Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Ресурсное обеспечение программы
Одним из главных условий реализации программы является ее стабильное финансовое обеспечение. Оно основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет привлечения средств всех уровней бюджетов, и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инновационные проекты, включенные в федеральные целевые программы, будут финансироваться за счет средств областного бюджета в первоочередном порядке.
На первом этапе программа рассчитана на то, чтобы, используя эффективные для областного бюджета механизмы, облегчить предприятиям процесс внедрения перспективных технологий с целью привлечения инвестиций, в том числе банковских кредитов. На втором этапе - в ходе совместной работы с реальными частными инвесторами, в том числе венчурными фондами и финансовыми организациями предполагается создать систему финансирования инновационной деятельности, максимально использующую различные рыночные инструменты привлечения финансовых ресурсов.
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование программ министерств и ведомств в части участия в них региональных целевых программ и проектов;
- средства федерального бюджета, выделяемые для финансирования в рамках ФЦП, бюджетов министерств и ведомств;
- средства областного бюджета, в том числе:
а) бюджетные субсидии и субвенции на осуществление определенных целевых программных мероприятий;
б) инвестиционный налоговый кредит;
в) компенсации за счет средств областного бюджета части процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками предприятиям и организациям, реализующим инновационные проекты.
- собственные средства участников программы, полученные от проведения программных мероприятий, реализации инновационных проектов;
- средства внебюджетных источников (целевые отчисления от прибыли участников программы; кредиты коммерческих банков, привлекаемые для реализации программы под гарантии администрации Воронежской области; финансовые ресурсы, программ, гранты).
Важнейшим источником финансирования программы из федерального бюджета будет привлечение ассигнований на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных предприятий, НИИиКБ, вузов в рамках федеральных целевых программ. На активизацию инструментов стимулирования инновационной активности будет направлена реализация следующих федеральных целевых программ: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 - 2006 годы", "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы" и др.
Другим источником финансирования за счет средств федерального бюджета является участие областных предприятий и организаций, разрабатывающих и реализующих научно-технические и инновационные проекты, в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов, проводимых заинтересованными министерствами и ведомствами федеральных органов государственной власти.
Общий объем финансирования по программе составит 1128,436 млн. рублей, из них: федеральный бюджет - 246,793 млн. рублей (21,87%), областной бюджет - 75,33 млн. рублей (6,67%), внебюджетные источники - 806,313 млн. рублей, в том числе: собственные средства предприятий и организаций - 779,313 млн. рублей (69,1%), кредиты коммерческих банков - 27,0 млн. рублей (2,4 %).
Объем капитальных вложений при реализации программы составит 88,599 млн. рублей, из них федеральный бюджет - 1,434 млн. рублей, областной бюджет - 4,798 млн. рублей, внебюджетные источники - 82,367 млн. рублей.
Прочие расходы при реализации программы составят 905,807 млн. рублей, из них федеральный бюджет - 162,119 млн. рублей, областной бюджет - 54,056 млн. рублей, внебюджетные источники - 689,632 млн. рублей.
Таблица 2
Объемы финансирования, источники
и статьи расходов областной целевой программы
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, млн. рублей | ||||
Всего | в том числе по годам реализации | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
Общий объем финансирования, всего |
1 128,436 | 207,765 | 322,546 | 332,693 | 265,432 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 246,793 | 30,413 | 59,125 | 69,82 | 87,435 |
областной бюджет | 75,33 | 12,817 | 12,817 | 24,889 | 24,807 |
местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные средства | 806,313 | 164,535 | 250,604 | 237,984 | 153,19 |
Капитальные вложения, всего |
88,599 | 30,246 | 19,254 | 24,5 | 14,599 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 1,434 | 0,0 | 0,284 | 1,15 | 0,0 |
областной бюджет | 4,798 | 2,769 | 1,273 | 0,756 | 0,0 |
местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные средства | 82,367 | 27,477 | 17,697 | 22,594 | 14,599 |
НИОКР, всего | 134,03 | 30,413 | 0,0 | 44,737 | 58,88 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 83,24 | 30,413 | 0,0 | 4,737 | 48,09 |
областной бюджет | 16,476 | 0,0 | 0,0 | 5,686 | 10,79 |
местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные средства | 34,314 | 0,0 | 0,0 | 34,314 | 0,0 |
Прочие расходы, всего | 905,807 | 147,106 | 303,296 | 263,456 | 191,953 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет | 162,119 | 0,0 | 58,841 | 63,933 | 39,345 |
областной бюджет | 54,056 | 10,048 | 11,544 | 18,447 | 14,017 |
местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
внебюджетные средства | 689,632 | 137,058 | 232,907 | 181,076 | 138,591 |
Разработчиками данной программы, при финансировании определенных мероприятий предполагается использование принципиально новых для области источников инвестиций на осуществление инновационной деятельности. Источником таких инвестиций станет "Воронежский инновационный венчурный фонд" с прямым государственным участием, который на коммерческой основе замыкает на себя всю последовательность инновационного процесса от идеи до выпуска продукции. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств для реализации инновационных проектов.
Схема предлагаемого венчурного инвестирования состоит в том, что инвесторы в лице создаваемого венчурного фонда вкладывают свои капиталы в уставные фонды фирм, и становится их совладельцем - акционером, с блокирующим пакетом акций. Венчурный фонд, будучи долевым партнером, принимает участие в управлении и развитии инвестируемой фирмы, и не заинтересован в получении дивидендов от ее деятельности. Коммерческий интерес фонда заключается в том, чтобы фирма успешно развивалась и повысила через 3-5 лет свою стоимость и стоимость своих акций в 5-7 раз. При продаже своих акций фонд получит возврат своих инвестиций и прибыль с капитала, и только при выходе из бизнеса.
Областной Венчурный инновационный фонд сможет привлекать к проектному финансированию инновационных проектов бюджетные, внебюджетные и собственные средства на условиях льготного долевого кредитования и лизинга, а также выполнять гарантийные функции.
Потребность в финансовых ресурсах с разбивкой по источникам, объемам и годам представлена в Приложении 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.