Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Обоснование необходимости разработки программы
1.1. Анализ состояния массовой физической культуры и спорта в Воронежской области
В Воронежской области развивается около 50 видов спорта, в том числе 29 олимпийских.
Общая структура физкультурного движения состоит из 40 городских и районных организаций, 65 областных федераций по видам спорта, 69 спортивных детско-юношеских школ, в том числе 21 - олимпийского резерва, физкультурно-спортивных обществ "Юность России", "Динамо", "Буревестник", ФСО профсоюзов "Россия", спортивных клубов "Локомотив" и "Зенит", а также многочисленных клубов по месту жительства и спортивных секций, которые организованы на базе спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и организациям.
По данным статистического отчета за 2001 год общее число занимающихся в секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности - 185843 человек, из них 58064 - женщины.
В 1943 коллективах физической культуры и спортивных клубах - 3998 штатных физкультурных работников (из них 2945 - с высшим физкультурным образованием). Подготовка физкультурных кадров осуществляется Воронежским Государственным институтом физической культуры, факультетом физической культуры и спорта Воронежского педагогического университета, Павловским педагогическим училищем. Практикуется направление на учебу по заявкам из районов области.
За последние 4 года в целом сохранен контингент детско-юношеских спортивных школ и тренерский состав:
Количество уч-ся в ДЮСШ | Количество тренеров | |
1998 год | 34451 | 1195 |
1999 год | 37072 | 1273 |
2000 год | 38723 | 1295 |
2001 год | 38364 | 1279 |
Из приведенной таблицы видно, что в 2001 году количество воспитанников ДЮСШ и тренеров сократилось при передаче спортивных школ из одного ведомства в другое по причине недофинансирования, а также вследствие закрытия школ с большим количеством обучающихся (спортивные школы ДСО "Локомотив" и Воронежского механического завода) и открытия новых с меньшим количеством.
Растет количество спортсменов-разрядников:
Всего спортсменов- разрядников |
Массовые разряды |
1 разряд |
Кандидаты в мастера спорта |
Мастера спорта |
Мастера спорта международного класса и Заслуженные мастера спорта |
1998 год | |||||
8400 | 7766 | 344 | 203 | 61 | 21/5 |
1999 год | |||||
13733 | 12448 | 742 | 386 | 122 | 33/2 |
2000 год | |||||
13569 | 12209 | 730 | 451 | 138 | 40/1 |
2001 год | |||||
15623 | 14211 | 745 | 517 | 112 | 38 |
Развивается сеть спортивно-оздоровительных фитнесс-клубов, в них занимается около 6000 человек самых различных профессий в возрасте от 12 до 60 лет.
В 1990 году был организован областной фонд помощи ветеранам физической культуры и спорта.
В данный момент в области отсутствует структура для проведения работы в области спортивного туризма. Ранее существовавшие городской и областной клубы туристов прекратили свое существование в первые годы перестройки. На их базе размещались туристские библиотеки, хранившие колоссальное количество отчетов о путешествиях. В городе и области были прокаты туристского снаряжения, существовала элементарная материальнотехническая база.
В 1997-2002 годах в бюджете управления по физической культуре, спорту и туризму администрации области полностью отсутствовала строка "Туризм". На протяжении десятилетий не приобретался инвентарь. Нет ни одного отделения спортивного туризма в спортивных школах.
Спортивный туризм требует наличия необходимой материально-технической базы: разнообразного туристско-спортивного инвентаря, специальных трасс, спортивных площадок и сооружений. Являясь самым массовым и самым привлекательным видом спорта, туризм является также и одним из самых дорогостоящих. К примеру, полная экипировка одного спортсмена такого относительного простого вида туризма, как пешеходный, стоит около 10000 рублей.
В 2002 году было совершено 30 спортивных походов I-VI категорий сложности. Команда области по лыжному туризму стала двукратным чемпионом России, команда по водному туризму - серебряным призером России. Сборными командами области по различным видам спортивного туризма было совершено за 2002 год 57 походов различных категорий сложности, а профинансировано 3 процента от запланированной суммы.
В течение 2001 года управлением по физической культуре, спорту и туризму администрации области совместно с областными федерациями спорта было командировано на различные всероссийские, европейские и мировые соревнования по линии всех ведомств более 7000 физкультурников и спортсменов.
Для создания условий для развития спорта высших достижений в области ежегодно утверждается программа "Олимпиец", которая финансируется самостоятельно.
Фундаментом спорта высших достижений была и остается физкультурно-массовая работа. В 2001 году управлением по физической культуре, спорту и туризму администрации области было проведено 175 спортивно-массовых мероприятий, в которых приняло участие около 17510 человек, что на 24,3 процента больше по сравнению с предыдущим годом. В среднем в течение года проводится свыше трех десятков чемпионатов и первенств республиканского значения по 20 видам спорта. Используются различные формы приобщения населения к активным занятиям физическими упражнениями (спартакиады, праздники, фестивали, конкурсы).
При проведении учебно-тренировочных сборов, а также российских и международных соревнований по видам спорта на территории Воронежской области происходит привлечение денежных средств в бюджет области. По состоянию на 15 сентября с.г. в область поступило 11 540 171 рублей, из них федеральных - 6 243 371 рублей, в том числе по федеральной целевой программе на строительство спортивно-учебного корпуса Воронежского государственного института физической культуры - 800 000 рублей.
Ежегодно проводятся: круглогодичная спартакиада среди городов и районов области по 10 видам спорта; Президентские состязания с участием сборных команд районов области; спартакиада среди общеобразовательных учреждений по 7 игровым видам спорта с общим количеством участников 19000 человек; Универсиада среди студентов вузов по 32 видам спорта; спартакиада среди студентов ССУЗов по 12 видам спорта; межлагерная спартакиада оздоровительных лагерей; спартакиада среди дошкольных учреждений; областные финальные турниры на призы клубов "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Белая ладья".
Наряду с проведением традиционных соревнований в 2002 году были организованы Сельские спортивные игры молодежи Воронежской области, которые также станут ежегодными. Только в финале приняло участие 1100 человек.
Управлением по физической культуре, спорту и туризму администрации области совместно с городскими и районными спортивными комитетами, а также спортивными клубами всех учебных заведений проводится учебно-спортивная работа с молодежью допризывного и призывного возрастов. Ежегодно проводятся спартакиады допризывной молодежи, спортивные праздники в честь Дня защитника Отечества, Дня независимости России. Подготовке к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации способствует пребывание детей во время летней оздоровительной кампании в оборонно-спортивных лагерях и участие в областной военно-спортивной игре "Орленок". Эти мероприятия организуются совместно с комитетом по делам молодежи администрации области.
По сравнению с прошлым годом на 2,4 процента увеличилась пропускная способность спортивных сооружений. Наличие спортивной базы является основным условием становления и развития массовой физической культуры. Без наличия спортивных сооружений невозможно проведение качественных учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий, привлечение широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой, являющимся уникальным средством воспитания физически и морально здорового молодого поколения.
В настоящий момент в области функционируют 4124 спортивных сооружения, в том числе в сельской местности - 2361 (в 2001 году 4070 и 2329 соответственно). Среди них почти 500 спортивных залов, 380 футбольных полей, 1167 игровых площадок и многое другое.
Значительных успехов добились игровые команды, которые финансируются на 100 и более процентов. Прочно обосновались в высших дивизионах футболистки, волейболисты и хоккеисты. Два года назад ряды национальной спортивной элиты пополнили воронежские гандболистки. Мужская гандбольная команда "Энергия" по итогам сезона 2001 года стала бронзовым призером и вышла в 1/4 розыгрыша Кубка Кубков Европейских стран, женская футбольная команда "Энергия XXI век" в шестой раз выиграла Кубок России и стала вице-чемпионом страны.
Для развития одного из самых массовых видов спорта управлением по физической культуре, спорту и туризму по физической культуре, спорту и туризму администрации области совместно с областной федерацией футбола разрабатывется программа развития массового футбола в Воронежской области на 2002-2005 годы.
Управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области уделяет особое внимание организационно-методической работе. Ежегодно проводятся семинары-совещания с директорами и тренерами детскоюношеских школ. Регулярно рассматриваются поданные документы на представление лучших преподавателей, тренеров и специалистов физической культуры к награждению почетными званиями и знаками. Распространяется справочно-методическая литература среди городских и районных спорткомитетов и ДЮСШ.
Особое внимание в области уделяется работе с категорией спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для поддержания их здоровья и активности, социальной адаптации и физической реабилитации в 1999 году открылась уникальная детско-юношеская школа адаптивной физической культуры инвалидов с количеством занимающихся: в 2001 году - 672 человека по 12 видам спорта, в 2002 году - 1197 человек по 18 видам спорта. На Специальных зимних Олимпийских играх в 2001 году Бобровников Николай стал серебряным призером в лыжных гонках. На чемпионате мира по легкой атлетике для лиц с нарушением интеллекта в Португалии в 2001 году Горшкова Алена на дистанции 400 метров заняла 7 место.
В текущем году воспитанники школы, приняв участие в семи чемпионатах России по видам спорта, чемпионате Европы по плаванию и международном турнире по мини-футболу, завоевали 19 медалей.
Для обеспечения условий сохранения бодрости и долголетия, подержания интереса к жизни, увеличения объема двигательной активности у лиц старшего возраста в 2000 году начал работать Центр адаптивной физической культуры инвалидов и пожилых людей. Занимающиеся в центре успешно выступают на областных и российских соревнованиях. В международном турнире по футболу среди глухих воронежская команда заняла 2 место. В 2001 и 2002 годах воронежская команда общества глухих завоевывала титул чемпиона страны по фут-залу. В составе сборной команды России воронежские футболисты Воробьев Владимир и Калядежный Роман принимают участие в отборочных матчах чемпионата Европы.
1.2. Основные проблемы развития массовой физической культуры и спорта в Воронежской области
На сегодняшний день физической культурой и спортом занимается всего 8-10 процентов населения. Как следствие - снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социальнодемографических групп населения.
Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В общеобразовательных школах на уроках физического воспитания дети занимаются легкой атлетикой и игровыми видами спорта. Из-за ломкости костей при малейших нагрузках пришлось отказаться от элементов спортивной гимнастики.
Приоритет в работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные и факультативные формы занятий, занятия в спортивных секциях и школах, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
Недостатки физического воспитания среди детей, подростков и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база. В спортивных и общеобразовательных школах не хватает элементарного спортивного инвентаря. Трудно создать условия для полноценных занятий физической культурой и спортом без современного спортивного оборудования. В программе развития массовой физической культуры и спорта в Воронежской области на 2001 год было предусмотрено выделение 5110,0 тыс. рублей на приобретение инвентаря и спортивной формы. Фактически было профинансировано 2206,0 тыс. рублей.
С распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения. Спортивные организации потеряли большую часть финансирования из государственного бюджета, внебюджетных источников и средства профсоюзного бюджета, в результате чего произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в трудовых и производственных коллективах области.
Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг для многих сделало недоступными спортивные учреждения.
Из-за высокой оплаты коммунальных услуг сокращается сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений предприятий и организаций области. Под предлогом экономической нецелесообразности руководители отказываются от их содержания, объекты закрываются, продаются, передаются другим собственникам или используются не по назначению. Средств, выделяемых из профсоюзного бюджета, хватает только на заработную плату и частичное содержание оставшихся спортивных сооружений. Структура РОСТО прекратила финансирование спортивнотехнических клубов.
Спортивная база, имеющаяся в области, не отвечает современным требованиям. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт в них не проводился, в настоящее время они пришли в негодность и требуют ремонта. Дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна для детей. Технические возможности многих спортсооружений не удовлетворяют потребностям районов по своей мощности. Возросли требования к проведению российских и международных соревнований.
Необходимы капитальные вложения в ремонт и реконструкцию имеющейся спортивной базы, а также в строительство новых сооружений.
Основной проблемой развития физической культуры и спорта в области является недостаточное бюджетное финансирование. Несмотря на то, что программа развития массовой физической культуры и спорта с 1998 года каждый год утверждается и отдельной строкой вносится в закон об областном бюджете, финансирование ее мероприятий либо производится не в полном объеме, либо не производится вообще.
Например, в 2001 году финансирование производилось следующим образом:
Наименование разделов программы |
Утвержденная сумма затрат, тыс. руб. |
Фактич. профинансировано, тыс. руб. |
% исполнения |
Организационно-методическая работа |
449 | 0 | 0 |
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа |
5178 | 0 | 0 |
Материальное обеспечение массовой физической культуры |
5111 | 2206 | 43,2 |
Формирование и развитие спортивной базы |
3600 | 320 | 8,9 |
Развитие сети ДЮСШ | 450 | 0 | 0 |
Всего | 14887 | 2526 | 17 |
Сумма выделенных из бюджета на развитие физической культуры и спорта средств в 2002 году сократилась со 118 (2001 год) до 80 миллионов рублей, причем 60 млн. рублей из них расходуется на содержание игровых команд.
Уменьшение ассигнований происходит на фоне резкого подорожания железнодорожных билетов и других командировочных расходов, повышения цен на спортивную одежду и снаряжение, постоянного увеличения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги, ведущего к удорожанию аренды спортсооружений.
Подготовкой спортивного резерва в сборные команды России по видам спорта занимаются детско-юношеские спортивные школы. Для выполнения требований школьных программ необходимо выезжать на соревнования. Однако бюджетное финансирование по статье "Спортмероприятия" производится недостаточно. В 2001 году этот раздел был профинансирован лишь наполовину. В связи с финансовыми проблемами участие в соревнованиях сводится к минимуму. Сокращение расходов на командирование спортсменов, тренеров и других специалистов на учебно-тренировочные сборы и соревнования приводит к тому, что область не принимает участие в соревнованиях российского уровня. Переходящие кубки, завоеванные сборной области по русской лапте, команда была вынуждена сдать организаторам чемпионата России. В течение многих лет управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области имеет задолженность по командированию спортсменов и тренеров на всероссийские и международные соревнования, которым чаще всего оплачивается только проезд к месту соревнований и обратно. Тренеры, вынужденные вывозить детей на соревнования за свой счет, не могут в течение долгого времени получить истраченные на командирование деньги. Это сказывается на их материальном положении и, как следствие, на качестве проводимых учебно-тренировочных занятий.
В связи с экономическими трудностями на сегодняшний день во всех школах существуют проблемы со спортивным инвентарем, оборудованием, табельной формой. На российских соревнованиях по видам спорта только у сборных команд Воронежской области нет единой формы. Для обеспечения технических видов спорта сложно приобрести горюче-смазочные материалы. Практически отсутствует финансирование по статье "Приобретение". Спортивные школы обеспечены на 20-35 процентов от необходимого минимума.
В условиях недостаточного и нестабильного финансирования приходится приостанавливать организацию спортивных классов на базе общеобразовательных школ.
На сегодняшний день в области сохраняется тенденция ухудшения здоровья допризывной молодежи, снижается уровень ее физической подготовленности. Около половины призывников в армию не выполняют предусмотренных нормативов. В связи с недостаточным финансированием программы управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области не имеет возможности командировать спортсменов области на всероссийские и международные соревнования по техническим и военно-прикладным видам спорта и на всероссийский смотр-конкурс допризывной молодежи, приобретать авто - и мототехнику для обеспечения учебно-тренировочного процесса.
В течение нескольких лет в управление по физической культуре, спорту и туризму администрации области поступают обращения с просьбой открыть спортивную школу боевых искусств, в которой могли бы заниматься 5000 тысяч детей. Из-за отсутствия финансирования такой возможности нет.
Назрела необходимость производить доплату тренерам за достигнутые результаты, но это не делается в связи с отсутствием надтарифного фонда.
1.3. Оценка мер по улучшению состояния массовой физической культуры и спорта в Воронежской области
Программа массовой физической культуры и спорта в Воронежской области впервые была разработана в 1998 году. За это время наметились сдвиги в лучшую сторону. В районах области активизировалась физкультурно-оздоровительная работа (в частности, на 1,3 процента выросло количество спортсооружений в области, на 1,5 процента - количество штатных тренеров). По сравнению с прошлым годом увеличилось количество федераций по видам спорта (64 в 2001 году, 65 - за 10 месяцев 2002 года). На 6,1 процента больше проведено областных спортивно-массовых мероприятий, в них приняло участие на 24,3 процента больше, чем в предыдущие годы; на 114,3 процента выросло количество российских и международных спортивных мероприятий, проведенных в области; на 60 процента увеличилось число спортсменов, членов молодежных и основных составов сборных команд России по опорным видам спорта.
Большим стимулом к улучшению спортивных достижений послужило постановление главы администрации области по установлению материальных вознаграждений воронежским спортсменам и тренерам за успешное выступление на международных соревнованиях. В истекшем году спортсмены и их тренеры были поощрены на сумму 645 тыс. рублей. Кроме этого, впервые в истории воронежского спорта решением главы администрации были установлены губернаторские надбавки 61 спортсмену и тренеру на общую сумму 26,1 тыс. рублей ежемесячно. Улучшение материального обеспечения спортсменов привело к более успешному выступлению на российских и международных соревнованиях. За областью закрепился авторитет одного из ведущих спортивных центров страны.
Благодаря реализации программы массовой физической культуры и спорта удается сохранить спортивную базу в Воронежской области. С 1999 года выделяются, хотя и не в полном объеме, средства на ремонт и реконструкцию спортивных сооружений в районах области.
Во исполнение постановления администрации области от 21 июня 2002 г. N 592 "Об укреплении спортивно-материальной базы общеобразовательных учреждений Воронежской области" районам области выделено оборудование спортивных площадок на сумму 15872,9 тыс. рублей.
Имеется опыт строительства спортивных объектов с привлечением частного капитала в Ольховатском, Россошанском и Острогожском районах. Частичные вложения средств областного бюджета в ремонт и реконструкцию спортсооружений в районах области стимулировали собственников вкладывать средства в капитальный ремонт, организацию спортивных площадок и приобретение нового оборудования.
Укрепление материально-технической спортивной базы является одним из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта.
В проекте программы "Развитие массовой физической культуры и спорта" на 2002 год в разделе "Ремонт и реконструкция спортсооружений" была предусмотрена помощь детско-юношеским спортивным и общеобразовательным школам в укреплении материально-спортивной базы и ремонте спортивных площадок в районах на сумму 3341,0 рублей. Однако, в связи с сокращением бюджетных ассигнований на физическую культуру и спорт в 2002 году, из программы были исключены многие статьи расходов, в том числе раздел "Ремонт и реконструкция спортсооружений", что не способствует созданию условий, необходимых для оздоровления населения и пропаганды здорового образа жизни
Главный позитивный итог реализации программы заключается в том, что удалось сберечь накопленный ранее потенциал. Однако социально-экономическая ситуация в стране не позволяет в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем. Ряд задач остается нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохраняет свою актуальность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.