Постановление Воронежской областной Думы
от 8 июля 2004 г. N 902-III-ОД
"Об областной целевой программе "Развитие системы жилищного ипотечного
кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы"
15 декабря 2005 г., 14 июня 2007 г., 29 апреля 2010 г.
Рассмотрев областную целевую программу "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы", Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать администрации Воронежской области при формировании областных бюджетов на 2005-2010 годы предусматривать финансирование мероприятий Программы.
3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
председателя областной Думы |
Ю.Т.Титов |
Воронеж
Парламентский центр
8 июля 2004 года
N 902-III-ОД
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 апреля 2010 г. N 96-V-ОД в настоящую Областную целевую программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской
области на 2005-2010 годы"
(утв. постановлением Воронежской областной Думы
от 8 июля 2004 г. N 902-III-ОД)
15 декабря 2005 г., 14 июня 2007 г., 29 апреля 2010 г.
Воронеж - 2004 год
Паспорт областной целевой программы "Развитие системы жилищного
ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010
годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы". |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации Воронежской области от 22.08.2003 года N1523-р. |
Государственный заказчик |
Департамент экономического развития Воронежской области. |
Основная цель Программы |
Создание условий для обеспечения населения жильем за счет развития системы ипотечного жилищного кредитования. |
Основные задачи Программы |
Создание механизмов развития ипотечного жилищного кредитования, эффективное использование бюджетных средств для повышения доступности ипотечных кредитов и расширения объемов кредитования. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 2005 - 2010 годах. I этап (подготовительный) - формирование основной организационной структуры региональной системы жилищного ипотечного кредитования - 2005 год. II этап - распространение системы жилищного ипотечного кредитования по всей территории области - 2005 - 2006 годы, заключение соглашения о совместных действиях администрации Воронежской области и кредитных организаций по развитию жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области. Планируется к выдаче жилищных ипотечных кредитов и займов: 2005 год - 104 , 2006 год - 206. III этап (экстенсивный рост и устойчивое развитие) - 2006-2010 годы. Количество выданных жилищных ипотечных кредитов и займов по годам: 2006 год - 206, 2007 год - 480, 2008 год - 540, 2009 год - 700, 2010 год - 790. На этом этапе происходит формирование эффективного рыночного механизма жилищного ипотечного кредитования, накопление массы выданных ипотечных кредитов и займов, организация по районам области представительств ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", подготовка специалистов для взаимодействия с кредитными организациями - участниками программы на базе ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", осуществляется координация деятельности банковских и небанковских организаций - участников программы по ее реализации. |
Перечень основных мероприятий |
1. Развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования |
2. Государственная (областная) поддержка системы жилищного ипотечного кредитования | |
3. Привлечение дополнительных средств в систему жилищного ипотечного кредитования | |
Исполнители основных мероприятий |
- Правительство Воронежской области - ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области". |
Источники и объёмы финансирования |
Общий объём финансирования Программы - 2 165,569 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 245,609 млн. рублей, из них: - государственная (областная) поддержка развития системы жилищного ипотечного кредитования - 187,609 млн. рублей; - развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования - 58 млн. рублей; - внебюджетные средства - 1 919,96 млн. рублей, из них: - средства банковских и небанковских организаций - 1 493,8 млн. рублей; - средства населения - 426,16 млн. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом экономического развития Воронежской области, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Текущее управление реализацией Программы осуществляет руководство ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" в пределах своей компетенции. Государственному заказчику ежегодно представляется отчет об исполнении мероприятий Программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: - к 2010 году полностью сформировать организационную и финансовую структуру системы ипотечного жилищного кредитования; - законодательно и нормативно обеспечить ее деятельность; - к 2010 году обеспечить выдачу банковскими и небанковскими кредитными организациями-участниками Программы 2820 ипотечных жилищных кредитов и займов жителям Воронежской области. Повысить доступность кредитов и займов на условиях жилищной ипотеки для населения области за счет развития конкуренции и внедрения инноваций на рынке ипотечного кредитования жилья, организации и развития системы государственной поддержки отдельных категорий граждан в сфере жилищного ипотечного кредитования. |
Введение
Областная целевая программа "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы" (далее - Программа) разработана на основании:
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Семейного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 16.07.1998 года N102-ФЗ "Об ипотеке (залоге) недвижимости";
- Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Федерального закона от 11.11.2003 года N152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах";
- Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 года N28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2001 года N291);
- Концепции развития системы жилищного кредитования в Российской Федерации (с изменениями от 8 мая 2002 года);
- Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 года N638);
- Закона Воронежской области от 06.08.1999 года N107-III-ОЗ "Об отношениях, возникающих в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Постановления главы администрации Воронежской области N863 от 08.10.2002 года. "О порядке разработки и реализации областных целевых программ";
- Распоряжения главы администрации Воронежской области N2314-р от 25.12.2002 года "О реализации мероприятий по созданию открытого акционерного общества "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области";
- Распоряжения главы администрации Воронежской области N650-р от 28.04.2003 года "Об участии Воронежской области в открытом акционерном обществе "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области";
- Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области (утв. Решением Воронежского Облисполкома и президиума Облсовпрофа от 27.09.1989 года N425/53-21);
- Стандартов процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), удостоверенных закладными, утвержденными приказом генерального директора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) 19.08.2003 года Агентство жилищного ипотечного кредитования;
- Соглашения о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования между администрацией Воронежской области, открытым акционерным обществом "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" и открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" N32/РС-36-03 от 20.03.2003 года;
- Соглашения о сотрудничестве с Региональным оператором N19/ОС-36-03 от 9.04.2003 года;
- других нормативных правовых актов, принятых на федеральном и областном уровнях.
В Программе определены основные направления политики в области жилищного ипотечного кредитования до конца 2010 года. Реализация Программы должна обеспечить доступность улучшения жилищных условий для широких слоев населения и рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов, достижение наибольшего социально-экономического эффекта. Гарантии органов власти и определенный государственный контроль за организацией строительной деятельности, рынком жилья, кредитно-финансовой системой позволит активизировать инвестиционный процесс, привлечь ранее незадействованные дополнительные источники финансирования - собственные средства населения, средства кредитных организаций.
Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере. Однако созданный в первые годы реформ рынок жилья оказался не обеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство жилья. Поэтому жилищная проблема по-прежнему остается крайне острой.
Приоритетным должно стать развитие жилищного ипотечного кредитования.
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Жилищная проблема в Российской Федерации и, в частности, в Воронежской области, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость внедрения системы жилищного ипотечного кредитования как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике. В сложившихся условиях только ограниченное число граждан, проживающих на территории Воронежской области, имеют доходы, позволяющие им сразу выплатить стоимость приобретаемого жилья.
Прошедший период подтвердил актуальность жилищной проблемы и отнесение ее к важным, приоритетным задачам социально-экономической политики государства.
Сегодня строительный комплекс Воронежской области объединяет 1860 подрядных организаций, 305 предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, 122 проектных и предприятий различных форм собственности.
Соотношение показателей, характеризующих положение дел в строительном комплексе области, приведены в таблице 1.1. и диаграмме.
"Диаграмма ввода жилья в Воронежской области за 1995-2002 годы по всем источникам финансирования"
Объемы ввода жилья за 8 лет (1995-2002 годы) составили 4202,1 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. Максимальный объем ввода в действие жилья отмечен в 1995 году (697,1 тыс. кв. метров), в 1998 году произошел резкий спад объемов вводимого жилья. В 2002 году объем ввода жилья возрос и темп роста по сравнению с 2001 годом составил 108,9%, но по сравнению с 1995 годом объемы строительства жилья в области сократились на 8,64%.
Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов.
По состоянию на 01.01.2003 года в Воронежской области в очереди на получение жилья состоит 65,8 тыс. семей, в городе Воронеже - 36,391 тыс. семей. Из них семьи, имеющие право на государственную поддержку, - 3466 семей, в том числе:
- семьи участников ВОВ - 1329;
- многодетные семьи - 1567;
- молодые семьи - 570.
Более 5,8% очередников проживают в коммунальных квартирах, 15,6% - в общежитиях, 10,4% - в ветхом и аварийном жилье.
Ветхий фонд в области составляет 419,9 тыс. кв. метров общей площади, что составляет около одного процента всего жилищного фонда области.
Таблица 1.1.
Характеристика строительного комплекса Воронежской области
Предприятия строительного комплекса |
1990 г. | 2000 г. | Объем 2000 г. к 1990 г. |
2001 г. | Объем 2001 г. к 2000 г. |
|||||||
Кол-во предприятий |
Численность работников (ССП) |
Производ- ственные объемы |
Кол-во предприятий |
Численность работников (ССП) |
Производ- ственные объемы |
Кол-во предприятий |
Численность работников (ССП) |
Поизвод- ственные объемы |
||||
ед. | чел. | млн. руб. | ед. | чел. | млн. руб. | % | ед. | чел. | млн. руб. | % | ||
Проектные организации, всего |
64 |
8544 |
59,2 |
100 |
3941 |
315,6 |
0,059 |
74,1 |
122 |
3755 |
527,7 |
139,4 |
в том числе: - крупные |
20 |
7250 |
53,9 |
57 |
3128 |
266,7 |
0,049 |
68,7 |
54 |
2999 |
404,2 |
126,4 |
- малые | 44 | 1294 | 5,3 | 43*) | 723 | 37,1 | 0,007 | 97,2 | 68 | 756 | 110,6 | в 2,4 р. |
Строительные подрядные организации, всего |
946 |
79519 |
862,0 |
676 |
60094 |
3797,0 |
0,704 |
61,2 |
1860 |
50961 |
5123,9 |
112,5 |
в том числе: - крупные |
303 |
62941 |
749,6 |
206 |
26651 |
2576,3 |
0,477 |
47,7 |
226 |
23085 |
3308,6 |
107,1 |
- малые | 643 | 16678 | 112,4 | 470*) | 33443 | 1074,6 | 0,199 | 133 | 1634 | 27876 | 946,7 | 73,5 |
Предприятия строительных материалов и конструкций, всего |
335 |
19371 |
272 |
321 |
15718 |
2276 |
х |
57,3 |
305 |
17094 |
2412 |
101,3 |
в том числе: - крупные |
31 |
13905 |
190 |
33 |
9822 |
1686 |
х |
71,5 |
33 |
9108 |
1948 |
100,1 |
- малые | х | х | х | 156 | 3281 | 63 | х | х | 156 | 3752 | 76 | 97,3 |
*) фактически работающие организации
Число семей, стоящих в очереди на получение жилья, получивших жилье и улучшивших свои жилищные условия, представлено следующими данными (таблица 1.2.)
Таблица 1.2.
Число семей, получивших жилье и улучшивших свои жилищные условия
2003 год | 2001 год | |||
Кол-во семей | В % от нуждающихся |
Кол-во семей | В % от нуждающихся |
|
По области | 1546 | 1,4 | 901 | 0,8 |
По г. Воронежу |
652 |
0,7 |
371 |
0,4 |
В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе, задача государства заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов, мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно-финансовую сферу посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.
В результате совершенствования инструментов и институтов привлечения частных финансовых ресурсов на вторичном рынке, ипотечный рынок может стать самым крупным механизмом по перераспределению капитала в жилищный и строительный секторы, а также сопряженные с ними отрасли. Ипотечный рынок создает предпосылки для развития финансовых операций с физическими лицами путем повышения финансовой дисциплины населения, включающей добросовестное отношение к заемным средствам, срочное финансовое планирование средств семьи, субъекты Российской Федерации и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получить доступ к доходам физических лиц как самому большому поставщику финансовых ресурсов.
В 2001 году освоением технологий ипотечного кредитования в рамках программы "Будущее сегодня" проводил Воронежский филиал ЗАО "Промышленно-страховая компания". Предлагаемый абсолютно новый для России ипотечный механизм, реализованный в программе "Будущее сегодня", был построен на возможностях страхового рынка и, в частности, долгосрочного накопительного страхования жизни.
Для участия в программе гражданин заключал договор долгосрочного страхования своей жизни сроком на 10 лет, и, когда сумма выплаченных им страховых взносов достигала трети стоимости его будущего жилища, он подал заявку на получение от страховой компании ссуды, необходимой для покупки квартиры. В течение года с момента обращения за ссудой страховая компания инвестировала средства в долевое строительство жилья, после чего заемщик, уже получивший новую квартиру в свою собственность, закладывал ее в пользу страховой компании до окончания всех расчетов со страховщиком. После этого заемщик переезжал в новую квартиру и продолжал платить страховые взносы по договору, при этом стоимость обслуживания выданной ему ссуды в соответствии с условиями программы не превышала 10% годовых в валюте.
Рассмотренная технология ипотечного кредитования ЗАО "Промышленно-страховая компания" не получила развития и на данный момент не работает.
В настоящий момент на рынке жилищного ипотечного кредитования действуют три организации.
Одна из них - Воронежская Городская Служба Недвижимости (ВГСН), приступившая к работе осенью 2002 года структура, которая представляет в городе несколько московских строительных и инвестиционных компаний. Учредителями ВГСН являются строительная компания "СК ОТО" и Инвестиционная компания МГСН - крупный инвестор на рынке недвижимости Москвы. Совместно эти компании ежегодно строят не менее 300 тыс. кв. м жилья. Основные направления деятельности ВГСН: продажа квартир в домах-новостройках, строительство которых инвестируют московские учредители. При этом потенциальному покупателю предлагают воспользоваться на выгодных условиях рассрочкой платежа. Для всех объектов ВГСН с начала рассрочки и до окончания строительства дома цена на квартиру фиксируется и остается постоянной.
Кроме того, со второй половины 2003 года, выдачей ипотечных кредитов и кредитов на покупку жилья занимается Центрально-Черноземный банк Сберегательный банк РФ. Кредиты предоставляются гражданам РФ, имеющим постоянный источник дохода, в рублях и иностранной валюте на приобретение и строительства# жилья у застройщика или риэлтера, с которыми банк заключил договор о сотрудничестве по реализации жилья. Максимальный размер ипотечного кредита не может превышать 90% покупной стоимости жилья, а кредита на приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт объектов недвижимости - 70% покупной, инвестиционной или сметной стоимости либо сметной стоимости работ по реконструкции, ремонту жилья. Предусмотрено обязательное вложение заемщиком собственных средств не менее 10% или 30% в зависимости от вида кредита. Максимальный срок кредитования - 15 лет. Процентная ставка за пользование кредитом - 18%. Для получения кредита потенциальному заемщику необходимы поручительства совершеннолетних членов семьи либо других физических и юридических лиц.
В соответствии с распоряжением главы администрации Воронежской области от 25.12.2002 года N2314-р в целях улучшения жилищных условий граждан, для создания системы стимулирования строительства жилья и приобретения его гражданами, в целях законного распределения ипотечных кредитов и контролирования возврата данных кредитов было создано ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области". ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" предоставляет жилищные ипотечные кредиты в рублях на срок от 5 до 20 лет гражданам Российской Федерации, имеющим постоянный источник дохода, с процентной ставкой 15% годовых (самой низкой в регионе). Первоначальный взнос заемщика должен составлять не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья. Минимальный размер кредита 100 тыс. руб. По состоянию на 01.12.2003 года ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" выдано 15 кредитов, 70% заемщиков - работники бюджетной сферы.
1.1. Общая характеристика Воронежской области по основным социально-экономическим показателям
Основные макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что экономика Воронежской области обладает достаточной устойчивостью.
В 2002-2003 годах прирост объема промышленной продукции составил 3,3%, оборота розничной торговли - 6,9%, оборота общественного питания - 6,9%, начисленная средняя заработная плата одного работника увеличилась на 38,6%.
В промышленности строительных материалов наблюдается рост объема производства (на 30,4%).
Таблица 1.1.1.
Структура инвестиций в строительство жилья по
источникам финансирования (в процентах к итогу)
(в фактически действующих ценах)
2000 год (с НДС) |
2001 год (с НДС) |
2002 год |
2003 год |
|||||
% | млн. руб. |
% | млн. руб. |
% | млн. руб. |
% | млн. руб. |
|
Инвестиции в строительство жилья, всего (с досчетом) |
100 |
1342,1 |
100 |
1509,9 |
100 |
2044,2 |
100 |
3411,0 |
в том числе: - собственные средства *) |
10,0 |
134,4 |
14,7 |
221,6 |
7,3 |
150,0 |
17,0 |
579,87 |
- средства граждан, кредиты банков |
27,8 |
373,0 |
27,3 |
412,1 |
26,9 |
550,5 |
20,6 |
702,5 |
бюджетные средства: - из федерального бюджета *) |
8,9 |
119,7 |
5,0 |
75,3 |
2,3 |
47,7 |
н. д. |
н. д. |
- из областного бюджета *) |
0,6 |
8,1 |
0,8 |
12,0 |
0,2 |
3,5 |
н. д. |
н. д. |
- из местных бюджетов *) |
0,3 |
3,4 |
- |
- |
0,4 |
8,4 |
н. д. |
н. д. |
*) крупные организации и организации численностью до 15 человек;
н. д. - нет данных.
Основным источником финансирования строительства жилья в последние годы стали внебюджетные средства, в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства и приобретении жилья (по данным Воронежского областного комитета государственной статистики).
Удельный вес инвестиций в основной капитал, направленных на строительство жилья, в общем объеме инвестиций составил в 2001 году 9,4%. Государственная поддержка из федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов осуществлялась при строительстве 1,8% общей площади жилых домов (что составляет 10,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов). Инвестиции из федерального бюджета направляются в основном на реализацию целевых федеральных инвестиционных программ, в частности, на реализацию программы "Государственные жилищные сертификаты", Федеральной целевой программы "Свой дом", как части программы "Жилище".
Общие показатели по строительству и рынку жилья представлены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2.
Строительство и рынок жилья
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |||
Построено жилья, кв. м | 556400 | 568659 | 584633 | 652782 | ||
в том числе |
за счет средств федерального бюджета |
1748 | 28065 | 10432 | 22177 | |
за счет средств субъекта Россий- ской Федерации и местных бюджетов |
5205 |
1546 |
214 |
- |
||
за счет средств муниципального бюджета |
х |
х |
х |
х |
||
Количество построенных квартир | 7053 | 7208 | 7083 | 7425 | ||
Объемы незавершенного жилищного строительства на конец отчетного года, тыс. руб. |
947369 |
1047159 |
1073260 |
1433840 |
||
в том числе |
в федеральной собственности | 281781 | 312946 | 201285 | 283770 | |
в собственности субъекта Российской Федерации |
4737 |
16938 |
18732 |
19694 |
||
в муниципальной собственности | 211038 | 144574 | 90052 | 77393 | ||
Жилые дома, находящиеся в незавершенном строительстве на конец отчетного года, кв. м. |
740858 |
645580 |
772674 |
687301 |
||
в том числе |
в федеральной собственности | 170080 | 135267 | 100532 | 119875 | |
в собственности субъекта Российской Федерации |
6236 |
24099 |
23626 |
22904 |
||
в муниципальной собственности | 57692 | 63650 | 68281 | 35850 |
Несмотря на значительный рост количества построенных квартир в 2002 году (7425 шт., что на 4,8% больше, чем в 2001 году), объемы незавершенного строительства, хотя и снизились на 11,05%, тем не менее, составляют значительный объем (порядка жилых 1000 домов общей площадью 687,3 тыс. кв. м).
1.2. Анализ инвестиционного потенциала населения Воронежской области
1.2.1. Доходы населения
Платежеспособность населения Воронежской области можно оценить на основе социально-экономических показателей уровня жизни населения.
Таблица 1.2.1.1.
Денежные доходы и расходы населения Воронежской области
Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Доходы, всего тыс. руб. | 34866853 | 43378310 | 58980647 | 74067461 |
Реально располагаемые денежные доходы, % |
83,2 |
100,4 |
112,7 |
107,9 |
Превышение доходов над расходами, тыс. руб. |
1566431 |
1458941 |
531814 |
1669283 |
Величина прожиточного минимума, в среднем на душу населения, руб. |
696 |
х |
х |
1693 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
38,6 |
48,1 |
53,4 |
47,4 |
В среднем на душу населения денежные доходы в 2002 году составили 2564 руб., в 2003 году - 3263,8 руб.
Таблица 1.2.1.2.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
тыс. чел. | % | |||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Все население | 2474,8 | 2455,5 | 2437,6 | 2414,7 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе со средне-душевыми денежными доходами, руб./мес.: |
||||||||
до 500 | 382,8 | 287,3 | 121,9 | 30,6 | 15,5 | 11,7 | 5,0 | 1,3 |
500-750 | 571,5 | 451,8 | 260,8 | 101,5 | 23,1 | 18,4 | 10.7 | 4,2 |
750-1000 | 502,6 | 442,0 | 234,2 | 169,9 | 20,3 | 18,0 | 13,3 | 7,0 |
1000-1500 | 594,5 | 616,3 | 594,8 | 430,7 | 24,0 | 25,1 | 24,4 | 17,8 |
1500-2000 | 246,5 | 321,7 | 416,8 | 413,4 | 10,0 | 13,1 | 17,1 | 17,1 |
2000-3000 | 141,7 | 240,7 | 429,0 | 583,6 | 5,7 | 9,8 | 17,6 | 24,2 |
3000-4000 | 26,8 | 63,8 | 165,8 | 315,1 | 1,1 | 2,6 | 6,8 | 13,1 |
свыше 4000 | 8,4 | 31,9 | 124,3 | 369,9 | 0,3 | 1,3 | 5,1 | 15,3 |
Структура использования денежных доходов населения выглядит следующим образом (таблица 1.2.1.3.).
Таблица 1.2.1.3.
Структура использования денежных доходов населения
(в процентах от дохода)
Годы | Денежные доходы |
Из них использовано на: | Прирост денег на руках |
||||||
покупку товаров и оплату услуг |
в том числе: | оплату обязатель- ных платежей и взносов |
сбереже- ния |
из них во вкладах и ценных бумагах |
покупку валюты |
||||
покупку товаров |
оплату услуг |
||||||||
1999 | 100,0 | 79,3 | 69,4 | 9,9 | 3,7 | 6,7 | 3,8 | 5,8 | 4,5 |
2000 | 100,0 | 78,1 | 67,0 | 11,1 | 4,1 | 9,0 | 4,1 | 5,4 | 3,4 |
2001 | 100,0 | 78,2 | 65,8 | 12,4 | 4,6 | 11,5 | 4,3 | 4,8 | 0,9 |
2002 | 100,0 | 73,2 | 60,0 | 13,2 | 5,4 | 13,7 | 4,5 | 5,4 | 2,3 |
Из таблицы видно, что у населения после различных расходов остаются денежные средства (рублевые и валютные сбережения), которые могут быть использованы, в частности, и на ипотечное жилищное кредитование.
По информации, полученной в процессе анкетирования населения, проводимого ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", можно сделать следующие выводы.
В ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" обращаются граждане в возрастном диапазоне от 20 до 50 лет, при этом преобладают граждане от 25 до 40 лет. Состав семьи в среднем 2,5 человека.
У большинства имеются накопления (в среднем до 150 тыс. рублей), которые могут выступать в качестве первоначального взноса.
Обратившиеся граждане по доходам распределяются следующим образом:
от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. - 52,15 %
от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. - 21,1 %
от 15 тыс. руб. до 20 тыс. руб. - 7,3 %
более 20 тыс. руб. - 5,4 %.
По данным анкетирования потенциальными заемщиками являются граждане, у которых доход более 10 тыс. рублей (около 34% заполнивших анкеты).
Размер кредитов находится в диапазоне от 250 тыс. руб. и выше.
Однако определенная часть населения в ближайшее будущее не сможет решить своей жилищной проблемы, без какой либо государственной поддержки. Они, с одной стороны, не попадают под категорию льготной категории населения, чтобы получить квартиру от государства, а с другой - не имеют достаточных средств, чтобы самостоятельно приобрести квартиру или дом. Реализация целевой областной программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы" позволит получить льготной категорией населения субсидии из областного бюджета на погашение процентной ставки за пользование кредитом, субсидирование первоначального взноса (100%), на погашение части суммы кредита.
Среди обращающихся в ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" отмечается тенденция по выводу своих доходов из "тени", стремление найти дополнительные источники для получения требуемой величины кредита.
1.2.2. Текущие сбережения населения
По данным Воронежского областного комитета государственной статистики в 2001 году полученные населением доходы расходовались следующим образом:
Таблица 1.2.2.1.
Структура расходов населения Воронежской области в 2002 году
Расходы | Доля в общих доходах в % | тыс. руб. |
- товары | 60,0 | 38844163,00 |
- услуги | 13,2 | 7288401,00 |
- обязательные платежи | 5,4 | 2703612,00 |
- вклады и покупка ценных бумаг | 4,5 | 2552023,00 |
- покупка валюты | 5,4 | 2816399,00 |
- осталось на руках | 2,3 | 531814,00 |
Всего доходов | 100,0 | 58980647,00 |
Накопленные средства равны сумме вкладов в банки, покупки ценных бумаг, покупки валюты и тех средств, которые остались на руках. Эта сумма составляет 12% от общей суммы доходов населения - 5900236 тыс. рублей. Однако, в рамках данного анализа, значительный интерес представляют те средства, которые остались на руках в виде наличных рублей и валюты. На руках у населения Воронежской области в 2001 году осталось 7,7% от общей суммы доходов, в рублевом исчислении - 3348213 тыс. рублей.
1.2.3. Накопленные сбережения населения
Накопленные сбережения населения в 2002 году составляют 10156016 тыс. руб. Для анализа инвестиционного потенциала населения следует рассмотреть назначение сбережений. В основном сбережения предназначены для:
1) текущего потребления;
2) непредвиденного случая;
3) расходования по мере надобности;
4) приобретения товаров длительного пользования;
5) будущих потребностей;
6) инвестирования.
Первый тип сбережений можно не включать в инвестиционный потенциал, поскольку эти средства расходуются на поддержание уровня жизнеобеспечения.
Кроме того, часть сбережений последнего типа тоже не является инвестиционным ресурсом в рамках системы ипотечного кредитования, поскольку таким типом сбережений обладают в основном состоятельные граждане, желающие получать от вложения своих средств высокий уровень дохода. А если рассматривать ипотечные облигации, то они являются весьма надежными, но не сверхприбыльными ценными бумагами.
Поскольку, большая доля сбережений относится к 3, 4 и 5 типам их назначения, следует, что инвестиционный потенциал населения Воронежской области составляет более половины всех накопленных сбережений. В денежном выражении - около 5500 млн. руб.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
2.1. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы по развитию системы жилищного ипотечного кредитования населения области - создание условий для обеспечения населения жильем за счет развития системы жилищного ипотечного кредитования; создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан Воронежской области со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.
Задачи Программы по развитию долгосрочного жилищного ипотечного кредитования в новых условиях заключаются в создании инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования, ее законодательного и нормативного оформления и разработки мер государственной поддержки определенных Программой слоев населения при получении ипотечных кредитов; эффективное использование бюджетных средств для повышения доступности ипотечных кредитов и расширения объемов кредитования.
2.2. Этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2005 - 2010 годах.
На первом этапе (2005 год) в целях формирования основной организационной структуры региональной системы жилищного ипотечного кредитования будут решены следующие задачи:
- заключение соглашений о сотрудничестве со страховыми, оценочными, риэлтерскими компаниями в соответствии со стандартами процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов);
- определение организации, уполномоченной выполнять в установленном порядке функции по реализации государственной (областной) поддержки населения в сфере жилищного ипотечного кредитования;
- создание вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов и займов, предоставляемых населению области коммерческими банками Воронежской области, путем выкупа закладных ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области".
На втором этапе (2005 - 2006 годы) в целях распространения системы жилищного ипотечного кредитования по всей территории области и развития сотрудничества с кредитными организациями намечается:
- формирование механизмов рефинансирования системы жилищного ипотечного кредитования с использованием модели организации рефинансирования кредитных и иных организаций через федеральных операторов вторичного ипотечного рынка и регионального оператора;
- организация системы адресной областной поддержки отдельных категорий заемщиков в сфере жилищного ипотечного кредитования;
- заключение соглашения о совместных действиях администрации области и кредитных организаций по развитию жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области.
На третьем этапе (2006 - 2010 годы) для обеспечения экстенсивного роста и устойчивого развития системы жилищного ипотечного кредитования будут решаться следующие задачи:
- расширение сотрудничества с банковскими и небанковскими кредитными организациями и привлечение дополнительных средств в виде кредитных ресурсов и накоплений граждан на развитие жилищной ипотеки в Воронежской области;
- ежегодное увеличение уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" в соответствии с планируемыми показателями в целях обеспечения достаточности собственного капитала для приобретения прав требования банков по кредитам и займам (удостоверенных закладными), выданным гражданам на приобретение жилья, создание условий для его вхождения на рынок ценных бумаг с собственными облигациями;
- развитие ипотеки на первичном рынке жилья, в том числе ипотеки земельных участков под малоэтажное и индивидуальное строительство;
- совершенствование системы адресной областной поддержки отдельных категорий заемщиков в сфере жилищного ипотечного кредитования;
- подготовка специалистов на базе ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" для работы с заемщиками кредитных банковских и небанковских организаций, подписавших соглашение о сотрудничестве с администрацией Воронежской области (участники программы), по организации предоставления им мер государственной (областной) поддержки.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает мероприятия по созданию эффективного рыночного механизма жилищного ипотечного кредитования, позволяющего обеспечить комплексное решение задач по улучшению жилищных условий для льготной категории населения Воронежской области. Для достижения целей реализации Программы необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования.
2. Государственная (областная) поддержка системы жилищного ипотечного кредитования.
3. Привлечение дополнительных средств в систему жилищного ипотечного кредитования.";
3.1. Содействие в развитии инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования
Развитие системы жилищного ипотечного кредитования предполагает формирование инфраструктуры соответствующих организаций, которые должны осуществлять какие либо действия по ипотечному кредитованию с целью соблюдения прав, как получателей ипотечных кредитов, так и кредиторов, снижения финансовых рисков. В состав инфраструктуры входят:
- ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования" с его филиалами в районах области;
- риэлтерские фирмы, осуществляющие подбор жилья по условиям покупателя;
- независимые оценочные фирмы, проводящие оценку предмета ипотеки;
- страховые компании;
- банковские структуры, отвечающие непосредственно за выдачу кредита гражданам;
- учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для четкой и единообразной процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" г. Москва разработаны Стандарты процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов), удостоверенных закладными, которые предполагают:
- внедрение надежных процедур предоставления, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов, удостоверенных закладными;
- становление и развитие системы ипотечного жилищного кредитования с использованием модели организации рефинансирования кредитных и иных организаций через федеральных операторов вторичного ипотечного рынка с участием региональных специализированных структур (региональных операторов), и в частности ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области".
Обязательным требованием к ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" является:
- достаточность собственного капитала для приобретения прав требования банков по кредитам (удостоверенных закладными), выданным гражданам на приобретение жилья.
Сумма денежных средств, необходимых для пополнения уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", закреплена данной Программой, а также законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
- гарантии Воронежской области по обязательствам ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" перед Федеральным агентством (в случае недостаточности собственного капитала для выполнения обязательств перед Федеральным агентством);
- контроль органов государственной власти (правительства Воронежской области). Не менее 51% величины уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" должны составлять средства Воронежской области. Увеличение уставного капитала осуществляется путем эмиссии акций ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" с их последующим выкупом департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области за счет средств областного бюджета в соответствии с законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год. Также пополнение уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" производится за счет продажи акций сторонним организациям, но не более 49% от общей величины уставного капитала.
ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" предполагается привлечение инвестиций посредством размещения облигаций. Эти займы являются целевыми и предназначены для финансирования жилищного ипотечного кредитования
В рамках реализации Программы планируется увеличение уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" за счет средств областного бюджета на 58 млн. рублей. Ежегодное увеличение уставного капитала предполагается осуществлять на: 2005 год - 5 млн. рублей, 2006 год - 6 млн. рублей, 2007 год - 7 млн. рублей, 2008 год - 10 млн. рублей, 2009 год - 10 млн. рублей, 2010 год - 20 млн. рублей.
Вклад в уставный капитал ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" средств областного бюджета даст возможность привлечь средства федеральных операторов вторичного рынка закладных (жилищных займов) для реализации в области системы рефинансирования ипотечных кредитов и займов, выданных первичными кредиторами.
3.2. Государственная поддержка развития системы жилищного ипотечного кредитования
Целью мероприятия является повышение доступности ипотечных жилищных кредитов и займов для отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посредством оказания целевой адресной поддержки за счет средств областного бюджета.
Государственная поддержка оказывается отдельным категориям граждан, приобретающим жилье в системе ипотечного жилищного кредитования, постоянно проживающим на территории Воронежской области и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях реализации настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются лица, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также лица, жилищные условия которых соответствуют одному или нескольким основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К числу отдельных категорий граждан относятся:
- многодетные семьи (число несовершеннолетних детей, а также детей старше 18 лет, обучающихся с отрывом от производства в образовательных учреждениях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста составляет три и более ребенка);
- молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение государственной областной поддержки в планируемом году не превышает 30 лет;
- работники бюджетных учреждений, государственные гражданские служащие Воронежской области и работники, замещающие должности, не отнесенные к государственным должностям государственной службы Воронежской области, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Воронежской области, муниципальные служащие и служащие, замещающие должности, не отнесенные к муниципальным должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципальных образований в Воронежской области (далее - работники бюджетной сферы);
- иные категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.
Государственная поддержка может осуществляться в формах:
- возмещения первоначального взноса (или части первоначального взноса) за приобретаемое жилье, уплаченного заемщиком за счет собственных средств;
- возмещения части затрат на уплату заемщиком процентов по ипотечному жилищному кредиту;
- возмещение заемщику части суммы получаемого ипотечного жилищного кредита.
Реализация государственной поддержки отдельных категорий населения Воронежской области будет осуществляться через определение прав заемщика на возмещение его затрат (разницы процентной ставки полученного кредита, первоначального взноса или части первоначального взноса, части суммы получаемого кредита), определение размера положенного заемщику возмещения и реализацию этого права за счет средств областного бюджета.
Размер положенного заемщику возмещения за счет средств областного бюджета определяется исходя из:
нормы предоставления общей площади жилья: 33 кв. метра на одиноко проживающего человека, 42 кв. метра на семью из двух человек, 18 кв. метров на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Средства на оказание государственной поддержки отдельным категориям заемщиков в сфере жилищного ипотечного кредитования включаются в состав расходов на финансирование настоящей программы, предусмотренных законом Воронежской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Объём государственной (областной) поддержки составит 187,609 млн. рублей, в том числе по годам: 2005 год - 1,0 млн. рублей, 2006 год - 5,0 млн. рублей, 2007 год - 24,8 млн. рублей, 2008 год - 49,25 млн. рублей, 2009 год - 57,559 млн. рублей, 2010 год - 50,0 млн. рублей.
Право на улучшение жилищных условий с использованием безвозмездной финансовой помощи за счет средств областного бюджета предоставляется семье только один раз.
3.3. Формирование на территории Воронежской области жилых помещений маневренного фонда
См. текст раздела 3.3
3.4. Привлечение дополнительных средств в систему жилищного ипотечного кредитования
Целью мероприятия является привлечение долгосрочных ресурсов на развитие системы жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области из различных источников за счет:
- организации сотрудничества с банковскими и небанковскими кредитными организациями с целью развития добросовестной конкуренции, побуждения первичных кредиторов к различным инновациям на рынке кредитования жилья на условиях ипотеки, привлечения дополнительных кредитных ресурсов и средств населения на развитие жилищной ипотеки;
- дальнейшего развития посредством регионального оператора системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
Собственные ресурсы для развития долгосрочного рублевого жилищного ипотечного кредитования имеют только несколько крупных банков, у большинства Российских банков отсутствуют долгосрочные ресурсы, которые могли бы быть направлены на цели ипотечного кредитования. Общий объем кредитования всегда детерминирован нормативами обязательного резервирования и возможными объемами привлекаемых банками средств, что снижает доступность кредитов для населения (краткосрочное кредитование, высокие ставки по кредитам). Способность банков наращивать объемы выдаваемых населению кредитов напрямую зависит от возможности продажи (возмездной уступки) на рынке прав требований по уже выданным кредитам - рефинансирование кредитов. Система рефинансирования кредитов позволит обеспечить переток капитала с финансового рынка страны в банковский сектор и через него в виде ипотечных кредитов - населению;
- развития ипотеки на первичном рынке жилья в целях привлечения кредитных ресурсов, средств инвесторов и населения на строительство жилых домов;
- развития ипотеки земельных участков под малоэтажное и индивидуальное строительство;
- повышения доступности ипотечных жилищных кредитов за счет совершенствования системы государственной целевой адресной поддержки.";
3.5. Рекламно-информационное обеспечение системы жилищного ипотечного кредитования
См. текст раздела 3.5
4. Механизм реализации Программы
Программа будет реализовываться на основе нормативных правовых актов Воронежской области, соглашения между правительством Воронежской области, федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию и ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области", соглашений между правительством Воронежской области и банковскими и небанковскими кредитными организациями.
Перечень организационных мероприятий для реализации Программы включает в себя:
Наименование мероприятий |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
Обеспечение процедуры дополнительного выпуска акций и его регистрация в установленном порядке |
ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
2005-2010 |
Подписание соглашений о сотрудничестве со страховыми и оценочными компаниями. Внесение при необходимости изменений и дополнений в действующие соглашения |
ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
2005-2010 |
Обеспечение заключения договоров и соглашений для участия области в системе рефинансирования ипотечных кредитов и займов по стандартам федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Внесение при необходимости изменений и дополнений в действующие соглашения |
Правительство Воронежской области ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
2005-2010 |
Обеспечение заключения соглашений о совместных действиях органов исполнительной власти области и кредитных организаций по развитию системы жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области и создание нормативной правовой базы для их реализации |
Правительство Воронежской области |
2006-2010 |
Подготовка в установленном порядке предложений по увеличению уставного капитала ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
Правительство Воронежской области ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
2005-2010 |
Организация и развитие системы государственной (областной) поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в сфере жилищного ипотечного кредитования |
Правительство Воронежской области ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области" |
2005-2010 |
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объём финансирования Программы - 2 165,569 млн. рублей,
в том числе:
- средства областного бюджета - 245,609 млн. рублей,
из них:
- государственная (областная) поддержка развития системы жилищного ипотечного кредитования - 187,609 млн. рублей;
- развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования - 58 млн. рублей;
- внебюджетные средства - 1 919,96 млн. рублей,
из них:
- средства банковских и небанковских организаций - 1 493,8 млн. рублей;
- средства населения - 426,16 млн. рублей.";
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации Программы
Для оценки эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы применяются следующие основные индикаторы:
1. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.
2. Объем выдаваемых населению ипотечных жилищных кредитов и займов в год.
Расчет основных индикаторов оценки эффективности программы и социально-экономических последствий от реализации Программы производится согласно следующей методике.
Индикатор 1: Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств
1. Исходные данные
При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в среднем за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних цен по Воронежской области на первичном и вторичном рынках жилья. Источник данных - территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области;
доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах). Определяется на основе средневзвешенных данных об условиях предоставления жилищных ипотечных кредитов и займов по банковским и небанковским организациям - участникам программы. Источник данных - главное управление Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области и опросные данные;
средневзвешенная процентная ставка по ипотечному кредиту (процентов годовых). Определяется на основе средневзвешенных ставок по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях по банковским и небанковским организациям - участникам программы. Источник данных - главное управление Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области;
срок кредита на приобретение жилья (в годах). Определяется на основе средневзвешенных по рынку жилищной ипотеки Воронежской области сроков кредитования по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источник данных - главное управление Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области;
доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах заемщика с созаемщиками (в процентах). Определяется на основе средневзвешенных данных об условиях предоставления жилищных ипотечных кредитов и займов по банковским и небанковским организациям - участникам программы;
распределение домохозяйств по уровню среднемесячного дохода. Источник данных - территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.
количество семей в Воронежской области. Источник данных - территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.
2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора.
Минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями (54 кв. метра для семьи из 3 человек), с помощью собственных и заемных средств определяется по формуле:
LTV i
----- x P x 54 x ----------
100% 12 x 100% 100%
TI = --------------------------- x ----, где:
i -t x 12 PI
1 - (1 + -----------)
12 x 100%
TI - минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья (в рублях в месяц);
LTV - доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах);
P - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в среднем за год);
i - процентная ставка по кредиту (в процентах в год);
t - срок кредита (в годах);
PI - доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах семьи (в процентах).
Доля домохозяйств с совокупным доходом выше минимального (TI) определяется исходя из данных о распределении домохозяйств по уровню среднемесячного дохода.
3. Значения целевого индикатора
К концу 2010 года в среднем по Воронежской области доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, должна быть равна 27 процентам.
Индикатор 2: Объем выдаваемых населению ипотечных жилищных кредитов и займов в год.
1. Исходные данные
При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
сведения о кредитах и займах на покупку жилья на условиях ипотеки, выданных банковскими и небанковскими организациями - участниками программы за год. Источник данных - главное управление Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области.
2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Воронежской области
Значение целевого индикатора рассчитывается путем суммирования данных о кредитах и займах на приобретение жилья, выданных банковскими и небанковскими организациями - участниками программы за год.
3. Значения целевого индикатора
К 2010 году 2820 семей улучшат жилищные условия с помощью жилищных ипотечных кредитов. Общая сумма выданных жилищных ипотечных кредитов к 2010 году составит 1493,8 млн. рублей.
7. Организация управления Программой
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент экономического развития Воронежской области.
Приложения
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 апреля 2010 г. N 96-V-ОД приложение 1 к настоящей Областной целевой программе изложено в новой редакции
Приложение 1
Программные мероприятия
15 декабря 2005 г., 14 июня 2007 г., 29 апреля 2010 г.
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 апреля 2010 г. N 96-V-ОД приложение 2 к настоящей Областной целевой программе изложено в новой редакции
Приложение 2
Эффективность программных мероприятий
14 июня 2007 г., 29 апреля 2010 г.
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 апреля 2010 г. N 96-V-ОД приложение 3 к настоящей Областной целевой программе изложено в новой редакции
Приложение 3
Объемы и источники финансирования
15 декабря 2005 г., 14 июня 2007 г., 29 апреля 2010 г.
млн. рублей
Приложение 4
Комплекс мероприятий по совершенствованию
нормативно-правовой базы
15 декабря 2005 г., 14 июня 2007 г.
См. текст приложения 4
Приложение 5
Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет
средств федерального бюджета
15 декабря 2005 г.
См. текст приложения 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы по развитию системы жилищного ипотечного кредитования населения области является создание условий для обеспечения населения жильем за счет развития системы жилищного ипотечного кредитования; создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан Воронежской области со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов. Программа реализуется в 2005 - 2010 годах.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление Воронежской областной Думы от 8 июля 2004 г. N 902-III-ОД "Об областной целевой программе "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Воронежской областной Думы от 29 апреля 2010 г. N 96-V-ОД
Постановление Воронежской областной Думы от 14 июня 2007 г. N 945-IV-ОД
Постановление Воронежской областной Думы от 15 декабря 2005 г. N 274-IV-ОД