Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная программа
"Социальная адаптация военнослужащих,
подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей в Воронежской области"
на 2003 - 2005 годы
(утв. постановлением Воронежской областной Думы
от 31 октября 2002 г. N 478-III-ОД)
Паспорт областной программы
"Социальная адаптация военнослужащих,
подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей в Воронежской области"
на 2003 - 2005 годы
Наименование программы |
Областная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Воронежской области" на 2003-2005 годы |
Основание для разработки программы |
*постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 729 "О государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002-2005 годы"; * постановление администрации Воронежской области от 7 декабря 2001г. N 1210 "О комиссии администрации области по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей"; * решение Комиссии администрации области по социаль- ным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 25 апреля 2002 г. |
Заказчик (координатор) программы |
Управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области |
Основные разработчики программы |
* управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области; * главное управление программ и проектов регионального развития администрации области; * главное управление образования администрации области; * главное управление труда и социального развития администрации области; * региональный бизнес-центр переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество"; * департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области |
Основная цель программы |
Комплексное решение на областном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
Головные исполнители программы |
* управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области (координатор программы); * главное управление программ и проектов регионального развития администрации области; * главное управление образования администрации области; * главное управление труда и социального развития администрации области; * региональный бизнес-центр переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество"; * департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области; * главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области; * главное управление по промышленности, транспорту и связи администрации области; * главное управление агропромышленным комплексом администрации области; * главное финансово-экономическое управление администрации области; * главное управление государственного имущества администрации области; * областной военный комиссариат |
Срок реализации программы |
2003-2005 годы с последующим продлением |
Перечень основных мероприятий программы |
* профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; * профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; * трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность |
Объемы и источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию программы на 2003-2005 годы согласно сметам расходов (млн. рублей) - всего: - 21,10726, в том числе на: * 2003 год - 7,2424; * 2004 год - 6,9324; * 2005 год - 6,9324 Источники: * федеральный бюджет - 16,35 млн. рублей; * областной бюджет - 2,057 млн. рублей; * прочие источники - 2,7 млн. рублей; в том числе: * в 2003-2005 годах по 5,45 млн. рублей ежегодно за счет федерального бюджета; * в 2003 году - 0,8924 млн. рублей из областного бюджета; * в 2004-2005 годах по 0,5824 млн. рублей ежегодно из областного бюджета; * в 2004-2005 годах по 0,9 млн. рублей ежегодно за счет прочих источников |
Ожидаемые результаты |
Созданная система социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей позволит к концу 2005 года: * оказать поддержку по социальной адаптации - около 6500 чел.; * провести профессиональную переподготовку по гражданским специальностям - 3250 чел.; * трудоустроить - около 3000 чел.; * вовлечь в предпринимательскую деятельность - около 650 чел. |
Организация управления и контроль за исполнением программы |
* финансовый контроль - в соответствии с действующим законодательством; * текущее управление - управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области; * функции органа повседневного управления - региональный бизнес-центр переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" |
I. Введение
Областная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Воронежской области" на 2003-2005 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 729 "О государственной программе "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы" и постановлением администрации Воронежской области от 7 декабря 2001 г. N 1210 "О комиссии администрации области по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" комиссией администрации области по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и является частью государственной программы "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" на 2002 - 2005 годы.
Программа направлена на реализацию государственной политики в области социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Реализация Программы будет способствовать снижению социальной напряженности в Воронежской области путем многоплановой подготовки военнослужащих к условиям гражданской жизни.
Заказчиком и координатором Программы является управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки
Программы
Сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований за последние десятилетия привело к ежегодному прибытию на постоянное место жительства в область до 1500-2000 семей граждан, уволенных с военной службы, и породило острую социальную проблему, связанную с адаптацией этой категории граждан к новым условиям жизни и деятельности.
Большинство увольняемых военнослужащих и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте и имеющих высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой социально-экономического развития области.
Исследования, проведенные департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области при содействии администрации области в ноябре-декабре 2001 года, показали, что каждый девятый военнослужащий попадает под сокращение в связи с реорганизацией армии и силовых структур без пенсионного обеспечения. Доля последних особенно велика в гарнизонах Воронеж, Бутурлиновка, Богучар, Бобров и составляет от 14 до 27 процентов.
76 процентов опрошенных ответили, что сразу будут искать работу, причем достаточно высока - в среднем 9 процентов - ориентация на частно-предпринимательскую деятельность, а 63 процента не знают, по какой профессии и в какой отрасли будут искать себе занятость. Исследование показало, что наиболее волнующими проблемами увольняемых являются:
1. Тревога по поводу будущего материального положения.
2. Беспокойство по поводу возможностей трудоустройства.
3. Обеспечение образования детей.
4. Жилищные проблемы (свыше 5100 семей не имеют жилья).
Каждый одиннадцатый военнослужащий отметил, что находится в состоянии нервного напряжения и нуждается в психологической поддержке.
На 1 января 2002 г. в военкоматах области состояло на учете 4400 уволенных военнослужащих в возрасте до 45 лет без права на пенсию, не имеющих работы. К ним необходимо добавить около 2000 неработающих членов их семей.
Из сказанного можно сделать вывод, что в Воронежской области за последнее десятилетие социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей уделялось недостаточно внимания: не разрабатывались программы, не производилось финансирование и нет стройной системы социальной адаптации этой категории.
Указанные проблемы возможно решить путем реализации мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, составляющих систему социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
III. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение на государственном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Задачами Программы являются:
- формирование постоянно действующей системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- организация заблаговременного консультирования, профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- создание условий для переподготовки по гражданским специальностям, востребованным на рынке труда;
- создание условий для трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, после получения ими гражданских специальностей;
- предоставление адресной методической, консультационной, информационной, образовательной и правовой поддержки гражданам, уволенным с военной службы;
- совершенствование механизма квотирования рабочих мест в государственных организациях, предприятиях, учреждениях области для граждан, уволенных с военной службы, прошедших профессиональную переподготовку;
- обеспечение межведомственной координации в области переподготовки, трудоустройства и вовлечения в предпринимательскую деятельность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализовываться в течение 2003-2005 годов в два этапа:
I этап (2003 год) - создание основ системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В этот период создается учебно-материальная база и условия для работы регионального бизнес-центра переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" в г.Воронеже и справочно-консультационных пунктов в гарнизонах: Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка и Острогожск; разрабатываются и принимаются нормативные правовые и методические документы и материалы, вырабатываются оптимальные модели, совершенствуется механизм квотирования рабочих мест, определяются учебные заведения для переподготовки кадров.
II этап (2004-2005 годы) - создание системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и обеспечение ее эффективной работы. На этом этапе создается объединенная информационная система управления по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области, главного управления образования администрации области, главного управления труда и социального развития администрации области, департамента федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области, совершенствуется и повышается качество работы по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству. В региональном бизнес-центре переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" оказывается помощь военнослужащим, прошедшим переподготовку, в организации предпринимательской деятельности.
V. Система программных мероприятий и направления их реализации
1. Профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Цель мероприятия - создание необходимых условий для обеспечения качественной профессиональной ориентации увольняемых и уволенных военнослужащих и членов их семей.
В настоящее время в Воронежской области нет единой системы профессиональной ориентации этой категории граждан. Мониторинг, проведенный департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области, показал, что только 3 процента респондентов знают точно, кем и где будут работать, а 63 процента не знают, по какой профессии и в какой отрасли будут искать себе занятость.
Мероприятием предусматривается в 2003 году создать условия для работы регионального бизнес-центра переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" и его филиалов - справочно-констультационных пунктов в гарнизонах: г. Борисоглебск, Богучар, Бутурлиновка и Острогожск, обеспечить их размещение, оснащение оргтехникой и средствами связи, необходимой учебно-методической, справочно-информационной литературой и сборниками нормативных правовых актов.
Реализация мероприятия позволит оперативно, заблаговременно, за год до увольнения, ориентировать военнослужащих по выбору профессии и направлять на переподготовку, а также оказывать содействие гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (всего до 6500 человек).
Социальный эффект - снижение социально-психологической напряженности в среде увольняемых и уволенных военнослужащих и членов их семей.
Общий объем финансирования на 2003-2005 годы составит 1,907 млн. рублей из средств областного бюджета, в том числе в 2003 году - 0,8424 млн. рублей, в 2004-2005 годах по 0,5324 млн. рублей ежегодно.
2. Профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы,граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Цель мероприятия - создать необходимые условия для получения военнослужащими, увольняемыми с военной службы и из других силовых структур, гражданами, уволенными в запас, и членами их семей одной из гражданских специальностей, востребованных на рынке труда.
В настоящее время в области не создана стройная система переподготовки этой категории граждан, нет финансирования в полном объеме из федерального бюджета, не определены ведущие вузы, кандидаты на учебу направляются в Москву и Ростов-на-Дону, а это требует больших финансовых затрат, что не удовлетворяет всех.
Мероприятием предусматривается на конкурсной основе определить учебные заведения различных категорий профессионального образования, в которых будет осуществляться переподготовка, организовать отбор кандидатов на учебу с последующим трудоустройством в воинских частях, гарнизонах, в региональном бизнес-центре переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество", выявить для них вакансии и направить на учебу.
Реализация мероприятия позволит экономно использовать средства, отпущенные федеральным бюджетом, готовить специалистов для конкретных вакансий.
Социальной эффект - снизится напряженность среди безработных рассматриваемой категории граждан, появится уверенность в трудоустройстве после окончания учебы.
Общий объем финансирования на 2003-2005 годы - 14,95 млн. рублей, в том числе из средств:
- федерального бюджета - 14,1 млн. рублей;
- областного бюджета - 0,15 млн. рублей, (в 2003 году - 0,05 млн. рублей.);
- прочих источников - 0,7 млн. рублей.
3. Трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность.
Цель мероприятия - создать условия для обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В настоящее время около 4400 бывших военнослужащих, состоящих на воинском учете в Воронежской области, уволены без права на пенсию в возрасте до 45 лет, 63 процента жен военнослужащих не имеют работы, 49 процентов из числа работающих жен военнослужащих трудятся не по специальности, т.е. на низкооплачиваемых должностях, свыше 5100 семей не имеют жилья и не получают компенсацию за поднаем. Сотни офицеров, имеющих высшее образование, вынуждены искать средства на содержание семьи, занимаясь извозом по ночам и охраняя автостоянки. В этих условиях необходимы экстренные меры для решения данной проблемы.
Для реализации данного мероприятия Программы необходимо взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Планируется разработать положение о порядке реализации Закона Воронежской области от 16 декабря N 125-II-ОЗ "О квотировании рабочих мест для особо нуждающихся категорий населения" и обеспечить контроль за его выполнением.
В мероприятии предусматривается подготовка кадров из числа военнослужащих для предприятий области, расширяющих свое производство и вновь создаваемых.
В региональном бизнес-центре переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" будет создан отдел трудоустройства, ориентированный на работу только с этой категорией населения.
Планируется осуществлять разработку проектов по созданию новых рабочих мест, развитию малого предпринимательства на базе высвобождаемых военных городков на конкурсной основе, при обязательном условии трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и оказания им адресной помощи.
Промышленным предприятиям, созданным гражданами, уволенными с военной службы, в рамках данной Программы планируется оказывать помощь в получении инвестиционных налоговых кредитов, стимулировать реализацию их оборудования по договорам лизинга, создать систему фондов взаимного страхования предпринимательского риска.
Реализация мероприятия в 2003-2005 годах позволит оказать содействие в трудоустройстве около 3000 человек, вовлечь в предпринимательскую деятельность около 650 человек.
Социальный эффект - значительно снизится социальная напряженность среди безработных граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и в обществе в целом.
Общий объем финансирования на 2003-2005 годы - 4,25 млн. рублей, в том числе из средств:
- федерального бюджета - 2,25 млн. рублей;
- прочих источников - 2,0 млн. рублей.
VI. Ресурсное обеспечение Программы, источники и этапы финансирования
Для реализации Программы необходимы финансовые, материальнотехнические и трудовые ресурсы.
Объем финансирования Программы на 2003-2005 годы составит 21,107 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 16,35 млн. рублей;
- областного бюджета - 2,057 млн. рублей;
- прочих источники - 2,7млн. рублей;
Затраты на 2003 год составят 7,2424 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 0,8924 млн. рублей;
- на 2004, 2005 годы - см. приложение 4.
По разделам Программы эти средства распределяются по следующим направлениям на 2003-2005 годы (согласно методике расчетов Государственной Программы):
- профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 1,907 млн.рублей за счет средств областного бюджета, в том числе в 2003 году - 0,84 млн.рублей; в 2004-2005 годах по 0,53 млн. рублей ежегодно;
- профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 14,95 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 14,1 млн.рублей, за счет средств областного бюджета - 0,15 млн.рублей, из прочих источников 0,7 млн.рублей; в 20032005 годах по 4,98 млн. рублей ежегодно;
- трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность - 4,25 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,25 млн.рублей, из прочих источников - 2,0 млн.рублей; в 2003-2005 годах по 1,41 млн. рублей ежегодно.
Материально-техническое обеспечение планируется осуществить за счет создания материально-технической базы регионального бизнес-центра переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество" в г.Воронеже в 2003 году и создания справочно-консультационных пунктов в гарнизонах: Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Острогожск. Затраты - 0,31 млн.рублей, за счет областного бюджета; в 2004-2005 годах - за счет средств федерального бюджета и прочих источников.
В учебных заведениях материально-техническая база и трудовые ресурсы используются штатные.
VII. Организация управления и контроль за выполнением Программы
Организация управления и координация действий осуществляется заместителем главы администрации области по социальной политике, председателем комиссии администрации области по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей через управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области.
Функции органа оперативного повседневного управления возлагаются на региональный бизнес-центр переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество".
Управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области осуществляет контроль за организацией переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и соблюдением государственных образовательных стандартов.
Управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области в установленные сроки представляет комиссии администрации области по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей следующие данные:
количество военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей, получивших профессиональную консультацию;
количество лиц, прошедших переподготовку;
средняя стоимость затрат на переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по профессиям;
количество трудоустроенных из числа лиц, прошедших переподготовку, по профессиям;
результаты международного сотрудничества в области социальной адаптации военнослужащих;
бухгалтерская отчетность;
результаты проведенных проверок деятельности учебных центров, справочно-консультационных пунктов и образовательных учреждений - участников Программы.
Финансовый контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы и ожидаемые
конечные результаты
К концу 2005 года до 6500 военнослужащим, подлежащим увольнению, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должна быть оказана государственная поддержка по социальной адаптации, около 3250 из них получат возможность прохождения профессионального обучения с последующим трудоустройством. Ожидается, что не менее 85-90 процентов прошедших обучение будут трудоустроены. Кроме того, планируется вовлечь в предпринимательскую деятельность до 650 граждан, уволенных с военной службы.
Реализация Программы позволит снизить социальную напряженность в обществе, подготовить значительное количество кадров для выполнения социально-экономической программы Воронежской области.
IХ. Перечень исполнителей Программы
- управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области (координатор программы);
- главное управление экономического развития администрации области;
- главное управление образования администрации области;
- главное управление труда и социального развития администрации области;
- региональный бизнес-центр переподготовки и трудоустройства офицеров "Воинское содружество";
- департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области;
- главное управление по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации области;
- главное управление по промышленности, транспорту и связи администрации области;
- главное управление агропромышленным комплексом администрации области ;
- главное финансовое управление администрации области;
- главное управление государственного имущества администрации области ;
- военный комиссариат области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Воронежской областной Думы от 31 октября 2002 г. N 478-III-ОД "Об областной программе "Социальная... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.