Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации города Воронежа
от 4 февраля 2003 г. N 247
Положение
о системе управления охраной труда в городе Воронеже
Настоящее положение определяет единые подходы к управлению охраной труда в городе, определяет полномочия и формы взаимодействия органов управления и должностных лиц в этой сфере.
Действие положения распространяется на все учреждения, организации и предприятия расположенные на территории города Воронежа независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (в дальнейшем организации).
1. Общие положения
1.1. Управление охраной труда в г. Воронеже строится на основании Конституции Российской Федерации, Трудового Кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О промышленной безопасности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" и иных нормативных актов Российской Федерации, закона "Об охране труда в Воронежской области", закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области" и других нормативных актов об охране труда, принятых органами исполнительной, законодательной и представительной власти Воронежской области и города Воронежа, а также настоящим положением.
1.2. Управление охраной труда на территории г. Воронежа осуществляет:
- администрация города (района);
- городской Координационный Совет по охране труда;
- инспекция охраны труда администрации г. Воронежа;
- службы государственных органов надзора и контроля;
- объединения профессиональных союзов;
- Воронежское региональное отделение фонда социального страхования (филиалы фонда социального страхования);
- учебные (учебно-методические) центры по охране труда;
- территориальные объединения работодателей (предпринимателей).
1.3. Система управления охраной труда (СУ ОТ) в городе Воронеже - это совокупность организационных форм, методов и совместных действий администрации города, городской Думы, органов местного самоуправления (администраций) районов города, органов надзора и контроля, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных органов по реализации государственной политики в области охраны труда, осуществлению социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.4. Основные задачи системы управления охраной труда:
- обеспечение безопасных условий, охраны труда и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- координация, эффективное взаимодействие и сотрудничество субъектов социально-трудовых отношений, участвующих в управлении охраной труда;
- выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального и областного уровня.
1.5. Основные принципы системы управления охраной труда:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- профилактическая направленность деятельности всей системы на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
- сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: работодателей и работников, администрации области, органов местного самоуправления города и районов города, органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками органов;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда;
- неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателями и работниками и ответственность за их нарушение.
1.6. Основные функции системы управления охраной труда:
- организация, регулирование и координация работ в области охраны труда, предусматривающее формирование органов управления, установления им полномочий и порядка взаимодействия, а так же принятие и реализация управленческих решений (постановлений, распоряжений);
- планирование работ по охране труда на основе разработки территориальной, отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, коллективных договоров и соглашений по охране труда организаций;
- контроль за состоянием охраны труда и действием системы управления охраной труда, направленный на обеспечение соответствия организации охраны труда государственным нормативам;
- информационно-аналитическое сопровождение на основе анализа и оценки показателей условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- применение к работодателям мер стимулирования за создание безопасных и здоровых условий труда.
2. Структура системы управления охраной труда в городе Воронеже
Система управления охраной труда включает в себя два уровня:
- муниципальный;
- непосредственно в организациях.
2.1. На муниципальном уровне управление охраной труда осуществляют:
- органы местного самоуправления города (администрация города и администрации районов города);
- городской (районные) координационные советы по охране труда;
- городские объединения работодателей;
- городские объединения профсоюзов.
2.2. На уровне организаций управление охраной труда осуществляют:
- работодатели;
- службы (специалисты) по охране труда;
- профсоюзные организации и другие уполномоченные работниками органы;
- совместные комитеты (комиссии) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Структурная схема системы управления охраной труда в городе Воронеже приведена в приложении к настоящему положению.
3. Полномочия органов управления охраной труда города Воронежа
3.1. Администрация города (района) Воронежа
3.1.1. Глава администрации города (района) Воронежа:
- принимает постановления и распоряжения по вопросам функционирования системы управления охраной труда;
- создает самостоятельное структурное подразделение (назначает освобожденного специалиста с непосредственным подчинением заместителю, курирующему вопросы охраны труда) в администрации города (районов) - инспекцию охраны труда;
- возлагает на одного из заместителей обязанности по управлению охраной труда в городе (районе);
- создает и наделяет полномочиями городской (районный) координационный совет по охране труда;
- систематически заслушивает начальника инспекции охраны труда администрации города (специалистов районов города) о состоянии охраны труда в городе (районе).
3.1.2. Заместитель главы администрации города (района), на которого возложены обязанности по управлению охраной труда:
- возглавляет координационный совет по охране труда и проводит заседания координационного совета по охране труда;
- координирует деятельность структур управления, органов надзора и контроля, работодателей;
- осуществляет контроль за исполнением программы улучшения условий и охраны труда;
- утверждает планы работы инспекции охраны труда;
- принимает решения о направлении комиссий, специалистов для проведения обследований (проверок) состояния условий и охраны труда в организациях города;
3.1.3. Городской координационный совет по охране труда:
- разрабатывает мероприятия по осуществлению единой государственной политики в улучшении условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний в городе Воронеже;
- рассматривает проекты территориальных нормативных правовых актов по охране труда для предприятий всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
- рассматривает методические и организационные вопросы, предложения от органов исполнительной власти районов г. Воронежа, объединений работодателей, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций в реализации государственной политики в улучшении условий и охраны труда;
- проводит анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях города;
- рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда;
- организует при необходимости рабочие группы для комплексного обследования предприятий, учреждений, организаций, имеющих высокий уровень производственного травматизма, аварийности, профессиональных заболеваний;
- заслушивает на своих заседаниях руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам улучшения условий и охраны труда;
- вносит в установленном порядке соответствующие предложения по улучшению условий и охраны труда в администрацию города;
- рассматривает вопросы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по охране труда;
- рассматривает проекты целевых программ улучшений условий и охраны труда, контролирует исполнение утвержденных программ.
3.1.4. Инспекция охраны труда администрации города:
- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий;
- разрабатывает проекты правовых актов органа местного самоуправления по вопросам охраны труда;
- обеспечивает реализацию областных целевых программ улучшения условий и охраны труда в пределах своих полномочий;
- разрабатывает предложения в проекты областных и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- разрабатывает совместно с предприятиями и организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
- организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;
- оказывает методическую и информационную помощь органам местного самоуправления, организациям и предприятиям;
- взаимодействует по вопросам охраны труда на территории города с государственными органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, с объединениями работодателей, профсоюзными и другими объединениями;
- оказывает информационную помощь организациям города в размещении заказов на приобретение нормативно-технической документации, средств индивидуальной защиты;
- разрабатывает совместно с предприятиями и организациями мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, организации смотров-конкурсов, выставок средств индивидуальной защиты работающих, приборов контроля и измерений;
- выполняет другие функции в сфере охраны труда, возложенные областными нормативными правовыми актами;
- ведет анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разрабатывает предложения по их предупреждению;
- принимает участие в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
- осуществляет координацию и организационно-методическое руководство работой служб охраны труда организаций в пределах своей компетенции;
- организовывает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
- обеспечивает содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защищает законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- содействовать учебным заведениям по вопросам преподавания охраны труда в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Специалисты по охране труда органов местного самоуправления города Воронежа и их структурных подразделений имеют право беспрепятственно посещать все организации (по согласованию с их руководством), расположенные на территории муниципального образования и получать от государственных и общественных организаций города в установленные сроки информацию и материалы по охране труда в пределах своей компетенции.
3.2. Службы государственных органов надзора и контроля:
- осуществляют надзорно-контрольные функции за соблюдением государственных требований по охране труда в соответствии со своими полномочиями;
- вносят предложения по улучшению управляемости и состояния охраны труда;
- участвуют в обучении по охране труда руководителей и специалистов организаций.
3.3. Объединения профессиональных союзов:
- осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда;
- рассматривают состояние условий и охраны труда в организациях, вносят предложения по их улучшению;
- принимают участие в разработке и реализации территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
- направляют деятельность профсоюзных комитетов, иных представительных органов, комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в области создания безопасных и здоровых условий труда.
3.4. Учебные (учебно-методические) центры по охране труда:
- обеспечивают непрерывную подготовку и аттестацию по охране труда руководителей и специалистов организаций, председателей и членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц трудовых коллективов;
- оказывают методические и консультационные услуги руководителям и специалистам организаций по охране труда, оказывают услуги по обеспечению необходимой нормативно-технической документацией по охране труда.
3.5. Территориальные объединения работодателей (предпринимателей):
- участвуют в разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда, муниципальных программ;
4. Полномочия организаций в управлении охраны труда
4.1. Работодатели (руководители организаций всех форм собственности, индивидуальные предприниматели):
- обеспечивают безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- организуют и проводят работу по охране труда в соответствии с требованиями федеральных, областных и иных законодательных нормативных правовых актов по охране труда;
- разрабатывают и внедряют систему управления охраной труда на предприятии;
- в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в организации создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, либо заключают договоры со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда;
- обеспечивают получение экспертного заключения органа государственного управления охраной труда о соответствии условий и охраны труда нормативным требованиям при регистрации и перерегистрации организаций;
- разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включают их в коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- проводят обучение работников безопасным приемам и методам выполнения работ;
- проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ и производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
- предоставляют работникам льготы и компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
- организуют за счет собственных средств проведение всех необходимых видов медицинских осмотров;
- обеспечивают за счет собственных средств приобретение и применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивают расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с действующими положениями о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- осуществляют другие функции, предусмотренные законодательством о труде и охране труда.
4.2. Комитеты (комиссии) по охране труда:
- организуют совместные действия работодателей и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- организуют проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах у казанных# проверок;
- готовят предложения к разделу коллективного договора (соглашения), касающегося охраны труда.
4.3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а так же избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
5. Координация деятельности органов и организаций, участвующих в
управлении охраной труда:
5.1. Взаимодействие органов управления охраной труда в городе Воронеже с органами государственного и общественного надзора и контроля, а также другими структурами, имеющими отношение к охране труда, осуществляется с учетом возложенных на них конкретных задач и функций.
5.2. Конкретные формы взаимодействия в области управления охраной труда могут, в необходимых случаях, уточняться и дополняться специальными положениями (протоколами), разрабатываемыми заинтересованными органами и организациями.
5.3. Инспекция охраны труда администрации города Воронежа взаимодействует:
5.3.1. С городской Думой при разработке и принятии законодательных актов по охране труда.
5.3.2. С городским координационным советом по охране труда по вопросам подготовки материалов для проведения заседаний координационного совета по охране труда.
5.3.3. С Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области по осуществлению согласованной политики в области разработки законодательных и нормативных актов и разработки целевых программ, направленных на обеспечение улучшения условий и охраны труда в организациях города Воронежа.
5.3.4. С органами судебной власти и прокуратуры по вопросам соблюдения трудового законодательства по охране труда.
5.3.5. С государственной инспекцией труда в Воронежской области в части контроля за соблюдением в организациях законодательства об охране труда и участия в расследовании несчастных случаев на производстве.
См. Постановление Администрации Воронежской области от 19 декабря 1994 г. N 1494 "О государственной инспекции труда Воронежской области" (с изм. и доп. от 29 марта 1995 г.)
5.3.6. С управлением Верхне-Донского округа Госгортехнадзора России по вопросам организации и осуществления контроля за состоянием потенциально опасных производств, объектов и работ на территории города Воронежа.
5.3.7. С федеральным государственным учреждением "Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификации" по вопросам нормативно-технического обеспечения разработки, производства и эксплуатации продукции производственно-технического назначения в плане выполнения требований безопасности и метрологического обеспечения, участия в разработке правовых нормативных документов по охране труда.
5.3.8. С управлением Государственной противопожарной службы МЧС России Воронежской области в части контроля за выполнением противопожарных мероприятий в организациях города.
5.3.9. С управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Воронежской области в части организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
5.3.10. С федеральным государственным учреждением "Центр Госсанэпиднадзора в Воронежской области") в части контроля за своевременной организацией проведения необходимых видов медицинских осмотров, за соблюдением действующих санитарно-гигиенических правки и норм в организациях города.
5.3.11. С управлением Донского округа Госатомэнергонадзора Российской Федерации в части контроля за соблюдением действующих норм радиационной безопасности в организациях города.
5.3.12. С государственным учреждением "Воронежгосэнергонадзор" в части контроля за соблюдением правил безопасного обслуживания электрических и теплоиспользующих установок в организациях города.
5.3.13. С Воронежским областным комитетом государственной статистики по вопросам получения статистических данных о состоянии условий и охраны труда в городе Воронеже.
5.3.14. С Воронежским региональным отделением Фонда социального страхования по обеспечению проведения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.3.15. С объединениями профсоюзов по вопросам общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
5.3.16. С управлением здравоохранения администрации города Воронежа по вопросам охраны здоровья, качественного проведения профилактических медицинских осмотров, по вопросам профессиональной патологии в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5.3.17. С другими контролирующими органами по вопросам, связанным с управлением охраной труда.
5.4. Инспекция охраны труда администрации города Воронежа координирует деятельность подведомственных учебных (учебно-методических) центров по охране труда по вопросам: обучения и аттестации по охране труда руководителей и специалистов организаций, уполномоченных лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, распространение нормативных материалов по охране труда и т.д.
5.5. Инспекция охраны труда администрации города Воронежа осуществляет в пределах своей компетенции связи с соответствующими государственными, общественными и частными организациями по вопросам, связанным с охраной труда.
6. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета, областного бюджета, городского бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Воронежской области. На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Директор департамента промышленности, |
А.М. Великанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.