирование отношений с регионами России и заключение договоров (соглашений).
Правовую базу межрегиональных отношений составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной закон) Воронежской области, другие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность областных органов государственной власти в сфере региональной политики. Помимо этого на областном уровне подписано значительное количество соглашений о сотрудничестве с регионами РФ, действующие из них должны быть учтены при разработке конкретных планов реализации концепции.
IV. Сферы разработки и реализации концепции
Для развития межрегионального сотрудничества приоритетными считаются следующие направления деятельности:
а) сотрудничество в сфере производственной и коммерческой деятельности;
б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных и инновационных проектов;
в) сотрудничество в области транспорта и связи;
г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
д) сотрудничество в правоохранительной деятельности;
е) сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда;
ж) научное и гуманитарное сотрудничество.
При разработке конкретных мер реализации концепции необходимо учесть уже накопленный регионами опыт по каждому из данных направлений.
V. Конкурентоспособные преимущества Воронежской области
Формирование межрегионального сотрудничества и реальная хозяйственная практика должны основываться на конкурентных преимуществах экономического потенциала области и возможностях их реализации.
В качестве конкурентоспособных преимуществ области можно назвать:
- географическое положение и транспортную доступность;
- промышленный, агропромышленный и сельскохозяйственный потенциал;
- научный потенциал;
- производство на предприятиях области различных видов конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Основа Концепции развития регионального сотрудничества характеризуется рядом факторов.
Географический фактор
Географический фактор объясняет содержание региональных и федеральных интересов Воронежской области.
Воронежская область входит в состав Центрального Федерального округа. Расположена в центре Европейской части Российской Федерации, в центральной полосе Восточно-Европейской (Русской) равнины, в бассейне среднего течения реки Дон, на стыке лесостепной и степной зон и граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями РФ, а также с Луганской областью Украины.
Преимущества месторасположения Воронежской области обусловлены благоприятными природно-климатическими условиями и экономико-географическим положением. Область находится в непосредственной близости от промышленно-развитых регионов, в узле транспортных коммуникаций, связывающих область с индустриальными регионами России и странами СНГ.
Выгодное географическое положение определяет наличие крупных транспортных магистралей. Развитая сеть железнодорожных сообщений позволяет осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в любые регионы России и зарубежные страны.
Транспортная сеть включает в себя крупные автомобильные трассы: Москва-Ростов, Москва-Астрахань, Курск-Саратов.
Аэродромы области позволяют принимать самолеты современных типов. Воронежский аэропорт имеет статус международного.
Речные транспортные перевозки осуществляются по рекам Воронеж, Дон и Волга в регионы, расположенные на побережье Каспийского и Азовского морей.
Экономический фактор.
Экономический фактор обусловлен возможностью совместного решения общих для субъектов РФ финансовых и материально-технических проблем путем создания единых региональных программ экономического развития, более рационального распределения и использования, имеющихся и привлеченных материальных средств под эти программы, формирования совместных финансовых институтов и, как результат, проведение единой региональной экономической политики.
Экономический потенциал Воронежской области характеризуется, прежде всего, мощным научно-техническим потенциалом, развитым промышленным, агропромышленным сектором, высококвалифицированными кадрами.
Ведущие отрасли промышленности: машиностроительная, радиоэлектронная, химическая, мукомольно-крупяная, лесная и деревообрабатывающая. В области производятся уникальные кузнечнопрессовые машины и металлорежущие станки, мощное гидравлическое, экскаваторное, горно-обогатительное оборудование, широкофюзеляжные самолеты, оборудование для пищевых предприятий, зерноочистительные машины, телевизоры, новые виды каучуков и термоэластопластов, нефтегазовое оборудование и топливно-раздаточные колонки нового поколения,
насосы и арматура с полимерной футеровкой для агрессивных и особо ценных жидкостей, энергосберегающее оборудование.
На долю области приходится около 32% общероссийского производства электродвигателей малой мощности, 17% - керамической облицовочной плитки, 6% - автошин, 4.5% - минеральных удобрений.
Более 3/4 земель Воронежской области представлены уникальными черноземами. В структуре валовой продукции сельского хозяйства области преобладает растениеводство.
По состоянию на 1 января 2002 года сельское хозяйство области занимает ведущие позиции в России по производству сахарной свеклы - 2 место, подсолнечника - 3-е, молока - 11-е, зерна - 13-е. В общем объеме производства в РФ областью вырабатывается 15.0% сахара, 12.1% масла растительного, 10.3% маргариновой продукции, 4.2% масла животного, 2.3% кондитерских изделий.
Научно-технический фактор.
Научно-технический фактор обусловлен сосредоточением академических институтов, общественных научных объединений, организаций. Высшие школы области располагают значительным современным потенциалом, включая инновационно-технологические центры, лаборатории и центры по сертификации продукции, опытные станции, научные музеи и другие подразделения. Это способствует обеспечению академических потребностей основных отраслей промышленности области.
Экологический фактор.
Экологический фактор обусловлен общностью с областями ЦентральноЧерноземного региона ряда экосистем, требующих совместного решения проблем на региональном и федеральном уровнях.
VI. Препятствия развитию сотрудничества
Экономическими причинами, тормозящими развитие межрегионального сотрудничества, являются:
- разница в уровне экономического развития регионов.
Действие данного фактора выражается в различном уровне жизни в соседних регионах, различных параметрах рынка труда и т.п.
- недостаточность информационного обмена.
Отсутствие прямых контактов (вследствие недостатка информации о возможностях производителей и рынках сбыта в конкретных регионах) ведет к увеличению количества посредников и удорожанию продукции для ее фактических потребителей.
- расчетно-платежные проблемы.
Возникновение такого рода проблем связано в большинстве случаев с низкой платежеспособностью многих российских предприятий.
Таким образом, необходимым условием активизации процесса межрегионального сотрудничества является устранение выделенных недостатков. Однако большинство из них не может быть устранено напрямую и в короткие сроки. Поэтому необходимо разработать и принять комплекс мер, совокупным эффектом которых стало бы устранение значительной части препятствий и интенсификация сотрудничества.
VII. Стратегия развития межрегиональных связей
1. Приоритетные интересы области в развитии межрегиональных связей:
- расширение сотрудничества с соседними регионами и областями Центрального Черноземья России (географическая близость и сопряженность экономик регионов);
- укрепление межрегиональных связей в рамках Центрального федерального округа РФ;
- развитие сотрудничества с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом (крупнейшие экономические и финансовые центры России);
- установление сотрудничества с центрами межрегиональных объединений субъектов Российской Федерации: Екатеринбургская, Новосибирская и другие области;
- расширение сотрудничества с субъектами Российской Федерации, обладающими крупными топливноэнергетическими ресурсами: Тюменская, Томская, Пермская, Кемеровская области, Республика Коми и др.;
- развитие торгово-экономических связей с субъектами Российской Федерации, являющимися крупными потенциальными потребителями сельскохозяйственной продукции, а также продукции металлообрабатывающей, химической, радиоэлектронной промышленности, предприятий машиностроения, пищевой промышленности Воронежской области.
2. Приоритетные направления регионального сотрудничества:
- привлечение сырьевых ресурсов регионов РФ для производственного комплекса области;
- продвижение товаров и услуг воронежских предприятий в регионы РФ;
- привлечение инвестиций совместно с субъектами РФ для реализации корпоративных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации;
- поддержка и развитие малого и среднего бизнеса;
- создание новых конкурентоспособных на мировых рынках производств;
- организация производств на базе существующих в области мощностей продукции, ориентированной на внутреннее потребление, и высокорентабельных видов продукции (бытовой техники, продукции автомобилестроения, перерабатывающей промышленности, пищевой промышленности);
- привлечение инвесторов для строительства и реконструкции гостиничных комплексов, а также развития инфраструктуры сервисных услуг;
- реализация проектов по развитию аграрного сектора экономики области, разработка и внедрение передовых технологий в производство, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции;
- создание финансовых механизмов и технологий межрегионального сотрудничества;
- участие в федеральной программе по строительству жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- реализация социально-значимых программ: "Социальная поддержка инвалидов", "Дети России", "Социальное развитие села", "Экология и природные ресурсы";
- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития региона (регулирование потоков вынужденных переселенцев и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории области);
- развитие внутрироссийского туризма;
- экологически обоснованное размещение производительных сил, безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики;
- рациональное использование природных ресурсов;
- оказание помощи в случае стихийных и других бедствий;
- открытие представительств области, отраслевых представительств и представительств крупнейших предприятий области в регионах;
- создание региональной товарной биржи;
- увеличение сети сервисных и обслуживающих предприятий для продукции, производимой в других регионах.
VIII. Этапы реализации концепции и исполнители
Сотрудничество Воронежской области с субъектами Российской Федерации уже в настоящее время имеет значительное количество примеров налаживания разорванных ранее связей и установления контактов на новом, более эффективном уровне. Поэтому этапы реализации концепции необходимо выполнять с учетом существующего межрегионального сотрудничества.
Работа на всех этапах должна быть нацелена, прежде всего, на разработку конкретных программных мероприятий по оптимизации и дальнейшему развитию сотрудничества.
1) I этап (1 августа 2002 г. - 31 января 2003 г.) - первичный сбор информации.
На данном этапе должны быть изучены основные процессы взаимоотношений субъектов Российской Федерации, такие как направления основных товарных потоков, миграционная активность и пр. При этом необходимо уделять внимание не только измерению текущих показателей, но и изучить динамику отношений за предыдущие годы и составить прогноз развития сотрудничества.
Учитывая важность первого этапа для правильной разработки и дальнейшей реализации конкретных мер, необходимо отвести на его выполнение временной период сроком шесть месяцев. То есть к февралю 2003 года в распоряжении управления по внешнеэкономическим связям и инвестициям должна быть подробная схема взаимоотношений Воронежской области с субъектами Российской Федерации.
Исполнители - структурные подразделения администрации области.
2) II этап (1 февраля 2003 г. - 31 марта 2003 г.) - анализ результатов работы на первом этапе.
На основании имеющихся текущих, ретроспективных и прогнозных данных необходимо выявить основные проблемы межрегионального сотрудничества и пути дальнейшего развития. В результате проведенного анализа должны быть составлены конкретные предложения по совершенствованию и развитию региональных связей.
Исполнитель - управление по внешнеэкономическим связям и инвестициям администрации области.
3) III этап (1 августа 2002 г. - 31 мая 2003 г.) - создание базы данных межрегионального сотрудничества.
На третьем этапе необходимо создать базу данных региональных связей, соглашений, проектов, потенциальных партнеров и коммерческих предложений; накопить и систематизировать информацию по истории, культуре, традициям, памятным датам, событиям и намечаемым в связи с ними мероприятиями.
Кроме того, должна быть проанализирована нормативная база России на предмет возможности реализации выработанных на втором этапе предложений. При этом должно быть обеспечено тесное взаимодействие с законодательными органами регионов и аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе.
На реализацию третьего этапа необходимо отвести 10 месяцев.
Для ускорения реализации мер концепции представляется целесообразным проведение третьего этапа параллельно первому и второму.
В результате реализации трех этапов должен возникнуть подробный план действий, построенный как с учетом социально-экономической ситуации в регионе, так и с учетом правового окружения.
Исполнитель - управление по внешнеэкономическим связям и инвестициям администрации области.
4) IV этап (1 июня 2003 г. - 31 декабря 2003 г.) - организационно-подготовительный.
Должны быть созданы (при необходимости) и зарегистрированы в качестве юридических лиц лизинговые компании, товарная биржа; открыты предусмотренные представительства области, регионов и предприятий.
То есть на четвертом этапе должна быть проделана вся организационно-подготовительная работа, которая позволит о существить полноценную реализацию выработанного плана действий.
Исполнители - структурные подразделения администрации области и администрации города (по согласованию), промышленные и коммерческие предприятия (по согласованию), общественные организации (такие как торгово-промышленная палата и пр.) (по согласованию).
5) V этап (1 января 2004 г. - 30 ноября 2004 г.) - работа в рамках выработанного плана действий.
Взаимоотношения участников реализации концепции должны строиться не только на традиционны принципах, но и с учетом новых возможностей, предоставленных реализацией концепции. Для этого необходимо обеспечить широкую информационную и маркетинговую поддержку образованным структурам посредством рекламы в средствах массовой информации, публикаций в профильных и отраслевых изданиях, проведения выставок, форумов.
Исполнители - структурные подразделения администрации области.
Куратором всех этих процессов должен выступать заместитель главы администрации области по региональному развитию.
6) VI этап (1 декабря 2004 г. - 31 декабря 2004 г.) - заключительный.
Данный этап реализации концепции предполагает анализ всей проделанной работы и достигнутых результатов.
В соответствии с результатами такого анализа должны быть внесены необходимые изменения в концепцию и выработаны дальнейшие пути развития сотрудничества с субъектами РФ.
Исполнитель - управление по внешнеэкономическим связям и инвестициям администрации области.
IХ. Ожидаемые результаты реализации концепции
Основным результатом реализации концепции должно стать улучшение количественных и качественных показателей межрегионального сотрудничества, то есть увеличение товарооборота, интенсификация производственных и научно-технических контактов, рост инвестиционной активности и т.п.
В качестве наиболее значительных показателей, по которым предполагается улучшение благосостояния области можно выделить следующие:
- рост рынка сбыта для предприятий области за счет увеличения количества потенциальных покупателей и за счет роста числа каналов сбыта;
- улучшение работы многих производственных предприятий вследствие снижения стоимости комплектующих и сырья за счет устранения длинных цепочек посредников;
- более полное использование возможностей производственной кооперации, что должно привести к росту выпуска промышленной продукции и повышению ее качества;
- повышение собираемости и сумм налогов за счет легализации предпринимательской и трудовой деятельности;
- повышение эффективности решения экологических проблем в силу большего охвата территории и более высокой степени координации предпринимаемых действий.
Таким образом, реализация предложенных в концепции мер приведет к усилению интеграции и появлению синергического эффекта, что скажется на повышении благосостояния области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Воронежской области от 31 июля 2002 г. N 704 "О мерах по развитию регионального сотрудничества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.