Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Задание
на разработку комплексной программы
"Реформирование местного самоуправления в Воронежской области
на 2004-2009 годы"
(утв. распоряжением Администрации Воронежской области
от 7 мая 2004 г. N 927-p)
1. Введение
Настоящее задание определяет основные цели и задачи разрабатываемой комплексной программы "Реформирование местного самоуправления Воронежской области на 2004-2009 гг." (далее - программа), а также основные требования к структуре и содержанию программы, к составу материалов, разрабатываемых в рамках программы.
Задание на разработку программы составлено в соответствии с положениями доктрины развития Воронежской области и концепцией реформирования местного самоуправления в Воронежской области.
Основанием для разработки программы является распоряжение администрации области от 06.01.2004г. N 4-р "О комплексной программе "Реформирование местного самоуправления в Воронежской области (2004-2009гг.)".
Заказчик программы - администрация Воронежской области.
Разработчик программы - определяется на конкурсной основе.
Источник финансирования разработки программы - областной бюджет.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является обеспечение нормативно-правовых, организационных и материально-технических условий для реформирования местного самоуправления в Воронежской области, перехода от формального местного самоуправления к подлинной самоорганизации граждан в решении проблем всестороннего социально-экономического развития муниципальных образований, повышения качества жизни населения посредством мобилизации ресурсов территории, местного сообщества и бизнеса.
Задачи программы:
1. Реформирование территориальных основ местного самоуправления.
2. Реформирование организационных основ местного самоуправления.
3. Реформирование финансово-экономической основы местного самоуправления.
4. Создание нормативно-правовых основ реформирования местного самоуправления.
5. Апробация созданных механизмов реформирования местного самоуправления на пилотных проектах в муниципальных образованиях.
3. Структура программы
Раздел 3.1. Анализ местного самоуправления в области
В аналитическом обзоре объемом 10-15 страниц представляются общие сведения о муниципальных образованиях области (количество, численность, население, территория).
Анализируются:
- современная правовая база местного самоуправления;
- разделение предметов ведения и полномочий;
- межбюджетные отношения;
- материальное, кадровое, имущественное обеспечение органов местного самоуправления;
- уровень социально-экономического развития муниципальных образований.
Раздел 3.2. Основные направления реформирования местного
самоуправления
Реформирование будет происходить по двум основным направлениям:
I. Реформирование территориальных и организационных основ местного самоуправления
II. Реформирование финансово-экономической основы организации местного самоуправления
Направление I "Реформирование территориальных и организационных основ местного самоуправления" предусматривает разработку двух подпрограмм:
Подпрограмма 1. Территориальное устройство муниципальных образований области
Подпрограмма 2. Организационные основы местного самоуправления в области
Подпрограмма 1. "Территориальное устройство муниципальных образований области" должна содержать:
- анализ существующего территориального устройства муниципальных образований области;
- предложения по изменению территориальных границ существующих муниципальных образований, формированию новых муниципальных образований и определению административных центров поселений;
- нормативные акты и методическое обеспечение:
- положение о территориальном зонировании в муниципальном образовании;
- положение о проведении референдумов, сходов граждан, опросов населения в муниципальных образованиях, подлежащих преобразованию;
- картографическое описание границ муниципальных образований в области;
- проект закона области об утверждении границ муниципальных образований, наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В рамках подпрограммы 2. "Организационные основы местного самоуправления" должны быть разработаны:
1. По разграничению предметов ведения, полномочий и наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:
- проект закона области о разграничении предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями: поселениями, муниципальными районами, городскими округами;
- проект закона Воронежской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- типовые проекты соглашений между:
- органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района;
- органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
2. По организационному, методическому обеспечению реформирования местного самоуправления:
- проект закона "О создании, преобразовании и упразднении муниципальных образований";
- проект закона области о численности представительных органов преобразованных и вновь сформированных муниципальных образований;
- модельные уставы:
- муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов;
- территориального общественного самоуправления;
- примерные положения:
- о местном референдуме;
- о порядке проведения сходов граждан;
- о порядке реализации правотворческой инициативы граждан;
- о порядке организации конференций граждан;
- о порядке организации собраний граждан;
- о порядке организации опроса граждан;
- о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение;
- схемы типовых структур управления органов местного самоуправления;
- рекомендации по определению предельных нормативов штатной численности и фонда заработной платы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (для дотационных районов);
- справочник руководителей муниципальных образований.
3. По кадровому обеспечению работы органов местного самоуправления муниципальных образований:
- анализ кадровой обеспеченности органов местного самоуправления;
- предложения по созданию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
- проект закона Воронежской области "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О муниципальной службе в Воронежской области", включающий положения:
- о конкурсе на замещение должностей муниципальных служащих (главы администрации и др.);
- о порядке аттестации муниципальных служащих;
- о контрактной системе трудовых отношений в муниципальных образованиях;
- квалификационные требования к руководителям и работникам органов местного самоуправления муниципальных образований.
4. По материальному и информационному обеспечению работы органов местного самоуправления муниципальных образований:
- технический проект материального и информационного обеспечения органов местного самоуправления муниципальных образований области, содержащий схему информационного обеспечения органов местного самоуправления муниципальных образований;
- обоснование и расчет потребности органов управления в материальных ресурсах (средства связи, компьютерная техника, инвентарь).
5. По вовлечению населения в процесс местного самоуправления:
- рекомендации по выявлению и консолидации лиц (физических или юридических), которые хотят и имеют возможность (финансовую и др.) участвовать в решении вопросов обустройства территории проживания в муниципальных образованиях;
- положение о взаимодействии органов местного самоуправления с некоммерческими объединениями граждан;
- типовое стратегическое соглашение между органами местного самоуправления, гражданами и предпринимателями о развитии муниципального образования.
6. По развитию межмуниципального сотрудничества в области:
- рекомендации по образованию совета муниципальных образований области;
- модельный устав совета муниципальных образований области;
- проект Кодекса муниципального управления области, характеризующий принципы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти области, межмуниципального сотрудничества, который будет иметь форму нормативного правового акта (закона) либо акта рекомендательного (договорного) характера.
Направление II "Реформирование финансово-экономической основы организации местного самоуправления" разрабатывается в рамках подпрограмм:
Подпрограмма 1. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Подпрограмма 2. Формирование и развитие экономического потенциала муниципальных образований
Подпрограмма 3. Разработка механизма мобилизации внебюджетных источников финансирования (долгосрочных и ипотечных кредитов, средств домашних хозяйств и др.)
Подпрограмма 1 "Бюджетный процесс в муниципальных образованиях" должна содержать:
- рекомендации по определению предельных нормативов штатной численности и фонда заработной платы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (для дотационных районов);
- анализ и расчет налогооблагаемой базы муниципальных образований;
- проект закона "О нормативах бюджетной обеспеченности Воронежской области";
- методику расчета потребности муниципального образования в бюджетных средствах на текущее обеспечение в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности;
- предложения по закреплению за муниципальными образованиями налогов и сборов, по формированию доходов местных бюджетов, обеспечивающих исполнение закрепленных полномочий;
- положение о бюджетном процессе муниципального образования, включающее:
а) порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений;
б) положение о формировании и распределении регионального фонда финансовой поддержки поселений;
в) положение о формировании и распределении регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
г) методику определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов муниципальных районов (бюджетов городских округов);
д) положение о формировании и расходовании фонда муниципального развития;
е) положение о формировании и расходовании регионального фонда софинансирования социальных расходов;
- проект закона Воронежской области "О закреплении отдельных видов налогов за уровнями бюджетов области на долгосрочный период";
- положение о порядке формирования регионального фонда компенсаций и предоставления средств из фонда субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Подпрограмма 2 "Формирование и развитие экономического потенциала муниципальных образований" должна содержать:
- положение о порядке разработки, принятия и реализации стратегической программы и проектов социально-экономического развития муниципального образования;
- предложения по типологизации муниципальных образований области по уровню социально-экономического развития;
- анализ реестров имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности;
- предложения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность имущества, находящегося в областной собственности и предназначенного для решения вопросов местного значения;
- предложения по разграничению земель по формам собственности на территориях муниципальных образований;
- проект закона области о разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями;
- методику расчета тарифов за услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Подпрограмма 3 "Разработка механизма мобилизации внебюджетных источников финансирования (долгосрочных и ипотечных кредитов, средств домашних хозяйств и др.)" должна содержать:
- рекомендации о создании (в соответствии с типологизацией муниципальных образований) постоянных (функциональных) и временных (проектных) комиссий, рабочих инициативных групп - участников стратегического партнерства по совместному привлечению ресурсов для реализации программ развития;
- положение о порядке инициирования, представления, утверждения и реализации целевых проектов развития местного самоуправления;
- методику определения кредитоспособности муниципального образования;
- положение о предоставлении залоговых и др. гарантий при получении муниципальными образованиями долгосрочных и ипотечных кредитов;
- положение о муниципальных займах.
Раздел 3.3. Нормативное правовое и финансовое обеспечение
реализации программы
3.3.1. Нормативное правовое обеспечение программы(1)
Направление I. Реформирование территориальных и организационных основ местного самоуправления
Подготовка проектов законов:
- "Об утверждении границ муниципальных образований, наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района";
- "Об отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд";
- "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями";
- "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- "О разграничении предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями: поселениями, муниципальными районами, городскими округами";
- "О численности представительных органов власти преобразованных и вновь сформированных муниципальных образований";
- "О внесении изменений в законы Воронежской области: "О муниципальной службе в Воронежской области", "О создании, преобразовании и упразднении муниципальных образований".
- Проекта Кодекса муниципального управления области.
Разработка нормативных правовых актов:
- типового Устава муниципального образования;
- положения о территориальном зонировании в муниципальном образовании;
- типового стратегического соглашения между органами местного самоуправления, гражданами и предпринимателями о развитии муниципального образования.
Подготовка:
- методических указаний по проведению анализа уровня социально-экономического развития муниципального образования (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз);
- рекомендаций по определению предельных нормативов штатной численности и фонда заработной платы депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений (для дотационных районов);
- справочников руководителей муниципальных образований.
Направление II. Реформирование финансово-экономической основы организации местного самоуправления
Подготовка проекта закона "О закреплении отдельных видов налогов за уровнями бюджетов области на долгосрочный период".
Разработка при условии внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство проектов законов области:
- "О порядке формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроля за его исполнением";
- "О порядке расчета дополнительных нормативов отчислений от уплаты федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты поселений с целью полной или частичной замены дотаций из регионального фонда поддержки поселений";
- "О порядке выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены полномочиями органов государственной власти субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений";
- "О финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из регионального бюджета";
- "Об утверждении методики определения расчетной бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета муниципального района";
- "О фонде муниципального развития".
Разработка нормативных правовых актов:
- положения о бюджетном процессе в муниципальном районе;
- правил землепользования и застройки в муниципальном образовании;
- положения о приватизации муниципального имущества;
- положения о порядке организации муниципальной статистики;
- положения о порядке разработки, принятия и реализации стратегической программы социально-экономического развития муниципального образования;
- положения о формировании и распределении регионального фонда финансовой поддержки поселений;
- положения о формировании и распределении регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- положения о формировании и расходовании фонда муниципального развития;
- положения о формировании и расходовании регионального фонда софинансирования социальных расходов;
- положения о порядке формирования регионального фонда компенсаций и предоставления из средств фонда субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
- системы стандартов качества жизни населения территорий области в части осуществления полномочий местного самоуправления;
- методики расчета тарифов за услуги муниципальных предприятий и учреждений.
3.3.2. Финансовое обеспечение разработки и реализации программы
Расчет затрат на реформирование местного самоуправления в области:
- определение расходов на разработку программы (в разрезе мероприятий подпрограмм);
- расчет затрат на содержание органов местного самоуправления (в том числе на оплату труда, оснащение инвентарем, оргтехникой и др.);
- определение расходов на создание и содержание межмуниципальных органов (методического центра поддержки реформ, совета муниципальных образований);
- определение финансовых источников реформирования местного самоуправления (в соответствии со сроками реализации мероприятий).
Раздел 3.4. Осуществление пилотного проекта по реформированию
местного самоуправления
В рамках программы целесообразно осуществление пилотного проекта по реформированию местного самоуправления. Программа пилотного проекта должна предусматривать:
- анализ, выбор районов для осуществления пилотных проектов по реформированию местного самоуправления:
а) определение критериев для отбора районов;
б) подготовка рекомендаций по отбору районов - кандидатов для включения в пилотный проект;
- пересмотр территориальных границ муниципальных образований в рамках пилотных районов и их утверждение;
- разграничение предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями;
- реформирование межбюджетных отношений между бюджетами муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов
- отработку схем управления муниципальными образованиями (представительных органов власти, местных администраций);
- определение и отработку процедур управления и связи органов местного самоуправления с населением, предпринимателями, общественными организациями;
- подготовку аналитических докладов о ходе реализации пилотных проектов по реформированию местного самоуправления и представление их руководству области;
- обобщение результатов пилотных проектов и подготовку методических рекомендаций по алгоритму формирования муниципальных образований или преобразованию муниципальных образований в соответствии с новым законодательством.
Раздел 3.5. Порядок управления реализацией программы
Раздел 3.6. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий реализации программы
4. Основные требования к выполнению работ: разработка предусматривает решение поставленной цели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и календарным планом.
5. Срок и стоимость проведения работ определяются отдельным распоряжением администрации области.
6. Отчетная документация, передаваемая заказчику по окончании работы: региональная целевая программа "Реформирование местного самоуправления в Воронежской области".
_______________________________
1 Здесь представлен в качестве примера неполный перечень нормативных правовых актов, сформированный по содержанию регулируемых отношений. Форма и содержание, полная система актов будет уточнена (разработана) непосредственно разработчиками программы с учетом компетенции органов публичной власти и необходимости регулирования тех или иных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.