Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Обоснование необходимости разработки
Программы
Введение
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 -2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N1163-р, сформулированы основные принципы и направления развития экономики России и устойчивого повышения уровня жизни населения. Одним из главных средств достижения целей программы определено развитие малого предпринимательства как долгосрочного внутреннего потенциала динамичного роста российской экономики и качественного улучшения жизненного уровня в стране.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" развитию малого бизнеса также отведено одно из ведущих мест как способствующему демократическому развитию общества, завоеванию Россией достойного места в мировой экономической системе, становлению цивилизованного рынка и правового государства. Малый бизнес позволит гражданам России зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать средства в экономику страны, создавать в регионах собственные источники формирования бюджета. При этом эффективное ведение малого бизнеса невозможно без устранения препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность. В таком государстве как Россия надо учитывать и региональную специфику, активизировать те внутренние факторы и те направления в малом бизнесе, которые уже доказали свою жизнеспособность на практике.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год по многим позициям продолжает комплекс мер по развитию малого предпринимательства в области, утвержденный в Программе 2003 года, и базируется на положительных результатах ее выполнения. Одновременно она направлена на последовательное осуществление государственной политики поддержки малого бизнеса, обозначенной в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 -2005 годы) и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Необходимость разработки Программы вызвана теми конечными социально-экономическими результатами, достижение которых развитие малого бизнеса призвано обеспечить: укрепление экономики региона, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, повышение жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности в обществе.
1.1. Общий анализ состояния малого предпринимательства
Предпринимательство в Воронежской области за период 2000-2002 годов и 9 месяцев 2003 года представлено следующими показателями:
Таблица 1
Основные показатели
развития малого предпринимательства Воронежской области
за 2000-2002 годы и 9 месяцев 2003 года (в динамике)
Показатели | 2000 год |
2000 в % к 1999 |
2001 год |
2001 в % к 2000 |
2002 год |
2002 в % 2001 |
9 мес. 2003 года |
9 мес. 2003 в % к 9 мес. 2002 |
Юридические лица | 10968 | 98.8 | 10985 | 100.2 | 13986 | 127.3 | 14584 | 104.3 |
Количество предприятий |
||||||||
Среднесписочная численность работников (человек) |
117100 | 99.0 | 106894 | 91.3 | 174757 | 163.5/ 96.4 |
156461 | 120.4 |
Выпуск товаров и услуг (без внутреннего оборота) по основной деятельности (млн.руб.) |
4362.0 | 128.8 | 4955.1 | 113.6 | 9991.0 | 106.6 | 5100.2 | 136.1 |
Доля объема продукции малых предприятий (юридических лиц) в валовом региональном продукте (%) |
7.9 | 7.8 | 13.5 | 17,7 | 131,1 | |||
Инвестиции в основной капитал (млн.руб.) |
325.3 | 165.1 | 348.9 | 107.3 | 629.4 | 115.0 | 870.8 | в 1.6 раза |
Уплачено единого налога на вмененный доход и по упрощенной системе (млн.руб.) |
265.1 | в 1.6 раза |
488.6 | в 1.8 раза |
463..9 | 94.9 | 187.1 | 48.9 |
Число предприятий на 1000 жителей |
4.5 | 100.0 | 4.5 | 100.0 | 5.8 | 128.9 | 6.1 | 105.2 |
Средняя численность работников на 1 малое предприятие (человек) |
10.7 | 100.9 | 9.7 | 90.7 | 12.5 | 128.9 | 10.7 | 115.1 |
Выпуск товаров и услуг (без внутреннего оборота) на 1 малое предприятие (тыс.руб.) |
397.7 | 130.3 | 451.1 | 113.4 | 714.4 | 158.4 | 1035.4 | 130..5 |
Объем инвестиций на 1 малое предприятие (тыс.руб.) |
29.6 | 167.2 | 31.8 | 107.4 | 45.0 | 141.5 | 59.7 | в 1.6 раза |
Индивидуальные предприниматели Количество предпринимателей (человек) |
53260 |
104.3 |
58604 |
110.0 |
63474 |
108.3 |
65151 |
103.7 |
На протяжении анализируемого периода (2000 - 2002 годы и 9 месяцев 2003 год) в области наметился стабильный рост числа субъектов малого предпринимательства. Так, в 2000 году рост составил 103,3%, в 2001 году - 108,3%, 2002 году - 111,3%, за 9 месяцев 2003 года - 103,8%. При этом в 2000 - 2001 годах основной прирост субъектов малого бизнеса обеспечивался за счет развития более быстрыми темпами индивидуального предпринимательства - рост 104,3% и 110% против 98,8% и 100,2%. Начиная с 2002 года преимущественное развитие получили малые предприятия (юридические лица): рост числа предприятий 127,3% против 108,3% по индивидуальным предпринимателям в 2002 году и 104,3% против 103,7% за 9 месяцев 2003 года.
Проценты роста среднесписочной численности работников малых предприятий, равно как и показателей выпуска товаров и услуг, инвестиций в основной капитал в соответствии с методикой Госкомстата России приводятся в каждом конкретном году (к уровню прошлого года) по сопоставимому кругу предприятий. В связи с этим, несмотря на значительный рост показателей, например, в 2002 году численности в 1,6 раза, выпуска товаров и услуг в 2 раза, инвестиций в 1,8 раза, статистикой за 2002 год отмечено (по сопоставимому кругу обследуемых предприятий) сокращение к уровню 2001 года численности занятого в малом бизнесе населения на 3,6%, (при росте количества малых предприятий на 27,3%), а также приведен незначительный прирост объемов производства продукции - на 6,6% и инвестиций в основной капитал на 15%. Такая методика учета не отражает истинной динамики развития малого предпринимательства и осложняет решение вопросов, связанных с малым бизнесом.
По состоянию на 01.10.2003 года в Воронежской области зарегистрировано 79,7 тысяч субъектов малого бизнеса с общей численностью работников 310 тысяч человек. Это 25,6% экономически активного населения области. Индивидуальные предприниматели в количестве 65,1 тысяч человек по-прежнему занимают высокий удельный вес - 81,7% в общем числе субъектов малого предпринимательства. Соответственно количество малых предприятий (юридических лиц) составило 14,6 тысяч или 18,3%.
Общий прирост числа занятого населения в малых предприятиях области к соответствующему периоду 2002 года (по сопоставимому кругу малых предприятий) составил 20,4%. Это хороший показатель, характеризующий признание населением области малого бизнеса как сферы деятельности, способной укрепить социально-экономические позиции региона и материальные потребности населения.
По статистическим данным за 9 месяцев 2003 года малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 15100,2 млн. руб. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 36,1%.
Вклад малого бизнеса в доходную часть консолидированного бюджета области по единому налогу на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения за анализируемый период составил 187,1 млн. руб. (2,7% в общих налоговых поступлениях области). Это на 51,1% ниже соответствующего периода 2002 года. Основная причина снижения - изменение нормативов отчислений в территориальный бюджет и состава плательщиков налогов по специальным налоговым режимам.
Развитие малого предпринимательства по основным отраслям представлено в следующей таблице:
Таблица 2
Показатели
развития малого предпринимательства в Воронежской области
по основным отраслям
2000 | 2001 | 2002 | 9 мес. 2003 |
В % к 9 мес. 2002 |
|
Количество малых предприятий (единиц) |
10968 | 10985 | 13986 | 14584 | 104.3 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 2114 | 2132 | 2120 | 2131 | 100.5 |
Сельское хозяйство | 204 | 204 | 368 | 707 | в 1.9 р. |
Строительство | 1779 | 1779 | 1808 | 1666 | 92.1 |
Транспорт | 126 | 126 | 300 | 292 | 97.3 |
Торговля и общественное питание | 5002 | 5001 | 7171 | 7513 | 104.8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
126 | 126 | 136 | 157 | 115.4 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
150 | 150 | 179 | 192 | 107.3 |
Наука и научное обслуживание | 303 | 303 | 311 | 268 | 86.2 |
Объем продукции малых предприятий(без внутреннего оборота) по основной деятельности, (млн.руб.) |
4362,0 | 4955,1 | 9991.0 | 15100.2 | 136.1 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 1581,9 | 1585,9 | 2881.0 | 3806.5 | 146.3 |
Сельское хозяйство | 119,8 | 110,9 | 702.7 | 192.6 | 144.4 |
Строительство | 936,3 | 1057,3 | 1704.9 | 1559.7 | в 2.1 р. |
Транспорт | 55,3 | 55,6 | 466.3 | 203.9 | в 2 р. |
Торговля и общественное питание | 1314,8 | 1722,4 | 3325.6 | 8082.4 | 123.1 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
32,4 | 39,5 | 57.2 | 38.4 | 112.2 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
34,4 | 44,5 | 63.7 | 56.8 | в 1.8 р. |
Наука и научное обслуживание | 42,1 | 40,7 | 171.3 | 177.9 | 140.8 |
Численность занятых на малых предприятиях (тыс. человек) |
117,1 | 106,9 | 174.8 | 156.5 | 120.4 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 29.7 | 26.4 | 40.9 | 34.1 | 108.0 |
Сельское хозяйство | 2.3 | 1.8 | 4.5 | 6.0 | 105.7 |
Строительство | 29.5 | 25.3 | 31.0 | 36.3 | 134.9 |
Транспорт | 1.2 | 1.2 | 8.6 | 3.7 | 112.1 |
Торговля и общественное питание | 38.2 | 35.7 | 71.7 | 63.2 | 123.0 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
0.9 | 0.9 | 1.0 | 1.3 | 107.6 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
1.7 | 1.7 | 1.4 | 0.9 | 133.7 |
Наука и научное обслуживание | 3.0 | 3.6 | 1.8 | 1.9 | 102.2 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса (млн. руб.) |
325,3 | 348,9 | 629.4 | 870.8 | в 1.6 р. |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 66,7 | 80,5 | 99.3 | 56.4 | в 1.5 р. |
Сельское хозяйство | 18,6 | 18,0 | 61.3 | 16.2 | в 3.6 р. |
Строительство | 203,4 | 213,1 | 384.5 | 712.5 | в 1.9 р. |
Транспорт | - | - | 4.3 | 33.3 | в 1.6 р. |
Торговля и общественное питание | 26,0 | 33,1 | 75.5 | 40.3 | 77.8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
- | - | - | - | - |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
3,9 | - | - | 0.3 | - |
Наука и научное обслуживание | - | - | - | 0.1 | 28.7 |
На протяжении представленного периода основная доля малых предприятий (в среднем 80,0%) приходилась на три отрасли - торговлю, включая общественное питание (49%), промышленность (17%) и строительство (14%). Соответственно, численность работников, занятых в малых предприятиях, и объемы производства продукции в значительной степени также определялись указанными отраслями. Так, удельный вес числа работников, занятых в предприятиях торговли, промышленности и строительства, в среднем составил 83% (в том числе: в торговле - 37%, промышленности - 24%, строительстве - 22 %), выпуск продукции - 84% (в торговле - 36%, промышленности - 32%, строительстве - 16%). Основные инвестируемые малые предприятия - это: строительные - в среднем 62% от всего объема инвестиций в малый бизнес, промышленные - 19%, торговые - 9%.
За 9 месяцев 2003 года из представленных отраслей наиболее быстрыми темпами развивались малые предприятия сельского хозяйства (прирост числа предприятий в 1,9 раза, численности работников - на 44%), непроизводственных видов бытового обслуживания населения (прирост показателей соответственно на 15 и 8%), здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (7 и 34%). Однако доля этих предприятий в отраслевой структуре по-прежнему оставалась низкой и занимала 7%.
В торговле (включая общественное питание) прирост малых предприятий составил 4,8% или 342 предприятия. Число промышленных предприятий возросло незначительно - на 0,5% или на 11 предприятий. В строительстве количество предприятий сократилось на 7,9% или на 142 единицы. В структуре юридических лиц предприятия указанных отраслей - торговли, промышленности и строительства занимали 78%, в том числе: торговли 52% (7513 единиц), промышленности 15% (2131 единица) и строительства 11% (1666 единиц). Этими предприятиями было произведено 89% общего объема продукции и услуг, в том числе: в промышленности - 25%, торговле и общественном питании - 54%, строительстве 10%. Как видно из приведенных данных, в 2003 году из определяющих малый бизнес отраслей более быстрыми темпами развивалась торговля.
По результатам 9 месяцев 2003 года сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий составила 870,8 млн. руб., прирост обеспечен в размере 65% к соответствующему периоду прошлого года. Несмотря на сокращение общего числа малых предприятий в строительстве, основная доля инвестиций по-прежнему приходится именно на эту отрасль - 82% или 712,5 млн. руб., прирост - 92%. Инвестиции в промышленную сферу составили 56,4 млн. руб. (прирост 55%) и торговлю - 40,3 млн. руб. (сокращение к уровню прошлого года на 22,8%).
В связи с активизацией предпринимательской деятельности Воронежская область в 2003 году значительно опережает по темпам роста основных показателей развития малого бизнеса большинство регионов Российской Федерации (по данным доклада Госкомстата Российской Федерации "Социально-экономическое положение России за январь-ноябрь 2003 года" по итогам работы малых предприятий за 9 месяцев 2003 года):
Таблица 3
Основные показатели развития малого предпринимательства
в Воронежской области, Центральном федеральном округе,
Центрально-Черноземном регионе и Российской Федерации
в целом за 9 месяцев 2003 года
(в сравнении с 9 месяцами 2002 года)
Показатели и регионы Российской Федерации | 9 месяцев 2002 |
9 месяцев 2003 |
% роста |
1. Число малых предприятий (тыс. ед.) | |||
Воронежская область | 14.0 | 14.6 | 104.3 |
ЦФО | 330.5 | 322.5 | 97.6 |
ЦЧР | 31.6 | 35.2 | 111.4 |
Российской Федерации | 880.6 | 892.0 | 101.3 |
2. Среднесписочная численность работников (тыс. чел.) |
|||
Воронежская область | 177.4 | 156.5 | 88.2 / 120.4** |
ЦФО | 2782.5 | 2799.6 | 100.6 |
ЦЧР | 325.5 | 295.2 | 90.7 |
Российской Федерации | 7152.4 | 7384.2 | 103.2 |
3. Объем произведенной продукции (млн. руб.)* |
|||
Воронежская область | 8274.3 | 16079.4 | 194.3 |
ЦФО | 248575.5 | 405494.5 | 163.1 |
ЦЧР | 20532.1 | 35840.8 | 174.6 |
Российской Федерации | 794286.8 | 1207148.5 | 152.0 |
4. Инвестиции в основной капитал малых предприятий (млн. руб.) |
|||
Воронежская область | 505.5 | 870.8 | 172.3 |
ЦФО | 10680.6 | 12536.8 | 117.4 |
ЦЧР | 1056.2 | 1864.0 | 176.5 |
Российской Федерации | 32772.2 | 40392.6 | 123.3 |
*) Госкомстатом России приведен весь объем продукции, произведенной малыми предприятиями, включая сопутствующие товары и услуги.
**) Процент роста среднесписочной численности работников малых предприятий по сопоставимому кругу предприятий, обследуемых в 2003 году (статистический бюллетень шифр 126 "Малое предпринимательство в Воронежской области" за январь-сентябрь 2003 года)
Анализ развития малого бизнеса за 9 месяцев 2003 года показал, что Воронежская область являлась лидирующей по темпам роста большинства показателей, за исключением одного - среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях. Снижение численности занятого в малом бизнесе населения на 11,8% сложилось искусственно из-за обследования разной статистической совокупности малых предприятий в 2002 и 2003 годах. С приведением обследуемых предприятий к сопоставимому кругу 2003 года в области обозначен прирост среднесписочной численности работников за 9 месяцев 2003 года, который к уровню прошлого года составил 20,4%.
По числу малых предприятий Воронежская область развивалась более быстрыми темпами, чем Центральный федеральный округ и Российская Федерация в целом (104,3% против 97,6% и 101,3% соответственно). Средний показатель по ЦЧР (111,4%) за 9 месяцев 2003 года сложился выше, чем по Воронежской области, поскольку в двух регионах Центрально-Черноземного района (Белгородской и Курской областях) отмечен большой прирост числа малых предприятий - соответственно 30,2% и 23,3%.
Воронежская область являлась лидирующей по темпам роста объемов производства продукции и услуг малых предприятий: 194,3% против 152 - 174,6% по анализируемым региональным объединениям. Значительный рост на уровне показателей Центрального федерального округа и Российской Федерации произошел по инвестиционным вложениям в малый бизнес Воронежской области: 172,3% против 117,4 (ЦФО) и 123,3% (РФ). Именно данный фактор (значительные инвестиционные вложения в основной капитал малых предприятий) в определенной степени позволил обеспечить соответствующее развитие малого предпринимательства в области.
Опережающие темпы развития малого бизнеса в Воронежской области сказались на повышении удельного веса региона по основным показателям развития малого бизнеса в ЦФО и РФ в целом (за исключением показателя среднесписочной численности):
Таблица 4
Удельный вес Воронежской области
в основных показателях развития малого предпринимательства
ЦФО, ЦЧР, РФ (%)
Nп/п | Показатели | ЦФО | ЦЧР | РФ | |||
9 мес. 2002 |
9 мес. 2003 |
9 мес. 2002 |
9 мес. 2003 |
9 мес. 2002 |
9 мес. 2003 |
||
1 | Число малых предприятий |
3.0 | 4.5 | 44.3 | 41.5 | 1.6 | 1.6 |
2 | Среднесписочная численность работников малых предприятий |
6.4 | 5.6 | 54.5 | 53.0 | 2.5 | 2.1 |
3 | Объем произведенной продукции малыми предприятиями |
3.3 | 4.0 | 40.3 | 44.9 | 1.0 | 1.3 |
4 | Инвестиции в основной капитал малых предприятий |
4.7 | 6.9 | 47.9 | 46.7 | 1.5 | 2.2 |
Так, удельный вес числа малых предприятий Воронежской области в Центральном федеральном округе увеличился с 3,0% до 4,5%, на уровне Российской Федерации сохранился в постоянном размере 1,6%. По объему произведенной продукции удельный вес области повысился в ЦФО с 3,3 до 4,0%, в РФ с 1,0 до 1,3%. Как следствие усиления финансовой поддержки регионального малого предпринимательства увеличилась доля Воронежской области по инвестиционным вложениям в основной капитал малых предприятий: в ЦФО возросла с 4,7 до 6,9%, в РФ с 1,5 до 2,2%. В Центрально-Черноземном районе доля Воронежской области возросла по показателю объема произведенной продукции с 40,3% до 44,9%.
Однако, несмотря на опережающие темпы в развитии малого предпринимательства, Воронежская область по отдельным показателям все же не достигла результатов, соответствующих уровню средних показателей ЦФО и РФ в целом:
Таблица 5
Показатели
развития малого предпринимательства Воронежской области, ЦФО, ЦЧР и РФ
за 9 месяцев 2003 года
N п/п |
Показатели | ед. изм. |
Воронежская обл. |
ЦФО | ЦЧР | РФ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Число малых предприятий на тысячу жителей |
едн. | 6.1 | 8.9 | 4.6 | 6.2 |
2. | Удельный вес населения, занятого в малом предпринимательстве, в общем числе экономически активного населения |
% | 13.8 | 15.1 | 8.1 | 10.3 |
3 | Производство продукции малыми предприятиями в расчете на: - 1 малое предприятие - 1 жителя |
тыс. руб. руб. |
1101 6718 |
1257 11189 |
1018 4712 |
1353 8436 |
4 | Удельный вес инвестиций в малый бизнес в общем объеме инвестиций на развитие экономики |
% | 8.5 | 3.9 | 5.0 | 2.9 |
5 | Объем инвестиций на 1 малое предприятие |
тыс. руб. |
59.6 | 38.9 | 53.0 | 45.3 |
Примечание: В показателях развития малого предпринимательства ЦФО удельный вес г. Москвы и Московской области занимает по числу малых предприятий и среднесписочной численности работников малых предприятий 71%, объему произведенной продукции малыми предприятиями 75%, инвестициям в основной капитал малых предприятий 63%. В связи с этим большинство показателей развития малого предпринимательства ЦФО значительно выше аналогичных по РФ в целом, ЦЧР и Воронежской области.
Из приведенных выше данных следует, что основное отставание области от Российской Федерации и Центрального федерального округа наблюдалось по показателю "производство продукции в расчете на 1 малое предприятие и 1 жителя". То есть на уровне других регионов малые предприятия Воронежской области работали недостаточно производительно. Так, производство продукции в расчете на 1 малое предприятие в регионах ЦФО в среднем выше на 14%, РФ - на 23%; в расчете на 1 жителя соответственно на 67 и 26%. В Центрально-Черноземном районе Воронежская область по всем показателям развития малого бизнеса значительно выше средних по ЦЧР.
В структуре общих инвестиций на развитие экономики доля инвестиций в малый бизнес Воронежской области составила 8,5%. Это в 2,2 раза выше средних показателей по ЦФО, в 1,7 раза по ЦЧР и в 2,9 раза по РФ в целом. Данный факт подтверждается и объемом произведенных инвестиций в расчете на одно малое предприятие. Так, по Воронежской области этот показатель обеспечен в размере 59,6 тыс. руб., что в 1,5 раза выше, чем по ЦФО и в 1,3 раза выше, чем по РФ в целом.
В целом малый бизнес Воронежской области в 2003 году развивался в соответствии с Программой развития и государственной поддержки малого предпринимательства в области, утвержденной постановлением областной Думы от 27 марта 2003 года N 576-III-ОД. Основные мероприятия Программы были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей малый бизнес, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, организационное, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение, межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
На реализацию мероприятий Программы предусмотрены средства в сумме 16523 тыс. руб., из них средства областного бюджета 5973 тыс. руб., федерального бюджета (по линии ФФПМП) 7000 тыс. руб., привлеченные внебюджетные средства 3550 тыс. руб. Впервые в 2003 году в Программе поддержки малого бизнеса приняла участие Федеральная государственная служба занятости по Воронежской области, направления деятельности которой созвучны с программными мероприятиями по развитию малого предпринимательства в области. Привлеченные средства службы занятости составили 1485 тыс. рублей. Фактически за 9 месяцев текущего года на развитие малого бизнеса было направлено 38 143 тыс. руб., в том числе из средств областного бюджета 1247 тыс. руб., Федерального фонда поддержки предпринимательства 2500 тыс. руб., внебюджетных источников финансирования 34396 тыс. руб. Основные вложения были произведены в развитие и создание центров и фондов поддержки малого предпринимательства (1672 тыс. руб.), микрокредитование субъектов предпринимательства (3430 тыс. руб.), финансово-кредитную поддержку предпринимательских проектов (19926 тыс. руб.).
Результаты выполнения Программы 2003 года по мероприятиям, источникам и объемам финансирования представлены в следующей таблице:
Таблица 6
Информация о реализации Программы
развития и поддержки малого предпринимательства
в Воронежской области за 2003 год
/-------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование мероприятий |Результаты выполнения мероприятий Программы, |
|Программы, |источники и фактические объемы финансирования |
|источники и объемы финансирования | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.1. Подготовка проектов | |
|законов Воронежской области: | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.1.1. "О внесении изменений | Приняты Законы Воронежской области от |
|и дополнений в Закон Воронежской |17.03.2003г. N 10-ОЗ и от 21.07.2003г. N 38-ОЗ |
|области "О едином налоге на |"О внесении изменений в Закон |
|вмененный доход для определенных |Воронежской области |
|видов деятельности, осуществляемых |"О едином налоге на вмененный доход для |
|на территории Воронежской области" |отдельных видов деятельности, осуществляемых |
|Не требует финансирования |на территории Воронежской области" |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.1.2. "О внесении изменений в| Мероприятие не выполнено в связи с отсут- |
|Закон Воронежской области "О |ствием обновленного Российского |
|государственной (областной) |законодательтства по данному вопросу |
|поддержке малого предпринимательства| |
|в Воронежской области" | |
|Не требует финансирования | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.1.3. "О налоге на игорный | Принят Закон Воронежской области от |
|бизнес" |11.06.2003г. N 27-ОЗ "О внесении изменений в |
|Не требует финансирования |Закон Воронежской области "О единых ставках |
| |налога на игорный бизнес на территории |
| |Воронежской области" - вступил в силу 1 августа |
| |2003 года |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.1.4. "Об основах туристской | Проект закона "Об основах туристской |
|деятельности в Воронежской области" |деятельности в Воронежской области" находится в |
|Не требует финансирования |стадии разработки. Окончательный срок |
| |исполнения IV квартал 2003 года. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.2. Разработка предложений в | Разработан и направлен в Государственную |
|Налоговый кодекс Российской |Думу (в качестве законодательной инициативы) |
|Федерации |проект изменений и дополнений в главу 22 |
|Не требует финансирования |"Акцизы" Налогового Кодекса Российской Федерации|
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.3. Подготовка нормативных | |
|правовых актов в Воронежской | |
|области: | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.3.1. "О внесении изменений в| Подготовлены предложения о передаче функций|
|постановление администрации |Межведомственной комиссии в ведение главного |
|Воронежской области "О |федерального инспектора в Воронежской области |
|межведомственной комиссии по |управления аппарата полномочного представителя |
|преодолению административных |Президента Российской Федерации в Центральном |
|барьеров при развитии |федеральном округе. Вопрос находится в стадии |
|предпринимательства" |решения. |
|Не требует финансирования | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.3.2. "О привлечении малого | Подготовлены необходимые документы по |
|предпринимательства к выполнению |участию субъектов малого предпринимательства в |
|государственного заказа" |выполнении государственного заказа. Проведены |
|Не требует финансирования |консультации субъектов предпринимательства по |
| |данному вопросу |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.3.3. "О программе (комплексе | Выпущено распоряжение администрации области|
|мероприятий) по развитию въездного и|от 11.07.2003 г. N 1222-р "О разработке |
|внутреннего туризма в Воронежской |областной Программы становления и развития |
|области" |туризма в Воронежской области на 2004 - 2010 |
|Не требует финансирования |годы". Разработан проект Программы |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 1.3.4. "О системе добровольной | Выпущено распоряжение администрации |
|сертификации риэлторской |Воронежской области от 25.08.2003 N1545-р |
|деятельности" |по внедрению системы добровольной сертификации; |
|Не требует финансирования |создана комиссия по развитию рынка риэлторских |
| |услуг |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.1. Развитие ГФПМПВО | Организована работа управленческого и |
| |функционального персонала фонда, а также |
| Финансирование: |функционирование офиса. За 9 месяцев 2003г. |
| |проведено 74 заседания правления фонда, на |
| - 180 тыс. р. (областной |которых решались вопросы управления текущими |
|бюджет) |операциями, совершенствования технологии |
| |деятельности фонда и развития его |
| |инфраструктуры. |
| | Финансирование за 9 месяцев |
| |2003г.: 118 тыс.р. (областной бюджет), |
| |1254 тыс.р. (внебюджетные источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.2. Развитие сети центров | Завершен второй этап проекта развития сети |
|поддержки предпринимательства |районных ЦПП, реализуемых при поддержке ГФПМПВО |
|в районах области |и фонда "Swisscontact", и начат третий этап |
| |этого проекта. За 9 месяцев 2003г. центрам |
| Финансирование: |предоставлено следующее финансирование фонда |
| |"Swisscontact": Борисоглебскому - 144т.р.; |
| - 150 тыс. р. (областной |Калачеевскому - 115 т.р.; Кантемировскому - 140 |
|бюджет) |т.р.;Лискинскому - 147т.р.; |
| - 150 тыс. р. (ДФГСЗНВО) |Рамонскому -180 т.р.; Россошанскому -137т.р.; |
| - 50 тыс. р. (ГФПМПВО) |Павловскому -184т.р.;Богучарскому-148 т.р. За |
| |отчетный период созданы АНО "Бобровский |
| |районный ЦПП" и АНО "Семилукский районный ЦПП", |
| |а также проведены мероприятия, необходимые для |
| |создания АНО "Давыдовский ЦПП". |
| | Финансирование: 1272 тыс.р. (внебюджетные | |
| |источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.3. Развитие сети фондов | Создан Рамонский МФПМП на базе Рамонского |
|поддержки МП (муниципальных, |ЦПП. Районными (муниципальными) фондами ПМП |
|районных) в районах области |выдано 104 займа на общую сумму 2982,6 тыс.р. |
| |Подготовлен к созданию Борисоглебский |
| Финансирование: |муниципальный фонд ПМП. |
| - 400 тыс. р. (областной | Финансирование: 300 тыс.р. (областной |
|бюджет) |бюдже) 100 тыс.р. (внебюджетные источники) |
| - 150 тыс. р. (ГФПМПВО) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.4. Развитие региональной | В соответствии с условиями отбора проектов,|
|системы бизнес-инкубирования |опубликованных в газете "Воронежские вести" |
| |(N29 от 16.07.2003г.) 20.08.2003г. конкурсной |
| Финансирование: |комиссией были отобраны к финансированию два |
| - 100 тыс. р. (областной |проекта по развитию районных бизнес-инкубаторов,|
|бюджет) |инициаторами которых являются АНО "Рамонский |
| - 20 тыс. р. (ДФГСЗНВО) |районный ЦПП" и Ассоциация "БИ "Воронеж-Орбита- |
| |Сервис" |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.5. Создание Воронежского | Подготовлен проект Положения о Воронежском |
|областного Дома малого бизнеса |областном Доме малого бизнеса. Подготовлен |
| Финансирование: |проект распоряжения администрации области "О |
| - 500 тыс.р. (областной бюджет)|Воронежском областном Доме малого бизнеса". |
| |Начата разработка схемы финансирования проекта |
| |по созданию ДМБ на базе ГФПМПВО. Заключен |
| |договор с ГУГИ на безвозмездное пользование |
| |ГФПМПВО специального помещения, необходимого |
| |для работы ДМБ |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.6. Реализация пилотного | Реализован пилотный проект по созданию |
|проекта "Создание районного дома |районного Дома малого бизнеса в Рамонском |
|малого бизнеса" |районе на базе АНО "Рамонский районный ЦПП". |
| Финансирование: |В рамках проекта отработана технология создания |
| - 100 тыс. р. (областной |комплексной локальной системы информационно- |
|бюджет) |консультационного сопровождения |
| |предпринимателей (в т.ч. начинающих) "под одной |
| |крышей" |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.7. Развитие системы | В соответствии с условиями отбора проектов,|
|молодежного предпринимательства |опубликованными в газете "Воронежские вести" |
| Финансирование: |(N29 от 16.07.2003г.) от 20.08.2003г. |
| - 100 тыс. р. (областной |конкурсной комиссией были отобраны к |
|бюджет) |финансированию два проекта по развитию системы |
| |молодежного предпринимательства, инициаторами |
| |которых являются АНО "Калачеевский ЦПП" и |
| |Региональный фонд содействия молодежному |
| |предпринимательству "Молодежь Воронежа 21 века" |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.8. Развитие системы | Реализован проект по созданию и развитию |
|инновационного предпринимательства |деятельности Регионального инновационного |
| Финансирование: |центра. В рамках проекта был сформирован реестр |
| - 100 тыс. р. (областной |инновационных проектов воронежских малых |
|бюджет) |предприятий; проведен технологический аудит |
| |наиболее перспективных (с точки зрения |
| |коммерциализации) проектов; организована серия |
| |семинаров по коммерциализации инновационных раз-|
| |работок для предпринимателей; |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 2.9. Развитие системы | Не выполнено в связи с отсутствием |
|имущественного обеспечения |финансового обеспечения мероприятия |
|предпринимательской деятельности | |
| Финансирование: | |
| - 35 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.1. Предоставление займов | За 9 месяцев 2003г. Было выдано 859 |
|субъектам МП на условиях |микрозайма, в то время как за этот же период |
|микрокредитования |предыдущего года - 528 займов. Общая сумма |
| Финансирование: |профинансированных в отчетном периоде проектов |
| - 800 тыс. р. (областной |составила 22379,6 тыс.р. (в 2 раза больше чем за|
|бюджет) |аналогичный период предыдущего года). |
| - 4500 тыс. р. (ФФПМП) | Финансирование: 1000 тыс.р. (федеральный |
| - 1800 тыс. р. (ГФПМПВО) |бюджет), 630 тыс.р. (областной бюджет), |
| |1800 тыс.р. (внебюджетные источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.2. Финансирование проектов | Реализована конкурсная программа по |
|субъектов МП, в том числе |размещению средств ФФПМП, поступивших в виде |
|предоставление займов субъектам МП в|займа. Профинансированы следующие проекты: |
|целях выплат процентных платежей по |ИП Федосеенко Т.А. -400 тыс.р.(развитие |
|кредитам, предоставляемым банками |производства мебели в Воронеже); |
|Воронежской области субъектам МП |ИП Карелину Е.В. -300 тыс.р. (развитие |
| Финансирование: |производства кур-гриль в Воронеже); ИП |
| - 2300 тыс. р. (областной |Панкову С.И. -400 тыс.р. (развитие производства |
|бюджет) |пиццы в Воронеже); ИП Коровиной Е.М.- 400 тыс.р.|
| - 1500 тыс. р. (ФФПМП) |(на развитие кафе в Лискинском районе). |
| - 65 тыс. р. (ГФПМПВО) |Подписано соглашение с ЦЧБ СБ РФ на 2003г. По |
| |совместному кредитованию проектов аналогично |
| |2002г. (в рамках соглашения профинансированы 12 |
| |инвестиционных проектов на общую сумму |
| |18 млн. Р). Проведен конкурсный отбор проектов |
| |для финансирования за счет средств ФФПМП, ранее |
| |размещенных в займы по аналогичной конкурсной |
| |программе (профинансированы следующие проекты: |
| |ООО ТФ "Чернава"-150 т.р.ИП Бурлова |
| |А.П. -150 т.р. ИП Шнурников А.В. |
| |-150 т.р. ИП Назарова Г.Е. -150 тыс.р. ИП |
| |Подстрешный В.В. -150 тыс.р ИП Пешкова Л.В. |
| | Финансирование: 1500 тыс.р. (федеральный |
| |бюджет), 111 тыс.р. (областной бюджет), |
| |18315 тыс.р. (внебюджетные источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.3. Поддержка лизингового | Согласован с лизинговой компанией ООО |
|финансирования субъектов МП |"ДИЦЕЛ" порядок совместного финансирования |
| Финансирование: |лизинговых проектов малых предприятий с |
| - 1000 тыс. р. (ФФПМП) |привлечением средств ФФПМП. В связи с |
| |отсутствием в 2003 году конкурса ФФПМП по |
| |размещению средств для финансирования лизинговых|
| |операций, финансирование мероприятия не |
| |осуществляется. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.4. Разработка системы | Проведены переговоры с Федеральным фондом |
|гарантийного и залогового |ПМП по участию ГФПМПВО в проекте создания ОАО |
|обеспечения кредитных обязательств |"Межрегиональный гарантийный центр", |
|субъектов МП перед коммерческими |осуществляющего мероприятия по развитию системы |
|банками |гарантийного/залогового обеспечения за |
| Финансирование: |предпринимателей перед банками. |
| - 100 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.5. Содействие развитию | В соответствии с решением координационного |
|кредитной потребительской кооперации|совета по малому предпринимательству при главе |
|(в том числе сельскохозяйственной) |администрации области 06.08.2003г. Проведена |
| Финансирование: |подготовка к созданию КПКГ "Опора" и Фонда |
| - 50 тыс. р. (областной |поддержки малого и среднего бизнеса "Опора", |
|бюджет) |обеспечивающих базу для формирования системы |
| |кредитной кооперации в регионе. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 3.6. Развитие новых форм | В дополнение к микрокредитной программе |
|финансово - кредитной поддержки МП |ГФПМПВО 1077 займов на общую сумму порядка |
|(франчайзинг, микрокредитование, |26 млн.р. было выдано за отчетный период Фондом |
|взаимное кредитование и страхование |"ФОРА" через Лискинский ЦПП и Калачеевский ЦПП в|
|и т.д.); развитие микрокредитной |рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного|
|сети в районах области совместно с |между ГФПМПВО и Фондом "ФОРА" в 2001г. Для |
|воронежским филиалом фонда "ФОРА" |этого, по состоянию на конец отчетного периода |
| Не требует финансирования |задействованы средства Фонда "ФОРА" в сумме |
| |10651 тыс.р. |
| | Финансирование: 10651 тыс. р. (внебюджетные|
| |источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.1. Организация работы | Проведено 29.05.03г. совместное заседание |
|Координационного совета по малому |Малого совета при Координационном совете по |
|предпринимательству при главе |развитию предпринимательства при главе |
|администрации Воронежской области, |администрации области и Межведомственной |
|Малого совета и Комиссий в составе |комиссии по вопросу координации деятельности |
|Координационного совета |Единых центров обслуживания граждан и |
| Не требует финансирования |юридических лиц по принципу "одно окно". |
| |06.08.2003г. в г. Боброве состоялось выездное |
| |заседание Координационного совета на тему |
| |"Финансово-экономическая поддержка субъектов |
| |предпринимательской деятельности", в которой |
| |приняли участие главы местного самоуправления |
| |всех районов области, представители сбербанка, |
| |крупных промышленных предприятий, субъектов |
| |малого бизнеса. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.2. Участие в работе | Обеспечено участие администрации |
|Координационного совета по малому и |Воронежской области в работе Координационного |
|среднему предпринимательству при |Совета при Полномочном представителе Президента |
|Полномочном представителе Президента|РФ в Центральном Федеральном округе, |
|РФ в Центральном федеральном округе |состоявшегося 28.03.2003г. в Москве; |
| Не требует финансирования |администрацией представлены на рассмотрение |
| |Совета предложения по декриминилизации |
| |потребительского рынка. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.3. Организация работы | Подготовлено и заключено соглашение |
|Межведомственной комиссии по |администрации Воронежской области с Управлением |
|устранению административных барьеров|Министерства РФ по налогам и сборам по |
|при развитии предпринимательства, |Воронежской области, главным управлением по |
|рабочих групп в составе |делам ГОЧС области, Центром госсанэпиднадзора в |
|Межведомственной комиссии. |Воронежской области, управлением |
| Не требует финансирования |Госторгинспекции РФ по Воронежской области, ФГУ |
| |"Воронежский центр стандартизации, метрологии и |
| |сертификации" о взаимодействии по созданию |
| |единой информационной системы |
| |информационной системы координации контроля за |
| |предпринимательской деятельностью на территории |
| |Воронежской области. |
| | Созданы комиссии: по координации |
| |деятельности Единых центров обслуживания граждан|
| |и юридических лиц по принципу "одно окно" |
| |(постановление от 05.02.03 N 92), по |
| |предотвращению оборота фальсифицированных |
| |горюче-смазочных материалов на территории |
| |Воронежской области (постановление от 27.03.03 |
| |N 219). |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.4. Организация проведения | Проведен круглый стол по теме "вопросы |
|публичных мероприятий по вопросам |безопасности ведения предпринимательской |
|предпринимательства: семинаров, |деятельности"; организованы выездное заседание |
|совещаний, конференций, выставок, |Российского Топливного Союза по акцизам на |
|ярмарок, круглых столов |нефтепродукты и Всероссийская конференция по |
| Финансирование: |вопросам развития малого и среднего |
| - 100 тыс. р. (областной |предпринимательства. Администрацией области |
|бюджет) |принято участие в конференции "Малое |
| |предпринимательство" в г.Орле, где был |
| |рассмотрен опыт государственной поддержки малого|
| |бизнеса в регионах Центрального Федерального |
| |округа. Проведена областная научно-практическая |
| |конференция "Женщины и бизнес. Успех, проблемы, |
| |перспективы". |
| | Проведены совещания в Рамонском районе, |
| |г.Богучаре по вопросам поддержки малого бизнеса;|
| |кустовые семинары - совещания в Лискинском, |
| |Борисоглебском, Рамонском, Калачеевском, |
| |Россошанском районах, а также в г.Воронеже по |
| |вопросам развития в предпринимательстве |
| |направления народных промыслов под девизом "Путь|
| |к успеху"; совещание в Подгоренском районе по |
| |вопросу совершенствования форм |
| |предпринимательской деятельности с привлечением |
| |ведомственных структур области и района. |
| | Финансирование: 88 тыс. р. (областной |
| |бюджет) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.5. Проведение конкурсов по | Проведены областные конкурсы "Лучшее |
|темам: |предприятие бытового обслуживания 2003 года", |
| - "Лучшее предприятие бытового |"Деловая женщина - предприниматель 2003 года", |
|обслуживания 2003 года", (30) |"Лучшее предприятие туриндустрии Воронежской |
| - "Деловая |области". Постановлением администрации |
|женщина-предприниматель 2003 года", |Воронежской области от 23.09.03 г. N 800 |
|(10) |утверждены Положение о проведении ежегодного |
| - Лучшее малое |областного конкурса "Лучшее малое предприятие / |
|предприятие/предприниматель 2003 |предприниматель года" и состав оргкомитета. |
|года (номинации "Лучшее малое |Итоги конкурса подведены на III съезде |
|предприятие по охране условий |предпринимателей Воронежской области (ноябрь |
|труда", "Лучшее молодежное |2003 года) |
|предприятие), "Лучшее сельское | Финансирование: 29 тыс. р. (внебюджетные |
|предприятие", "Лучшее ремесленное |источники) |
|предприятие 2003 года", "Лучший | |
|предприниматель г. Воронежа", | |
|"Лучшее предприятие бытового обслу- | |
|живания 2003 года",) (60) и другие | |
| Финансирование: | |
| - 100 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
| - 25 тыс. р. (ДФГСЗНВО) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.6. Организация проведения | Проведен III съезд предпринимателей |
|III съезда предпринимателей |Воронежской области 25 ноября 2003 года |
|Воронежской области | |
| Финансирование: | |
| - 50 тыс. руб. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.7. Содействие созданию | Проведены организационные работы по |
|общественных организаций |созданию в Россошанском районе общественного |
|предпринимателей в районах области |объединения "Опора" - филиала областного союза |
| Не требует финансирования |предпринимателей "Опора"; проведены переговоры |
| |по созданию объединения предпринимателей в |
| |Воробьевском районе. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.8. Содействие гражданам в | Оказаны информационно-консультационные |
|самозанятости и предпринимательской |услуги по организации самозанятости 3391 |
|деятельности в виде: |безработным гражданам; занялись |
| - информационных и |предпринимательской деятельностью 642 |
|консультационных услуг безработным |безработных, из них 170 человек получили |
|гражданам по организации |финансовую помощь |
|самозанятости и предпринимательской | Финансирование: 900 тыс. р. (внебюджетные |
|деятельности; |источники) |
| - организация обучающих | |
|программ самозанятости и повышения | |
|квалификации, проведения целевых | |
|семинаров; | |
| - проведение целевых ярмарок | |
|вакансий | |
| Финансирование: | |
| - 1200 тыс. р. (ДФГСЗНВО) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.9. Внедрение в установленном | Разработан пакет документов по данной |
|порядке правил аккредитации |тематике. |
|(аттестации) экскурсоводов и гидов- | |
|переводчиков | |
| Не требует финансирования | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.10. Оказание методической | Подготовлен методический материал для |
|помощи органам местного |районов области по разработке и созданию |
|самоуправления в разработке |муниципальных программ развития и поддержки |
|муниципальных программ поддержки и |малого предпринимательства; проведены два |
|развития МП |бластных совещания с представителями органов |
| Не требует финансирования |местного самоуправления и районных центров и |
| |фондов поддержки малого бизнеса по разработке |
| |программ в районах области и г. Воронеже. В |
| |совещаниях приняли участие представители иных |
| |инфраструктурных организаций поддержки малого |
| |бизнеса и общественного предпринимательского |
| |объединения "ОПОРА". |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.11. Формирование электронной | Находится в стадии разработки концепция |
|базы данных научной информации по |создания журнала по проблемам малого |
|проблемам развития |предпринимательства, а также бизнес-плана |
|предпринимательства и выпуск |пробного выпуска журнала. |
|научного журнала по проблемам малого| |
|предпринимательства | |
| Финансирование: | |
| - 100 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.12. Проведение исследований | Мероприятие находится в стадии разработки |
|и мониторинга состояния развития | |
|предпринимательства области. | |
|Формирование информационной базы для| |
|анализа экономических и социальных | |
|проблем МП | |
| Финансирование: | |
| - 100 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.13. Издание методических, | Совместно с департаментом по развитию |
|справочно-информационных |потребительского рынка и предпринимательства |
|тематических сборников: |г. Воронежа разработано и издано справочное |
| - Инфраструктура с перечнем |пособие для безработных граждан, начинающих |
|услуг и их стоимости |предпринимателей "Сервисная книжка |
| - Перечень действующих программ|предпринимателя"; совместно с Региональным |
|поддержки предпринимательства |фондом содействия молодежного |
| - Молодежь: бизнес с нуля |предпринимательства "Молодежь 21 века" |
| - Бизнес-планирование: от |подготовлен проект справочно-информационного |
|общего к частному |сборника: "Личное подворье и индивидуальный |
| - Личное подворье и |предприниматель: плюсы и минусы", разработаны и |
|индивидуальный предприниматель |изданы для использования в районных центрах |
| - Серия "Школа предпринимателя"|занятости справочно-информационные материалы |
|и другие |"Предпринимательство в сельской местности" и |
| Финансирование: |"Молодежь: бизнес с нуля". |
| - 50 тыс. р. (ДФГСЗНВО) | Финансирование: 43 тыс. р. (внебюджетные |
| |источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.14. Разработка практических | С Воронежским государственным |
|методик по организации |агроуниверситетом заключен договор на разработку|
|предпринимательской деятельности в |справочно-информационных материалов (по |
|сельской местности с привлечением |разработанным техническим заданиям), содержащих |
|районных центров поддержки |практические рекомендации по организации |
|предпринимательства |предпринимательской деятельности в сельской |
| Финансирование: |местности. Разработана первая редакция брошюры |
| - 15 тыс. р. (ДФГСЗНВО) |"Практические рекомендации по организации |
| |предпринимательской деятельности в сельской |
| |местности". |
| | Финансирование: 7 тыс. р. (внебюджетные |
| |источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.15. Разработка предложений по| Подготовлены методические материалы о |
|совершенствованию системы |системе и порядке классификации гостиничных |
|классификации гостиничных средств |хозяйств. |
|размещения для целей развития | |
|инфраструктуры туризма | |
| Не требует финансирования | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.16. Обеспечение подготовки и | На базе института развития |
|переподготовки, стажировок и |предпринимательства в феврале - марте проведено |
|тренингов государственных и |обучение 80 человек муниципальных служащих |
|муниципальных служащих, занимающихся|городов и районов области, курирующих малый |
|поддержкой МП, руководителей и |бизнес, работников инфраструктуры поддержки |
|сотрудников субъектов инфраструктуры|малого предпринимательства (за счет |
|поддержки МП |финансирования по Программе развития и поддержки|
| Финансирование: |малого предпринимательства 2002 года), а также |
| - 100 тыс. р. (областной |51 человека в ноябре - декабре в соответствии c |
|бюджет) |Программой развития и поддержки малого |
| |предпринимательства 2003 года |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.17. Создание системы бизнес- | Мероприятие находится в стадии исполнения. |
|образования (в том числе | |
|дистанционного) субъектов МП | |
| Финансирование: | |
| - 30 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.18. Совершенствование системы| Институтом развития предпринимательства |
|подготовки предпринимателей по |разработаны технические задания на исследование |
|вопросам открытия и ведения бизнеса |системы подготовки кадров предпринимателей. |
| Финансирование: | |
| - 50 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.19. Актуализация Интернет- | ЗАО "Воронежское региональное агентство |
|ресурса "Система государственной |поддержки малого и среднего бизнеса" разработаны|
|поддержки малого предпринимательства|и периодически обновляются справочно- |
|Воронежской области" |информационные материалы для раздела "Будущему |
| Финансирование: |предпринимателю" web-сайта департамента ФГСЗН по|
| - 30 тыс. р. (областной |Воронежской области: о порядке регистрации |
|бюджет) |индивидуального предпринимателя, получению |
| - 25 тыс. р. (ДФГСЗНВО) |микрокредитов для организации собственного дела,|
| |ведению бухгалтерского учета, налогообложению в |
| |малом бизнесе. |
| | Финансирование: 25 тыс. р. (внебюджетные |
| |источники) |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.20. Формирование | Проводились публикации материалов о |
|положительного имиджа |развитии малого бизнеса области, финансовой |
|предпринимательства через |поддержке предпринимательства, процедурным |
|организацию телепрограмм и |вопросам при создании субъектов малого бизнеса, |
|радиопередач, публикации в средствах|работе ВРСП "Опора", проводимым публичным |
|массовой информации материалов по |мероприятиям и иным вопросам (газеты ...... |
|проблемам развития и государственной| Организовывались пресс-конференции |
|поддержке малого предпринимательства|руководства главного управления по развитию |
|области |предпринимательства и потребительского рынка с |
| Финансирование: |представителями средств массовой информации, а |
| - 160 тыс. р. (областной |также радио и телепередачи по проблемам развития|
|бюджет) |и государственной поддержке малого |
| |предпринимательства области. |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.21. Выпуск информационного | Выпущен N 14-15 информационного бюллетеня |
|бюллетеня "Инвестиции и малый |(сентябрь-октябрь), в который вошла Программа |
|бизнес" |социально-экономического развития РФ на |
| Финансирование: |2003-2005 годы, нормативные акты Воронежской |
| - 20 тыс. р. (областной |области, другой методический материал. |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.22. Подготовка и издание | Мероприятие находится в стадии исполнения |
|справочника "Инфраструктура | |
|поддержки МП Воронежской области" | |
| Финансирование: | |
| - 10 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.23. Организация "Горячей | 5 августа проведена "горячая линия" в |
|линии" для предпринимателей |редакции газеты "Комсомольская правда" с |
| Финансирование: |начальником главного управления по развитию |
| - 30 тыс. р. (областной |предпринимательства и потребительского рынка ад-|
|бюджет) |министрации области. Итоги прямой линии опубли- |
| |кованы в региональном выпуске газеты 08.08.03 г.|
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.24. Создание единого реестра | Изучен опыт Центра по координации |
|малых предприятий и индивидуальных |контрольной деятельности на территории г.Москвы,|
|предпринимателей Воронежской области|ЗАО фирма "БИЗНЕССОФТ", государственного научно-|
|и единой информационной системы по |производственного предприятия "Гранит-Центр" по |
|координации контроля за |вопросу разработки концепции создания |
|деятельностью предпринимательских |информационной автоматизированной системы (ИАС) |
|структур |по координации контроля за деятельностью |
| Финансирование: |предпринимательских структур на территории |
| - 50 тыс. р. (областной |Воронежской области с учетом опыта г.Москвы. |
|бюджет) | Подписан договор с ООО НПН "Компьютерные |
| |технологии" о разработке первой очереди |
| |автоматизированной системы главного управления |
| |по развитию предпринимательства и |
| |потребительского рынка администрации Воронежской|
| |области. Подготовлен проект распоряжения |
| |администрации области "О проведении мониторинга |
| |состояния и проблем развития предпринимательства|
| |в области, создании полного реестра |
| |хозяйствующих субъектов и единой информационной |
| |системы по координации контроля за деятельностью|
| |предпринимательских структур". |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 4.25. Создание | Выполнен объем работ по созданию |
|специализированного стенда |специализированного стенда туристских |
|туристских организаций Воронежской |организаций Воронежской области |
|области для участия в выставках и | |
|организации презентации | |
|туристических возможностей | |
|Воронежской области | |
| Финансирование: | |
| - 50 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 5.1. Осуществление | Проведены переговоры с представителями |
|международного сотрудничества в |посольства Швейцарии, руководством Швейцарского |
|в сфере развития МП и туризма с |фонда технического содействия "Свисс-контакт", |
|зарубежными городами (регионами) - |американской неправительственной организацией |
|побратимами г. Воронежа и области. |"Американский совет по международным |
|Участие в разработке |исследованиям и обменам" по вопросам |
|межрегиональных/международных |финансирования и софинансирования программ и |
|соглашений, договоров, программ |проектов развития малого бизнеса, обучения |
|поддержки и развития МП; организация|государственных, муниципальных служащих и |
|визитов международных делегаций и |предпринимателей |
|представителей иностранных | |
|предприятий и организаций | |
| Финансирование: | |
| - 48 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 5.2. Создание банка данных | Мероприятие не выполнено из-за отсутствия |
|(специализированной деловой |доступа к информации. |
|библиотеки) о зарубежных и | |
|межрегиональных партнерах | |
|(потенциальные инвесторы, заказчики,| |
|поставщики оборудования, подрядчики | |
|и др.) с размещением его в сети | |
|Интернет; выпуск справочника | |
| Финансирование: | |
| - 30 тыс. р. (областной | |
|бюджет) | |
|------------------------------------+------------------------------------------------|
| 5.3. Изучение и анализ мирового| Принято участие во втором Форуме по |
|опыта поддержки и развития МСП |политике в области Микрофинансового |
| Не требует финансирования |Законодательства и Регулирования в странах СНГ |
| |(форум проведен в Кракове 26-28 июня 2003г.). |
| |Достижения в мировом развитии малого бизнеса |
| |используются при осуществлении государственной |
| |политики поддержки малого предпринимательства в |
| |области. |
\-------------------------------------------------------------------------------------/
Несмотря на принятые меры государственной поддержки развития малого предпринимательства, отдельные мероприятия Программы не реализованы. Так, в сфере законодательного обеспечения развития малого бизнеса не решен вопрос по совершенствованию Закона Воронежской области "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" (п.1.1.2). Основная причина - отсутствие обновленного федерального законодательства по данному вопросу.
Сдерживается развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в части количественного создания центров и фондов поддержки (п.п. 2.1, 2.2, 2.4). За 2003 год созданы 3 ЦПП (в Воронеже, Семилукском и Бобровском районах) и 3 фонда поддержки предпринимательства (в Воронеже, Борисоглебском и Рамонском районах). Подготовлен к созданию ЦПП в Давыдовке. Основная работа проводилась в направлении совершенствования деятельности ЦПП и МФПМП по освоению ими новых перспективных видов услуг, востребованных предпринимателями, а также укреплению материально-технической базы центров и фондов. Имущественная база районных ЦПП увеличилась в среднем на 32%, клиентская база возросла на 70%. Деятельность ЦПП и МФПМП на селе позволяет не только обеспечить привлечение капитала в бизнес, но и создать единый механизм обеспечения сельских предпринимателей всеми видами услуг: юридическими, информационными, кадровыми, техническими. В настоящее время из 32 районов области только в 11 районах (Бобровском, Богучарском, Борисоглебском, Калачеевском, Кантемировском, Каширском, Лискинском, Рамонском, Россошанском, Семилукском, Хохольском), Воронеже и Нововоронеже имеются указанные структуры. С учетом кустового обслуживания рядом ЦПП близлежащих районов, общее количество обслуживаемых районов в области составляет 20.
Сдерживающей причиной в создании новых центров и фондов является отсутствие финансовых средств областного бюджета. Так, при планируемом объеме финансирования МФПМП из областного бюджета в сумме 400 тыс. руб. за 9 месяцев 2003 года выделено только 300 тыс. руб. А из планируемых 150 тыс. руб. на развитие районных ЦПП средства не выделялись вообще.
По разделу "Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства" общая сумма средств, фактически привлеченных для мероприятий раздела, превышает запланированные Программой объемы в 2,8 раза. Дополнительными источниками при реализации программных мероприятий послужили средства международной организации фонда "Фора" в сумме 10651 тыс. руб., а также ЦЧБ СБ РФ в сумме 18315 тыс. руб. Однако из средств областного бюджета при плане 3250 тыс. руб. на реализацию мероприятий было направлено всего лишь 807 тыс. руб. (25%). Данный факт повлек за собой сокращение более чем наполовину (около 20 проектов) числа инвестиционных проектов, подлежащих кредитованию в рамках совместных программ администрации области с воронежскими банками по кредитованию малых предприятий.
В вопросах кадрового обеспечения малого предпринимательства в стадии решения остались мероприятия по созданию и совершенствованию систем бизнес-образования для субъектов малого предпринимательства и подготовки предпринимателей по вопросам открытия и ведения бизнеса (п.п. 4.17, 4.18). Основная причина - несвоевременное финансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета. В целом, подготовка руководителей и специалистов непосредственно для субъектов малого предпринимательства осуществляется учебными заведениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования системы профессионального образования Воронежской области. Выпуск учащихся по характерным для малого бизнеса специальностям (маркетинг, менеджмент, коммерция, экономика, бухгалтерский учет и контроль, экономика и управление на предприятиях (в том числе по отраслям), юрист предпринимательской деятельности) обеспечивают образовательные учреждения области: ВГУ, ВГТУ, ВЭПИ, ИММиФ, ВИЭСУ, ВФ ВЗФЭИ, ВГАУ и др. Одновременно по программам дополнительного профессионального образования рядом учебных заведений проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для возможной работы на малых предприятиях. Такое обучение осуществляют: Воронежский учебный центр "Кадры" по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения; межотраслевой региональный центр повышения квалификации ВГУ; институт повышения квалификации ВГУ; факультет переподготовки и повышения квалификации специалистов ВГТУ и другие учебные заведения. В рамках "Президентской программы подготовки управленческих кадров" в 2002-2003 учебном году подготовлены 101человек из числа руководителей и специалистов малых и средних предприятий области, на 2003-2004 учебный год федеральной комиссией зачислены и проходят обучение 108 руководителей высшего и среднего звена предприятий.
В соответствии с Программой развития и поддержки малого предпринимательства 2003 года подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих, занимающихся поддержкой малого бизнеса, а также руководителей и сотрудников инфраструктуры поддержки предпринимательства была проведена на базе института развития предпринимательства в ноябре - декабре 2003 года в количестве 51 человека.
Не полностью решены вопросы научно-методического и информационного обеспечения малого предпринимательства (п.п. 4.11, 4.12, 4.22). Данные мероприятия (формирование электронной базы данных научной информации по проблемам развития предпринимательства, выпуск научного журнала, проведение исследований и мониторинга состояния предпринимательства в области, издание справочника по инфраструктуре поддержки) не были своевременно профинансированы областным бюджетом.
В разделе "Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере МП" из-за отсутствия доступа к информации, а также отсутствия финансового обеспечения не выполнен пункт 5.2 - создание банка данных о зарубежных и межрегиональных партнерах с размещением его в сети Интернет и выпуск справочника по данной тематике.
Создание условий для повышения предпринимательской активности в значительной степени зависит от сокращения избыточного административного давления на малый бизнес. В 2003 году была активизирована работа администрации области по устранению административных барьеров. В составе главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка создан отдел по координации контроля за деятельностью предпринимательских структур на территории Воронежской области, основными направлениями в деятельности которого стали:
- устранение необоснованных административных барьеров в организации деятельности субъектов малого бизнеса, организация работы Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;
- реализация государственной политики в части защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) на территории области. В частности, осуществлена разработка и внедрение единой информационной системы по координации государственного контроля (надзора) за деятельностью предпринимательских структур на территории области и формированию исчерпывающего реестра хозяйствующих субъектов.
- создание Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно"; организация работы Межведомственной комиссии по координации деятельности Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно";
- разработка мероприятий по декриминализации потребительского рынка, в частности, организация работы комиссий по предотвращению оборота фальсифицированных горюче-смазочных материалов на территории области, а также по упорядочению деятельности игорных заведений и контролю за соблюдением законности в сфере игорного бизнеса на территории области.
В рамках совместной деятельности с территориальными государственными органами контроля (надзора) администрацией области заключено соглашение с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Воронежской области, главным управлением по делам ГОЧС области, Центром госсанэпиднадзора в Воронежской области, управлением Госторгинспекции Российской Федерации по Воронежской области, ФГУ "Воронежский центр стандартизации, метрологии и сертификации" по созданию единой информационной системы координации контроля за предпринимательской деятельностью на территории Воронежской области. Подписан договор с ООО "Компьютерные технологии" о разработке программного продукта для создания единой информационной системы по координации государственного контроля (надзора) за деятельностью предпринимательских структур на территории области.
Работа Межведомственной комиссии по координации деятельности Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно" проводилась в соответствии с постановлением администрации области от 5 февраля 2003 года N 92 "О создании Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одно окно" на территории Воронежской области". В мае 2003 года проведено совместное заседание указанной комиссии и Малого совета Координационного совета по развитию предпринимательства при главе администрации области, на котором определены первоочередные мероприятия по созданию на территории области Единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна"; разработаны рекомендации по созданию Единых центров на территориях муниципальных образований. Подготовлен перечень оказываемых государственными учреждениями и организациями услуг и тарифов в соответствии с нормативными документами и разрабатываются мероприятия поэтапного внедрения Единых центров на территориях муниципальных образований.
По вопросам декриминализации потребительского рынка совместно с ГУВД Воронежской области составлен план мероприятий обеспечения государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2002-2005 годы, а также разработаны мероприятия по предотвращению оборота фальсифицированных горюче-смазочных материалов на территории Воронежской области. Администрация области участвовала в организации и работе выездного заседания Российского топливного союза с участием представителей топливных ассоциаций 30 регионов России, состоявшегося в июне 2003 года в администрации Воронежской области. На заседании обсуждалась ситуация в розничном секторе рынка нефтепродуктов России и, в частности, положение на топливном рынке Воронежской области и меры, предпринимаемые областью по упорядочению действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты и предотвращению оборота фальсифицированных горюче-смазочных материалов. Российский топливный союз принял предложение администрации Воронежской области инициировать вопрос внесения изменений в Федеральный закон "Об акцизах", которые позволят решить проблемы сбора акцизов и сокращения на рынке бензина низкого качества.
На дополнительное привлечение средств в бюджеты всех уровней, а также законодательное обеспечение деятельности предприятий и организаций игорного бизнеса была направлена работа Комиссии по упорядочению деятельности игорных заведений и контролю за соблюдением законности в сфере игорного бизнеса. По итогам работы ряд объектов игорного бизнеса поставлен на налоговый учет.
Принятые меры по сокращению административных барьеров, а также по осуществлению государственной поддержки малого предпринимательства позволили обеспечить следующую эффективность Программы 2003 года (по оценочному уровню показателей развития малого предпринимательства за 2003 год):
Таблица 7
Показатели
эффективности развития малого предпринимательства в Воронежской области
(по оценке результатов развития предпринимательства за 2003 год)
N п/п |
Наименование показателей (из главы 6 "Эффективность Программы") |
По Программе |
Ожидаемые |
1. | Увеличение общего количества субъектов малого предпринимательства |
не менее чем на 6,6% |
4,0% (2002 г. - 77,5 тыс. 2003 г. - 80,6 тыс.) |
2. | Увеличение численности работников в малом бизнесе |
не менее чем на 5,9% |
14,0% (2002 г. - 272 тыс. чел. 2003 г. - 310 тыс. чел) |
3. | Прирост объемов производства товаров и услуг по юридическим лицам (в сопоставимых ценах) |
не менее 1,1% |
18,1% (2002 г. - 13225 млн. руб. 2003 г. - 18000 млн.руб.) |
4. | Обеспечение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт (по оценке ВРП за 2003 год) |
не менее чем 8% |
17,7% |
5. | Повышение уровня налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства |
не менее 7-8% |
сокращение на 49% (2002 г. - 5,3 % 2003 г. - 2,7%) |
Анализ эффективности развития малого предпринимательства показал, что в 2003 году не достигнуты запланированные темпы роста количества субъектов малого бизнеса и налоговых поступлений в консолидированный бюджет области. Так, фактический прирост числа субъектов малого предпринимательства составил 3,1 тысячу или 4,0% при плане 5,8 тысяч или 6,6%. Основной причиной невыполнения данного показателя явились замедленные темпы роста числа индивидуальных предпринимателей - 104% при плане 107,5% (средний процент роста ИП за 2000-2002 годы, в том числе за 2000 год - 4,3%, 2001 год - 110%, 2002 год - 108,3%). По юридическим лицам прирост малых предприятий за 2003 год составил 4,3% при плане 2,1%, т. е. данный показатель более чем в два раза перевыполнен. Однако на общий результат повлияли, прежде всего, итоги развития индивидуального предпринимательства, поскольку индивидуальные предприниматели составляют почти 82% в общем числе субъектов малого бизнеса.
Сокращение уровня налоговых поступлений в консолидированный бюджет области с 5,3% в 2002 году до 2,7% в 2003 году связано с наличием ряда объективных причин. Так, по индивидуальным предпринимателям начиная с 2003 года сократился норматив отчислений в консолидированный бюджет области с 90% до 60%. Одновременно из состава плательщиков единого налога были выведены субъекты малого предпринимательства, осуществляющие розничную торговлю горюче-смазочными материалами, объем платежей которых составлял в 2002 году порядка 60% общей суммы поступлений по данному виду налога. Также сократилось число налогоплательщиков единого налога, осуществляющих свою деятельность в торговле и общественном питании (были введены ограничения на возможность по показателю площадей торговых залов предприятий указанных отраслей).
По численности работников, занятых в малом бизнесе, а также объемам производства товаров и услуг малыми предприятиями фактические показатели значительно опережают запланированные в Программе. Так, при намеченном росте числа работников в малом предпринимательстве на 5,9% фактический прирост составил 14%, при этом основной рост на 20,4% произошел в предприятиях малого бизнеса. Прирост объемов производства продукции и услуг в сфере малого бизнеса составил 18,1% (вместо запланированных 1,1%). Это позволило обеспечить вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт (по оценке ВРП за 2003 год) в размере 17,7% вместо программных 8%.
1.2. Проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства продолжает сдерживаться следующими основными проблемами:
- отсутствием надежного правового обеспечения стабильных условий ведения бизнеса. В правовой плоскости лежит решение проблем ликвидации административных барьеров, создания благоприятного налогового режима, формирования системы страхования от потенциальных рисков, совершенствование системы защиты прав предпринимателей. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки малого предпринимательства, касающиеся кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования и проведения других мер. Внесения изменений требует базовый Закон Воронежской области от 17 ноября 1997 года N 20-II-ОЗ "О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области" (в части количественных и качественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, правового регулирования государственной поддержки малого бизнеса - при наличии изменений в федеральном законодательстве по данному вопросу);
- недостаточным ресурсным обеспечением (финансовым и имущественным) субъектов малого предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки. Затруднен доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей и возможность реализации перспективных проектов развивающихся предприятий. Отсутствует система поддержки субъектов предпринимательства в использовании государственного и муниципального имущества, производственных имущественных комплексов крупных предприятий (неплатежеспособных или неэффективно работающих);
- неразвитостью инфраструктуры поддержки и ее неравномерностью на территории области. 12 районов области (Аннинский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Каменский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Острогожский, Павловский, Панинский, Репьевский, Таловский, Эртильский) не охвачены комплексными услугами центров и фондов поддержки малого предпринимательства; недостаточно развита специализированная инфраструктура по оказанию финансовых, имущественных, правовых, организационных и других услуг;
- недостаточным образовательным уровнем руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе. Слабо реализуется потенциал высших учебных заведений в подготовке специалистов по характерным для малого предпринимательства специальностям: маркетинг, менеджмент, коммерция и другим.
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2004 год предусматривает последовательную политику в развитии регионального малого бизнеса - совершенствование правового регулирования предпринимательства, сокращение административных барьеров, ресурсную поддержку,
развитие инфраструктурных организаций, а также кадровое, научно-методическое, информационное и организационное обеспечение субъектов малого бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.