Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
развития промышленности
Воронежской области на 2003 - 2007 годы
Состояние функциональных сфер деятельности предприятий
(по результатам анализа машиностроительных и металлообрабатывающих
предприятий Воронежской области,
выполненного ВТК Воронежского госуниверситета
по проекту программы INCO "Copernicus")
Управление предприятиями
Руководящий состав предприятий в большинстве имеет значительный стаж работы (общий, в данной должности и на данном предприятии). Наибольший - у генеральных директоров и технических руководителей, сравнительно меньший - у руководителей финансовой и маркетинговой служб.
Возраст старше 50 лет у большинства генеральных директоров и технических руководителей и около половины остальных категорий руководителей.
В среднем 10% руководителей до 35 лет работают в финансовой, экономической, бухгалтерской и маркетинговой службах, в остальных - руководители старше.
Большинство руководящего состава имеет высшее образование.
Не имеют высшего образования 40% руководителей финансовой службы, по 7% - экономической, производственной, маркетинговой.
Руководители, как правило, не имеют ученых степеней.
Среди руководителей предприятий наибольшую долю в уставном капитале имеют половина генеральных директоров. За ними следуют - треть руководителей производственных и технических служб. Не имеют акций 40% руководителей финансовой и маркетинговой служб, 13-17% - руководителей всех остальных служб.
Велика доля руководителей, не являющихся собственниками предприятий, большинство руководства - это мелкие акционеры.
На большинстве обследованных предприятий действует линейно-функциональная структура управления. В небольших масштабах используются другие типы: линейно-масштабная, дивизиональная, система с ограниченным функционализмом, программная (проектная), матричная, сетевая.
Выработка целей предприятия происходит в процессе обсуждения, при участии подчиненных.
Меры по реорганизации структуры управления внедрены только на одном из обследованных предприятий.
Основные меры по реорганизации структуры на большинстве предприятий, по которым в настоящее время проводится работа или они считаются целесообразными это: слияние подразделений, упразднение нерентабельных производств и выделение отдельных подразделений в самостоятельные.
На трети предприятий проводятся работы или принимаются меры по децентрализации производственных, сбытовых операций; созданию совместных предприятий, холдингов, проектных структур; организации отделений по видам продукции, формированию при высшем руководстве специальных штабных групп.
Большая часть респондентов считает нецелесообразным или невозможным создание инновационных фирм, отделение общекорпоративного уровня управления от производственно-хозяйственного, создание штабных групп, появление функций и подразделений по организационному развитию предприятий; организацию отделений по видам продукции, проектных структур, финансово-промышленных групп, корпораций, транснациональных компаний, создание холдингов.
Создаются дочерние предприятия на 26% предприятий, филиалы - на 16%, 11% предприятий входят в другие коммерческие и некоммерческие организации.
Значительная доля акций принадлежит внешним акционерам - юридическим лицам (на 63% предприятий), трудовому коллективу (на 44%) и внешним акционерам - физическим лицам (на 31%), государству (на 25%).
Отсутствует или незначителен пакет акций у банков, финансовопромышленных групп, иностранных инвесторов.
На 40% предприятий управление осуществляется по доверительной схеме. На этих предприятиях более сильно влияние крупных акционеров, мелкие акционеры - пассивны.
На 60% предприятий - управление самостоятельное. Влияние крупных акционеров слабее, чем при управлении по доверительной схеме. Активность мелких акционеров на этих предприятиях наблюдается на каждом пятом из этих предприятий.
Наблюдается тенденция уменьшения пакета акций у работников акционерных обществ. Неизменны доли в уставном капитале государства, внешних акционеров, администрации, мелких акционеров. Состав внешних акционеров, в основном, не меняется.
Уставный капитал увеличивается на трети предприятий.
Признается влияние реорганизации собственности на рост объемов производства и реализации продукции, увеличение прибыльности и расширение рынков сбыта.
Техника и технология
Низкая инвестиционная активность предприятий за последние годы обусловила старение оборудования и технологии.
Специалисты предприятий оценивают уровень техники как низкий - на 26% предприятий, средний - на 69%, высокий - на 5%. Оценки, по-нашему мнению, завышены как минимум на 10%.
Средний возраст оборудования свыше 15 лет на 79% предприятий.
Средний возраст технологии свыше 15 лет на 63% предприятий.
Оборудование приобреталось более 15 лет назад на 42% предприятий.
Половина предприятий вносят изменения в технологию в течение одногодвух лет.
"Узкое место" в оборудовании - его износ наблюдается на 63% предприятий.
Основные причины замены оборудования - его износ и выпуск новых изделий.
Важнейшими критериями выбора технологии стали экономичность и качество. В прошлом - параметры конструкции, неизменность технологии и безопасность.
Организация производства
Тип производства большинства предприятий - единичный и мелкосерийный.
Некоторые руководители отмечают необходимость повышения серийности производства.
Возможности сокращения производственного цикла отмечаются на 90% предприятий.
Проводится работа по реорганизации производственной структуры предприятия. Основные меры: слияние подразделений, выделение подразделений в самостоятельные, упразднение нерентабельных производств, разделение подразделений, продажа производств.
Только на одном предприятии осуществлена реорганизация производственной структуры путем слияния подразделений, выделения подразделений в самостоятельные, организации отделений по видам продукции.
Оперативное управление производством (ОУП)
Основное содержание ОУП на предприятиях - дифференциация контрактных заданий по подразделениям и исполнителям, согласование оперативных планов деятельности по выпуску деталей, изделий, обоснование потребности в материальных ресурсах.
В среднем на 40% предприятий не выполняется работа или ее уровень недостаточен по дифференциации контрактных заданий и обоснованию потребности в ресурсах.
Специалисты более 50% предприятий считают уровень согласования оперативных планов недостаточным, а на ряде предприятий отмечают, что согласование не проводится.
Оперативный учет (контроль) проводится на достаточном уровне, по оценкам специалистов предприятий, на 47-58% предприятий. недостаточный уровень отмечен на 32-37%.
Отсутствует учет движения деталей, сборочных единиц по технологическому маршруту, по цехам, участкам у 11% предприятий, а по рабочим местам у 16%.
Не проводится работа по организации складирования и учету готовых деталей и сборочных единиц (на 11% предприятий), по учету движения материалов и комплектующих изделий на складах предприятия (5%). Отклонения от плановых заданий не определяются или уровень этой работы недостаточен на 50-60% предприятий, простои не анализируются более чем на 80% предприятий.
Диспетчирование (оперативное регулирование, координация) производства, как отмечают специалисты, на низком уровне на 32-58% предприятий. 11% опрошенных считают, что регулирование выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий на их предприятиях вообще отсутствует.
Материально-техническое обеспечение
Большинство предприятий обладают информацией о рынках материальных ресурсов.
Ограничена информация о рынках сырья и материалов - для 40% предприятий, комплектующих - для 26%, топлива - для 39%, энергии - для 37%.
Полностью обеспечены сырьем и материалами только 21% предприятий, топливом и энергией 26%, комплектующими - лишь 11%.
Тенденция ухудшения обеспеченности материальными ресурсами отмечается на 26% предприятий.
Несвоевременность поставок материальных ресурсов, приводящая к сбоям в производственном процессе, наблюдается на половине предприятий.
Проблемы с обеспечением материальными ресурсами, связанные с отсутствием оборотных средств, наблюдаются на 90% предприятий.
Среди негативных условий материально-технического обеспечения выделяются отсутствие на предприятиях политики формирования обоснованной величины запасов ТМЦ, неэффективное взаимодействие производственных служб со службой снабжения, отсутствие нововведений в системе МТС (организационных, методических и др.), несовершенство организационной структуры и недостаточная квалификация персонала службы снабжения, неэффективность форм расчета за материальные ресурсы.
Необходимость расчета производственных запасов отмечают 80% респондентов.
Переходящие производственные запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий определяются на 56% предприятий, соответственно на 44% - не рассчитываются.
Рассчитываются запасы: текущий складской (61% предприятий), технологический (33%), подготовительный (22%), транспортный и страховой (6%).
Специалисты половины обследованных предприятий считают политику формирования запасов нерациональной, еще 11% - имеющей недостатки.
Кадровая политика
Средняя заработная плата работников низкая.
Более, чем на половине предприятий имеется задолженность по заработной плате.
Около половины работников имеют профессиональную подготовку.
Треть рабочих и руководителей прошли переподготовку.
Повышение квалификации прошли около 80% основных производственных рабочих, половина остальных работников.
На 20% предприятий более половины руководителей (функциональных и линейных) не имеют высшего образования.
Средний возраст руководителей - 48 лет, опыт работы - в среднем 20 лет.
Средний возраст специалистов и служащих - 43 года, опыт работы 15-20 лет.
Средний возраст основных рабочих - 42 года, опыт работы - 13-15 лет.
Практически отсутствует персонал в возрасте менее 40 лет.
Документооборот
Внутренние документы предприятий не регламентированы на 58% предприятий, их движение не упорядочено полностью или частично на 37%.
Наряду с бумажными документами в электронном виде формируются документы лишь на 16% предприятий.
Финансы предприятий
Острую нехватку оборотных средств испытывает 84% предприятий.
Обеспечены оборотными средствами только 5% предприятий. Важнейшими причинами сложного финансового состояния являются важнейшие факторы: инфляция и нестабильность, неэффективность промышленной политики.
Причинами, ухудшающими финансовое состояние. являются сложности со сбытом продукции, снабжением, затрудненный процесс кредитования, отсутствие эффективной системы управления оборотными средствами.
Необходима реорганизация системы бухгалтерского учета более чем на половине предприятий.
Основными направлениями реорганизации системы бухгалтерского учета являются автоматизация работ, повышение оперативности учетной информации, внедрение нормативного метода учета затрат, реорганизация организационной структуры бухгалтерских служб.
На большинстве предприятий не формируются фонды накопления.
Финансовыми индикаторами, которые отметили специалисты, для 30-40% предприятий являются низкие ликвидность, прибыльность и деловая активность, финансовая неустойчивость.
Маркетинговая деятельность
Исследование рынка сбыта, изменение ассортимента выпускаемой продукции, организация продвижения товаров осуществляется в среднем на 60% предприятий, на 40% - не осуществляется.
Около 40% предприятий не обновляют ассортимент продукции.
Важнейшими факторами, обусловливающими разработку новых изделий, являются качество и цена, а также спрос на товар (для 84% предприятий).
Значимыми факторами разработки новых изделий являются потенциальная прибыль, производственные возможности, технологичность изделий.
Важнейшей информационной базой для разработки новых изделий является анализ продаж. Затем по значимости идут рекомендации основных клиентов, опросы потребителей и разработки конкурентов.
Инновационная деятельность
Наблюдается тенденция снижения численности НИОКР на большинстве предприятий.
НИОКР не осуществляется на 42% предприятий.
Отсутствуют авторские свидетельства.
На предприятиях, осуществляющих НИОКР (более половины обследованных), наблюдается рост разработанных образцов новой техники.
На 58% предприятий нет отделов НИОКР.
Отделы НИОКР планируют свою работу на год, оперативные планы практически отсутствуют.
Основные функции, выполняемые отделами НИОКР, - это совершенствование выпускаемой продукции, создание и улучшение технологических процессов, разработка новых изделий, кооперация в области НИОКР.
Не имеют или недостаточно обеспечены экспериментальной базой 84% предприятий. Достаточно обеспечены - 11%.
На половине предприятий сотрудники НИОКР пассивны или проявляют небольшой интерес к результатам своей работы.
Средний возраст сотрудников НИОКР 40-50 лет. Молодые сотрудники отсутствуют.
Большинство предприятий (89%) сотрудничают с различными научноисследовательскими организациями.
Основные факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности на предприятии: недостаточное финансирование разработок и их внедрения, нехватка специалистов высокого класса, разрыв отраслевых научных связей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.