Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Обоснование необходимости разработки программы
1.1. Анализ влияния автотранспортного комплекса Воронежской области на окружающую среду
Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Объем выбросов с отработавшими газами автомобилей и автобусов в России превышает 12 млн. тонн в год и составляет 45% от общих объемов вредных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 70 и более процентов и представляют серьезную экологическую угрозу для здоровья граждан и окружающей среды. По данным Госкомэкологии России величина экологического ущерба наносимого транспортным комплексом достигает 1,5 % валового национального продукта, при этом на долю автотранспорта приходится 62% экологического ущерба.
Данные об удельных выбросах некоторых токсичных веществ при работе на различных видах топлива приведены в таблице 1.
Таблица 1
Удельные выбросы токсичных веществ
при работе двигателя на различных видах топлива
(гр./км.)
Токсичное вещество |
Обозна- чение |
Бензин | Дизельное топливо |
Природный газ |
Оксид углерода | СО | 2,5-10,0 | 0,5-1,8 | 0,5-1,5 |
Оксид азота | NO3 | 1,0-1,8 | 0,5-2,0 | 0,4-1,2 |
Твердые частицы | 0,01 | 0,11-0,18 | 0,001 |
В настоящий момент в области насчитывается 684213 автотранспортных средств, в том числе 68574 грузовых автомобилей, 426975 легковых, 8543 автобуса и 180121 мотоцикл и мотороллер. Из общего количества транспортных средств по оперативным данным в Воронежской области эксплуатируется 3,5 тыс. автомобилей и автобусов, работающих на сжиженном газе и более 1200 единиц на сжатом газе, что составляет 0,005 и 0,002 процента от общего количества соответственно и не может решающим образом повлиять на экологическую обстановку.
По данным главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Воронежской области выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта достигли в 2001 году 350 тыс. приведенных тонн в год или 80 % от валовых выбросов. В структуре экономического ущерба от загрязнения атмосферы преобладает воздействие на здоровье населения - 67 %, на сельское хозяйство - 13,7 %, коммунальное хозяйство - 13,8 % оборудование, сырье, материалы - 5,5 %.
Вред от отработанных автомобильных газов автотранспорта усугубляется еще и тем, что их выброс образуется и концентрируется в непосредственной сфере жизнедеятельности человека, вызывая опасные воздействия атмосферного воздуха на здоровье населения. Оседая на поверхности суши и водных объектов, по различным цепочкам, вредные вещества попадают в почву, растения, загрязняют поверхностные и промышленные запасы питьевой воды, разрушающе действуют на строительные конструкции, памятники архитектуры и т. д.
В связи с резким увеличением в Воронежской области на протяжении последних лет количества автотранспорта (на 2-5 процентов ежегодно), низким уровнем сервисного и дорожного обслуживания, поступлением некачественного топлива, объемы токсичных выбросов от автомобильной техники, в числе которых канцерогенные и мутагенные вещества, постоянно увеличиваются. Так изношенность автобусного парка области, выполняющего социально-значимые перевозки, достигла 70-80%.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является перевод автотранспорта на газообразное топливо.
Применение газа сокращает в 3-4 раза выбросы окислов углерода и на 15-20 процентов окислов азота, в 3-5 раз снижает дымность отработавших газов дизельных двигателей.
1.2. Основные проблемы перевода пассажирского автотранспорта на газообразное топливо в Воронежской области
Рост парка автотранспортных средств в Воронежской области, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, сдерживает:
- недостаточное количество заправочных стационарных и передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (в области работают 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций);
- неудовлетворительное финансовое состояние автотранспортных предприятий и населения в части приобретения газобаллонной аппаратуры;
- отсутствие законодательной базы и иных нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих использование газа в качестве моторного топлива ;
- высокая цена газобаллонного оборудования;
- недостаточное количество пунктов сервисного и гарантийного обслуживания газобаллонной аппаратуры.
1.3. Оценка мер, принятых для расширения использования на автотранспорте природного газа в качестве моторного топлива
Для улучшения экологической обстановки администрацией Воронежской области, заинтересованными предприятиями и ведомствами проводится работа по расширению использования природного газа, направленная на:
1. Увеличение численности газобаллонных автотранспортных средств с целью сокращения вредных техногенных выбросов в атмосферу.
В течение последнего времени администрацией Воронежской области проводилась работа по переводу пассажирского автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива за счет средств экологического фонда. Так по итогам 2001 года на сжатый природный газ переведено 52 автобуса пассажирских предприятий, выполняющих социально значимые перевозки, дотированных из областного бюджета, в том числе: Борисоглебское ПАТП - 19 ед., ПАТП-5 - 7 ед., ОАО "Лискинское АТП" - 3 ед., ОАО "Россошанская автоколонна N1501" - 12 ед., ОАО "Павловское АТП" - 2 ед., ОАО"Острогожская автоколонна N1426" - 7 ед., ОАО "Семилукское АТП" - 1 ед., ОАО "Землянское АТП" - 1 ед.
2. Дальнейшее расширение сети стационарных и передвижных средств заправки автомобилей газом.
В этих целях ОАО "Воронежоблгаз" планирует на период реализации программы построить 9 заправочных станций в следующих городах: Бутурлиновке, Боброве, Воронеже, Лисках, Острогожске, Павловске, Семилуках, Россоши и в районном центре Новая Усмань.
3. Развитие научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности и организацию производства новых газозаправочных и газоиспользующих средств и баллонов, контрольно-диагностического и вспомогательного оборудования, обеспечивающих эффективное и безопасное использование сжатого газа на автотранспорте.
ОАО "Борхиммаш" освоен серийный выпуск автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в блочно-контейнерном исполнении на 75 автозаправок в сутки (АГНКС).
ОАО "Завод "Процессор" совместно с предприятием НПО "Ротор" и ОАО "Газприборавтоматика" разработаны современные газораздаточные колонки для сжатого газа.
В ООО "Космос-Нефть-Газ" и КБХА ведутся разработки систем питания, позволяющих использовать в качестве моторного топлива как сжатый, так и сжиженный газ.
4. Правовое и нормативное обеспечение расширения парка газобаллонных автотранспортных средств.
Администрацией Воронежской области принято постановление от 3 июня 1998 года N 529 "О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте", в соответствии с которым перевод автотранспорта и сельскохозяйственной техники на природный газ является приоритетным направлением по снижению загрязнения окружающей среды.
В настоящее время на территории Воронежской области уже работают пять стационарных газонаполнительных станций по заправке сжатым газом (г.Воронеж - 2 ед., г. Лиски - 1 ед., г.Острогожск - 1 ед., г.Россошь - 1 ед.) и двенадцать передвижных газозаправщиков сжиженного газа. Задействованы имеющиеся базы по переоборудованию и переосвидетельствованию газобаллонных автомобилей в ОАО "Автогаз" и АОЗТ "Автобытгаз". За счет средств Острогожского управления магистральных газопроводов (УМГ) организованы участки по переоборудованию транспортных средств для работы на газообразном топливе на Острогожском авторемзаводе и в Лискинском рефрижераторном депо. Острогожским УМГ заключен договор с АО "Автосистема" на поставку сертифицированного газобаллонного оборудования для различных марок автомобилей и автобусов, в том числе марки ЛАЗ(ЛИАЗ) и ПАЗ, которые эксплуатируются в основном на городских и пригородных пассажирских маршрутах. Действующие 5 станций уже сейчас обеспечивают заправку 1750 автомобилей в сутки.
Рядом предприятий за счет собственных средств переведена на сжатый газ часть имеющегося автотранспорта и получен значительный экономический и экологический эффект:
- в Россошанской автоколонне N 1501 из имеющихся 150 единиц автотранспорта на компримированном газе работают 70, экономия ГСМ составляет около 700 тыс. рублей в год;
- на Острогожском молокозаводе из 40 автомолоковозов на сжатом газе работает 30 ед., экономия средств составляет более 200 тыс.руб. в год.
В Острогожском аграрном техникуме преподавателями и студентами ведется научно-исследовательская и практическая работа по переводу на сжатый газ сельскохозяйственной техники.
Планируется строительство передвижных автомобильных газонаполнительных компрессорных пунктов на федеральных дорогах области с использованием средств инвесторов и заинтересованных организаций.
В настоящей программе предлагается перевод на газообразное топливо автобусного парка пассажирских автопредприятий, выполняющих социально значимые перевозки, дотированных из областного и федерального бюджетов.
Автомобильные пассажирские перевозки городского и пригородного направлений являются планово-убыточными, так как себестоимость перевозки одного пассажира в 3-5 раз больше, чем действующие тарифы, утверждение которых отнесено к компетенции органов исполнительной власти.
В соответствии с этим из бюджетов различных уровней выделяются финансовые средства для компенсации выпадающих доходов от автотранспортной деятельности. Так по итогам 2001 года финансирование пассажирского автотранспортного комплекса из бюджетов всех уровней составило 135,5 млн. руб., за счет бюджетных средств приобретено 111 автобусов.
В 1 полугодии 2002 года на финансирование деятельности автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, из областного и федерального бюджетов было выделено 76878,2 тыс. руб., что в 1,7 раза больше соответствующего периода 2001 года, приобретено 176 автобусов, что значительно улучшило обслуживание пассажиров районов области и пригородной зоны г. Воронежа.
В сумме затрат автопредприятий на осуществление перевозок пассажиров 30 - 40% приходится на приобретение ГСМ.
Данные по затратам предприятий системы ОАО "Воронежавтотранс", в том числе на приобретение топлива, сведены в таблицу 2 .
Таблица 2
Затраты пассажирских автопредприятий ОАО "Воронежавтотранс"
по итогам 2001 года
(тыс.руб.)
/-------------------------------\
| |Затраты |Затраты |% |
| | всего |на ГСМ | |
|--------+--------+--------+----|
|2001 год|294187,5|106620,2|36,3|
| | | | |
|1 полуг.|116179,0|6271,0 |39,8|
|2001 г. | | | |
| | | | |
|1 полуг.|152251,7|42459,9 |27,9|
|2002 г. | | | |
\-------------------------------/
Снижение удельного веса затрат на приобретение ГСМ в общем объеме расходов предприятий за 1 полугодие 2002 года по отношению к 1 полугодию 2001 года объясняется переоборудованием 52 автобусов на сжатый природный газ, в том числе: Борисоглебское ПАТП - 19 ед., ПАТП-5 - 7 ед., Лискинское АТП - 3 ед., Россошанская автоколонна N1501 - 12 ед., Павловское АТП - 2 ед., Острогожская автоколонна N 1426 - 7 ед., Семилукское АТП - 1 ед., Землянское АТП - 1 ед.
Администрацией Воронежской области сформирован и представлен в Минтранс России перечень мероприятий для включения в подпрограмму "Энергоэффективность в сфере потребления" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на период до 2010 года на финансирование за счет средств федерального бюджета. Минтранс России - государственный заказчик вышеуказанной программы, представил предварительные данные по составу мероприятий, в том числе и по Воронежской области, в Министерство экономического развития и торговли России, Министерство финансов России, Министерство промышленности, науки и технологии России, Министерство энергетики России.
В Государственной Думе РФ завершается работа над федеральным законопроектом "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", принятие которого позволит на региональном уровне разработать соответствующие нормативные и правовые акты, стимулирующие использование газообразного топлива на автомобильном транспорте и способствующие улучшению экологической обстановки в области.
Деятельность пассажирского автотранспорта, выполняющего социально значимые перевозки, требует государственной поддержки. Участие средств бюджетов различных уровней в реализации мероприятий по его переводу на газообразное топливо позволит снизить объемы техногенных выбросов вредных веществ в атмосферу и сократить объем бюджетных средств, необходимых для финансовой поддержки пассажирского автотранспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.