Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
развития промышленности Воронежской области
на 2003 - 2007 годы
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 28 апреля 2003 г. N 320)
Общие положения
Настоящая концепция развития промышленности Воронежской области (далее по тексту - Концепция) разработана в соответствии со статьей 8 закона Воронежской области "О промышленной деятельности в Воронежской области".
В рамках настоящей концепции предусматривается дать исходную, базовую оценку промышленному комплексу области, экономической ситуации и тенденциям его развития, а также определить основные направления промышленной политики, механизмы реализации самой концепции в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Концепция направлена на установление юридической, административной и экономической основы для разработки конкретных Программ развития промышленности Воронежской области. При разработке концепции использовались системный и программно-целевой подходы к формированию промышленной политики на 2003 - 2007 годы.
1. Анализ состояния промышленности области
1.1. Состояние и тенденции развития промышленного производства области в 1991-2001 годах
По сравнению с дореформенным уровнем состояние промышленности области характеризовалось двукратным сокращением производства и экономической активности, пятикратным снижением производственных капиталовложений, дезинтеграцией экономических связей хозяйственных объектов, трехкратным сокращением оплаты труда. К 1999 году промышленность Воронежской области - в целом депрессивная отрасль, находящаяся в состоянии стагнации.
В условиях, когда вследствие искусственно созданных ценовых диспропорций большинство отраслей стали нерентабельными, а около половины предприятий - убыточными, осуществлялись приватизационные реформы, структурные преобразования и территориальные изменения, что, в конечном итоге, привело к перераспределению собственности, монополизации отдельных отраслей и секторов экономики и снижению инвестиций в реальный сектор экономики.
Падение объемов производства произошло в результате резкого ухудшения финансового положения производственных предприятий и утраты ими оборотного капитала. Неудовлетворительное финансовое состояние производственной сферы является главным барьером для модернизации предприятий, повышения эффективности и объемов производства, загрузки их мощностей.
Объем промышленного производства в целом по области к концу 90-х годов сократился по сравнению с уровнем 1990 года на 56%. При этом, в легкой промышленности выпуск промышленной продукции уменьшился в 7,8 раза, в черной металлургии - в 4,8 раза, в машиностроении и металлообработке - в 3,3 раза, в промышленности строительных материалов - в 1,7 раза, в пищевой промышленности - на 47,8%, в химической и нефтехимической промышленности - на 45,5%, в электроэнергетике - на 16,9%.
Анализ отраслевой структуры промышленного производства по выпуску продукции показывает, что доли отраслей изменялись неравномерно, как в динамике, так и по видам отраслей.
Таблица 1.
Отраслевая структура производства промышленной продукции
(в % к общему объему промышленного производства Воронежской области
в 1991-2001 годах.)000
Отрасли промыш- ленности |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Продукция про- мышленности, всего: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | |||||||||||
Электроэнергети- ка |
5,2 |
8,4 |
12,6 |
20,8 |
19,5 |
24,3 |
25,3 |
24,8 |
17,9 |
18,0 |
18,1 |
Черная металлур- гия |
1,5 |
2,6 |
2,6 |
1,99 |
2,97 |
3,3 |
2,9 |
2,3 |
3,1 |
3,7 |
2,8 |
Химическая и нефтехимическая |
12,1 |
21,1 |
14,98 |
11,9 |
17,4 |
20,2 |
17,9 |
13,6 |
15,9 |
12,7 |
14,2 |
Машиностроение и металлообра- ботка |
38,5 |
27,2 |
28,3 |
29,9 |
24,8 |
20,2 |
18,9 |
18,6 |
19,5 |
22,5 |
25,6 |
Лесная и дерево- обрабатывающая |
2,5 |
1,8 |
2,2 |
1,5 |
1,4 |
0,8 |
1,2 |
2,6 |
1,7 |
2,2 |
2,2 |
Легкая промыш- ленность |
8,0 |
5,1 |
3,9 |
2,4 |
1,7 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
1,2 |
1,1 |
0,9 |
Промышленность строительных ма- териалов |
3,2 |
2,9 |
4,4 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
7,2 |
6,9 |
6,6 |
6,9 |
5,8 |
Пищевая про- мышленность |
23,7 |
26,9 |
27,3 |
22,2 |
23,4 |
20,4 |
19,5 |
26,5 |
27,3 |
26,7 |
24,9 |
Снижался удельный вес объемов производства бюджетообразующих отраслей промышленности, ориентированных на производство конечной продукции.
Доля машиностроения и металлообработки в структуре производства в основном сокращалась - в 1991 году она занимала 38,5% в общем объеме выпуска продукции, а в 1998 - 18,6%.
Значительные изменения произошли в отраслевой структуре прибыли к 2001 году более половины балансовой прибыли приходилась на: электроэнергетику (25,9%), машиностроение и металлообработку (21,9%), химическую и нефтехимическую отрасль (10,1%). Причем наращивание в динамике прибыли наблюдалось только в машиностроении и металлообработке.
В 1999-2000 гг. наблюдалась позитивная тенденция улучшения состояния промышленности, была достигнута относительная экономическая стабильность. Рост промышленного производства составил соответственно 19,5% и 4,9%. По большинству промышленных отраслей в 2000 г. наблюдался рост производства: наибольший в легкой - 25,4%, медицинской - на 18,9%. Сравнительно более высокие финансовые результаты имели отрасли: металлургия, топливная, лесная, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов, а также химическая и нефтехимическая промышленность.
Тенденция общего оживления в 1999-2001 гг. не могут быть признаны устойчивыми. Динамика промышленного производства свидетельствует об исчерпании действия благоприятных факторов, связанных с девальвацией рубля. Инвестиционная активность все еще недостаточна для требуемых структурных изменений в экономике и долговременного устойчивого роста.
Процесс обновления основных фондов промышленности идет недостаточно динамично: коэффициент обновления основных фондов в 2001 году составил 4,4%, коэффициент выбытия - 1,4%.
Структура промышленно-производственных основных фондов
по важнейшим отраслям промышленности за 2001 год
Таблица 2.
в % к итогу, на конец года
Промыш- ленно - производ- ственные основные фонды |
в том числе | Степень износа в % |
||||
здания | соору- жения |
машины и обору- дование |
транспорт- ные сред- ства |
|||
Всего по промышлен- ности |
100,0 |
30,9 |
19,4 |
46,1 |
3,0 |
55,2 |
в том числе: | ||||||
электро- энергетика |
100,0 |
19,8 |
33,7 |
45,3 |
1,0 |
51,3 |
черная ме- таллургия |
100,0 |
30,7 |
16,9 |
43,5 |
8,2 |
57,2 |
химическая и нефтехи- мическая |
100,0 |
20,8 |
10,8 |
65,1 |
3,3 |
68,4 |
машиност- роение и металлооб- работка |
100,0 |
41,8 |
9,1 |
44,9 |
2,9 |
56,8 |
лесная и деревооб- рабатываю- щая |
100,0 |
59,1 |
13,0 |
20,2 |
6,2 |
50,0 |
строитель- ных мате- риалов |
100,0 |
34,7 |
19,5 |
37,3 |
8,2 |
57,5 |
легкая | 100,0 | 49,4 | 3,0 | 44,3 | 2,7 | 58,3 |
пищевая | 100,0 | 36,8 | 16,0 | 41,4 | 5,1 | 44,9 |
Износ основных фондов в 2001 году в промышленности составил более 50,0%. Наиболее изношены основные фонды в: химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности, черной металлургии, машиностроении и металлообработке.
В среднем по промышленности производственные мощности используются на 40 - 50%, в большей степени загружены производственные мощности по выпуску минеральных удобрений, в шинной промышленности, стеновых строительных материалов; ниже среднего уровня загрузка производственных мощностей в машиностроении, деревообработке, легкой промышленности.
Таким образом, происшедшее изменение объемов промышленного производства не привело к ликвидации структурных диспропорций в отраслях промышленности, и влечет за собой консервацию доли наукоемких отраслей в общем объеме производства.
1.2. Экономическое положение основных отраслей промышленности в 2002 году
Прошлый год характеризовался усилением конкурентной борьбы за рынки, инвестиции и экономическое влияние. Поэтому объем промышленного производства предприятий Воронежской области в 2002 году напрямую зависел от конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей.
В 2002 году промышленностью области выпущено продукции и оказано услуг промышленного характера в фактических ценах на сумму 54,4 млрд. рублей, отгружено потребителям товаров собственного производства - на 51,1 млрд. рублей.
Несмотря на развитие малых предприятий и подсобных производств при непромышленных организациях, около 90 процентов общего объема производства продукции в промышленности по-прежнему выпускается крупными и средними предприятиями.
Численность работников на крупных и средних промышленных предприятиях в 2002 году по сравнению с 2001 годом сократилась на 1,4%.
Начисленная средняя заработная плата в промышленности на крупных и средних предприятиях возросла в декабре 2002 года на 31,4% по сравнению с декабрем 2001 года, и составила 3678 рублей. Стоит отметить, что на предприятиях легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности размер начисленной средней заработной платы значительно ниже среднего уровня заработной платы по области.
По данным на 1 декабря 2002 года число прибыльных крупных и средних предприятий в промышленности составила 56,5%, сумма прибыли - свыше 2,08 млрд. рублей. Наибольшее число прибыльных предприятий представлены отраслями: химической и нефтехимической; лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Как видно из приведенных данных социально-экономическое положение промышленного комплекса характеризуется как стабильное. Однако, для поступательного развития промышленности требуется проведение целенаправленной промышленной политики на областном уровне.
Кроме того, в промышленности области развиваются разнонаправленные качественные процессы, имеющие большое значение для развития предприятий в ближайшие годы:
В настоящее время в основном урегулированы долги большинства предприятий перед бюджетами различного уровня. Из 160 крупных и средних предприятий основных отраслей промышленности, только 16% не вошли в процесс реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
Расширяется процесс банкротства промышленных предприятий. Однако, он носит управляемый и скоординированный характер, являясь одним из основных механизмов смены собственников, повышения эффективности работы предприятий.
Многие предприятия завершили структурную реорганизацию производства. Однако, перед большинством предприятий стоит проблема выделения эффективной части производства, передачи жилого фонда на баланс муниципалитета, реализации излишнего имущества.
Продолжается процесс смены собственников и укрупнения пакетов акций промышленных предприятий.
Происходит формирование интегрированных структур, в том числе в радиоэлектронном комплексе, сельхозмашиностроении.
Осуществляется развитие кооперационных связей, в первую очередь, в производстве техники для нужд Министерства путей сообщения Российской Федерации.
1.3. Основные проблемы и факторы развития промышленности области
Анализ состояния и сложившихся тенденций промышленного развития области позволяет выделить основные проблемы (приложение N 3).
Маркетинговые: низкая конкурентоспособность производимой продукции, неблагоприятная конъюнктура рынка, потеря ниши на международном рынке, необеспеченность выпуска договорами поставки. Наряду с этим, неудовлетворенные потребности рынка в новых товарах, медленное реагирование на изменяющиеся требования рынка, недостаточный уровень диверсификации производства, неразвитость маркетинговой службы, гипертрофированное развитие посредничества.
Организационно-управленческие: низкий уровень отраслевых и межотраслевых связей, интеграционных и кооперационных процессов между предприятиями промышленности Воронежской области, других регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья; нерациональная структура отраслевой перестройки; неразвитость инфраструктуры промышленного комплекса; отсутствие эффективного крупного корпоративного сектора, способного обеспечить инновационно-инвестиционную деятельность; отсутствие стратегической ориентации; низкий уровень управления и организации, не использование планов, несостоятельность большинства федеральных и региональных программ и прогнозов; неэффективное управление собственностью, пассивность мелких акционеров.
Финансово-экономические: низкая прибыльность, низкая скорость обращения денег, неэффективный кредитный механизм ( дорогие кредиты, отсутствие долгосрочного кредита), несовершенная налоговая политика, ограниченность инвестиций в промышленность, дефицит оборотных средств, значительные задолженности предприятий, высокий уровень затрат, наличие в структуре активов предприятия затратных объектов, неэффективные непроизводственные активы, существенные объемы "бартера".
Технико-технологические: устаревшее, изношенное оборудование, низкий технологический уровень большинства производств, увеличение разрыва в уровне технологий с развитыми странами, низкие потребительские качества значительной доли товаров.
Информационные: отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти; недостаточный объем экономической и маркетинговой информации; неразвитость информационной инфраструктуры.
Кадровые: неэффективная кадровая политика, недостаток квалифицированных менеджеров, дефицит квалифицированной рабочей силы, недостаточный спрос населения, (значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), недостаточный интерес работников к результатам работы, отсутствие молодых сотрудников (например, в НИОКР).
О величине прожиточного минимума по Воронежской области см. Справку
В то же время промышленность Воронежской области обладает достаточно мощным научно-производственным потенциалом для стабилизации финансового состояния и роста промышленного производства за счет мобилизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.
Развитию промышленности области могут способствовать следующие факторы:
1. Наличие в области производственно-технической базы, незагруженных производственных мощностей, промышленных объектов незавершенных строительством.
2. Наличие предприятий, производящих продукцию, имеющую устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках.
3. Наличие научно-технического и технологического потенциала.
4. Наличие крупных предприятий, способных стать системообразующими, т.е. выступить в качестве базисных для организации территориально-производственных комплексов с интегрированной производственной и сбытовой инфраструктурой.
5. Наличие малых предприятий, нашедших свою экономическую нишу и имеющих ресурсы к дальнейшему развитию.
6. Социальная стабильность в Воронежской области.
7. Количественный и качественный рост предпринимательской активности населения области.
8. Концентрация большей части активного населения в городах.
Применение факторного анализа с учетом сильных и слабых сторон промышленного комплекса области при разработке среднесрочной промышленной политики до 2007 года, позволит оптимально эффективно использовать имеющиеся в области ресурсы и добиться поставленных целей.
2. Миссия, цель и задачи, приоритеты развития промышленности
Государственное управление развитием промышленности Воронежской области реализует миссию промышленного развития - рост качественного уровня жизни населения.
Стратегическая цель промышленного развития Воронежской области - создание высокоэффективного промышленного комплекса области, имеющего рациональные состав и структуру, который способен обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, занятость населения, стабильные поступления в бюджеты всех уровней.
Основными задачами являются:
- обеспечение финансовой и экономической устойчивости промышленных предприятий, повышение эффективности их работы;
- ликвидация дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности, рост благосостояния населения области;
- обновление активной и пассивной части основных производственных фондов;
- использование мощного научного и интеллектуального потенциала области в процессах развития промышленности;
- обеспечение защиты и создание условий для развития местных товаропроизводителей;
- развитие инвестиционной деятельности в промышленности, создание условий для роста участия банков, других финансовых институтов и населения в финансировании производственного сектора экономики;
- охрана природы и улучшение экологической обстановки на промышленных предприятиях.
В качестве приоритетов промышленного развития устанавливаются:
- разработка и производство новых видов высокотехнологичной наукоемкой продукции;
- производство продукции, обеспечивающей импортозамещение и экспорт;
- проведение структурной перестройки промышленности, реформирование предприятий и привлечение на них эффективных собственников;
- обеспечение конкурентоспособности продукции воронежских предприятий, в том числе в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.
Приоритетными объектами государственного регулирования промышленной деятельности в 2003 - 2007 годах являются вертикально-интегрированные структуры и социально-значимые промышленные предприятия.
3. Основные стратегии структурного развития
промышленного комплекса области
Для достижения целей настоящей концепции необходимо обеспечить реализацию взаимоувязанной системы стратегий структурного развития промышленности области, включающую:
- создание и развитие вертикально интегрированных структур;
- развитие стабильно работающих крупных и средних предприятий промышленности;
- реформирование неплатежеспособных промышленных предприятий.
Стратегия формирования вертикально интегрированных структур.
Вертикальноинтегрированные# структуры - холдинги, акционерные общества и другие корпорации, в которые входят промышленные предприятия области.
Стратегия развития вертикально интегрированных структур состоит в том, чтобы опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии или, имея конкурентоспособную продукцию, осваивать зарубежные рынки сбыта, стабильно наращивая объемы производства.
К субъектам промышленности, способным осуществлять данную стратегию целесообразно отнести предприятия нефте-химической отрасли и ряда подотраслей машиностроения (самолетостроение, ракетно-космический комплекс, станкостроение, электронный комплекс, производство систем и средств связи).
Характерно, что продукция базовых предприятий будет сталкиваться с особо острой конкуренцией на внешних рынках, поэтому в отношении данных предприятий в переходный период необходимо применение мер государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вертикальноинтегрированные# структуры должны, в первую очередь, формировать научно-технологический и экспортный потенциал области, поэтому их значимость в социально-экономическом развитии региона определяется не объемами текущих налоговых платежей, а перспективой технического развития и повышением качества кадров промышленности.
Учитывая политику Правительства РФ и интеграционные процессы, происходящие на федеральном уровне, основным направлением данной стратегии первого уровня является создание многофункциональных вертикальноинтегрированных# структур. При этом приоритетность их формирования будет осуществляться по следующим направлениям:
Реформирование оборонно-промышленного комплекса области в соответствии с федеральной целевой программой "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.10.2001г. N 713. Целью проведения реформы является формирование эффективного ядра предприятий в виде интегрированных структур, гарантированно выполняющих государственный оборонный заказ и экспортные контракты, внедряющих двойные технологии и проводящих диверсификацию основных видов деятельности. Работа в русле этой программы является объективным и необходимым условием привлечения государства как эффективного собственника в область и важнейшей задачей станет привлечение максимального количества воронежских оборонных предприятий в процесс интеграции.
Интегрированные государственные структуры создаются в рамках реализации вышеуказанной программы (в отраслях: радиоэлектронном, аэрокосмическом комплексе, промышленности средств связи), и обладают контрольным или блокирующим пакетом акций, входящих в них предприятий. Интегрированные государственные структуры в рамках своей деятельности обеспечивают заказами промышленные предприятия и НИИ, оказывают содействие в модернизации технологий, т.е. выполняют функции эффективного собственника.
Второе нарправление развития вертикальноинтегрированных# структур на территории Воронежской области представляет собой включение предприятий региона (в первую оочередь, нефтехимической и химической промышленности) в негосударственные транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы.
Еще одно направление развития - это создание и развитие региональных вертикальноинтегрированных# структур на базе финансово-устойчиввых промышленных предприятий Воронежской области (в том числе: в мебельной, легкой промышленнности, сельскохозяйственном машиностроении).
Предварительная оценка участия крупных воронежских предприятий в вертикальноинтегрированных# структурах позволяет сделать следующие прогнозы, в % от общепромышленного производства по крупным и средним предприятиям:
- количество предприятий - 8%;
- численность работающих - 19%;
- объем производства - 25%;
- производственный потенциал - 17%.
Как видно при небольшом количестве данные предприятия будут занимать значительное место в экономике области.
Стратегия развития крупных и средних стабильно работающих предприятий промышленности
Стратегия развития крупных и средних предприятий, обладающих устойчивым финансово-экономическим положением, имеет два основных направления: производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в индустриально-развитых странах и производство традиционной продукции, имеющей устойчивый и перспективный спрос.
Освоение продукции, производившейся ранее в индустриально-развитых странах ("стратегия преследования"),опирается на высокий уровень подготовки кадров, имеющиеся резервы пустующих производственных площадей на предприятиях области и новые технологии.
Предприятия, реализующие данную стратегию, сосредоточены, в первую очередь в легкой, строительных материалов, мебельной, текстильной, пищевой и перерабатывающей отраслях области.
Расширение производства традиционной продукции на основе последних достижений науки будет в основном осуществляться на предприятиях, являющихся монополистами или утвердившихся на значительных сегментах российского рынка (производство экскаваторов, горнообогатительного оборудования, средств автоматизации, нефтегазового оборудования, огнеупоров, уникального оборудования, транспортных средств, прессового оборудования и т.д.). Основным направлением развития данных предприятий будет поддержание их конкурентоспособности за счет снижения издержек, модернизации выпускаемой продукции.
В структуре промышленности области большинство крупных и средних предприятий относится к стабильно работающим по их финансово-экономическим показателям. Многие из этих предприятий являются базовыми, т.е. производящими высокотехнологичную, экспортную или импортозаменяющую продукцию и имеющие большое социальноэкономическое значение для области.
Большинство данных предприятий выплачивают текущие налоговые платежи,реструктуризировали или не имеют задолженностей перед бюджетом, как правило, определились эффективные собственники, которые оказывают экономическую поддержку предприятиям. Эти предприятия составляют основное ядро промышленного потенциала Воронежской области:
- количество предприятий - 52%;
- численность - 56%;
- объем производства - 55%;
- производственный потенциал - 51%.
В целом стратегия развития данных предприятий не предусматривает применения методов прямой государственной областной поддержки, за исключением совместного участия в целевых и функциональных региональных программах.
Главным направлением промышленной политики в отношении данных предприятий является создание условий для развития инвестиционной деятельности, осуществление селективной преференциальной поддержки.
Стратегия реформирования неплатежеспособных промышленных предприятий.
В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей многие крупные промышленные предприятия области (около 40%), значительно сократив объемы производства, имеют неудовлетворительные финансово-экономические показатели.
Потенциал данной группы предприятий оценивается следующими показателями:
- численность работающих - 25%;
- объем производства - 20%;
- производственный потенциал - 32%.
Учитывая значительный производственный потенциал данной группы предприятий,к ним будут применяться следующие меры экономического воздействия:
- для предприятий, имеющих возможность восстановления платежеспособности без его кардинального реформирования - финансовое оздоровление (погашение задолженности имуществом предприятия, взыскание дебиторской задолженности, оказание финансовой помощи собственниками предприятий и т.д.);
- для предприятий, неспособных восстановить свою платежеспособность мерами финансового оздоровления, но имеющих эффективную программу реструктуризации и согласие собственников поддержать предложенные мероприятия - проведение реформирования (выделение эффективной части предприятия или разделение предприятия на обособленные производства, сдача в аренду оборудования, производственных помещений с временным сохранением старого предприятия, реструктуризация неэффективных основных фондов, учреждение дочерних предприятий и т.д.);
- для предприятий, неспособных восстановить свою платежеспособность применение в установленном порядке процедуры банкротства.
Одним из вариантов поддержки нестабильно работающих промышленных предприятий станет приобретение пакетов акций, имущества промышленных предприятий в счет их задолженности в областной, местные бюджеты.
Для повышения эффективности процессов реформирования промышленных предприятий основную координирующую роль должен сыграть антикризисный фонд, созданный в соответствии с постановлением администрации области от 25 декабря 2001 г. N 1248 "Об организационных мерах по работе с социально-значимыми предприятиями области".
Выбор стратегии развития промышленности области в конкретных случаях будет определяться исходя из реальных экономических условий работы предприятий. В данном случае возможно смешение стратегий различного уровня.
4. Основные направления промышленной политики
Учитывая отраслевые тенденции (приложение N 2) и основные стратегии развития промышленного комплекса, основными направлениями промышленной политики Воронежской области в 2003 - 2007 годах являются:
- реструктуризация и повышение эффективности работы промышленных предприятий;
- обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;
- создание условий для восполнения дефицита в кадрах промышленности;
- развитие инновационной деятельности;
- повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Реструктуризация и повышение эффективности работы промышленных предприятий
Реструктуризация - совокупность мероприятий по приведению условий функционирования предприятий или отрасли производства в соответствие с изменяющимися условиями внешней среды и разработке стратегии их развития.
Стратегической целью реструктуризации предприятий является создание благоприятных условий для мобилизации и использования внутренних ресурсов предприятий и привлечения внешних инвестиций.
Достижение целей реструктуризации потребует совместных усилий администрации области и промышленных предприятий.
На областном уровне будут реализованы следующие мероприятия:
- проведение скоординированной промышленной политики в сфере реструктуризации предприятий органами власти различных уровней;
- создание базы данных и проведение мониторинга финансовоэкономических показателей работы предприятий;
- содействие в создании аналитических, консалтинговых, маркетинговых, инжиниринговых, лизинговых организаций и проведение ими активной деятельности в интересах промышленности области;
- принятие мер по решению проблемы неэффективных собственников в направлении применения процедур антикризисного управления или банкротства, продажи долгов предприятий, развития механизма капитализации долгов предприятий и т.д.;
- погашение всех форм и видов просроченной задолженности промышленных предприятий;
- развитие деятельности по сопровождению процедуры банкротства и выводу из кризиса неплатежеспособных предприятий;
- организация работы по подготовке и переподготовке кадров в системе вузов области для нужд реструктуризации.
На уровне предприятий осуществление реструктуризации предполагает разработку программ реструктуризации и реализацию в рамках этих программ следующих первоочередных мероприятий:
- разработка стратегии поведения предприятия на рынке и новой снабженческосбытовой политики предприятия, направленных на организацию товарных рынков и формирование кооперированных связей предприятия;
- реструктуризация производственной деятельности предприятия: приведение в соответствие с планируемыми объемами производства производственной структуры, мощностей и состава кадров; введение адекватных новым условиям форм и методов организации производства; выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятия;
- проведение реструктуризации активов и привлечение оборотных средств, необходимых для развития производства;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий и привлечение инвестиционных ресурсов;
- защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечения свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективному собственнику.
Наряду со стимулированием реформирующихся предприятий будут ужесточены санкции к предприятиям, допускающим неуплату налогов, активнее будет применяться процедура банкротства.
Реформа предприятий создаст необходимые институциональные предпосылки для повышения эффективности инвестиций, что существенно в условиях ограниченности источников и объемов инвестирования, и, в конечном счете - для экономического подъема на базе освоения новых эффективных технологий.
Обеспечение инвестирования в промышленную деятельность
Приоритетные направления инвестиционной деятельности в промышленности соответствуют приоритетным направлениям социальноэкономической политики Воронежской области.
Инструментом проведения инвестиционной политики в промышленности является Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002 -2006 годы (утверждена Законом Воронежской области N 44-ОЗ от 10.07.2002г.), которая предполагает реализацию комплекса мероприятий органами государственной власти, кредитными организациями и промышленными предприятиями.
Органы государственной власти будут обеспечивать:
- проведение скоординированной бюджетно-налоговой политики, стимулирующей приток инвестиционных вложений на предприятия области;
- создание системы поиска и отбора инвестиционных проектов в промышленности и регулярного информирования инвестиционных учреждений об их наличии;
- поиск возможностей включения перспективных для Воронежской области инвестиционных проектов в состав программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета;
- поддержку и осуществление координационных функций по созданию инвестиционных проектов, предусматривающих развитие технологических и производственных взаимных связей предприятий, расположенных на территории Воронежской области;
- проведение мероприятий по привлечению в промышленность области средств международных и межрегиональных финансовых институтов, создание благоприятного инвестиционного имиджа области;
- осуществление функции посредника и организатора инвестиционной деятельности путем создания соответствующей инфраструктуры;
- оказание финансовой поддержки разработки и реализации проектов (бизнес-планов) финансового оздоровления предприятий за счет средств областного бюджета и привлеченных средств в частности на основе схемы льготного кредитования предприятий коммерческими банками;
- включение в бюджет на 2003-2007 гг. статей расходов по налоговым инвестиционным кредитам, прямому финансированию, гарантиям субъектам промышленности, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Воронежской области;
- содействие повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий в процессе их реорганизации;
- создание областного залогового фонда для предоставления залога банкам под финансирование стратегически важных и социально-значимых для области инвестиционных проектов;
- предоставление инвесторам компенсации части процентов по кредитам, взятым на реализацию инвестиционных проектов;
- совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие инвестиционной деятельности в промышленности;
- обеспечения гарантий инвесторам по неухудшению стартовых условий инвестирования в соответствии с заключенными договорами.
Ожидается участие кредитных организаций в реализации инвестиционной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение приоритетности кредитования предприятий Воронежской области, в том числе по региональным инвестиционным проектам;
- по мере стабилизации экономики и роста уровня жизни населения, принятие мер к наращиванию своей долгосрочной ресурсной и капитальной базы как основы для расширения кредитования промышленности на инвестиционные цели;
- расширение на территории области практики синдицированного кредитования при необходимости финансирования крупных инвестиционных проектов;
- развитие либо активное содействие развитию консалтинговых услуг предприятиям в целях расширения возможностей кредитования инвестиционных проектов (консалтинг по составлению бизнес-планов, расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиционных проектов и т.д.).
В сфере реализации инвестиционной политики предприятиями промышленности области предполагается:
- осуществление мер в направлении повышения уровня менеджмента как основы для проведения перспективной производственной, финансовой и маркетинговой политики предприятия;
- обеспечение прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности, принятие стандартов международной финансовой отчетности;
- привлечение инвесторов за счет дополнительной эмиссии акций и выпуска корпоративных облигаций;
- надлежащее обеспечение обязательств и платежей с целью формирования качественной кредитной истории;
- создание на предприятиях аналитических служб для целей финансового планирования и инвестиционного проектирования, а также пакетов инвестиционных проектов, оформленных с учетом необходимых требований;
- формирование стратегических планов развития либо реструктуризации;
- реализация не задействованных в технологическом процессе активов предприятий в целях дополнительного вложения собственных средств в инвестиционную деятельность.
Все проекты, предлагаемые для инвестиционной поддержки на областном уровне,будут проходить предварительную технико-экономическую экспертизу и процедуру их окончательного отбора на основе установленных критериев.
Создание условий для восполнения дефицита кадров промышленности
Основной задачей в области кадровой политики является создание условий для скорейшего восполнения дефицита в кадрах промышленности, образовавшегося в результате резкого падения производства в период 1992-1998 гг. (естественный отток кадров, особенно молодого возраста) и разрушения системы профессионального образования и профориентации.
Без формирования кадрового состава руководителей, специалистов и рабочих невозможно обеспечить нормальное функционирование промышленных предприятий. Кадровая политика будет направлена на формирование профессионального состава специалистов, восстановление и развитие системы подготовки и переподготовки рабочих ведущих профессий, кадровое обеспечение адекватное рыночным условиям управления предприятиями.
В качестве стимулирующих условий повышения конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов промышленности предполагается:
- формирование системы профессионального обучения, переподготовки и отбора управленческих кадров;
- восстановление и развитие сети профессиональных образовательных учреждений для подготовки рабочих кадров;
- совершенствование кадровой инфраструктуры путем конкурсного отбора центров обучения, включая аккредитацию центров и программ обучения, сертификацию и аттестацию преподавателей и активного вовлечения в эту работу ведущих государственных вузов области;
- формирование кадрового резерва для назначения различного рода управляющих в рамках организационно-структурной перестройки предприятий и органов управления;
- разработка требований при назначении управляющих и осуществление гласного конкурсного отбора претендентов на обучение и переподготовку;
- расширение круга участников, привлекаемых к решению кадровых вопросов в составе представителей внешнего окружения предприятий (консалтинговых, аудиторских, оценочных организаций), образовательных учреждений, полномочных органов администрации области, инвесторов;
- пересмотр кадровой политики биржи труда (в части условий стимулирования работы в промышленном секторе);
- усиление акцента в переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров в области организации и управления производством;
- внесение предложений в органы государственной власти на федеральном уровне по освобождению от воинской обязанности рабочих наиболее дефицитных профессий;
- введение областного заказа на подготовку специалистов высшей квалификации соответствующих профессий;
- введение контрактной системы для студентов вузов, гарантирующей определенные льготы при их распределении на промышленные предприятия Воронежской области;
- создание центров интеграции науки, образования и промышленности.
Необходимо обеспечить подготовку и издание нормативно-методических материалов и рекомендаций по созданию на предприятиях рациональных систем организации и управления кадровым потенциалом.
Наиболее ощутимым дефицитом в кадрах являются высококвалифицированные рабочие массовых профессий. Для решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров по особо дефицитным профессиям требуется восстановление системы (скорректированной с учетом сложившихся условий) профессионально-технического обучения, включающей как определение потребностей в кадрах, так и структуры, обеспечивающей процесс их обучения. Принимая во внимание длительность процесса восстановления указанной системы, предполагается распространение опыта по созданию опорных (базовых) организаций, гарантирующих направление молодых рабочих на предприятия промышленности.
Развитие инновационной деятельности в промышленности области
Уровень развития науки и техники во многом определяет эффективность экономической деятельности, социальную активность населения области. Остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных и технических достижений в экономике.
При ограниченных ресурсах, которыми располагает регион для сохранения и развития научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является их концентрация на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под приоритетными направлениями понимаются области исследований и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-техническое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития области.
Важнейшей целью инновационной политики является обеспечение вклада науки и техники:
- в решение ключевых проблем улучшения качества жизни и экологической обстановки;
- в повышение экономической эффективности, производительности труда;
- в ресурсосбережение и достижение на этой основе конкурентоспособности на мировом рынке.
Активизация инновационной деятельности и наиболее полного использования научного и производственного потенциала будет обеспечиваться за счет проведения инновационной политики, которая включает следующие направления:
- развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной сферы путем всемерной поддержки федеральных научных и научно-производственных центров в сфере высоких технологий и создание центров координации академической, вузовской и отраслевой науки;
- создание научно-технологических парков и инновационно-технологических подразделений; центров внедрения; научно-технических, инновационных, консалтинговых фирм малого и среднего предпринимательства;
- развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства с целью скорейшего превращения научно-технических разработок в продукты и технологии, привлекательные для инвесторов и их коммерческой реализации на рынке товаров и услуг;
- формирование отраслевых, региональных и других фондов, фондов рискового финансирования, способных на возвратной основе финансировать приоритетные инновационные проекты по выпуску продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках;
- совершенствование системы экономического стимулирования инновационной деятельности на основе снижения налогов и налогооблагаемой базы предприятий и предпринимателей, осуществляющих активную инновационную деятельность;
- осуществление в воронежских вузах целевой подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки и техники и организации подготовки управленцев, имеющих специальную подготовку в области управления наукой и инновационной деятельностью на предприятиях;
- стимулирование создания вертикально интегрированных концернов и финансово-промышленных групп с мягкой организационной структурой, способных стать субъектами роста экономики, эффективно осуществлять инвестиционные проекты и обладающих высокой конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынке;
- формирование информационной среды, обеспечивающей инновационную деятельность предприятий;
- законодательное регулирование инновационной деятельности, трансферта технологий, создание благоприятного инновационного климата, принятие законодательных актов, определяющих правила игры на инновационном рынке, способствующих притоку частных инвестиций, охраняющих интеллектуальную собственность;
- определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой;
- содействие участию государственных федеральных структур в финансировании приоритетных инновационных программ, конверсии военных технологий;
- содействие развитию международного сотрудничества в инновационной сфере, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности.
Одним из эффективных направлений научно-технической политики является снижение энергоемкости промышленной продукции, производимой на предприятиях области, за счет реализации следующих мероприятий:
- проведение анализа каждого вида продукции с позиций эффективности энергозатрат;
- развитие энергоаудита и энергоконсалтинга;
- модернизации технологических процессов перехода на энергосберегающие технологии;
- реструктуризации энергетических хозяйств предприятий;
- введение порядка, при котором предприятия - крупные потребители энергоресурсов ежегодно проходили бы энергетическое обследование силами органов Госэнергонадзора и РЭК.
Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО)
Для большинства предприятий промышленного комплекса Воронежской области, в особенности тех, чей бизнес ориентирован на внутренний рынок (легкая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, черная металлургия), вступление России во Всемирную торговую организацию приведет к усилению конкуренции со стороны иностранных компаний и возможному снижению объемов выпускаемой продукции, сокращению рабочих мест.
Основная выгода от вступления в ВТО для экономики России - это поддержка экспорто-ориентированных отраслей, как в плане разрешения международных споров, так и снятия дискриминационных торговых барьеров. Дополнительные преимущества получат предприятия Воронежской области, проводящие активную внешнеэкономическую деятельность, сосредоточенные в химической и нефтехимической промышленности и частично в машиностроении и металлообработке.
С целью повышения конкурентоспособности промышленности области и снижения негативных последствий от вступления России в ВТО, администрацией Воронежской области будет проводиться комплекс экономико-правовых мероприятий:
- разработка на основе анкетирования и проведения экономического анализа предприятий предложений по введению специальных защитных мер в случае резкого увеличения импорта;
- приведение в соответствие с международным регионального законодательства и разработка нормативно-правовых документов, направленных на защиту местных товаропроизводителей и препятствующих развитию недобросовестной конкуренции;
- реализация системы мер по развитию экспортного потенциала области и продвижению воронежских товаров на зарубежный рынок;
- создание консультационно-информационного центра, основными задачами которого являются сопровождение экспортной деятельности промышленных предприятий и защита от недобросовестной конкуренции регионального рынка;
- подготовка предложений в Правительство РФ по проблематике вступления России в ВТО.
На уровне предприятий будет проводиться работа по:
- сертификации продукции и внедрению международных стандартов;
- структурной перестройке предприятий промышленного комплекса;
- подготовке кадров для работы предприятий в условиях Всемирной торговой организации;
- снижению энерго- и материалоемкости продукции воронежских предприятий;
- пересмотру и повышению эффективности снабженческо-сбытовой политики предприятий промышленности.
Координация деятельности органов власти, общественных организаций, промышленных предприятий будет осуществляться в рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Воронежской области в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
5. Меры государственной поддержки промышленности
Государственная поддержка промышленных предприятий на областном уровне является необходимым условием ускоренного развития промышленного комплекса области. Она будет осуществляться за счет реализации целевых мер прямого и косвенного характера.
К прямым мерам государственной поддержки промышленности относятся:
- принятие правовых актов Воронежской области в целях регулирования и поддержки промышленности;
- заключение соглашений (договоров) с федеральными органами власти;
- заключение администрацией Воронежской области межрегиональных соглашений в области промышленной деятельности в пределах своей компетенции;
- управление долями областной государственной и муниципальной собственности в уставных капиталах субъектов промышленной деятельности, на основе плана развития государственного сектора экономики на очередной год;
- принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства;
- предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;
- предоставление преференций промышленным предприятиям за счет средств областного бюджета.
К косвенным мерам государственной поддержки промышленности относятся:
- проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области:
а) контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд;
б) централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;
в) инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет;
г) гарантий Правительства РФ для инвесторов.
- содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей области с другими регионами и государствами;
- стимулирование развития инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (услуги сертификации, штрихкодирования, консалтинга, лизинга, обучения кадров и др.);
- содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность жилищного фонда и ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек, связанных с расходами на их содержание;
- создание условий по максимальному размещению областного заказа на предприятиях области на основе Закона "Об областном (региональном) государственном заказе";
- содействие предприятиям оборонных отраслей промышленности, расположенным в области, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки вооружения и военной техники, обеспечения своевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ.
Предполагается, что в рамках имеющейся компетенции муниципальные образования, продолжат оказывать поддержку промышленному комплексу области.
6. Механизм реализации Концепции
1. Основные этапы реализации Концепции
Концепция ориентирована на пятилетний срок (2003-2007 гг.). Ее реализацию предполагается осуществить в два этапа.
Первый этап. 2003-2004 гг.
На первом этапе должны быть созданы предпосылки для стабилизации работы базовых отраслей промышленности области и дальнейшего роста производства на предприятиях различных форм собственности.
Предполагается осуществить систему мер по организационному упорядочению промышленного комплекса области и формированию рациональной системы управления комплексом. Эти меры будут реализованы на основе существенного усиления роли и уровня государственного управления в сочетании с развитием и совершенствованием рыночных механизмов.
В области ожидается: развивитие ассоциативных объединений промышленности - региональные, межрегиональные, отраслевые, продуктовые; продолжено создание Федеральных научно-производственных центров; налаживаться кооперированные связи предприятий.
Предполагается формирование первоочередных целевых программ развития промышленности, разработка новых правовых и нормативно-методических документов по различным аспектам функционирования промышленности, введен регулярный мониторинг предприятий.
На промышленных предприятиях области предусматривается разработка программ и конкретных мероприятий по коренному совершенствованию системы управления предприятиями и внедрению прогрессивных форм и методов организации производства.
Второй этап. 2005-2007 гг.
На втором этапе должен быть осуществлен переход к устойчивому росту объемов промышленного производства на уровне 4-7 % в год. Должны быть завершены работы по прогрессивному реформированию (реструктуризации) промышленных предприятий, реализованы меры государственной поддержки приоритетных отраслей и производств. В области будет постоянно проводиться активная промышленная политика, ориентированная на прогрессивное изменение структурных пропорций, развитие экспортных возможностей предприятий, расширение состава финишных производств.
Намечается завершение работ по формированию правового поля деятельности в сфере промышленного производства и разработка стратегии развития промышленности области на длительную перспективу.
2. Организационная схема реализации Концепции
Общее руководство и организация работ по реализации Концепции развития промышленности Воронежской области и промышленной политики должно осуществляться заместителем главы администрации области, курирующим вопросы промышленности.
В структуре администрации предлагается создать Координационный совет по промышленной политике (приложение N 1).
В качестве исполнительных органов администрации области по реализации промышленной политики должны выступать соответствующие структурные подразделения, на которые возлагаются обязанности по текущей координации и проведению оперативной работы по осуществлению всех разработок, предусмотренных Концепцией.
Координационный совет по промышленной политике должен опираться в своей работе на соответствующие подразделения областной администрации, представительства федеральных органов, депутатские группы в областной Думе, объединения предпринимателей, промышленников и товаропроизводителей, научно-техническую общественность.
Реализация основных положений концепции обеспечивается путем разработки и реализации целевых и функциональных программ развития промышленности, создания законодательной базы и нормативно-правовых и методических документов, определяющих конкретные направления и пути развития промышленности.
Реализация промышленной политики в городах и районах области осуществляется с привлечением органов местного самоуправления.
3. Ресурсное обеспечение работ по реализации Концепции.
В качестве финансовых и других инвестиционных ресурсов, выделяемых для реализации мер по развитию промышленности, могут быть названы:
- средства областного и местных бюджетов в рамках программ;
- средства, выделенные из федерального бюджета для реализации федеральных адресных и целевых программ;
- внутренние инвестиции предприятий и собственников;
- средства внебюджетных фондов;
- денежные средства населения;
- внешние привлеченные инвестиции, кредиты.
7. Программы развития промышленности области
Функциональные программы - совокупность программ, имеющих общепромышленную значимость и являющихся средством обеспечения (информационного, организационного, правового, ресурсного) реализации целевых программ развития промышленной деятельности в соответствии с приоритетами промышленной политики.
К функциональным программам, разработка и реализация которых предусматривается в течение 2003-2007 гг., относятся следующие:
- Программа "Реформирование и повышение эффективности работы промышленных предприятий";
- Программа "Развития инновационной деятельности в промышленности области";
- Программа "Качество и сертификация в промышленности";
- Программа "Развитие маркетинговой (выставочной) деятельности";
- Программа "Обеспечение промышленности квалифицированными кадрами";
- Программа "Развитие кооперационных связей и системы субконтрактации в промышленности";
- Программа "Развитие рынка корпоративных ценных бумаг".
Целевые программы развития промышленности - совокупность программ, обеспечивающих создание новой конкурентоспособной, импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, а также расширение действующего производства качественной и конкурентоспособной продукции на основе пополнения оборотных средств и технического перевооружения производства. Целевые программы развития промышленности следующие:
- Программа "Развитие и реформирование предприятий оборонно-промышленного комплекса области";
- Программа "Развитие сельскохозяйственного машиностроения Воронежской области";
- Программа "Организация производства турбокомпрессоров для дизельных двигателей";
- Программа "Воронежский вагон";
- Областная целевая программа действий органов исполнительной власти по развитию молочной отрасли Воронежской области на 2003-2005 годы;
- Программа "Стабилизация и развитие свеклосахарного производства Воронежской области на 2002-2006 годы".
Предложенный в настоящей концепции перечень функциональных и целевых программ не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от текущих задач, решаемых администрацией области.
8. Результаты реализации промышленной политики
В ходе реализации целей и решения задач Концепции развития промышленности области предполагается получение следующих результатов:
- создание стабильного сбалансированного механизма функционирования промышленного комплекса области;
- создание системы прямых и косвенных мер государственной поддержки промышленности;
- повышение инвестиционного и кредитного рейтинга промышленных предприятий и отраслей;
- усиление роли государственного регулирования по отраслям и предприятиям промышленного комплекса;
- повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, переход на международные стандарты качества;
- достижение целевых показателей развития промышленности в расчете на год:
- рост объемов промышленного производства (ифо) на 4-5%;
- рост инвестиций в промышленность на 8-10%;
- снижение доли убыточных производств в промышленности 4-6%;
- рост реальной заработной платы на 5-10%;
- создание новых рабочих мест 1,5-2,5 тысяч человек;
- рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 5-7%.
Реализация основных положений Концепции развития промышленности Воронежской области будет обеспечиваться действующими законодательными и нормативно-правовыми актами области и соответствующими программными документами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.