Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Администрации Воронежской области
от 29 июля 2002 г. N 694
Положение
о системе государственного управления
охраной труда в Воронежской области
Настоящее положение определяет задачи, принципы, структуру и функции органов управления охраной труда, финансовое обеспечение системы государственного управления охраной труда в Воронежской области.
Действие положения распространяется на учреждения, организации и предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности (в дальнейшем - организации), расположенные на территории Воронежской области.
1. Общие положения
1.1. Государственное управление охраной труда в Воронежской области осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Трудового Кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", соответствующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, Закона "Об охране труда в Воронежской области" и других нормативных актов об охране труда, принятых органами исполнительной и законодательной власти Воронежской области, а также настоящего положения.
1.2. Государственное управление охраной труда на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет администрация Воронежской области, организационно-методическое руководство государственным управлением охраной труда - Главное управление труда и социального развития администрации области в пределах своей компетенции.
1.3. Система государственного управления охраной труда в Воронежской области (в дальнейшем - система) - это совокупность организационных форм, методов и совместных действий администрации области, ее структурных подразделений(1), областной Думы, органов местного самоуправления (администраций) городов и районов, органов надзора и контроля, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных органов по реализации государственной политики в области охраны труда, осуществлению социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.4. Основными задачами системы являются:
- обеспечение безопасных условий, охраны труда и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- координация, эффективное взаимодействие и сотрудничество субъектов социально-трудовых отношений, участвующих в управлении охраной труда;
- выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального уровня.
1.5. Основополагающими принципами системы являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- профилактическая направленность деятельности всей системы на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
- сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: работодателей и работников, администрации области, органов местного самоуправления (администраций) городов и районов, органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками органов;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;
- неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателями и работниками и ответственность за их нарушение.
1.6. Функциями системы государственного управления охраной труда являются: организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическое обеспечение в области охраны труда.
2. Структура системы государственного управления охраной труда
в Воронежской области
Система государственного управления охраной труда в Воронежской области включает в себя три уровня - областной, муниципальный и непосредственно в организациях.
2.1. На областном уровне управление охраной труда осуществляют:
администрация области:
- Главное управление труда и социального развития администрации области;
См. постановление Администрации Воронежской области от 5 июля 2007 г. N 623 "О Главном управлении социального развития Воронежской области"
- иные структурные подразделения администрации области:
областной Координационный совет по охране труда;
См. постановление Администрации Воронежской области от 12 ноября 2002 г. N 991 "Об областном координационном совете по охране труда"
органы надзора и контроля;
областные объединения работодателей;
областные объединения профсоюзов.
2.2. На муниципальном уровне управление охраной труда осуществляют:
органы местного самоуправления (администрации) городов и районов;
районные (городские) координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда;
структурные подразделения органов местного самоуправления;
районные (городские) объединения работодателей;
районные (городские) объединения профсоюзов.
2.3. На уровне организаций управление охраной труда осуществляют:
работодатели;
службы (специалисты) по охране труда;
профсоюзные организации и другие уполномоченные работниками органы;
совместные комитеты (комиссии) по охране труда;
уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Структурная схема системы государственного управления охраной труда в Воронежской области приведена в приложении 1 к настоящему положению, рекомендуемые схемы управления охраной труда на муниципальном уровне и в организациях приведены в приложениях 2 и 3 к настоящему положению.
3. Функции органов управления охраной труда
3.1. Администрация области:
- возглавляет работу по реализации основных направлений государственной политики по охране труда в Воронежской области;
- обеспечивает условия для функционирования системы, осуществляет контроль и принимает решения по повышению ее эффективности;
- принимает областные программы улучшения условий и охраны труда, нормативные правовые акты по охране труда;
- вносит на рассмотрение областной Думы проекты законодательных актов в области охраны труда;
- определяет расходы на мероприятия по охране труда;
- принимает меры по реализации положений трехстороннего соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией области о социальном партнерстве, касающихся сферы охраны труда.
3.1.1. Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области:
- реализует государственную политику в области условий и охраны труда;
- осуществляет государственное управление охраной труда на территории области, обеспечивает деятельность областного координационного совета и взаимодействие по вопросам охраны труда федеральных органов надзора и контроля, администрации области и ее структурных подразделений, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и других объединений;
- разрабатывает областные целевые программы улучшения условий и охраны труда, вносит их на рассмотрение администрации области и областной Думы, осуществляет организационно-методическое обеспечение и контроль за их выполнением, определяет расходы на мероприятия по охране труда;
- принимает участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда на территории области;
- разрабатывает проекты областных законов и иных нормативных актов по охране труда;
- представляет в Минтруд России и областную администрацию ежегодные аналитические доклады о состоянии условий и охраны труда в организациях области;
- разрабатывает предложения по совершенствованию существующих и внедрению новых стандартов безопасности, норм, правил и других нормативных актов по охране труда и представляет их на рассмотрение в Минтруд России;
- разрабатывает меры по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда;
- организует единую систему обучения, переподготовки и проверки знаний работников в области охраны труда, готовит предложения для учебных заведений по подготовке указанных специалистов;
- осуществляет выдачу учебным заведениям профессионального образования, учебно-методическим центрам разрешений на проведение обучения и проверку знаний по охране труда у руководителей и специалистов организаций;
- оказывает методическую и информационную помощь структурным подразделениям администрации области, органам местного самоуправления и организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях;
- принимает участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
- оказывает помощь организациям в размещении заказов на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, средств контроля и измерений параметров производственной среды. Взаимодействует с производителями средств индивидуальной и коллективной защиты, средств контроля параметров рабочей среды в области создания автоматизированного банка данных, координации их деятельности и размещения областных заказов на производство вышеуказанной продукции. Способствует в пределах своей компетенции созданию оптовых баз и специализированных магазинов по продаже спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты;
- обеспечивает функционирование информационной системы по вопросам условий и охраны труда;
- осуществляет организационно-методическое руководство областным фондом охраны труда;
- подготавливает документы на передачу отдельных полномочий в области охраны труда органам местного самоуправления;
- проводит экспертизу условий труда и выдает заключения при:
установлении характера и условий труда работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предшествующих наступлению страхового случая;
проектировании строительства и реконструкции производственных объектов;
внедрении новой техники и новых технологий;
лицензировании отдельных видов деятельности;
рассмотрении правильности применения действующих компенсаций, установленных за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда;
оценке качества проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда и затрат на компенсации за неблагоприятные и тяжелые условия труда;
регистрации и перерегистрации учредительных документов организаций в органах местного самоуправления, а также по запросам органов государственного надзора и контроля, дает заключение об их соответствии требованиям закона и иных нормативных актов об охране труда;
рассмотрении судом вопроса о ликвидации организации и (или) его подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда;
- осуществляет сертификацию работ по охране труда производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- готовит предложения по выдаче заключений для установления скидок и надбавок к базовому страховому тарифу по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
- изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда. Координирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по условиям и охране труда, способствует внедрению в организациях области новых разработок, улучшающих условия и охрану труда;
- организуют проведение смотров-конкурсов по охране труда, выставок средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля и измерений;
- принимает участие в разработке и реализации программ реабилитации инвалидов труда;
- обеспечивает выполнение других функций в сфере охраны труда, возложенных на него федеральными и областными нормативными правовыми актами по охране труда.
Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области имеет право:
- вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории области нормативных и методических документов ведомственного характера, противоречащих законодательству об охране труда;
- получать от структурных подразделений администрации области, органов государственного надзора и контроля по охране труда, органов местного самоуправления (администраций) городов и районов области, организаций информацию и материалы по охране труда в пределах своей компетенции;
- формировать временные и постоянно действующие экспертные и рабочие группы, привлекать для работы в них экспертов и консультантов из числа ученых, предпринимателей, профсоюзных работников, представителей структурных подразделений администрации области и других специалистов в сфере охраны труда.
Работники Главного управления труда и социального развития, непосредственно участвующие в управлении охраной труда, имеют право беспрепятственно посещать все организации области (по согласованию с их руководством), получать информацию о состоянии условий и охраны труда.
3.1.2. Структурные подразделения администрации Воронежской области:
- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда в подведомственных учреждениях и организациях, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью служб охраны труда организаций в пределах своих полномочий, координируют их работу;
- принимают участие в разработке областных программ улучшения условий и охраны труда, разрабатывают соответствующие отраслевые программы, оказывают практическую помощь организациям в разработке перспективных и годовых программ улучшения условий и охраны труда, а также в реализации организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных территориальными программами (соглашениями);
- ведут пропаганду безопасных методов труда, организуют базовые организации по охране труда;
- осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, в подведомственных организациях;
- организуют и контролируют обеспечение работающих в подведомственных организациях спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами;
- проводят анализ состояния условий труда и производственного травматизма в подведомственных организациях, разрабатывают мероприятия по устранению и предупреждению травм на производстве и профессиональных заболеваний;
- вносят предложения для рассмотрения на областном Координационном совете по охране труда;
- ежегодно направляют в главное управление труда и социального развития администрации области информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда;
- создают комиссии по проверке знаний по охране труда у руководителей и специалистов подведомственных организаций с участием представителей органов надзора и контроля.
3.2. Областной Координационный совет по охране труда осуществляет координацию деятельности структурных подразделений администрации Воронежской области, федеральных органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов в реализации законодательных и иных нормативных актов об охране труда на территории области.
3.3. Областная Дума осуществляет законодательное регулирование в области охраны труда.
3.4. Рекомендуемые функции:
3.4.1. Объединения профсоюзов:
- осуществляют контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- принимают участие в разработке областных программ улучшения условий и охраны труда;
- вносят предложения для рассмотрения на областном Координационном совете по охране труда;
- вносят через областной совет профессиональных союзов в областную Думу законопроекты по охране труда в порядке законодательной инициативы.
3.4.2. Органы местного самоуправления (администрации) городов и районов и их структурные подразделения на территории муниципального образования могут осуществлять следующие функции:
- обеспечивать реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий. Осуществлять организацию охраны труда и в этих целях создавать соответствующие службы по охране труда или вводить должности специалистов по охране труда;
- взаимодействовать по вопросам улучшения условий и охраны труда с органами государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, районными объединениями работодателей, районными советами профсоюзов;
- проводить анализ практики работы по предоставлению льгот и выплате компенсаций работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- участвовать в реализации областных программ улучшения условий и охраны труда и в подготовке предложений в проекты федеральных и областных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
- разрабатывать городские и районные (отраслевые) программы улучшения условий и охраны труда, вносить их на утверждение представительного органа местного самоуправления, осуществлять контроль за их выполнением, определять расходы на мероприятия по охране труда;
- осуществлять координацию и организационно-методическое руководство работой служб охраны труда организаций, в пределах своей компетенции и в рамках требований ведомственных нормативных актов, не противоречащих федеральным и областным;
- организовывать обучение и проверку знаний по охране труда работников подведомственных организаций, включая руководителей и специалистов. Принимать участие в подготовке предложений по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
- организовывать проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
- осуществлять анализ потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, а также в средствах контроля производственной среды;
- доводить нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до организаций;
- осуществлять анализ состояния условий и охраны труда в организациях района (отрасли), причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, подготавливать предложения по их предупреждению;
- обеспечивать уведомительную регистрацию коллективных договоров (соглашений), представленных организациями и контроль за их выполнением, содействовать созданию комитетов (комиссий) по охране труда организаций;
- распространять передовой опыт по охране труда, участвовать в организации проведения научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда. Обеспечивать информирование общественности через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях на территории муниципального образования. Способствовать формированию общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности;
- обеспечивать содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Защищать законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- принимать участие в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях;
- подготавливать данные для расчета обобщенных показателей оценки состояния условий и охраны труда в области в соответствии с установленными периодичностью, формами и видом представления;
- содействовать учебным заведениям по вопросам преподавания охраны труда в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Специалисты по охране труда органов местного самоуправления (администраций) городов и районов, их структурных подразделений имеют право беспрепятственно посещать все организации (по согласованию с их руководством), расположенные на территории муниципального образования и получать от государственных и общественных организаций городов и районов в установленные сроки информацию и материалы по охране труда в пределах своей компетенции.
3.4.3. Районные (городские) координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда:
- координируют и определяют направление деятельности организаций, занимающихся вопросами охраны труда на муниципальном уровне;
- рассматривают проекты территориальных программ по охране труда и улучшению условий труда;
- разрабатывают предложения главам муниципальных образований по реализации мероприятий, связанных с осуществлением на территории муниципального образования государственной политики в области охраны труда;
- координируют действия структурных подразделений органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
3.4.4. Работодатели:
- обеспечивают безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
- организуют и проводят работу по охране труда в соответствии с требованиями федеральных и областных законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- разрабатывают систему управления охраной труда;
- в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в организации создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, либо заключают договоры со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда;
- обеспечивают получение экспертного заключения органа государственного управления охраной труда о соответствии условий и охраны труда нормативным требованиям при регистрации и перерегистрации организаций;
- разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включают их в коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- обеспечивают обучение работников безопасным приемам и методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда;
- проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ и производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставляют работникам льготы и компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
- организуют за счет собственных средств проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников, по их просьбам, в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; углубленных медицинских осмотров лиц, со стажем работы во вредных условиях труда более 5 лет, на базе Центра профессиональной патологии;
- обеспечивают за счет собственных средств приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, выдачу и применение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств на работах, связанных с загрязнением;
- организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивают расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с действующими положениями о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- представляют органам государственного управления охраной труда, надзора и контроля, местного самоуправления (администрации) районов и вышестоящим организациям информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий;
- обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- осуществляют другие функции, предусмотренные законодательством о труде и охране труда.
3.4.5. Комитеты (комиссии) по охране труда организуют совместные действия работодателей и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессионал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.