Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации Воронежской области
от 2 апреля 2002 г. N 335
Воронежская область
Областная целевая программа
"Одаренные дети"
на 2002-2005 годы
Заказчик: главное управление образования администрации области
2002 г.
Паспорт областной целевой программы "Одаренные дети" на 2002-2005 годы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Одаренные дети" (2002-2005 гг.) |
Дата и номер принятия решения о разработке Программы |
Постановление Воронежской областной Думы "Об утверждении Программы развития образования Воронежской области на 2002-2005 гг." N 170-III-ОД от 27.09.2001 г. |
Срок действия Программы |
2002-2005 гг. |
Основные разработчики Программы |
Главное управление образования администрации Воронеж- ской области, муниципальные органы управления образо- ванием администраций районов (городов) области |
Цель Программы | Выявление потенциально одаренных детей; создание условий для развития и реализации способностей одаренных и талантливых детей и подростков |
Объемы и источ- ники финансиро- вания Программы |
Затраты из областного бюджета на 2002-2005 годы составят 1,943 млн. руб. |
Ожидаемые результаты |
- Увеличение числа одаренных детей, которым оказывает- ся государственная поддержка, расширение сети инно- вационных учреждений, работающих с одаренными детьми, совершенствование системы работы с одарен- ными детьми; формирование регионного банка данных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми - Подготовка программ и методических рекомендаций для учителей и воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями - Укрепление материально-технической базы образова- тельных учреждений, экспериментальных площадок, созданных для работы с одаренными детьми |
Обоснование разработки
В 1130 общеобразовательных учреждениях области обучаются 299092 школьника. 87905 подростков занимаются в 127 учреждениях дополнительного образования.
Для учащихся, проявляющих особые способности и склонности к изучению различных учебных предметов, создана сеть общеобразовательных учреждений нового вида, в том числе гимназии, лицеи и др., всего 41 учреждение, более 20% школьников обучаются в классах с углубленным изучением учебных дисциплин.
Около 100 одаренных детей обучаются по индивидуально-ориентированным учебным планам.
В 2000-2001 учебном году 1652 выпускника общеобразовательных учреждений области (23 тыс. к общему количеству выпускников 11-х классов) награждены золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении".
Для интеллектуально одаренных детей в образовательных учреждениях созданы научные общества учащихся, в которых занимаются более четырех с половиной тысяч старшеклассников по естественнонаучным#, физико-математическим, лингвистическим направлениям.
Ежегодно проводится областная олимпиада школьников по учебным предметам, в которой принимают участие более 1000 учащихся 9-11 классов. Заметнее становятся успехи воронежских ребят и на Всероссийских олимпиадах.
В области работают летние исследовательские лагеря, в которых занято более 14 тыс.детей.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения краеведческих олимпиад, конкурсов эрудитов, интеллектуальных марафонов, экологических конференций, слетов трудовых объединений, фестивалей и др. мероприятий.
Принимаются меры для морального и материального стимулирования одаренных детей, повышения престижности знаний. 87 школьников выпускных классов получают стипендию администрации области, учрежденную для отличников учебы. Во многих районах области также учреждены стипендии для отличников учебы.
Вместе с тем работа по выявлению и развитию одаренных детей существенно сдерживается рядом факторов.
Участие в республиканских, международных олимпиадах, стажировках кандидатов сборной команды страны для участия в международных конкурсах и олимпиадах ограничено недостаточными финансовыми возможностями региона. По этой причине во Всероссийской олимпиаде имеют возможность принять участие менее половины одаренных детей, победителей областной предметной олимпиады школьников.
В Воронежской области традиционно готовится целый ряд талантливых спортсменов, занимающих достойное место в составах сборных России и являющихся сегодня чемпионами Европы, Мира и Олимпийских игр.
Успешное выступление на столь высоком уровне требует профессиональной системы подготовки, создания соответствующего финансового, материально-технического, научно-методического обеспечения.
Отсутствие достаточных финансовых средств не позволяет школьникам области принять участие во Всероссийских акциях, конкурсах и конференциях.
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными возможностями, их социальная адаптация.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
Недостаточное научно-методическое обеспечение педагогической деятельности по выявлению одаренных детей, их развитию и социализации не позволяет вывести это направление в воспитательной деятельности образовательного учреждения в число приоритетных задач.
Таким образом, дальнейшая работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей требуют дополнительных мер, а их реализация - комплексных усилий и взаимодействия всех учреждений социальной сферы, органов исполнительной власти. В областной целевой программе "Одаренные дети" учитываются отмеченные особенности в решении задач по развитию талантливых детей.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- развитие и поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми, методистов районных методических служб по проблемам организации обучения одаренных детей;
- материальное стимулирование способных и одаренных детей.
Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Предусматривается развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми.
Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, индивидуальная поддержка одаренных детей через систему государственных премий и стипендий, проведение на областном уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с ведущими учеными, представителями технической и художестввенной# интеллигенции.
Предусматривается внедрение инновационных моделей учреждений для одаренных детей, создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, воспитателей, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение областного банка данных "Одаренные дети".
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются областные органы исполнительной власти, научные учреждения.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - главным управлением образования - с исполнителями программных мероприятий.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Для оперативного управления Программой, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий при главном управлении образования администрации Воронежской области создается Координационный совет Программы. Главное управление образования как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования.
Оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы будет увеличено число одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка, и расширена сеть учреждений, работающих с одаренными детьми, что позволит создать благоприятные социально-педагогические условия для реализации способностей детей, их интеллектуального и творческого развития.
Перечень мероприятий
по реализации областной целевой программы "Одаренные дети"
(2002-2005 гг.)
N п/п |
Мероприятия | Сроки испол- нения |
Исполнители | Финан- совые затраты (млн. руб.) |
Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Развитие и поддержка учреждений и форм обучения для одаренных детей |
|||||
1.1. | Открытие школы-интерната для одаренных детей |
2002 г. | Главное управление образования |
1,5 1,17 |
Федеральный бюджет Областной бюджет |
1.2. | Введение не менее чем в 55 сельских школах про- фильного изучения предметов |
2002- 2005 гг. |
Муниципальные органы управления образованием |
0,544 | Муниципальный бюджет |
1.3. | Организация работы про- фильных учебно-исследо- вательских лагерей для одаренных детей |
2003 г. | Главное управление образования |
0,254 | Спонсорская помощь |
1.4. | Участие в областных и Всероссийском конкурсах на лучшее учреждение дополнительного образования |
2002 г. | Главное управление образования |
0,023 | Областной бюджет |
1.5. | Создание эксперимен- тальных площадок на базе Дворца творчества детей и молодежи и других уч- реждений дополнительного образования |
2003 г. | Главное управление образования, Комитет образования администрации г.Воронежа |
Теку- щее финан- сирова- ние |
Муниципальный бюджет |
1.6. | Создание эксперимен- тальных площадок по работе с детьми с высо- кими креативными каче- ствами на базе школ (2002-2005 гг.) |
2003 г. | Главное управление образования, Комитет образования администрации г.Воронежа |
0,04 0,02 |
Федеральный бюджет Областной бюджет |
2. Развитие системы работы с кадрами | |||||
2.1. | Организация областной очно-заочной школы педа- гогического мастерства специалистов, работающих с одаренными детьми |
2002- 2005 гг. |
Главное управление образования, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников обра- зования |
0,05 | Областной бюджет |
2.2. | Создание учебно-тема- тических планов,программ и методических материа- лов для организации учебного процесса в сис- теме повышения квалифи- кации специалистов, ра- ботающих с одаренными детьми |
2002- 2005 гг. |
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
0,05 | ВОИПКиПРО |
2.3. | Заседание коллегии главного управления образования по проблеме "Развитие инновационных процессов и организация работы с одаренными школьниками" |
2003 г. | Главное управление образования |
- | - |
2.4. | Научно-практические конференции: II Всерос- сийская конференция по концепции одаренности |
2002 г. | Минобразова- ния РФ, Главное уп- равление образования |
0,12 0,01 |
Федеральный бюджет Областной бюджет |
Областная: Дополнитель- ное образование детей: состояние, проблемы и перспективы развития |
2003 г. | Главное управление образования |
0,01 | Областной бюджет | |
2.5. | Проведение совещания специалистов органов управления образованием и руководителей экспери- ментальных площадок по проблемам эффективности инновационной деятель- ности в сфере развития одаренности школьников |
2004 г. | Главное управление образования Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
0,01 | Областной бюджет |
2.6. | Изучение и обобщение инновационного педаго- гического опыта в сис- теме дополнительного образования детей |
2004 г. | Главное управление образования Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
||
3. Научно-методическое и информационное обеспечение | |||||
3.1. | Разработка и издание методического сборника из опыта работы по раз- витию одаренности |
2003- 2004 гг. |
Главное управление образования, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
0,03 | Областной бюджет |
3.2. | Мониторинг состояния ра- боты с одаренными детьми Воронежской области |
2004- 2005 гг. |
Главное управление образования |
- | - |
3.3. | Завершение эксперимен- тальной апробации регио- нальной программы "Тех- нология" для школ с уг- лубленным изучением предметов сельскохозяйс- твенного профиля, подго- товка методических реко- мендаций по внедрению |
2003 г. | Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
0,01 | Областной бюджет |
3.4. | Обобщение имеющегося опыта работы по исполь- зованию технологий раз- вивающего обучения в начальной школе |
2003 г. | Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников образования |
0,01 | Областной бюджет |
3.5. | Разработка примерных образовательных прог- рамм дополнительного образования художест- венно одаренных детей, детей с опережающим развитием |
2004 г. | Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников обра- зования |
0,02 | Областной бюджет |
3.6. | Разработка рекомендаций по организации работы научных обществ учащихся в образовательных учреж- дениях |
2002 г. | Главное управление образования |
- | - |
3.7. | Издание информационных материалов в помощь педагогам, воспитателям |
2002- 2004 гг. |
Главное управление образования, Управление культуры |
0,01 | Областной бюджет |
3.8. | Регулярное публикование в "Вестнике просвеще- ния", областной прессе методических материалов по вопросу обучения и воспитания одаренных детей. Организация и систематическое прове- дение по проблеме цик- ла телевизионных и радиопередач |
2002 г | Главное управление образования, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподго- товки работ- ников обра- зования |
- | - |
4. Осуществление государственной поддержки одаренных детей | |||||
4.1. | Целевая поддержка учас- тия детей в областных и всероссийских олим- пиадах, конкурсах, соревнованиях |
2002- 2005 гг. |
Главное управление образования, Управление по физичес- кой культу- ре, спорту и туризму |
0,3 | Областной бюджет |
4.2. | Поддержка одаренных детей-инвалидов и соз- дание условий для их выявления, развития и социализации |
2002- 2005 гг. |
Главное управление образования, Управление культуры, Управление по физичес- кой культу- ре, спорту и туризму |
0,1 | Федеральный бюджет |
4.3. | Издание творческих работ учащихся-победителей областных конкурсов юных поэтов, художников "Мы против наркомании" |
2002- 2005 гг. |
Главное управление образования, Управление культуры |
0,1 | Спонсорская помощь |
4.4. | Проведение областных фестивалей детского художественного творчества |
2003- 2005 гг. |
Главное управление образования, Управление культуры |
0,1 | Областной бюджет |
4.5. | Областной форум "Одаренные дети", "За высокую нравственность в XXI веке" |
2002 г. | Главное управление образования, Управление культуры |
0,01 | Областной бюджет |
4.6. | Учреждать ежегодно: Стипендии администрации области отличникам учебы: |
2002- 2005 гг. |
|||
120 стипендий для выпускников 11 классов общеобразовательных школ |
Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,07 | Внебюджетный фонд администрации области |
||
51 стипендию для уча- щихся учреждений началь- ного профессионального образования |
Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,03 | Внебюджетный фонд администрации области |
||
Премии администрации области: |
|||||
10 премий учащимся обще- образовательных школ - победителям российских олимпиад |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,08 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
7 премий учащимся учреж- дений начального профес- сионального образования победителям областных конкурсов профмастерства |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,06 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
8 премий учащимся-побе- дителям областного конкурса эрудитов по информатике |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,08 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
6 премий выпускникам педучилищ - победителям конкурсов педмастерства |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,05 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
6 премий для коллекти- вов-победителей областного смотра художественной самоде- ятельности среди учреждений начального профессионального образования |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,05 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
6 премий коллективам- победителям смотра- конкурса детских и юно- шеских спортивных школ |
III кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,05 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
15 премий воспитанникам учреждений дополнитель- ного образования - победителям областных конкурсов и соревнова- ний по техническим видам спорта |
II кв. | Администрация области (при- нятие соот- ветствующих постановлений) |
0,015 | Внебюджетный фонд администрации области |
|
4.7. | Разработка и реализация ведомственной программы "Одаренные дети-инвали- ды" |
2002 г. | Главное управ- ление труда и социального развития, областной центр реаби- литации детей и подростков с ограничен- ными возмож- ностями "Па- рус Надежды" |
0,04 | Областной бюджет |
4.8. | Участие во Всероссийских и международных одимпиадах старше- классников по учебным предметам |
еже- год- но |
Главное управление образования |
0,04 | Областной бюджет |
4.9. | Участие во Всероссийской молодежной программе "Шаг в будущее": разра- ботка новых технологий, участие в симпозиумах и конференциях молодых исследователей, выстав- ках-демонстрациях лучших исследовательских проек- тов, инженерных разра- боток, национальных фес- тивалей модельеров и дизайнеров по направле- нию "Прикладное искусство" |
2002- 2005 гг. |
Главное управление образования, Центр технического творчества |
0,03 | Областной бюджет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.